Kievuz

СОЦИОЛОГИЯ ВИЛЬФРЕДО ПАРЕТО

Содержание

Вильфредо Парето: биография, основные идеи, основные труды. Теория элит Вильфредо Парето

СОЦИОЛОГИЯ ВИЛЬФРЕДО ПАРЕТО

Вильфредо Парето (годы жизни – 1848-1923) – известный социолог и экономист. Он является одним из основателей теории элит, согласно которой общество имеет пирамидальную форму.

На вершине пирамиды находится элита, которая во многом определяет жизнь социума в целом. Но не только как создатель этой теории известен Вильфредо Парето.

Биография его познакомит вас с жизненным путем и основными достижениями этого ученого.

Происхождение, детство

Родился Вильфредо в знатной семье, жившей в Париже. Отцом его был итальянский маркиз, высланный из Италии за республиканские и либеральные убеждения. Мать Парето по национальности француженка.

Вильфредо, с детства свободно владевший обоими языками своих родителей, все-таки ощущал себя в большей степени итальянцем, нежели французом.

В 1850 году семейству разрешили возвратиться в Италию, и именно с этой страной оказалась связана дальнейшая жизнь Вильфредо Парето (детство, юность и часть зрелого периода).

Образование

Парето получил как техническое, так и гуманитарное классическое среднее образование. Уже во время обучения он проявил интерес и склонность к математике.

Затем Вильфредо продолжил свое обучение в Турине, в Политехническом университете, по окончании которого получил диплом инженера. Парето защитил в 1869 году диссертацию на тему принципов равновесия твердых тел.

Понятие равновесия впоследствии будет одним из основных в его экономических и социологических работах.

Во Флоренции прошел следующий период жизни Вильфредо Парето. Его пригласили сюда для занятия должности инженера путей сообщения.

Через некоторое время Парето стал управляющим металлургических заводов, расположенных по всей Италии.

К этому времени относятся его выступления против проводимой итальянским правительством милитаристской политики. Парето высказывает либеральные и демократические взгляды.

События в личной жизни

В 1889 году Вильфредо женился на русской по происхождению девушке Александре Бакуниной. Однако жена оставила его в 1901 году и вернулась в Россию. Через год после этого он связал свою жизнь с Жанной Режи, которой посвятил главный свой труд, написанный в 1912 году (“Трактат по общей социологии”). Он был издан во Флоренции в 1916 году.

Знакомство с работами итальянских экономистов, перелом в убеждениях

Парето в 1891 году познакомился с работами двух виднейших итальянских экономистов, Л. Вальраса и М. Панталеони.

Теория экономического равновесия, развиваемая ими, оказала большое влияние на мировоззрение Вильфредо и впоследствии легла в основу его собственной социологической системы. К началу 90-х годов 19 века относится перелом в убеждениях Парето.

Ученый стал на позиции антидемократизма и консерватизма. В период с 1892 по 1894 год Парето опубликовал ряд своих материалов по экономической теории.

В 1893 году начинается новый период в жизни итальянского ученого. В это время он переехал в Швейцарию, где стал профессором политэкономии, а также руководителем кафедры в местном Лозаннском университете. Парето сменил на этом посту Л. Вальраса, весьма известного экономиста.

Вильфредо учился на его работах и именно по его приглашению приехал в Лозанну. В это время Парето много занимался наукой и опубликовал ряд своих сочинений. В Швейцарии появился его “Курс политэкономии” (1896-1897), написанный на французском языке.

Вместе с преподаванием политэкономии Парето в 1897 году начал читать в Лозаннском университете и курс социологии. А через год он получил колоссальное состояние в наследство от дяди. В 1901 году Парето приобрел виллу “Ангора”, находящуюся в Селиньи, на берегу Женевского озера.

Она стала его любимым местом отдыха и работы. В Париже в 1902 году была издана книга Парето “Социалистические системы” (на фото ниже).

А в Милане в 1907 году опубликовал “Учебник политической экономии” Вильфредо Парето. Основные труды его получили большую известность, однако самый главный труд его был еще впереди.

