Kievuz

Слуховое восприятие

Содержание

Слуховое восприятие

Слуховое восприятие

Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредотачиваться на звуке, выделять его характерные особенности – исключительно человеческая способность, благодаря которой происходит познание окружающей действительности.

Слуховое восприятие начинается с акустического (слухового) внимания и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков, дополняемых восприятием неречевых компонентов (мимики, жестов, позы).

Слуховой и речедвигательный анализаторы имеют большое значение для развития речи, становления второй сигнальной системы ребенка.

Развитие слухового восприятия идет по двум направлениям: с одной стороны, развивается восприятие речевых звуков, то есть формируется фонематический слух, а с другой стороны, развивается восприятие неречевых звуков, то есть шумов.

У детей с интеллектуальной недостаточностью формирование слухового восприятия, различения неречевых звуков и умения действовать в соответствии со звуковым сигналом представляет большие трудности.

У таких детей наблюдается недостаток управления своим слухом: неумение прислушиваться, сравнивать и оценивать звуки по силе, тембру, характеру; вследствие общей патологической инертности нет интереса к неречевым звукам, выявляется недостаточная их дифференцировка; дети слабо реагируют на звуки и не опираются на них в своей деятельности. Это препятствует правильной ориентировке в пространстве, приводит к несчастным случаям. Кроме того, ребенок долго не различает звуки, не разграничивает слова, произносимые окружающими, нечетко воспринимает речь в целом, что значительно затрудняет познание им предметного мира.

Специально подобранные дидактические игры дают возможность действовать по звуковому сигналу, научиться различать многие объекты и предметы окружающей среды по характерным звукам и шумам, соотносить свои действия с сигналами и т.д., а значит – корректировать недостатки слухового восприятия.

Остановимся на восприятии неречевых звуков, которое идет от элементарной реакции на наличие или отсутствие звуков к их восприятию и различению, а затем к использованию в качестве осмысленного сигнала к действиям.

На начальном этапе для различения неречевых звуков (как и речевого материала) требуется зрительная, зрительно-двигательная или просто двигательная опора.

Это означает, что ребенок должен видеть предмет, который издает какой-то необычный звук, сам попробовать извлечь из него звук разными способами, то есть совершить определенные действия.

Дополнительная чувственная опора становится не обязательной лишь тогда, когда у ребенка сформировался нужный слуховой образ.

Основное качество слуховых образов – предметная отнесенность. Игры на восприятие звука должны дать представление о разных по характеру шумах: шуршании, скрипе, писке, бульканье, звоне, шелесте, стуке, пении птиц, шуме поезда, машин, криках животных, о громком и тихом звуке, шепоте и др.

Приведем примеры игр и упражнений.

Что слышно

Цель: развитие умения прислушиваться и по звуку определять его происхождение.

педагог привлекает внимание детей то к двери, то к окну, предлагает послушать и запомнить, что за ними происходит. Затем каждый ребенок должен рассказать, что было слышно за дверью и за окном (шаги людей, скрип двери, шум ветра, разговоры детей, телефонный звонок и т.д.).

Определи, что слышится

Цель: развитие умения прислушиваться и определять источник звука.

Оборудование: ширма, различные предметы.

педагог предлагает детям определить, что они слышат.

Из-за ширмы доносятся различные звуки, например: звук льющейся воды из стакана в стакан; шуршание бумагой – тонкой и плотной; разрезание бумаги ножницами; звук упавшего на стол ключа; судейский свисток; звонок будильника; стук ложечки о стенки стакана; звон бокалов; хлопок в ладоши; стук деревянными или металлическими ложками друг о друга; постукивание костяшками пальцев по столу и др.

Возможно одновременное звучание двух-трех различных звуков (шумов).

Шумящие коробочки

Цель: развитие умения прислушиваться и различать шумы по громкости.

Оборудование: набор коробочек, которые заполнены различными предметами (спичками, скрепками, камушками, монетками и др.) и при сотрясении издают разные шумы (от тихого до громкого).

педагог предлагает ребенку потрясти каждую коробочку и выбрать ту, которая шумит громче (тише) других.

Повтори

Цель: развитие умения прислушиваться и запоминать серию звуков.

педагог производит серию неречевых звуков, например: один щелчок языком, два хлопка в ладоши, три притопа ногой; один хлопок по коленям, два хлопка в ладоши, один щелчок пальцами. Ребенок должен запомнить и повторить предложенную серию.

Колокольчик

Цель: определение направления звука в пространстве. Оборудование: колокольчик.

