Воспитание: сущность, назначение, особенности
Воспитание ощущает на себе воздействие среды и социального окружения ребенка. Психологическая сущность воспитательного процесса представляется в переводе ребенка из одного состояния в другое.
Результат воспитания – перевод внешнего опыта, знаний, ценностей, норм и правил в личностные убеждения, установки, поведение человека. Воспитание формирует психологическую структуру личности (рис.1).
Рис. 1
Педагогическая трактовка процесса воспитания – организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями и отношениями. В данном определении делается акцент на активную деятельность объекта воспитания. Это так называемый личностно-деятельный подход к воспитанию. Он широко распространен в отечественной теории воспитания.
Современная теория предполагает, что воспитание это не прямое воздействие, а в большей степени социальное взаимодействие между педагогом и воспитанником. Результат работы педагога выражается в качественных изменениях сознания и поведения ребенка.
На практике воспитывать, значит организовывать содержательную часть жизни и развивающую деятельность детей вместе с взрослыми. В таком взаимодействии у каждого свои роли, цели, взаимоотношения.
На воспитательный процесс оказывает влияние множество факторов:
- семья,
- школа,
- микросреда,
- общественные организации,
- СМИ,
- искусство и культура,
- социально-экономическая ситуация и другие.
Такая многофакторность делает воспитание, с одной стороны богатым, легким, но и параллельно сложным. При большом количестве факторов, влияющих на процесс трудно им управлять, он подвержен стихийности и негативно действующим влияниям. Таким примером могут быть СМИ, которые носят полярный характер влияния на образование.
Назначение воспитания
В современной педагогике воспитание имеет множество задач:
- формирование целостной и всесторонне развитой личности;
- привитие социально адаптированных, культурных, общественно адекватных норм поведения и жизнедеятельности;
- привитие нравственных и эстетических качеств человеку;
- развитие воли, целеустремленности и эмоциональной устойчивости личности;
- присоединение к научным, историческим, культурным ценностям и достижениям общества;
- воспитание патриотической личности в соответствии с потребностями государства;
- анагенез личных способностей, склонностей и потребностей человека в различных областях;
- создание возможностей для реализации разных видов познавательной деятельности для расширения мировоззрения, роста уровня образованности и культурного опыта;
- развитие способности адаптироваться к изменениям в социальной, политической и культурной жизни общества.
Особенности воспитания
Воспитание – это долговременный и непрерывный процесс, на более поздних этапах он должен перейти в стадию самовоспитания. Особенность воспитания состоит в отсроченности результата и его оценочной разницы. Очень много зависит от факторов, влияющих на личность воспитуемого и его внутренних ресурсов.
Задачи, стоящие перед воспитанием, могут быть эффективно решены только при понимании и решении содержательных вопросов воспитания. воспитания формируется из системы знаний и навыков, убеждений и личностных качеств, поведенческой составляющей, идеологических взглядов человека. Именно они являются целью воспитательного процесса.
Воспитательный процесс разносторонний и многоуровневый, он охватывает разные стороны жизнедеятельности и в зависимости от направленности обладает своим специфическим содержанием и особенностями.
Генерирование научного мировоззрения в своем содержании предполагает развитие взглядов и убеждений, которое возможно при наличии развитого мышления и целеустремленности. Мало просто дать человеку знания, следует воспитать в нем способность к дальнейшему анагенезу своего интеллекта, к анализу, рассуждению, исследованию.
Гражданское воспитание заключается в вырабатывании у гражданина патриотических чувств, культуру поведения в межнациональном социуме, уважения к своей стране и истории.
Нравственное воспитание находится во взаимосвязи с социализацией человека.
В процессе реализации воспитания и социализации человек обучается правилам поведения в данном социуме и вырабатывает отношение к обществу, к людям, природе, культурным ценностям, обычаям и правилам, принятым в его социуме. Основа нравственного воспитания – гуманность.
Нравственное воспитание реализуется через коллективную деятельность, разбор и обсуждение проблем и сложных ситуаций. В процессе такого взаимодействия и дискуссии дети формируют личную нравственную позицию. Большая роль в процессе нравственного воспитания принадлежит идеалам.
