Kievuz

Религиозный туризм в христианстве

Религиозный туризм в христианстве

Религиозный туризм в христианстве

Христианство — самая многочисленная по количеству приверженцев религия в мире, насчитывающая около 2 млрд человек (почти каждый третий житель Земли является христианином).

Христианство включает в себя два основных направления: ортодоксальная церковь (восточная церковь) и католическая церковь (западная церковь).

Многие ученые выделяют в качестве направлений христианства еще и протестантизм, монофизитство и несторианство, а также многочисленные религиозные течения, движения и деноминации. В действительности протестантизм является лишь направлением западной церкви, т.е.

выделился из католицизма. Монофизитство и несторианство представляют собой ереси, осужденные как восточной, так и западной церковью. Специфику христианских паломников во многом определяют особенности религиозного сознания верующих.

В качестве основных мотивов паломничества следует выделить следующие:

  • — желание помолиться и прикоснуться к чудотворной иконе, нетленным мощам;
  • — исповедаться в культовом центре или религиозном центре, либо у известного религиозного деятеля;
  • — выполнить богоугодные работы;
  • — сделать пожертвование;
  • — обрести благодать;
  • — излечиться от болезни;
  • — выполнить обет.

Особенности паломничества в христианстве могут различаться в разных направлениях, сектах и деноминациях.

Характер этих поездок, их интенсивность зависят также от особенностей экономического и политического положения в той или иной стране, уровня материального благосостояния граждан, их социального и профессионального положения.

Прямо или косвенно на особенности поездок религиозных туристов влияет географическое положение и климат в местах поездок.

Христианство является второй по времени возникновения после буддизма мировой религией с богатым культурным и духовным наследием. Во многих странах мира имеются многочисленные христианские святыни и памятники, культурные ценности представлены в музеях большинства крупных городов.

Христианство неразрывно связано с жизнью и деятельностью Иисуса Христа. В возрасте 30 лет Иисус Христос принял крещение у Иоанна Крестителя в реке Иордан. В течение трех лет он проповедовал в Палестине, его учение изложено в Нагорной проповеди. В Иерусалиме Иисус Христос был предан одним из своих апостолов Иудой, распят, а через три дня воскрес.

В основе христианства лежат два основных принципа: идея греховности и идея прощения. В культах отправления христианства важное место принадлежит почитанию креста. С III в.н.э. христианство стало постепенно разделяться на западное и восточное. Восточное христианство оформилось в Византии. В 1054 г. произошел окончательный раскол (Великая схизма) церквей.

Священным писанием христианства является Библия, состоящая из Ветхого Завета и Нового Завета. В Новый Завет вошли 27 книг: четыре Евангелия, Деяния апостолов, семь соборных апостольских посланий, 14 посланий апостола Павла, Откровение Иоанна Богослова.

Подавляющее большинство христиан признает два важнейших догмата: о Святой Троице и о двух природах Иисуса Христа — божественной и человеческой.

В христианстве сложилось семь таинств:

  • 1) крещение;
  • 2) миропомазание;
  • 3) причащение (евхаристия);
  • 4) исповедь;
  • 5) брак;
  • 6) елеосвящение;
  • 7) священство.

Во время совершения таинств верующие мистически приобщаются к Божественной благодати. Все семь таинств признают православные и католики, хотя в совершении таинств между ними имеются отличия.

В протестантизме таинства считаются просто обрядами. Причем большинство протестантских организаций сохранили только крещение и причащение.

А такие христианские конфессии, как квакеры, отвергают не только таинства, но и все другие христианские обряды.

Богослужебная практика у христиан различных направлений очень разнородна. От торжественной литургии в православии и мессы в католицизме до простой богослужебной практики в протестантизме.

В церковной организации разных христианских конфессий также существуют значительные различия — от жесткой централизации (Римско-католическая церковь, протестантская деноминация и адвентисты седьмого дня) до фактически полной независимости каждой церковной общины (конгрегациональные церкви, церкви Христа и т.д.).