водящий стоит в кругу с закрытыми глазами. Один из детей звонит в колокольчик. Водящий должен отгадать, кто это сделал.

Определи, откуда звук

Цель: определение направления звука в пространстве.

Оборудование: колокольчик.

ребенок закрывает глаза. Педагог отходит от ребенка в разных направлениях и звенит в колокольчик. Ребенок должен показать и объяснить, где звенел колокольчик (спереди, сзади, слева, справа, сзади вверху и т.д.).

Далеко – близко

Цель: определение расстояния звучания.

выбирается водящий. Он закрывает глаза. Педагог называет имя водящего то близко от него, то на расстоянии. Водящий должен сказать близко или далеко находится педагог.

Формированию звуковысотного , ритмического, динамического элементов слуха способствуют занятия музыкально-ритмической деятельностью : пение с различными заданиями, слушание разнохарактерной музыки, игра на музыкальных инструментах, выполнение движений под музыку.

Высоту, длительность, силу звучания дети улавливают точнее при использовании игровых опор. Например, повышение и понижение мелодии можно изображать при помощи прыжков куклы-Петрушки по лесенке вверх и вниз, а песенки исполнять голосами медведя и лисички, то есть в различных регистрах.

Различай веселую и грустную музыку Цель: различение характера музыки.

Оборудование: магнитофон, аудиозапись веселой и грустной музыки; две карточки, одна из которых раскрашена в светлый тон, другая – в темный (для каждого участника).

у каждого ребенка по две карточки. Педагог просит детей определить, какая из карточек подходит для веселой музыки, а какая для грустной. После обсуждения детям предлагается прослушать музыку, а затем показать карточку, условно обозначающую ее характер.

Тихо и громко

Цель: различение музыки по громкости; соотнесение действий с силой звучания.

Оборудование: магнитофон, аудиокассета.

дети встают в круг. Поочередно звучит то тихая, то громкая музыка. Под тихую музыку дети ходят на цыпочках, под громкую – топают ногами.

Варианты:

предложить детям использовать свои произвольные варианты движений, соответствующие силе звучания музыки;

использовать большой и маленький барабан: большой звучит громко, маленький – тихо;

на громкое звучание большого барабана отвечать громкой игрой на металлофоне, на тихое звучание отвечать тихой игрой на металлофоне;

на громкую музыку рисовать широкие и яркие полоски, на тихую – узкие и более бледные;

кружком одного цвета обозначать громкую музыку, другого – тихую;

найти игрушку, ориентируясь на громкое или тихое звучание колокольчика.

Какой музыкальный инструмент звучит?

Цель: различение звучания музыкальных инструментов.

Оборудование: магнитофон, аудиозапись звучания детских музыкальных инструментов; набор картинок с изображением детских музыкальных инструментов (для каждого участника).

дети садятся за стол. Перед каждым участником – набор картинок с изображением детских музыкальных инструментов. Детям предлагается прослушать аудиозапись звучания одного из них, а затем показать и назвать нужную картинку.

Кто поет – хор или солист?

Цель : различение источника музыкальных звуков ( в дан ном случае – хора или солиста).

Оборудование: магнитофон, аудиозапись музыкальных отрывков в исполнении хора и солиста; две картинки, на одной – изображение хора, на другой – солиста (для каждого участника).

у каждого ребенка по две картинки. Детям предлагается прослушать аудиозапись музыкального отрывка в исполнении хора или солиста, а затем показать нужную карточку.

Высокий и низкий звуки

Цель: различение высоты звуков.

Оборудование: детские музыкальные инструменты.

детям предлагается слушать звучание инструмента и выполнять задание: на высокий звук поднимать руку вверх, на низкий – опускать.

Варианты:

использовать другие задания: расставлять на верхней и нижней полках игрушки в зависимости от тона звука; изобразить голосом воспринятый тон.

Звоночки

Цель: различение высоты звуков.

Оборудование: набор звоночков различного звучания.

на столе находится набор звоночков. Ребенку предлагается выстроить их в ряд, начиная со звоночка, у которого самый высокий или самый низкий звук.

Движения под музыку способствуют развитию слухо-моторных координации, помогают ребенку воспринять ритм музыкального произведения, что в конечном итоге способствует ритмизации обычной речи, делая ее более выразительной.

Организация движений с помощью ритма развивает у детей внимание, память и внутреннюю собранность.

Двигаемся под музыку

Цель: различение звучания музыкальных инструментов; соотнесение движений с характером звучания.

Оборудование: барабан, гармошка, бубен.

