Kievuz

Религиозный туризм

Религиозный туризм

Религиозный туризм

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

2.1. Определение и разновидности религиозного туризма

Туристом, путешествующим с религиозными целями, является человек, выезжающий за пределы страны постоянного проживания на срок не более полугода для посещения святых мест и центров религий.

Под религиозным туризмомследует понимать виды деятельности, связанные с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к святым местам и религиозным центрам, находящимся за пределами обычной для них среды.

Религиозный туризм подразделяется на две основные разновидности:

–  паломнический туризм;

–  религиозный туризм экскурсионно‑познавательной направленности.

В паломническом туризме выделяется духовно‑паломнический туризм.

2.2. Паломнический туризм

Паломнический туризм –  это совокупность поездок представителей различных конфессий с паломническими целями. Паломничество –  стремление верующих людей поклониться святым местам.

Среди причин для совершения паломничества можно выделить следующие:

–  желание исцелиться от душевных и физических недугов;

–  помолиться за родных и близких;

–  обрести благодать;

–  выполнить богоугодную работу;

–  отмолить грехи;

–  выразить благодарность за блага посланные свыше;

–  проявить преданность вере;

–  стремление к подвижничеству во имя веры;

–  обрести смысл жизни.

Паломничество предполагает определенное отношение человека к действительности. Идея паломничества подразумевает действия в условиях особых трудностей, добровольно взятые на себя обязательства быть в этих условиях.

Это символизирует готовность человека пожертвовать преходящими материальными ценностями во имя вечных духовных. В индуизме, православии и католицизме получили развитие пешие паломничества.

Люди отправляются в паломничества, когда им недостаточно ритуальных действий в местах обычной среды проживания.

Термин «паломничество», как полагают филологи, происходит от слова «пальма» –  ветви именно этого дерева привозили первые паломники‑христиане, побывавшие в Святой земле во время праздника «Вход Господень в Иерусалим». Во время триумфального входа Иисуса Христа в Иерусалим верующие усыпали его путь ветвями пальмы.

В России этот праздник получил наименование «Вербное воскресенье». Традиции паломничества уходят корнями в глубокую древность. В Индии люди с древних времен совершали поездки в святые места, наполненные энергией того или иного божества. В Древней Греции паломники из разных уголков страны приезжали в Дельфы к прорицательнице Пифии, жившей в храме, для получения предсказаний.

В Средние века паломничество получило широкое распространение. Странствия пилигримов в Палестину начались уже в III в. н. э. При императоре Константине были возведены храмы в Иерусалиме, например Храм Гроба Господня. В XV в. для паломников из Европы были разработаны специальные маршруты, или «дорожники», от берегов Роны до реки Иордан.

Однако самые первые путеводители для паломников, или «итенирарии», были написаны на греческом языке в Византии еще в VIII в. Наибольшей популярностью среди пилигримов пользовался итенирарий «Краткое сказание о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, а также Сирии, Финикии и о святых местах Палестины», написанный византийцем Иоанном Фокой в XII в.

Крестовые походы закрепили традицию паломничества в Святую землю. По данным ВТО, ежегодно совершают паломничество более 200 млн человек.

2.3. Виды и особенности паломничества

В науке обычно выделяют несколько видов паломничества, классифицирующихся по различным признакам:

1) по числу участников и семейной принадлежности –  индивидуальные, семейные и групповые паломничества;

2) по продолжительности –  длительные и кратковременные паломничества (раньше по русским православным канонам паломничеством считалась поездка продолжительностью более 10 дней);

3) по сезонности –  круглогодичные паломничества, а также приуроченные к религиозным праздникам;

4) по объектам посещения –  посещения конфессиональных культовых мест (церквей, монастырей, храмов), а также природных культовых мест (гор, озер, пещер, родников, рощ);

5) по местоположению объекта паломничества –  внутренние (в пределах государственных границ) и зарубежные паломнические туры;

6) по признаку обязательности –  добровольные и обязательные паломнические туры (например, в исламе паломничество хадж является обязательным для каждого правоверного).

Паломники обычно выдвигают гораздо меньше требований к уровню и качеству обслуживания, питания, размещения.

Они останавливаются на ночлег в кельях монастырей, на территории ашрамов, в палаточных городках (во время хаджа, например), могут ночевать в храмах на полу или даже прямо на улице.

Выбор пищи обычно невелик, и она довольно скромная. В христианских странах во время постов пища постная, в Индии –  вегетарианская.

Духовно‑паломнический туризмимеет узкую социально‑психологическую базу и географическую направленность. Под духовно‑паломническим туризмом понимаются поездки туристов из Северной и Южной Америки, Европы и России в различные центры духовной практики в странах Востока, в первую очередь в Индию, Тибет, Китай, Непал, Японию.

Духовно‑паломнический туризм тесно связан с лечебно‑оздоровительным туризмом. Например, многие духовные центры в Индии являются центрами аюрведического лечения. В Индии аюрведа –  это комплексная наука лечения, омоложения организма и предотвращения заболеваний, которые возникают как следствие нарушения гармонии между энергией человека и Вселенной.

