Задание №16 ЕГЭ по литературе
Статьи
Среднее общее образование
Литература
Предлагаем вашему вниманию разбор 16 задания по литературе к ЕГЭ 2019 с ми
03 октября 2018
Помните: указание на объём условно, оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый можно достаточно полно ответить в меньшем объёме).
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий), не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.
Выполняя задание 16, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит исходный текст), укажите названия произведений и фамилии авторов исопоставьте произведения с предложенным текстом в заданномнаправлении анализа.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
Задание 16
В каких произведениях русских поэтов звучит тема Родины и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением А. А. Блока «Россия»?
Ответ на данный вопрос целесообразно начать с небольшого вступления, обобщив имеющие представления о раскрытии данной теме в русской лирике.
Старайтесь оперировать литературоведческими терминами.
Требования к выполнению задания 16
- Названо первое произведение, и указан его автор, произведение сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, авторская позиция не искажена (2 балла).
- Названо второе произведение, и указан его автор, произведение сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, авторская позиция не искажена (2 балла).
- Для аргументации тексты двух выбранных произведений привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.
, фактические ошибки отсутствуют (4 балла).
- Отсутствуют логические, речевые ошибки (2 балла).
Максимальная оценка – 10 баллов.
Примерный образец сочинения
Вступление:
«Тема Родины раскрывается в творчестве многих поэтов: Тютчева, Лермонтова, Пушкина, Есенина. В своих стихотворениях русские лирики выразили самое главное– любовь к России.
Этим чувством проникнуто описание морозного зимнего утра у Пушкина.
Отчаянную тоску по родине слышим мы в прощальных строчках стихотворения Лермонтова «Прощай, немытая Россия!» Влюбляемся в страну березового ситца, читая стихотворения Есенина о родном крае».
Далее переходим к сопоставлению стихотворений. На примере одного стихотворения можно выявить сходства, на примере другого стихотворения – различия.
Необходимо выбрать направление анализа и проследить проявление сходных и отличительных признаков на разных уровнях: от идейного звучания до языкового оформления.
В стихотворении Тютчева «Умом Россию не понять» также, как и в стихотворении Блока, утверждается вера в Россию, страну загадочную и непонятную. По мнению Тютчева, этому есть объяснение:
Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить
У ней особенная стать
Совсем иначе тема родной страны раскрывается в творчестве Лермонтова. «Люблю Россию я, но странною любовью», – так он начинает стихотворение «Родина».
В этом произведении поэт пытается понять природу своих патриотических чувств. Он подходит к этому рационалистически, заявляя: «Не победит её рассудок мой». По мнению Лермонтова, «умом любить Россию нельзя». Однако нельзя сказать, как он сам к этому относится.
Интересно, что Тютчев пишем о том же самом, но именно это вызывает его восхищение Россией (умом Россию не понять). А эмоциональное состояние Лермонтова спокойное, даже нейтральное. В стихотворении встречается только одно восклицательное предложение (первое).
(Для сравнения: Стихотворение Блока более эмоционально: три строфы заканчиваются восклицательными знаками, в конце оставшихся трёх строф – многоточие, что свидетельствует либо о задумчивости, либо о душевном волнении) Лермонтов занимает позицию стороннего наблюдателя и в результате делает следующее признание: «Но я люблю, за что не знаю сам».
Главное отличие стихотворение «Родина» от стихотворения Блока «Россия» в следующем: Лермонтов пытается спокойно разобраться в своих собственных чувствах к родной стране, а патриотические чувства Блока утверждают в читателе светлое чувство веры в Россию.
Таким образом, тема Родины звучит в русской поэзии по-разному в зависимости от того, что каждый поэт вкладывает в слово «Россия».
Источник: https://rosuchebnik.ru/material/ege-po-literature-zadanie-16/
Егэ по литературе: как написать хорошее сочинение и осилить все тексты
Выпускники часто говорят, что ЕГЭ по литературе — один из самых сложных. И поэтому нужно хорошо знать все изменения, критерии оценивания и задания. Как готовиться к экзамену по литературе и на что обратить внимание, рассказывает Даниил Ляхович, учитель литературы и автор телеграм-канала «Неиностранный русский».
Привет, учитель! Рассылка
Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию
Порядок проведения экзамена по литературе в этом году не изменился: на всю работу отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Максимальный первичный балл — 42. Количество заданий осталось прежним — их 17. Но в структуре самого задания № 17 кое-что изменилось: появилась четвёртая тема сочинения. Она свободная, то есть не привязана к конкретному тексту и автору.
Немного изменились критерии экзамена: формулировки критериев оценки задания № 17 упростили, чтобы все мы, и учителя, и выпускники, лучше понимали, что от нас хотят. Объединили критерии и баллы по заданиям № 8, 15 и 9 и 16. И это разумно: задания одного типа, но в первом случае нужно проанализировать отрывок эпического/лироэпического/драматического произведения, а во втором — стихотворение.
