Kievuz

СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ В РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Содержание

Методы и формы организации музыкального воспитания

СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ В РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Точно так же, как в классической педагогике категорию «метод» относят к конкретным разделам: теории обучения, воспитания, а не в целом к образованию, в музыкальной педагогики методы воспитания и обучения рассматривают раздельно, поскольку у них различное предназначение.

В качестве теоретических категорий, они являются взаимодействием воспитанников и воспитателей (учеников и учителей), в результате которого происходит передача и усвоение музыкальных знаний, навыков и умений, в музыкальном воспитании формируется мировоззрение, личностные музыкальные качества и развитие музыкальных способностей.

Методам организации музыкального воспитания присущ общий педагогический характер, они охватывают как теоретическую, так и практическую сторону воспитательного процесса.

Современные педагогические требования диктуют условное разделение общих методов музыкального воспитания на несколько групп:

  • Такие, которые формируют музыкально-эстетическое сознание;
  • Такие, согласно которым происходит организация музыкально-эстетической деятельности, формирование опыта практического творчества;
  • Такие, которые стимулируют практическую музыкальную деятельность;
  • Такие, которые стимулируют музыкальное самовоспитание.

Данная группа методов предполагает совокупность взаимодействий между педагогом и учениками, во время которых происходит усвоение содержания материала, и которое основано на сознательном, здравомыслящем и оценочном отношении к нему. В результате формируется музыкальное сознание, определяющее музыкально-эстетические ценности личности и уровень музыкального развития ученика.

На практике музыкального воспитания используют несколько методов, относящихся к этой группе.

Музыкально-эмоциональное влияние является жизнедеятельностью участников воспитательного процесса, которая была специально создана и организованна с определенной целью.

При этом она связанна с влияющими на эмоционально-образное мышление личности образцами музыкального творчества, использованными в воспитательном процессе.

К такому методу относят иллюстрацию и демонстрацию определенных музыкальных произведений, которые сопровождают яркими изобразительными и выразительными элементами, вызывающими положительную эмоциональную реакцию. Такое влияние моет быть как прямым, так и косвенным, направленным на стимулирование активности воспитанников.

[/stextbox]

Убеждение – действия воспитателя, направленные на то, чтобы сформировать личностное отношение воспитанника к музыкальному искусству, в результате чего возникает определенное отношение к произведению, избранное как единое возможное. К данным методам относят внушение, склонение, объяснение и сравнение.

На каждом уровне музыкального воспитания существуют общие критерии, характеризующие качества музыкального развития на различных этапах.

Критерии того, насколько сформировано музыкально-эстетическое сознание личности, определяются при диагностике ее художественного развития при проведении научно-педагогического исследования. Разделяют их на три группы:

В первую группу вошли критерии ценностных ориентаций, направленные на общее художественно-эстетическое мировоззрение. В музыкальном развитии главнейшими показателями данных ориентаций являются:

  • Общий музыкально-эстетический кругозор учеников;
  • Знания в музыкальном искусстве;
  • Частота воспроизведения и прослушивания музыкальных произведений;
  • Избирательность вкусовых предпочтений;
  • Стремление самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью.

Вторая группа включает критерии оценки музыкальных произведений, характеризующие способность личности эмоционально сопереживать художественному образу, проникать в замысел автора, уметь анализировать и интерпретировать произведения.

Оценочная деятельность характеризируется такими показателями:

  • Насколько адекватна эмоциональная реакция на музыкальное произведение;
  • Наличие опыта в определении содержания элементов музыкального языка;
  • Обоснованность оценочных суждений;
  • Наличие ассоциаций и их характер;
  • Полнота и целостность постижения произведения;
  • Способность соотнести вербальную и исполнительскую интерпретацию музыкального искусства.

Третья группа включает критерии самооценки своего отношения к музыке, характеризующие склонность к самопознанию и творческой деятельности, которая ориентирована на самосовершенствование. Главные показатели самооценки:

  • Готовность самостоятельно оценить свои художественные впечатления;
  • Критическая оценка своей подготовки к познанию музыкального искусства;
  • Способность осознать внутренние разногласия;
  • Стремление самосовершенствоваться; умение определить и запланировать свое музыкальное развитие.