Всевозможные практики и наставления, дающиеся во многих ашрамах, а также в Золотом Городе, часто выходят за рамки религий или не имеют непосредственной (видимой) религиозной подоплеки. Подчеркивается их универсальность для людей различных вероисповеданий, национальностей, пола, возраста и профессии.

Цель таких практик –  помочь человеку в решении его проблем, а также в его духовном и нравственном самосовершенствовании, познании своей внутренней духовной природы.

Следует отметить близость духовно‑паломнического туризма и других видов туризма. Например, ежегодно многие туристы посещают Китай для занятий цигун.

Цигун –  это комплекс двигательных и дыхательных упражнений. Цигун помогает человеку набрать большой запас жизненных сил, или энергии ци, как полагают китайцы.

Так что такая поездка содержит элементы религиозного, спортивного и лечебно‑оздоровительного туризма.

Основные регионы паломнического туризма:

–  православные республики СНГ: Россия, Украина, Белоруссия, Молдова;

–  зарубежная Европа с доминирующим католицизмом и протестантизмом (включая его многочисленные течения);

–  Северная Америка с доминирующим положением христианства;

–  Латинская Америка с преобладанием христианства и традиционными народными верованиями коренного населения;

–  Северная Африка с преобладанием ислама;

–  Восточная и частично Западная Африка с преобладанием ислама и наличием центров христианства и традиционных народных верований;

–  Западная Азия с доминированием ислама и анклавами христианства и иудаизма;

–  Южная Азия с распространением индуизма, буддизма, сикхизма, джайнизма, а также ислама;

–  Юго‑Восточная Азия с преобладанием буддизма, ислама и анклавами индуизма;

–  Восточная Азия с господством буддизма, конфуцианства и синтоизма;

–  Средняя Азия (Тибет), где доминируют ислам и ламаизм, религия бон;

–  Центральная Азия с преобладанием буддизма и отдельными анклавами ислама.

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

Источник: https://zinref.ru/000_uchebniki/05400turizm/000_Spetsialnye_vidy_turizma_uchebnoe_posobie_Babkin_2015/003.htm

Религиозный

Религиозный туризм

В системе жизненных приоритетов современного человека материальные ценности занимают главенствующие позиции, из-за чего в жизни духовной постепенно образуется пробел. 

Кто-то не придает этому совершенно никакого значения, а кто-то всеми силами пытается этот пробел восполнить, а потому, планируя свой отдых, начинает интересоваться не звездностью отеля и не наличием системы all inclusive, а турами, которые относятся к категории так называемого «религиозного туризма».

Виды религиозного туризма

Религиозный туризм подразумевает под собой посещение мест, сыгравших важную роль в становлении или развитии какой-либо из мировых религий, при этом цели таких посещений могут быть совершенно разными, в зависимости от чего в этом виде отдыха и выделяется две разновидности туров – паломнические поездки и религиозные туры экскурсионно-познавательной направленности.

Последние идеально подойдут тем, кого к святыням ведет жажда новых знаний, кто воспринимает религиозные объекты скорее как памятники культуры и истории, чем как место поклонения. А вот паломником может стать только тот, для кого первостепенными являются религиозные чувства.

При выборе наиболее подходящего вам вида религиозного туризма стоит также учесть тот факт, что в паломнических поездках вы можете столкнуться с довольно суровыми условиями проживания – местом, где вас разместят, может стать и аскетичная монашеская келья, и палаточный лагерь. Та же самая история и с едой – меню, как правило, не блещет разнообразием блюд, особенно если ваша поездка совпадет с днями какого-либо поста.

Поэтому если вы хотите не только новых впечатлений, но и привычного комфорта, то вам стоит крепко задуматься, сможете ли все-таки примерить на себя звание паломника.

Кстати, «паломником» путешественника, идущего поклонится религиозным святыням, справедливо называть только по отношению к православным христианам.

 В католической Европе таких путешественников называют «пилигрим».

В исламе подобное явление называется «хадж», в  буддизме посещение мест, связанных с жизнью Будды, а также других святых и величайших мастеров этой религии, обозначается словом «кора».

Основные направления 

Для каждой из основных мировых религий можно выделить свои направления религиозного туризма. Однако, есть на нашей планете уникальное место, город, где в самом ближайшем соседстве сосредоточены святыни христианства, ислама и иудаизма – израильский город Иерусалим. 

Евреи, прибывшие сюда первым делом идут к Стене Плача, единственному уцелевшему фрагменту древнего комплекса Храмовой горы, где находился Иерусалимского храм, главная святыня иудаизма. Давнюю утрату этого символа былого величия Израиля евреи оплакивают здесь до сих пор, но в то же время здесь они молятся о возрождении и процветании единой страны для еврейского народа.

