Воспитание как система. Сущность системного подхода к воспитанию
Работана тему:
Воспитаниекак система. Сущность системного подходак воспитанию
2006
Введение 2
1. Особенностивоспитательного процесса и егосодержание 4
2. Системныйподход к воспитанию и его идея 9
3. Детскийколлектив как системообразующий факторвоспитания 13
Заключение 17
Списоклитературы 19
Введение
Единства взглядов в определении процессавоспитания нет. Выявить его спецификуможно лишь в сопоставлении с процессамиформирования, становления, социализацииличности.
Но и для этих процессов нет пока четкихопределений. Одни исследователисчитают, что понятие «формирование»более широкое, чем понятие «воспитание»,другое – что оно уже, ибо формирование- это внутренняя сторона воспитания.
Соотношение понятий «социализацияличности», «формирование личности» и«воспитание» может быть представленоследующим образом: социализация естьпроцесс усвоения социального опыта,освоения и присвоения общественныхотношений, продолжающийся всю жизньиндивида и имеющий определенные стадии:становления и развития личности. 1
Согласно одной из распространенныхныне концепций процесс воспитанияпредставляется как взаимосвязаннаяцепь развивающихся воспитательныхситуаций, каждая из которых строится сучетом результатов предыдущей. Притаком понимании процесс воспитания- это саморазвивающаяся система, единицакоторой – развивающаяся воспитательнаяситуация.
Развиваются не только воспитанники,воспитательная деятельность, самвоспитатель, его взаимодействие своспитанниками; развивается целостныйобъект, который, будучи системой, естьнечто большее, чем совокупностькомпонентов.
Так преодолеваетсяодносторонность обособленных подходовк пониманию воспитания – социологического,психологического, технологического,социально-психологического; теориявоспитания приобретает собственныйобъект исследования.
Выявлены и охарактеризованы такиесвойства воспитательного процесса,как статистичность, многомерность,иерархичность, самоуправляемость.
В процессе Воспитания выделяютсясодержательная и процессуальнаястороны.2Их единство становится очевидным толькопри достаточно высокой степениабстрагирования, позволяющей выйти запределы тех конкретных обстоятельств,в которых осуществляется воспитание.
Представления о воспитательнойдеятельности преподавателя учебногопредмета, классного руководителя,коллектива – это еще отнюдь не процессвоспитания в целом. Необходимопедагогическое абстрагирование, чтобыувидеть за ними нечто целостное.
В целостном педагогическом процессеважное место занимает процессвоспитания. Сущность, а также местои роль этого процесса легче всегообнаружить, рассматривая его вструктуре более общего процессаформирования личности (рис. 1).
Воспитание – процесс целенаправленногоформирования личности.3
Это специально организованное, управляемоеи контролируемое взаимодействиевоспитателей и воспитанников, конечнойсвоей целью имеющее формированиеличности, нужной и полезной обществу.
В учебных пособиях по педагогикепрежних лет была распространенаформулировка, согласно которойпроцесс воспитания – это организованное,целенаправленное руководствовоспитанием школьников в соответствиис целями, поставленными обществом.
Уязвимость данного определения мылегко обнаруживаем, сопоставляя значенияпонятий «взаимодействие» и «руководство».
Первое отражает сложнейшие отношениявоспитателей и воспитуемых, отводяпоследним активную роль, а второепредставляет их как пассивный объектпедагогического руководства.
В современномпонимании процесс воспитания – этоименно эффективное взаимодействиевоспитателей и воспитанников, направленноена достижение заданной цели.
Рисунок № 1
Воспитательный процесс имеет рядособенностей. Прежде всего это процессцеленаправленный. Наибольшую эффективностьобеспечивает такая его организация,при которой цель воспитания превращаетсяв цель, близкую и понятную воспитаннику.Именно единством целей, сотрудничествомпри их достижении характеризуетсясовременный воспитательный процесс.4
Процесс воспитания – процесс многофакторный,в нем проявляются многочисленныеобъективные и субъективные факторы,обусловливающие своим совокупнымдействием невообразимую сложностьданного процесса.
Установлено, что соответствие субъективныхфакторов, выражающих внутренниепотребности личности, объективнымусловиям, в которых личность живети формируется, помогает успешно решатьзадачи воспитания. Чем больше по своемунаправлению и содержанию совпадаютвлияния организованной воспитательнойдеятельности и объективных условий,тем успешнее осуществляетсяформирование личности.
Формированиеличностных качеств происходит непоочередно, а одновременно, в комплексе,поэтому и педагогическое воздействиедолжно иметь комплексный характер.