“Трактат по общей социологии”

Вильфредо пришлось прервать в 1907 году преподавательскую деятельность из-за болезни сердца. Через некоторое время, почувствовав улучшение здоровья, он принялся за работу над “Трактатом по общей социологии”. Этот труд Вильфредо писал 5 лет, с 1907 по 1912 год.

В 1916 году состоялась первая его публикация на итальянском языке, а через 3 года “Трактат” был напечатан на французском. Вильфредо Парето с этого времени и до конца своих дней занимался исследованиями лишь в области социологии.

В Лозанском университете в 1918 году был торжественно отмечен его 70-летний юбилей.

Последние годы жизни

Итальянский социолог в начале 1920 годов опубликовал несколько интересных и важных работ. В 1921 году в Милане была издана “Трансформация демократии”, в которой изложены в обобщенном виде все основные идеи этого ученого.

Социолог в нескольких своих трудах сочувствовал итальянскому фашизму, которому он выражал идеологическую поддержку. Именно в это время, в 1922 году, Б. Муссолини (на фото выше) пришел к власти в Италии. Новое правительство чествовало Парето, многие члены его, включая и самого дуче, считали себя учениками Вильфредо.

Парето в 1923 году стал сенатором Итальянского королевства. Тогда же он умер в Селиньи и был похоронен здесь.

Причины обращения к социологии

Как было сказано выше, Парето довольно поздно обратился к социологии, будучи уже известным специалистом в сфере политэкономии.

С чем же это было связано? Вероятно, с тем, что Вильфредо перестала устраивать концепция “экономического человека”, которая была рационалистической и в рамках которой ученый работал долгое время, изучая монополистический рынок, а также распределение в обществе доходов и некоторые другие экономические проблемы.

Еще в созданных в конце 19 – начале 20 века работах заметен интерес автора к новой модели человека. В полной мере этот интерес был реализован в “Трактате по общей социологии” – объемной работе (около 2000 страниц текста).

Отказ от рационалистической модели

Парето не случайно решил отказаться от господствовавшей в то время рационалистической модели человека, хотя сам он многие годы был ее сторонником. В соответствии с данной моделью индивид сперва обдумывает действия, сообразуясь с целями, стоящими перед ним, а потом совершает поступки, приводящие к их достижению.

Согласно концепции Парето, все происходит на самом деле наоборот. Сначала человек совершает под влиянием интересов и чувств определенные действия, а уже потом объясняет их, стремясь к обоснованности и правдоподобности интерпретаций.

На этом, собственно говоря, и основана одна из главных концепций Вильфредо – теория нелогического действия.

Однако ученый не переходит на иррационалистические трактовки человеческих действий. Напротив, он пытается усилить рационализм, превратив его в “ультрарационализм”, когда в дискурс включается не только логика, но и наблюдения и эксперимент для разоблачения иллюзий, которые используют люди для обмана самих себя и других, пытаясь скрыть действительные мотивы собственных поступков и действий.

Перейдем к рассмотрению теории, благодаря которой многим знакомо имя такого ученого, как Вильфредо Парето.

Теория элит

Парето является создателем теории элит. Он говорил об их постоянной смене. Историю итальянский исследователь называл кладбищем элит, привилегированных меньшинств, сражающихся за власть, приходящих к ней, пользующихся властью и сменяемых другими меньшинствами.

Вильфредо отмечал, что для элит характерна тенденция к упадку. В свою очередь, “неэлиты” способны создать им достойных преемников. Это важно, поскольку зачастую дети не обладают выдающимися качествами своих родителей.

Необходимость циркуляции и постоянной смены элит объясняется тем, что стоящие у власти теряют энергию, которая помогла им завоевать себе место под солнцем.

Общество стремится к социальному равновесию, которое обеспечивается взаимодействием различных сил. Парето называл эти силы элементами. Вильфредо выделял 4 основных элемента: интеллектуальные, социальные, экономические и политические.

