Kievuz

Реформа промышленности

Содержание

Экономическая реформа 1965 года в СССР

Реформа промышленности

Экономическая реформа 1965 года в СССР – система мероприятий в промышленности и сельском хозяйстве, которая предусматривала введение элементов экономического регулирования.

Их разработка и принятие основных положений происходили с 1965 года при содействии председателя совета министров СССР Алексея Косыгина. В СССР известна как косыгинския реформа (разг.

), на Западе как реформа Либермана.

Потребность и цели реформ

После отстранения от власти Никиты Хрущева в октябре 1964 года экономика страны и дальше была в состоянии кризиса. Перед новым советским руководством (в октябре 1964 года первым секретарем ЦК КПСС был избран Леонида Брежнева, а затем председателем Совета министров СССР был назначен Алексея Косыгина) для его преодоления было два возможных пути:

  • радикальные реформы (т.е. такие, которые касаются основ социалистического строя, его характерных принципов)
  • частичные реформы (не касались основ социалистического строя и направлялись на смягчение экономического кризиса, но не были способны преодолеть ее в целом).

Руководство СССР, понимая необходимость осуществления экономических реформ как таковых, избрало второй путь, в итоге и определило их крах. Приоритет в инициировании, разработке и проведении реформ принадлежал председателю Совета министров СССР Алексею Косыгину.

Предполагалось, что реформы обеспечат преодоление традиционных для существующей модели советской экономики недостатков, основные из которых сводились к следующему:

  • углубление диспропорций в развитии отраслей хозяйства;
  • увеличение капиталовложений при их низкой отдачи
  • неэффективное использование производственных фондов;
  • наличие большого количества незавершенных объектов в промышленном и гражданском строительстве;
  • низкая эффективность сельскохозяйственного производства, значительное отставание по темпам развития от промышленности всего аграрного сектора;
  • несоответствие между ростом зарплаты и производительности труда;
  • массовый выпуск товаров, не находили сбыта;
  • отсутствие реальных материальных стимулов для повышения производительности труда и качества выпускаемой продукции.

Реформы в сельском хозяйстве

Первая из реформ, инициированная главой советского правительства, сводилась к введению ряда неотложных мер по развитию аграрного сектора экономики. Основные положения этой реформы были приняты в марта 1965 года на пленуме ЦК КПСС.

Их сущность сводилась к следующему:

  • увеличение капитальных вложений в сельское хозяйство;
  • развитие материальной и социальной базы села,
  • уменьшение планов по обязательных поставок основных видов сельскохозяйственной продукции;
  • повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию;
  • введение надбавок к ценам на сверхплановой продукции;
  • введение гарантированной оплаты труда колхозников;
  • отмена ограничений в отношении личных подсобных хозяйств.

Первые шаги по осуществлению реформы дали положительные результаты:

  • оживилось сельскохозяйственное производство, увеличились поставки продовольствия в города, в селах появилось больше техники, довольно быстрыми темпами строилось жилье и объекты социально-культурного назначения.

Но с другой стороны, сохранилось централизованное планирование и регламентация сельскохозяйственного производства; не действовали экономические стимулы для повышения производительности труда и качества выпускаемой продукции; продолжалось администрирования и некомпетентное вмешательство партийного руководства в дела колхозов и совхозов. Увеличивался аппарат управления сельским хозяйством. Не оправдались надежды на кооперирование и специализацию хозяйств. Химизация и мелиорация не дали ожидаемых результатов. В целом негативные тенденции развития сельского хозяйства доминировали над попытками его реформирования.

Реформы в промышленности

В сентябре в 1965 году (также на пленуме ЦК КПСС) были приняты основные документы, направленные на реформирование промышленности.

Основные положения реформ в промышленности сводились к следующему:

  • оценка деятельности промышленных предприятий должна была осуществляться не по валовым показателям произведенной продукции, а за ее реализацией;
  • сокращение обязательных плановых показателей, доводились до предприятий из центра, укрепление их хозрасчета, повышение самостоятельности, сохранения в распоряжении предприятий большей части прибыли;
  • ликвидация совнархозов и осуществление перехода от территориальной системы руководства к отраслевой (восстановление министерств и ведомств);
  • реформы направлены на усиление экономического стимулирования и повышения материальной заинтересованности трудовых коллективов в целом и отдельных трудящихся.

