Kievuz

Развитие культуры в России

Содержание

Краткая история русской культуры

Развитие культуры в России

Историю культуры России в кратком обзоре мы предлагаем отследить по структурной типологии Н.А.Бердяева, разработанной им в цикле трудов об ее особенностях, пути, судьбе и месте в мировой культуре.

В этих работах ученый обозначил прерывистость русского культурного пути и определил его несколько основных этапов.

Данную историческую типологию Бердяева можно рассматривать как основу, но с дополнениями, связанными с событиями последнего столетия.

Этап славяно-европейской цивилизации (X – начало XIII в.)

К этому периоду, называемому Киевской Русью, уже сформировались основы организации общества. Существовала письменность, был заложен базис государственности, появились правовые институты. Все это дало импульс для дальнейшей эволюции восточно-славянской культуры.

Укрепление страны и приумножение территорий осуществлялось одновременно с принятием христианства у восточных славян и соседних племен.

«Двоеверие» — причудливый симбиоз язычества и христианства порождает самобытную картину бытия, сочетающую разные религиозные представления.

Как показывает история, культура древней России той эпохи была аналогична европейской, именно поэтому многие исследователи называют  этот этап, как славяно-европейская цивилизация. Среди основных ее черт можно выделить:

  • военно-демократические особенности зарождения государственной власти,
  • городская природа культуры,
  • продвижение христианства.

Даже в то время земли Древней Руси простирались на большие территории. Археологические изыскания дают ценный материал, позволяющий лучше узнать культуру крупных городов Древней Руси Киева и Новгорода и выявить существенные различия между ними. Своеобразие настолько очевидно, что здесь можно обособить даже две субкультуры — южную и северную:

  • Южная (ее центр Киев) была нацелена на союз с Константинополем, но зависела от взаимосвязей со степными племенами.
  • Северная (центр в Новгороде) тянулась к Северной Европе и имела сношения со скандинавскими странами и Ганзой.

С  XII до XIV века проводилось наступательное освоение земель центральной и северо-восточных районов Русской равнины с экстенсивным земледелием. Такой характер развития был присущ экономике и развитию страны. Это стало самобытной чертой России и основой для специфичных составляющих русской ментальности:

  • не решение проблем, а уход от них в новые края,
  • земля ничья, божья,
  • чувство временности,
  • отсутствие необходимости глубокого укоренения на одном месте.

Такой способ ведения крестьянского хозяйства по территории и по количеству участников составлял большую часть древнерусской культуры, которая с трудом поддается исследованию, так как она не имеет письменных источников.

История России того времени изучается по основным артефактам, относящимся к городской культуре: летописям, письменам, архитектурным памятникам, декоративно-прикладным поделкам, живописи из кладов и погребений. Основываясь на анализе художественных письменных источников, выделяют два стилистических направления:

  • монументальный историзм
  • эпический лиризм.

Монументальный историзм

Такой стиль получил распространение в конце X в. и господствовал до начала XII в. Это был период приобщения и равноценного вхождения Руси в христианство, осмысления своей роли в новой культуре. Подтверждение тому — сохранившиеся архитектурные, живописные и литературные свидетельства этого периода. Им характерны возвышенно-величавым настрой, они преисполнены важностью.

Стиль монументального историзма точно отражал дух времени княжения династии Рюриковичей. Для героической эпохи страны это был первичный стиль, тождественный романскому стилю для Запада.

Он был равноценен государственному и соответствовал запросам княжеского окружения, желанию молодой страны создать  собственный имидж, свои принципы, сопоставить себя с культурой и историей мира.

Эмпирический лиризм

Этот стиль носит еще название вторичного, он сформировался к середине XII века. Этому времени характерно усиление феодальной раздробленности. Искусство становилось более приближенным к человеку, в нем стали выделяться черты отдельных людей, а не только широта государства, как это было в предыдущий период.