Придётся сразу расстроить тех, кто решил подготовиться к ЕГЭ по литературе за полгода или меньше. Это нереально. Во-первых, очень много текстов в кодификаторе, а во-вторых, часто выпускники слабо владеют приёмами анализа художественного текста и терминологией. Поэтому готовиться лучше как минимум за год, а лучше — за два.
Как готовиться к тестовым заданиям
Тестовые задания в ЕГЭ по литературе — с № 1 по 7 и с № 10 по 14.
В них проверяют:
- знание родов и жанров литературы (задания 1, 7, 10);
- знание литературных направлений;
- знание текста произведения (задание 4);
- знание средств художественной выразительности (задания 2-3, 5-6, 11-13);
- умение определять размер и тип рифмы в стихотворении (задание 14).
Разобраться с теорией литературы поможет словарь литературоведческих терминов на сайте «Текстология». Ещё очень рекомендую пособие «Литература в таблицах и схемах» Титаренко. В нём все произведения школьной программы, перечисленные в кодификаторе, подробно и в то же время ёмко разобраны в виде схем. Там же есть большой блок литературных терминах.
Кроме того, можно использовать универсальный справочник ЕГЭ по литературе под редакцией Скубачевской и пособия Сергея Зинина. Там можно найти разборы текстов и примеры заданий к каждому пункту кодификатора. И обязательно книгу Елены Михайловой «Алгоритм написания сочинения: ЕГЭ по литературе-2018».
Пример: Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом во второй строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
- гипербола
- инверсия
- ирония
- повтор
- сравнение
Чтобы справиться с этим заданием, нужно чётко знать, что означает каждое из понятий и как оно используется в художественном тексте. Полезно выписывать краткие пояснения терминов с примерами из художественных текстов. И лучше бы примеры были не скучными и затёртыми до дыр вроде «лёд как сталь» или «деревья, как всадники, съехались в нашем саду».
Почему важно знать критерии оценки
Очень просто: критерии оценки заданий со свободным ответом (№ 8-9, № 15, 16 и 17) — это алгоритм, которым будет пользоваться эксперт при проверке вашей работы. Эти критерии можно найти на сайте ФИПИ и в любом сборнике по подготовке к ЕГЭ.
Возьмём в качестве примера задание № 17. В нём пять критериев:
- полнота раскрытия темы;
- привлечения текста произведения для аргументации;
- владение литературоведческими терминами;
- композиция и логика текста;
- речевые нормы.
Проще говоря, ваше сочинение должно соответствовать заявленной теме, рассуждения нужно подтверждать ссылками на текст произведения (цитировать необязательно).
Для анализа неплохо бы использовать терминологию (необязательно сложную: слова типа «роман», «персонаж», «автор», «психологизм» вполне подойдут).
Наконец, в тексте должна быть логика и последовательность мыслей и минимум речевых ошибок.
Как готовиться к мини-сочинениям и какие примеры приводить
В заданиях № 8, 9 и 15, 16 нужно дать прямой ответ на вопрос, связанный с анализом фрагмента художественного произведения. Самое главное здесь — научиться анализировать фрагменты текстов. Внимательно читайте и сами вопросы, и фрагмент. Подчёркивайте ручкой те слова и эпизоды, которые помогут ответить на вопрос.
Например, если вас спрашивают, «Как в данном эпизоде „Отцов и детей“ намечается основной конфликт произведения», то вспомните, в чём вообще конфликт романа Тургенева, а потом приведите примеры из приведённого фрагмента.
Немного по-другому это работает с лирикой: если вам нужно написать, каким предстаёт лирический герой в стихотворении Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…», то тут нужно для начала вспомнить особенности лирики Лермонтова и основные её мотивы. Оптимально если все тезисы, которые вы заявите в начале, будут подтверждены ссылками на текст.
В заданиях № 9 и 16 нужно сравнить предлагаемый фрагмент с другими произведениями школьного курса, которые перекликаются тематически. Причём привести нужно два разных текста, желательно разных авторов, с объяснением каждого из них. Тут очень важно чётко понимать формулировку задания, особенно если речь о лирике.
Приводить поэму «Мцыри» как иллюстрацию темы одиночества, если вас спрашивают о стихотворениях, — неразумно, всё равно не засчитают. Потому что поэма — лироэпический жанр. Старайтесь приводить только те тексты, которые вам знакомы и которые входят в школьный курс. Не забывайте объяснить, почему вы берёте именно это стихотворение или роман.
Напишите, в чём произведения похожи, а в чём — нет (если это требуется в задании).
Как написать хорошее сочинение
Задание № 17 — это классическое литературное сочинение. Объём работы — не менее 200 слов. Важно, чтобы сочинение было:
1. Чётко выстроенным. Введение с набором тезисов по теме, основная часть с развёрнутыми рассуждениями и доказательствами из текста, заключение с понятными выводами.
2. Аргументированным. Нужно привести три-пять аргументов со ссылками на текст произведения. Ссылки необязательно могут быть цитатами, можно пересказать фрагмент, эпизод, привести мнение самого автора о своём тексте. Если пишете сочинение по лирике — проанализируйте не менее трёх стихотворений, иначе потеряете баллы.