В 1968г год в СССР на новые экономические условия деятельности перешло около 27 000 предприятий. Наметился рост производительности труда.

Увеличивались фонды общественного потребления, начали решаться некоторые социальные проблемы.

Однако уже в 70-е годы реформы в промышленности пошли на спад; замедлились темпы экономического роста, развитие промышленности продолжал осуществляться на экстенсивной основе.

Причины краха реформ

  • Осуществляемые реформы в коем случае не касались отношений собственности и проводились строго в рамках командно-административной системы;
  • экономические реформы не были дополнены реформами политической системы, а наоборот, проводились в условиях свертывания демократизации, наметилась во второй половине 1950-х pp .;
  • реформы проводились партийно-хозяйственным аппаратом, сложившимся еще в сталинскую эпоху, на основе характерных для него административно-командных методов управления;
  • важнейшие задачи экономического развития решались преимущественно на экстенсивной, а не на интенсивной основе;
  • милитаризация экономики и огромные потребности военно-промышленного комплекса (ВПК) в условиях нарастания на международной арене гонки вооружений отвлекали огромные ресурсы (финансовые, трудовые те др.), катастрофически отражались на реформаторской политике и в итоге сводили ее нет.

Руководство партии и страны один за другим принимало постановления, но они не давали ощутимых результатов.

Источник: http://financial-helper.ru/global_economy/ehkonomicheskaya-reforma-1965.html

Реформы в промышленности

Реформа промышленности

Для того, чтобы перечислить основные реформы в промышленности, которые происходили в нашем государстве и в на мировом рынке, необходимо дать определение данному понятию.

Под промышленностью понимают отрасль народного хозяйства, которая занимается переработкой сырья и разработкой недр.

Итоги реформирования промышленности в России говорят о том, что к механизмам командной работы в это отрасли нет возврата.

Переломным рубежом развития промышленности стали результаты 90-х годов, когда у России полностью сменилась экономическая система, была создана рыночная экономика. В связи с этим радикальные меры произошли и в отраслях промышленности.

Практически все предприятия встали или были разворованы. Страна столкнулась с тяжелыми экономическим и социальными трудностями.

Особая сложность возникла в том, что приходилось нарабатывать все заново, так как ни в одной стране мира не присутствовала такая промышленная трансформация.

Внешние факторы, влияющие на производство стали, в том числе и внутренними.

На рынке появилась продукция иностранного производства, промышленным предприятиям России стало все тяжелее, появилась конкуренция и необходимость соблюдения международных правил торговли.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В промышленности появился недостаток научных интересов. Из научной сферы интересы перетекли в финансы и бизнес. Помимо этого к 90-ым годам появилось международное разделение труда. Промышленность поделилась на отрасли и предметную специализацию. Появилась возможность специализироваться на отдельном этапе технологического производства.

Сущность реформы в промышленности

Все этапы реформы промышленности были направлены на уход от административного управления в экономическое управление хозяйством.

Сущность реформы промышленности заключалась в следующих критериях:

  • уменьшение плана обязательных поставок,
  • установка твердого плана закупок на определенный срок,
  • повышение закупочных цен,
  • укрепление сельского хозяйства,
  • укрепление гарантированной оплаты труда,
  • снятие ограничений на личные подсобные хозяйства.

Несмотря на то, что с одной стороны реформа промышленности была разработана на должном уровне, проявились ее недостатки, которые существенно повлияли на ход реформы в целом. Основными причинами провала, которые повлияли на ход реформ промышленности стали:

  1. некомплексные промышленные преобразования,
  2. преобразования должны доводиться до логического конца,
  3. перемены в промышленности не возможны без политических изменений
  4. промышленные изменения должны комплексно охватывать все результаты деятельности.

Современное состояние промышленности в России

В России сейчас активно идет разговор о кризисе, как из него выбраться. С кризисом столкнулись все сферы, в том числе и промышленность. Если сосредоточиться на проблемах выживания промышленности в условиях кризиса, то вновь придем к тому, что образуется статичная промышленность, без самоорганизации.

Среди наиболее насущных проблем, касающихся реформирования промышленности следует указать реальные проблемы. В-первую очередь необходимо восстановить уже имеющуюся производственную силу. Восстановление промышленности в реальном времени требует целенаправленных усилий. Необходимы адекватные финансовые и инвестиционные условия.

Замечание 1

В промышленной сфере надо провести необходимый комплекс законодательных решений и конкретных механизмов по их реализации.