  • В архитектуре появились камерные формы, она стала более одушевленной, более праздничной, нежели мужественной.
  • Литературным памятником того периода стало «Слово о полку Игореве». Это былинное  и проникнутое эмоциями произведение, в котором отразилась история Руси, наряду с мыслями, эмоциями, печалями и отрадами реального человека.
  • Везде возводятся храмы, строятся монастыри, закладываются школы иконописи и ремесла, происходящие события заносятся в летописи.

О многогранности развития художественной культуры того времени можно судить по тому, как выкристаллизовывается особая манера письма в иконографии, развивается художественное обучение.

  • Новгород становится центром почитания Софии,
  • Владимир — Богоматери,
  • в Чернигове и Рязани — княжеских образов Бориса, Глеба.

Удельная Русь — культура XIII – XIV вв

XIII век вошел в историю как начало периода Золотой Орды. «Татарская Русь» вступила в фазу «нравственного монументализма». Постепенно раздробленность страны на удельные княжества была преодолена, что и помогло освободиться от ига.

Глубокие изменения, произошедшие к середине XIII века, дают основания для обособления этого периода, поскольку они также имели большое влияние на тип русской культуры.

По той эпохе проведено много исследований, и  есть разные мнения в оценке последствий нашествия степняков.

 Гумилев считал, что оно спасло страну от подчинения Европой, что, по его мнению, принесло бы гораздо больше вреда для России.

Эти события оставили весомый след, но монголо-татарское иго не могло радикально поменять русскую земледельческую культуру на кочевую. Но нашествие Орды приостановило развитие и нанесло невосполнимый ущерб.

Были разрушены храмы, сожжены библиотеки и города, в угнетенном состоянии находились ремесла.

Вторжение племен кочевников было воспринято как наказанье божье, вселенское бедствие, которому немыслимо было и противиться.

Когда иго было сброшено,  культура и история России становятся иными.  Основное последствие нашествия  – регресс во всех областях жизни. Во второй половине XIII века развитие словно и замерло. Даже в новгородских землях, куда не «дотянулись» ордынцы, был угрюмый застой, сопровождавшийся только обновлением укреплений.

Атмосферу эпохи, переживания людей  можно понять по литературным источникам в жанре «воинских повестей», жизнеописаний мучеников за веру, проповедей.

Московская Русь — этап XIV – XVII вв

Отрезок с конца XIV — по XVII в. вошел в историю как время образования евразийской цивилизации.  Становление централизованного независимого государства с властью в Москве сформировало иную картину в разных сферах жизни. Это благоприятствовало порождению обновленной концепции ценностей и мироздания.

Русские княжества, освобождаясь от оков ига, сплачивались вокруг Москвы, создавая государство нового типа. Оно явилось средством в отстаивании суверенности. По сей день государство имеет чрезвычайную значимость в сознании людей, которая была приобретена еще в те времена.

Превыше личной выгоды и даже важнее законов оказались интересы государства и власть. Становление Московского царства приняло эстафету православия от падшего в те времена Константинополя. Византийское государство кануло в лету. Старец Филофей в своих письмах Василию III озвучил  новые мессианские чаяния в концепции «Москва — Третий Рим»

Поэтапная история культуры великой России московского периода

Эволюцию русской культуры Московского периода можно разбить на три этапа:

  1. Русское Предвозрождение (конец XIV в. — середина XV в.)

Это время ознаменовала победа в Куликовской битве,  вместе с ней произошел эмоциональный скачок национального самосознания. В этот период начался расцвет литературы, искусства, повышение индивидуального начала. Яркими примерами могут быть имена Андрея Рублева, Даниила Черного. Феофана Грека.

По этим величинам развитие России можно сравнивать с Проторенессансом и итальянским ранним Ренессансом. Ренессанс обошел историю России стороной. Все ресурсы были пущены на создание и обустройство страны с центром в Москве.

Там возводятся самые величественные храмы, создаются иконы, фрески, пишутся книги.

  1. «Державный монументализм» (вторая половина XV в. — XVIв.)

Он характерен окончательным становлением Московского царства. Страна стала расширяться в сторону восточных приделов, была взята Казань. Постепенно государство превращалось в обширную евразийскую империю.