3. Соответствующим авторской позиции. Авторская позиция в ЕГЭ по литературе — совсем не то же самое, что в ЕГЭ по русскому языку.
Здесь имеется в виду понимание замысла текста, его основных мотивов, отношения автора к своему тексту.
Например, если вы пишете, что Горький даёт ночлежникам выход со «дна», то это не совсем так, ведь в конце многие герои либо гибнут, либо пропадают, что само по себе — сомнительный выход.
4. Грамотно написанным (старайтесь следить за качеством речи). По моим наблюдениям, речевые ошибки — бич современных выпускников. Лучше перепроверьте используемые слова в словаре на «Грамоте.
ру» или «Яндекс словарях». Подойдёт и Большой толковый словарь. Старайтесь не только написать как можно больше работ, но и редактировать их — полезный навык.
Стоит почитать книгу «Пиши и Сокращай» Максима Ильяхова.
Список текстов огромный, а времени мало — как всё успеть?
Я рекомендую составить оптимальный график чтения текстов. Для начала полезно распечатать кодификатор и повесить его над рабочим столом, отметить в нём те произведения, которые вы хорошо знаете и можете о них свободно порассуждать. Написать по ним сочинения, чтобы убедиться в правильности своих выводов и трезвости восприятия.
Затем все оставшиеся тексты разделить на прозу/драматургию и лирику. Читать их разными списками и в разном темпе. Рекомендую двигаться по списку по методу «от малого к большому». Прочтите и проанализируйте сначала рассказы Чехова, Бунина, Солженицына, Горького, а потом уже переходите к романам. Так вы научитесь анализировать небольшие тексты, чтобы потом осилить «Войну и мир».
Параллельно с этим не забывайте читать качественные (а не с сайтов типа «Литра.ру») разборы произведений. Например, двухтомник «Русская литература XIX–XX веков» Бугрова и Голубкова, справочники Скубачевской и Елены Титаренко.
Что касается лирики, советую разбирать авторов по отдельности, читать стихи медленно, а не по 20-30 в день. Причём у каждого автора есть стихи о любви, природе, обществе, философские размышления.
Разбейте стихи на эти группы (подойдёт и классификация по видам лирики: пейзажная, любовная, гражданская, философская). Составьте краткие конспекты к каждой из групп, где перечислите конкретные стихотворения, основные образы и их значение и мотивы.
Так огромный блок лирики, поначалу пугающий и страшный, точно отложится у вас в голове.
Если времени совсем мало, смотрите качественные экранизации больших произведений, параллельно сверяясь с письменным текстом произведения. Но и в этом случае не забывайте обращаться к разбору текстов.
Источник: https://mel.fm/kak-sdat/8623947-ege_literature
Темы по литературе в ЕГЭ 2018 года
ЕГЭ по литературе в 2018 году является предметом по выбору.
Далеко не каждый выпускник выбирает этот экзамен — в основном, только те ребята, которые в дальнейшем хотят связать свою жизнь с филологией, лингвистикой, журналистикой и другими гуманитарными науками, где требуется знание литературы.
Сложность этого экзамена обусловлена тем, что учащемуся нужно прочитать большое количество произведений русской литературы, как лирических (поэтических), так и прозаических.
Отнюдь не все ребята успевают освоить такой объем информации за год, так как осмысленное прочтение больших романов отнимает крайне много времени.
Поэтому, чтобы успешно сдать ЕГЭ по литературе в 11 классе, необходимо своевременно начать подготовку – желательно не за год, а как минимум с 10 класса, при этом регулярно обращаясь к теоретической базе и возвращаясь к уже ранее прочитанным произведениям.
Именно по этой причине целесообразней записаться на курсы по подготовке к ЕГЭ по литературе к нашим специалистам. В нашем УЦ «Годограф» мы практикуем индивидуальные и коллективные занятия по 3-4 человека, предоставляем скидки на обучение. Наши ученики в среднем набирают на 30 баллов больше!
Также вы можете записаться на курсы повторения школьных предметов. Мы разработали стратегию подготовки, при которой ученики не забывают материал на самом ЕГЭ и не теряются при виде новой формулировки вопроса.
Давайте подробнее рассмотрим, что же представляет собой ЕГЭ по литературе в 2018 году.
Структура ЕГЭ по литературе
Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей и включает в себя 17 заданий. Часть 1 включает в себя два блока заданий. Первый блок заданий относится к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения: семь заданий с кратким ответом (1–7) и два задания с развёрнутым ответом в объёме 5–10 предложений (8, 9).
Второй блок заданий относится к анализу лирического произведения: пять заданий с кратким ответом (10–14) и два задания с развёрнутым ответом в объёме 5–10 предложений (15, 16). Ответы к заданиям 1–7 и 10–14 записываются либо в виде слова, либо словосочетания, либо последовательности цифр. Ответ необходимо записывать без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Часть 2 включает в себя 3 задания (17.1–17.3), из которых нужно выбрать только одно и дать на него развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения на литературную тему объёмом не менее 200 слов.