Для христиан Иерусалим является местом, где случились основополагающие для этой религии события – Распятие Хритово и Воскресение Господне. В целом же в этом городе и на прилегающих к нему территориях находится великое множество христианских святынь, а потому для приверженцев этой самой многочисленной мировой религии Иерусалим является самым священным местом на всей земле.

Мусульмане посещают в Иерусалиме восьмиугольную мечеть Купол Скалы, где остался след ног пророка Мохаммеда и где в одной из опор, согласно преданию, хранятся волосы из его бороды.

Таким образом, город трех религий для двух из них является главенствующим, и только для мусульман первостепенными все же являются священные города ислама Мекка и Медина.

Хадж сюда обязателен для каждого правоверного, причем посещение Мекки и Медины будет считаться хаджем только за десять дней до праздника Курбан-Байрам при условии, что за это время мусульманин выполнит все предписанные в Коране ритуалы.

В Мекке находится главная мечеть мусульманского мира Аль-Хараам и святилище Кааба, а в Медине – могила пророка. Также важные святые места ислама находятся в Стамбуле, Дамаске, Багдаде, Каире и Дели.

Для христиан география паломничества тоже не ограничивается Израилем. Местами сосредоточения православных святых мест являются российские города Сергиев Посад, Дивеево, Владимир, Суздаль, украинский Киев, острова Валаам и Соловки. Есть православные храмы и монастыри и в Европе – в Греции, на Кипре, в странах братьев-славян – Сербии и Черногории, а также в Болгарии, Франции и Италии.

Однако, как быто ни было, Западная Европа все-таки является оплотом католицизма, форпост которого находится в Риме, в Ватикане, но по большому счету католические святыни можно встретить практически в любом городе современно Евросоюза.

Что касается буддизма, то в этой религии считается, что тело Будды после смерти было кремировано, а пепел разделен на 8 частей и помещен в ступы, которые сегодня находятся в 8 разных местах. Из них-то и выделяют четыре наиболее почитаемых – в Непале, в городе Лумбини, и Индии, в Бодхгае, Кушинагаре и Сарнатхе.

Крупные буддийские центры также есть на Тибете, в Лхасе, самая большая статуя Будды находится в японской Наре. Кроме того буддисты часто посещают Шри-Ланку, Таиланд, столицу которого, Бангкок, даже зовут городом ангелов, Индонезию и Камбоджу, а в России, в Калмыкии, находится крупнейший буддийски храм Европы.

 

Источник: https://www.tour52.ru/Vidy-otdyha/religios/

Религиозный туризм (стр. 1 из 14)

Религиозный туризм

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

по дисциплине “Туризм”

по теме: “Религиозный туризм”

Введение

1. Понятие религиозного туризма

1.1 Виды и формы религиозного туризма

1.2 Страны, традиционно считающиеся центрами религиозного паломничества

2. Россия – как центр религиозного паломничества

2.1 Паломничество в России

2.2 Популяризация религиозного туризма на примере Санкт-Петербурга

3. Деятельность турфирм по организации религиозных туров

3.1 Особенности организации паломнических туров

3.2 Концепция развития религиозного туризма в РФ

3.3 Рекомендации по использованию памятников культуры архитектуры

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Само понятие паломнического туризма – поездок верующих к религиозным святыням – отрицается очень многими из тех, кто занимается его организацией: для них “паломничество” и “туризм” понятия различные, иногда даже взаимоисключающие. Из этих соображений используется термин религиозный туризм аналогичного содержания.

Существенное влияние на туристские потоки оказывает религиозная мотивация. История религиозного туризма уходит корнями в века. Ранние, надежно засвидетельствованные сведения о путешествиях с культовыми целями относятся к периоду Античности.

Древние греки и римляне посещали святилища и храмы. Самый известный культовый центр Эллады находился в Дельфах. Он имел общегреческое значение благодаря своему оракулу.

Многочисленные странники приходили сюда, чтобы узнать предсказания жрицы-прорицательницы Пифии.

В эпоху Средневековья миграция по религиозным мотивам, продолжала развиваться, приобретает новые черты. Паломничество принимает массовый характер в своеобразной форме Крестовых походов. Они предпринимались под знаменем борьбы против “неверных” (мусульман) и освобождения от них святых мест христиан.

В XIX в. “священные путешествия” приняли организационные формы. Начиная с 1861 г. ежегодно во Франции снаряжался паломнический караван в знак покаяния за преступления республиканского правительства против церкви. Число его участников достигало 300-400 человек. С конца 1870-х годов францисканцы стали отправлять такие же караваны из Вены и Мюнхена.

Религиозный туризм является составной частью современной индустрии туризма. Соборы, мечети, культовые музеи и духовные центры – это туристические объекты, которые пользуются все возрастающим спросом.

Сегодня, как и много веков назад, религиозные убеждения являются одним из главных мотивов путешествий. Каждый год свыше 200 млн. человек в мире совершают паломничество.