Этоне исключает, что в какой-то моментприходится уделять большее вниманиетем качествам, которые по уровнюсформированное не соответствуютразвитию других качеств.
Комплексный характер воспитательногопроцесса требует соблюдения целогоряда важных педагогических требований,тщательной организации взаимодействиямежду воспитателями и воспитанниками.5
Воспитательному процессу присущизначительная вариативность инеопределенность результатов. В однихи тех же условиях последние могутсущественно отличаться.
Это обусловленодействиями названных выше субъективныхфакторов: большими индивидуальнымиразличиями воспитанников, их социальнымопытом, отношением к воспитанию.
Уровень профессиональной подготовленностивоспитателей, их мастерство, умениеруководить процессом также оказываютбольшое влияние на его ход и результаты.
Процесс воспитания имеет двустороннийхарактер. Его течение необычно тем,что идет в двух направлениях: отвоспитателя к воспитаннику и отвоспитанника к воспитателю.
Под содержанием воспитания понимаютсистему знаний, убеждений, навыков,качеств и черт личности, устойчивыхпривычек поведения, которыми должныовладеть учащиеся в соответствии споставленными целями и задачами.
Умственное, физическое, трудовое иполитехническое, нравственное,эстетическое воспитание, слитые вцелостном педагогическом процессе, идают возможность достичь главную цельвоспитания – формирование всестороннеи гармонически развитой личности.
В последние годы взгляды на содержаниевоспитательного процесса быстро ирадикально менялись. Нет единства исегодня: наше общество, а вместе сним и школа переживают трудный периодпостижения объективной истины. Взяткурс на гуманизацию и демократизациюшколы, который должен привести к новомукачеству воспитания.
В основе современной идеологии воспитаниялежат следующие комроненты:6
Реализм целей воспитания. Реальнаяцель сегодня – разностороннее развитиечеловека, опирающееся на его способностии дарования. Средство достижения этойцели – освоение человеком базовыхоснов культуры.
Отсюда центральноепонятие содержания воспитания – «базоваякультура» личности.
Это культуражизненного самоопределения: экономическаякультура и культура труда; политическая,демократическая и правовая; нравственнаяи экологическая, художественная ифизическая; культура семейных отношений.
Совместная деятельность детей ивзрослых. Поиск совместно с детьминравственных образцов, лучших образцовдуховной культуры, культурыдеятельности, выработка на этой основесобственных ценностей, норм и законовжизни составляют содержание работывоспитателя, обеспечивая активнуюличную позицию школьника в воспитательномпроцессе.
Самоопределение. Развивающеевоспитание предполагает формированиецелостной личности – человека с твердымиубеждениями, демократическими взглядамии жизненной позицией. Важнейшийэлемент содержания воспитания – культуражизненного самоопределения человека.
Жизненное самоопределение – понятиеболее широкое, чем только профессиональноеи даже гражданское. Культура жизненногосамоопределения характеризуетчеловека как субъекта собственной жизнии собственного счастья.
Именно в гармониичеловека с самим собой должно идтигражданское, профессиональное инравственное самоопределение.
Личностная направленность воспитания.В центре всей воспитательной работышколы должны стоять не программы, немероприятия, не формы и методы, а самребенок, подросток, юноша – высшаяцель, смысл нашей педагогической заботы.
Надо развивать их индивидуальныесклонности и интересы, своеобразиехарактеров, чувство собственногодостоинства. Движение от ближайшихинтересов воспитанников к развитиювысоких духовных потребностей должностать правилом воспитания.
Добровольность. Без собственнойдоброй воли воспитанников не могутбыть воплощены сущностные идеи воспитания:ни идея развития, ни идея сотрудничества.
Свободная волявоспитанника проявляется, если воспитателиопираются на интерес, романтику,чувство товарищеского и гражданскогодолга, стремление к самодеятельностии творчеству.
Коллективистская направленность.В содержании воспитательной работыпредстоит преодолеть отношение кколлективу как к сугубо дисциплинарномусредству, способному лишь подавлятьличность, а не возвышать ее духовные,нравственные силы.