Page 3

В IX в. христианство приняли болгары и сербы. В 988 г. произошло крещение Руси князем Владимиром. С этого времени христианство стало укрепляться на Руси. В середине XVI в. в Москве состоялся Стоглавый собор (его постановления включали 100 глав). В 1589 г. на Руси было учреждено патриаршество.

В середине XVII в. патриарх Никон провел церковную реформу, основными элементами которой были:

  • 1) установление единого культа богослужения, при этом за образец брался греческий богослужебный чин, а богослужебные книги исправлялись по греческим образцам;
  • 2) обычай одновременно читать и петь разное был заменен единоголосием;
  • 3) вводилось крестное знамение тремя перстами вместо двух, поясные поклоны;
  • 4) крестные ходы по солнцу были заменены ходами навстречу солнцу.

Против никоновской реформы выступила часть духовенства во главе с протопопом Аввакумом и их сторонники среди прихожан. На соборе в 1666-1667 гг. противники Никона были преданы анафеме. Так появилось течение старообрядцев. Старообрядцев государство преследовало вплоть до конца XIX в. Догматических расхождений почти нет, отличия старообрядцев касаются в основном обрядовой части:

  • 1) признают двуперстное крестное знамение;
  • 2) только земные поклоны;
  • 3) восьмиконечный крест;
  • 4) «Исус» без второй буквы «и»;
  • 5) во время причастия семь просфор, а не пять.

При Петре I управление церковью перешло в руки государства, патриаршество было ликвидировано, делами православной церкви ведал Святейший синод, который возглавлял обер-прокурор, назначаемый царем. Патриаршество было восстановлено только в 1917 г. В 1918 г.

был принят Декрет об отделении церкви от государства. Большевики начали бороться с религией, которая была названа «опиумом для народа». Стали разрушать и закрывать монастыри и храмы. В 1930-е гг. русское духовенство подверглось сталинскому террору. К 1941 г.

в России осталось всего около 100 действующих православных церквей. В начале 1990-х гг. в России началось новое обращение людей к религии. По закону «О свободе вероисповеданий» Русская православная церковь получила статус юридического лица.

К тысячелетию Крещения Руси к лику святых были причислены Андрей Рублев, Максим Грек, Дмитрий Донской, старец Амвросий Оптинский.

Структура православной церкви.

Низшая церковно-административная единица — церковный приход, церковь с причтом (священнослужителями и церковнослужителями) и содержащая их церковная община (прихожане). Церковные приходы объединены в округа (благочиния), которые в свою очередь входят в епархии.

Сейчас в Русской православной церкви (РПЦ) 14 тыс. приходов (50 % в России), 94 епархии (48 в России), 310 монастырей. РПЦ возглавляет Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Патриарх избирается поместным собором пожизненно. При патриархе действует Священный синод. РПЦ имеет свою иерархию священнослужителей. Высшие священнослужители — епископы, архиепископы и митрополиты.

Основой православной церкви является монашество.

В РПЦ существует четыре степени монашества как для мужчин, так и для женщин:

  • 1) послушание (кандидат в монахи, послушник, живет и трудится в монастыре под руководством своего духовного наставника);
  • 2) рясофорное пострижение (человек принят в монашескую общину);
  • 3) малая схима;
  • 4) великая схима.

Монастыри подчиняются архиерею епархии, в которой они находятся.

Имеются ставропигиальные монастыри (подчиняются исключительно Московской патриархии), четыре лавры (Троице-Сергиева, Александро-Невская, Киево-Печерская и Почаевская Успенская лавры), скиты — небольшие подворья крупного монастыря, где селятся монахи, принявшие великую схиму. Православная церковь отмечает Пасху и двенадцать двунадесятых праздников, девять из которых имеют постоянные даты, а три — переходящие.

Православные церковные организации

В православии в отличие от католицизма нет единой церковной организации. Крупные православные церкви полностью самостоятельны (автокефальны). В настоящее время в мире насчитывается 15 автокефальных церквей. Общее число православных 182 млн человек.

Из них: на Украине 30 млн, в Румынии 20 млн, в Греции 9,5 млн, в Сербии и Черногории 7 млн, в Болгарии 6 млн, в Белоруссии 5 млн, в Молдове 3 млн, в Великобритании 400 тыс., во Франции 260 тыс., в США 7 млн., в Швейцарии 70 тыс., в Италии 36 тыс.

