Kievuz

Сущность системного подхода к воспитанию

Воспитание как система. Сущность системного подхода к воспитанию

Сущность системного подхода к воспитанию

Работана тему:

Воспитаниекак система. Сущность системного подходак воспитанию

2006

Введение 2

1. Особенностивоспитательного процесса и егосодержание 4

2. Системныйподход к воспитанию и его идея 9

3. Детскийколлектив как системообразующий факторвоспитания 13

Заключение 17

Списоклитературы 19

Введение

Единства взглядов в определении процессавоспитания нет. Выявить его спецификуможно лишь в сопоставлении с процессамиформирования, становления, социализацииличности.

Но и для этих процессов нет пока четкихопреде­лений. Одни исследователисчитают, что понятие «форми­рование»более широкое, чем понятие «воспитание»,дру­гое — что оно уже, ибо формирование- это внутренняя сторона воспитания.

Соотношение понятий «социализацияличности», «формирование личности» и«воспитание» мо­жет быть представленоследующим образом: социализация естьпроцесс усвоения социального опыта,освоения и при­своения общественныхотношений, продолжающийся всю жизньиндивида и имеющий определенные стадии:станов­ления и развития личности. 1

Процесс воспитания — это про­цессформирования, развития личности,включающий в себя как целенаправленноевоздействие извне, так и самовоспи­таниеличности.

Согласно одной из распространенныхныне концепций процесс воспитанияпредставляется как взаимосвязаннаяцепь развивающихся воспитательныхситуаций, каждая из которых строится сучетом резуль­татов предыдущей. Притаком понимании процесс воспи­тания- это саморазвивающаяся система, единицакото­рой — развивающаяся воспитательнаяситуация.

Развиваются не только воспитанники,воспитательная деятельность, самвоспитатель, его взаимо­действие своспитанниками; развивается целостныйобъект, который, будучи системой, естьнечто большее, чем сово­купностькомпонентов.

Так преодолеваетсяодносторон­ность обособленных подходовк пониманию воспитания — социологического,психологического, технологического,со­циально-психологического; теориявоспитания приобретает собственныйобъект исследования.

Выявлены и охарактеризованы такиесвойства воспита­тельного процесса,как статистичность, многомерность,иерархичность, самоуправляемость.

В процессе Воспитания выделяютсясодержательная и процессуальнаястороны.2Их единство становится очевидным толькопри достаточно вы­сокой степениабстрагирования, позволяющей выйти запре­делы тех конкретных обстоятельств,в которых осуществля­ется воспитание.

Представления о воспитательнойдеятель­ности преподавателя учебногопредмета, классного руково­дителя,коллектива — это еще отнюдь не процессвоспита­ния в целом. Необходимопедагогическое абстрагирование, чтобыувидеть за ними нечто целостное.

В целостном педагогическом процессеважное место зани­мает процессвоспитания. Сущ­ность, а также местои роль этого процесса легче всегообнару­жить, рассматривая его вструктуре более общего процессаформирования личности (рис. 1).

В той части, где формирова­ние личностиимеет управляемый, контролируемыйхарактер, где люди руководствуютсясознательными намерениями, дей­ствуютне стихийно, а по заранее намеченномуплану в соот­ветствии с поставленнымизадачами, и проявляется воспита­ние.

Воспитание — процесс целенаправленногоформирования личности.3

Это специально организованное, управляемоеи кон­тролируемое взаимодействиевоспитателей и воспитанников, конечнойсвоей целью имеющее формированиеличности, нужной и полезной обществу.

В учебных пособиях по педаго­гикепрежних лет была распространенаформулировка, соглас­но которойпроцесс воспитания — это организованное,целе­направленное руководствовоспитанием школьников в соответ­ствиис целями, поставленными обществом.

Уязвимость данно­го определения мылегко обнаруживаем, сопоставляя значенияпонятий «взаимодействие» и «руководство».

Первое отражает сложнейшие отношениявоспитателей и воспитуемых, отводяпоследним активную роль, а второепред­ставляет их как пассивный объектпедагогического руководства.

В современномпонимании процесс воспитания — этоименно эффективное взаимодействиевоспитателей и воспитанников, направленноена достижение заданной цели.