Во всех сферах жизни страны идет урегулирование и упорядочение, например,

  • обустройство государства описано в «Степенной книге»,
  • систематизация исторических сведений — в Лицевом летописном своде,
  • религиозные каноны — в «Стоглаве», в «Великих Четьи-Минеях»,
  • семейные проблемы — в «Домострое».

Появляется новый архитектурный стиль – московский. Отстраиваются Кремль, Успенский собор, они являются символом России и по сей день.

  1. Русский ренессанс или барокко (XVIIв.)

В этот период, его называют еще и «бунташным веком», произошло множество событий. Смена династий, польская интервенция, бунты крестьян. Культура этого периода, невзирая на множество драматических  страниц в истории, просветленная и живая.

  • Архитектура насыщена красками, затейлива по форме и декоративна.
  • Живописные произведения декоративны, в то же время в них появляются реалистичные черты, объекты становятся более объемными за счет передачи светотени. Появились первые русские парсуны— синтез портрета и иконы.
  • В литературе также появляются герои с человечными чертами, которые живут в реальной жизни, таков первый русский роман «Повесть о Савве Грудницыне».

В искусстве, литературе передается индивидуальное начало и авторская точка зрения.

История культуры и искусства России (XVIII в. — начало XX в.)

Период Императорской России — время представления ее нового обличья. С эпохи петровских преобразований Русская культура тяготеет к европейской, находится под ее влиянием, но остается самобытной. Исполинская евразийская цивилизация публична для Запада и Востока, но сохраняет независимость. Эту эпоху можно разделить на три временных отрезка.

  1. История культуры  XVIII века

Это время радикальных  реформ. Со времен принятия христианства Россия поворачивается к Западу по воле правителя второй раз. Культурные метаморфозы при правлении Петра I так же противоречивы и сложны, как и нововведения князя Владимира.

Петровское перемещение к Европе продолжили его наследники. Все это столетие стало периодом глубоких преобразований, коснувшихся разных сторон.

Главной особенностью было овладение результатами и завоеваниями европейской культуры, большей частью посредством образования. Перемены происходили под натиском верхов и изнутри, так как предпосылки к ним уже созрели в предыдущем столетии.

Такие черты, как реалистичность индивидуальность, рациональность, теперь облачились в европейский наряд.

Стремительность реформ привела к неравномерной их ассимиляции в разных слоях общества. Между европеизированными верхами и погрязшими в «трясину азиатчины» низами возник раскол. Кроме разобщенности по социальным мерилам, в это время образовалась трещина между культурой этнической и национальной. В будущем старания многих людей будут направлены на преодоление этого разрыва.

  1. История культуры  XIX  века

Это период культурного синтеза своих начал и почерпнутых в Европе знаний. Их слияние дало толчок к дальнейшему развитию. Это столетие называют русским Золотым веком.

Огромный перечень имен, открытий, замыслов, достижений, гениальных творений позволяет сказать, что в этот период Россия сыграла значительную роль  в истории мировой культуры.

Тогда наиболее ярко проявилась ее индивидуальность, были заданы первостепенные вопросы и даны решения проблем. Это период поиска культурной общности и духовности.

  1. Главное о Серебряном веке

Рубеж XIX -XX веков в истории России называют ее Ренессансом. Несмотря на кратковременность, его можно выделить в отдельный тип. Переломный ход времени подарил этой эпохе свободу, активную смену курса и тенденций.

На страну нахлынула лавина свежих представлений, идей, суждений, парадигм, которые имели противоречивую направленность. Творческая жизнь стала интенсивной.

Возникали и множились союзы, объединения, кружки, вовлекая в себя большое число новых членов.

В диалоге разных культур меняется и направленность: это не просто ретроспективное изучение, а стремление приобщиться и постигнуть, погрузившись в самые недра.

Слияние разных видов искусств, мировоззрений, тяготение к единству – было одной из важных черт этого времени.

Но период не был монолитным, в нем существовало множество несовместимых идей, разнонаправленных перемещений, демонстрирующих градус свободомыслия.