Старообрядцев в мире насчитывается свыше 3 млн человек.

Page 4

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >

Перейти к загрузке файла

История православного паломничества.Некоторые российские ученые считают, что одним из первых русских православных паломничеств была поездка княгини Ольги в Константинополь для совершения обряда крещения. При князе Владимире паломничество на Афон совершил преподобный Антоний, будущий основатель Киево-Печерской лавры. В 1062 г. игумен Варлаам совершил первое паломничество на Святую землю. В начале XII в. игумен Даниил дважды посетил и описал Святую землю. В 1389-1391 гг. дьякон Игнатий совершил паломничество в Иерусалим и сделал описание храмов, монастырей и других святынь. В 1418-1421 гг. иеродьякон Зосим описал Святую гору Афон. Расцвет паломничества наступил в ХІХ в. В 1857 г. установлены рейсы пароходов от Одессы до Яффы. В 1882 г. великий князь Владимир Александрович создал Императорское Православное Палестинское общество для оказания помощи паломникам, путешествующим на Святую землю. С 1893 г. в России стали продаваться «паломнические книжки» с пониженным на 35 % тарифом на проезд по российским железным дорогам. Популярными становятся паломнические туры внутри России. В начале ХХ в. в Дивеево, где находятся мощи Серафима Саровского, ежедневно прибывали 3 тыс. паломников. Одним из основных центров паломничества стала Троице-Сергиева лавра, в которую ежедневно приезжали поклониться мощам Сергия Радонежского до 5 тыс. паломников. Паломничество играло и играет важную роль в жизни общества.Объекты посещения православных паломников: храм; монастырь; нетленные мощи; святые источники.Решение о паломничестве принимается по благословению духовного отца и самостоятельно. Основные объекты паломничества — монастыри. В России 313 монастырей и 26 пустыней РПЦ. В странах СНГ насчитывается еще 183 православных монастыря РПЦ.В России находится 8 мест упокоения святых угодников:

  • 1) Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь (преподобный Серафим Саровский) в Нижегородской области;
  • 2) Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь (игумен Александр) в Ленинградской области;
  • 3) Задонский Богородицкий монастырь (св. Тихон Задонский) в г. Задонске, Липецкой области;
  • 4) часовня Блаженной Ксении (св. Ксения Петербургская) на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге;
  • 5) Свято-Троицкая Сергиева лавра (преподобный Сергий Радонежский) в г. Сергиевом Посаде Московской области;
  • 6) Свято-Введенская Оптина пустынь (преподобный Амвросий Оптинский) в г. Козельске Калужской области;
  • 7) Покровский кафедральный собор (св. Митрофан) в г. Воронеже;
  • 8) Иоанновский монастырь (св. Иоанн Кронштадский) в Санкт-Петербурге.

В практике паломнического туризма принята классификация монастырей по следующим признакам:

  • 1) по страновой принадлежности;
  • 2) по месторасположению с точки зрения транспортной доступности;
  • 3) по составу несущих монашеские обеты;
  • 4) по возрасту монастыря.

Следует выделить некоторые особенности приема паломников в разных монастырях:

  • 1) монастыри, принимающие паломников только по предварительной договоренности или благословению настоятеля;
  • 2) монастыри, принимающие паломников на ограниченное время или на неограниченное время проживания;
  • 3) монастыри, предоставляющие возможность проживания с питанием или не предоставляющие таких услуг;
  • 4) монастыри, принимающие только мужчин или паломников обоих полов;
  • 5) монастыри, которые взимают плату за предоставление проживания и питания или не взимающие плату;
  • 6) монастыри, на территории которых располагаются музеи, библиотеки или не имеющие таких объектов;
  • 7) монастыри, на территории которых организованы православные воскресные школы, епархиальные училища, детские приюты, богадельни или не имеющие таких социальных объектов.

  Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >

Источник: https://studwood.ru/1182099/turizm/religioznyy_turizm_hristianstve

Религиозный туризм в разных конфессиях

Религиозный туризм в христианстве

Конфемссия (лат. confessio — исповедание) или вероисповедание — особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания.