Трудовое воспитание – основа советского общества, к сожалению, в сегодняшних реалиях отходит на задний план, как в образовательных учреждениях, так и в семье. В отсутствии трудового воспитания не формируется ответственность, мотивация к прикладному использованию теоретических знаний, трудолюбие.
Эстетическое воспитание призвано развивать творческое мышление, формировать духовные ценности. Оно способствует эмоционально воспринимать искусство и понимать его.
Воспитание физическое помогает развитию целостной и гармоничной личности, формирует положительное отношение к двигательной активности, учит соблюдать правила гигиены.
Организованный воспитательный процесс имеет прямую и обратную связь: от воспитателя к воспитаннику и от воспитанника к воспитателю. В этой схеме очень важна обратная связь. Благодаря такому взаимодействию, можно правильно разработать план воспитания отдельной личности, подобрать эффективные методы работы.
Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/teoriya_vospitaniya/vospitanie_suschnost_naznachenie_osobennosti/
Сущность воспитания и его особенности
Определение 1
Воспитание есть основополагающая категория педагогики, являющаяся базисом для обеспечения основного пласта формирования личности.
При этом специфика воспитания заключается в том, что воспитательному воздействию подвержены все люди, независимо от уровня развития, и они же воздействуют сами. Педагогика призвана упорядочить этот процесс, сделать его безопасным и эффективным. Рассмотрим детально, в чем заключена сущность воспитания, его особенности и предназначение.
Сущность воспитания
Определение 2
Воспитание – это процесс в педагогике, заключающийся в осмысленном целенаправленном формировании личности. При этом обучение и воспитание в образовательном учреждении и в семье неразрывно связаны между собой.
Воспитательный процесс подвержен влиянию внешней среды, социального окружения воспитуемого.
Психологическая сторона воспитания заключена в переводе ребенка из одного состояния в другое, а результатом воспитания является перевод внешнего опыта и знаний, ценностей и норм в личностные установки и, соответственно, поведение. Воспитание призвано сформировать психологическую структуру личности (рисунок 1).
Рисунок 1
Определение 3
Сущность воспитания с точки зрения педагогики – это оптимальная организация взаимодействия педагогов и их подопечных, формирование и стимулирование активности воспитуемых по приобретению ими социального и духовного опыта, ценностей и опыта отношений.
Особо необходимо акцентировать внимание на активности познавательной деятельности объекта воспитания, что можно назвать личностно-деятельным подходом к воспитанию. Он получил широкое распространение в отечественной теории воспитания.
Определение 4
Современная теория заключает в себе мысль, что воспитательный процесс — это не столько прямое воздействие, сколько социальное взаимодействие между педагогом и воспитуемым.
Эффективность деятельности педагога оценивается по качественным изменениям сознания и поведения ребенка.
Можно выделить базовые категории, определяющие существующую российскую концепцию воспитания:
- взаимодействие;
- сотрудничество;
- воспитательные отношения;
- педагогическая ситуация;
- социальная обстановка.
Многообразие факторов с одной стороны обеспечивает воспитательному процессу многогранность, насыщенность и эффективность, с другой стороны делает его более сложным.
Соблюдением большого количества условий труднее управлять, поскольку имеет место стихийность и негативное влияние внешней среды.
Можно привести в качестве примера разного рода СМИ, опосредованно влияющие на обучающий и воспитательный процессы.
Назначение воспитания
Современная педагогика ставит перед собой большое количество задач, учитывающих все аспекты воспитания:
- формирование полноценной, всесторонне развитой личности;
- внедрение и закрепление в структуре личности социально приемлемых, культурных норм поведения и жизнедеятельности;
- внедрение и закрепление в структуре личности нравственных и эстетических качеств;
- обеспечение наличия факторов, способствующих развитию воли, целеустремленности, осознанности и эмоциональной устойчивости личности;
- приобщение воспитуемого к научным, историческим, культурным ценностям и достижениям общества;
- воспитание патриотической личности согласно потребностям государства;
- распознавание и развитие индивидуальных способностей, склонностей и потребностей человека в разных сферах;
- формирование среды, способствующей реализации различных видов познавательной деятельности в целях расширения мировоззрения, повышения уровня образованности и культурного опыта;
- развитие адаптивной способности личности в отношении изменяющихся условий социальной, политической и культурной жизни общества.