Верующие странствуют для поклонения святыням в надежде обрести душевное спокойствие, избавиться от тяжкого недуга, ощутить единение с духовно близкими людьми.

Они отправляются в путь, чтобы исполнить наложенную епитимью, воздать хвалу высшим силам за обретенную благодать или просто выразить благодарность вере, наполняющей их жизнь смыслом.

Для географического изучения широкой и весьма пестрой картины паломничества используется районирование. В мире выделяются 11 макрорегионов паломничества:

Христианская Европа;

Северная Америка с доминирующими положением христианства и многочисленными другими религиями;

Латинская Америка с преобладанием христианства и местными традиционными религиями;

Северная Африка с преобладанием ислама;

Западная и Восточная Африка, где господствует ислам, и существуют отдельные центры христианства и традиционных религий;

Западная Азия с доминантой ислама и анклавами христианства и иудаизма,

Южная Азия, где получили распространение индуизм и буддизм, а также имеются центры христианства, джайнизма, сикхизма и ислама;

Юго-Восточная Азия с преобладанием буддизма, конфуцианством, синтоизмом и участниками ислама и христианства;

Центральная Азия с доминантой буддизма (в основном ламаизма);

Средняя Азия с господством ислама[1].

Каждый макрорегион известен, прежде всего, мировыми центрами паломничества. Они принимают международные потоки верующих и нередко совмещают религиозную специализацию с функциями административного, промышленного, культурного и туристского центров. Кроме того, в макрорегионах существуют объекты религиозного поклонения национального и местного значения.

Только за последние три-четыре года в России значительно увеличилось паломничество туристов, совершающих паломничество к святыням России, а так же направляющихся за границу с религиозно-познавательными целями.

Основные маршруты таких поездок пролегли в Израиль, Италию, Грецию, Кипр, Турцию, Саудовскую Аравию и т.д.

Наибольшее распространение в нашей стране получили такие религиозные направления, как христианство (православие и католицизм), ислам и иудаизм.

Все больший удельный вес стали занимать религиозные поездки, но сам процесс перемещения и проживания туристов “диким” образом не выводит этот вид туризма на должный уровень.

Тема религиозного туризма рассматривается во многих популярных журналах по туризму, таких как “Вояж”, “Туризм и отдых”, “Иностранец” и т.д., а с научной точки зрения эта тема мало кем была рассмотрена.

На мой взгляд, она должна вызвать интерес и практическое применение у туристических фирм.

Данная работа состоит из: введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, и приложений.

Цель написания работы – изучить стратегию формирования религиозного туризма в Российской Федерации.

Задачи работы:

1) Познакомиться с понятием, видами и формами религиозного туризма.

2) Изучить вопрос популяризации религиозного туризма на примере Санкт-Петербурга.

3) Ознакомиться с деятельностью туристических фирм по организации религиозных туров.

4) Изучить концепции развития религиозного туризма в РФ.

5) Дать рекомендации по использованию памятников культурной архитектуры.

В работе рассматриваются виды и формы религиозного туризма, его место и практическое использование в России, а также рассматривается специфика организации религиозных туров российскими туристическими фирмами.

1.1 Виды и формы религиозного туризма

Паломничество – путешествие к известным культовым местам с целью поклонения и участия в религиозных церемониях. Паломничество – древнейший вид культовых действий. Как правило, паломничество нацелено на участие в религиозных обрядах, совершаемых в наиболее известных культовых святынях (храмах).

В процессе паломничества совершается поклонение местам, связанным с жизнью крупнейших религиозных деятелей.

Паломничество распространено практически среди последователей, всех известных и современных религий. Организацией паломничества заняты религиозные организации и туристические фирмы, среди которых есть такие, которые специально занимаются именно паломническим туризмом.

Целью паломничества является выполнение религиозного долга верующим, получение особой благодати за предоставление тех трудностей, которые препятствуют паломничеству, а также участие в культовых действиях, имеющих наиболее благодатный, освященный характер.

Смысл паломничества определяется характером религиозного сознания. Верующий рассматривает Бога в качестве некоторого потустороннего начала, находящегося в совершенно другой реальности, чем верующий.

Но объектом поклонения он может быть только в том случае, если дан верующему, в привычных ему условиях жизни.

Это соединение потусторонности и посюсторонности и предстает как освященное место, место, наделенное благодатью, место наибольшего пребывания божества. Оно и становится объектом поклонения верующих.

Паломник хочет прикоснуться к тем местам, которые как бы освящены основателем его религии и его ближайшими последователями для того, чтобы исполниться благодати и приобщиться к святости. Он участвует в религиозных обрядах и церемониях, получает наставление от священников и монахов, которые находятся в этом святом месте.

Иногда паломничество совершается с целью получить уверенность в правильности принятого важного решения, с целью получения исцеления (телесного и душевного), с целью преодолеть духовный кризис или отблагодарить божество за произошедшее выздоровление.