Например, в христианстве церкви, в исповедании употребляющие разные Символы веры, образуют разные конфессии. В общем значении слова термин «конфессия» является синонимом определённой формы религии.

Определение взято из сайта Википедия/ http: //ru. wikipedia.org/wiki

Религиозный туризм в христианстве

Христианство (от греч. Чсйуфьт — «помазанник», «мессия») — авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Христиане верят, что Иисус из Назарета это Мессия, Сын Божий и Спаситель человечества. Определение взято из сайта Википедия / http: //ru. wikipedia.org/wiki/Христианство

Христианство — самая многочисленная по количеству приверженцев религия в мире, насчитывающая 1 млрд.928 млн. человек. Это составляет 33,7 % от всех верующих на Земле.

Христианство возникло в I веке в Палестине, находившейся на тот момент под властью Римской империи, первоначально в среде евреев, но уже в первые десятилетия своего существования получило распространение и в других провинциях и среди других этнических групп. В качестве государственной религии христианство впервые было принято в Великой Армении в 301 году.

Больше всего представителей христианства представлено в Америке — 711 млн. человек, в Европе (включая азиатскую часть России) — 556 млн. человек, в Африке — 361 млн. человек, в Азии — 303 млн. человек (Народы и религии мира, 2000).

В процентном соотношении это выглядит так (Рис.2):

36,4 % — Америка

28,4 % — Европа с азиатской частью РФ

18,5 % — Африка

15,5 % — Азия

1,2 % — Австралия

Рис.2. Распределение христиан по миру

В конфессиональной структуре населения христиане составляют в Америке — 90 %, Европе — 76 %, Австралии и Океании — 84 %, Африке — 48 %, Азии — 9 %.

В христианство входят 5 основных направлений — православие, католицизм, протестантизм, монофизитство, несторианство, а также многочисленные течения и движения.

Христианство является второй по времени возникновения, после буддизма, мировой религией, с богатейшим духовным и культурным наследием.

Во многих странах мира имеются многочисленные христианские святыни, памятники и храмы, монастыри, скиты, капеллы, базилики, святые источники, которые привлекают паломников и экскурсантов. Самойленко А.А. География туризма. М; СПб.,2005

Религиозный туризм в исламе

Ислам (араб. ЕУбЗгээ [??s'lж?m]) — монотеистическая мировая религия. Слово «ислам» переводится как «покорность», «подчинение» (законам Аллаха) [1].

В шариатской терминологии ислам — это полное, абсолютное единобожие, подчинение Аллаху, его приказам и запретам, отстранение от многобожия. Приверженцев ислама называют мусульманами. священная книга ислама — Коран. Язык богослужения — классический арабский.

В окончательном виде ислам был сформулирован в проповедях пророка Мухаммеда в VII веке. Определение взято из сайта Википедия / http: //ru. wikipedia.org/wiki/Ислам

Для ислама характерно паломничество (хадж). Каждый мусульманин хотя бы раз в жизни должен совершить хадж в священные города — Мекку и Медину.

Ислам является самой молодой из всех мировых религий. Он зародился в VII в. н.э. среди арабов и сейчас стремительно распространяется по всему миру. К концу XX в. мусульман во всем мире насчитывалось более 1 млрд.180 млн. человек. Из них в Азии проживало 69 % всех мусульман, Африке — 22 %, Европе — около 3 %, Америке — 0,6 %, Австралии и Океании — 0,03 %.

Из стран больше всего мусульман представлено в Индонезии — 178 млн. человек, Пакистане — 120 млн. человек, Бангладеш — 105 млн. человек, Индии — 103 млн. человек, Ираке — около 60 млн. человек., Турции — 58 млн. человек, Египте — 48 млн. человек, Нигерии — 35 млн.

человек, Судане и Эфиопии — по 18 млн. человек, Танзании — 10 млн. человек. В зарубежной Европе последователей ислама насчитывается около 15 млн. человек. Их больше всего во Франции, в Германии, Сербии и Черногории, Боснии и Герцеговине, Великобритании, Албании.