детям предлагается слушать звучание различных инструментов и выполнять задание: под барабан маршировать, под гармошку – танцевать, под бубен – бежать и т.д.

Варианты:

дети выполняют задания, не видя, на чем играет педагог (инструменты находятся за ширмой);

определить, что звучало: песня, танец, марш, колыбельная, и выполнить разные подходящие под музыку движения.

Будь внимателен

Цель: соотнесение движений с услышанной командой; обучение быстрому и точному реагированию на звуковые сигналы.

Оборудование: магнитофон, аудиозапись веселой музыки.

детям предлагается маршировать под музыку и слушать команды педагога. После команды нужно быстро выполнить задание:

Аист – стоять на одной ноге;

Птицы – бегать, раскинув руки;

Зайцы – прыгать и т.д.

Ударь в бубен

Цель: развитие чувства ритма.

Оборудование: бубен, набор карточек с нарисованными в разном порядке длинными и короткими полосками.

на столе находится набор карточек и бубен. Каждому ребенку предлагается взять карточку и отбить бубном ритм, показанный с помощью полосок (длинные полоски – медленные удары, короткие – быстрые).

Быстро и медленно

Цель: развитие чувства ритма.

Оборудование: барабан, кукла (для каждого участника). у каждого ребенка – кукла. Детям предлагается передвигать куклу на столько шагов вперед и в таком темпе, в каком педагог бьет по барабану (например: три коротких быстрых удара, два медленных, два коротких быстрых удара). Варианты:

можно предложить быстро или медленно, в соответствии с услышанным темпом, передвигать машинку по улице, нарисованной на листе картона, до автостоянки;

при помощи указательного и среднего пальцев изображать быстрый и медленный бег по столу в соответствии с воспринятым темпом звучания.

Источник: http://www.vospityvaem.ru/senrazvitie/20.html

Слуховое восприятие и его влияние на развитие речи ребенка

Слуховое восприятие

Одно из важнейших условий полноценного овладения речью – правильное слуховое восприятие окружающей действительности. И если с последним у ребенка возникают сложности, то это автоматически может сказаться на его умении говорить. Как этот вопрос раскрывается в логопедии? И как можно предотвратить появление такого отклонения — рассмотрим в данной публикации. 

Большое количество дефектов слухового восприятия образуется вкупе с общим недоразвитием речи (ОНР). 

Основным признаком ОНР является нарушение функционирования всех элементов речевого аппарата

ОНР может сопровождаться отклонениями от нормы в звукопроизношении, грамматике, лексике, а также характеризоваться отсутствием связной речи.

Все это объясняется профильными специалистами проявлениями

  • неразвитости нейрофизиологических структур,
  • познавательных процессов,
  • нарушениями психомоторного,
  • эмоционального,
  • социокультурного развития ребенка.

Кроме того, дети, страдающие ОНР, обладают массой отклонений психологического, слухового и звукового восприятия, что связано с нарушенным кровообращением и неправильным функционированием полушарий мозга.

https://www.youtube.com/watch?v=-dTtHvsfSuQ

В частности, исследователи отмечают, что, как правило, при таких нарушениях уровень активности правого полушария не соответствует возрастными нормативам, и часто нервные импульсы левого полушария мозга у дошколят симметрично отражаются в противоположном.

Тем не менее, доказано!

Неполная развитость слухового восприятия влечет за собой недоразвитость речевого навыка, причём основополагающим компонентом выделяется фонематический элемент.

Три уровня общего недоразвития речи

Выделяют три уровня, которым соответствуют разные степени речевых осложнений.

I уровень

Характеризуется фонематической неопределённостью. Артикуляция неустойчива, слуховое распознание звуков вызывает трудности. Слоговосприятие и их воспроизведение в системе слова ограничено. Интонации неточные, ударения расставляются неверно.

II уровень

Звуковосприятие все еще недостаточно, но уже различаются некоторые дифференцируемые фонемы. При этом неверная структура слога и некорректная его звуконаполняемость мешает понятному произношению слов.

III уровень

Характеризуется наличием допустимо развёрнутой речевой функции с понятными фразами, но с присутствием в ней лексико-грамматического, а также фонетического недоразвития. Ребёнок воспринимает конкретные звуки, но если их отдельное произношение уже не вызывает трудностей, то их применение в лексической единице не всегда успешно.

Этапы формирования звуковосприятия с учетом ОНР

  1. Полное неумение дифференцировать звуки + ребенок не воспринимает обращенную к нему речь.
  2. Малыш способен различить акустически отличающиеся фонемы, однако не в состоянии дифференцировать похожие.