Паломничество может иметь и политические цели, если, совершая его, политический деятель приобретает больший политический вес. Так, Николай Второй совершил в начале XX века поездку в Саров Нижегородской губернии, где находится обитель одного из наиболее почитаемых русских святых Серафима Саровского.

В июле 1903 года в торжествах прославления преподобного Серафима Саровского участвовали до 500 тысяч паломников. И участие в этом торжестве российского императора укрепляло веру людей в близость самодержца к народу и возвышало его авторитет.

Непосредственным побудительным мотивом паломничества может явиться личное убеждение в необходимости приобщения к благодати и святости, пример единоверцев, религиозная норма или же совет духовного лица.

Паломничество соприкасается с познавательным туризмом, но не совпадает с ним. Здесь знакомство с новой страной или городом строго целенаправленно и необходимо для выполнения религиозного долга верующего.

Нередко паломник стремится получить новые сведения о стране или культовых объектах только с целью расширения своих религиозных представлений. Однако современное паломничество имеет и существенный познавательный аспект. Организацией различных видов паломничеств заняты туристические фирмы.

Паломники в той или иной степени знакомятся с культовыми памятниками страны или города, а также одновременно с культурой и достопримечательностями страны в целом.

Кроме того, нередко современный паломник – человек, совершающий путешествие, чтобы только прикоснуться к религиозным святыням, увидеть места, связанные с историей крупнейших религий, но не принимать участие в культовых действиях. Здесь познавательные цели вытесняют собственно религиозные[2].

Источник: https://mirznanii.com/a/225683/religioznyy-turizm

Роль религиозного туризма в развитии духовного мира человека

Религиозный туризм

В данной статье рассмотрена классификация религиозного туризма, анализирована стратегия его развития, исследована мотивация религиозных туристов и паломников, разработана система программных мероприятий, которая позволит сформировать новый туристский продукт, отвечающий потребностям и возможностям нашей страны, а также основным тенденциям развития религиозного туризма и сохранения историко -культурного наследия.

В последние годы все более усилилось значение туризма в жизни современного общества. Этому способствует рост доходов населения, увеличение количества свободного времени все большая открытость регионов и другие факторы.

Туризм как досуговая деятельность существует много столетий. С незапамятных времен простое человеческое любопытство влекло людей в путешествия без какой-либо определенной цели.

Сегодня туризм активно развивается, люди стали путешествовать осмысленно – в образовательных, религиозных, оздоровительных целях.

Туризм стал играть такую роль в жизни общества, что превратился в уникальную крупномасштабную мировую индустрию, а туристические ресурсы становятся важнейшей частью национального богатства многих стран [1].

Религиозный туризм – это вид деятельности, связанный с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к святым местам и религиозным центрам, находящимся за пределами обычной для них среды. Существуют следующие разновидности: паломнический туризм и религиозный туризм экскурсионной направленности.

Само понятие паломнического туризма поездок к религиозным святыням отрицается очень многими из тех, кто занимается его организацией: для них «паломничество» и «туризм» понятия различные, иногда даже взаимоисключающие. Из этих соображений используется термин аналогичного содержания -религиозный туризм или туризм по местам нахождения религиозных святынь.

Понятия «религиозный туризм» и «паломничество» нельзя смешивать, как это делают многие современные исследователи.

Паломничество к «святым местам» это, пожалуй, самая древняя форма туризма, известная ещѐ с древнеегипетских времѐн.

Религиозная мотивация оказывает существенное влияние на «туристские потоки». Поэтому история религиозного туризма уходит корнями в века.

Люди отправляются в поездки по святым местам с разными мотивами: помолиться, решить личные проблемы, найти себе подходящую религию, духовную школу и систему ценностей, ознакомиться с культурным наследием страны.

Туристы-экскурсантыпользуются услугами индустрии туризма: секторов транспортных перевозок, размещения и питания, развлечений, а также туроператоров и турагентов, реализующих туристский продукт.

Паломники во многих случаях пользуются и другими услугами: живут и питаются при храмах, монастырях, иногда добираются до пунктов назначения средствами транспорта, предоставляемыми этими организациями.

Паломники также могут выполнять определенную работу в виде послушания, служения.

Туристскаяпоездка имеет в своей основе мотивацию, которая является одним из важнейших факторов принятия решения о путешествии и выбора туристского продукта и его составных элементов.

Мотивация выбора туристского путешествия (время, продолжительность, направление, вид, затраты, характер деятельности) важнейшая характеристика, влияющая на поведенческие инициативы туриста при выборе, приобретении и свершении тура.

Объектами привлечения религиозных туристов являются святые места и центры религий. Поездки обусловлены культовыми актами, праздниками, фестивалями, проходящими в определенное время года. Ниже представлен рисунок, который отражает цели религиозного туризма [2, c.25].

Рисунок 1. Цели религиозного туризма

Люди, отправляясь в религиозные поездки как паломники или как обыкновенные туристы, невольно переносятся из мира реальности в мир добра и красоты религиозных обителей.

