Kievuz

Раннее детство

РАННЕЕ ДЕТСТВО

Период раннего детства – от 1 года до 3-х лет.
Основная потребность ребенка – познание окружающего мира через действия с предметами. Самостоятельно ребенок не может открыть способ использования предметов. На основании ситуативно-личностной формы общения строится новая потребность в предметном взаимодействии.

Происходит расчленение предметной и социальной среды. Складывающаяся социальная ситуация развития, характерная для раннего детства, может быть обозначена формулой: «ребенок – предмет – взрослый».

Разворачивается новая форма общения – ситуативно-деловое общение, которое представляет собой практическое сотрудничество по поводу действий с предметами и составляет основу взаимодействия ребенка со взрослым вплоть до 3 лет.

Развитие предметной деятельности

Ведущей деятельностью ребенка в раннем детстве является уже не эмоциональное общение со взрослым, а предметно-манипулятивная деятельность (орудийно-предметная).

Примеры орудийных действий: пить из кружки, причесываться расческой, рисовать карандашом, копать лопаткой, насыпать в ведерко.

Внутри ведущей предметной деятельности начинают складываться новые виды деятельности, достигающие развернутых форм в дошкольном детстве. Это игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка).

Познавательное развитие ребенка

Ранний возраст – период активного исследования различных свойств предметов: формы, величины, простых причинно-следственных связей, характера движений и соотношений. Во время знакомства с предметами и способами их использования совершенствуется восприятие ребенка, развивается его мышление, формируются двигательные навыки.

Внимание и память в основном носят непроизвольный характер, вплетены в другую деятельность.
Мыслительные действия в раннем детстве предполагают установление связей между предметами для достижения цели. В ряде случаев взрослые дают готовые связи (например, показывают, как нужно использовать палку для того, чтобы выловить из лужи мячик).

Для раннего возраста характерно решение задач с помощью внешних ориентировочных действий – наглядно-действенное мышление. Действия с образами предметов (наглядно-образное мышление) только начинают складываться Одна из основных линий развития мышления – формирование обобщений.

Обобщение предметов первоначально возникает в процессе действия и затем закрепляется в слове.
Раннее детство – сензитивный период для усвоения речи.

— активный словарь ребенка 12 месяцев включает обычно от 5 до 40 слов;— после года он увеличивается примерно до 100 слов;— после полутора лет речевое поведение ребенка резко изменяется, становится более активным.Это выражается в появлении вопросов о названиях предметов: «Что это?». Темп речевого развития возрастает.

К двум годам детский словарь составляет уже более 200 слов, а к трем – примерно 1200-1500 слов. К трем годам происходит усвоение грамматической структуры предложения, дети улавливают предметные отношения и овладевают речевыми способами их выражения – предложения становятся полными. На третьем году жизни становится возможен рассказ о виденном, пересказ слышанного.

Психологические новообразования раннего детства: отделение ребенком себя от окружающих, осознание себя как субъекта действия, сравнение с другими людьми.

Кризис трех лет Л.С. Выготский описал как «семизвездъе симптомов», которое выражается через:
1) негативизм – стремление сделать что-то вопреки предложению взрослого, даже вразрез с собственным желанием; негативная реакция на предложение потому, что оно идет от взрослого;
2) упрямство – ребенок настаивает на чем-то потому, что он этого потребовал;
3) строптивость направлена в целом против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет;
4) своеволие – проявление инициативы собственного действия, стремление все делать самому;
5) протест-бунт – ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими;
6) симптом обесценивания – проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей;
7) деспотизм – ребенок заставляет родителей делать все, что он требует.
Кризис протекает как кризис социальных отношений, отделения от близких взрослых и связан со становлением самосознания ребенка. В этом проявляется потребность в утверждении собственного Я. Возникающие в речи ребенка слова «хочу», «не хочу», «Я» становятся осмысленными. Возникает особая форма личного сознания, внешне проявляющаяся в знаменитой формуле «Я сам». Феномен «Я сам» знаменует психологическое отделение ребенка от взрослого и распад прежней ситуации социального развития.
Возрастная психология

Источник: https://xn--b1adef0ban2h.org/rannee-detstvo/

Раннее детство – это что такое? Общая характеристика, особенности и этапы развития

РАННЕЕ ДЕТСТВО

Каждому родителю важно знать, какие этапы развитие в раннем детстве проходит малыш. Ведь вся жизнь человека делится на многочисленные фазы, которые отличаются своими особенностями становления личности. Каждый этап должен происходить в свое время.

