Kievuz

Символ в науке, религии, искусстве

Содержание

Символ в искусстве,науке,религии, Культурология – Реферат

Символ в науке, религии, искусстве

Введение 3

1.Общее понятие символа 4

2.Символ в искусстве 9

3.Символ в науке 11

3.Символ в религии 15

Заключение 18

Список использованной литературы 19

Выдержка из текста

Мир культуры — это мир знаков и символов, в котором живет человек. Восприятие мира происходит через систему знаков. Мы часто слышим слово «символ».

Более того, большинство из нас с уверенностью скажут, что владеют и значением данного слова, аппелируя им как «знаком» чего-либо, или смыслом. И лишь научная реальность (будь то гуманитарное, естественнонаучное или техническое знание) «осознает» всю туманность данного понятия.

Актуальность настоящей работы обусловлена стремлением выявить различия в понимании символа в таких сферах человеческой жизни как искусство, религия и наука.

Цель работы — рассмотреть понятие символа в искусстве, науке, религии.

Задачи работы:

  • дать общее понятие термина «символ»;
  • проанализировать понимание символа в искусстве;
  • выявить особенности понимания символа в науке;
  • рассмотреть понимание символа в религии.

Таким образом, объектом исследования выступают наука, религия и искусство как формы культурной деятельности человека, наполненные символами.

Предметом является символ как форма репрезентации идей в интеллектуальной, научной, творческой и духовной деятельности человека.

В написании работы огромную роль сыграло знакомство с трудами следующих авторов: А. Лосева, С. Аверинцева, В. Гараджи и т. д. Именно им принадлежит заслуга «дешифровки» понятия символ не только в общем его значении (например, у Лосева), но и в узконаправленных сферах человеческого бытия (например, понятие символа в религии у Гараджи).

Наш мир полон символов. И определяем мы их не столько с опорой на собственный интеллектуальный «багаж», сколько в силу преемственности сознания, существующего в рамках определенного культурного пространства.

Американский философ Сьюзен Лангер, ученица А.Н. Уайтхеда и поклонница творчества Э. Кассирера, посвятила специальную главу обоснованию тезиса, в соответствии с которым, среди всевозможных потребностей, присущих человеку, есть одна, отличающая его от животных — потребность в символизации.

Продуктами ее стали язык, миф, ритуал и другие семиотические средства культуры. Символизация — средство проявления в человеке его социальной сути и одновременно — средство контроля над биологическими аспектами жизнедеятельности.

Другими словами, именно символизация обеспечила человеку его особый статус, существование таких специфически человеческих (культурных) механизмов, как социальная память и т. п. .

В принципе символические образования действуют во всех сферах человеческой жизни и поэтому могут представлять самые разнообразные ее компоненты — но в упрощенном, «архивированном» виде. Люди общаются посредством символов и одной из самых важных форм, в которых сообщаются символические значения, являются ритуалы.

«Играют» с символами все сферы человеческой жизни, а мы же попытаемся максимально емко и доказательно разобраться в вопросе, а что, собственно, есть символ в искусстве, науке и религии и как понимает его человеческое сознание, человеческий разум.

Парадоксом является то, что само сознание человека однажды «создало» термин символ, однако, его смысловая подоплека остается загадкой и по сей день.

Список использованной литературы

1. Аверинцев С.С. София-Логос. Словарь. Авторский сборник — М.: Дух и Литера, 2006. — 912 с.

2. Басин Е.Я. Искусство и коммуникация (очерки из истории философско-эстетической мысли).

 — М.: Московский общественный научный фонд; ООО «Издательский центр научных и учебных программ», 1999. — 240 с.

3. Гараджа В.И. Религиоведение. Учебное пособие. — М.: Аспект-Пресс, 1995. — 350 с.

4. Гараджа В.И. Социология религии. Учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. — 3-е изд., переработанное и дополненное. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 348 с.

5. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. Тотемистическая система в Австралии. // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. — М.: Канон +, 1998. — с. 174−230.

6. Красников А.Н., Гаврилина Л.М., Элбякан Е.С. Проблемы философии религии и религиоведения: Учебное пособие. — Калининград.: Изд-во КГУ, 2003. — 153 с.

7. Кривцун О.А. Эстетика. Учебник. -М.: Аспект Пресс, 2000. — 434 с.

8. Лангер С. Философия в новом ключе: исследование символики разума, ритуала и искусства: М.: Республика, 2000. 287 с.

9. Левада Ю. А. Сочинения: избранное: социологические очерки 2000−2005 М.: Издатель Карпов Е. В., 2011. 507 с.

10. Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. — Москва.: Искусство, 1976. — 367 с.

11. Лукьянова Н. А., Кашкан Г. В. Коммуникативно-семиотические технологии конструирования социально-политической среды // Вестник РГГУ. 2011. № 1 (62).