Рисунок № 1

Воспитательный процесс имеет рядособенностей. Прежде всего это процессцеленаправленный. Наибольшую эффектив­ностьобеспечивает такая его организация,при которой цель воспитания превращаетсяв цель, близкую и понятную воспитан­нику.Именно единством целей, сотрудничествомпри их дости­жении характеризуетсясовременный воспитательный процесс.4

Процесс воспитания — процесс многофакторный,в нем проявляются многочисленныеобъективные и субъективные факторы,обусловливающие своим совокупнымдействием не­вообразимую сложностьданного процесса.

Установлено, что соответствие субъективныхфакторов, выражающих внутренниепотребности личности, объективнымусловиям, в которых лич­ность живети формируется, помогает успешно решатьзадачи воспитания. Чем больше по своемунаправлению и содержа­нию совпадаютвлияния организованной воспитательнойдея­тельности и объективных условий,тем успешнее осуществляет­сяформирование личности.

Процесс воспитания — процесс комплексный.Комплекс­ность в данном контекстеозначает единство целей, задач,со­держания, форм и методов воспитательногопроцесса, подчи­ненное идее целостностиформирования личности.

Формированиеличностных качеств происходит непоочередно, а одновременно, в комплексе,поэтому и педаго­гическое воздействиедолжно иметь комплексный характер.

Этоне исключает, что в какой-то моментприходится уделять большее вниманиетем качествам, которые по уровнюсформи­рованное не соответствуютразвитию других качеств.

Ком­плексный характер воспитательногопроцесса требует соблюде­ния целогоряда важных педагогических требований,тщатель­ной организации взаимодействиямежду воспитателями и вос­питанниками.5

Воспитательному процессу присущизначительная вариа­тивность инеопределенность результатов. В однихи тех же условиях последние могутсущественно отли­чаться.

Это обусловленодействиями названных выше субъек­тивныхфакторов: большими индивидуальнымиразличиями воспитанников, их социальнымопытом, отношением к воспи­танию.

Уровень профессиональной подготовленностивоспита­телей, их мастерство, умениеруководить процессом также ока­зываютбольшое влияние на его ход и результаты.

Процесс воспитания имеет двустороннийхарактер. Его те­чение необычно тем,что идет в двух направлениях: отвоспи­тателя к воспитаннику и отвоспитанника к воспитателю.

Управление процессом строится главнымобразом на обратных связях, т. е. на тойинформации, которая поступает отвоспитанников. Чем больше ее в распо­ряжениивоспитателя, тем целесообразнеевоспитательное воз­действие.

Под содержанием воспитания понимаютсистему знаний, убеждений, навыков,качеств и черт личности, устойчивыхпривычек поведения, которыми должныовладеть учащиеся в соответствии споставленными целями и задачами.

Умствен­ное, физическое, трудовое иполитехническое, нравственное,эстетическое воспитание, слитые вцелостном педагогическом процессе, идают возможность достичь главную цельвоспита­ния — формирование всестороннеи гармонически развитой личности.

В последние годы взгляды на содержаниевоспитательного процесса быстро ирадикально менялись. Нет единства исе­годня: наше общество, а вместе сним и школа переживают трудный периодпостижения объективной истины. Взяткурс на гуманизацию и демократизациюшколы, который должен привести к новомукачеству воспитания.

В основе современной идеологии воспитаниялежат следующие комроненты:6

Реализм целей воспитания. Реальнаяцель сегодня — раз­ностороннее развитиечеловека, опирающееся на его способ­ностии дарования. Средство достижения этойцели — освое­ние человеком базовыхоснов культуры.

Отсюда центральноепонятие содержания воспитания — «базоваякультура» лично­сти.

Это культуражизненного самоопределения: экономическаякультура и культура труда; политическая,демократическая и правовая; нравственнаяи экологическая, художественная ифизическая; культура семейных отношений.

Совместная деятельность детей ивзрослых. Поиск со­вместно с детьминравственных образцов, лучших образцовду­ховной культуры, культурыдеятельности, выработка на этой основесобственных ценностей, норм и законовжизни состав­ляют содержание работывоспитателя, обеспечивая активнуюличную позицию школьника в воспитательномпроцессе.

