Устройства железнодорожной автоматики и телемеханики
Устройства железнодорожной автоматики и телемеханики являются основой для обеспечения заданного уровня пропускной и провозной способности железных дорог.
Под устройствами железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ) понимаются технические средства автоматизации управления процессами железнодорожных перевозок, обеспечивающие безопасность движения поездов и заданную пропускную и перерабатывающую способность. В устройства железнодорожной автоматики и телемеханики входят устройства и системы, обеспечивающие интервальное регулирование движением поездов на станциях и перегонах такие как:
- автоматическая и полуавтоматическая блокировка (АБ);
- электрическая централизация стрелок и светофоров (ЭЦ);
- автоматическая локомотивная сигнализация (АЛС);
- устройства контроля схода подвижного состава (УКСПС);
- диспетчерская централизация и диспетчерский контроль (ДЦ, ДК);
- другое.
Устройства железнодорожной автоматики и телемеханики на сети железных дорог России обслуживают 203 дистанции сигнализации, централизации и блокировки и 1 технический центр автоматики и телемеханики с общей численностью работников 37,6 тыс. чел.
Повышение надежности работы объектов инфраструктуры
Безаварийная и безотказная работа устройств железнодорожной автоматики является основой для обеспечения заданного уровня пропускной и провозной способности железных дорог и является основной задачей служб автоматики и телемеханики. Оценка качества работы напрямую зависит от количества допущенных отказов устройств железнодорожной автоматики и телемеханики и определяется динамикой их изменения.
Одним из важных вопросов обеспечения надежной работы технических средств автоматики и телемеханики являются вопросы расследования и анализа причин произошедших случаев нарушений нормальной работы устройств ЖАТ с целью их последующего исключения.
Для этого в хозяйстве автоматики и телемеханики начата реализация пилотного проекта внедрения методологии УРРАН.
За время реализации проекта определены показатели надежности; коэффициенты пересчета интенсивности потока отказов в зависимости от:
- технического оснащения;
- климатических условий;
- категории (нагруженности) линий, рассчитаны их числовые значения, разработана Методика расчета показателей эксплуатационной надежности объектов хозяйства автоматики и телемеханики (для опытного применения), определен порядок задания допустимых значений интенсивности потока отказов для перегонов и станций, исходя из регламентных значений среднего времени до восстановления и ограничений на коэффициент готовности линии в целом.
Одновременно немало внимания уделяется контролю качества продукции железнодорожной автоматики и телемеханики, организовываются комиссионные расследования причин отказов аппаратуры ЖАТ с привлечением представителей предприятий – изготовителей указанной продукции. Ежегодно разрабатываются и реализуются организационно-технические мероприятия по хозяйству автоматики и телемеханики, позволяющие снизить количество нарушений нормальной работы устройств СЦБ.
Количество нарушений безопасности движения поездов, событий
Реализация всех технических и организационных мер по повышению надежности средств ЖАТ позволит поднять на качественно новый уровень культуру эксплуатации технических средств качество предоставления услуг Компании клиентам.
Одним из направлений в техническом обслуживании устройств ЖАТ, и как следствие снижении отказов, является создание единой многоуровневой системы автоматизированного мониторинга состояния технических средств, автоматизированной системы учета выполнения технологических операций. Для этого необходимо создание на всех дорогах центров диагностики и мониторинга технического состояния устройств автоматики.
Приоритетные направления развития устройств автоматики и телемеханики
В рамках стратегических направлений научно-технического развития ОАО “Российские железные дороги” на период до 2015 года (“Белая книга” ОАО “РЖД”) Компанией определены следующие задачи в области инновационного развития систем и средств ЖАТ:
- создание и внедрение интегрированной многофункциональной системы управления движением поездов, маневровой работой, работой сортировочных станций на основе спутниковой навигации и передачи команд управления по радиоканалу адаптированной для различных категорий железнодорожных линий;
- внедрение многоуровневой автоматизированной системы технического диагностирования и мониторинга состояния устройств СЦБ с одновременным контролем выполнения регламентных и ремонтных работ с соответствующим архивированием (СТДМ), включая мобильные диагностические комплексы;
- создание малообслуживаемого напольного оборудования СЦБ, средств механизации сортировочных горок нового поколения с элементами резервирования, диагностики, защищенного от несанкционированного доступа с применением композитных материалов и нанотехнологий.