Методы организации музыкально-эстетической деятельности, формирования практического опыта музыкального творчества.

Данная группа методов имеет прикладной характер, направленность на создание практических ситуаций при музыкально-воспитательной работе. Перед музыкально-педагогическими работниками встает главная задача реализовать методы организации музыкальной деятельности. Данными методами являются:

Приучение – это взаимодействие между участниками процесса музыкального воспитания, при которых воспитанникам прививаются навыки практической музыкальной деятельности.

При первом опыте общения с искусством музыки педагог приучает ученика практически исполнять музыкальные произведения, участвовать в самодеятельном музыкальном творчестве и коллективных мероприятиях.

Методы приучения реализуют в повседневном участии учеников в музыкальной жизни образовательного заведения: участии в концертах, посещении различных мероприятий, посвященных музыкальному искусству.

Упражнения – это многоразовое повторение музыкально-творческих задач, которые помогают закрепить и усовершенствовать практические навыки музыкального исполнения.

На практике музыкального образования упражнения чаще других применяются в музыкальном обучении, они составляют одну из основополагающих основ технической подготовки музыканта.

Наиболее эффективен этот метод в паре с другим – убеждением.

Педагогическое требование – это поступок воспитателя, педагогически целесообразный, импровизированный или спланированный, направленный на смену отношения воспитанника к своей деятельности или смену его личностного поведения. На практике это один из главных факторов определения и формирования характера творческой деятельности ученика.

Общественное мнение – суждения и взгляды преподавателей, товарищей, коллег и других по поводу практической музыкальной деятельности ученика, отрицательно или положительно влияющие на формирование его практического музыкального опыта.

Общественное мнение играет огромную роль, поскольку значительно влияет на формирование практического музыкального опыта будущего музыканта.

Чаще всего оно выполняет контрольную и консультативную функцию, становясь экспертом уровня совершенства музыканта.

Методы стимулирования практической музыкальной деятельности.

В музыкальном воспитании стимул является специально организованным влиянием на мотивацию, сознание, волю и чувства личности, которое имеет цель повысить музыкально-творческую активность личности. Стимулирование это побуждение, этот процесс является движущей силой воспитания. Основными методами этой группы являются:

Педагогическое требование – требования индивидуального характера, которые зависят от особенностей личности. Прямое требование педагог выдвигает декларативно, оно относится ко всем и должно выполняться без возражений. Косвенное требование состоит из прямого и оценочного или рекомендательного отношения преподавателя, например, требование-намек, требование-совет.

Соревнования – метод стимулирования, который очень эффективен на начальной стадии формирования музыкальных качеств. Его реализуют при участии ученика в конкурсах, концертах, показательных выступлениях и т.д., где он может продемонстрировать свои достижения и сравнить их с другими.

Наказание – моральное влияние на личность, которое помогает скорректировать поведение личности.

Оно влечет за собой стыд за невыполнение требований, совершенные проступки, вызывает неприятные переживания. Применяя метод наказания нужно быть крайне объективным, учитывать особенности каждого ученика.

В музыкальном воспитании наказанием может быть претензия, замечание, отрицательная оценка деятельности.

Поощрение – это материальное или моральное влияние на учеников, положительно характеризующее их деятельность, побуждающее к совершенствованию своих достижений в дальнейшем. Моральное поощрение это одобрение определенного поступка или достижения, награда дипломом или грамотой, размещение на доске почета. Материальное поощрение – ценные призы и материальные вознаграждения.

Основные требования к применению методов данной группы – их применение в комплексе. К примеру, нецелесообразно воспитательный процесс строить лишь на соревнованиях или педагогических требованиях.

С одной стороны это может притупить творческий подход личности к занятиям музыкой, а с другой – создать нездоровый сопернический дух, который может привести к отрицательным взаимоотношениям в коллективе, и будет способствовать развитию отрицательных амбициозных качеств у будущего музыканта.