    Наличие проблем в говорении объясняет иное понимание и ощущение речи, нежели у взрослого человека.

  3. Дошкольник вычленяет звуки согласно их смыслоразличительным признакам. Кроме того, с объектом-предметом может сопоставляться как правильно, так и неправильно сказанное слово.

    Для данного этапа характерно сохранение косноязычия, однако все более явными становятся признаки корректного произношения.

  4. Навыки говорения ребенка практически соответствуют его возрастной норме. Однако фонематическое дифференцирование по-прежнему недостаточно уверенное.

    Это проявляется в процессе освоения и произнесения еще неизвестных ему слов.

  5. Происходит завершение процесса формирования фонематического восприятия: речь становится правильной. Главным показателем этого специалисты называют умение ребенка различать корректное произношение от некорректного.

Причиной проблем со слуховым восприятием в большинстве случаев называется неспособность ребенка дифференцировать звуки

В целом, специалисты придерживаются мнения, что недостаточное фонематическое восприятие может быть связано с неспособностью различать похожие по акустическим и артикуляционным признакам звуки. Дети активно взаимозаменяют их, а в результате само слово, его строение заметно искажаются.

По мнению профильных специалистов, помочь развить слух малышу поможет поддержание мелодичного окружения. Но во всем хороша мера, и не стоит перегибать палку, включая, к примеру, круглосуточно музыку.

Помните!

Самое благоприятное воздействие оказывают голоса родителей и ближайших родственников, а также классика и мелодичные композиции.

Кроме того, слуховое восприятие прекрасно развивают звуки природы: дождя, пения птиц, дуновения ветра и прочее.

Вообще, очень полезно научить ребенка слышать, что происходит вокруг него, и, пожалуй, нет ничего лучше, чем делать это в естественных условиях.

Не стоит исключать и практические упражнения, они помогают развить не только слух, но и аналитический склад ума, креативное мышление, навыки запоминания.

Развить слуховое внимание поможет простая погремушка или детский музыкальный инструмент

Первое, что нужно сделать – научить определять малыша, где находится источник производимого шума или звука.

Этот навык он начинает постигать уже на третий месяц своей жизни. Чтобы помочь ему в этой задаче, приобретите погремушку, которая издает приятный звук.

С ее помощью, можно закрепить новое умение вашего малыша и добиться развития его слухового внимания.

Еще одна важная рекомендация по теме развития слухового восприятия заключается в том, что родителям нужно больше разговаривать со своим ребенком. Слыша родную речь, голос мамы, в голове у него начинают складываться речевые алгоритмы. Чуть позже возникает понимание, каким образом соединяются звуки.

Не исключайте из своего инструментария и музыкальные игрушки, которые помогают развить не только слуховое восприятие, но и формируют музыкальный вкус.

Как помочь ребенку развить слух, какие игры будут эффективны – смотрите в видео:

Заключение

Среди дошкольников часто встречаются случаи, когда слуховое восприятие имеет нарушения.

Важно знать: даже незначительные отклонения такого характера способны нанести серьёзный ущерб речевой практике ребёнка.

Обнаружив первые признаки ОНР, следует своевременно обратиться к специалисту за помощью, пока отклонения не привели к более серьёзным формам патологии: алалии, ринолалии, дизартрии.

Источник: http://defektologpro.ru/logopediya/sluhovoe-vospriyatie-i-ego-vliyanie-na-razvitie-rechi-rebenka.html

Как происходит слуховое восприятие

Слуховое восприятие

Слух, как и зрение, помогает ориентировать человеку в пространстве. Так как ухо является парным органом, то можно положиться на два признака:

  • биноуральные признаки направления;
  • моноуральные признаки расстояния.

Первые по величине интервала времени между получением звуковой волны одного уха и другого устанавливают направление звука. Например: при одновременном достижении звуковой волны можно судить о расположение источника.

Он находится либо перед человеком, либо позади, или на вертикальной оси сверху/снизу. Если звуковая волна доходит до левого уха, то источник располагается левее центральной оси, а если правого, то правее.

Абсолютный дифференциальный пространственный порог для локализации составляет маленький временной промежуток – 0,0001 секунды.

Вторые отвечают за определение объекта в пространстве, оценивание скорости и направление движения при помощи одного уха. Один из признаков – изменение громкости. Когда она увеличивается – объект приближается, и, наоборот, когда громкость уменьшается – отдаляется.

