Kievuz

Сергей Васильевич Рахманинов

Биография Сергея Рахманинова

Сергей Васильевич Рахманинов

Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943) — выдающийся русский композитор, пианист и дирижер. В своей музыкальной деятельности творчески переработал принципы западноевропейской музыки, удачно сочетая традиции московской и петербургской композиторских школ.

Его сочинения отличаются глубокой эмоциональностью, необыкновенным лирическим ощущением жизни, патриотизмом и демократичностью. В своих произведениях композитор стремился передать все величие русского духа, используя язык народного распева и колокольного звона. Имя Рахманинова как пианиста стоит в одном ряду с самыми выдающимися исполнителями планеты.

Детство и юность

Сергей Рахманинов появился на свет 20 марта (1 апреля) 1873 года в родовом имении матери Онег, расположенном в Новгородской губернии. В этих местах прошло его раннее детство.

Красивая природа русского северо-запада навсегда запала в душу будущего композитора, и ее образы не раз будут встречаться в его произведениях.

Благодаря своей бабушке, вместе с которой юный Сергей посещал местные монастыри, он навсегда полюбил старинные русские обрядовые напевы и народные песни.

Любовь к музыке передалась композитору с кровью матери, ведь его старшие родственники имели к ней прямое отношение. Дед Рахманинова учился у Д. Фильда, а впоследствии стал пианистом, сочинял музыку и выступал с концертами в разных городах. Отец Василий Аркадьевич был от природы наделен музыкальной одаренностью, а мать Любовь Петровна с ранних лет учила играть сына на фортепиано.

Позднее его новым преподавателем стала А. Орнатская, поспособствовавшая устройству своего подопечного в Петербургскую консерваторию.

Однако учеба здесь явно не заладилась, и на семейном совете было решено отправить Сергея в Москву в частный пансион профессора местной консерватории Н. Зверева. Позднее его наставниками станут также А. Зилоти и С.

Танеев. В это время Сергей знакомится с П.Чайковским, предрекшим ему большое будущее.

Композиторский дебют

В 1892 году Рахманинов заканчивает Московскую консерваторию как композитор и пианист, а уже на следующий год он получил золотую медаль за оперу «Алеко», которая была написана на либретто, предоставленное всем студентам, выпускавшимся по классу свободной композиции. Это произведение очень понравилось П.

Чайковскому, присутствовавшему на выпускном экзамене и поставившему Сергею пятерку с тремя плюсами. По его рекомендации оперу приняли к постановке в Императорском Большом театре. Она имела грандиозный успех у широкой публики.

Критики отмечали необыкновенный драматизм произведения, его внутреннее богатство и выразительность мелодии.

Большая поддержка Чайковского, обладавшего высочайшим авторитетом в музыкальном мире, вдохновила Рахманинова на новые свершения.

В это время появляется симфония «Утес», цикл «Музыкальные моменты», а также ряд романсов, среди которых «В молчании ночи тайной» и «Весенние воды».

Смерть великого композитора так впечатлила Рахманинова, что он написал «Эллегическое трио», в котором гениально передал всю боль расставания со своим наставником.

Первые опусы композитора принесли ему широкую известность, но не прибавили богатства. Рахманинов вынужден был устроиться на работу в Мариинское женское училище. В 1897 году он один сезон отработал дирижером в частной русской опере С. Мамонтова и сумел поднять этот жанр на новую высоту.

Вскоре Сергея Васильевича постигла новая неудача: премьера его Первой симфонии оказалась полностью провалена. Отчасти причина этого была связана с ошибочными действиями музыкантов, выступавших под управлением неопытного дирижера А. Глазунова. Внес свою лепту в фиаско и новаторский характер представленного музыкального материала.

Этот провал настолько сильно повлиял на душевное состояние Рахманинова, что он на несколько лет прекратил писать музыку и даже вынужден был лечиться у психиатра. Впрочем, это не помешало ему заниматься другими делами. В 1899 году Сергей Васильевич выехал в первое международное турне как исполнитель, дав концерт в Лондоне.

В это же время он неоднократно выступал вместе с Ф. Шаляпиным.

На пути к новым свершениям

Только в 1900 году композитор закончил Второй фортепианный концерт, ознаменовавший начало нового периода его творчества. В 1901 году это произведение прозвучало в Москве в авторском исполнении вместе с оркестром под руководством А. Зилоти.

Второй концерт моментально обрел большую популярность и стал неотъемлемой частью репертуара лучших пианистов мира. Позднее фрагменты произведения будут неоднократно звучать в различных кинофильмах. Сразу после этого Рахманинов пишет Сонату для виолончели и фортепиано, которая оказалась наполнена поэтически-взволнованным тоном.