История культуры России – этап XX в

1917 – 1991 годы двадцатого столетия относятся к Советской России. Это непростое и парадоксальное время, которое еще предстоит объективно оценить. В нем отразились самые противоречивые черты национального характера.

Тоталитаризм стремился привести культуру к единообразной форме, но внешняя монолитность сочеталась с индивидуальным творческим началом, которое просматривается в иносказательной форме и на бытовом уровне, и в андеграунде.

К оценке значения русской культуры советского периода стоит добавить и Русское Зарубежье. Его можно рассматривать как наследие дореволюционной культуры. Около 10 млн. эмигрантов верили в свою миссию ее сохранения и приумножения.

Это подтверждает их просветительская, научная, издательская работа. Характерные особенности духовной жизни Серебряного века и развитие этих идей отразили в своих работах

Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Б.П. Вышеславцев, И.А. Ильин, Н.О. Лосский, Г.П. Федотов, Г.В, Флоровский, С.Л. Франк.

Еще предстоит объективное  изучение и оценка трудов Русского Зарубежья как неотъемлемой части общероссийской культуры.

Современный этап истории 

Как и предполагал Бердяев, после «пятой» идет формирование «шестой» постсоветской России. Самое важное завоевание здесь, несмотря на все препоны и проблемы, это :

  • освобождение от запретов идеологии,
  • присоединение запрещенных ранее работ и имен,
  • знакомство с зарубежной русской культурой.

Современный прогресс русской культуры объясняется динамичным развитием самопознания, поиском общности, раскрытием своей роли в мировой культуре.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

Источник: http://velikayakultura.ru/istoria-kultury/kratkaya-istoriya-russkoy-kulturyi

Развитие культуры в России в XVII веке

Развитие культуры в России

В курсе истории мы уделяли большое внимание изучению культуры со времени ее возникновения. Что же называется культурой?

Культурой называют достижения людей в их материальной и духовной жизни. Отсюда в культуре различают материальную и духовную культуру.

  1. К материальной культуре относят орудия труда, трудовой опыт людей, а также жилища, одежду и т.д.

  2. К духовной культуре относят просвещение, науку, искусство, взгляды людей на природу и на жизнь общества.

Чем определяется развитие культуры? Культура развивается не сама по себе, а в связи со всей жизнью общества. В основе ее развития лежит труд народных масс, покорение ими сил природы, борьба против классового угнетения, борьба за независимость родины.

Все лучшее, созданное и накопленное людьми в культуре, сохраняется и развивается последующими поколениями.

Москва XVII В. С картины А. М. Васнецова:

I. Исторические условия развития культуры

Установление более тесных хозяйственных связей между различными частями страны вызывало и усиление культурных связей, содействовало дальнейшему развитию общерусской культуры.

Воссоединение Украины с Россией, присоединение обширных пространств Сибири вели к усилению культурных связей между различными народами нашей страны.

Крестьянские войны XVII в., городские восстания, народно-освободительная война украинского и белорусского народов нашли яркое отражение в устном народном творчестве, вызвали новый подъем в его развитии.

Укрепление Российского государства во второй половине XVII в. создало более благоприятные условия для городского строительства и развития архитектуры.

Развивались и культурные связи с Западной Европой. В Россию приезжали врачи, мастера техники, знатоки военного дела из зарубежных, более развитых тогда стран.

В Москве возникла целая слобода, населенная иностранцами. Некоторые черты быта западноевропейской знати нашли отражение в домах отдельных бояр и богатых купцов России.

Они приобретали для себя картины, зеркала, музыкальные инструменты.

2. Русский город XVII в

В начале XVII в. многие русские города были разрушены польскими и шведскими интервентами. Но потом они вновь отстраиваются, расширяется их площадь, растет количество построек.

Дома посадских людей и даже знати чаще всего строились из дерева. Стали возводить двухэтажные, а иногда и трехэтажные дома.

Сравнительно редкие каменные постройки окружало множество деревянных домов.