При ровной скорости перемещении источника звука его темп выражен больше, чем у удаляющегося. Причина такого явления проста: важнее быстро реагировать на приближающуюся фуру, чем на ту, которая уже проехала мимо.

Если человек сосредоточиться на звуке самолета, который пролетает над ним, то он испытывает иллюзию Доплера. Ее суть в том, что субъект находится в неподвижном состоянии, а источник звуковой волны движется.

При этом меняется громкость и высота звука, но его частотные характеристики стабильны: во время приближения звукового источника высота увеличивается, и, наоборот, при удалении – уменьшается.

Характеристика восприятия речи и музыки

Восприятие музыки и речи являются только человеческими факторами. Первое исследование восприятия музыки было проведено задолго до появления психофизики.

Его провел Пифагор, который увидел: если одна струна в два раза длиннее другой, то частота восприятия ее будет в два раза меньше. Он дал этому явлению название – октава.

Психологический феномен заключается в следующем: тоны внутри одной октавы воспринимаются человек по-разному, а одинаковые ноты разных октав – схоже. Например, «Ля» четвертой октавы – 440 Гц, а «Ля» пятой – 880 Гц.

Люди с абсолютным музыкальным слухом способны распознавать отдельные тоны. Таких личностей мало – всего 1%.

Даже многие знаменитые, талантливые композиторы не обладали абсолютным музыкальным слухом, например, Вагнер Р., Чайковский П.И., Шуман Р.

Но существуют специальные упражнения, например, система Кабалевского, которые тренируют слух и уменьшают дифференциальный порог различения музыкальных тонов.

Изучение мелодий привлекло внимание психологов еще в прошлом столетии. При улавливании музыки действуют законы звукового поля, как и при зрительном восприятии.

Поэтому человек легко может определить, где солирующая мелодия, а где аккомпанемент. Череда звуков воспринимается музыкальной фразой. Звуки, которые близки по высоте и тону улавливаются человеком как целая часть мелодии.

Даже, несмотря на помехи, идет восприятия музыки. Таким образом, можно выделить три принципа:

  • близости;
  • сходства;
  • замыкания.

Также к человеческим способностям относят звучащую речь. Диапазон улавливания слов в минуту без усилий – 180, т.е. константность велика. Здесь необходимо сказать об эффекте бланкирования речи. Дж.Миллер провел эксперимент, который заключался в следующем: исследуемые прослушивали магнитофонную запись, в которой текст диктора иногда прерывался помехами.

Тем самым выяснилось, что природа бланкирования имеет широкий диапазон. После исследуемые должны были воспроизвести то, что услышали. Результат был следующий: при утрате 50% звуков правильно распознавалось 80% слов. Подобный эксперимент проводили Штейнберг, Френчем, которые тоже получили схожие данные. При первом опыте они создавали помехи не менее 1900 Гц, во втором – более 1900 Гц.

Но, несмотря на это испытуемые усвоили 70% слов.

Сущность распознавания звуков

Полученные данные с экспериментов говорят о том, что устная речь во многом схожа с гипотезой черт. Хомский Н. и Халл М. рассматривали элементарные единицы, т.е. черты. Они предложили три параметра в качестве черт для звуковой информации:

  • параметр гласности/согласности звука;
  • параметр звонкости/глухости;
  • место артикуляции звука.

Характеристика второго параметра заключается в следующем: чтобы извлечь звонкий звук, говорящему необходимо выпустить воздух одновременно с вибрацией ых связок. Для извлечения же глухого звука, воздух покидает ой аппарат до начала вибрации.

Характеристика третьего параметра заключается в следующем: согласные звуки делятся на:

  • билабиальные (губы закрыты, например, «п»);
  • лабио-дентальные (нижняя губа прижата к зубам, например «ф»);
  • альвеолярные (корень языка прижат к альвеолам, например «т»);
  • задненёбные (язык прижат к мягкому нёбу, например «к»).

Миллер Г. и Найсли П. провели эксперимент. Они попросили испытуемых распознать на фоне помех звуки «б», «п», «т». Исследователи предположили, что если теория Халла и Хомского верна, то испытуемые будут путать согласные. Так как звук «б» отличается от «п» только первым параметром, а звук «т» третьим и вторым. Опыт удался. Исследуемые действительно путали звуки и чаще всего «б» и «п».

Также стоит сказать, что звуковое восприятие носит характер категоричности опознания.

Определение 1

Категоричность опознания – вид восприятия, где объекты улавливаются как принадлежащие к разным категориям, но градация в пределах одной не допускается.