Государству необходимо контролировать и координировать стихийные происшествия связанные с производством. В частности, реформирование необходимо провести в отношении экологического воздействия.

Например, по интенсивности воздействия на окружающую среду промышленное производство оказывает одно из самых сильных воздействий. Основной причиной являются устаревшие технологии на производстве и чрезмерная концентрация производств на одной территории или в пределах одного предприятия.

На большинстве крупных предприятий отсутствует система экологической защиты или она достаточно простая.

На протяжении всего времени формирования промышленности как отрасли, происходили структурные изменения и реформы.

Некоторые виды промышленности постепенно устаревали и утрачивали свое существование, например, сталелитейная и текстильная промышленность.

Рынок сбыта сместился, возникла конкуренция между странами с низкими заработными платами или за счет поглощений или слияний с другими концернами. Так произошло с многими предприятиями российской промышленности.

Промышленность для любой страны остается основой и играет огромную роль в развитии и благосостоянии экономики государства. В каких-то странах промышленность подвергается постоянной реструктуризации , внедряются новые инновационные технологии, вводятся новые методики.

В других странах промышленность оставляет желать лучшего, устаревшее оборудование и технологии. В разработку нового страны не вкладываются. Это приводит к комплексным проблемам. С каждым годом ряд отраслей промышленности теряет свою актуальность.

Это происходит как за счет конкуренции со стороны других стран, так и за счет того, что государство меняет приоритетные направления развития.

Замечание 2

По современным меркам практически все отрасли промышленности являются прибыльным бизнесом и достаточно расзвитым.

Если рассматривать Россию, то для экономики страны основой являются все сферы промышленности..

С развитием научно-технического прогресса роль промышленности растет и неразрывно связана механизацией, автоматизацией, электрификацией и теплофикацией производства, обуславливающих интенсивный рост в народном хозяйстве.

Основной проблемой данной сферы на данный момент является устаревшее оборудование, которое необходимо модернизировать, в том числе для страны экономически необходимо строительство новых заводов.

Источник: https://spravochnick.ru/ekonomika/vidy_i_formy_promyshlennosti/reformy_v_promyshlennosti/

Промышленная реформа Петра I Великого

Реформа промышленности

> Реформы > Экономические > Промышленные реформы

Промышленные реформы 

— комплекс законов и преобразований в сфере промышленности, произведенные Петром I Великим с целью развитя мануфактурного производства.

Чтобы наполнить казну, государство объявляло производство и продажу того или иного товара монополией государства. Во внешней политике осуществлялось покровительство отечественной промышленности — поощрение экспорта и ограничение импорта, так как по качеству отечественные товары не выдерживали конкуренции.

Реформы в сфере промышленности

Причины и цели:

  • Отсталость экономики Русского царства была вызвана серьезным отставанием в развитии промышленности
  • Модернизация вооружения армии, и обеспечиение строительства современно оснащённого военного флота было невозможно без соответствующего производства внутри страны
  • Для организации и развития промышленности требовались новые административные институты

Пётр I лично убедился в технологическом и кадровом отставании российской промышленности перед европейскими странами. Первым его шагом на пути развития промышленного производства было привлечение иностранных инженеров. В 1698 году, когда во время его возвращения из Великого посольства, вместе с царем прибыли тысячи различных мастеров. В 1702 году Петр I издал указ, приглашавший на службу в Россию иностранных специалистов, а русским послам пребывавшим в европейских странах было велено нанимать лучших из возможных конструкторов.

Восприняв западные промышленные традиции и экономические принципы, царь сосредоточился на двух основных пунктах

Активное вмешательство государства в экономическую жизнь с целью накопления капитала внутри страны для повышения ее благосостояния, а также обеспечение максимума производимых для внутренних нужд товаров с сокращением продаваемых другим странам первичных ресурсов.

Поддержка национальной экономики, осуществляемая, главным образом, с помощью торгово-политических барьеров — введение запретительных (чрезмерно высоких) пошлин на конкурирующие товары, монополизация государством добычи или производства.

Царю необходимо было решить следующие задачи:

  • Ликвидировать недостаток инженеров и квалифицированных мастеров,
  • Организовать поиск, добычу и переработку первичных руд, а также производство конечной продукции,
  • Обеспечить фабрики и заводы рабочей силой
  • Защитить зарождающееся отечественное производство от конкуренции с высокотехнологичными иностранными товарами

Еще до первой поездки за границу Петр велел разведать всякие руды на Урале.