Методы музыкального самовоспитания.

Самовоспитание является целенаправленной самостоятельной работой над тем, чтобы усовершенствовать свои личностные качества. Осуществляется оно в различных сферах и приобретает характер самообразования. Методы музыкального самовоспитания разделились на несколько групп:

Самопознание является процессом определения музыкальных свойств и их сравнение с требованиями, выдвинутыми при определенном уровне музыкальной образованности. Это сравнительное наблюдение, сравнение с музыкантами уровня выше твоего, которому предшествует самоанализ.

Самовоздержание – ограничение и недопущение личности совершения нежелательных поступков – самовнушение, самозапрет, самонаказание, самоотказ.

Самопринуждение – совершенствование своих качеств за пределы выдвигаемых требований, например, обязательное участие/посещение музыкальных мероприятий.

Эвристические и творческие методы – образцовое выполнение задач, сопровождаемое собственным творческим отношением. Другими словами это стремление вложить в музыкальное произведение свое неповторимое звучание.

Формы организации музыкального воспитания.

Внешние характеристики процесса музыкального воспитания, предопределяющиеся видом музыкальной деятельности и количеством его участников, называют формами организации данного воспитания. Они бывают следующими:

Массовые – применяются в общественном процессе воспитания, выступают частью учебно-воспитательного процесса в любом образовательном учреждении. Они могут активно воздействовать на музыкальное воспитание, т.е.

предполагать активное участие каждого отдельного участника, и пассивно – мероприятия, не предусматривающие активное участие участников, направлены на репродуктивное восприятие различных музыкальных явлений.

Групповые формы – небольшое количество участников, объединенных одним музыкальным жанром.

Индивидуальные формы – индивидуальные занятия, на которых решают учебные и воспитательные вопросы (знакомство с творчеством композитора и его особенностями, анализ средств выразительности музыкального произведения, и т.д.).

Источник: https://lred.ru/obrazovanie/32860-%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D1%8B-%D0%B8-%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B-%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F

» Методы и формы организации музыкального воспитания

СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ В РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Точно так же, как в классической педагогике категорию «метод» относят к конкретным разделам: теории обучения, воспитания, а не в целом к образованию, в музыкальной педагогики методы воспитания и обучения рассматривают раздельно, поскольку у них различное предназначение.

В качестве теоретических категорий, они являются взаимодействием воспитанников и воспитателей (учеников и учителей), в результате которого происходит передача и усвоение музыкальных знаний, навыков и умений, в музыкальном воспитании формируется мировоззрение, личностные музыкальные качества и развитие музыкальных способностей.

Методам организации музыкального воспитания присущ общий педагогический характер, они охватывают как теоретическую, так и практическую сторону воспитательного процесса.

Классификация методов музыкального воспитания

Современные педагогические требования диктуют условное разделение общих методов музыкального воспитания на несколько групп:

  • Такие, которые формируют музыкально-эстетическое сознание;
  • Такие, согласно которым происходит организация музыкально-эстетической деятельности, формирование опыта практического творчества;
  • Такие, которые стимулируют практическую музыкальную деятельность;
  • Такие, которые стимулируют музыкальное самовоспитание.

Данная группа методов предполагает совокупность взаимодействий между педагогом и учениками, во время которых происходит усвоение содержания материала, и которое основано на сознательном, здравомыслящем и оценочном отношении к нему. В результате формируется музыкальное сознание, определяющее музыкально-эстетические ценности личности и уровень музыкального развития ученика.

На практике музыкального воспитания используют несколько методов, относящихся к этой группе.

Музыкально-эмоциональное влияние является жизнедеятельностью участников воспитательного процесса, которая была специально создана и организованна с определенной целью.

При этом она связанна с влияющими на эмоционально-образное мышление личности образцами музыкального творчества, использованными в воспитательном процессе.

К такому методу относят иллюстрацию и демонстрацию определенных музыкальных произведений, которые сопровождают яркими изобразительными и выразительными элементами, вызывающими положительную эмоциональную реакцию. Такое влияние моет быть как прямым, так и косвенным, направленным на стимулирование активности воспитанников.