Пример категоричности опознания: человек не может оценить средний звук между «б» и «п». Ведь глухие и звонкие отличаются временем выпуска воздуха и вибрацией ых связок (для глухих звуков она опаздывает). Так в различии «б» и «п» задержка составляет примерно 60 мс.

Еще один эксперимент провели Ликсер Л. и Абрамсон А., в котором демонстрировался феномен категоричности опознания.

В компьютере генерировались искусственные звуки, где интервал между выдохом и вокализацией изменялся от -150 до 150 мс.

Участникам опыта необходимо было ответить на вопрос: «Что вы слышите: «б» или «п»?» На рисунке 1 представлен процент идентификации звуков. Из него видно, что до задержки вокализации в 25 мс все слышали «б», а уже после – «п».

Рисунок 1. Процент идентификации звуков «б» и «п»

Распознавание речи является важной составляющей. Благодаря этой потребности в левом полушарии коры головного мозга, у правшей, в ходе эволюции сформировались зоны:

  • зона Брока (находится в нижней трети левой лобной извилины и отвечает за рождение речи);
  • зона Вернике (располагается в левой височной части и отвечает за понимание речи).

Интеграция звуковой и зрительной информации

Мак-Гурка поставил эксперимент по интеграции. Он создал конфликт между визуальным и слышимым. Т.е. испытуемые видели одну артикуляцию, а слышали другое.

На экране диктор говорил: «Га-га», — в наушниках участников эксперимента поступал звук «ба-ба».

Предполагалось, что испытуемые выберут один канал восприятия, но вместо этого произошло наложение, в результате которого все слышали: «Да-да». 

Чтобы не было такого искажения восприятия, большинство людей предпочитают смотреть фильмы с субтитрами. А при дубляже стараются подложить слова так, чтобы они совпадали с открытием и закрытием рта актера.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/obschaja-psihologija/sluhovoe-vosprijatie/

Виды слуховых агнозий

В зависимости от уровня поражения слуховой системы выделяют:

§   собственно слуховую агнозию;

§   аритмию;

§   амузию;

§   нарушение интонационной стороны речи (просодики);

§   речевую акустическую агнозию.

Собственно слуховая агнозия

В выраженных случаях слуховой агнозии больные не понимают смысла самых простых звуков, например скрипа дверей, шума шагов, т.е. всех тех бытовых звуков, которые в норме человек различает без специального обучения.

Подобные звуки перестают для больных быть носителями определенного смысла, хотя слух как таковой у них сохранен, и они могут различать звуки по высоте, интенсивности, длительности и тембру.

Таким образом, наблюдается принципиально то же самое нарушение, которое возникает и при зрительной агнозии, когда при полной сохранности зрения (остроты, полей зрения) нарушается способность понимать увиденное.

Подобные расстройства сравнительно редки. Для появления слуховой агнозии требуется обширное поражение правой височной области. Описан случай двустороннего поражения левой и правой височной области с симптомами выраженной слуховой агнозии.

Чаще встречается более стертая форма слуховых нарушений в виде дефектов слуховой памяти, которые обычно проявляются в специальных экспериментах. Так больной, способный различать звуковысотные отношения, не мог выработать слуховые дифференцировки, т.е.

запомнить два (или больше) звуковых эталона.

Аритмия

При поражении височной области мозга возникает аритмия. Ее симптомы хорошо изучены А. Р.

Лурией и его сотрудниками и состоят в том, что ребенок не может оценить правильно ритмические структуры, которые предъявляются ему на слух, и воспроизвести их.

К негативным последствиям данного расстройства относят нарушение тембра речи, неспособность заучивать стихи, сокращение слов (выпускание слогов, например «снеговик — сневик»).

В качестве эталонов детям предъявляются ритмические рисунки звуков, сгруппированных в определенные структуры. Ребенок должен различить и запомнить структуру ритма, а затем воспроизвести его.

Такое различение и воспроизведение для любого здорового человека не представляет никаких сложностей.

Больные, как правило, не способны определить количество звуков: они либо переоценивают или недооценивают количество ударов, не различая, сколько было звуков и как они чередовались друг с другом.

Амузия

Амузия — это нарушение способности узнавать и воспроизводить знакомую мелодию или ту, которую человек только что услышал, а также отличать одну мелодию от другой. Амузия не всегда сопутствует афазическим расстройствам, что, в частности, описано А.Р. Лурией и Л.С.