Распевные темы произведения поражают эмоциональной насыщенностью и необыкновенной полнотой звучания.

Всеобщее признание композиторского гения Рахманинова привело его на сцену Большого театра, где он служил на протяжении двух сезонов.

В этот период он написал две одноактовые оперы «Скупой рыцарь» и «Франческо де Римини», которые, правда, не снискали большой славы в отличие от «Алеко». Еще одна опера «Монна Ванна» так и осталась незаконченной.

В 1906 году Сергей Васильевич отправился в путешествие на Апеннины, а затем переехал в Германию и три года прожил в Дрездене.

В 1909 году Рахманинов написал Третий фортепианный концерт, который не уступает по мелодизму и свежести вдохновения Второму концерту, превосходит его в зрелости и твердости мысли.

По мнению Асафьева, именно с этого произведения начинает складываться «титанический стиль рахманиновской фортепианности».

Вскоре он отправляется на гастроли за океан, а возвратившись, получает должность инспектора русской музыки.

Новая музыка

С начала второго десятилетия XX века Рахманинов увлекся крупными хоровыми формами, создав блестящие богослужебные композиции «Литургия св. Иоанна Златоуста» и «Всенощное бдение».

В письме своему другу профессору Московской консерватории он так охарактеризовал работу над литургией: «Давно не писал…ничего с таким удовольствием».

Дебютное исполнение произведения Синодальным хором состоялось в Москве в ноябре 1910 года.

В 1913 году увидело свет очередное монументальное произведение- музыкальная поэма «Колокола», написанная на слова стихотворения Э. По, переведенного К. Бальмонтом.

Подтолкнуло Рахманинова к написанию музыки анонимное письмо, к которому был приложен русский перевод стихотворения По с комментарием, что он должен прекрасно лечь на музыку.

Этот поэтический труд сразу запал в душу Сергею Васильевичу, и он принялся «с лихорадочным жаром» работать над своим сочинением.

В эти годы он написал несколько романсов: «Сирень», «Маргаритки» (на стихи И. Северянина), «Здесь хорошо», а также ряд небольших пьес для фортепиано. Всего в творческой биографии Рахманинова насчитывается около 80 романсов, большинство из которых он посвящал женщинам.

Так, в 1916 году им были созданы шесть произведений, посвященных выдающейся исполнительнице Нине Кошиц. Сергей Васильевич неоднократно лично аккомпанировал ей на концертах и показывал свою восторженную влюбленность.

После отъезда из страны Рахманинов больше не напишет ни одного романса.

Жизнь в эмиграции

В 1917 году во время революционного лихолетья, кода к власти пришли большевики, Рахманинов отправился вместе с семьей на гастроли в Скандинавию и больше не вернулся на родину.

Этот шаг дался ему крайне тяжело, ведь в один момент была прервана та духовная связь, которая соединяла его со своей страной. «Уехав из страны, я потерял желание сочинять», — скажет позднее Рахманинов. В 1918 году он вместе с женой и детьми отправляется в США.

Здесь он проявил себя, прежде всего, как талантливейший пианист, за четверть века давший множество концертов. Лучше всего ему удавалось исполнять собственные произведения, а также различные варианты интерпретаций сочинений композиторов-романтиков — Листа, Шопена, Шумана.

Также здесь он очень редко выступал в качестве дирижера, хотя его приглашали руководить Бостонским симфоническим оркестром и оркестром в Цинцинатти.

Большая занятость во многом объясняет длительный творческий застой Сергея Васильевича. Только в период 1926/27 годов после почти десятилетней паузы он пишет свой Четвертый концерт. Причем автор несколько раз дорабатывал это произведение, посвященное Н. Метнеру.

Первое исполнение концерта прошло в Филадельфии в марте 1927 года. В 1934 году Рахманинов написал «Рапсодию на тему Паганини». Это произведение включает в себя 24 вариации, посвященные 24 капрису великого итальянца, вдохновившего им не одного композитора.

Рапсодию чаще всего исполняют без перерыва, но внутри она органично делится на три части.

В 1941 году Рахманинов закончил писать свое последнее произведение «Симфонические танцы». В этой симфонической сюите отчетливо слышны любимые автором церковные мотивы, а также музыкальные нотки оперы «Золотой петушок» Римского-Корсакова. Вообще, все его зарубежные сочинения проникнуты неким трагизмом, мистицизмом, осознанием отрыва от своей почвы.