Туристы-экскурсанты устремляются к святыням, чтобы увидеть неповторимый архитектурный облик культовых сооружений, их монументальность и изящество, услышать колокольный звон, разливающийся по всем окрестностям.

Из бывших развалин появляются не только религиозные памятники великая красота возвращается в мир, красота, воплощенная не только в камне, но главное в душах людей.

Кроме того, при посещении святых мест огромную роль играют природное окружение и исторический ландшафт местности.

Таким образом, актуальность и практическая значимость мотивационных аспектов в религиозном туризме очевидны.

Понимание, знание и использование туристских мотивов в путешествии с религиозными целями могут стать залогом успешного продвижения и популяризации данного туристского направления.

Только выявив мотивы религиозного путешествия, туристические организации могут вырабатывать эффективные приемы, способствующие привлечению клиента и приданию ему статуса постоянного, что может повлиять на характер и объем спроса и сбыта.

При международных поездках туристам следует пройти таможенные, валютные, визовые и другие формальности.

На казахстанскомрынке туризма уже сформировались фирмы, занимающиеся практической организацией поездок паломников и экскурсантов и специализирующиеся на предоставлении услуг в области религиозного туризма. Религиозный туризм можно классифицировать по следующим типам:

Рисунок 2. Классификация религиозного туризма

Эти типы туризма могут по-разному сочетаться, образуя категории туризма, которые относятся не только к какой-либо стране, но и к региону; термин «регион» к какому-то району в пределах какой-либо страны либо к группе стран. Определение «туризм в пределах страны» охватывает внутренний и въездной туризм.

Проблематика классификации религиозного туризма является неразработанной. В источниках по туристскому бизнесу понятие «религиозный туризм» заменяют понятием «паломничество», экскурсии с религиозной тематикой не отличают от религиозных путешествий.

На основе исследований В.С. Сенина, нами сформирован рисунок, отражающий формы религиозного туризма [3, c.24]. 

Рисунок 3. Формы религиозного туризма

Исходя из вышеизложенного, с исследователем можно согласиться, если считать, что:

  • туры с целью паломничества являются обязательно дальними путешествиями, в которые отправляются только верующие, и где экскурсии с познавательной целью вообще не предлагаются;
  • экскурсионные туры составляются только для туристов, при этом экскурсия должна являться составляющей как длительного путешествия, так и короткого пребывания в поездке.

Учитывая, что классифицировать религиозные туры можно по тем же признакам, что и другие туристические маршруты и в связи с этим основываясь на традиционной классификации туров, мы предлагаем следующую классификацию религиозного туризма.

Итак, религиозный туризм можно классифицировать:

  • по мировым религиозным конфессиям;
  • по продолжительности;
  • по составу участников.

Для создания благоприятных условий развития религиозного туризма должны быть поставлены следующие задачи:

  • формирование механизма управления развитием туристской отрасли;
  • формирование нормативноправовой базы религиозного туризма в целях стимулирования отрасли и привлечения в отрасль инвестиций;
  • стимулирование развития предпринимательства в сфере религиозного туризма;
  • стимулирование развития материальной базы туристской отрасли путем привлечения казахстанских и иностранных инвестиций для реконструкции;
  • поддержания технического состояния памятников культовой архитектуры как объектов религиозного туризма, создания новых средств размещения;
  • создание условий для развития туристских зон в Казахстане на основе соглашений в области туризма;
  • гармонизация социальной и общественной жизни, возрождение интереса к родной стране, решение вопросов сохранения историкокультурного наследия и защита окружающей среды;
  • создание системы информационного обеспечения туристов, внедрение комплексной компьютерной и информационной системы;
  • проведение активной рекламноинформационной деятельности, направленной на формирование туристского имиджа Казахстана и развитие интереса к религиозным и культурным ценностям различных конфессий;
  • совершенствование системы образования и профессиональной подготовки кадров для сферы религиозного туризма.

Для достижения поставленных задач разработана система программных мероприятий. Система программных мероприятий включает разделы, разработка которых позволит получить инструмент, позволяющий сформировать новый туристский продукт, отвечающий потребностям и возможностям нашей страны, а также основным тенденциям развития религиозного туризма.

Рисунок 4. Система программных мероприятий

  1. Организация управления развитием религиозного туризма

Мероприятия данного раздела направлены на:

  • создание управленческой системы для координации всех прямых и косвенных усилий по развитию религиозного туризма в Казахстане;
  • совершенствование нормативноправовой базы, регулирующей и стимулирующей деятельность организаций, деятельность которых способствует развитию религиозного туризма;
  • выделение и развитие туристскорекреационных зон, имеющих особое значение для развития религиозного туризма.

Организация управления деятельностью в сфере религиозного туризма осуществляется через развитие управленческих структур и совершенствование правовых и организационных условий турпродукта.