Психологическое неравенство людей

Теория Вильфредо Парето особое внимание уделяет мотивам поступков человека, поэтому политика для итальянского ученого в значительной мере является функцией психологии.

Используя в анализе политики и общества психологический подход, Вильфредо объяснял психологическим неравенством людей многообразие социальных институтов. Он отмечал, что общество неоднородно, а индивиды различаются морально, физически и интеллектуально.

Можно считать, что Вильфредо элиту определял по врожденным психологическим свойствам. Им даже была создана балловая система по которой выявлялись способности человека в той или иной сфере деятельности.

Благодаря чему элита удерживается у власти?

Элита в концепции Парето делится на 2 части: “неправящую” и “правящую”. Последняя участвует в управлении, а первая далека от принятия властных решений. Малочисленный класс у власти удерживается частично своей силой, а частично из-за поддержки подчиненного класса.

При этом, как отмечал Вильфредо Парето, теория элит которого подробно обоснована, “ресурс согласия” основан в первую очередь на умении находящихся у власти убедить в собственной правоте остальных. Вероятность согласия, как считал он, зависит от способности манипулировать эмоциями и чувствами толпы.

Однако умение убеждать не всегда помогает удерживать власть, а значит, элита должна быть готова действовать и силой.

Два типа элиты

В теории элиты Парето выделяются 2 ее типа: “лисы” и “львы”. Если политическая система стабильна, преобладают “львы”. Неустойчивая система требует комбинаторов, новаторов, энергичных деятелей, поэтому появляются “лисы”.

Смена одной элиты другой является результатом того, что каждый из данных типов элит обладает своими преимуществами. Однако они перестают с течением времени удовлетворять потребностям руководства массами.

Сохранение равновесия системы поэтому требует постоянной смены элит, по мере того как перед ними возникают повторяющиеся ситуации.

Закон Вильфредо Парето

Это еще одно интересное открытие Вильфредо. Иначе его называют принципом 20/80, или принципом Парето. Это эмпирическое правило, согласно которому 20% усилий дают нам 80 % результата, а оставшиеся 80 % – лишь 20 %.

Правило Вильфредо Парето может применяться как базовая установка при проведении анализа факторов эффективности той или иной деятельности, целью которого является оптимизация результатов.

Согласно кривой Парето, выбрав правильно минимум наиболее важных действий, мы получаем значительную часть от полного результата. Дальнейшие улучшения при этом неэффективны и могут являться неоправданными.

Цифры, приводимые в законе, конечно, нельзя считать абсолютно точными. Это, скорее, мнемоническое правило. Выбор чисел 80 и 20 – дань заслугам Вильфредо, который выявил структуру распределения доходов домохозяйств Италии. Он заметил, что 80 % доходов сосредоточено у 20 % семей.

Конечно, мы рассказали лишь в общих чертах о вкладе в науку, который внес Вильфредо Парето. Социология благодаря его работам стала активно развиваться. Внимание многих ученых было обращено к ней. Вильфредо Парето, основные идеи которого актуальны и сегодня, является одним из самых известных социологов и экономистов 19-20 вв.

Источник: https://FB.ru/article/213883/vilfredo-pareto-biografiya-osnovnyie-idei-osnovnyie-trudyi-teoriya-elit-vilfredo-pareto

Теория Вильфредо Парето, Социологическая концепция Фридриха Ницше, Учение Ортеги-и-Гассета, Становление франкфуртской школы, Социологическая мысль в России, Марксистская социология – Социология – Герасимчук к АА Библиотека украинские учебникиів

СОЦИОЛОГИЯ ВИЛЬФРЕДО ПАРЕТО

Социология Социология Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Важный вклад в современную науку об обществе сделал итальянский социолог. Вильфредо. Парето (1843-1923), автор”Трактата о общую социологию”Опираясь на методологию позитивизма,.

ВПарето подверг в критике априорные, метафизические суждения и понятия в социологии, сведения ее к эмпирически обоснованного знания об обществе, знания, опирающегося на факты, их описание и формулировки законов, от бывають функциональную зависимость между фактами. В.