Несмотря на тяжелую болезнь (рак легких), Сергей Васильевич продолжал активную концертную деятельность. Всего за полтора месяца до смерти он вдохновенно играл первый концерт Бетховена, и только серьезный приступ болезни заставил его прервать гастроли. Сергей Рахманинов ушел из жизни 28 марта 1943 года в Берерли-хиллз и похоронен на кладбище Кенсико.

Личная жизнь

В жизни великого композитора было немало женщин, в разное время выступавших его музами. Среди них Верочка Скалон, для которой он написал романс на стихи А. Фета «В молчанье ночи тайной». Затем в его жизни появилась новая любовь — жена его близкого друга П.

Ладыженского ─ Анна. Она покорила его своими черными цыганскими глазами и необыкновенной женственностью. Как знак поклонения к ней появился романс «О нет, молю, не уходи».

В 1893 году у Рахманинова появляется новое увлечение — Наталья Сатина, которую хорошо знал еще с отрочества, так как одно время жил в доме ее родителей. По традиции и ей композитор написал романс, на этот раз «Не пой, красавица, при мне».

Их отношения переросли в брак, который пара заключила в 1902 году. Через год у них родилась старшая дочь Ирина, а в 1907 году младшая Татьяна.

Источник: https://stories-of-success.ru/sergeya-rakhmaninova

Сергей Рахманинов

Сергей Васильевич Рахманинов

Сергей Васильевич Рахманинов – великий русский композитор, также прославившийся как пианист и дирижёр.

Он получил первую известность еще будучи студентом, так как написал ряд весьма популярных романсов, знаменитую Прелюдию, Первый фортепианный концерт и оперу «Алеко», которую поставили в Большом театре.

В своем творчестве он синтезировал две основные русские композиторские школы, московскую и петербургскую, и создал свой неповторимый стиль, ставший жемчужиной классической музыки.

Сергей Рахманинов в детстве | Сенар

Сергей появился на свет в усадьбе Семёново, расположенной в Новгородской губернии, но вырос в имении Онег, которое принадлежало его отцу, дворянину Василию Аркадьевичу.

Мама композитора, Любовь Петровна, была дочерью директора Аракчеевского кадетского корпуса. Свой музыкальный талант Рахманинов, по всей видимости, унаследовал по мужской линии. Его дедушка был пианистом и выступал с концертами во многих городах Российской империи.

Папа тоже слыл отличным музыкантом, но играл только в дружеских компаниях.

Родители: мать Любовь Петровна и отец Василий Аркадьевич

Музыка Сергея Рахманинова заинтересовала в очень ранние годы.

Первой его учительницей была мама, которая и познакомила ребенка с основами нотной грамотности, затем он учился у приглашенной пианистки, а в 9 лет поступил в младший класс Санкт-Петербургской консерватории.

Но оказавшись в таком раннем возрасте самому себе хозяином, мальчик не справился с искушением и начал прогуливать занятия.

На семейном совете Сергей Рахманинов кратко объяснил родным, что ему не хватает дисциплины, и отец перевел сына в Москву, в частный пансион для музыкально одаренных детей. Ученики этого заведения находились под постоянным надзором, оттачивали игру на инструментах по шесть часов в сутки и в обязательном порядке ходили в Филармонию и Оперный театр.

Фото Сергея Рахманинова в детстве | Сенар

Однако через четыре года, поссорившись с наставником, талантливый подросток бросает учебу.

Он остался жить в Москве, так как его приютили родственники, и только в 1988 году продолжил занятия, уже на старшем отделении Московской консерватории, которую окончил с золотой медалью в 19 лет по двум направлениям – как пианист и как композитор.

Кстати, еще в нежном возрасте Сергей Рахманинов краткая биография которого неотрывно связана с самыми великими русскими музыкантами, познакомился с Петром Ильичом Чайковским. Именно благодаря ему первая опера юного дарования «Алеко» по мотивам произведения А. С. Пушкина была поставлена на сцене московского Большого Театра.

Сергей Рахманинов в молодости | Сенар

После окончания консерватории молодой человек начал обучать барышень в женских институтах. Преподавал Сергей Рахманинов фортепиано и частным образом, хотя быть учителем он всегда не любил.

Позднее композитор занял место дирижёра в московском Большом театре и руководил оркестром, когда ставили спектакли из русского репертуара. За иностранные постановки отвечал другой дирижер, итальянец И. К. Альтани.

Когда произошла октябрьская революция 1917 года, Рахманинов ее не принял, поэтому при первой же возможности эмигрировал из России. Он воспользовался приглашением дать концерт в Стокгольме и оттуда уже не вернулся.