Серия Политология. Социально-коммуникативные науки. — С. 57−58.

12. Николаев В. Г. Уорнер, его жизненный путь и книга «Живые и мертвые» // Уорнер У. Живые и мертвые. Москва, Санкт-Петербург: Университетская книга. (Культурология. ХХ век).

2000. — 671 с.

13. Новая философская энциклопедия: В 4 томах. Ред. совет: Степин В.С., Гусейнов А.А., Семигин Г. Ю., Огурцов А.П. и др. — М.: Мысль, 2010. — Т. 1 — 744 с. /Т. 2 — 634 с. /Т. 3 — 692с. /Т. 4 — 736 с.

14. Отто Р. Священное. Об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным. СПб: Издательство СПбГУ. 2008. — 272 с.

15. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М.: Прогресс, 1993. — 656 с.

16. Уорнер У. Живые и мертвые. Москва — Санкт-Петербург. — Университетская книга. (Культурология. ХХ век).

2000. — 671 с

17. Фрай Н. Анатомия критики // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX—XX вв. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. — С. 232— 263.

18. Эйнштейн А. Собрание научных трудов. Том 4 — М.: Наука, 1967 — 600с.

19. Элиаде М. Священное и мирское. М.: Издательство МГУ, 19

Внимание! Для получения значительной скидки, заполните поля и следуйте дальнейшим подсказкам.

Источник: https://referatbooks.ru/referat/simvol-v-iskusstve-nauke-religii/

Символы в науке, искусстве и религии

Символ в науке, религии, искусстве

  • Разобраться в основных символах религии, науки и искусстве.
  • Понять их значение.
  • Описать их значение в разных народах и культурах.

Русский крест (крест святого Лазаря)

    Это восьмионечный русский православный крест с наклоненной нижней перекладиной, издревле бытовавший на Руси. К примеру, поклонный крест, устроенный в 1161 полоцкой княжной Ефросиньей, был шестиконечным. Этот крест наряду с другими использовался в русской геральдике. Например, серебряный русский крест был изображен на гербе Херсонской губернии.

     Крест с наклонной перекладиной рассматривается как мерило, весы внутреннего состояния человека. В Евангелии от Луки повествуется о разбойнике, хулившем Христа: Крест под тяжестью его тела склонился вниз, повергнув хулителя в ад, тогда как другого разбойника, освобожденного покаянием и словами Спасителя, крест вознес в Царство Небесное.

    Русский крест также называется “восточным” или крестом святого Лазаря. Он служит символом Православной церкви в Восточном Средиземноморье, Восточной Европе и России. Верхняя из трех поперечных перекладин называется “титулус”, где аналогично патриархальному кресту писалось имя. Нижняя перекладина символизирует подставку для ног Христа.

Латинский крест

§ 1.2 Чакра

    Чакра (санскр. चक्र, cakra, букв. «круг», «колесо», «диск», «мандала») в духовных практиках индуизма — центры силы и сознания, расположенные во внутреннем теле человека.

В индуизме считается, что в теле человека чакрам соответствуют различные нервные сплетения и железы. В духовных практиках индуизма чакры — это точки пересечения нади, по которым в теле человека протекает жизненная энергия (прана).

Кроме индуизма понятие чакр используется в некоторых системах буддизма и во многих современных оккультных системах.

    Концепция существования чакр принимается в Аюрведе и некоторых других видах альтернативной медицины, однако с точки зрения современной науки в теле человека нет физических или физиологических структур, с которыми можно было бы отождествить чакры.

    Чакра в буквальном переводе с санскрита означает «круг», «колесо» или «диск». В контексте йогических практик часто это слово переводится как «вихрь», который отображает представление о чакрах как о вихрях психической (космической, жизненной) энергии —праны. В качестве синонима слова «чакра» употребляется слово «падма» (лотос).

    В йогической традиции и ещё раньше в Упанишадах чакры связываются с системой нади (своего рода аналогом кровеносной системы, в которой циркулирует прана).

Нади являются проводниками праны, тогда как чакры — центрами её концентрации и своеобразными «реле», процесс «открытия» или «очистка» которых сопровождает этапы духовного развития человека и телесного оздоровления.

С чакрами тесно связана тантрическая концепция кундалини, «пробуждение» и «подъём» которого по чакрам, от более низкой (муладхары) к более высокой (сахасраре) сопровождается духовной эволюцией.

    В буддистской космологии существует понятие «чакра», отличающееся от общепринятой «энергетической» версии и связанное с очень широким символизмом, который в буддизме укладывается в идею колеса.

   Это, в частности, и «колесо закона» (дхармачакра), которое символизирует четыре истины Будды, «колесо жизни» (сансарачакра), которая отображает цикличность процессов смерти и рождения, «колесо времени» (калачакра) и др.