Особенности воспитания
Определение 5
Воспитание – это растянутый во времени, непрерывный процесс, в заключительной своей фазе переходящий в стадию самовоспитания. Отличительными особенностями воспитания являются отсроченность его результата и разница в существующих оценках.
Многое здесь находится в зависимости от факторов, влияющих на личность воспитанника, а также его изначальных внутренних ресурсов.
Задачи воспитательного процесса качественно реализовываются лишь при понимании и решении содержательных вопросов воспитания.
Определение 6
воспитания – это комплекс знаний и навыков, установок и личностных качеств, поведенческой составляющей и идеологических взглядов.
Все перечисленное и есть цель воспитательного процесса.
Воспитание – процесс разносторонний, многозадачный и многоуровневый; он учитывает все стороны жизнедеятельности и имеет особенности согласно своей направленности:
- Формирование глобального мышления, научного мировоззрения включает в себя развитие установок и взглядов, доступное лишь личности с развитым мышлением и осознанностью. Недостаточно просто передать человеку знания, необходимо научить его в дальнейшем самостоятельно развивать свой интеллект, реализовывать способности к анализу и исследованию.
- Гражданское воспитание предполагает привитие человеку чувства сопричастности к своей родине, уважение к своей стране и ее истории, патриотичной настроенности, а также культуры поведения в межнациональном социуме.
- Нравственное воспитание тесно взаимосвязано с социализацией личности. Воспитательный процесс содержит в себе обучение личности социально приемлемым нормам поведения (в конкретном социуме); привитие ей культурных ценностей, обычаев, правил; выработку адекватного отношения к обществу, другим людям, природе. Основой нравственного воспитания является гуманность, подразумевающая развитие в личности таких навыков как сочувствие, отзывчивость, терпимость, уважение чужого выбора и особенностей других людей. Здесь крайне важно, чтобы педагог сам являл собой достойный пример нравственности. Нравственное воспитание получает свою реализацию через коллективное взаимодействие, открытое и свободное обсуждение вопросов и сложных ситуаций. Такая деятельность способствует формированию у детей собственной нравственной позиции.
- Трудовое воспитание. Ранее это направление было основой советского общества, в современных же условиях оно отошло на задний план как в учреждениях образования, так и в системе семьи. Трудовое воспитание имеет своей целью формирование ответственности, мотивации к прикладному использованию полученных знаний.
- Эстетическое воспитание развивает творческую сторону мышления, создает условия для формирования духовных ценностей. Личности прививается способность к эмоциональному отклику на искусство и пониманию его.
- Физическое воспитание способствует формированию целостной личности, имеющей навык заботы о своем здоровье и положительное отношение к двигательной активности, что, несомненно, отражается и на результатах умственной деятельности.
Верно организованный процесс воспитания включает в себя как прямую, так и обратную связь: от воспитателя к воспитуемому и наоборот, и это чрезвычайно важный аспект педагогической деятельности. Такой способ взаимодействия дает возможность учитывать индивидуальные особенности воспитанников и подбирать эффективные методы работы.
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/teorija-vospitanija/suschnost-vospitanija-i-ego-osobennosti/
Сущность процесса воспитания, его место в целостной структуре образовательного процесса. Закономерности, принципы и направления воспитания
Сохрани ссылку в одной из сетей:
/index/gosehkzamen_fakultet_istorii_i_prava_specialitet/0-75
Сущность процесса воспитания,его место в целостной структуреобразовательного процесса. Закономерности,принципы и направления воспитания.
Воспитание– одно из важнейших категориальныхпонятий в педагогике. Однако оно широкоиспользуется и в повседневной жизни. Вшироком смысле воспитание – этовоздействие общества на человека.