Устремленность школы в жизнь – залогобновления содержания и способоввоспитания, открывающего путь:7
- Контрольная работа >>Педагогика … подходить к явлениям жизни как к системам, имеющим определенное строение и свои законы функционирования. Сущностьсистемногоподхода … деятельность с исследовательской. В теории воспитания сформулированы принципы исследовательской деятельности, которые …
- Курсовая работа >>Менеджмент … системы принципов научного мышления, о формировании нового подхода к объектам исследования. 1.2 Сущность и категориальный аппарат системногоподхода Под системнымподходом …
- Курсовая работа >>Менеджмент … , но некоторая новая сущность, новое качество, отсутствующее … каксистема ходе изучения организаций в рамках системногоподхода выяснилось, что социальная организация каксистема … на первый план задачу воспитания работника, высокосознательного в отношении …
- Дипломная работа >>Педагогика … для характеристики системы опиралось на понимание сущностисистемногоподходакак исследования … . Сокольников Ю.П. Системныйподход в исследовании воспитания. – М.: Прометей, 1993. – 200 с. 322. Сокольников Ю.П. Системныйподход к воспитанию школьников. – …
- Реферат >>Философия … Системныйподход при рассмотрении общества. Системныйподход, рассматривающий общество как тип социальной системы … вскрывает и представляет сущность реального общества, индивидуальное … детьми, методы воспитания и т. д.) определяется системой правовых и иных …
- Шпаргалка >>Менеджмент … подход непосредственно связан с системным и процессным подходами и расширяет их применение на практике. Сущность … с помощью воспитания в них … системы управления. Системныйподход, придавая важное значение функциям управления и нормативам численности как …
- Дипломная работа >>Менеджмент … продуктов, в то время каксистемныйподход к управлению качеством являлся методологией … предприятии до сертификации действующей системы. Сущностьсистемногоподхода при построении СМК … этических норм работников с целью воспитания патриотизма к своей фирме …
- Статья >>психология, педагогикаСистемныйподход к … Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в … естественная биологическая система, каксистема созданная без участия … 176 с. 4. Леднев В.С. образования: сущность, структура, перспективы / В.С. Леднев – …
- Дипломная работа >>Педагогика … если использовать системныйподход. Глава 1 Теоретический подход к решению … системы свободного воспитания М. Монтессори, А. Нейл, С. Френе и другие. В этих системах саморазвитие понимается как … свою интересную оригинальную сущность, самовыражаются без …
- Курсовая работа >>Государство и право … правового воспитания, … как общественного регулятора. 2 Система права и система законодательства в сравнении 2.1 Соотношение и взаимосвязь системы права и системы … 300. 13. Блауберг, И. В. Становление и сущностьсистемногоподхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. …
Источник: https://topref.ru/referat/121346.html
Системный подход к воспитанию и его идея
Иначе выглядит система методов воспитательного воз-действия, методов тактического плана. Исходным для об-наружения данной системы служит отношение ребенка к окружающей действительности в его реальное проявлении, становлении и развитии. Педагог, воздействуя на отноше-ние, корректирует, инициирует отношение, придает фор-мам его культурные контуры.
Поэтому в педагогическом арсенале три основных ме-тода воспитательного воздействия: метод убеждения, метод упражнения, метод оценки. Разумеется, названия условны, к ним относиться следует как к педагогическим терминам, скрывающим особый профессиональный смысл, и нельзя толковать их прямо, соответственно их лексическому зна-чению.
Метод убеждения выступает в виде следующего: Педагогика / Под ред. И.П.Пидкасистого. – М., 1996.
a. суждение педагога;
b. аргументация педагога;
c. мнение, высказанное педагогом, сообщение о лич-ном отношении и самочувствии;
d. сообщение об общепринятом в культуре;
e. раскрытие внутреннего скрытого смысла проис-шедшего, отношенческого смысла;
f. диалог педагога с детьми;
g. дискуссия, спонтанно либо специально организуе-мая педагогом;
h. обмен впечатлениями по восприятию художествен-ного образа,
i. совет, рекомендация педагога по поводу жизненной коллизии.
Метод упражнения- это такого рода воздей-ствие, которое обеспечивает реальные практические дей-ствия ребенка, воплощающие его внутреннее отношение, которое как бы материализует отношение, делая его види-мым для другого.
В поступке соединяется внутреннее и внешнее отно-шение, но, чтобы совершить поступок, ребенок должен владеть внешней формой.
Метод упражнения содействует такому оснащению поведенческими умениями. Он реали-зуется следующим образом: Педагогика / Под ред. И.П.Пидкасистого. – М., 1996.
a. примером педагога;
b. просьбой что-либо сделать, направленной в адрес ребенка;
c. просьбой что-либо переделать, изменив характер действия;
d. показом – инструкцией, вплетенной в контекст со-вместной деятельности;
e. специальным тренингом, отрабатывающим поведен-ческие навыки;
f. игрой с этико-психологическими правилами;
g. традиционным оформлением некоторых правил по-ведения;
Метод педагогической оценки имеет две разновидности: открытой педагогической оценки и скрытой пе-дагогической оценки.