На выполнение всей работы отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Рекомендуется не более 2 часов отвести на выполнение заданий части 1, а остальное время – на выполнение задания части 2.
Демонстрационный вариант ЕГЭ по литературе
Демонстрационный вариант позволяет ознакомиться со структурой экзамена и примерной формулировкой заданий. Помимо этого в демоверсии представлены критерии оценивания — без них трудно понять, как именно писать сочинения в обеих частях экзаменационной работы. Вы можете также посмотреть разные варианты в сборниках подготовки, различных пособиях, а также на сайтах ФИПИ, «Решу ЕГЭ».
Темы по литературе ЕГЭ 2018 года
Перечень тем по истории и теории литературы, а также список произведений, знание которых будет проверяться на экзамене, представлены в кодификаторе ЕГЭ по литературе 2018, который опубликован на сайте ФИПИ.
Туда включены основные произведения русской литературы из школьной программы, начиная с древнерусской литературы и заканчивая литературой второй половины XX века. Обращаем ваше внимание, что ЕГЭ по литературе включает в себя только РУССКУЮ литературу, а не зарубежную.
И выполняя задания на сопоставление произведений, вам также необходимо брать примеры из РУССКОЙ литературы.
Очень многие задаются вопросом: можно ли заранее узнать точные формулировки тем сочинений, которые будут в экзаменационной работе? К сожалению, нет, эта информация не разглашается, и темы сочинений учащиеся получают лишь в день сдачи экзамена. Остается лишь смотреть и решать типовые варианты и задания прошлых лет, чтобы составить представление о возможных темах.
Возможные темы ЕГЭ по литературе 2018 задание 8
* Кто из героев одерживает победу в данном «поединке»? (Свой ответ обоснуйте.)
* Как высказывания и поведение героев в данном фрагменте помогают понять сущ-ность их характеров?
* Почему описанную во фрагменте сцену можно назвать трагикомической?
* Как проявляется во фрагменте авторское отношение к семье Мармеладовых?
* Какие черты некрасовских женщин воплотились в образе героини-рассказчицы?
Примерные темы ЕГЭ по литературе 2018 задание 9
* В каких произведениях русских писателей изображены быт и нравы обывателей и в чём эти произведения созвучны чеховскому «Ионычу»?
* В каких произведениях русской литературы показаны взаимоотношения властных и подначальных и в чём эти произведения могут быть сопоставлены с пьесой А. Н. Островского «Гроза»?
* В каких произведениях русской литературы изображены картины крестьянской жизни и в чём эти произведения могут быть сопоставлены с «Обломовым»?
* В каких произведениях русской литературы изображены яркие женские характеры и в чём их можно сопоставить с характером некрасовской героини?
Темы ЕГЭ по литературе задание 15
* Как различные поэтические приемы помогают автору передать чувства, охватив-шие лирического героя?
* Как слова «не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать» соотносятся с общим содержанием беседы поэта и книгопродавца?
* Какую роль в раскрытии главной мысли стихотворения играет образ дождя?
* Как финальные строки содержательно соотносятся с основной частью стихотворения?
Примерные темы ЕГЭ по литературе 2018 задание 16
* В чем особенность изображения чувств человека в лирике Ф. И. Тютчева и каких русских поэтов можно назвать его последователями?
* В чем особенности поэтического решения темы любви Фетом и в каких стихотво-рениях русских поэтов встречаются те же особенности?
* В каких стихотворениях отечественных авторов звучит тема поэтического творчества и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением В.А. Кострова?
* В каких произведениях отечественной любовной лирики присутствуют картины природы и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением А. А. Тарковского?
Возможные темы ЕГЭ по литературе 2018 задание 17
* Что внутренне объединяет «отцов города» и помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»?
* Как в драме А. Н. Островского «Гроза» перекликаются тема любви и тема совести?
* Каким образом финал поэмы А. А. Блока «Двенадцать» связан с её основным содержанием?
* В чём своеобразие звучания патриотической темы в лирике М. Ю. Лермонтова?
* Какова роль эпилога в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»?
* Как в прозе И. А. Бунина раскрывается тема земного и вечного?
Тесты ЕГЭ по литературе
В типовых заданиях ЕГЭ по литературе, т.е. в заданиях с кратким ответом от учащегося может потребоваться следующее:
* указать литературное течение/направление, в рамках которого написано приведенное произведение (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм, символизм, акмеизм, футуризм, постмодернизм), или же его жанр (роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма);
* продемонстрировать владение теоретико-литературными понятиями и терминами;
* проявить знание художественных средств и приёмов (риторический вопрос, восклицание, афоризм, инверсия, повтор, анафора, сравнение, эпитет, метафора, олицетворение, метонимия, гипербола, аллегория, оксюморон, звукопись: аллитерация, ассонанс);
* применить знание системы силлабо-тонического стихосложения (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест);
* продемонстрировать владение фактами из истории литературы;
* показать знание содержания произведения, его героев и их характеристик, основной сюжетной линии, а также других произведений литературы в рамках данного творческого метода.
