Kievuz

Специфика российской политической мысли

Особенности развития политической мысли России

Специфика российской политической мысли
Узнать стоимость работы по вашей теме

  • DEMO
  • 13 стр.
  • Контрольные
  • Политология

 Контрольная работа по политологии на тему: Особенности развития политической мысли России. В работе рассматриваются вопросы возникновения политических идей, политической мысли в России, направления политической мысли. 

План:

  1. Возникновение политических идей
  2. Специфика российской политической мысли
  3. Основные направления развития российской политической мысли

Логическое задание

Литература

Возникновение политических идей 

Сохранившиеся памятники российской культуры говорят о том, что политическая мысль в нашей стране возникла давно, еще в XI веке. Политика, государство, власть традиционно иг­рали ведущую роль в развитии российского общества.

Сильная власть, способная мобилизовать население и организовать его на проведение хозяйственных работ, защиту границ, заселение новых земель, требовала поддержания в общественном созна­нии высокого авторитета ее носителей: князя, монарха, вождя и т. д.

Зарождение политических идей в России относится к пе­риоду объединения восточнославянских племен под властью киевского князя. Формирование древнерусского государства и укрепление княжеской власти потребовали обоснования их бо­жественного характера. [5, с.45]

Политические идеи развиваются уже в первых литературных памятниках эпохи Киевской Руси. Таковы «Слово о законе и благодати» Иллариона (Х1 в.), «Повесть временных лет» Нестора (нач. Х11 в.). [6, с. 189]

Основателем общественно-политической мысли на Руси счита­ют киевского митрополитаИллариона. В своем “Слове о Законе и Благодати” (1049 г.) он построил богословско-историческую концеп­цию, обосновавшую включенность русской земли в общемировой про­цесс торжества божественного света (т.е. Христа) над тьмой язычества.

В основе Ветхого Завета – принцип закона, Нового Завета -принцип благодати. Благодать для автора – синоним истины, а закон -лишь тень истины, слуга и предтеча благодати. Ветхозаветные запре­ты, по Иллариону, недостаточны, мораль – это проблема свободного человека.

Человек должен свободно творить доброе – такова централь­ная идея Илариона.

Дошла до нас и “Повесть временных лет” – летописный свод, созданный в 1113 году. ее идея – идея единства русской земли. [4, с. 58]

Специфика российской политической мысли

Русская общественно-политическая мысль развивалась во взаимосвязи с русской культурой.

Основные исторические  формы русской  общественно-политической мысли могут быть соотнесены с пятью крупными и от­носительно самостоятельными эпохами русской культуры с XI по XX век. Первой эпохой является период XI-XVII веков. Он делится на древнерусский (культура Киевской Руси) и средневеково-русский (культура государства Московского).

Вторая эпоха включает в себя период конца XVII – первой чет­верти XIX века. Она начинается реформаторской деятельностью Петра I и заканчивается восстанием декабристов.

Третья эпоха – со второй четверти XIX века до 1917 года. Рож­дается русская классическая культура, вершиной которой был А.С.Пушкин, а вместе с ней национальное самосознание, ставящее основную тему – тему специфичности, особой миссии и судьбы русского начала в мировой истории.

Четвертая эпоха – с 1917 по 1990 год. Это эпоха социалистиче­ского строительства, практической проверки воззрений марксизма-ленинизма, эпоха проверки на прочность советской государствен­ности.

Пятая эпоха – с 1991 года по наши дни. Это эпоха возврата России к либеральным воззрениям и решительного их неприятия сто­ронниками социалистического развития, составившими оппозицию политическому режиму (так называемым демократам), устано­вившемуся в результате контрреволюции 1991 года. [4, с. 57-58]

Основные направления развития российской политической мысли 

С XVII века влияние религиозного мировоззрения на разви­тие политической мысли начинает ослабевать, она становится более самостоятельной. [5, с. 48]

Становление абсолютной монархии в России существенно изменяет смысл всех политико-право­вых сочинений. Главной темой становится обоснование незыбле­мости, справедливости и обязательности монархической формы правления.

Видными политическими мыслителями этого периода были Феофан Прокопович, В.Н.Татищев, Посошков И.Т. которые отстаивали идею необходимости «просвещенной монархии». Идеал православ­ной святой Руси заменяется идеалом сильного светского государ­ства.

[3, с. 35]

Русский историк и государственный деятель В.Н. Татищев (1686-1750) выступал против крепосничества, обосновывал необходимость развития науки и просвещения.

Вместе с тем он он был ярым сторонником самодержавия, при этом он ратовал за ограничение власти царя представительными дворянскими учреждениями.