В Америке больше всего мусульман проживает в США — 4,5 млн. человек. Мусульманскими являются среднеазиатские страны СНГ — Узбекистан (14 млн.), Казахстан (6,7 млн.), Таджикистан (4,4 млн.), Туркмения (28 млн.), Киргизия (2,6 млн.), а из закавказских — Азербайджан (5,7 млн.).

69 % — Азия

22 % — Африка

5,3 % — прочие территории

0,6 % — Америка

0,03 % — Австралия и Океания

Рис.3. Распространение мусульман по миру

В исламе 2 основных праздника — Ураза-Байрам и Курбан-байрам. Ураза-Байрам — праздник разговения после поста в месяц рамадана. На этот праздник собирается много гостей, к нему долго готовятся, приготавливают большое количество блюд, мусульмане приводят в порядок свои жилища. Курбан-байрам — совершаемый во время хаджа праздник жертвоприношений, продолжающийся 3 дня.

Из 2 религиозных центров исламского мира более значимым является посещение Мекки (ежегодно до 2 млн. мусульман). Здесь находится одна из самых больших мечетей мира Харам бейт-Уллах.

Внутри мечети находится святилище Кааба — большой куб, сложенный из гранитных блоков. В углу Каабы находится черный камень. По преданию, его поместил туда сам пророк Мухаммед.

Паломники обходят вокруг Каабы 7 раз и затем подходят к черному камню и целуют его.

Другая святыня расположена в 300 км от Мекки — г. Медина. мечеть тут уступает размерами храму аль Харам, но гораздо красивее. В этой мечети жил, учил и погребен пророк Мухаммед.

В Иерусалиме также важной святыней ислама является мечеть Халифа Омара. Она находится на горе Мориа, на месте бывшего храма царя Соломона. Отсюда пророк Мухаммед совершил путешествие на небеса. Мечеть Халифа Омара — 3-я по значимости в мусульманском мире. Самойленко А.А. География туризма. М; СПб.,2005

Буддизм (от санскритского слова «будда», буквально — просветленный) — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н.э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни.

Сами последователи этого Учения называли его словом «Дхарма» (Закон, Учение) или «Буддхадхарма» (Учением Будды). Термин «буддизм» был создан европейцами в XIX веке.

Считается, что это одна из древнейших мировых религий, признанная самыми различными народами с совершенно разными традициями.

«Без понимания буддизма невозможно понять и великие культуры Востока — индийскую, китайскую, не говоря уж о культурах Тибета и Монголии, пронизанных духом буддизма до их последних оснований».

Определение взято из сайта Википедия /http: //ru. wikipedia.org/wiki/Буддизм

По оценке Барретта в мире в 1996 г. насчитывалось 325 млн. буддистов (6 % населения мира). Из них в Азии проживало 322 млн. человек, Австралии и Океании — 200 тыс. человек, Африке — около 40 тыс. человек.

На современное состояние буддизма сильное влияние оказала история. Там, где были и есть коммунистические режимы, там осуществлялись и осуществляются гонения (бывший СССР, Китай, Колумбия, Вьетнам, Монголия).

Наибольшее количество буддистов проживает в следующих государствах:

Япония — 72 млн. человек

Таиланд — 52 млн. человек

Мьянма — 37 млн. человек

Вьетнам — 35 млн. человек

Китай — 34 млн. человек

Шри-Ланка — 12 млн. человек

Республика Корея — 12 млн. человек

Камбоджа — 7 млн. человек

Индия — 6 млн. человек

99,1 % — Азия

0,4 % — Европа

0,4 % — Америка

0,1 % — прочие территории

Рис.4. Распространение буддистов по миру

Буддизм — одна из 3 мировых религий. Возник в Древней Индии в VI-V в. в. до н.э. и распространился в Юго-Восточной и Центральной Азии, Средней Азии и Сибири.

Это религия основана на внутреннем стремлении человека к духовному озарению (нирване), которое достигается с помощью медитации, мудрости и высших моральных ценностей. Основателем буддизма является Сиддхартх Гаутама.