Это не исчерпывающий список примерных заданий, однако ориентироваться на него можно и нужно.
Итак, ознакомившись со структурой экзамена по литературе, можете смело решать – сдавать или не сдавать ЕГЭ по литературе в 2018 году. Самый главный совет: читайте больше, пишите сочинения, тренируйтесь и у вас получится решить ЕГЭ по литературе 2018 без труда!
Источник: https://godege.ru/blog/literatura/temyi-po-literature-v-ege-2017.html
Егэ по литературе: как осилить все тексты, понять лирику и написать хорошее сочинение
Подробная инструкция для выпускников
Выпускники часто говорят, что ЕГЭ по литературе — один из самых сложных. И поэтому нужно хорошо знать все изменения, критерии оценивания и задания. Как готовиться к экзамену по литературе и на что обратить внимание, рассказывает Даниил Ляхович, учитель литературы и автор телеграм-канала «Неиностранный русский».
Порядок проведения экзамена по литературе в этом году не изменился: на всю работу отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Максимальный первичный балл — 42. Количество заданий осталось прежним — их 17. Но в структуре самого задания № 17 кое-что изменилось: появилась четвёртая тема сочинения. Она свободная, то есть не привязана к конкретному тексту и автору.
Немного изменились критерии экзамена: формулировки критериев оценки задания № 17 упростили, чтобы все мы, и учителя, и выпускники, лучше понимали, что от нас хотят. Объединили критерии и баллы по заданиям № 8, 15 и 9 и 16. И это разумно: задания одного типа, но в первом случае нужно проанализировать отрывок эпического/лироэпического/драматического произведения, а во втором — стихотворение.
Придётся сразу расстроить тех, кто решил подготовиться к ЕГЭ по литературе за полгода или меньше. Это нереально. Во-первых, очень много текстов в кодификаторе, а во-вторых, часто выпускники слабо владеют приёмами анализа художественного текста и терминологией. Поэтому готовиться лучше как минимум за год, а лучше — за два.
Как готовиться к тестовым заданиям
Тестовые задания в ЕГЭ по литературе — с № 1 по 7 и с № 10 по 14.
В них проверяют:
- знание родов и жанров литературы (задания 1, 7, 10);
- знание литературных направлений;
- знание текста произведения (задание 4);
- знание средств художественной выразительности (задания 2-3, 5-6, 11-13);
- умение определять размер и тип рифмы в стихотворении (задание 14).
Разобраться с теорией литературы поможет словарь литературоведческих терминов на сайте «Текстология». Ещё очень рекомендую пособие «Литература в таблицах и схемах» Титаренко. В нём все произведения школьной программы, перечисленные в кодификаторе, подробно и в то же время ёмко разобраны в виде схем. Там же есть большой блок литературных терминах.
Кроме того, можно использовать универсальный справочник ЕГЭ по литературе под редакцией Скубачевской и пособия Сергея Зинина. Там можно найти разборы текстов и примеры заданий к каждому пункту кодификатора. И обязательно книгу Елены Михайловой «Алгоритм написания сочинения: ЕГЭ по литературе-2018».
Пример: Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом во второй строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
- гипербола
- инверсия
- ирония
- повтор
- сравнение
Чтобы справиться с этим заданием, нужно чётко знать, что означает каждое из понятий и как оно используется в художественном тексте. Полезно выписывать краткие пояснения терминов с примерами из художественных текстов. И лучше бы примеры были не скучными и затёртыми до дыр вроде «лёд как сталь» или «деревья, как всадники, съехались в нашем саду».
Почему важно знать критерии оценки
Очень просто: критерии оценки заданий со свободным ответом (№ 8-9, № 15, 16 и 17) — это алгоритм, которым будет пользоваться эксперт при проверке вашей работы. Эти критерии можно найти на сайте ФИПИ и в любом сборнике по подготовке к ЕГЭ.
Возьмём в качестве примера задание № 17. В нём пять критериев:
- полнота раскрытия темы;
- привлечения текста произведения для аргументации;
- владение литературоведческими терминами;
- композиция и логика текста;
- речевые нормы.
Проще говоря, ваше сочинение должно соответствовать заявленной теме, рассуждения нужно подтверждать ссылками на текст произведения (цитировать необязательно).
Для анализа неплохо бы использовать терминологию (необязательно сложную: слова типа «роман», «персонаж», «автор», «психологизм» вполне подойдут).
Наконец, в тексте должна быть логика и последовательность мыслей и минимум речевых ошибок.
Как готовиться к мини-сочинениям и какие примеры приводить
В заданиях № 8, 9 и 15, 16 нужно дать прямой ответ на вопрос, связанный с анализом фрагмента художественного произведения. Самое главное здесь — научиться анализировать фрагменты текстов. Внимательно читайте и сами вопросы, и фрагмент. Подчёркивайте ручкой те слова и эпизоды, которые помогут ответить на вопрос.
Например, если вас спрашивают, «Как в данном эпизоде „Отцов и детей“ намечается основной конфликт произведения», то вспомните, в чём вообще конфликт романа Тургенева, а потом приведите примеры из приведённого фрагмента.