Сторожевая башня (XVII в.):

В лучших местах каждого города возвышались красивые храмы. Среди низких построек того времени высокие колокольни и купола храмов были видны далеко вокруг и украшали город. Часто купола сверкали драгоценной позолотой.

Особенно красива была Москва. В XVII в. Кремль, расположенный в центре большого города, утратил оборонное значение. Изменился и его внешний облик. Башни надстроили высокими шатрами, на Спасской башне русские умельцы установили большие часы с колоколами, которые отбивали каждый час. Бой часов был слышен не только по всей Москве, но и вокруг нее — километров на десять.

Одна из башен Кремля была приспособлена для водопровода. На верху «водоводной» башни установили большой бак. В него накачивали воду насосом. Из бака вода по свинцовым трубам шла в дворцовые здания.

Вокруг обширного московского посада возвели грандиозный земляной вал. Он шел по линии современного Садового кольца и должен был защищать город от возможных нападений врага.

Об этом земляном вале до сих пор напоминают названия многих московских улиц — Земляной вал, Крымский вал, Коровий вал.

Через Москву-реку был построен большой Каменный мост. Длина его составляла 140 ма ширина — 22 м.На одном конце моста помещалась Каменная башня с шестью проходами. На мосту располагались торговые лавки-так широк он был. Одним из «чудес света» называли его современники. В наши дни на том же месте возведен железобетонный мост, но название — Каменный мост — сохранилось до сих пор.

Значительно выросли и другие русские города: Архангельск, Ярославль, Нижний Новгород, Казань, Астрахань. Росло число их жителей, возводились новые дома, торговые ряды, мастерские ремесленников.

3. Деревянное и каменное зодчество

Высокого развития в XVII в. достигло деревянное зодчество. Крестьяне и городские ремесленники рубили из дерева свои дома, из дерева возводились оборонительные сооружения, строились дворцы для князей и бояр, ставились храмы.

Русские мастера возвели исключительной красоты деревянный дворец для царя Алексея Михайловича в селе Коломенском, под Москвой. (См. цветную иллюстрацию 4.

) Это был словно целый сказочный город из причудливых, связанных между собой деревянными переходами отдельных строений, башенок, перекрытий в форме кокошников, шатров с чешуйчатыми крышами. Дворец насчитывал 270 комнат.

До трех тысяч различной формы окон и оконцев разрезали его стены, наполняли внутренние покои воздухом и солнечным светом. Сказочную причудливость дворца подчеркивала яркая раскраска его внешних стен и тончайшая золоченая резьба.

В начале XVIII в. русские умельцы возвели двадцати двух-главую Преображенскую церковь в селе Кижи (в Карелии). В основе храма — обычный для деревянных церквей восьмерик с четырьмя прирубами (пристройками), а выше — еще один. И все они увенчиваются ярусами «бочек» с главками, которые пирамидой поднимаются к центральной, самой большой главе.

Влияние народного деревянного зодчества ярко проявлялось и в каменных сооружениях, которые отличаются большой декоративностью и сложностью внешнего убранства. Примером тому является церковь Иоанна Предтечи в Ярославле. Стены из красного кирпича хорошо гармонировали с голубоватым узором изразцовых украшений.

Увенчивали храм пятнадцать глав обильно украшенных позолотой. Влияние деревянного зодчества сказывалось здесь и в форме наличников окон, и в ажурности украшений стен, и в луковичной форме куполов.

Особенно широкое распространение в XVII в. получают пятику-польные каменные храмы.

Церковь Иоанна Предтечи в Ярославле:

4. Устное народное творчество

В устном народном творчестве XVII в. ярко отразились основные политические события тех лет: борьба против шведских и польских интервентов начала XVII в. и крестьянские восстания под предводительством Ивана Болотникова и Степана Разина. Об этих событиях пели песни, складывали былины.