Буддисты не совершают паломничества в том смысле, какой вкладывают в него христиане и мусульмане. У них есть свои святыни, куда совершаются путешествия.

Один из центров буддизма расположен высоко в Тибете в г. Лхаса. Здесь находится монастырь и дворец Далай-ламы — духовного главы буддистов. Во дворце, построенном в XVII в., насчитывается свыше 1000 помещений, 10 тысяч предметов поклонения и 20 тысяч статуй. До 1959 года Дворец был зимней резиденцией Далай-ламы. После изгнания из страны китайскими коммунистами он уехал в Индию.

В г. Канди (Шри-Ланка) расположена другая святыня буддийского мира — левый клык Будды, который сюда попал через много веков после кремации тела Будды. Каждый год в конце июля — начале августа по случаю выноса священной реликвии из храма собираются буддисты со всего мира, и в течение 10 дней проходит красочный праздник.

Город Нара (Япония) — один из самых почитаемых городов среди буддистов. Его посещают около 3 млн паломников в год. Здесь построено несколько буддийских храмов.

Самый главный из них — храм Тодаицзы (переводится как «Великий восточный храм»), в котором есть статуя Будды Дайнити, одна из самых крупных в мире статуй (22 метра высотой).

В 543 г. до н.э. на территории современного городка Лумбини (Непал) родился Сиддхартха Гаутама, впоследствии ставший Буддой. Здесь имеется более 20 буддийских монастырей.

Другой центр паломничества буддистов — г. Бодхгая (Индия). Здесь Далай-лама ежегодно читает лекции. В Бодхгае много монастырей, построенных буддистами и их поклонниками из многих стран Южной и Юго-Восточной Азии.

В г. Дхармасала (Индия) находится резиденция Далай-ламы — главы буддистов Тибета и тибетского правительства в изгнании.

На встречу с Далай-ламой стремятся паломники из разных стран мира.

Отдельно стоит сказать о паломничестве в район горы Кайлас и на озеро Монасаровар (Тибет). Гора Кайлас является священной горой для представителей 4 религий — буддизма, индуизма, джайнизма и древней тибетской религии бон. В книге известного российского офтальмолога Э.Р. Мулдашева «В поисках города богов» в увлекательной форме описана научная экспедиция в этот регион.

Гора Кайлас (высота 6666 метров) считается самой величественной пирамидой в мире. Паломникам со всего мира увидеть священную пирамиду Кайлас считается не только верхом счастья, но и началом духовной жизни.

Теоретики буддизма считают, что ось, соединяющая многочисленные миры, проходит через эту гору, что комплекс Кайлас был построен с помощью силы пяти элементов — Огня, Ветра, Воды, Воздуха и Человека.

Эту гигантскую пирамиду построила Шамбала — многоликое сообщество лучших из лучших, которое живет по истинным божьим законам жизни, являясь стержнем жизни на Земле.

Как говорят тибетские ламы и священные писания, на вершине Кайласа находится вход в подземелье легендарной страны Шамбалы, и никто не имеет права взойти на его вершину, потому как там могут пребывать только боги. Существует также история о легендарном камне Шантамани, который описал Николай Рерих.

Живя в Индии, великий русский художник неоднократно видел по ночам вспышки света по всему небу. Лама объяснил ему, что этот свет исходит от чудесного камня Шантамани, который находится на вершине горы Кайлас. Самойленко А.А. География туризма.» — М.,2005г

Религиозный туризм (стр. 1 из 14)

Религиозный туризм в христианстве

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Туризм»

по теме: «Религиозный туризм»

Введение

1. Понятие религиозного туризма

1.1 Виды и формы религиозного туризма

1.2 Страны, традиционно считающиеся центрами религиозного паломничества

2. Россия — как центр религиозного паломничества

2.1 Паломничество в России

2.2 Популяризация религиозного туризма на примере Санкт-Петербурга

3. Деятельность турфирм по организации религиозных туров

3.1 Особенности организации паломнических туров

3.2 Концепция развития религиозного туризма в РФ

3.3 Рекомендации по использованию памятников культуры архитектуры

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Само понятие паломнического туризма — поездок верующих к религиозным святыням — отрицается очень многими из тех, кто занимается его организацией: для них «паломничество» и «туризм» понятия различные, иногда даже взаимоисключающие. Из этих соображений используется термин религиозный туризм аналогичного содержания.