  1. Разработка и продвижение религиозного туристского продукта. Мероприятия данного раздела направлены на:
    • формирование объектов и процессов, привлекательных для туристов;
    • достижение приоритета туризма по местам религиозных святынь.
  2. Рекламно-информационная деятельность

Мероприятия данного раздела направлены на:

  • создание благоприятного для посещения туристов информационного пространства на территории Казахстана, выгодное представление религиозных культурно-исторических объектов страны;
  • привлечение в Казахстан зарубежных туристов и инвесторов;
  • популяризация туристских возможностей страны для духовного возрождения граждан.
  1. Подготовка специалистов. Научное обеспечение туристской деятельности.

Подготовка специалистов и научное обеспечение туристской деятельности включает следующие мероприятия:

  • создание в Казахстане четко работающей, многоступенчатой системы образования в области туристской индустрии, охватывающей все уровни от профессиональной ориентации школьников до высшего уровня квалификации. Система образования должна быть непрерывной, т.е. фактически в течение всей профессиональной деятельности специалисты должны постоянно повышать свой профессиональный уровень [4, c.42]. В противном случае не будет прогресса в управлении, обслуживании, не будет внедрения новых технологий и т.д.;
  • подготовка учебных программ для всех видов образовательной деятельности (подготовка, переподготовка, повышение квалификации специалистов) в соответствии с профессиональными стандартами;
  • подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для гостиниц и с учетом роста потребности в кадрах в ходе осуществления строительства новых гостиниц и повышения обслуживания в существующих гостиничных предприятиях;
  • подготовка персонала для обслуживания туристов на объектах показа;
  • совершенствование статистической отчетности (туристские прибытия, сроки пребывания, уровень загрузки);
  • формирование и ведение городского реестра туроператоров и турагентов.

Исходя из положений разработанной стратегии, можно сделать вывод, что практическое внедрение предлагаемых мероприятий будет способствовать подъему казахстанских регионов в отношении религиозного туризма на более высокий уровень развития.

Анализ предложений туристических фирм по религиозному туризму показал, что в последние годы наблюдается возрастание интереса к религиозным внутренним маршрутам.

Развитию интереса сограждан к религиозным турам в значительной степени будет способствовать поддержка государственной власти, включающая направление бюджетных средств на поддержание в надлежащем состоянии памятников религии, истории и культуры и развитие инфраструктуры размещения туристов.

Анализ перспектив развития религиозного туризма в различных казахстанских регионах представляем согласно логике разработанной стратегии.

Необходимо отметить, что в нашей стране наблюдается прогресс в политике региональных властей, под их руководством в некоторых регионах осуществляется разработка программ по развитию религиозного туризма. Практическая реализация планируемых мероприятий по развитию данного направления туризма повысит международный историко-культурный статус казахстанского региона и привлечет иностранные инвестиции.

Список использованной литературы:

  1. Биржаков М.Б. Введение в туризм: учеб. / М.Б. Биржаков. СПб.: Изд. Дом «Герда», 2008. 570 с.
  2. Квартальнов В.А. Туризм: учеб. / В.А. Квартальнов. М.: Финансы и статистика, 2002. 320 с.
  3. Сенин В.С. Организация международного туризма: учеб.

    / Сенин В.С. М.: Финансы и статистика, 2003. 400 с.

  4. Христов Т.Т. Религиозный туризм: учеб. пособие / Христов Т.Т. М.: Издательский центр «Академия», 288 с.

Фамилия автора: Рыбцова Олеся Леонидовна, Снасапина Альбина Сергалиевна, Карабалина Жанар Жумабергеновна, Кулумбетова Дина Болатовна

В статье представлен анализ тенденций развития мирового туризма. Рассмотрены особенности таких тенденций как усиление конкуренции на рынке туристских услуг, демографические изменения, забота туристов о своем здоровье, технические достижения, охрана окружающей среды и др. 

А.Ж. Киязова, 2013

Источник: https://articlekz.com/article/20585

Паломничество и религиозный туризм

Религиозный туризм

В мировой туротрасли существует особое направление, которое объединяет путешественников, желающих отправиться в поездку по святым местам. Кто же такие паломники и в чем особенность религиозного туризма?

Это люди, которые решаются на длительные и, порой, не самые легкие в плане комфорта путешествия, лишь для того, чтобы обогатить собственный духовный мир, доказать приверженность вере, прикоснуться к великим святыням планеты и выполнить почетную миссию, накладываемую на каждого верующего божественными постулатами. Эта особенность религиозного туризма существенно отличает его от привычной всем схемы отдыха на морском курорте или посещения монументов старины.

В каждом вероисповедании существуют традиции, предусматривающие бережное отношение к святыням. Вот почему ежегодно свыше миллиона паломников отправляются в путь, чтобы посетить главные центры религиозного туризма в мире.

Понятия «паломники» и «паломничество» происходят из православного христианства. Эти определения стали универсальными, и сегодня у нас их используют применительно ко всем религиозным течениям мира.