В одной из песен XVII в. звучал знаменитый призыв Кузьмы Минина:

  • …Оставляйте вы свои домы.
  • Покидайте ваших жен, детей.
  • Вы продайте все ваше злато-серебро,
  • Накупите себе вострых копиев,
  • Вострых копиев, булатных ножей…
  • Пойдем-ко мы сражатися
  • За матушку, за родную землю.
  • За родную землю, за славный город Москву.

В другой песне народ протестовал против боярской клеветы на восставших, прославлял Степана Разина и его молодцев:

  • …Ты взойди, взойди, красное
  • солнышко,
  • Над горой взойди над высокою,
  • Над дубравушкой над зеленою…
  • Обогрей ты нас, людей бедных,
  • Добрых молодцев, нас ты, беглых;
  • Мы не воры, не разбойничий,
  • Стеньки Разина мы работнички.

Многочисленные народные поговорки и пословицы обличали крепостническую действительность, разоблачали бояр, приказных людей, церковников:

  1. «В боярский двор ворота широки, а со двора — узки»,
  2. «Закон что дышло — куда повернешь, туда и вышло»,
  3. «Кому тошно, а попу — в мошно».

5. Сатирические повести

XVII в. В XVII в. широкое распространение получили сатирические повести. «Повесть о Шемякином суде» высмеивала взяточничество и продажность феодального суда.

В «Азбуке о голом и небогатом человеке» рассказывалось о горькой доле бедняка и звучал протест против посадских богатеев: «Люди, вижу, что богато живут, а нам, голым, ничего не дают, черт знает их, куда и на что деньги берегут».

В повести «Сказание о куре и лисице» бичевалось лицемерие и стяжательство духовенства. Лисице очень захотелось поймать кура — петуха.

Вот она и стала словами священного писания обличать его «грехи». Но когда кур был пойман, личина благочестия была сброшена.

Облизываясь в предвкушении вкусного обеда, лисица заявляет: «А я теперь сама голодна, хочу я тебя скушать, чтоб мне с тебя здравой быть».

Так в сатирических повестях отразились острые классовые противоречия, повседневная борьба городской бедноты и крепостного крестьянства против помещиков, богатых купцов и духовенства.

6. Школа и образование

В XVII в. значительно возросло число грамотных людей в среде дворянства и посадского населения. Больше стали издавать учебников. Только за вторую половину века московский Печатный двор подготовил более 300 тысяч печатных букварей и около 150 тысяч книг религиозного содержания, которые «использовались при обучении.

Школа того времени была школой зубрежки. Ученик должен был нараспев повторять то, что говорил учитель. Азбуку заучивали наизусть — и сверху вниз, и в обратном порядке. Каждая буква имела особое название: «аз» (а), «буки» (б).

«веди» (в), «глагол» (г), «добро» (д), «есть» (е) и т. д. Заучив эти названия букв, было очень трудно научиться составлять из них слоги и слова: «буки-аз» — это значит ба, «буки-аз» — снова ба, вместе — баба.

Тогда-то в народе и сложилась поговорка: «Азбуку учат -во всю избу кричат».

Одолев букварь, ученики переходили к чтению церковно-назидательных книг — часослова, псалтыри. Ребятишки должны были заучивать наизусть большие отрывки, хотя часто их содержание было непонятно школьнику.

За малейшую провинность учеников заставляли часами стоять на коленях, наказывали розгами. Изображение розги было даже помещено в начале учебника. В московском букваре розга воспевалась в стихах: «Розга ум вострит, память возбуждает и волю злую в благо преломляет».

В конце XVII в. в Москве открылась первая русская высшая школа — Славяно-греко-латинская академия. Здесь изучали не только религиозные книги, но и латинский и греческий языки, историю, философию. Из стен академии вышли потом многие деятели русской науки и просвещения.

Не только высшее, но и школьное образование было недоступно крепостным крестьянам и городской бедноте.

7. Развитие научных знаний

Жизнь все больше требовала увеличения числа грамотных людей и расширения научных знаний. Особенно усилилось внимание к практическому применению научных знаний: способам измерения площади, извлечению квадратных и кубических корней, решению уравнений с несколькими неизвестными, различным данным из физики и химии.