Вернувшись с нанятыми горными инженерами и мастерами, он, ободренный благоприятными поисками и опытами, показавшими, что железная руда давала чистого доброго железа почти половину своего веса, построил в 1699 г.

на реке Невье, в Верхотурском уезде, железные заводы, на которые казна истратила 1541 рублей, да на наем рабочих собрано было с крестьян 10 347 рублей.

Приглашенные иностранные специалисты не только организовывали производство и проектировали заводы, но и брали учеников среди людей, отобранных из всех свободных сословий, а также крепостных, получивших отпускные документы у помещиков.

Добровольцев для обучения не хватало (труд на заводах и фабриках был слишком тяжел), поэтому с 1720-х годов стали обучать и беглых крестьян, но только не солдат.

Кроме того, сам Петр I указами производил наборы учеников, а также отправлял дворянских детей заграницу для обучения.

Приписные крестьяне

В 1703 царь подписал указ о приписных крестьянах — новых тип крепостных вместо выплаты подушной подати обязывался работать на заводах и фабриках. Обычно приписные крестьяне прикреплялись к мануфактурам без конкретных временных рамок, то есть навечно.

Формально эти крестьяне оставались собственностью государства, но на практике владельцы фабрик использовали и наказывали их как своих крепостных. На эксплуатации приписных крестьян была основана экономика горной и металлургической промышленности, в частности, Алтайского горного округа.

Тяжёлое положение вызывало побеги, волнения и восстания приписных крестьян

Субсидии государства

Получила широкое распространения практика строительства производственных мощностей за казённый счет с последующей передачей их в частные руки. При этом царь и определённые им люди следили за развитием предприятий, и в случае неудовлетворительных результатов провинившийся фабрикант мог быть лишён имущества, сослан на каторгу или даже казнён.

В промышленной политике прослеживаются два этапа:

  • 1700-1717 гг. – главный основатель мануфактур – казна;
  • с 1717 г. мануфактуры стали основывать частные лица.

В Олонецком краю на берегу Онежского озера в 1703 г. построен был чугунолитейный и железоделательный завод, ставший основанием г. Петрозаводска. Вслед за тем возникло несколько железных и медных заводов, казенных и частных, в Повенце и других местах края. Особенно широко развернулось горное дело в нынешней Пермской губернии; в этом отношении Урал можно назвать открытием Петра.

Понимая необходимость как можно быстрее организовать поступления в армию нового снаряжения и вооружения, Петр I давал фабрикантам различные привилегии — их семьи освобождались от государственной службы, были подсудны только суду Мануфактур-коллегии, не платили личных податей, были освобождены от обязанности размещать на постой войска и получали право привозить из-за границы любые товары нужные для производства.

Берг-привилегия

Указом от 1712 г. Петр I основал оружейное производство в г. Туле. Но в следующие несколько лет стала очевидной нехватка первичных продуктов обработки металла в которых остро нуждалась промышленность.

Поэтому изданная в 1719 году  «Берг-привилегия» давала любому свободному человеку право искать, добывать и обрабатывать металлы и минералы, с обязательной выплатой «горной подати» в 10% стоимости добычи и 32-х долей владельцу земли, на которой производилась добыча и обработка ресурсов.

Введение категории посессионных крестьян

В 1721 году Петр I разрешил фабрикантам, жаловавшимся на массовые побеги крестьян с фабрик и нехватку рабочих рук, выкупать целые деревни для обслуживания заводов, при условии, что впоследствии эти крестьяне могут быть проданы только вместе с производством. Таким образом была сформирована еще одна категория крестьян — посессионные. Эта бесплатная рабочая сила была, фактически, живым инвентарём той мануфактуры, к которой была приписана.

Крепостные работники фабрик получали вместо оплаты только пропитание и одежду. Свободным людям платили деньги, на казённых фабриках обыкновенно помесячно, а на частных сдельно.

До 1724 года Пётр I проводил политику протекционизма по отношению к промышленности, запрещая или ограничивая ввоз иностранных товаров, аналоги которых начинали производить в Российской империи. Даже внутри страны вводились монополии на производство и продажу определенных продуктов, с целью ускорить развитие какой-то одной недавно открывшейся фабрики.