Самоопределение. Развивающеевоспитание предполагает формированиецелостной личности — человека с твердымиубеждениями, демократическими взглядамии жизненной по­зицией. Важнейшийэлемент содержания воспитания — куль­туражизненного самоопределения человека.

Жизненное само­определение — понятиеболее широкое, чем только профес­сиональноеи даже гражданское. Культура жизненногосамооп­ределения характеризуетчеловека как субъекта собственной жизнии собственного счастья.

Именно в гармониичеловека с самим собой должно идтигражданское, профессиональное инравственное самоопределение.

Личностная направленность воспитания.В центре всей воспитательной работышколы должны стоять не программы, немероприятия, не формы и методы, а самребенок, подрос­ток, юноша — высшаяцель, смысл нашей педагогической за­боты.

Надо развивать их индивидуальныесклонности и инте­ресы, своеобразиехарактеров, чувство собственногодостоинст­ва. Движение от ближайшихинтересов воспитанников к разви­тиювысоких духовных потребностей должностать правилом воспитания.

Добровольность. Без собственнойдоброй воли воспитан­ников не могутбыть воплощены сущностные идеи воспитания:ни идея развития, ни идея со­трудничества.

Воспитательный процесс, если онорганизован как принудительный, ведетк деградации нравственности как ребен­ка,так и учителя. Детей нельзя обязать«воспитываться».

Сво­бодная волявоспитанника проявляется, если воспитателиопи­раются на интерес, романтику,чувство товарищеского и граж­данскогодолга, стремление к самодеятельностии творчеству.

Коллективистская направленность.В содержании воспи­тательной работыпредстоит преодолеть отношение кколлек­тиву как к сугубо дисциплинарномусредству, способному лишь подавлятьличность, а не возвышать ее духовные,нравствен­ные силы.

Устремленность школы в жизнь — залогобновления содер­жания и способоввоспитания, открывающего путь:7

  • Контрольная работа >>Педагогикаподходить к явлениям жизни как к системам, имеющим определенное строение и свои законы функционирования. Сущностьсистемногоподхода … деятельность с исследовательской. В теории воспитания сформулированы принципы исследовательской деятельности, которые …
  • Курсовая работа >>Менеджментсистемы принципов научного мышления, о формировании нового подхода к объектам исследования. 1.2 Сущность и категориальный аппарат системногоподхода Под системнымподходом
  • Курсовая работа >>Менеджмент … , но некоторая новая сущность, новое качество, отсутствующее … каксистема ходе изучения организаций в рамках системногоподхода выяснилось, что социальная организация каксистема … на первый план задачу воспитания работника, высокосознательного в отношении …
  • Дипломная работа >>Педагогика … для характеристики системы опиралось на понимание сущностисистемногоподходакак исследования … . Сокольников Ю.П. Системныйподход в исследовании воспитания. — М.: Прометей, 1993. — 200 с. 322. Сокольников Ю.П. Системныйподход к воспитанию школьников. — …
  • Реферат >>ФилософияСистемныйподход при рассмотрении общества. Системныйподход, рассматривающий общество как тип социальной системы … вскрывает и представляет сущность реального общества, индивидуальное … детьми, методы воспитания и т. д.) определяется системой правовых и иных …
  • Шпаргалка >>Менеджментподход непосредственно связан с системным и процессным подходами и расширяет их применение на практике. Сущность … с помощью воспитания в них … системы управления. Системныйподход, придавая важное значение функциям управления и нормативам численности как
  • Дипломная работа >>Менеджмент … продуктов, в то время каксистемныйподход к управлению качеством являлся методологией … предприятии до сертификации действующей системы. Сущностьсистемногоподхода при построении СМК … этических норм работников с целью воспитания патриотизма к своей фирме …
  • Статья >>психология, педагогикаСистемныйподход к … Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в … естественная биологическая система, каксистема созданная без участия … 176 с. 4. Леднев В.С. образования: сущность, структура, перспективы / В.С. Леднев – …
  • Дипломная работа >>Педагогика … если использовать системныйподход. Глава 1 Теоретический подход к решению … системы свободного воспитания М. Монтессори, А. Нейл, С. Френе и другие. В этих системах саморазвитие понимается как … свою интересную оригинальную сущность, самовыражаются без …
  • Курсовая работа >>Государство и право … правового воспитания, … как общественного регулятора. 2 Система права и система законодательства в сравнении 2.1 Соотношение и взаимосвязь системы права и системы … 300. 13. Блауберг, И. В. Становление и сущностьсистемногоподхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. …