Сергей Васильевич Рахманинов | Сенар

Нужно отметить, что в Европе Сергей Васильевич остался без денег и имущества, так как иначе его бы не выпустили за границу. Он решил выступать как пианист.

Давал Сергей Рахманинов концерт за концертом и очень быстро расплатился с долгами, а также завоевал огромную славу. В конце 1918 года музыкант на пароходе отплывает в Нью-Йорк, где его встречали как героя и звезду первой величины.

В США Рахманинов продолжил гастролировать как пианист, а изредка и как дирижер, и не прекращал этой деятельности до конца жизни. Американцы буквально боготворили русского композитора, за ним всегда следовала толпа фотографов.

Сергею даже приходилось идти на хитрости, чтобы избавиться от назойливого внимания. Например, он часто снимал гостиничный номер, но ночевал в персональном железнодорожном вагоне, чтобы сбить репортеров с толку.

Произведения

Еще студентом консерватории Рахманинов стал известным на уровне Москвы. Именно тогда он написал Первый фортепианный концерт, Прелюдию до-диез минор, которая стала его визитной карточкой на долгие годы, а также множество лирических романсов. Но так удачно стартовавшая карьера прервалась из-за провала Первой симфонии.

После ее исполнения в Санкт-петербургском концертном зале на композитора посыпался шквал критики и разгромных рецензий. Более трех лет Сергей Васильевич ничего не сочинял, находился в депрессии и почти все время лежал дома на диване.

Только прибегнув к помощи врача-гипнотизёра, молодой человек сумел преодолеть творческий кризис.

В 1901 году Рахманинов наконец-то пишет новое большое произведение, «Второй фортепианный концерт». И этот опус до сих пор считается одним из величайших произведений классической музыки. Даже современные музыканты отмечают влияние этого творения.

Например, на его основе Мэттью Беллами, фронтмен группы «Muse», создал такие композиции, как «Space Dementia», «Megalomania» и «Ruled by Secrecy».

Чувствуется мелодика русского композитора и в песнях «The Fallen Priest» Фредди Меркьюри, «All by Myself» Селин Дион и «I Think of You» Фрэнка Синатры.

Совершенно потрясающей получилась симфоническая поэма «Остров мёртвых», «Симфония № 2», которая в отличие от первой имела грандиозный успех у публики, а также очень сложная по своей структуре «Соната для фортепиано № 2». В ней Рахманинов широко использовал эффект диссонанса и развил его применение до максимального уровня.

Говоря о творчестве русского композитора нельзя не назвать и волшебный по красоте «Вокализ». Это произведение было опубликовано как часть сборника «Четырнадцати песен», но обычно исполняется отдельно и является показателем исполнительского мастерства.

Сегодня существуют версии «Вокализа» не только для голоса, но и для фортепиано, скрипки и других инструментов, в том числе и с оркестром.

После эмиграции Сергей Васильевич очень долго не писал значительных работ. Только в 1927 году он выпускает в свет Концерт для фортепиано с оркестром № 4 и несколько русских песен.

За последние годы жизни Рахманинов создал всего три музыкальных произведения – «Симфонию № 3», «Рапсодию на тему Паганини для фортепиано с оркестром» и «Симфонические танцы».

Но примечательно, что все три принадлежат к вершинам мировой классической музыки.

Смерть

Всю жизнь Сергей Васильевич очень много курил, почти не расставаясь с сигаретами. Скорее всего, именно эта пагубная привычка вызвала у композитора на склоне лет меланому. Правда, сам Рахманинов об онкологическом заболевании не подозревал, работал до последних дней и всего за полтора месяца до смерти дал грандиозный концерт в США, который стал для него последним.

Сергей Рахманинов | Сенар

Великий русский композитор не дожил до своего 70-летия всего лишь три дня. Он скончался в своей калифорнийской квартире в Беверли-Хиллз 28 марта 1943 года.

Вениамин Смехов

Советский и российский актёр театра и кино, режиссёр, сценарист, литератор

Источник: https://24smi.org/celebrity/3370-sergei-rakhmaninov.html

Рахманинов Сергей Васильевич

Сергей Васильевич Рахманинов

Творчество С.В. Рахманинова является ярким продолжением традиций великой русской классической музыки, сотканной произведениями Глинки, Чайковского, членами «Могучей кучки».

Порывистость и высокая эмоциональность произведений знаменитого русского композитора отражает эпоху конца XIX – начала XX века, в которую довелось жить Рахманинову, противоречивое время поиска новых путей эволюции в искусстве и обществе в целом.