К концу правления Петра I выплавка чугуна достигла 7 миллионов пудов, меди — 200 тысяч пудов. Были начаты разработки серебра и золота.

Новые административные органы для развития промышленности

Учрежденные Петром I среди прочих коллегий Берг-, Мануфактур-, Коммерц-коллегии и Главный магистрат были институтами государственного регулирования национальной экономики, органами осуществления торгово-промышленной политики самодержавия.

  • Берг-коллегия — развитие горнодобывающей промышленности
  • Мануфактур-коллегия — развитие текстильной, деревообрабатывающей и прочих видно легкой промышленности
  • Коммерц-коллегия — отвечала за организацию торговых отношений
  • Главный магистрат — совмещал в себе функции промышленной и торговой администрации на уровне города

Указом 1722 г. городские ремесленники были объединены в цеха, но в отличие от Западной Европы их организовывало государство, а не сами ремесленники.

Каждый цех возглавлял утвержденный магистратом мастер, который оценивал выпускаемую ремесленниками продукцию и мог уничтожить товар, если тот был недостаточно качественным.

Также было запрещено продавать товар не имеющий личного клейма конкретного ремесленника.

Качество продукции

Однако, за исключением продукции предназначавшейся для оснащения армии и флота (за плохое качество которой поставивший её фабрикант лишался производства, и мог быть сослан на каторгу или казнен), большая часть производимых в стране товаров были плохого качества и существенно уступали иностранным аналогам.

Итоги и результаты реформ в области промышленности

Возможно, промышленная реформа Петра I не создала качественно превосходящих западные аналоги производств, но абсолютно точно заложила основу для последующего развития страны и позволила обеспечить войска современным вооружением.

Петр оставил после себя 233 фабрики и завода по самым разнообразным отраслям промышленности. Больше всего заботили его производства, связанные со снабжением армии, полотняное, парусинное, суконное: в 1712 г.

он поставил главной задачей легкой промышленности обеспечить потребность армии, чтобы «не покупать мундиру заморского», но до конца его жизни это осуществить не успели.

 Также в России возникли новые отрасли: судостроение, шелкопрядение, стекольное и фаянсовое дело, производство бумаги.

Наиболее успешное развитие получило при нем горное дело и военная промышленность. Горные фабрики образовали при нем четыре крупных объединения: тульский, олонецкий, уральский и петербургский.

Попытки организации добычи в первых двух были еще при царе Алексее, но потом были заброшены.

Петр восстановил их: были возведены плавильные заводы, казенные и частные, кузнецами Баташовым и Никитою Демидовым, а потом в Туле возник государственный оружейный завод, снабжавший оружием всю армию, с разнообразным арсеналом и слободами (свободными объединениями) оружейных мастеров и кузнецов.

Источник: https://xn--1-itb3afj.xn--p1acf/%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B/%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F/

Экономическая реформа 1965 года

Реформа промышленности

Что этот Косыгин придумал? Какие реформы?  Зачем они нужны? Кому это надо? Кто это понимает? Работать нужно лучше, вот и вся проблема.

Брежнев Л.И.

Сразу после прихода к власти Брежнева перед ним встал острый вопрос – нужна была экономическая реформа, поскольку последние 5 лет деятельности Хрущева привели к ужасающим последствиям.

Поэтому буквально все, начиная от простых граждан, и заканчивая руководителями ЦК, понимали – реформы нужны.

Но почему экономическая реформа 1965 года не дала ожидаемых результатов? Для ответа на этот вопрос нужно рассмотреть все нюансы проводимых изменений в сельском хозяйстве и в промышленности.

Экономическая реформа 1965 года делала главную ставку на модернизацию сельского хозяйства и промышленности. Занялся ей Косыгин, которого убрали после первых положительных результатов, после чего началось падение экономики СССР.

Аграрная реформа 1965 года и ее результаты

В марте 1965 года руководство СССР объявляется о начале реформы в аграрном секторе. Основные идеи данной реформы были следующими:

  • Государство повысило закупочные цены для совхозов и колхозов.
  • За перевыполнение плана выращивания сельхоз продукции государство устанавливало надбавку к закупочной стоимости +50%.
  • Закупочные цены утверждались на 10 лет, что давало аграриям гарантии.
  • Колхозникам теперь выплачивалось гарантированное жалование, а не трудодни, как то было раньше.
  • Государство направляло большие суммы денег на оснащение колхозов и совхозов материально-технической базой.
  • Снятие всех ограничений на ведение подсобного хозяйства.

