Kievuz

СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ

Социальная экология (стр. 1 из 3)

СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ

Реферат

по экологии

«Социальная экология»

Выполнила: студентка группы №14

Жестянкина Елена

Проверила: Галицкая Ольга Станиславовна

2009

1 Социальная экология

Социальная экология (или социоэкология) — комплекс научных дисциплин, рассматривающий взаимоотношения в системе «общество — природная среда» и разрабатывающий научные основы оптимизации жизненной среды человека. Терминология в данной области не вполне устоялась.

С точки зрения одних ученых, социальная экология должна изучать соотношение общества с географической, социальной и культурной средами; согласно позиции других — это раздел экологии человека, рассматривающий взаимоотношения социальных групп общества с природой и т. д.

При этом в одних случаях социоэкология включает в себя экологию человека, в других — сама социоэкология является частью экологии человека. Тем не менее, социальная экология — признанное во всем мире научное направление.

Подобного статуса в системе наук она добилась благодаря устранению биологического детерминизма при определении своего предмета. Этому способствовала перемена в понимании того, что экология — не только естественная, но и гуманитарная наука.

Принято считать, что объектом изучения социальной экологии являются социоэкосистемы различного иерархического уровня. Совершенно очевидно, что наиболее крупной, глобальной социоэкосистемой является система «общество—природа», включающая в себя биосферу и человеческое общество с результатами его деятельности. Такая система возникла не сразу.

Миллиарды лет геосфера Земли представляла собой абиотическую геосистему, в которой круговорот веществ происходил в виде взаимосвязанных физических и химических процессов. После возникновения жизни она трансформировалась в глобальную экосистему — биосферу, состоящую уже из двух взаимодействующих подсистем: природной неживой (абиотической) и природной живой (биотической).

Круговорот веществ и энергетический обмен в этой новой системе существенно видоизменились вследствие жизнедеятельности организмов. Когда человеческое общество достигло определенного уровня развития и превратилось в силу, способную влиять на круговорот веществ и энергетический обмен в биосфере, глобальная экосистема трансформировалась в глобальную социоэкосистему.

Отсюда следует, что глобальная экосистема не всегда представляла собой социоэкосистему.

2 Среда человека и ее качество

Под окружающей человека средой чаще всего подразумевается совокупность условий и влияний. Если окружающую среду понимать широко, то к ней можно отнести многое: и планету Земля, и атмосферу, и даже космическое пространство.

Иными словами, жизненная среда охватывает совокупность физических, химических и биологических образований, а также социальных факторов, которые могут прямо или косвенно, мгновенно или долговременно влиять на все живые существа и деятельность людей.

При этом между природным и общественным компонентами жизненной среды человека существует диалектическая взаимосвязь. Она проявляется как во влиянии общественного компонента на природный, так и наоборот. Подобная взаимосвязь становится особенно очевидной при нарушении (деградации) одного из компонентов.

Однако в литературе по социальной экологии сложилось более «удобное» и, может быть, менее «наукообразное» определение среды человека — совокупность естественных условий и общественных творений, в которых человек живет как природное и общественное существо.

Таким образом, среда человека имеет две взаимосвязанные части: естественную (природную) и общественную. Составными элементами первой являются атмосфера, гидросфера, литосфера, растения, животные, микроорганизмы, с которыми человек связан не только физически, но и духовно.

Составными же элементами второй части среды служат общество, общественные процессы и формирования, благодаря которым человек реализует себя как общественное существо.

В этом проявляется действие одного из «не писаных» законов экологии: деградация одного компонента раньше или позже ведет к деградации другого.

Одним из ключевых понятий в социальной экологии является «качество среды». Как известно, обывательское представление о качестве среды жизни часто не имеет никакого отношения к социальной экологии, поскольку игнорирует вопрос об экологическом равновесии.

Между тем подобного равновесия можно достичь, если при освоении природы в процессе производства исходить из осознания ограниченности возможности биосферы, т.е. существования невозобновляемых ресурсов, без которых жизнь людей становится невозможной.

Не следует забывать о том, что понятие «качество среды» ассоциируется с качеством не только природной, но и общественной среды. Между тем качество последней в литературе исследовано явно недостаточно, хотя «загрязнение» общественной среды не менее опасно, чем загрязнение природной. В конце XX в.

многие миллионы людей страдают от кризиса нравственных устоев, неуверенности, ощущения постоянной зажатости, неудовлетворенности самой жизнью и т. п.