Вузком, педагогическом смысле воспитаниерассматривается какспециально организованнаядеятельность педагогов и воспитанниковпо реализации воспитательных целей изадач, отражающих основные требованияобщества.
Воспитание является важнойсферой человеческой деятельности.
Необходимость специально организованноговоспитания человека обусловлена тем,что в воспитательном процессе происходитформирование нравственных качествличности, приобщение к культурномунаследию человечества, воспитаниежизненной позиции, соответствующейтребованиям общества, развитиесклонностей, способностей личности,нужных и полезных обществу, развитиекоммуникативной функции и социализацияличности. Воспитание позволяеторганизовать личностно и общественноценную деятельность школьника,сформировать у него опыт достиженияличного и коллективного успеха.
Современноевоспитание направлено на формированиецивилизованной личности, сочетающейразностороннее развитие со способностьюк социальной адаптации. Человек иобщество в целом может существоватьтолько в условиях, пригодных для егожизни. Сохранение таких условий на Землев последние десятилетия оказалось подугрозой, поэтому поддержание экологическогоравновесия – социально значимая задача.
Следовательно, социальная адаптация,сочетающая общественную полезность сличным успехом человека в обществе, внаши дни дополняется обязательнымтребованием бережного отношения кприроде. Поэтому цельювоспитания сегодня являетсянужный и полезный дляобщества, способный к личному успехучеловек, личность которого, развиваетсяи самореализуется в гармонии с собой,природой и обществом.
Под содержаниемвоспитания понимают системузнаний, убеждений, навыков, качеств ичерт личности, устойчивых привычекповедения, которыми должны овладетьучащиеся в соответствии с поставленнымицелями и задачами.
В современномобществе воспитание выполняет триосновныхфункции:
-
культурно-созидательную функцию (сохранение, передача новому поколению и воспроизведение культурного наследия человечества);
-
гуманистическую или человекообразующую функцию (развитие потенциала личности ребёнка);
-
функцию социализации и социальной адаптации (подготовка воспитанника к вхождению в систему общественных отношений).
Культурно-созидательная функциявоспитания является звеном, связывающимдве другие функции на основе усвоениявоспитанниками норм индивидуальной(гуманистическая функция) и социальной(функция социализации) культурной жизни.
Тесная связь воспитания собщественной жизнью предполагаетобусловленность воспитания особенностямикультуры и исторической памяти каждогонарода, сложившимися в общественациональными обычаями и традициями,национальным менталитетом.
Образовательныйпроцесс – это специально организованное,целенаправленное взаимодействиепедагогов и учащихся, направленное нарешение задач образования, развития ивоспитания школьников.
Отличительнаячерта целостного образовательногопроцесса – синтез основных процессов:обучения и воспитания (Ю.К. Бабанский).Поэтому педагогический, осуществляемыйв образовательном учреждении, частоназывают учебно-воспитательным процессом.
Особенностивоспитательного процесса,по сравнению с процессом обучения,наиболее отчётливо проявляются вследующих свойствах:
Закономерностивоспитанияобычно понимаются как недостаточнопознанные законы, упорядоченностьпознанных явлений, возникающих ввоспитательном процессе связей изависимостей, а также факторов, влияющихна воспитательный процесс.
Для практикивоспитания важнее всего связатьзакономерными отношениями эффективностьвоспитательного процесса с теми егокомпонентами, которые оказываютнаибольшее влияние на качество воспитания.
Таким образом, закономерностивоспитания можно определить какзависимости эффективности воспитанияот некоторых факторов, условий.
Эффективность воспитания зависит:
1. От сложившихсявоспитательных отношений. Одно и то жевоспитательное воздействие можетпривести к разным результатам, если неучитывать те отношения, которые сложилисьмежду педагогом и воспитанником.
2. От соответствия цели и организациидействий, помогающих эту цель достигнуть.Понятие «организация» включает в себяспециально упорядоченную совокупностьвоздействий, отношений, условий, форми методов работы. Если организация несоответствует цели, воспитательныйпроцесс не достигает успеха.