    В тибетской тантрической традиции рассматриваются пять чакр (отсутствует сахасрара, свадхистана и манипура объединены в один центр), эти чакры активно используются в медитационной практике.

    В так называемой «тантре левой руки» понятия чакры связано со специфическими ритуалами, которые выполняются в специальных группах, где члены группы размещаются вокруг определенного символа.

    Символически обозначается в виде тёмно-красного лотоса с четырьмя лепестками исанскритскими буквами vaṃ, śaṃ, ṣaṃ, saṃ на них . В центре лотоса — жёлтый квадрат, эмблема «земля», в который вписан треугольник с вершиной, направленной вниз, символ Кама-йони. В центре треугольника — лингам (сваямбхулингам, лингам как таковой,или дхумралингам — дымчатый лингам), обвивающий в три с половиной оборота спящий змей-Кундалини. Иногда здесь также изображают слона с семью хоботами, как символ силы и прочности

Источник: http://referat911.ru/Kulturologiya/simvoly-v-nauke-iskusstve-i/375713-2844327-place1.html

Символы религий мира

Символ в науке, религии, искусстве

Изначально же символом христианской религии было изображение рыбы (ихтис). Рыба на древнегреческом — ἰχθύς («ихтис (ихтюс)»), что соответствует аббревиатуре христианского постулата «Ἰησοῦς Χριστός, Θεοῦ Υἱός, Σωτήρ» (ΙΧΘΥΣ) — «Иисус Христос — Божий Сын Спаситель».

«Форма креста в виде двух балок взяла начало в древней Халдее и употреблялась там, а также в соседних странах, включая Египет, как символ бога Таммуза (в виде мистического Тау, первой буквы его имени).» (Vine W. E., An Expository Dictionary of New TestamentWords, Лондон, 1962, страница 256).

Православный крест. На большой горизонтальной перекладине были пригвождены руки Спасителя Иисуса Христа.

Верхняя малая горизонтальная перекладина означает табличку, на которой было начертано «Иисус Назарей Царь Иудейский».

Косая перекладина означает двух распятых рядом с Христом, где конец перекладины направленный вверх означает прощённого разбойника, который попал в рай, а конец перекладины направленный вниз – другого пригвождённого, который попал в ад.

По другой версии, косая перекладина показывает упор для ног приговоренного в перспективе, который не давал распятому умереть сразу и применялся для увеличения времени казни.‎

В католицизме используется четырёхконечная форма креста с удлинением нижней части. Кроме того, в отличие от православного креста, на нём ступни Христа скрещены и забиты одним гвоздём.

Ислам

Символ ислама — полумесяц и пятиконечная звезда. Стал символом турецкой Османской династии после захвата Константинополя, где он и был позаимствован. Позже стал символом всех мусульман.

Есть утверждение, что полумесяц связан с хиджрой Посланника Аллаха, когда он тайно покидал Мекку и отправлялся в Медину. По их словам, в эту ночь, якобы, на небе был полумесяц. По другим версиям, полумесяц символизирует приверженность мусульман лунному календарю, а пятиконечная звезда — пять столпов Ислама или пять ежедневных молитв

В то же время отношение к полумесяцу среди приверженцев ислама достаточно противоречиво. Те, кто знаком с историей появления символики в мусульманской культуре, нередко отвергают полумесяц, считая его языческим символом древних народов

Относительно символа или эмблемы можно сказать, что мусульмане поклоняются Аллаху и отвергают любых идолов.

Мусульмане просят благословение и защиту лишь у Аллаха, и поэтому у мусульман нет символа, такого как крест у христиан.

Некоторые мусульмане избрали полумесяц как символ в противопоставление его кресту, но это неправильно, и это является нововведением в исламе. — Шейх Мухаммад Салих аль Мунаджид

Буддизм 

Символ буддизма —Дхармачакра или «колесо драхмы», а также «колесо закона».

Центр колеса—ступица, символизирует светящуюся точку сознания, излучающую душевный свет. Ступица (центр колеса) символизирует светящуюся точку сознания, которая излучает душевный свет, а восемь спиц – следование «Благородному восьмеричному пути» (восьми благородным принципам), являющемуся сутью учения Будды :

правильное воззрение,правильное мышление,правильная речь,правильное поведение,правильный образ жизни,правильное усилие,правильное осознание,

правильное созерцание (концентрация внимания на внутреннем состоянии сознания).

 

Индуизм 

Символом индуизма является квинтэссенция слова «Ом» или «Аум» — универсальное имя Бога, три буквенных знака которого олицетворяют трёх главных богов и сферу их действия — Создание, Поддержание и Разрушение, а также отождествляют три состояния сознания — пробуждение, медитативное погружение и глубокий сон.

Свастика — индуистский символ Солнца, гармонии, единства cил и стихий,а также благоприятных предначертаний.