Немного по-другому это работает с лирикой: если вам нужно написать, каким предстаёт лирический герой в стихотворении Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…», то тут нужно для начала вспомнить особенности лирики Лермонтова и основные её мотивы. Оптимально если все тезисы, которые вы заявите в начале, будут подтверждены ссылками на текст.
В заданиях № 9 и 16 нужно сравнить предлагаемый фрагмент с другими произведениями школьного курса, которые перекликаются тематически. Причём привести нужно два разных текста, желательно разных авторов, с объяснением каждого из них. Тут очень важно чётко понимать формулировку задания, особенно если речь о лирике.
Приводить поэму «Мцыри» как иллюстрацию темы одиночества, если вас спрашивают о стихотворениях, — неразумно, всё равно не засчитают. Потому что поэма — лироэпический жанр. Старайтесь приводить только те тексты, которые вам знакомы и которые входят в школьный курс. Не забывайте объяснить, почему вы берёте именно это стихотворение или роман.
Напишите, в чём произведения похожи, а в чём — нет (если это требуется в задании).
Как написать хорошее сочинение
Задание № 17 — это классическое литературное сочинение. Объём работы — не менее 200 слов. Важно, чтобы сочинение было:
1. Чётко выстроенным. Введение с набором тезисов по теме, основная часть с развёрнутыми рассуждениями и доказательствами из текста, заключение с понятными выводами.
2. Аргументированным. Нужно привести три-пять аргументов со ссылками на текст произведения. Ссылки необязательно могут быть цитатами, можно пересказать фрагмент, эпизод, привести мнение самого автора о своём тексте. Если пишете сочинение по лирике — проанализируйте не менее трёх стихотворений, иначе потеряете баллы.
3. Соответствующим авторской позиции. Авторская позиция в ЕГЭ по литературе — совсем не то же самое, что в ЕГЭ по русскому языку.
Здесь имеется в виду понимание замысла текста, его основных мотивов, отношения автора к своему тексту.
Например, если вы пишете, что Горький даёт ночлежникам выход со «дна», то это не совсем так, ведь в конце многие герои либо гибнут, либо пропадают, что само по себе — сомнительный выход.
4. Грамотно написанным (старайтесь следить за качеством речи). По моим наблюдениям, речевые ошибки — бич современных выпускников. Лучше перепроверьте используемые слова в словаре на «Грамоте.
ру» или «Яндекс словарях». Подойдёт и Большой толковый словарь. Старайтесь не только написать как можно больше работ, но и редактировать их — полезный навык.
Стоит почитать книгу «Пиши и Сокращай» Максима Ильяхова.
Список текстов огромный, а времени мало — как всё успеть?
Я рекомендую составить оптимальный график чтения текстов. Для начала полезно распечатать кодификатор и повесить его над рабочим столом, отметить в нём те произведения, которые вы хорошо знаете и можете о них свободно порассуждать. Написать по ним сочинения, чтобы убедиться в правильности своих выводов и трезвости восприятия.
Затем все оставшиеся тексты разделить на прозу/драматургию и лирику. Читать их разными списками и в разном темпе. Рекомендую двигаться по списку по методу «от малого к большому». Прочтите и проанализируйте сначала рассказы Чехова, Бунина, Солежницына, Горького, а потом уже переходите к романам. Так вы научитесь анализировать небольшие тексты, чтобы потом осилить «Войну и мир».
Параллельно с этим не забывайте читать качественные (а не с сайтов типа «Литра.ру») разборы произведений. Например, двухтомник «Русская литература XIX–XX веков» Бугрова и Голубкова, справочники Скубачевской и Елены Титаренко.
Что касается лирики, советую разбирать авторов по отдельности, читать стихи медленно, а не по 20-30 в день. Причём у каждого автора есть стихи о любви, природе, обществе, философские размышления.
Разбейте стихи на эти группы (подойдёт и классификация по видам лирики: пейзажная, любовная, гражданская, философская). Составьте краткие конспекты к каждой из групп, где перечислите конкретные стихотворения, основные образы и их значение и мотивы.
Так огромный блок лирики, поначалу пугающий и страшный, точно отложится у вас в голове.
Если времени совсем мало, смотрите качественные экранизации больших произведений, параллельно сверяясь с письменным текстом произведения. Но и в этом случае не забывайте обращаться к разбору текстов.
Полезные ссылки
ВАМ МОГУТ ПОНРАВИТЬСЯ ЭТИ ТЕКСТЫ:
Всё самое полезное про ЕГЭ-2018: 116 сайтов, 7 приложений и разбор ошибок по предметам
Уравнения, параметры, неравенства: что нужно знать, чтобы точно сдать профильную математику
ЕГЭ или не ЕГЭ: в ежегодном кошмаре виноваты не только тесты
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a6886ac865165debe7d58e2/5ad870d77ddde84cc3bc9fe7
Персональный сайт – литература
«Слово о плъку Игоревѣ, Игоря сына Святъславля, внука Ольгова»
Теория: сюжет, особенности композиции, идейное содержание, образ автора.