Цветковой, показавшими, что у больных, страдающих амузией, может быть значительное расхождение музыкальных и речевых способностей в виде афазии при сохранности музыкального слуха. Ребенок с амузией не только не может узнать мелодию, но и оценивает ее как болезненное и непонятное переживание.

Больные рассказывают, что музыка для них потеряла смысл, что она вызывает приступы головной боли, т.е. стала активно неприятной. Амузия, по-видимому, связана с нарушением не столько звуковысотного слуха, сколько с более сложной способностью к музыкальной комбинаторике, музыкальной грамоте.

Важно отметить, что если симптом амузии проявляется главным образом при поражении правой височной области, то аритмия может возникнуть не только при право-, но и при левосторонних височных очагах (у правшей).

Нарушение интонационной стороны речи

Симптомом поражения правой височной области является нарушение интонационной стороны речи. Больные часто не только не различают речевых интонаций, но и сами не очень выразительны в речи, которая лишена модуляций, интонационного разнообразия, свойственного здоровому человеку.

У них часто страдает пение. Известны описания больных, которые, хорошо повторяя отдельную фразу, не могли пропеть ее, так как в пении интонационный компонент речи усиливается.

Нарушения восприятия интонационных компонентов речи отмечается и тогда, когда угнетаются функции всего правого полушария мозга. В этих случаях человек не может на слух даже определить принадлежность голоса мужчине или женщине.

Если при затормаживании левого полушария человек становится как будто нечувствительным, невнимательным к; речевым звукам, как бы не слышит того, что ему говорят, хотя полная словесная глухота отсутствует, то при затормаживании правого полушария человек слышит речь, но не знает, кто это говорит, и не понимает интонации высказывания.

У таких детей нарушается способность к различению звуковых компонентов разной сложности, особенно состоящих из серии разных звуков.

При грубых нарушениях они не могут четко различить и повторить даже одиночные звуки речи (например, [у] вместо [о]), В менее выраженных случаях ребенок ошибается в воспроизведении отличающихся только одним признаком звуков и легко воспроизводит пары сильно различающихся звуков (например, [р] и [м]).

Речевая акустическая агнозия

При локальных поражениях вторичных отделов височной доли, ребенок теряет возможность отчетливо различать звуки речи, у него отмечаются явления, обозначаемые термином речевая акустическая агнозия. Он сохраняет достаточно острый слух; восприятие предметных звуков также остается сохранным.

Существенные нарушения отмечаются только при различении звуков речи. При массивных поражениях левой височной доли все звуки речи воспринимаются как нечленораздельные шумы.

В случаях ограниченных поражений дефект менее выражен — ребенок не может различать лишь близкие, отличающиеся только одним признаком (например, звонкостью), «оппозиционные» или «коррелирующие» фонемы, хотя хорошо улавливает как тембровые особенности речи, так и ее интонацию.

Речевая акустическая агнозия является основным источником нарушения речи — сенсорной афазии.

Диагностика слуховых агнозий

Диагностические методики, направленные на исследование слуховой агнозии, включают в себя ряд тестов для исследования слухового гнозиса, а также показателей, характеризующих неспецифические особенности нервных процессов, — возможность концентрации внимания, работоспособность, истощаемость, подвижность нервных процессов.

Перед началом диагностики необходимо получить данные о степени сохранности собственно слухового анализатора (преимущественно изучают! я данные аудиометрии), после чего проводится нейрепсихологическое обследование ребенка с целью выявления локальных поражений слуховых зон коры головного мозга.

При обследовании диагносту необходимо учитывать как возрастные и индивидуальные особенности ребенка, так и степень развития высших психических функций.

Диагностика собственно слуховой агнозии

Для изучения этого нарушения используются аудиозаписи элементарных бытовых звуков, которые ребенок должен различать без специального обучения (шум льющейся воды, шум ветра, скрип двери, шум шагов и т.д.).

Ребенку дается инструкция: «Внимательно послушай звуки, которые я тебе предложу. Ты должен их узнать и назвать мне».

После чего ребенку предъявляется аудиозапись и анализируются результаты обследования. Нарушение слуховой дифференцировки знакомых звуков свидетельствует о поражении коркового уровня слуховой системы правого полушария (следовательно, о наличии собственно слуховой агнозии).

Диагностика слухоречевой памяти проводится с помощью специальной методики. Ребенку предъявляется ряд, состоящий из 3—4 слогов («бу-ра-ми», «ко-на-фу-по») или такого же количества слов («дом — лес — стол», «ночь — кот — мост — дуб»). Ребенок должен запомнить элементы ряда и воспроизвести их в той же последовательности.