К открытой следует прибегать редко, лишь в случае, когда воспитанник полностью отдает себе от-чет в содеянном.
Скрытая педагогическая оценка – наиболее эффективна, так как, рассчитанная на субъективную само-стоятельность, она интенсивно развивает эту самостоятель-ность. Подласый И.П. Педагогика. – П., 1996.
Наказание организуется аналогично, у него те же ви-ды, меняется лишь оценочный вектор. Перечислим анало-гичные виды: неодобрение, замечание, лишение удо-вольствий, выговор, исключение из системы общения ли-бо из группы.
Групповая форма организации воспитания в школе получи-ла название коллективной. Еще недавно она отражала приня-тую в нашем обществе концепцию К. Маркса и Ф. Энгельса, согласно которой «…
только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков и, следовательно, только в коллективе возмож-на личная свобода.
Воспитание в духе коллективизма стало ведущим принципом педагогики, форми-рование коллектива – целью воспитательной работы. Средст-вом и формой достижения этой цели также провозглашался коллектив.
Утверждение ведущей роли коллектива в формировании личности стало одним из главных отличий социалистической системы воспитания от зарубежных систем.
То, что отечествен-ная школа первой в мире отказалась от ориентации на лич-ность, поставив в центр воспитательной деятельности коллек-тив, объявлялось большим преимуществом и крупным шагом вперед в развитии теории и практики воспитания.Коллектив стал центром приложения воспитательных усилий, его форми-рование – главной задачей отечественной школы.
Новые цели потребовали теоретического осмысления, разработки больших и малых проблем. На их решение направили свои усилия А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский, многие другие видные педагоги. Подласый И.П. Педагогика. – П., 1996.
Широкомасштабная воспитательная деятельность дала не-значительные плоды, благородные замыслы не осуществились.
О чем это свидетельствует – о слабости идеи или неуме-нии воплотить ее в жизнь? Сегодня, когда осмыслено про-шлое, ясно, что попытки переделать индивидуальную природу человека оказались прямолинейными и упрощенными.
Отсю-да – выводы: нельзя доводить дело воспитания до абсурда, культивируя только коллективизм и ущемляя при этом разви-тие индивидуальности.
Гармония личного и коллективного в наибольшей сте-пени соответствует зрелым представлениям о воспитании.
Латинское слово «коллективус» переводят по-разному – сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа. Педагогика / Под ред. И.П.Пидкасистого. – М., 1996.
Неудивительно, что оно стало очень нечетким. Ясно лишь то, что коллектив – это группа людей. Но любая ли группа кол-лектив? В современной литературе употребляется два значения понятия «коллектив».
Под коллективом понимается любая организованная группа людей; второе: под коллективом понимается только высокоорганизованная группа В том значении, которое приобре-ло понятие «коллектив» в педагогической литературе, коллек-тивом называется объединение воспитанников, от-личающееся рядом важных признаков. Рассмотрим их.
Общая социально значимая цель. Цель есть у любой груп-пы: ее имеют и пассажиры, севшие в трамвай, и преступники, создавшие воровскую шайку. Все дело в том, какая это цель, на что она направлена Цель коллектива обязательно совпадает с общественными целями, поддерживается обществом и госу-дарством, не противоречит господствующей идеологии, кон-ституции и законам государства.
Общая совместная деятельность для достижения постав-ленной цели, общая организация этой деятельности. Люди объединяются в коллективы для того, чтобы совместными уси-лиями быстрее достичь определенной цели.
Для этого каждый член коллектива обязан активно участвовать в совместной дея-тельности, должна быть общая организация деятельности. Чле-нов коллектива отличает высокая личная ответственность за результаты совместной деятельности.
Отношения ответственной зависимости. Между членами коллектива устанавливаются специфические отношения, отра-жающие не только единство цели и деятельности, но и единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений.
Общий выборный руководящий орган. В коллективе уста-навливаются демократические отношения. Органы управления коллективами формируются при прямом и открытом избрании наиболее авторитетных членов коллектива.
Отдельные из этих характеристик могут быть присущи и другим видам групповых объединений.
Но особенно отчетливо они проявля-ются лишь при коллективной организации.
Кроме названных признаков коллектив отличается и други-ми очень важными особенностями.
Это характеристики, отражающие внутриколлективную атмосферу, психологический климат, отношения между членами коллектива Одна из таких характеристик – сплоченность, характеризующая взаимопонимание, защищенность, «чувство локтя», причастность к коллективу.