3. От соответствия социальнойпрактики и характера (направленности,содержания) воспитательного влиянияна воспитанников.
Воспитательный процесссопровождается тем, что человек мыслити действует, получает знания и приобретаетпрактический опыт, усваивает нормы иправила социального поведения и тут жепроверяет их на практике.
При этомнеобходимо, чтобы у педагога слово нерасходилось с делом, а то, чему учитпедагог, находило подтверждение иприменение в жизни и опыте ребёнка.
4. От совокупного действияобъективных и субъективных факторов.К субъективным факторам относятсяличностные особенности педагогов ивоспитанников, влияющие на взаимодействиемежду ними. Объективные факторы отражаютусловия воспитания: материальные,педагогические и др.
6. От активности его участниковв педагогическом взаимодействии.
7. От эффективности сопутствующихвоспитанию процессов: развития иобучения. Чем эффективней организованообучение, чем успешней происходитразвитие личности, тем выше результатывоспитания.
8. От качества воспитательноговоздействия. Педагогическое воздействиевоспитателей на воспитанников предполагаетцелеустремленную организацию ихдеятельности, общения, систематическогои планомерного развития интеллектуальной,эмоциональной и волевой сфер в соответствиис поставленной целью.
9. От интенсивности воздействияна «внутреннюю сферу» воспитанника.«Внутренняя сфера» – система мотивов,потребностей, эмоций, интеллекталичности, рассматриваемая как целостноеобразование. В воспитательном процессевнешние влияния трансформируются вовнутренние достижения школьника.
10. От интенсивности и качествавзаимоотношений между самимивоспитанниками. Взаимовоспитание влияетна становление личности именно потому,что воспитывают сверстники и друзья. Вэтом случае цели и содержание воспитанияне только лучше понимаются, но ипринимаются часто некритически и сразу.
Принципы воспитания– это фундаментальные положения, которыеотражают общие требования к организациивоспитательного процесса.
Принципыформулируются на основе научного анализапроцесса воспитания, соотносятся с егозакономерностями, с целями и задачами,с уровнем развития педагогическойнауки, с возможностями имеющейся системыобразования.
Сегодня не существуетединства мнений в вопросе о принципахвоспитания, авторы разных учебныхпособий предлагают различные формулировкии различное количество принципов.
В учебном пособии И.П. Подласогоприводится следующая система принципов:
-
принцип общественной направленности воспитания состоит в том, что в воспитательном процессе необходимо готовить ребёнка к активной общественной жизни, учить быть полезным членом общества.
-
принцип связи воспитания с жизнью, трудом означает, что воспитание должно ориентировать ребенка на трудовую деятельность в реальных условиях взрослой жизни: вырабатывать ценностное отношение к процессу и результату своего труда и труда других людей, трудовые умения и навыки, помогать в выборе профессии.
-
принцип опоры на положительное в воспитании имеет следующий смысл: видеть в положительные качества, развивать их и с помощью этих качеств преодолевать недостатки;
-
принцип гуманизации воспитания требует от педагога уважения прав и свобод ребёнка, ненасильственного формирования у воспитанника требуемых качеств;
-
принцип личностного подхода требует в индивидуального подбора для каждого воспитанника наиболее подходящих методов, приёмов, средств и форм воспитания; этот принцип реализуется благодаря учёту в воспитании индивидуальных особенностей ребёнка;
-
принцип единства воспитательных воздействий означает единство, непротиворечивость требований к ребёнку, предъявляемых различными субъектами воспитания, соответствие самого воспитателя тем качествам, которые он хочет воспитать в ребёнке.
Главнойцелью эстетического воспитания выступаетформирование эстетического отношенияк жизни, к природе, к искусству, к поведениюи внешнему виду, способности видеть,ценить и создавать красоту вокруг себя
Вернуться наГосэкзамен.Факультет Истории и права (специалитет)
Источник: https://gigabaza.ru/doc/100071.html
Add comment