[/stextbox]

Убеждение – действия воспитателя, направленные на то, чтобы сформировать личностное отношение воспитанника к музыкальному искусству, в результате чего возникает определенное отношение к произведению, избранное как единое возможное. К данным методам относят внушение, склонение, объяснение и сравнение.

На каждом уровне музыкального воспитания существуют общие критерии, характеризующие качества музыкального развития на различных этапах.

Критерии того, насколько сформировано музыкально-эстетическое сознание личности, определяются при диагностике ее художественного развития при проведении научно-педагогического исследования. Разделяют их на три группы:

В первую группу вошли критерии ценностных ориентаций, направленные на общее художественно-эстетическое мировоззрение. В музыкальном развитии главнейшими показателями данных ориентаций являются:

  • Общий музыкально-эстетический кругозор учеников;
  • Знания в музыкальном искусстве;
  • Частота воспроизведения и прослушивания музыкальных произведений;
  • Избирательность вкусовых предпочтений;
  • Стремление самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью.

Вторая группа включает критерии оценки музыкальных произведений, характеризующие способность личности эмоционально сопереживать художественному образу, проникать в замысел автора, уметь анализировать и интерпретировать произведения.

Оценочная деятельность характеризируется такими показателями:

  • Насколько адекватна эмоциональная реакция на музыкальное произведение;
  • Наличие опыта в определении содержания элементов музыкального языка;
  • Обоснованность оценочных суждений;
  • Наличие ассоциаций и их характер;
  • Полнота и целостность постижения произведения;
  • Способность соотнести вербальную и исполнительскую интерпретацию музыкального искусства.

Третья группа включает критерии самооценки своего отношения к музыке, характеризующие склонность к самопознанию и творческой деятельности, которая ориентирована на самосовершенствование. Главные показатели самооценки:

  • Готовность самостоятельно оценить свои художественные впечатления;
  • Критическая оценка своей подготовки к познанию музыкального искусства;
  • Способность осознать внутренние разногласия;
  • Стремление самосовершенствоваться; умение определить и запланировать свое музыкальное развитие.

Методы организации музыкально-эстетической деятельности, формирования практического опыта музыкального творчества

Данная группа методов имеет прикладной характер, направленность на создание практических ситуаций при музыкально-воспитательной работе. Перед музыкально-педагогическими работниками встает главная задача реализовать методы организации музыкальной деятельности. Данными методами являются:

Приучение – это взаимодействие между участниками процесса музыкального воспитания, при которых воспитанникам прививаются навыки практической музыкальной деятельности.

При первом опыте общения с искусством музыки педагог приучает ученика практически исполнять музыкальные произведения, участвовать в самодеятельном музыкальном творчестве и коллективных мероприятиях.

Методы приучения реализуют в повседневном участии учеников в музыкальной жизни образовательного заведения: участии в концертах, посещении различных мероприятий, посвященных музыкальному искусству.

Упражнения – это многоразовое повторение музыкально-творческих задач, которые помогают закрепить и усовершенствовать практические навыки музыкального исполнения.

На практике музыкального образования упражнения чаще других применяются в музыкальном обучении, они составляют одну из основополагающих основ технической подготовки музыканта.

Наиболее эффективен этот метод в паре с другим – убеждением.

Педагогическое требование – это поступок воспитателя, педагогически целесообразный, импровизированный или спланированный, направленный на смену отношения воспитанника к своей деятельности или смену его личностного поведения. На практике это один из главных факторов определения и формирования характера творческой деятельности ученика.

Общественное мнение – суждения и взгляды преподавателей, товарищей, коллег и других по поводу практической музыкальной деятельности ученика, отрицательно или положительно влияющие на формирование его практического музыкального опыта.

Общественное мнение играет огромную роль, поскольку значительно влияет на формирование практического музыкального опыта будущего музыканта.

Чаще всего оно выполняет контрольную и консультативную функцию, становясь экспертом уровня совершенства музыканта.