Поэтому очень важно, какие потребности испытывает ребенок в раннем детстве. Это тот, период, когда он формируется не только физически, но и психологически. Малыш начинает открывать для себя новый мир и знакомиться с ним.

Общие сведения

Раннее детство – это период с 1 до 3 лет. В этот отрезок своей жизни мальчики и девочки начинают идти по разным психологическим направлениям развития. Это означает, что ведущая деятельность у них начинает отличаться. У представителей сильного пола, в первую очередь, развивается предметная деятельность. Девочки больше склонны к формированию коммуникативных навыков.

Если говорить о предметно-орудийной деятельности, которой интересуются мальчики, то она включает в себя манипуляции с различными предметами. В этот период у будущего мужчины появляются зачатки конструирования, благодаря чему в старшем возрасте у него будет более развитым абстрактное и отвлеченное мышление.

https://www.youtube.com/watch?v=XfoGRCY9P6U

Коммуникативная деятельность, к которой в период раннего детства больше склонны девочки, позволяет освоить основные принципы логики и особенности человеческих отношений. Не секрет, что женщины более социально развиты, чем мужчины. Они умеют общаться с окружающими людьми. Также дамы отличаются более развитой интуицией и склонностью к эмпатии.

Кроме этого в период раннего детства приходит осознание половых различий, когда мальчик и девочка начинают понимать, что они не похожи друг от друга. Однако в этом случае больше речь идет не о половых признаках, а о разнице в социальном общении.

Мальчики и девочки начинают понимать, что их интересуют разные вещи и задачи. Однако нужно отметить, что между юными представителями мужского и женского пола намного больше общего. Основные различия проявляются в более позднем возрасте.

А в период от 1 до 3 лет мальчики и девочки развиваются практически одинаково.

Кроме этого, к 3 годам у детей начинает развиваться «Я»-концепция. Стоит отметить, что первые три года чада проходят большую часть своего психологического развития. Именно поэтому так важно в этот период быть внимательным к ребенку, чтобы не допустить психологических травм, которые оставят весомый отпечаток.

К первому году жизни малыш начинает осознавать себя как человек. Он видит части своего тела и некоторые отличия от взрослых, но пока что не может обобщить эту информацию. Если родители будут проявлять активность и прилагать усилия к обучению малыша, то к полутора годам он начнет узнавать себя в отражении зеркала, освоит и начнет идентифицировать это отражение с собой.

Также раннее детство – это период, когда ребенок интересуется всем окружающим миром. Он начинает понимать, что он контролирует отдельные части своего тела. В процессе игры развивается его фантазия, память и другие навыки. Малыш учится отличать окружающих по внешним признакам, звуковым особенностям и другим параметрам.

Ходьба

В психологии раннее детство принято также называть ходячим. Как только малыш осваивает этот навык, он начинает испытывать сильнейшее желание в поддержке и одобрении родителей.

Когда прямохождение становится более уверенным, ребенок больше работает в автономном режиме и не нуждается в помощи.

Он начинает самостоятельно и свободно общаться с внешним миром и выполнять те действия, которые ему хочется.

При этом ему становится доступно большее количества различных предметов. Малыш начинает учиться ориентироваться в пространстве.

А в этот период времени дети познают мир посредством взаимодействия с окружающими предметами.

Именно поэтому в период с 1 года до 3 лет малыш начинает хватать все на столе и трогать людей за волосы и различные части тела. Также этот период малыш учится использовать различные предметы.

Мышление

Развитие этого навыка осуществляется в несколько этапов. В начале у ребенка появляется элементарное мышление. Это означает, что на протяжении первых трех лет жизни малыш все чаще и продуктивней начинает использовать готовые связи. Через некоторое время ребенок научится использовать предметы для удовлетворения своих потребностей.

В раннем детстве ребенок начинает учиться на своих ошибках и получает первый опыт. Также происходит развитие мышления, которое осуществляется впоследствии каких-либо наглядных действий.

Это означает, что если ребенок видит, как взрослые что-то делают, то он запоминает данные манипуляции и впоследствии пытается воспроизвести их самостоятельно. В мозгу малыша начинает проявляться знаково-символическая функция.

Это означает, что он осознает, как можно использовать один предмет, чтобы заменить им другой.

Половая идентификация

Раннее детство (возраст 1-3 года) представляет собой период, когда малыш уже понимает, является он мальчиком или девочкой. Подобные знания ребенок черпает, благодаря наблюдению за поведением старших. Он осознает, что мужчина и женщина отличаются от него, и понимает, что окружающий мир ждет от него самоидентификации.