Справедливости ради, следует заметить, что путешествующих представителей других вероисповеданий называют по-разному: в католицизме ― это «пилигримы», в исламе люди совершают «хадж», религиозный туризм в Индии (да и вообще у буддистов) принято обозначать одним словом — «кора».

Основные направления религиозного туризма

Различают два основных направления религиозного туризма, и у каждого есть свои особенности:

  • экскурсионные туры, целью которых является посещение памятников, храмов, музеев;
  • организованные паломнические поездки, предполагающие посещение мировых центров религий, а также путешествие по местам, сыгравшим важную роль в становлении и распространении определённого вероисповедания.

В первом случае люди стремятся обогатить свой духовный мир, расширить кругозор и получить новые знания об истории религии.

Поскольку культовые сооружения во многих странах являются заодно и главными их достопримечательностями, то становится очевидной популярность экскурсионного религиозного туризма.

Второй вид поездок, скорее всего, подойдет людям, путешествующим исходя из духовных побуждений, и мечтающим поклониться святыням.

Если вы планируете отправиться в паломническую поездку, то не помешает узнать особенности религиозного туризма подобной направленности. Приготовьтесь к тому, что путешествие не всегда будет комфортным. В большинстве случаев маршрут пролегает через малопосещаемые или, наоборот, слишком переполненные туристами религиозные центры.

Паломникам приходится останавливаться для ночлега или во временных палаточных лагерях, разбитых на время проведения того или иного религиозного мероприятия, или в монашеских кельях, скромных отелях и пансионах.

Не всегда есть возможность обеспечить разнообразное питание, особенно если график путешествия совпадает с постом, строго соблюдаемым верующими людьми.

В особо сложных переходах верующие могут рассчитывать лишь на сухие пайки и воду.

В этом смысле, паломнические поездки и экскурсионные туры религиозной направленности различаются. Организованные туристические экскурсии предполагают обеспечение высокого уровня комфорта.

Поэтому если вы не уверены в собственных силах и способностях выдержать все тяготы паломничества, то смело отправляйтесь на тематические экскурсии, в рамках которых запланировано посещение религиозных памятников и комфортабельное размещение.

Мировые центры религиозного туризма

Для каждого из мировых вероисповеданий характерны свои особенности религиозного туризма, собственные маршруты и святыни, разбросанные по разным уголкам планеты. Исключением можно считать город, чья история насчитывает тысячелетия.

Речь идет об Иерусалиме, находящемся на территории современного Израиля. Этот древний город можно считать колыбелью нескольких мировых религий ― христианства, иудаизма и ислама.

Здесь сосредоточено огромное количество достопримечательностей, представленных святынями для сотен тысяч паломников.

Представители христианского мира приезжают в Иерусалим чтобы посетить места, связанные с библейскими событиями – Распятием и Воскресением Христа. Однако помимо этого, туристы совершают экскурсии к другим памятникам старины, являющимся христианскими святынями.

Древняя святыня иудеев – Стена Плача, относящаяся к комплексу Храмовой горы – единственный сохранившийся до наших дней участок древнего ограждения города. Паломники еврейской национальности съезжаются сюда с разных уголков планеты, чтобы поклониться святыне и оставить в ней записки с пожеланиями.

В центре внимания мусульман в Иерусалиме – мечеть Купола Скалы, имеющая форму восьмиугольника. По приданию, именно здесь пророк Мохаммед оставил след своих ног, а в одной из колонн древнего строения находятся волосы из его бороды.

Помимо Иерусалима приверженцы ислама также совершают хадж в Медину и Мекку, чтобы увидеть мечеть Аль-Хараам и святилище Кааба. Побывать хоть раз в жизни в этих священных местах должен каждый правоверный последователь пророка.

Особенностью религиозного туризма у мусульман является то, что посетить святыни необходимо перед Курбан-Байрам. В течение 10 дней в преддверии религиозного мероприятия мусульмане выполняют все обряды, предписанные Кораном.

Религиозный туризм в Европе популярен среди христиан-католиков. Как правило, они отправляются в паломнические туры по европейским городам, чтобы полюбоваться красотами сохранившихся со времён средневековья готических соборов. Однако центром католической религии является римский Ватикан.

Православные верующие Центральной и Восточной Европы путешествуют по святым местам России (Дивеево, Суздаль, Владимир, Москва, остров Соловки), Украины (Киево-Печерская лавра), Болгарии (Велико-Тырново), Греции (Афон), Сербии (Введенский монастырь) и Черногории (Цетинский монастырь).

Основными центрами буддизма являются Лумбини (Непал), Кушинагар, Сарнатх (Индия), Лхас (Тибет), Нара (Япония) и Шри-Ланка. В последние годы среди буддистов появилась традиция посещать самый большой храмовый комплекс в Европе, расположенный в Калмыкии (Россия).

09.10.2018

Пожалуйста, оцените, была ли статья вам полезна!
   (3 4,67

Источник: http://turvopros.com/obektyi-i-osobennosti-religioznogo-turizma/

ovdmitjb

Add comment