Методы стимулирования практической музыкальной деятельности

В музыкальном воспитании стимул является специально организованным влиянием на мотивацию, сознание, волю и чувства личности, которое имеет цель повысить музыкально-творческую активность личности. Стимулирование это побуждение, этот процесс является движущей силой воспитания. Основными методами этой группы являются:

Педагогическое требование – требования индивидуального характера, которые зависят от особенностей личности. Прямое требование педагог выдвигает декларативно, оно относится ко всем и должно выполняться без возражений. Косвенное требование состоит из прямого и оценочного или рекомендательного отношения преподавателя, например, требование-намек, требование-совет.

Соревнования – метод стимулирования, который очень эффективен на начальной стадии формирования музыкальных качеств. Его реализуют при участии ученика в конкурсах, концертах, показательных выступлениях и т.д., где он может продемонстрировать свои достижения и сравнить их с другими.

Наказание – моральное влияние на личность, которое помогает скорректировать поведение личности.

Оно влечет за собой стыд за невыполнение требований, совершенные проступки, вызывает неприятные переживания. Применяя метод наказания нужно быть крайне объективным, учитывать особенности каждого ученика.

В музыкальном воспитании наказанием может быть претензия, замечание, отрицательная оценка деятельности.

Поощрение – это материальное или моральное влияние на учеников, положительно характеризующее их деятельность, побуждающее к совершенствованию своих достижений в дальнейшем. Моральное поощрение это одобрение определенного поступка или достижения, награда дипломом или грамотой, размещение на доске почета. Материальное поощрение – ценные призы и материальные вознаграждения.

Основные требования к применению методов данной группы – их применение в комплексе. К примеру, нецелесообразно воспитательный процесс строить лишь на соревнованиях или педагогических требованиях.

С одной стороны это может притупить творческий подход личности к занятиям музыкой, а с другой – создать нездоровый сопернический дух, который может привести к отрицательным взаимоотношениям в коллективе, и будет способствовать развитию отрицательных амбициозных качеств у будущего музыканта.

Методы музыкального самовоспитания

Самовоспитание является целенаправленной самостоятельной работой над тем, чтобы усовершенствовать свои личностные качества. Осуществляется оно в различных сферах и приобретает характер самообразования. Методы музыкального самовоспитания разделились на несколько групп:

Самопознание является процессом определения музыкальных свойств и их сравнение с требованиями, выдвинутыми при определенном уровне музыкальной образованности. Это сравнительное наблюдение, сравнение с музыкантами уровня выше твоего, которому предшествует самоанализ.

Самовоздержание – ограничение и недопущение личности совершения нежелательных поступков – самовнушение, самозапрет, самонаказание, самоотказ.

Самопринуждение – совершенствование своих качеств за пределы выдвигаемых требований, например, обязательное участие/посещение музыкальных мероприятий.

Эвристические и творческие методы – образцовое выполнение задач, сопровождаемое собственным творческим отношением. Другими словами это стремление вложить в музыкальное произведение свое неповторимое звучание.

Формы организации музыкального воспитания

Внешние характеристики процесса музыкального воспитания, предопределяющиеся видом музыкальной деятельности и количеством его участников, называют формами организации данного воспитания. Они бывают следующими:

Массовые – применяются в общественном процессе воспитания, выступают частью учебно-воспитательного процесса в любом образовательном учреждении. Они могут активно воздействовать на музыкальное воспитание, т.е.

предполагать активное участие каждого отдельного участника, и пассивно – мероприятия, не предусматривающие активное участие участников, направлены на репродуктивное восприятие различных музыкальных явлений.

Групповые формы – небольшое количество участников, объединенных одним музыкальным жанром.

Индивидуальные формы – индивидуальные занятия, на которых решают учебные и воспитательные вопросы (знакомство с творчеством композитора и его особенностями, анализ средств выразительности музыкального произведения, и т.д.).

Если у вас возникли сложности или проблемы — вы можете обратиться к сертифицированному специалисту, который обязательно поможет!