В рамках решения стратегических задач по повышению эффективности работы Компании ОАО “РЖД” железные дороги оснащаются современными техническими средствами ЖАТ на микроэлектронной элементной базе и создание на этой основе многоуровневой системы управления и обеспечения безопасности движения поездов.
В настоящее время на сети железных дорог внедряются технические средства ЖАТ, позволяющие обеспечить требуемые уровни безопасности, надежности, расширение функциональных возможностей по сравнению с релейными аналогами.
Версия для печати
screenRenderTime=1
Источник: http://annrep.rzd.ru/reports/public/ru%3FSTRUCTURE_ID%3D4251
27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте (на железнодорожном транспорте)
1. Область профессиональной деятельности выпускников:
-
построение и эксплуатация устройств и систем сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ);
-
техническое обслуживание, ремонт, монтаж и пуско-наладочные работы устройств и систем сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ);
-
ремонт, регулировка и испытание приборов, блоков и устройств аппаратуры СЦБ и ЖАТ.
2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
-
перегонные системы железнодорожной автоматики и телемеханики;
-
станционные системы железнодорожной автоматики и телемеханики;
-
технология обслуживания устройств СЦБ и систем ЖАТ;
-
микропроцессорные и диагностические системы железнодорожной автоматики;
-
приборы и устройства СЦБ, железнодорожной автоматики и телемеханики;
-
техническая документация;
-
первичные трудовые коллективы.
3. Техник готовится к следующим видам деятельности:
-
Построение и эксплуатация станционных, перегонных, микропроцессорных и диагностических систем железнодорожной автоматики.
-
Техническое обслуживание устройств систем сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) и железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ).
-
Организация и проведение ремонта и регулировки устройств и приборов систем СЦБ и ЖАТ.
-
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1. Техник, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
-
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
-
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
-
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
-
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
-
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
-
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
-
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
-
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
-
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
2. Техник, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
2.1. Построение и эксплуатация станционных, перегонных, микропроцессорных и диагностических систем железнодорожной автоматики.
-
Анализировать работу станционных, перегонных, микропроцессорных и диагностических систем автоматики по принципиальным схемам.
-
Определять и устранять отказы в работе станционных, перегонных, микропроцессорных и диагностических систем автоматики.
-
Выполнять требования по эксплуатации станционных, перегонных микропроцессорных и диагностических систем автоматики.
2.2. Техническое обслуживание устройств систем сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) и железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ).
- Обеспечивать техническое обслуживание устройств СЦБ и систем ЖАТ.
- Выполнять работы по техническому обслуживанию устройств электропитания систем железнодорожной автоматики.
- Выполнять работы по техническому обслуживанию линий железнодорожной автоматики.
- Организовывать работу по обслуживанию, монтажу и наладке систем железнодорожной автоматики.
- Определять экономическую эффективность применения устройств автоматики и методов их обслуживания.
- Выполнять требования технической эксплуатации железных дорог и безопасности движения.
- Составлять и анализировать монтажные схемы устройств СЦБ и ЖАТ по принципиальным схемам.
2.3. Организация и проведение ремонта и регулировки устройств и приборов систем сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) и систем железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ).
- Производить разборку, сборку и регулировку приборов и устройств СЦБ.
- Измерять и анализировать параметры приборов и устройств СЦБ.
- Регулировать и проверять работу устройств и приборов СЦБ.
2.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
Источник: https://tktts.ru/post/1769/
Add comment