Источник: https://topref.ru/referat/121346.html

Системный подход к воспитанию и его идея

Сущность системного подхода к воспитанию

Иначе выглядит система методов воспитательного воз-действия, методов тактического плана. Исходным для об-наружения данной системы служит отношение ребенка к окружающей действительности в его реальное проявлении, становлении и развитии. Педагог, воздействуя на отноше-ние, корректирует, инициирует отношение, придает фор-мам его культурные контуры.

Поэтому в педагогическом арсенале три основных ме-тода воспитательного воздействия: метод убеждения, метод упражнения, метод оценки. Разумеется, названия условны, к ним относиться следует как к педагогическим терминам, скрывающим особый профессиональный смысл, и нельзя толковать их прямо, соответственно их лексическому зна-чению.

Метод убеждения выступает в виде следующего: Педагогика / Под ред. И.П.Пидкасистого. — М., 1996.

a. суждение педагога;

b. аргументация педагога;

c. мнение, высказанное педагогом, сообщение о лич-ном отношении и самочувствии;

d. сообщение об общепринятом в культуре;

e. раскрытие внутреннего скрытого смысла проис-шедшего, отношенческого смысла;

f. диалог педагога с детьми;

g. дискуссия, спонтанно либо специально организуе-мая педагогом;

h. обмен впечатлениями по восприятию художествен-ного образа,

i. совет, рекомендация педагога по поводу жизненной коллизии.

Метод упражнения- это такого рода воздей-ствие, которое обеспечивает реальные практические дей-ствия ребенка, воплощающие его внутреннее отношение, которое как бы материализует отношение, делая его види-мым для другого.

В поступке соединяется внутреннее и внешнее отно-шение, но, чтобы совершить поступок, ребенок должен владеть внешней формой.

Метод упражнения содействует такому оснащению поведенческими умениями. Он реали-зуется следующим образом: Педагогика / Под ред. И.П.Пидкасистого. — М., 1996.

a. примером педагога;

b. просьбой что-либо сделать, направленной в адрес ребенка;

c. просьбой что-либо переделать, изменив характер действия;

d. показом — инструкцией, вплетенной в контекст со-вместной деятельности;

e. специальным тренингом, отрабатывающим поведен-ческие навыки;

f. игрой с этико-психологическими правилами;

g. традиционным оформлением некоторых правил по-ведения;

Метод педагогической оценки имеет две разновидности: открытой педагогической оценки и скрытой пе-дагогической оценки.

К открытой следует прибегать редко, лишь в случае, когда воспитанник полностью отдает себе от-чет в содеянном.

Скрытая педагогическая оценка — наиболее эффективна, так как, рассчитанная на субъективную само-стоятельность, она интенсивно развивает эту самостоятель-ность. Подласый И.П. Педагогика. — П., 1996.

Наказание организуется аналогично, у него те же ви-ды, меняется лишь оценочный вектор. Перечислим анало-гичные виды: неодобрение, замечание, лишение удо-вольствий, выговор, исключение из системы общения ли-бо из группы.

Методы воспитательного воздействия разрабатывает такая научная дисциплина, как педагогическая технология. Реализация этих методов осуществляет тончайшее психологическое прикосновение к личности, потому нуждается в особом педагогическом искусстве.

Групповая форма организации воспитания в школе получи-ла название коллективной. Еще недавно она отражала приня-тую в нашем обществе концепцию К. Маркса и Ф. Энгельса, согласно которой «…

только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков и, следовательно, только в коллективе возмож-на личная свобода.

Воспитание в духе коллективизма стало ведущим принципом педагогики, форми-рование коллектива — целью воспитательной работы. Средст-вом и формой достижения этой цели также провозглашался коллектив.

Утверждение ведущей роли коллектива в формировании личности стало одним из главных отличий социалистической системы воспитания от зарубежных систем.

То, что отечествен-ная школа первой в мире отказалась от ориентации на лич-ность, поставив в центр воспитательной деятельности коллек-тив, объявлялось большим преимуществом и крупным шагом вперед в развитии теории и практики воспитания.Коллектив стал центром приложения воспитательных усилий, его форми-рование — главной задачей отечественной школы.