3 Социоэкология и глобальные модели

Осознание экологического императива — необходимости принятия срочных мер для сохранения среды обитания человечества — произошло на Западе в начале 70х годов. В этом плане особенно важны два события, произошедшие в 1972 г.: Первая международная конференция по окружающей среде под эгидой ООН в Стокгольме и выход книги американского ученого Д. Медоуза с соавторами «Пределы роста».

В связи с истощением минеральносырьевых ресурсов, с «демографическим взрывом» и другими глобальными процессами необходимость глобального моделирования осознавалась и раньше.

Однако появление социоэкологической составляющей, превращение ее в доминирующую линию глобальных моделей произошло именно в начале 70х годов и было обусловлено экспоненциальным ростом техногенного давления на среду, ее кризисным состоянием. Появление работы Д.

Медоуза «Пределы роста» непосредственно связано с деятельностью международной научно-прогностической организации «Римский клуб», возникшей в 1968 г. Это очень необычное объединение («организация неорганизации», по словам одного из учредителей клуба), созданное и финансируемое крупными компаниями («Фиат», «Фольксваген» и др.

) Необычность организации и в том, что в ней представлены все ведущие страны и культуры мира («транскультурность»). Клуб делает заказы на разработку определенных глобальных проблем группам ученых, которые затем представляют результаты своей работы в форме «отчетов Римскому клубу» и т. д. Именно с таким подзаголовком и вышла в 1972 г. книга Д.

Медоуза и соавторов «Пределы роста» — первая глобальная модель, где основной идеей был прогноз экологического состояния нашей планеты.

Логика книги достаточно проста: быстро растет население Земли (в ту пору, когда ежегодный прирост населения подходил к 1,9%, справедливо говорилось о «демографическом взрыве»), соответственно экспоненциально увеличивается производство продовольствия и истощается земля, растет промышленное производство и иссякают минеральные ресурсы. Быстро прогрессирует загрязнение окружающей среды, которое приведет в первые десятилетия XXI в. к серии катастроф. Приведет… если не остановить неуправляемый рост населения, промышленного и сельскохозяйственного производства.

Источник: https://mirznanii.com/a/328609/sotsialnaya-ekologiya

Социальная экология (1)

СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Реферат

по экологии

«Социальнаяэкология»

Выполнила: студентка группы №14

Жестянкина Елена

Проверила: Галицкая ОльгаСтаниславовна

2009

1 Социальнаяэкология

Социальная экология(или социоэкология) — комплекс научныхдисциплин, рассматривающий взаимоотношенияв системе «общество — природная среда»и разрабатывающий научные основыоптимизации жизненной среды человека.Терминология в данной области не вполнеустоялась.

С точки зрения одних ученых,социальная экология должна изучатьсоотношение общества с географической,социальной и культурной средами; согласнопозиции других — это раздел экологиичеловека, рассматривающий взаимоотношениясоциальных групп общества с природойи т. д.

При этом в одних случаях социоэкологиявключает в себя экологию человека, вдругих — сама социоэкология являетсячастью экологии человека. Тем не менее,социальная экология — признанное вовсем мире научное направление.

Подобногостатуса в системе наук она добиласьблагодаря устранению биологическогодетерминизма при определении своегопредмета. Этому способствовала переменав понимании того, что экология — нетолько естественная, но и гуманитарнаянаука.

Принято считать, чтообъектом изучения социальной экологииявляются социоэкосистемы различногоиерархического уровня. Совершенноочевидно, что наиболее крупной, глобальнойсоциоэкосистемой является система«общество—природа», включающая в себябиосферу и человеческое общество срезультатами его деятельности. Такаясистема возникла не сразу.

Миллиардылет геосфера Земли представляла собойабиотическую геосистему, в которойкруговорот веществ происходил в видевзаимосвязанных физических и химическихпроцессов. После возникновения жизниона трансформировалась в глобальнуюэкосистему — биосферу, состоящую ужеиз двух взаимодействующих подсистем:природной неживой (абиотической) иприродной живой (биотической).

Круговоротвеществ и энергетический обмен в этойновой системе существенно видоизменилисьвследствие жизнедеятельности организмов.Когда человеческое общество достиглоопределенного уровня развития ипревратилось в силу, способную влиятьна круговорот веществ и энергетическийобмен в биосфере, глобальная экосистематрансформировалась в глобальнуюсоциоэкосистему.