Иудаизм 

Символ иудаизма — это шестиконечная звезда (Звезда Давида).

Символ шестиконечной звезды Давида (гексаграммы) имеет более древнее происхождение, чем сам иудаизм. Еврейским этот символ стал только с XIX века. Сам же знак гексаграммы был известен в Индии под названием Анаханта-чакра, вероятно, задолго до того, как он появился на Ближнем Востоке и в Европе.

Звезда Давида изображалась целиком, без пересечений и линий.

Существует множество трактовок символа Звезды Давида.

Традиционно смысл ее заключался в том, что она отображала пять основных чувств человека (символизированы пятью концами, кроме верхнего), которые должны были все подчиниться шестому важнейшему чувству — стремлению и послушанию Богу Живому.

Также гексаграмма трактуется как соединение и сочетание двух начал: мужского (треугольник с «широкими плечами», направленный вершиной вниз) и женского (треугольник, направленный вершиной вверх), небесного и земного, огня в сочетании с воздухом и воды в сочетании с землей; управление всем миром: землей, небом и четырьмя сторонами света и т.д.

Символом иудаизма также является храмовый светильник — менора.

Даосизм 

Символ даосизма – знак Инь и Ян.

Концепция Инь и Ян обозначает два положения: во-первых, что все в этом мире постоянно меняется, а во-вторых, что противоположности дополняют другу друга. Инь обозначает — чёрное, женское, акцент на внутреннее; Ян — белое, мужское, акцент на внешнее.

Сикхизм 

Наиболее важный символ сикхов – «кханда»

Он представляет собой обоюдоострый меч (сикхское представление о святом Воине), окруженный «чакром» – индийским стальным метательным кольцом (символом единства бога и человека).

По обеим сторонам расположены два «кирпана» (национальная форма ножа сикхов), олицетворяющие духовную и мирскую власть, что подчеркивает: для сикха одинаково важны как духовная жизнь, так и обязательства перед общиной.

Зороастризм 

Символ зороастризма – фаравахар – представляет собой крылатый диск, в верхней части которого изображено тело человека – фраваши, которое является аналогом ангела-хранителя в авраамических религиях.

Изначально этот символ, впрочем, изображал собой окрыленное солнце (символ власти и божественного происхождения), позже к нему добавился образ человека. В целом фаравахар обозначает божественное благословение (а по некоторым версиям – царскую славу). Также использовался в Древнем Египте, Месопотамии и у других народов Востока.

Оккультизм 

Один из древнейших сложных мистических символов — пентаграмма — правильный невыпуклый пятиугольник, она же правильный звездчатый пятиугольник, или правильная пятиугольная звезда. Первые упоминания о пентаграмме относятся к Древней Греции.

В переводе с греческого «пентаграмма» означает дословно пять линий. Пентаграмма была отличительным знаком школы Пифагора (около 580—500 года до нашей эры). Последователи школы считали, что этот красивый многоугольник обладает многими мистическими свойствами.

Например, число лучей этой звезды представлялось пифагорейцами как число любви: 5 = 2 + 3; 2 — первое женское число, 3 — первое мужское число. Именно поэтому пентаграмма являлась символом жизни и здоровья, ей присваивалась способность защищать человека от злых духов.

Пентаграмма считалась защитой против зла и колдовства. В средние века ее рисовали перед входом в дом и на дверях, чтобы отогнать таким образом зло.

Пентагон (пятиугольник) — это амулет здоровья, символ вечности и совершенства, магическое средство в заговорах и некоторых ритуалах. Правильный пятиугольник в виде звезды служил эмблемой многих богов: египетского Тота, ацтекского Кетцалькоатля, римского Меркурия, кельтского Гавайна… Этот знак был тотемом американских индейцев.

Греки использовали его как знак креста, евреи — как знак благополучия, легендарный ключ Соломона. Войско же Соломона имели щиты с изображением желтой шестиконечной звезды. У христиан он символизировал пять ран Иисуса, а Японцам служил знаком высокого положения в обществе.

Судя по всему, пентаграмма первоначально появилась четыре тысячи лет назад в Месопотамии, вероятно, как астрономическая схема движения планеты Венеры. Она стала шумерским и египетским знаком звезд.

Эта фигура обозначает преимущественно человека: верхняя точка — голова, четыре остальные — конечности. Иногда её рассматривают как изображение пяти чувств. Светлые маги, чтобы действовать на духов, пользовались Пентаграммой головой кверху, а чёрные маги чертят Пентаграмму головой вниз.

Бахаи 

Наиболее распространенные символы, ассоциирующиеся с Верой Бахаи –девятиконечная звезда (девять- священное число),символ Наивеличайшего Имени и«Символ на перстне» (Ringstone symbol).

ovdmitjb

Add comment