В период с 2 до 3 лет ребенок начинает четко соотносить себя к определенному полу. В этот период очень важно, чтобы в семье был отец.

Если речь идет о матери-одиночке, которая воспитывает мальчика, то у малыша может быть искаженное понимание социальных ролей. Если от отсутствия отца страдает девочка, то последствия могут сказаться на ней в подростковом возрасте.

Ей будет сложнее приспособиться к женской роли и начать общаться с представителями противоположного пола.

Самосознание

Раннее детство – это период, когда ребенок начинает понимать, что некоторые его действия оцениваются положительно, а другие вызывают негативные эмоции взрослых. Он видит, что делая те или иные вещи, он становится более привлекательным в глазах своих родителей. Именно поэтому малыш старается заслужить похвалу и признание.

Освоение орудийных действий

Особенности раннего детства включают в себя и то, что ребенок начинает учиться взаимодействовать с различными предметами вокруг себя. Освоение орудийных действий развивается в несколько этапов.

В первую очередь, ребенок видит предмет как продолжение своей руки. При этом он пытается действовать орудием как оконечностью. Через некоторое время он начинает видеть связи между орудием и другими предметами.

Случайно или намеренно он начинает комбинировать несколько объектов и получать новые результаты.

Постепенно малыш начинает учиться правильно держать предметы и находить наиболее удобную позицию для того, чтобы пользоваться ими.

Развитие речи

Не секрет, что на первых годах жизни ребенок начинает говорить. Развитие речи проходит также несколько этапов. До полутора лет развивается внимания ребенка. Чем чаще родители будут разговаривать с малышом, тем больше он будет воспринимать пассивную речь. После этого малыш пытается самостоятельно произнести слова. Приходит этап активной речи.

Независимо от того, насколько у малыша получается произносить те или иные фразы, общение выходит для него на новый уровень. На этом этапе ребенок усваивает грамматическое построение фраз. Он начинает использовать окончания, изменяя их. Благодаря этому деятельность раннего детства становится более активной. Происходит более интенсивное развитие зрительного и слухового восприятия.

В возрасте до 1 года у малыша практически нет никаких страхов. Однако, как только начинают развиваться умственные способности, ребенок расширяет диапазон своих знаний и получает новую информацию. Это приводит к появлению первых страхов. Например, если малыш замечает, что какой-то объект исчез из его поля зрения, то он автоматически начинает бояться, что предмет не вернется обратно.

В этот период времени страх может вызывать все что угодно: парик, новые очки у родителей, страшные маски и многое другое. Некоторые дети начинают бояться животных или движущихся машин, а другие не могут спать в одиночестве. Как правило, большая часть страхов пропадает со временем сама собой, как только ребенок начинает осваивать новые методы мышления.

Кризис трехлетнего возраста

В процессе развития ребенок в раннем детстве проходит множество дополнительных этапов. Малыш начинает видеть себя в зеркале, идентифицировать свою личность, определять качество своей внешности. У девочек появляется интерес к платьям, а мальчишки больше интересуются конструированием и своей эффективностью в этой сфере.

В этот период жизни дети начинают очень остро реагировать на неудачи в ситуации. В подобных ситуациях малыш становится неуправляемым, а иногда и впадает в ярость. На данном этапе очень сложно откорректировать поведение чада.

Сложности испытывают не только дети, но и родители. В этот период происходит первое проявление негативных эмоций. Например, если взрослые предлагают ребенку то, что ему не нравится, он может начать вести себя агрессивно.

Некоторые малыши делают все наоборот, даже если сами прекрасно понимают, что это не лучшая идея.

Полноценное общение ребенка со взрослыми

Нужно понимать, что в этот период жизни, малыш более инициативен в плане общения со старшим поколением. Он учится сотрудничать и проявлять настойчивость в тех или иных вопросах. Одновременно с этим у малыша очень развита доверчивость, поэтому он эмоционально открыт.

Дети нуждаются в проявлении любви и ласки. Для ребенка важно похвала взрослого, а порицание вызывает у него грусть и злость. В возрасте до 3 лет закладывается основа психологического здоровья малыша, поэтому родители должны научиться давать ребенку все то, что нужно ему для того, чтобы сформироваться как полноценной личности.

Память

Данное умение развивается благодаря восприятию и узнаванию. В первую очередь, происходит развитие образной памяти. С возрастом объем сохраняемого материала в голове ребенка увеличивается. Появляется непроизвольная память.