Сами идеи реформы были здравыми, руководство партии хотело не просто улучшить положение сельского хозяйства, но и усилить контроль над ним со стороны Министерств.

В результате получилось немного не то, о чем изначально говорил Брежнев.

Достаточно посмотреть на список выше, чтобы понять, что там есть как положительные, так и отрицательные стороны, которые в дальнейшем проявились в полном объеме.

Положительные моменты аграрной реформы

Безусловно, увеличение закупочной стоимости, дополнительная плата за перевыполнение плана и длительные гарантии на закупку – это то, что колхозам было необходимо. Об этом мало говорят, но факт заключается в том, что все совхозы и колхозы  были убыточными. У всех были долги.

Не случайно ведь и реформы Хрущева и реформы Брежнева во главу угла ставили то, что долги с колхозов должны списываться. Откуда взялись эти долги? причина в том, что долгие годы государство фактически обворовывало крестьян, выкупая их продукцию за бесценок.

  Начиная с 1965 года эта тенденция ломалась.

Отрицательные моменты аграрной реформы

Но было в аграрной реформе и то, что привело к «застою» – фиксированная оплата труда колхозникам. Раньше колхозник получал деньги за трудодни, а также имел доплаты за выполнение плана производства (выращивания). Например, человеку было нужно отработать 20 дней, собрать 250 килограмм картошки, а государство за это ему платило 50 рублей (цифры приведены только для примера).

Теперь же картина менялась. Человек получал свои 50 рублей вне зависимости от того сколько он соберет картошки за 20 дней работы. Даже если он соберет не 250 килограмм, а 10 – он в любом случае получит свои 50 рублей.  С одной стороны это давало гарантии и социальную обеспеченность колхозникам, но с другой стороны это напрочь убивало мотивацию работать и добиваться результатов.

Результаты экономической реформы в аграрном секторе

ставка в экономическом развитии сельского хозяйства руководство страны сделало на полное обеспечение своей страны зерном и продуктами питания. Но сделать этого не удалось, более того остальные показатели были не менее «впечатлительными»:

  • Удалось повисеть рентабельность аграрного сектора. Для совхозов она стала 22%, а для колхозов – 34%.
  • Сокращение пахотных земель. Начиная с 1965 и о момента развала СССР пахотные земли сократились на 22 млн гектар.
  • Хозяйство велось крайне неэффективно. В некоторых областях потери продукции составляли до 40%. Минимальный порог – 20%. То есть 1/5 часть всей продукции просто пропадала.
  • Ошибки в руководстве привели к обострению экологических проблем внутри страны.

В итоге СССР, у которого было больше всех черноземных земель для пашни среди всех стран мира стал закупать зерно и продукцию питания за границей! Эти элементы начались при Хрущеве, а при Брежневе негативную тенденцию переломить не смогли.

Реформы в промышленности: замыслы и результаты

Предыдущие поколения коммунистов всегда выбирали для реформирования одно из дух направлений:

  • Совершенствование производства.
  • Стимулирование работников.

Правительство Брежнева решило поступить иначе, выбирая не один из пунктов, а оба. Сама реформа промышленности СССР началась в 1965 году и была обусловлена тем, что Хрущев и эту отрасль экономики довел до плачевного состояния. Экономическая реформа 1965 года в сфере промышленности имела гораздо более позитивные результаты, чем реформирование сельского хозяйства.

Ключевые аспекты реформы:

  • Поощрение предприятий. Для этого часть прибыли оставлялась на развитие самому предприятию. При этом деньги делились в 3 фонда: материальное стимулирование (выплата премий), социально-культурное развитие (путевки рабочим, билеты и так далее) и бытовое развитие (строительство жилья, объектов досуга).
  • Совнархозы заменены Министерствами. Решения в экономике должны были принимать отраслевые министерства. Они создавали планы, которые предприятия могли корректировать под свои возможности.
  • Изменение системы планирования производства. Во-первых, было существенно сокращено количество плановых показателей. Во-вторых, результат работы теперь мерялся не по производимой продукции, а по реализованной. То есть количество заменялось качеством.
  • Предприятия наделялись элементами самостоятельности. Кроме того, что им оставляли часть доходов, предприятия получали право производить хозрасчет между собой.
  • Увеличение премий работникам. Предприятия финансово мотивировали сотрудников увеличивать результаты.