Новые цели потребовали теоретического осмысления, разработки больших и малых проблем. На их решение направили свои усилия А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский, многие другие видные педагоги. Подласый И.П. Педагогика. — П., 1996.

Широкомасштабная воспитательная деятельность дала не-значительные плоды, благородные замыслы не осуществились.

За многие десятилетия коллективистского воспитания наша школа мало продвинулась в формировании человека нового типа.

О чем это свидетельствует — о слабости идеи или неуме-нии воплотить ее в жизнь? Сегодня, когда осмыслено про-шлое, ясно, что попытки переделать индивидуальную природу человека оказались прямолинейными и упрощенными.

Отсю-да — выводы: нельзя доводить дело воспитания до абсурда, культивируя только коллективизм и ущемляя при этом разви-тие индивидуальности.

Гармония личного и коллективного в наибольшей сте-пени соответствует зрелым представлениям о воспитании.

Латинское слово «коллективус» переводят по-разному — сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа. Педагогика / Под ред. И.П.Пидкасистого. — М., 1996.

Неудивительно, что оно стало очень нечетким. Ясно лишь то, что коллектив — это группа людей. Но любая ли группа кол-лектив? В современной литературе употребляется два значения понятия «коллектив».

Под коллективом понимается любая организованная группа людей; второе: под коллективом понимается только высокоорганизованная группа В том значении, которое приобре-ло понятие «коллектив» в педагогической литературе, коллек-тивом называется объединение воспитанников, от-личающееся рядом важных признаков. Рассмотрим их.

Общая социально значимая цель. Цель есть у любой груп-пы: ее имеют и пассажиры, севшие в трамвай, и преступники, создавшие воровскую шайку. Все дело в том, какая это цель, на что она направлена Цель коллектива обязательно совпадает с общественными целями, поддерживается обществом и госу-дарством, не противоречит господствующей идеологии, кон-ституции и законам государства.

Общая совместная деятельность для достижения постав-ленной цели, общая организация этой деятельности. Люди объединяются в коллективы для того, чтобы совместными уси-лиями быстрее достичь определенной цели.

Для этого каждый член коллектива обязан активно участвовать в совместной дея-тельности, должна быть общая организация деятельности. Чле-нов коллектива отличает высокая личная ответственность за результаты совместной деятельности.

Отношения ответственной зависимости. Между членами коллектива устанавливаются специфические отношения, отра-жающие не только единство цели и деятельности, но и единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений.

Общий выборный руководящий орган. В коллективе уста-навливаются демократические отношения. Органы управления коллективами формируются при прямом и открытом избрании наиболее авторитетных членов коллектива.

Отдельные из этих характеристик могут быть присущи и другим видам групповых объединений.

Но особенно отчетливо они проявля-ются лишь при коллективной организации.

Кроме названных признаков коллектив отличается и други-ми очень важными особенностями.

Это характеристики, отражающие внутриколлективную атмосферу, психологический климат, отношения между членами коллектива Одна из таких характеристик — сплоченность, характеризующая взаимопонимание, защищенность, «чувство локтя», причастность к коллективу.

В хорошо организованных коллективах проявляются взаимопомощь и взаимоответственность, доброжелательность и бескорыстие, здоровая критика и самокритика, соревнование.

Группа формально сотрудничающих людей может обходиться без этих качеств, коллектив без них теряет свои преимущества

В коллективе, обладающем всеми перечисленными призна-ками, формируется иная система отношений к труду, к людям, к своим личным и общественным обязанностям.

В дружном, сплоченном коллективе система отношений определяется ра-зумным сочетанием личных и общественных интересов, умени-ем подчинять личное общественному.

Такая система формиру-ет ясную и уверенную позицию каждого члена коллектива, знающего свои обязанности, преодолевающего субъективные и объективные препятствия.

Наиболее стабильное звено в официальной структуре школь-ного коллектива — коллектив класса, в рамках которого проте-кает основная деятельность школьников — учение. Именно в классном коллективе между школьниками образуется густая сеть межличностных связей и отношений. В силу этого он вы-полняет роль того своеобразного фундамента, на базе которого формируются различные школьные коллективы.