Малыш может запоминать действия, слова, звуки и прочее. Через некоторое время он учится воспроизводить все то, что он зафиксировал в мозгу раннее. Также на этом этапе жизни происходит активное развитие воображения.

Какие факторы влияют на развитие

В первую очередь, стоит сказать о наследственности. Это касается не только физиологических особенностей, но и эмоциональных. Ребенок видит поведение родителей и автоматически повторяет данную модель в своей жизни. Важно следить за питанием детей. В процессе активного роста у малышей формируется иммунная система, начинают работать в стабильном режиме все органы.

Также для ребенка важна окружающая среда, климат правильное освещение, многое другое. Помещение, где спит чадо, нужно проветривать и следить, чтобы малыш не страдал от сильного холода.

Также важен социально-экономический фактор и то, как родители относятся к ребенку. Если его слишком сильно оберегают, то во взрослой жизни такой человек может стать слишком опасливым, а иногда и трусливым. Очень важно научиться общаться с малышом.

Понимать, когда стоит “сюсюкаться”, а когда можно быть более серьезным.

Источник: https://FB.ru/article/380458/rannee-detstvo---eto-chto-takoe-obschaya-harakteristika-osobennosti-i-etapyi-razvitiya

Умственное развитие 

Главным стимулом совершенствования умственной деятельности у «ходячих» детей является их чувственно-двигательная активность. Дети 1-2 лет находятся в первом (сенсомоторном) периоде умственного развития, который Пиаже разделил на 6 стадий. 4 из них ребенок проходит до года. 5 стадия – третичные круговые реакции (1 – 1,5 лет) – экспериментирование с предметами.

Цель экспериментов – в них самих: малыши любят наблюдать, как ведут себя предметы в новых ситуациях. На смену рефлекторному поведению приходит истинно мыслительная деятельность: ребенок ищет новые способы взаимодействия с неизвестными ранее предметами. 6 стадия (1,5 – 2 года).

Появление символического мышления, то есть способности по запечатленным в мозгу психологическим образам (символам предметов) воспринимать их в тот или иной момент. Теперь ребенок может проделывать операции не с реальными, а с идеальными предметами. Ребенок становится способным решать простейшие задачи в уме, не прибегая к методу проб и ошибок.

Физические действия способствуют успешной работе мышления. 

Для восприятия внешнего мира на данной стадии умственного развития характерен эгоцентризм. Ребенок 1,5 – 2 лет уже осознает свою обособленность, отделенность от других людей и предметов, а также понимает, что некоторые события могут происходить и независимо от их желаний.

Однако продолжает считать, что все видят мир так же, как и он. Формула восприятия младенца: «Я центр вселенной», «Весь мир вращается вокруг меня». 

Страхи

У детей от 1 до 3 лет больший диапазон страхов, чем у младенцев. Это объясняется тем, что с развитием их способностей восприятия, а также умственных способностей расширяются и рамки жизненного опыта, из которого черпается все новая и новая информация. Замечая, что некоторые объекты могут исчезать из их поля зрения, дети боятся, что и сами они могут исчезнуть.

Они могут опасаться водопроводных труб в ванной и туалете, думая, что вода может унести их с собой. Маски, парики, новые очки, кукла без руки, медленно сдувающийся воздушный шарик – все это может вызвать страх. У некоторых детей может возникать страх перед животными или движущимися машинами, многие боятся спать в одиночестве.

Обычно страхи исчезают со временем сами по мере освоения ребенком более тонких способов мышления. Чрезмерная раздражительность, нетерпимость, гнев родителей могут лишь усугубить детские страхи и способствовать появлению у ребенка чувства отверженности. Чрезмерная родительская опека тоже не избавляет ребенка от страха.

Более эффективным способом является постепенное приучение их к общению с предметами, вызывающими страх, а также наглядный пример.

Базовая потребность возраста

Если в младенческом возрасте потребность в безопасности была насыщена, то актуализируется потребность в любви. Дети в возрасте от 1 до 3 лет все еще зависят от родителей, они постоянно хотят чувствовать физическую близость отца и матери.

Ведущая роль в удовлетворении базовой потребности отдается родителю противоположного пола. 3-4 года – формирование эдипова комплекса и комплекса Электры. Важное значение приобретает тактильный контакт. Ребенок осваивает язык ощущений.

Если потребность не удовлетворена, человек остается тактильно бесчувствен ( например, именно в указанном возрасте происходит формирование эрогенных зон).

Источник: https://psy-land.ru/doshkolnik/rannee-detstvo.html

ovdmitjb

Add comment