Отсюда следует, чтоглобальная экосистема не всегдапредставляла собой социоэкосистему.

2 Средачеловека и ее качество

Под окружающей человека средойчаще всего подразумевается совокупностьусловий и влияний. Если окружающую средупонимать широко, то к ней можно отнестимногое: и планету Земля, и атмосферу, идаже космическое пространство.

Инымисловами, жизненная среда охватываетсовокупность физических, химических ибиологических образований, а такжесоциальных факторов, которые могутпрямо или косвенно, мгновенно илидолговременно влиять на все живыесущества и деятельность людей.

При этом между природным иобщественным компонентами жизненнойсреды человека существует диалектическаявзаимосвязь. Она проявляется как вовлиянии общественного компонента наприродный, так и наоборот. Подобнаявзаимосвязь становится особенноочевидной при нарушении (деградации)одного из компонентов.

Однако в литературепо социальной экологии сложилось более«удобное» и, может быть, менее«наукообразное» определение средычеловека — совокупность естественныхусловий и общественных творений, вкоторых человек живет как природное иобщественное существо.

Таким образом,среда человека имеет две взаимосвязанныечасти: естественную (природную) иобщественную. Составными элементамипервой являются атмосфера, гидросфера,литосфера, растения, животные,микроорганизмы, с которыми человексвязан не только физически, но и духовно.

Составными же элементами второй частисреды служат общество, общественныепроцессы и формирования, благодарякоторым человек реализует себя какобщественное существо.

В этом проявляетсядействие одного из «не писаных» законовэкологии: деградация одного компонентараньше или позже ведет к деградациидругого.

Одним из ключевыхпонятий в социальной экологии является«качество среды». Как известно,обывательское представление о качествесреды жизни часто не имеет никакогоотношения к социальной экологии,поскольку игнорирует вопрос обэкологическом равновесии.

Между темподобного равновесия можно достичь,если при освоении природы в процессепроизводства исходить из осознанияограниченности возможности биосферы,т.е. существования невозобновляемыхресурсов, без которых жизнь людейстановится невозможной.

Не следуетзабывать о том, что понятие «качествосреды» ассоциируется с качеством нетолько природной, но и общественнойсреды. Между тем качество последней влитературе исследовано явно недостаточно,хотя «загрязнение» общественной средыне менее опасно, чем загрязнениеприродной. В конце XX в.

многие миллионылюдей страдают от кризиса нравственныхустоев, неуверенности, ощущения постояннойзажатости, неудовлетворенности самойжизнью и т. п.

3 Социоэкологияи глобальные модели

Источник: https://works.doklad.ru/view/hoaj0gKGv1A.html

Социальная экология

СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ

С древних времен люди формировали свое мнение об окружающем их мире. Знания окружающего мира имели огромное прагматическое значение для людей еще с древности. Люди постепенно получали все больше и больше сведений о пище, о свойствах природных материалов.

Постепенно они научились сами разводить огонь, готовить на нем еду, изобрели орудия охоты и труда. С древних времен человек был зависим от природы. Постепенно люди стали предпринимать попытки упорядочить процесс познания природы.

Это позволяло предсказывать появление тех или иных природных явлений.

Позже люди стали главным образом обращать внимание на то, какое место занимает человек в природе. Главной стала проблема взаимоотношений человека и природы. Начиная с эпохи Возрождения человек стал еще более активно и глубоко познавать мир вокруг себя и свое место в нем.

Ученые стали задумываться о зависимости климата от географических широт, связях между наклоном солнечных лучей и нагреванием поверхности Земли.

В это время человек активно расширяет границы мира, многие ученые совершают длительные путешествия и описывают новые земли, растения, животных, явления.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Постепенно накапливая все больше и больше знаний, ученые начинают классифицировать их. Позднее благодаря всем накопленным и систематизированным знаниям сформировалась наука экология, то есть наука о взаимодействии живых организмов и между собой и с окружающей средой. Экология имеет много подразделений, например:

  • экология животных
  • экология растений
  • экология природопользования
  • сельскохозяйственная экология
  • промышленная экология и т.д.

Определение понятия социальная экология

Термин «социальная экология» был введен американскими исследователями Чикагской школы социальных психологов Р. Парком и Е.

Берджесом, они впервые употребили его в своей работе по теории поведения населения в городской среде, в 1921году.