Применялись и медицинские знания, тогда еще очень скудные. Во время эпидемий изолировали больных людей от здоровых, сжигали одежду заразных больных и т. д. Впрочем, это сочеталось с господством самых диких суеверий, верой в существование «колдунов» и «ведьм», которые якобы приносят «порчу» (болезни) людям.

Стали переводить на русский язык книги по различным отраслям научных знаний: математике, астрономии, географии, медицине. Русские читатели впервые познакомились со взглядами Коперника.

В России были составлены карты, среди них и карта всего Российского государства.

8. Борьба церкви против распространения светских знаний и народного искусства

Церковь была очень консервативна.

  • «Не ищи, человече, мудрости, ищи кротости, — внушалось детям в школьных «прописях», по которым они учились читать.
  • — Не тот мудр, кто много грамоте умеет, а тот мудр, кто много добра творит».

Священники в своих проповедях утверждали, что светское, мирское греховно, и только молитвою и постом человек может приобщиться к подлинной мудрости на земле.

Здесь следует отметить что с одной стороны это несколько тормозило развитие наук и общества, с другой стороны являлось духовной скрепой которая формировала единство в российском обществе, позволяло ему переносить любые тяготы и невзгоды.

Источник: http://hist-world.com/istoriya-nashej-strany-nechkina-lejbengrub/251-razvitie-kultury-v-rossii-v-xvii-veke.html

Культурное развитие — история России

Развитие культуры в России

Историю культуры России в кратком обзоре мы предлагаем отследить по структурной типологии Н.А.Бердяева, разработанной им в цикле трудов об ее особенностях, пути, судьбе и месте в мировой культуре.

В этих работах ученый обозначил прерывистость русского культурного пути и определил его несколько основных этапов.

Данную историческую типологию Бердяева можно рассматривать как основу, но с дополнениями, связанными с событиями последнего столетия.

История развития культуры России — этап славяно-европейской цивилизации (X – начало XIII в.)

К этому периоду, называемому Киевской Русью, уже сформировались основы организации общества. Существовала письменность, был заложен базис государственности, появились правовые институты. Все это дало импульс для дальнейшей эволюции восточно-славянской культуры.

Укрепление страны и приумножение территорий осуществлялось одновременно с принятием христианства у восточных славян и соседних племен.

«Двоеверие» — причудливый симбиоз язычества и христианства порождает самобытную картину бытия, сочетающую разные религиозные представления.

Как показывает история, культура древней России той эпохи была аналогична европейской, именно поэтому многие исследователи называют  этот этап, как славяно-европейская цивилизация. Среди основных ее черт можно выделить:

  • военно-демократические особенности зарождения государственной власти,
  • городская природа культуры,
  • продвижение христианства.

Даже в то время земли Древней Руси простирались на большие территории. Археологические изыскания дают ценный материал, позволяющий лучше узнать культуру крупных городов Древней Руси Киева и Новгорода и выявить существенные различия между ними. Своеобразие настолько очевидно, что здесь можно обособить даже две субкультуры — южную и северную:

  • Южная (ее центр Киев) была нацелена на союз с Константинополем, но зависела от взаимосвязей со степными племенами.
  • Северная (центр в Новгороде) тянулась к Северной Европе и имела сношения со скандинавскими странами и Ганзой.

С  XII до XIV века проводилось наступательное освоение земель центральной и северо-восточных районов Русской равнины с экстенсивным земледелием. Такой характер развития был присущ экономике и развитию страны. Это стало самобытной чертой России и основой для специфичных составляющих русской ментальности:

  • не решение проблем, а уход от них в новые края,
  • земля ничья, божья,
  • чувство временности,
  • отсутствие необходимости глубокого укоренения на одном месте.

Такой способ ведения крестьянского хозяйства по территории и по количеству участников составлял большую часть древнерусской культуры, которая с трудом поддается исследованию, так как она не имеет письменных источников.