Это ключевые аспекты реформы. Даже глядя на них очевидно, что экономическая реформа 1965 года была достаточно ограничена. Тем не менее она очень скоро дала положительный результат.

Уже к 1970 году уровень промышленного производства вырос на 50%, было построено порядка 1900 новых предприятий. Но вместе с тем стало очевидно, что дальше улучшить эти показатели СССР не может.

Более того экономика страны перешла к упадку, который лучше всего демонстрирует следующий график.

Возникает вопрос – почему все ключевые показатели развития экономики после 1970 года пошли на спад? Тут все просто – число трудоспособного населения снижалось с каждым годом, добыча полезных ископаемых становилась все дороже, оборудование устаревало физически и морально, увеличивались расходы на оборону.

Основная причина того, что экономическая реформа 1965 года не дала ожидаемых результатов заключается в том, что экономическая модель СССР себя изжила. В основе этой модели лежало отрицание всего нового. Поэтому локальные результаты были неплохими, но на длительном временном интервале – отрицательными.

Историческая справка

Почему экономические реформы 1965 г не дали ожидаемых результатов?

Есть целый комплекс причины, из-за которых это произошло:

  • Экономические основы изменены не были. Брежнев пытался поверхностными изменениями решить глобальные проблемы, но, увы, это невозможно.
  • Противоречия в партии. Для решения глобальных задач должно быть единство, но его не было и каждый тянул одеяло в с вою сторону.
  • Экономика для ЦК КПСС была менее важна, чем идеология. Даже когда стало очевидно, что экономика СССР в очень плачевном положении, все равно речь была примерно такой – как-нибудь проживем, главное не трогать постулаты социализма и партийной гегемонии.
  • Противоречия. Предприятия наделили элементами самостоятельности, но зачастую их самостоятельные решения шли в противоречие с мнением Министерств.

Одной из причин было то, что в СССР существовало (строилось) большое количество гигантских заводов. В результате они имели монопольное положение в стране.

В следствии же того, что предприятиям давались экономические послабления, страдало качество продукции в виду отсутствия конкуренции. В ответ на это правительство ужесточило нормы проверки качества продукции.

На первый взгляд это шаг абсолютно правильный, но на практике он привел к тому, что продукция подорожала, а также наступил ее дефицит. В итоге реформа развивалась, но результатов положительных не было.

Более того ежегодно все большее число товаров привозились из заграницы, поскольку промышленность СССР не могла обеспечить граждан всем необходимым. Ведь не решалась одна из главных проблем – недостаток продукции массового потребления. Вот, что по этому поводу писал А.А. Громыко.

Многие члены Политбюро искренне  убеждены, что монопольные предприятия, гигантские стройки и тяжелая промышленность требуют неоправданных затрат, в то время, как предприятия, работающие на массовое потребление, оказываются в изоляции.

А.А. Громыко

Причины увеличения отрыва экономики СССР от экономики западных стран в 1970-х – начале 1980-х гг

Причины этого отрыва понятны – в СССР делалось все для тяжелой промышленности и военной техники, по показателям развития которых страна была впереди своих западных «партнеров». Но делалось это за счет экономии на нуждах граждан, ведь в СССР был дефицит практически со всем.

 Все, кто жил в ту эпоху, рассказывает, что очереди были за товарами из Югославии, Чехословакии, Польши и других стран. Были и собственные товары, но их крайне не хватало. Это и есть явный признак перекоса экономики к тяжелой промышленности.

У западных стран этого перекоса не было, поэтому они начали понемногу в этом отношении отставать от СССР.

Кроме того был еще 1 момент, который затормозил развитие экономики СССР и привел к отставке Косыгина – увеличение цены на нефть и газ. Брежнев со своим окружением решили, что экономическая реформа 1965 года уже свое отжила, а дальше страна будет жить за счет продажи топлива.

Косыгина убрали, кризис усилился. Поэтому причины того, что экономическая реформа 1965 года не дала ожидаемых результатов следует искать в решениях ЦК, где си дели люди искренне убежденные, что реформы не нужны, что можно обойтись не реформированием, а небольшим косметическим ремонтом.

Но они очень сильно ошибались…

Источник: https://istoriarusi.ru/cccp/ekonomicheskie-reformi-1965-goda.html

ovdmitjb

Add comment