В нашей же стране вклад в становлении социальной экологии как самостоятельной дисциплины внесли такие ученые как Э. В. Гирусов, А. Н., Кочергин, Н. Ф. Реймерс, С. Н. Соломина и др.

Определение 1

Социальная экология – это наука которая изучает отношения между человеческим обществом, окружающей средой, влияние производственной деятельности на природу, урбанизации на окружающую среду, физическое и психическое здоровье человека и его генофонд.

Развитие социальной экологии способствует сохранению экосистемы Земли. Социальная экология призывает к бережному отношению к живому.

Социальная экология подразделяется на виды:

  • экономическая
  • демографическая
  • урбанистическая
  • футурологическая
  • правовая

Задачи и проблемы социальной экологии

Замечание 1

Задача социальной экологии заключается в изучении того, как человек воздействует на окружающую среду, а также в изучении последствий этого воздействия.

Социальная экология имеет три основные проблемные направленности:

  • проблемы планетарного масштаба – прогноз для населения и ресурсов, дальнейшие пути развития цивилизации
  • проблемы регионального масштаба – изучение на региональном уровне отдельных экосистем
  • пробелы микромасштаба – изучение урбанистических условий жизни человека.

Место человека и общества в социальной экологии

Замечание 2

Предметом изучения социальной экологии является человек. С точки зрения социальной экологии человек – это существо, которое проделало длинный эволюционный путь и имеет сложную социальную организацию. Согласно науке, человек произошел от обезьяноподобного предка.

Важная характеристика человека состоит в наличии у него потребностей. Под «потребностью» в данном случае подразумевается механизм, который является источником активного поведения человека, потребности регулируют поведение человека, а также направляют его мышление, волю и чувства.

Еще одно ключевое свойство человека — это адаптивность – активное приспособление к изменяющимся условиям окружающей среды. У человека адаптация происходит в двух направлениях: физиологическая адаптация и поведенческая адаптация. Показателями степени адаптации выступают здоровье и социально-трудовой потенциал.

Окружающая среда человека

Окружающая среда человека состоит из множества сред. Средами человека являются планета Земля и ее оболочки. Общественная часть среды человека представлена обществом, людьми.

Благодаря обществу человек выстраивает взаимоотношения и реализует себя как общественный объект. Так же к общественной среде человека относят культуру: материальную и духовную. Природная среда человека представлена живой и неживой природой.

К неживой природе относятся атмосфера, гидросфера, литосфера; к живой растения, животные, микроорганизмы.

Литосфера – это земная кора, верхняя твердая оболочка планеты Земля.

Атмосфера – это газовая оболочка, которая окружает нашу планету. Она в свою очередь подразделяется на слои.

Гидросфера – это водная оболочка Земли. Она включает в себя мировой океан, реки, озера, ледники, подземные воды. Важность воды на земле нельзя переоценить. Она играет огромную роль для сохранения жизни на Земле.

Растения – это живые организмы, которые потребляют органические вещества, получаемые путем преобразования неорганических веществ.

Эти организмы имеют способность к фотосинтезу – процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды под воздействием солнечного света. Растения состоят из плотных клеточных оболочек.

Растения потребляют углекислый газ и поставляют кислород, так необходимый человеку для жизни.

Животные – это группа живых существ, которые питаются готовыми органическими веществами, поглощают кислород, выводят углекислый газ. Человек использует животных в качестве пищи, рабочей силы.

Микроорганизмы – это одноклеточные живые существа. Микроорганизмы представлены бактериями, вирусами, простейшими, мельчайшими грибами. Большинство микроорганизмов вызывают патогенные заболевания у человека.

Источник: https://spravochnick.ru/ekologiya/socialnaya_ekologiya/

История экологических катастроф

К такого рода предположениям относится, например, гипотеза о гибели динозав – ров в результате экологической катастрофы.

Ученые, исследовавшие мелкие стеклянные шарики, которые в значительных количествах находят в отдельных регионах планеты, и природа которых остается загадкой, склоняются к мнению, что они представляют собой оплавившееся вещество метеоритного происхождения. Отсюда делается вывод о столкновении около 65 млн.

лет тому назад Земли с огромным метеоритом, размеры которого в диаметре достигали нескольких километров. В результате такого столкновения начались сильные пожары, дым от которых густым покровом окутал Землю, что привело к резкому похолоданию и гибели живших в то время динозавров.