Демократия, по его мнению, осуществима лишь в государствах – городах или маленьких областях, а представительная система бех монарха – только в странах с просвещенным народом, привыкшим к соблюдению государственных законов без принуждения и страха. [8, с. 32]

И. Т. Посошков (1652 – 1726) и другие сторонники идеи просвещенного абсолютизма трак­товали государство как средство обеспечения общего блага, как главное условие сохранения жизни и продолжения рода челове­ческого. Верховный носитель власти (монарх) по-прежнему ставился над гражданами и сословиями и любые действия его оправдывались.

Церковный деятельФеофан Прокопович (1681 – 1737) считал, что государство – резуль­тат сознательного объединения людей: по внушению Бога на­род передал власть монарху. Таким образом, Бог поставил мо­нарха выше народа и закона, и никто не вправе ограничить его власть или расторгнуть договор между монархом и народом. [5, с. 49]

В этот период разворачивается критика крепостничества и абсолютистских порядков с позиций гуманизма и просветительства. [8, с. 33]

Источник: https://scholar.su/kontrolnye/osobennosti-razvitiya-politicheskoj-mysli-rossii

Особенности развития политической мысли в России

Специфика российской политической мысли

Введение

Часть I

Возникновение и специфика российской политической мысли

1.1 Возникновение политических идей в России

1.2 Специфика российской политической мысли

Часть II

Основные направления развития Российской политической мысли

2.1 Влияние французского просвещения на развитие Российской политической мысли

2.2 Либеральная политическая мысль

2.3 Русский консерватизм

2.4 Политический радикализм

Часть III

Русская политическая мысль XIX – начала XX веков

3.1 Особенности и основные направления развития русской политической мысли в период XIX – начала XX веков

Заключение

Список литературы

Введение

Любая наука имеет свою историю. С полным основанием можно сказать, что без истории науки нет самой науки. Это относится и к политологии. Ее современные учения и теории развиваются как продолжение в новых исторических условиях тех политических мыслей, которые существовали в прошлом. Без накопленного мыслительного материала невозможно рождение новых политических теорий.

Поэтому очень важно, начиная изучение политологии, хотя бы кратко ознакомиться с историей политической мысли, которая зародилась несколько тысяч лет тому назад и все это время развивалась различными мыслителями и политическими лидерами.

В дискуссиях и спорах решались насущные проблемы политических отношений между социальными общностями, структуры и механизма власти, государственного устройства, политических прав и свобод человека.

Все эти проблемы носили конкретно-исторический характер, были тесно связаны с социальными условиями каждой ступени в развитии человеческой цивилизации. История политических учений — неотъемлемая сторона истории государства.

Мысли авторов этих учений используются и в современном государственном строительстве.

Заметное отставание в развитии политической теории и практики в России от передовых западных стран вовсе не означает отсутствие в многовековой истории нашей страны оригинальных политических идей, учений.

История российской и западной политической мысли имеет и схожие моменты развития, и существенные различия.

Эти различия обуславливались не только культурной средой, в которой развивалась русская политическая мысль, но и такими факторами, как географическое положение страны, климатические условия, внешнее окружение и т. д.

Часть I

Сохранившиеся памятники российской культуры говорят о том, что политическая мысль в нашей стране возникла давно, еще в XI веке. Политика, государство, власть традиционно играли ведущую роль в развитии российского общества.

Сильная власть, способная мобилизовать население и организовать его на проведение хозяйственных работ, защиту границ, заселение новых земель, требовала поддержания в общественном сознании высокого авторитета ее носителей: князя, монарха, вождя и т. д.

Политические идеи выступали важнейшим ресурсом власти, создавая ее благоприятный образ в глазах населения, были средством обоснования ею новых притязаний.

Зарождение политических идей в России относится к периоду объединения восточнославянских племен под властью киевского князя. Формирование древнерусского государства и укрепление княжеской власти потребовали обоснования их божественного характера.

Древнерусское государство было раннефеодальным, в нем сохранялись свободные общинники, процесс образования классов не был завершен. Важную роль продолжали играть вечевые традиции.

Не случайно поэтому божественный характер княжеской власти объяснялся ссылками на привычные патриархальные, общинные ценности, в которых отношения князя и его подданных воспринимались как отношения отца и сыновей.

Так, в “Молении Даниила Заточника” (XII – XIII века) подчеркивалось, что князь должен быть заботящимся отцом, как “вода мати рыбам”. В то же время божественный характер княжеской власти органично переплетался с идеей ответственности князя перед народом.

Еще в своих “Поучениях” Владимир Мономах, правивший в Киевской Руси с 1113 по 1125 г.г., наставлял князей быть праведными и ответственными за авторитет собственной власти. В “Поучениях” были представлены черты идеального правителя: князь должен быть милосердным, мужественным и сильным воином, мудрым, соблюдать законы.

Следовательно, начальный период развития политической мысли в России (XI – XV века) характеризовался наличием некоторых общих черт, присущих также процессу становления западных политических учений.