Источник: https://paidagogos.com/metodyi-i-formyi-organizatsii-muzyikaln.html

Теория и методика музыкального воспитания детей

СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ В РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

С чего начинается любовь человека к музыке? И почему каждому человеку так важно приобщаться к этой области культуры? Ответы на эти вопросы содержит в себе теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

Дети слушают музыку с удовольствием

Место музыки в искусстве

Одна из наиболее таинственных и загадочных форм искусства и художественной выразительности – музыка, во все времена была неотъемлемой частью жизни каждого человека.

И, благодаря своей универсальности, объединяла людей разных культур, эпох и мировозрений. Задача родителя – помочь ребенку открыть для себя ее удивительный мир.

Виды музыкальной деятельности

Какая бывает музыка? Пожалуй, самая распространенная квалификация этого вида искусства, с которой наверняка сталкивался каждый человек – это ее деление на хорошую и плохую.

Но какая именно музыка относится к каждой из этих категорий? Ведь всем известно, что обладая собственным вкусом и предпочтениями, человек крайне субъективен в оценке.

Поэтому для лучшего понимания феномена музыки нужно обратиться к другой, более научной квалификации.

Таблица музыкальных жанров

Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста подразделяет музыку на:

  1. Классическую – существующую вне времени и пространства, несущую в себе образцы эталонного музыкального искусства.
  2. Народная музыка чаще всего не имеет определенного автора, в её создании и передачи из поколения в поколение принимал участие весь народ, чью культуру она представляет. Является продуктом устного народного творчества.
  3. Популярная музыка наиболее широко тиражируется и является актуальной именно в настоящее время.

Несмотря на то, что подобная классификация является достаточно строгой, следует отметить, что границы между видами музыки являются достаточно условными.

И произведения, созданные кем-то конкретным, зачастую утрачивают автора, становясь народными. Классически, массово тиражируемые, становятся популярными, полюбившись широкой публике. Многие песни различных стилей становятся классикой своего жанра.

Особенности музыкального развития ребенка

Какую информацию содержит теория детского музыкального развития и воспитания. В процессе активного взаимодействия ребенка с музыкой происходит его соответствующее воспитание и развитие.

Музыкальная культура — определение

Оно осуществляется в следующих направлениях:

  1. Эмоциональное развитие – способность активно откликаться на музыкальное произведение, реагируя на его смысловое содержание, посыл, передаваемый слушателю.
  2. Развитие детского ощущения и восприятия – оттачивание навыка воспринимать не только отдельно взятые звуки в произведении, но и его целостную структуру. Способность различать звуки по тембральной окраске, динамике, ритму и темпу.
  3. В области отношений – выявление преобладающих сфер интересов, потребности в музыкальном воспитании дошкольников.
  4. В области самостоятельных действий – способность к самостоятельному исполнению музыкальных произведений, активному взаимодействию с музыкой.

Что же необходимо для правильного восприятия музыки и выработки у ребенка художественного вкуса?

Музыкальные способности детей и их развитие

Музыкальные способности детского возраста чаще всего рассматриваются как самостоятельный компонент одаренности, позволяющий ребенку эффективно развивать в себе музыкальные навыки и осуществлять соответствующую деятельность. Кроме того, музыкальность позволяет адекватно воспринимать и переживать произведение, распознавать ее и т.д.

Чувство ритма развивается на музыкальных занятиях

Также, музыкальные способности включают в себя три базовых компонента:

  1. Ладовое чувство – умение распознавать ладовые функции отдельных звуков.
  2. Слуховое представление мелодии.
  3. Чувство ритма. Способность в движении переживать воспроизводимую музыку.

Немаловажную роль теория и методика музыкального развития и воспитания детей отводит

  • Способность к эмоциональному отклику на музыку.
  • Музыкальная память.
  • Музыкальное мышление.
  • Способность различать мелодический, гармонический, тембровый компонент музыки.

Таким образом, музыкальные способности позволяют ребенку не только создавать развивать навыки игры на том или ином музыкальном инструменте, но также переживать музыкальные произведения и создавать собственные.