Ранний период творчества

Жизненный путь Сергея Васильевича Рахманинова начался 1 апреля 1873 года в имении Онег, расположенном в Новгородской губернии. Интерес к музыке у мальчика проявился еще в четырехлетнем возрасте. После нескольких лет домашних музыкальных занятий Рахманинов поступает в Санкт-Петербургскую консерваторию, а в пятнадцатилетнем возрасте продолжает учебу в Московской консерватории.

Личное знакомство с Петром Ильичом Чайковским придало Рахманинову дополнительный импульс к постижению музыкального искусства, и в 1892 году он завершает обучение в консерватории по двум классам (фортепиано и композиция) с большой золотой медалью.

Первые произведения Рахманинов написал еще во время учебы. Среди них – Первый фортепианный концерт, Прелюдия до-диез, принесшая композитору всемирную славу, русский романс «В молчаньи ночи тайной». Свою дипломную работу, — оперу «Алеко», Рахманинов сочинил за две с половиной недели!

После окончания учебы Сергей Васильевич дает большое фортепианное турне по городам России. Вернувшись в консерваторию, но уже в качестве преподавателя, Рахманинов концентрируется на творчестве. В этот период он создает несколько романсов, а также:

  • Пьесы-фантазии ор.3 (1892);
  • Элегическое трио «Памяти великого художника» и Сюиту для двух фортепиано (1893);
  • Симфоническое произведение «Утес» (также 1893);
  • Каприччио на цыганские темы (1894);
  • Музыкальные моменты ор.16 (1896).

Творческий кризис. Век XX. Перерождение

В самом конце XIX века стремительный взлет Рахманинова-композитора сменился жесточайшим творческим кризисом. Отчасти это связано с материальными проблемами, бытовой неустроенностью, но, в первую очередь, кризис был вызван откровенным провалом Первой симфонии, исполненной в 1897 году.

Неудачная премьера стала сильнейшим потрясением, вызвавшим нервное расстройство. Композитор несколько лет не мог сочинять музыку, справиться с депрессией помогла лишь помощь опытного психиатра.

В 1901 году Рахманинов сочиняет Второй фортепианный концерт, премьера которого возвращает уверенность композитора в своих силах.

Дирижерский талант

История музыки помнит Рахманинова не только как знаменитого композитора, но и как талантливого дирижера. Начало дирижированию было положено в частной опере известного промышленника и мецената Саввы Мамонтова.

За год работы в опере Сергей Васильевич поставил более двадцати спектаклей девяти опер.

Критики сразу отметили оригинальность и яркость его дирижерского таланта, врожденный тонкий вкус и чувство ритма, которые он успешно передавал музыкальному коллективу.

Пик дирижерских выступлений Сергея Васильевича пришелся на 1904-1915 годы. Самыми яркими выступлениями Рахманинова-дирижера современники запомнили постановку юбилейного спектакля «Иван Сусанин» в честь столетнего юбилея Глинки, а также «Неделю Чайковского», во время которой под руководством Рахманинова прозвучали лучшие произведения Петра Ильича.

Эмиграция

После революции, 24 декабря 1917 года, Рахманинов вместе с семьей уезжает из России. Местом жительства композитор выбирает Соединенные Штаты Америки, где и проводит оставшиеся 25 лет своей жизни.

В эмиграции Рахманинов ведет достаточно замкнутую личную жизнь, ни на минуту не забывая о России и своих соотечественниках. Львиную долю гонораров Сергей Васильевич направляет на поддержку других эмигрантов, борьбу с голодом в молодой Советской республике.

После нападения нацистской Германии Рахманинов отправляет несколько тысяч долларов в поддержку Красной Армии.

Пережив несколько тяжелых лет, под постоянным гнетом утраты Родины, Рахманинов возвращается к сочинениям. В 1926 году выходит Четвертый фортепианный концерт, «Три русские песни для хора с оркестром», впоследствии – Третья симфония и «Симфонические танцы».

В целом, период эмиграции упрочил мировую славу Рахманинова как великого композитора и дирижера, но принес также сильнейшие страдания, причиненные жгучей тоской по России.

Сергей Васильевич Рахманинов ушел из жизни 28 марта 1943 года и был похоронен на кладбище Кенсико близ Нью-Йорка.

Вернуться в галерею славы

Источник: https://www.muz-lit.info/%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%8F-%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8B/%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2-%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9-%D0%B2%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87/

ovdmitjb

Add comment