Делается вывод о нарушении слухоречевой памяти, если ребенок может повторить лишь один-два элемента ряда, сохраняя иногда начальные, иногда последние элементы, говоря, что остальные не запомнил. Это нарушение носит модально-специфический характер. Если такому больному предъявить группу нарисованных фигур или даже написанных слов, он запоминает их достаточно прочно.

Диагностика аритмии

По данным Н.Н. Трауготт и ее сотрудников, у больных аритмией нарушается способность к различению звуковых комплексов разной сложности, особенно состоящих из серии последовательных звуков.

С целью диагностики в этом случае ребенку предъявляются наборы звуков, чередующихся через разные промежутки времени (или сгруппированных в определенные структуры), по два, три, четыре, пять звуков в пачке. Причем внутри пачки отдельные удары акцентируются.

Ребенок должен различить и запомнить структуру ритма и затем воспроизвести его.

Диагностика амузии

Для исследования амузии ребенку могут предъявляться аудиозаписи знакомых песен. При этом исследователь просит не только прослушать песни, но и воспроизвести их, а также предлагает ребенку ответить, чем отличается одна музыкальная композиция от другой.

Диагностика нарушений интонационной стороны речи

Для исследования данного нарушения слухового гно-зиса применяются различные варианты тестов.

Например, ребенок прослушивает аудиозапись речевых высказываний, принадлежащих мужчине и женщине, после чего пытается провести дифференцировку мужчины и женщины.

Диагност может предложить ему пропеть отдельную фразу, так как в пении усиливается интонационный компонент, который у таких больных страдает. Ребенку могут быть предоставлены одиночные звуки речи [о], [у], которые он должен четко различить и повторить.

Диагностика речевой акустической агнозии

При исследовании данного вида слуховой агнозии ребенку предъявляются ряды «оппозиционных» [б]—[п], [д]—[т] или «коррелирующих» [г]—[к], [к]—[г], [р]—[л], [л]—[р] фонем, а также ряды слогов («ба-па», «да-та»). Диагност предлагает ребенку внимательно прослушать предъявляемые звуки, а затем повторить их.

По данным методики выясняется, что дети, страдающие речевой акустической гнози-ей, воспринимают звуки речи как нечленораздельные шумы, не могут отличить близкие, отличающиеся только одним признаком фонемы (больные повторяют «ба-па» как «ба-ба» или «па-па»).

При этом они ощущают какое-то отличие, которое не в состоянии уяснить.

Задание

Охарактеризуйте основные виды слуховых агнозий.

Тест 5

1. Основными причинами слуховой агнозии являются поражения:

а) слухового анализатора;

б) вторичных отделов височной коры головного мозга;

в) затылочной области коры.

2. Слуховая агнозия — это гностическое расстройство, отражающее нарушение слухового восприятия:

а) при сохранной элементарной чувствительности;

б) нарушенной элементарной чувствительности;

в) нарушении элементарной слуховой чувствительности.

3. К основным видам слуховой агнозии относят:

а) аритмию, амузию, соматоагнозию, собственно слуховую агнозию, речевую акустическую агнозию;

б) буквенную агнозию, оптико-пространственную агнозию, амузию, нарушение интонационной стороны речи, аритмию;

в) речевую акустическую агнозию, аритмию, амузию, собственно слуховую агнозию, нарушение интонационной стороны речи.

4. Вид слуховой агнозии, который является основным источником сенсорной афазии:

а) речевая акустическая агнозия;

б) нарушение интонационной стороны речи;

в) собственно слуховая агнозия.

5. Нарушение, для выявления которого ребенку предлагается пропеть фразу:

а) амузия;

б) нарушение интонационной стороны речи;

в) речевая акустическая агнозия.

6. Вид слуховой агнозии, сходный с явлениями нарушения фонематического слуха:

а) аритмия;

б) собственно слуховая агнозия;

в) речевая акустическая агнозия.

7. Явление дефекта слуховой памяти заключается в том, что:

а) ребенок не может выработать слуховые дифферен-цировки;

б) не способен различить сходные звуки;

в) не способен узнать знакомую мелодию.

8. Форма нарушения слухового гнозиса, при которой больной не может определить смысл простых, бытовых звуков:

а) собственно слуховая агнозия;

б) аритмия;

в) речевая акустическая агнозия.

Трошин О.В., Жулина Е.В. Логопсихология: Учебное пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 256 с

Источник: https://sensoricinru.wordpress.com/2011/08/31/%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5-%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5/

ovdmitjb

Add comment