Музыкальные способности — определение

От чего зависят музыкальные способности детского возраста и что необходимо делать для того, чтобы развивать?

Для начала рассмотрим, как именно музыкальность может дать знать о себе в самом раннем возрасте. Ребенок, отличающийся этим качеством:

  • Демонстрирует музыкальную впечатлительность, эмоционально реагируя на звучащие произведения
  • Пытается сосредоточиться под музыку или совершать под нее определенные движения
  • Испытывает потребность в музыке
  • Имеет определенные музыкальные предпочтения (это может касаться тех или иных жанров, стилей, действий и т.д. и детского вкуса в целом)

Учитывая то, что заметить эти навыки удается чаще всего к третьему году жизни ребенка, именно это время идеально для развития музыкальных способностей и навыков.

Музыкальная одаренность — определение

С чего следует начать? Попробуем проследить основные линии музыкального развития ребенка от рождения примерно до семи лет.

Примерно до года ребенок только учится воспринимать музыкальные произведения на слух. Уже в полгода он активно реагирует на звук, старается определить его источник, распознает такие его характеристики, как громкость, интонация и т.д. У него начинает наблюдаться комплекс оживление или, напротив, он успокаивается под музыку, а иногда засыпает.

На втором году ребенок уже очень живо реагирует на музыку, улавливая ее настроение и эмоциональный окрас. У него начинают прослеживаться двигательные реакции на музыку: движения в такт и т.д.

Прослушивание музыки можно начинать с года

В три года лучше всего начать развитие у ребенка как общих, так и специальных способностей. Для этого его нужно вовлекать не только в прослушивание, но и исполнение музыки для того, чтобы он мог запоминать простейшие ритмы, мелодии.

В четыре года нужно позаботиться о том, чтобы в памяти ребенка уже был определенный багаж музыкальных образов. Желательно, чтобы он уже умел различать на слух различные музыкальные инструменты, сопоставлять мелодии по таким параметрам, как громкость, скорость и т.д.

К пятому году ребенок уже хорошо понимает характер музыки и ее эмоциональный окрас. Его мелкая моторика развития уже достаточно хорошо для того, чтобы ребенок уже мог позволить себе игру на простейших музыкальных инструментах. А голос приобретает необходимую подвижность для звукоподражания и пения.

Развитие способностей на музыкальных занятиях

К семи годам ребенок уже может самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, указывая его ключевые отличительные признаки. Он воспринимает произведение целостно, используя достаточно развитый художественный вкус.

Задачи музыкального воспитания

  1. Развитие интереса к музыке и потребности в ней при помощи стимулирования музыкального слуха, восприимчивости, художественного вкуса.
  2. Расширение музыкального кругозора ребенка, приобщение его к различным музыкальным стилям и жанрам.

  3. Обогащение понятийного аппарата ребенка при помощи элементарных музыкальных знаний и представлений.
  4. Развитие навыков детского эмоционального восприятия музыкальных произведений.
  5. Развитие созидательной музыкальной деятельности (к ним относится игра на музыкальных инструментах, петь простые вокальные произведения, танцевать).

Обучение игре на музыкальных инструментах надо осуществлять только по желанию ребенка

Основные методы музыкального воспитания

  • Наглядно-слуховой метод –прослушивание музыкального произведения с целью его всестороннего анализа посредством мышления, эмоций, чувств и т.д.
  • Словесный метод – пояснения, указания, предоставляемые родителем, педагогом либо другим лицом в процессе обучения.

  • Художественно-практический – предполагает не только восприятие, но и активное отражение музыкальных произведений при помощи пения, танца или игре на музыкальных инструментах.

Еще одна классификация методов музыкального воспитания подразделяет их в зависимости от активности сторон в его процессе:

  1. Метод прямого воздействия предполагает наличие четко определенного образца, воспроизвести который ребенок должен соблюдая все инструкции, которые ему дает взрослый. Это может быть прослушивание произведение, его проигрывание на музыкальном инструменте, пение фрагмента песни.
  2. Метод проблемного обучения стимулирует ребенка на поиск самостоятельных решений, задействуя свои творческие способности и навыки.