Имеется также немало древних источников, которые указывают на сугубо экологические причины гибели реально существовавших цивилизаций, в частности, шумерской, погибшей в конце третьего тысячелетия до н. э.

от жестокой засухи, возникшей в результате изменения солнечной активности. Считается, что превращение некогда цветущих долин Тигра и Ефрата в пустыню стало результатом неправильного ведения орошаемого земледелия, вызвавшего эрозию и засоление почвы.

Можно указать и на более поздние примеры, имеющие вполне достоверное подтверждение, — облысение некогда лесистых гор Греции в результате чрезмерного разведения коз или непродуманный завоз кроликов в Австралию и их ассимиляция в естественных условиях, приведшая к неимоверному размножению, а как следствие — к колоссальному ущербу для окружающей среды и сельского хозяйства.

В прошлом веке большой популярностью пользовалась теория катастроф, которую в 1812 г. выдвинул французский ученый Ж. Кювье (1769—1832).

Пытаясь объяснить природу останков фауны и флоры, наблюдаемых в геологических пластах, он высказал гипотезу, согласно которой на Земле периодически повторяются внезапные перемещения горных пород, изменяющие рельеф земной поверхности и уничтожающие все живое.

Эта идея, однако, не нашла широкого распространения в последующем, так как интенсивное развитие научных знаний о нашей планете, ее истории и структуре дало богатый материал для других гипотез и лишило теорию катастроф ее былой привлекательности уже к концу XIX в.

В немалой степени этому способствовало появление принципиально новой области научных знаний — экологии.

Происхождение экологии

Термин «экология» этимологически происходит от греческих слов oikos — дом, жилище и logos — учение, и в самом широком смысле этого слова означает любую организацию, систему, образованную живым организмом (или живыми организмами, существами) со средой обитания. Своим происхождением этот термин обязан немецкому биологу Э. Гек-келю, который в 1869 г. ввел его в научный обиход для обозначения одного из разделов биологии, призванного изучать взаимодействие живых организмов с окружающей средой.

Долгое время вопросы экологии относились к компетенции исключительно естественных науки прежде всего биологии.

Затем, по мере того, как стали обнаруживаться экономические, гуманитарные и даже политические аспекты в отношениях общества с природой, экология все больше становилась предметом исследования и общественных наук.

Уже первые гуманитарные и философские исследования достаточно быстро подтвердили, что проблемы взаимодействия общества и природы — это прежде всего проблемы самого общества, его социально-экономической организации, сложившейся системы ценностей и представлений об окружающем мире и месте в нем человека.

Законы социальной экологии

Так сформировалась область научных исследований, получившая название социальная экология, а термин «экология» достаточно быстро и широко распространился, выйдя далеко за рамки биологических наук. В середине 70-х годов нашего столетия были сформулированы четыре основных закона социальной экологии:

все связано со всем;

все должно куда-то деваться;

природа знает лучше;

ничто не дается даром (см.: Коммонер Б. Замыкающийся круг. Л., 1975).

Эти законы постулировали неразрывную взаимозависимость человека с окружающей средой и установили запрет на его произвольное и необдуманное вмешательство в природу.

По мере нарастания опасности со стороны экологических проблем они все больше становились предметом изучения. Так, помимо социальной экологии, возникли и другие, совершенно новые области научного знания: экология человека, глобальная экология, экология города и т. п.

В сфере взаимодействия как отдельных людей, так и общества с окружающей средой экологические проблемы в значительной мере обрели философский контекст, так как затронули фундаментальные основы человеческого бытия, по-новому поставили вопрос об уникальности жизни на Земле и необходимости сохранять ее биологическое разнообразие.

Философский контекст экологической проблемы

Выход за рамки частных наук и более широкий, философский взгляд на проблему позволили установить, что в биосфере все уникально взаимосвязано и находится в естественно регулируемом равновесии.

Более того, сама биосфера является органической частью нашей планеты, образуя на ее поверхности еще более сложное образование — биогеосферу, которая подверглась серьезным изменениям с тех пор, как совокупная человеческая деятельность достигла уровня, соизмеримого с геологическими процессами Земли.

Эти изменения ведут к утрате первозданного облика планеты и подрывают основы человеческого бытия, обостряя извечную философскую проблему смысла жизни и делая экологическую проблематику важнейшим разделом современной философии.