Парето, наряду с анализом общества как целостного организма, пытался выявить механизм деятельности его отдельных структур. По мнению автора”Трактата о за общую социологию”, каждое общество делится на”элиту”и”массу”Элита – это люди, стоящие у власти, занимают ключевые посты в экономике, культуре и т.д..

Со своей круга элита выдвигает интеллектуально в одаренных лиц, и они содержат на поверхности всех ее представителей.

Когда интеллектуальные силы элиты исчерпываются, она время от времени приобщает к своего круга наиболее талантливых представителей”массы”П роте наступает такой период, когда границы элиты уже нельзя расширить, приток ее интеллектуальных сил угасает, силы элиты слабеют, а затем и вообще исчерпываются. К власти приходят представители”масс”, и со временем они набирают всех признаков элиты. Круг социального движения повторяется. Бывшая элита, став неэлит, ждет своего исторического шанса. Учение. ВПарето в социологии получило название”теория круговорота электронной т.угообігу еліт”.

Раскрывая теорию кругооборота элит, итальянский мыслитель приходит к выводу, что каждая”масса”, стремясь к власти в обществе, выдвигает лозунги: справедливость, свобода, равенство, демократия. Е.

Элита же, со своей стороны, всеми средствами доказывает, что именно она является выразителем гуманных принципов человечества.

Имея в руках власть, элита имеет большие возможности, чем массы, доводить до сведения свои идеи, бороться я за них, абсолютизировать свою теорию (идеологию).

Однако это не делает ее более прочной, поскольку абсолютизирована теория не может быть гибкой, она ограничена уже тем, что является абсолютизированным, поэтому ей трудно, а часо м и невозможно принять новые положения, отбросить старые, отжившие. Со временем теория правящей элиты становится утопической, нежизнеспособной, неперспективновною.

Исходным принципом социологии. Парето стала теория нелогичных действий, в которой, вопреки философско-социологическим традициям эпохи.

Возрождения, итальянский мыслитель рассматривал деятельность структурных элемент тов в обществе как иррациональный процесс. Человек, считал.

Парето, действует на основе своих чувств и уже на основе действий, детерминированных этими чувствами, формируются убежденияя.

Социологическая концепция Фридриха Ницше

Определенное влияние на социологическую мысль. Европы имела социологическая концепция. Фридриха. Ницше (1844-1900), согласно которой общество делится на господ и рабов.

Господа-это те, кто, используя все разрешенные м возможности, добывают себе жизненные блага; рабы же – это недийови, общественно нежизнеспособные лица, которые только и ждут на милость.

Божию, милость с движение превышающих себе людей тощо.

Учение Ортеги-и-Гассета

Испанский философ и социолог. Ортега-и-Гассет (1883-1955) в своем знаменитом труде”Восстание масс”доказывал, что общество как социальный организм делится на аристократов и массы, толпа. Аристократ тия – те, постоянно совершенствуя свое мастерство, квалификацию, стремятся к знаниям, к культуре.

Массы, толпа – это люди, которые ни к чему не стремятся, живут по принципу: чтобы день до вечера! вник аристократии могут быть все: рабочие, крестьяне, интеллигенция, родовая аристократия, совершенствуется. Масами, толпой тоже есть представители всех общественных слоев и сословий. Конфликтные ситуации в обществе, считал.

Ортега-и-Гассет, возникающие на основе зависти: толпа ненавидит аристократов том, что завидует им, когда же аристократ опускается,”переходит в массу”, зависть меняется пение чутьем. Масса – это ничтожный балласт развития: аристократы-двигатели истории, двигатели прогресса общества.

Такой вывод делает испанский философ и социологиціолог.

Следует отметить, что работа. Ортеги-и-Гассета”Восстание масс”оказала огромное влияние на развитие науки об обществе.

Полностью опубликована в 1930 году (ее фрагменты печатались в различных испанских журнал лах еще в 20-е годы), она принесла мировую известность ее автору. Труд переведена почти на все языки мира.