Методы музыкального воспитания — перечисление

Выбор метода музыкального воспитания зависит, главным образом, от индивидуально-психологических особенностей ребенка, к которым относятся возраст, особенности интеллектуального развития, его опыта музыкальной деятельности.

Для достижения наилучшего результата лучше всего сочетать в работе различные методы музыкального воспитания и развития дошкольников.

Для того, чтобы музыкальное произведение наилучшим образом способствовало развитию ребенка, важно подбирать его с учетом следующих его особенностей. Оно должно:

  • Строиться на гуманных идеях и пробуждать в ребенке только позитивные чувства.
  • Иметь высокую художественную ценность.
  • Быть насыщенным эмоциями, а также занимательными и мелодичными.
  • Быть доступными для детского восприятия и понятными ребенку.

Принципы музыкального воспитания детей

Развивающие методики музыкального воспитания детей-дошкольников утверждают, что для полноценного развития ребенка в творческом плане необходимы

  • комплексный подход, выражающийся в стремлении решить одновременно несколько задач воспитания;
  • постепенность;
  • повторность;
  • систематичность;
  • учет особенностей детского развития.

Виды музыкальной деятельности, используемые для воспитания и развитии ребенка

Прослушивание музыкальных произведений – пожалуй, самая простая форма развития ребенка, доступная ему с первых дней жизни.

Прослушивание произведений различных жанров стилей позволяет существенно разнообразить кругозор ребенка, а также выработать у него основы художественного вкуса, приучая к по-настоящему качественному исполнению, звучанию музыки и т.д.

Ребенок привыкает избирательно относиться к искусству, тщательно «фильтруя» все, что на него воздействует.

Расширение музыкального кругозора на концерте

Конечно же, навык активного слушания музыки, позволяющий не только воспринимать произведение на слух, но определенным образом анализировать, вырабатывается у детей далеко не сразу.

Но именно оно ляжет в основу его способности ориентироваться в многообразии произведений и использовать музыку как сильнейший инструмент личностного развития и роста.

Творческая исполнительская деятельность. Когда ребенок уже имеет опыт активного восприятия музыкальных произведений и необходимый объем знаний, он может перейти непосредственно к исполнению музыки.

Начиная с простейших ритмических рисунков, он со временем начинает не только исполнять произведения по образцу, но создавать что-то качественно новое.

К творческой исполнительской деятельности также относятся пение (индивидуальное и хоровое), танец.

Рекомендации родителям по музыкальному воспитанию детей

Учитывая то, музыкальные способности детского возраста входят в число общих способностей человека, развитие музыкальности невозможно без общего всестороннего развития ребенка.

Именно поэтому включение ребенка в интеллектуальную деятельность чаще всего становится тем самым «пусковым механизмом», дающим начало музыкальному развитию ребенка.

Кроме того, подобный подход обеспечит наиболее правильное и целостное развитие ребенка.

Одной из важнейшей ступеней в музыкальном воспитании ребенка является выработка у него субъективного отношения к музыке. Поэтому исключительно важно поощрять его активно рефлексировать, обеспечивать тот или иной эмоциональный отклик на произведение, высказывать свою точку зрения относительно него.

Развивая музыкальные способности, возможно вы вырастите нового гения

Очень важно не перегружать ребенка музыкальными произведениями. Важно помнить о том, что каждое из них уникально и потому требует не просто прослушивания, но глубокого переживания, осмысливания и оценки.

Музыкальное воспитание должно осуществляться с максимальным учетом индивидуально-психологических особенностей детского возраста в целом и каждого ребенка (в том числе, темпа, интенсивности и т.д.). Ни в коем случае не стоит торопить его: важен не столько процесс, сколько результат, позволяющий приобщить ребенка к музыке и добиться позитивных изменений в его личности.

Как и в любой другой деятельности, исключительно важно мотивировать ребенка на успех и помогать ему поверить в себя.

Источник: https://detki.guru/vospitanie/teoriya-muzykalnogo-vospitaniya.html

ovdmitjb

Add comment