Во-первых, первоначально политическая мысль не была самостоятельной, а растворена в религиозных и обыденных представлениях.

В образе княжеской власти присутствовали как мифологические и религиозные черты – непогрешимость, абсолютность, правосудность, обосновывавшие ее божественный характер, так и мирские черты, порожденные общинным укладом жизни.

Во-вторых, после принятия христианства на Руси в 988 году политическая мысль вплоть до XIX века развивалась в недрах религиозного, православного мировоззрения. (В западных странах освобождение политической мысли от религиозного влияния завершилось уже в XVI веке.).

В-третьих, и на Западе, и в России политическая мысль выполняла четко выраженную практическую функцию: она реагировала на потребности практики в наилучших формах правления, во властных институтах, способных обеспечить гражданский мир и согласие.

Однако содержание тех выводов, к которым приходили мыслители России и Запада относительно идеальных форм государства, было различным, что объясняется спецификой социокультурных сред (совокупностью ценностей, идеалов, верований, представлений), в которых развивались политические идеи. На Западе политическая мысль ориентировалась на защиту интересов самостоятельного индивида, гражданского общества, ограничения всевластия государства в лице монарха. В России политические учения обосновывали приоритет прежде всего интересов государства, общины, а не личности.

В период Московского государства, особенно при Иване Грозном (1533 – 1584), происходила концентрация политического могущества, утверждалась неограниченная власть монарха. Политические же идеи обосновывали необходимость этих процессов, важность для монарха иметь сильный характер.

Однако появлялись и иные обоснования неизбежности сильной царской власти Так, писатель-публицист И. Пересветов (XVI век) видел в централизованном государстве и сильном монархе средство преодоления материального оскудения государства и ослабления военного могущества страны.

Вину за это он возложил на бояр, которые, по его словам, “не заботятся о государстве, а лишь и богатеют, и ленивеют, а царство оску-жают”. Условие величия государства, по И. Пересветову, – сильная неограниченная власть, опирающаяся на служилое дворянство.

Предложенные им политические реформы и были впоследствии реализованы Иваном Грозным.

Единственным критиком процесса концентрации абсолютной власти в руках монарха и необходимости сословного представительства был советник Ивана Грозного князь Андрей Курбский (XVI век), сбежавший в Литву. “Царь, аще и почтен царством, – поучал он царя, – должен искать доброго и полезного совета не токмо у советников, но и у всенародных человек”.

1.2 Специфика российской политической мысли

Особенности развития политических идей в России сказались на характере и содержании тех проблем, которые осмысливались в них. Выбор актуальных для решения вопросов и определение средств их осуществления были обусловлены особым видением мира, сложившимся в рамках русской культуры.

Оно было связано прежде всего с православием: божественный характер власти в православии органично сочетался с уникальной российской традицией – соборностью, порожденной специфическим бытием древнерусского общества. Основой социальной организации общества выступала община.

Соборность предполагала коллективный поиск истины, полновластие большинства, исключала существование автономной личности. Тем самым соборность подпитывала авторитарный характер власти князя, поскольку большинству для подавления оппозиции необходима сильная власть.

Следовательно, сила власти и государства не только определялись их божественным характером, но и основывалась на согласии между правящими и подданными.

Согласно традиции православия, государству и власти князя приписывались высокие моральные добродетели – добро, истина, милосердие, ответственность за подданных, праведность.

Все, кто стремился разрушить государство, олицетворяли силы зла, были слугами Антихриста. Таковыми считались бояре-изменники. Всевластие князя, царя на долгие годы, века стало определяющим принципом политического устройства российского общества.

Политическая мысль также стремилась к обоснованию праведности неограниченной власти монарха.

В силу географического положения, а именно расположенности России между Западом и Востоком, русская политическая мысль развивалась в значительной мере путем заимствования идей, испытывая влияние и западной, и восточной мысли.

После принятия христианства более заметным было влияние Византии, а начиная с XVII века усилилось влияние Запада, что выразилось в появлении идейно-политического движения -западников, заимствовавших либеральные ценности европейкой цивилизации.

Однако это вовсе не означало, что Россия не пыталась найти собственный путь развития, собственную идею. Символом, который выражал самобытность народа, была русская идея. Она стала одной из центральных идей политических теорий, что нашло отражение в формировании щирокого движения славянофилов.

Примечательно, что политическая мысль России развивалась параллельно с развитием государства. Российское государство относилось к идеократтескому типу.

В государствах этого типа объединение индивидов осуществляется на основе общей для всех идеи, которую и берет на вооружение власть.

На разных этапах российской истории такими идеями выступали: “Москва – третий Рим”, “православие, самодержавие, народность”, идея “светлого будущего” и т. д.

Источник: https://mirznanii.com/a/182423/osobennosti-razvitiya-politicheskoy-mysli-v-rossii

ovdmitjb

Add comment