Теория: 5 тестов в формате ЕГЭ.
СКАЧАТЬ здесь
Слово о полку Игореве.doc
Теория: смысл названия, система персонажей, отрицательные герои, положительные герои, учителя, особенности творческого метода, жанровое своеобразие.
Практика: 6 тестов в формате ЕГЭ.
СКАЧАТЬ здесь
Фонвизин.doc
Теория: литературное направление, жанр, размер, материалы к С3.
Практика: 3 теста в формате ЕГЭ.
СКАЧАТЬ здесь
Жуковский.doc
Теория: конфликт, герои пьесы, художественный метод, особенности жанра.
Практика: 11 тестов в формате ЕГЭ.
СКАЧАТЬ здесь
Грибоедов.doc
Теория:жанр, метод, сюжет, темы романа, система эпиграфов, особенность композиции.
Практика: 9 тестов в формате ЕГЭ.
СКАЧАТЬ здесь
A.С.Пушкин “Капитанская дочка”.doc
Поэма «Медный всадник» (1833)
Теория: жанр, композиция и сюжет, главные герои, конфликт.
Практика: 2 теста в формате ЕГЭ.
СКАЧАТЬ здесь
A.С.Пушкин “Медный всадник”.doc
Роман «Евгений Онегин»
Теория: жанр, онегинская строфа, композиция, главные герои, образ автора и стилистические особенности романа, роман как “энциклопедия русской жизни, композиционная роль лирических отступлений.
Практика: 6 тестов в формате ЕГЭ.
СКАЧАТЬ здесь
A.С.Пушкин “Евгений Онегин”.doc
Теория: композиция и сюжет, герои, конфликт в поэме, фольклорные элементы в поэме.
Практика: 2 теста
СКАЧАТЬ здесь
M.Ю.Лермонтов “Песня про купца Калашникова”.doc
Поэма «Мцыри» (1839)
Теория: жанр, предыстория поэмы, композиция и сюжет, конфликт, природа в поэме.
Практика: тест
СКАЧАТЬ здесь
М.Ю.Лермонтов “Мцыри”.doc
Роман «Герой нашего времени» (1840)
Теория: история создания, особенности композиции, фабула романа, Печорин глазами Максима Максимыча, Портрет Печорина глазами автора-повествователя, Максим Максимыч и Печорин, универсальная схема внутренних состояний Печорина, любовные треугольники, три эпизода испытания веры, художественный метод.
Практика: 12 тестов
СКАЧАТЬ здесь
M.Ю.Лермонтов “Герой нашего времени”.doc
Теория: история создания, жанр, особенности композиции, герои, смех в комедии, образ города.
Практика: 7 тестов
СКАЧАТЬ здесь
Н.В.Гоголь “Ревизор”.doc
Повесть “Шинель” (1842)
Теория: жанр, композиция, конфликт, отношение автора к герою, художественные средства организации повествования.
Практика: 6 тестов
СКАЧАТЬ здесь
Н.В.Гоголь “Шинель”.doc
Поэма “Мёртвые души”
Теория: история создания, жанровая специфика, эпическое и лирическое начало в поэме, сюжет и композиция, мотив дороги, образ Чичикова, образы помещиков.
Практика: 10 тестов
СКАЧАТЬ здесь
Н.В.Гоголь “Мёртвые души”.doc
Теория: история создания и постановки, русская критика о драме, символика названия, сюжет и композиция, система персонажей, главные герои.
Практика: 2 теста
СКАЧАТЬ здесь
А.Н.Островский “Гроза”.doc
Теория: конфликт, сюжет, нигилизм Базарова, динамика образа главного героя, восприятие критикой Базарова, система персонажей романа, двойники Базарова, женские образы.
Практика: 16 тестов
СКАЧАТЬ здесь
И.С.Тургенв “Отцы и дети”.doc
Теория: история создания, сюжет, композиция, тематика, проблематика, жанр романа, главные герои, женские образы.
Практика: 9 тестов
СКАЧАТЬ здесь
И.А.Гончаров “Обломов”.docx
Теория: история создания, о замысле поэмы, жанр, особенности композиции, формы развития сюжета, роль песен в поэме, характеристика отдельных персонажей, фольклорные элементы в поэме.
Практика: 3 теста
СКАЧАТЬ здесь
Н.А.Некрасов “Кому на Руси жить хорошо”.doc
Теория: сюжет, герои, средства художественной выразительности.
Практика: 2 теста
СКАЧАТЬ здесь
М.Е.Салтыков-Щедрин. Сказки.doc
Motiv_dorogi.doc
Мотив дуэли в произведениях отечественной классики 19 века.
Motiv_dujeli_v_proizvedeniyah_otechestvennoi_klassiki_XIX_v.doc
Тема греха и покаяния в русской литературе.
Tema_greha_i_pokayaniya_v_russkoi_literature.doc
Тема подвига и самопожертвования в русской литературе.
Tema_podviga_i_samopozhertvovaniya_v_russkoi_literature.doc
Тема чести в произведениях русских писателей XIX столетия.