При этом философское осмысление экологических проблем имеет свою специфику. Философия не решает частные проблемы, возникающие во взаимоотношениях природы и общества, и не дает конкретных рекомендаций по их устранению. Эта задача для специальных дисциплин.

У философии другая роль — анализ и обобщение конкретных результатов, выявление тенденций и динамики происходящих процессов определение естественных взаимосвязей, исторических зависимостей и т. п.

На этой основе формулируются философские обобщения, уточняются важнейшие понятия, постулируются основополагающие принципы, что не только служит познавательным целям, делу экологического образования, н-о является методологической базой для частных наук, решающих конкретные природоохранные задачи.

При философском подходе важно, например, различать такие понятия, как «проблемы взаимодействия природы я общества» и «экологические проблемы», которые нередко употребляются как синонимы, хотя на самом деле таковыми не являются. Но если на уровне обыденного сознания такое смешение понятий не играет существенной роли, то для научного и практического решения обсуждаемых проблем это имеет принципиальное значение.

Важным в этой связи является понятие «среда обитания» живых организмов, которая в своем обобщенном, предельном понимании есть не что иное, как часть биосферы — земной оболочки, где протекает жизнь, и которая «включает как область распространения живого вещества, так и само это вещество».

С появлением человека как одного из составляющих живого вещества в особой (социальной) форме возникает еще более сложная система — «биосфера и человек».

Она характеризуется тем, что человек, включенный в биосферу, своей целенаправленной деятельностью изменяет ее, качественно преобразуя не только условия своего существования (изменяя естественную и создавая искусственную среду обитания), но и, достигнув современных масштабов и форм экономической деятельности на основе беспрецедентного развития науки и техники, оказывает прямое и косвенное влияние на все формы жизнедеятельности в масштабах практически всей планеты. Именно в этой области, где живые организмы, в том числе и люди, взаимодействуют с окружающей средой, имеют место собственно экологические проблемы, которые, как было показано в начале этой главы, возникали в виде локальных кризисов на протяжении многих тысячелетий и не обязательно были связаны только с деятельностью людей. Это теперь, в наше время, влияние человека на среду обитания стало столь велико, что другие факторы просто померкли, представляются незначительными и потому, как правило, упускаются из виду.

Проблемы же системы «природа — общество» касаются более широкого круга вопросов, выходящих за рамки собственно экологии, и включают в себя, например, обеспеченность человечества сырьевыми и энергетическим ресурсами, освоение космического пространства и т. п.

В этом смысле их появление относится к более позднему периоду исторического развития, к началу эпохи ускоренного экономического роста, который начался около двухсот лет тому назад. Поэтому когда речь идет о проблемах взаимодействия общества с природой, имеется в виду весь комплекс проблем, связанный с природопреобразующей деятельностью человека.

Это и обеспеченность всевозможными ресурсами, и поддержание окружающей среды в пригодном для жизни состоянии, и освоение новых пространств, исследование космоса, океана, и т. п.

Собственно же экологическими проблемами будут только те из них, которые связаны с изменениями, вносимыми человеком в природные процессы, а также с охраной окружающей среды от загрязнения и с поддержанием способности биосферы в полном объеме воспроизводить биологические циклы. Это, собственно, и составляет предмет социальной экологии, где философский аспект играет важнейшую роль, так как дело касается вопросов фундаментальных и вместе с тем весьма широких.

Речь идет, во-первых, об изучении способности биосферы поддерживать стабильное экологическое равновесие; во-вторых, об установлении зависимости экологической ситуации от исторически определенных отношений людей в процессе производства и, в-третьих, о выявлении способности окружающей человека среды обеспечивать его основные потребности как биосоциального существа, ибо по своей биологической природе он нуждается в здоровой пище, чистой воде и воздухе, сохраненных в естественном состоянии территориях и т. п., а как существо социальное, он использует природу в качестве источника сырья и энергии в процессе своей экономической деятельности. Осмыслить и понять указанные проблемы, а следовательно, открыть путь к решению столь сложных задач невозможно без философии, без ее целостного и обобщающего взгляда на весь комплекс проблем взаимодействия общества и природы, на ближайшую и отдаленную перспективу такого взаимодействия.

Источник: https://poisk-istini.com/literatura/filosofija-uchebnoe-posobie-buchilo/socialnaya-ekologiya

ovdmitjb

Add comment