Группа формально сотрудничающих людей может обходиться без этих качеств, коллектив без них теряет свои преимущества
В коллективе, обладающем всеми перечисленными призна-ками, формируется иная система отношений к труду, к людям, к своим личным и общественным обязанностям.
В дружном, сплоченном коллективе система отношений определяется ра-зумным сочетанием личных и общественных интересов, умени-ем подчинять личное общественному.
Такая система формиру-ет ясную и уверенную позицию каждого члена коллектива, знающего свои обязанности, преодолевающего субъективные и объективные препятствия.
Наиболее стабильное звено в официальной структуре школь-ного коллектива – коллектив класса, в рамках которого проте-кает основная деятельность школьников – учение. Именно в классном коллективе между школьниками образуется густая сеть межличностных связей и отношений. В силу этого он вы-полняет роль того своеобразного фундамента, на базе которого формируются различные школьные коллективы.
Проецируя на школьный класс выделенные признаки кол-лектива, приходим к выводу, что ученический коллектив – это группа учеников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имею-щая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безус-ловном равенстве всех членов в правах и обязанностях.
Ученический коллектив как система – это: Подласый И.П. Педагогика. – П., 1996.
1. органичная часть более сложного объединения – вос-питательного коллектива, включающего помимо детского и коллектив педагогов-воспитателей;
3. скоординированное единство двух структур: официаль-ной, складывающейся под влиянием взрослых, определяю-щих его организационное строение и деятельность, а также неофициальной, складывающейся в значительной степени в процессе межличностного общения;
4. субъект деятельности по реализации единых обще-ственно значимых целей;
5. носитель общего интегративного свойства – его поля, характеризующего коллектив как целостное образование, отличное от суммы составляющих его индивидов и входящих в него микро-групп, и проявляющегося в общественном мнении коллекти-ва, в его эмоциональных реакциях и ценностных ориентаци-ях, в нормах и традициях, определяющих поведение его членов;
6. субъект воспитания по отношению к личности каждого из входящих в него членов.
При этом ученический коллектив рассматривается как система динамическая, развитие которой детерминировано изменениями во внутреннем мире воспитанников, измене-ниями в жизни общества в целом, в непосредственно окру-жающей коллектив среде, в характере педагогического руко-водства деятельностью коллектива. Движет процесс разви-тия коллектива, как везде и всюду, борьба противоречий, возникающих между перспективами, достигнутыми и плани-руемыми, между интересами коллектива и отдельных чле-нов, между потребностями учеников и возможностями их удовлетворения в коллективе.
Page 3
Воспитание принадлежит к социальным явлениям и выступает в роли одного из факторов жизни и развития общества.
С точки зрения социальной, воспитание – это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специаль-но создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом. Например, создание сети учебных заведений составляет одно из про-явлений воспитания как социального явления.
Если взглянуть на воспитание с точки зрения биоло-гической, то мы обнаружим характеристику воспитания, несколько отличную от предыдущих: в царстве животных мать помогает детенышу приспособиться к жизни и успеть развить жизненно важные навыки, производит она это, подчиняясь сильнейшему заложенному природой ин-стинкту, реализация которого обеспечивает продолжи-тельность рода; в действиях матери отсутствует целенапра-вленность, проистекающая из анализа социальной ситуа-ции или ситуации жизни.
Всем доступно наблюдать, как упражняет в хищнических навыках кошка своих детены-шей, хотя при сегодняшнем положении кошек в домах она, вероятно, сама не поймала ни одной мышки.
Воспита-ние в мире животных – это только начатки будущего человеческого воспитания, основание пирамиды, которое вы-страивало человечество на протяжении истории своего су-ществования, все более осознавая великую роль усилий старших, направленных в адрес младших, вступающих в жизнь, и все более наделяя эти направленные усилия целью.
Но и эти начатки обнаруживаются в человеческом существовании, достаточно проследить за поведением мо-лодых женщин по отношению к малышам: всем им свой-ственна в тот или иной мере забота о маленьком ребенке.
Воспитание – элемент общечеловеческой культуры и подлежит изучению с позиции культурологической.
Тогда этот процесс предстает перед нами как целенаправленная помощь ребенку в его вхождении в современную культуру, достижения которой складывались на протяжении дли-тельных веков, а усвоение ее ребенок должен произвести за предельно короткие сроки. Педагогика / Под ред. И.П.Пидкасистого. – М., 1996.
Воспитание – это целенаправленная содержательная про-фессиональная деятельность педагога, содействующая макси-мальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека.
Page 4
Источник: https://studbooks.net/2042351/pedagogika/sistemnyy_podhod_vospitaniyu_ideya
Add comment