Одна из американских газет после публикации произведения. Ортеги-и-Гассета писала:”Какое значение для XVIII века имела”общественная условие”Руссо, д.для

XIX -“Капитал”Маркса, такое для XX может иметь”Восстание масс”

Становление франкфуртской школы

Проблемы механизмов развития общества занимали видное место в трудах представителей как”старшего”(МХоркхаймер,. ТАдорно,. ЕФромм,. ГМаркузе), так и”младшего”поколения (ЮХабермас,. АШмидт и др.) фран нкфуртськои школї школи.

Сквозные мотивы теории франкфуртской школы-проблематика отчуждения в духе гегелианство и проблематика реальности идеями. Макса. Вебера (1864-1920). социально-философская тема этой школы – то ема”позднего капитализма”с фашизоиднимы чертами.

социологическая и социально-психологическая тема франкфуртской школы-доминирование”авторитарной личности”с ее антидемократическими методами ру ства и попытка с помощью социологического исследования проанализировать соответствующую человеческую реальность.

методологическая тема франкфуртской школы – анти позитивизм с отказом от”традиционной”науки как основного инструмента капиталистической эксплуатацииції.

Исторически сложилось так, что социология как наука получила наибольшее развитие в. США. Особенно большое внимание в социологических трудах мыслителей. Америки предоставлялась социологии труда.

Правда, нам она более в известна под другими названиями – индустриальная социология и менеджмент.

Последний означает, что наряду с трудовыми процессами огромное значение имеет структура, методы и стиль управленияня”.

Социологическая мысль в России

Социология развивалась не только за рубежом, но и в. России. Начал социологию в. России. МГЧернишевський, который, по мнению историка русской социологии. Карева, был выдающимся социологом. России в возникновения в ней социологии. Чернышевский, считает. Карев, был социологом, сам того не знаянаючи.

Значительный вклад в развитие российской социологии сделали. ПЛавров,. ММихайловський,. ЕДементьев,. ПТимофеев,. ППокровський,. ПСорокин и другие

Марксистская социология

Отдельно следует коснуться развития марксистской социологии. Социологические взгляды. КМаркса (И818-1883) и. ФЕнгельса (1820-1895) формировались в процессе борьбы с ласальянством, представителями кафедрального с социализма (теоретик. ЛБрентано),. Фабиано (направление английского муниципального социализма), прудонисты, бланкисты да иа ін.

Выделив экономические отношения как основные,. Маркс и. Энгельс на основе идеи диалектики и материализма, впервые в истории социологической мысли смогли установить вполне объективный критерий общественного раз свитка. Маркс и.

Энгельс пришли к выводу, что эти отношения не зависящие от воли людей, их развитие закономерно приводит к изменениям в государственных институтах, деятельности общественных организаций, политических, юры ских, нравственных, религиозных и других концепциях.

Анализируя экономические отношения и сделав на основе этого анализа обобщения,. Маркс объяснил причины общественного развития. Утверждение марксистского принципу:”Народ-творец истории”раскрыло особенности взаимодействия общества и личности. Открытия, сделанные в социологии. Марксом и.

Энгельсом, позволили по-новому взглянуть на роль выдающихся личностей в истори й, их социальную детерминированность в тот или иной период общественного развитияитку.

Насколько это было возможно в условиях бывшего. СССР, значительный вклад в развитие и становление социологической мысли внесли:. ТИЗаславська,. АГЗдравомислов,. МЛИовчук,. ГВОсипов,. ВАЯдов и др.-в. России;. ВПАндрущ щенко,. ВИВолович,. ВГГородяненко,. МВЗахарченко,. ВСМаксименко,. ВИПаниотто,. АПРучка,. ООЯкуба и др.-в Украине;. ЕМБабосов-в. Белорусаїні; Є.М.Бабосов —у. Білорусі.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Источник: http://uchebnikirus.com/soziologia/sotsiologiya_-_gerasimchuk_aa/teoriya_vilfredo_pareto.htm

ovdmitjb

Add comment