Проецируя на школьный класс выделенные признаки кол-лектива, приходим к выводу, что ученический коллектив — это группа учеников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имею-щая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безус-ловном равенстве всех членов в правах и обязанностях.

Ученический коллектив как система — это: Подласый И.П. Педагогика. — П., 1996.

1. органичная часть более сложного объединения — вос-питательного коллектива, включающего помимо детского и коллектив педагогов-воспитателей;

2. относительно автономная система, которой свойствен-ны процессы саморегуляции, самоорганизации, самоуправ-

3. скоординированное единство двух структур: официаль-ной, складывающейся под влиянием взрослых, определяю-щих его организационное строение и деятельность, а также неофициальной, складывающейся в значительной степени в процессе межличностного общения;

4. субъект деятельности по реализации единых обще-ственно значимых целей;

5. носитель общего интегративного свойства — его поля, характеризующего коллектив как целостное образование, отличное от суммы составляющих его индивидов и входящих в него микро-групп, и проявляющегося в общественном мнении коллекти-ва, в его эмоциональных реакциях и ценностных ориентаци-ях, в нормах и традициях, определяющих поведение его членов;

6. субъект воспитания по отношению к личности каждого из входящих в него членов.

При этом ученический коллектив рассматривается как система динамическая, развитие которой детерминировано изменениями во внутреннем мире воспитанников, измене-ниями в жизни общества в целом, в непосредственно окру-жающей коллектив среде, в характере педагогического руко-водства деятельностью коллектива. Движет процесс разви-тия коллектива, как везде и всюду, борьба противоречий, возникающих между перспективами, достигнутыми и плани-руемыми, между интересами коллектива и отдельных чле-нов, между потребностями учеников и возможностями их удовлетворения в коллективе.

Page 3

Воспитание принадлежит к социальным явлениям и выступает в роли одного из факторов жизни и развития общества.

С точки зрения социальной, воспитание — это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специаль-но создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом. Например, создание сети учебных заведений составляет одно из про-явлений воспитания как социального явления.

Если взглянуть на воспитание с точки зрения биоло-гической, то мы обнаружим характеристику воспитания, несколько отличную от предыдущих: в царстве животных мать помогает детенышу приспособиться к жизни и успеть развить жизненно важные навыки, производит она это, подчиняясь сильнейшему заложенному природой ин-стинкту, реализация которого обеспечивает продолжи-тельность рода; в действиях матери отсутствует целенапра-вленность, проистекающая из анализа социальной ситуа-ции или ситуации жизни.

Всем доступно наблюдать, как упражняет в хищнических навыках кошка своих детены-шей, хотя при сегодняшнем положении кошек в домах она, вероятно, сама не поймала ни одной мышки.

Воспита-ние в мире животных — это только начатки будущего человеческого воспитания, основание пирамиды, которое вы-страивало человечество на протяжении истории своего су-ществования, все более осознавая великую роль усилий старших, направленных в адрес младших, вступающих в жизнь, и все более наделяя эти направленные усилия целью.

Но и эти начатки обнаруживаются в человеческом существовании, достаточно проследить за поведением мо-лодых женщин по отношению к малышам: всем им свой-ственна в тот или иной мере забота о маленьком ребенке.

Воспитание — элемент общечеловеческой культуры и подлежит изучению с позиции культурологической.

Тогда этот процесс предстает перед нами как целенаправленная помощь ребенку в его вхождении в современную культуру, достижения которой складывались на протяжении дли-тельных веков, а усвоение ее ребенок должен произвести за предельно короткие сроки. Педагогика / Под ред. И.П.Пидкасистого. — М., 1996.

Последнее, а именно предельно короткие сроки вхож-дения ребенка в контекст культуры породили воспитание как профессиональное явление — то, что организуется профессионалами-педагогами в специальных воспитатель-ных учреждениях, наделенными обществом профессио-нальными полномочиями и несущими профессиональную ответственность перед обществом.

Воспитание — это целенаправленная содержательная про-фессиональная деятельность педагога, содействующая макси-мальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека.

Page 4

Источник: https://studbooks.net/2042351/pedagogika/sistemnyy_podhod_vospitaniyu_ideya

ovdmitjb

Add comment