Существенное влияние на туристские потоки оказывает религиозная мотивация. История религиозного туризма уходит корнями в века. Ранние, надежно засвидетельствованные сведения о путешествиях с культовыми целями относятся к периоду Античности.

Древние греки и римляне посещали святилища и храмы. Самый известный культовый центр Эллады находился в Дельфах. Он имел общегреческое значение благодаря своему оракулу.

Многочисленные странники приходили сюда, чтобы узнать предсказания жрицы-прорицательницы Пифии.

В эпоху Средневековья миграция по религиозным мотивам, продолжала развиваться, приобретает новые черты. Паломничество принимает массовый характер в своеобразной форме Крестовых походов. Они предпринимались под знаменем борьбы против «неверных» (мусульман) и освобождения от них святых мест христиан.

В XIX в. «священные путешествия» приняли организационные формы. Начиная с 1861 г. ежегодно во Франции снаряжался паломнический караван в знак покаяния за преступления республиканского правительства против церкви. Число его участников достигало 300-400 человек. С конца 1870-х годов францисканцы стали отправлять такие же караваны из Вены и Мюнхена.

Религиозный туризм является составной частью современной индустрии туризма. Соборы, мечети, культовые музеи и духовные центры — это туристические объекты, которые пользуются все возрастающим спросом.

Сегодня, как и много веков назад, религиозные убеждения являются одним из главных мотивов путешествий. Каждый год свыше 200 млн. человек в мире совершают паломничество.

Верующие странствуют для поклонения святыням в надежде обрести душевное спокойствие, избавиться от тяжкого недуга, ощутить единение с духовно близкими людьми.

Они отправляются в путь, чтобы исполнить наложенную епитимью, воздать хвалу высшим силам за обретенную благодать или просто выразить благодарность вере, наполняющей их жизнь смыслом.

Для географического изучения широкой и весьма пестрой картины паломничества используется районирование. В мире выделяются 11 макрорегионов паломничества:

Христианская Европа;

Северная Америка с доминирующими положением христианства и многочисленными другими религиями;

Латинская Америка с преобладанием христианства и местными традиционными религиями;

Северная Африка с преобладанием ислама;

Западная и Восточная Африка, где господствует ислам, и существуют отдельные центры христианства и традиционных религий;

Западная Азия с доминантой ислама и анклавами христианства и иудаизма,

Южная Азия, где получили распространение индуизм и буддизм, а также имеются центры христианства, джайнизма, сикхизма и ислама;

Юго-Восточная Азия с преобладанием буддизма, конфуцианством, синтоизмом и участниками ислама и христианства;

Центральная Азия с доминантой буддизма (в основном ламаизма);

Средняя Азия с господством ислама[1].

Каждый макрорегион известен, прежде всего, мировыми центрами паломничества. Они принимают международные потоки верующих и нередко совмещают религиозную специализацию с функциями административного, промышленного, культурного и туристского центров. Кроме того, в макрорегионах существуют объекты религиозного поклонения национального и местного значения.

Только за последние три-четыре года в России значительно увеличилось паломничество туристов, совершающих паломничество к святыням России, а так же направляющихся за границу с религиозно-познавательными целями.

Основные маршруты таких поездок пролегли в Израиль, Италию, Грецию, Кипр, Турцию, Саудовскую Аравию и т.д.

Наибольшее распространение в нашей стране получили такие религиозные направления, как христианство (православие и католицизм), ислам и иудаизм.

Все больший удельный вес стали занимать религиозные поездки, но сам процесс перемещения и проживания туристов «диким» образом не выводит этот вид туризма на должный уровень.

Тема религиозного туризма рассматривается во многих популярных журналах по туризму, таких как «Вояж», «Туризм и отдых», «Иностранец» и т.д., а с научной точки зрения эта тема мало кем была рассмотрена.

На мой взгляд, она должна вызвать интерес и практическое применение у туристических фирм.