Tema_chesti_v_proizvedeniyah_otechestvennoi_klassiki.doc
Фантаксические мотивы и образы в произведениях отечественной литературы.
Fantasticheskie_motivy_i_obrazy.doc
В задании С5 экзаменационной работы проверяется умение построить связное высказывание на одну из трех предложенных тем, сформулированных как проблемные вопросы.
В этой части работы у учащегося есть возможность выбрать один из трех вариантов задания: первый адресует к произведениям первой половины XIX века, второй – к произведениям второй половины XIX века, третий – к произведениям XX века.
Выполняем задание С5.doc
Проблемные вопросы в формате ЕГЭ (С 5) (по методическим рекомендациям Н.В. Беляевой)
Проблемные вопросы. С5.doc
Источник: http://inrus-lp.narod.ru/index/0-10
Разбор задания №16 ЕГЭ по литературе
В ходе выполнения шестнадцатого задания ЕГЭ по литературе ученику предстоит ответить на один вопрос, связанный с русской классической прозой. В отличие от прошлого задания, вопрос основан не только на приведенном стихотворении, а на сравнительном анализе его с другими произведениями отечественных поэтов.
В вопросе чаще всего требуется указать, какие авторы также обращались к теме указанного произведения, обосновать свой выбор и провести небольшое сравнение. Ответ должен состоять из 4-8 предложений; если у вас получается больше, и вы при этом не «льете воду» – можно писать больше.
Приветствуется цитирование отрывков стихотворений по памяти, но если его нет – баллы не снимаются.
Система оценок
За данное задание можно получить 4 балла. Критерии его проверки аналогичны с критериями оценивания к заданию 14:
4 балла ставят, если в ответе ученик опирается на позицию автора, упоминает не менее двух литературных произведений, приводя грамотные аргументы в объяснение их выбора и не допуская ни одной фактической ошибки. В случае, если выпускник приводит объяснения выбора не каждого произведения, либо допускает 1 фактическую ошибку, он получает 3 балла.
2 балла можно получить, если указать лишь одно произведение с обоснованием его выбора либо допустить 2 фактические ошибки. Если в ответе нет опоры на авторскую позицию, либо приведены 2 произведения, но без объяснения выбора, либо допущено 3 фактических ошибки – ставят 1 балл.
В 0 баллов оценивается ответ, не относящийся к теме вопроса, а также ответ, в котором допущено 4 и больше фактических ошибки.
Произведение, по которому задается вопрос, в экзаменационной работе соответствует произведению из задания №15, поэтому в разборе мы не дублируем тексты стихотворений.
Первый вариант задания
В каких произведениях русской поэзии содержится философское осмысление поэтом собственного бытия и в чём эти произведения можно сопоставить с пушкинской «Элегией»?
В философской лирике многих поэтов часто затрагиваются вечные проблемы бытия: проблема добра и зла, правды и лжи, смерти, вечности, человеческой жизни и ее смысла. Тема осмысления собственного бытия также является центральной в произведении А. С.
Пушкина «Элегия» – в нем говорится, что, несмотря на все тяжелые страдания и постоянные заботы, в жизни есть наслаждения и прекрасные мгновения. Лирический герой стихотворения принимает жизнь, невзирая на все ее сложности. Мотив переосмысления бытия звучит и в лирике С. А.
Есенина, например, в стихотворении «Мы теперь уходим понемногу».
Лирический герой, подобно пушкинскому в первой строфе «Элегии», думает о прожитых годах, чувствуя некоторую печаль, однако он все равно счастлив, что прожил эту жизнь: «И на этой на земле угрюмой счастлив тем, что я дышал и жил».
Второй вариант задания
В каких произведениях русских поэтов звучит любовная тема и в чём эти произведения созвучны стихотворению А. А. Фета?
Тема любви нередко встречается в стихотворениях русских классических поэтов. Особенно часто к ней обращались А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. А. Блок, С. А. Есенин. Любовь в их произведениях предстает как нечто, данное свыше и преобразующее человека.
Такую любовь можно встретить, например, в стихотворении А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье» или в произведении А. А. Блока «Незнакомка». Лирический герой стихотворения А.
Фета благодаря любви может чувствовать во всем прекрасное; так же возвышающе и очищающе любовь действует на героев А. С. Пушкина и А. А. Блока.
Третий вариант задания
В каких произведениях русских поэтов звучит тема творчества и в чём эти произведения созвучны стихотворению Д. С. Самойлова?
Тема поэта и поэтического творчества часто затрагивалась русскими поэтами разных времен: А. С. Пушкиным, А. А. Ахматовой, Б. Пастернаком, М. В. Цветаевой. Д. С. Самойлов считает, что стихи рождаются после потрясений и страданий. Также считает и А. А. Ахматова, в одном из своих произведений говоря:
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене…
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.
И А. А. Ахматова, и Д. С. Самойлов радуются своему дару и наслаждаются нелегким поэтическим трудом.
Источник: https://spadilo.ru/zadaniye-16-ege-po-literature/
Add comment