Художественная культура, история России на базе письменных источников

История России того времени изучается по основным артефактам, относящимся к городской культуре: летописям, письменам, архитектурным памятникам, декоративно-прикладным поделкам, живописи из кладов и погребений. Основываясь на анализе художественных письменных источников, выделяют два стилистических направления:

  • монументальный историзм
  • эпический лиризм.

Монументальный историзм

Такой стиль получил распространение в конце X в. и господствовал до начала XII в. Это был период приобщения и равноценного вхождения Руси в христианство, осмысления своей роли в новой культуре. Подтверждение тому — сохранившиеся архитектурные, живописные и литературные свидетельства этого периода. Им характерны возвышенно-величавым настрой, они преисполнены важностью.

Стиль монументального историзма точно отражал дух времени княжения династии Рюриковичей. Для героической эпохи страны это был первичный стиль, тождественный романскому стилю для Запада. Он был равноценен государственному и соответствовал запросам княжеского окружения, желанию молодой страны создать  собственный имидж, свои принципы, сопоставить себя с культурой и историей мира.

Эмпирический лиризм

Этот стиль носит еще название вторичного, он сформировался к середине XII века. Этому времени характерно усиление феодальной раздробленности. Искусство становилось более приближенным к человеку, в нем стали выделяться черты отдельных людей, а не только широта государства, как это было в предыдущий период.

  • В архитектуре появились камерные формы, она стала более одушевленной, более праздничной, нежели мужественной.
  • Литературным памятником того периода стало «Слово о полку Игореве». Это былинное  и проникнутое эмоциями произведение, в котором отразилась история Руси, наряду с мыслями, эмоциями, печалями и отрадами реального человека.
  • Везде возводятся храмы, строятся монастыри, закладываются школы иконописи и ремесла, происходящие события заносятся в летописи.

О многогранности развития художественной культуры того времени можно судить по тому, как выкристаллизовывается особая манера письма в иконографии, развивается художественное обучение.

  • Новгород становится центром почитания Софии,
  • Владимир — Богоматери,
  • в Чернигове и Рязани — княжеских образов Бориса, Глеба.

Удельная Русь. Роль культуры в истории России (XIII – XIV вв.)

XIII век вошел в историю как начало периода Золотой Орды. «Татарская Русь» вступила в фазу «нравственного монументализма». Постепенно раздробленность страны на удельные княжества была преодолена, что и помогло освободиться от ига.

Глубокие изменения, произошедшие к середине XIII века, дают основания для обособления этого периода, поскольку они также имели большое влияние на тип русской культуры.

По той эпохе проведено много исследований, и  есть разные мнения в оценке последствий нашествия степняков.

 Гумилев считал, что оно спасло страну от подчинения Европой, что, по его мнению, принесло бы гораздо больше вреда для России.

Эти события оставили весомый след, но монголо-татарское иго не могло радикально поменять русскую земледельческую культуру на кочевую. Но нашествие Орды приостановило развитие и нанесло невосполнимый ущерб.

Были разрушены храмы, сожжены библиотеки и города, в угнетенном состоянии находились ремесла.

Вторжение племен кочевников было воспринято как наказанье божье, вселенское бедствие, которому немыслимо было и противиться.

Когда иго было сброшено,  культура и история России становятся иными.  Основное последствие нашествия  – регресс во всех областях жизни. Во второй половине XIII века развитие словно и замерло. Даже в новгородских землях, куда не «дотянулись» ордынцы, был угрюмый застой, сопровождавшийся только обновлением укреплений.

Атмосферу эпохи, переживания людей  можно понять по литературным источникам в жанре «воинских повестей», жизнеописаний мучеников за веру, проповедей.

Московская Русь и русская культура в истории России. Этап XIV – XVII вв

Отрезок с конца XIV — по XVII в. вошел в историю как время образования евразийской цивилизации.  Становление централизованного независимого государства с властью в Москве сформировало иную картину в разных сферах жизни. Это благоприятствовало порождению обновленной концепции ценностей и мироздания.

Источник: https://valdvor.ru/kurs-lektsij/kulturnoe-razvitie-istoriya-rossii.html

ovdmitjb

Add comment