Данная работа состоит из: введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, и приложений.

Цель написания работы — изучить стратегию формирования религиозного туризма в Российской Федерации.

Задачи работы:

1) Познакомиться с понятием, видами и формами религиозного туризма.

2) Изучить вопрос популяризации религиозного туризма на примере Санкт-Петербурга.

3) Ознакомиться с деятельностью туристических фирм по организации религиозных туров.

4) Изучить концепции развития религиозного туризма в РФ.

5) Дать рекомендации по использованию памятников культурной архитектуры.

В работе рассматриваются виды и формы религиозного туризма, его место и практическое использование в России, а также рассматривается специфика организации религиозных туров российскими туристическими фирмами.

1.1 Виды и формы религиозного туризма

Паломничество — путешествие к известным культовым местам с целью поклонения и участия в религиозных церемониях. Паломничество — древнейший вид культовых действий. Как правило, паломничество нацелено на участие в религиозных обрядах, совершаемых в наиболее известных культовых святынях (храмах).

В процессе паломничества совершается поклонение местам, связанным с жизнью крупнейших религиозных деятелей.

Паломничество распространено практически среди последователей, всех известных и современных религий. Организацией паломничества заняты религиозные организации и туристические фирмы, среди которых есть такие, которые специально занимаются именно паломническим туризмом.

Целью паломничества является выполнение религиозного долга верующим, получение особой благодати за предоставление тех трудностей, которые препятствуют паломничеству, а также участие в культовых действиях, имеющих наиболее благодатный, освященный характер.

Смысл паломничества определяется характером религиозного сознания. Верующий рассматривает Бога в качестве некоторого потустороннего начала, находящегося в совершенно другой реальности, чем верующий.

Но объектом поклонения он может быть только в том случае, если дан верующему, в привычных ему условиях жизни.

Это соединение потусторонности и посюсторонности и предстает как освященное место, место, наделенное благодатью, место наибольшего пребывания божества. Оно и становится объектом поклонения верующих.

Паломник хочет прикоснуться к тем местам, которые как бы освящены основателем его религии и его ближайшими последователями для того, чтобы исполниться благодати и приобщиться к святости. Он участвует в религиозных обрядах и церемониях, получает наставление от священников и монахов, которые находятся в этом святом месте.

Иногда паломничество совершается с целью получить уверенность в правильности принятого важного решения, с целью получения исцеления (телесного и душевного), с целью преодолеть духовный кризис или отблагодарить божество за произошедшее выздоровление.

Паломничество может иметь и политические цели, если, совершая его, политический деятель приобретает больший политический вес. Так, Николай Второй совершил в начале XX века поездку в Саров Нижегородской губернии, где находится обитель одного из наиболее почитаемых русских святых Серафима Саровского.

В июле 1903 года в торжествах прославления преподобного Серафима Саровского участвовали до 500 тысяч паломников. И участие в этом торжестве российского императора укрепляло веру людей в близость самодержца к народу и возвышало его авторитет.

Непосредственным побудительным мотивом паломничества может явиться личное убеждение в необходимости приобщения к благодати и святости, пример единоверцев, религиозная норма или же совет духовного лица.

Паломничество соприкасается с познавательным туризмом, но не совпадает с ним. Здесь знакомство с новой страной или городом строго целенаправленно и необходимо для выполнения религиозного долга верующего.

Нередко паломник стремится получить новые сведения о стране или культовых объектах только с целью расширения своих религиозных представлений. Однако современное паломничество имеет и существенный познавательный аспект. Организацией различных видов паломничеств заняты туристические фирмы.

Паломники в той или иной степени знакомятся с культовыми памятниками страны или города, а также одновременно с культурой и достопримечательностями страны в целом.

Кроме того, нередко современный паломник — человек, совершающий путешествие, чтобы только прикоснуться к религиозным святыням, увидеть места, связанные с историей крупнейших религий, но не принимать участие в культовых действиях. Здесь познавательные цели вытесняют собственно религиозные[2].

Источник: https://mirznanii.com/a/225683/religioznyy-turizm

ovdmitjb

Add comment