Kievuz

Тактильное восприятие

Тактильное восприятие

Тактильное восприятие

Соматосенсорная система выделяется среди других сенсорных систем организма двумя особенностями.

Во-первых, она получает информацию от рецепторов, расположенных по всему телу, тогда как другие сенсорные системы соединены только лишь с рецепторами небольших специализированных органов (таких, например, как глаз или ухо).

Во-вторых, она перерабатывает информацию о действии разных раздражителей и поэтому включает в себя разные типы рецепторов (механорецепторы, которые поставляют информацию о прикосновении и давлении; ноцицепторы, которые информируют о болевых, стимулах; терморецепторы обеспечивают информацию об изменениях температуры).

восприятие зрительный тактильный вкусовой

Периферический отдел тактильного анализатора представлен различными рецепторными образованиями, раздражение которых приводит к формированию специфических ощущений.

На поверхности кожи, лишенной волос, а также на слизистых оболочках на прикосновение реагируют специальные рецепторные клетки (тельца Мейснера), расположенные в сосочковом слое кожи.

На коже, покрытой волосами, на прикосновение реагируют рецепторы волосяного фолликула, обладающие умеренной адаптацией.

На давление реагируют рецепторные образования (диски Меркеля), расположенные небольшими группами в глубоких слоях кожи и слизистых оболочек.

Вибрацию воспринимают тельца Пачини, располагающиеся как в слизистой, так и на не покрытых волосами участках кожи, в жировой ткани подкожных слоев, а также в суставных сумках, сухожилиях.

Тельца Пачини обладают очень быстрой адаптацией и реагируют на ускорение при смещении кожи в результате действия механических стимулов, одновременно вовлекая в реакцию несколько телец Пачини. По функциональным особенностям тактильные рецепторы подразделяются на фазные и статические.

Фазные тактильные рецепторы возбуждаются при динамическом раздражении. Они обладают высокой чувствительностью, коротким латентным периодом, быстро адаптируются. Статические тактильные рецепторы возбуждаются в основном от статического раздражения.

Они менее чувствительны, имеют более длительный латентный период, медленнее адаптируются (по сравнению с фазными). Проводниковый отдел. От большинства механорецепторов информация в спинной мозг и далее – в центральную нервную систему поступает по специальным волокнам (так называемым А и Ц волокнам).

При этом первый нейрон находится в спинальных ганглиях. В заднем роге спинного мозга происходит первое переключение на интернейроны (второй нейрон). От них восходящий путь в составе заднего столба достигает ядер заднего столба в продолговатом мозге (третий нейрон), где происходит второе переключение.

Далее, через медиальную петлю, путь следует к вентрально-базальным ядрам зрительного бугра (четвертый нейрон). И уже центральные отростки нейронов зрительного бугра идут в кору больших полушарий. Центральный отдел тактильного анализатора локализуется в соматосенсорной области коры большого мозга (задняя центральная извилина).

С участием обонятельного анализатора также осуществляется ориентация в окружающем пространстве и происходит процесс познания внешнего мира.

Данный анализатор оказывает влияние на пищевое поведение, принимает участие в апробации пищи на ее съедобность, в настройке пищеварительного аппарата на обработку пищи (по механизму условного рефлекса), а также на оборонительное поведение, помогая избежать опасности благодаря способности различать вредные для организма вещества.

Обонятельные ощущения возникают в результате воздействия пахучих химических веществ, попадающих в полость носа из внешней среды вместе с воздухом во время вдоха или из ротовой полости во время еды.

Пахучие вещества раздражают хеморецепторные клетки обонятельного нейроэпителия, которые являются первичными рецепторами. Таким образом, периферическим отделом обонятельного анализатора являются первично-чувствующие рецепторы, которые являются окончаниями дендрита (так называемой нейросекреторной клетки).

Верхняя часть дендрита каждой клетки имеет 6-12 ресничек, а от основания клетки отходит аксон. Реснички (обонятельные волоски) погружены в жидкую среду (слой слизи, вырабатываемой боуменовыми железами).

Наличие обонятельных волосков значительно увеличивает площадь контакта рецептора с молекулами пахучих веществ. Движение волосков обеспечивает активный процесс захвата молекул пахучего вещества и контакта с ними, что лежит в основе целенаправленного восприятия запахов.

Рецепторные клетки обонятельного анализатора погружены в обонятельный эпителий, выстилающий полость носа, в котором, кроме них, имеются опорные клетки, выполняющие механическую функцию и активно участвующие в метаболизме обонятельного эпителия.

Page 3

Физиологическая роль вкусового восприятия связана с регуляцией пищевого поведения.

Однако изолированно роль данного (вкусового или, как еще принято говорить, химического) анализатора в жизнедеятельности живого организма определить весьма трудно, поскольку пища (то есть раздражитель данного анализатора) представляет собой сложный многокомпонентный раздражитель.

В связи с этим возникающее чувство вкуса связано с раздражением не только химических, но и механических, температурных и даже болевых рецепторов слизистой оболочки полости рта, а также обонятельных рецепторов.

Для того чтобы возникло вкусовое ощущение, раздражающее вещество должно находиться в растворенном состоянии.

Сладкое или горькое вкусовое вещество, растворяющееся в слюне до молекул, проникая в поры вкусовых луковиц, вступает во взаимодействие с гликокаликсом и адсорбируется на клеточной мембране микроворсинки, в которую встроены «сладкочувствующие» или «горькочувствующие» рецепторные белки.

При воздействии соленых или кислых вкусовых веществ изменяется концентрация электролитов около вкусовой клетки.

Во всех случаях повышается проницаемость клеточной мембраны микроворсинок, возникает движение ионов натрия внутрь клетки, происходят деполяризация мембраны и образование рецепторного потенциала, который распространяется и по мембране, и по микротубулярной системе вкусовой клетки к ее основанию. В это время во вкусовой клетке образуется медиатор (ацетилхолин, серотонин, а также, как предполагают ученые, гормоноподобные вещества белковой природы), который в рецепторно-афферентном синапсе ведет к возникновению генераторного потенциала, а затем – потенциала действия во внесинаптических отделах афферентного нервного волокна.

Клинические исследования показали, что многие афферентные волокна отвечают только на определенные вкусовые вещества (сахар, соль, кислота, хинин), т.е.

обладают специфичностью, что свидетельствует о связи этих волокон лишь с определенным видом вкусовых рецепторов.

Однако также установлено, что в одном и том же нервном волокне при действии вкусового раздражителя различного качества возникают импульсы определенной частоты, продолжительности и «рисунка».

Page 4

Итак, восприятие – это психический процесс отражения человеком предметов и явлений в целом, в совокупности всех их качеств и свойств при непосредственном их воздействии на органы чувств.

Восприятие делится на несколько видов: сенсорними (зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые, кинестетические, болевые и др.).

, По отношению к психической жизни ( интеллектуальные, эмоциональные, эстетические ), по сложности восприятия (восприятие пространства, движения, времени ). Восприятие, как и ощущение, носит рефлекторный характер.

Основа восприятия составляют условные рефлексы, временные нервные связи, образующиеся в коре головного мозга при воздействии предметов и явлений окружающего мира с различными свойствами на рецепторы.

Каждую минуту у человека работает восприятия. Это, как оказалось, очень сложный и многогранный процесс, требующий более глубокого изучения каждого человека. Во время восприятия задействовано очень много процессов и ресурсов нашего организма без которых не произошло бы именно восприятия.

Для изучения восприятия нужно учитывать возрастные особенности психического и физиологического развития людей. Важную роль играет предыдущий опыт, прежние представления личности.

предыдущего опыта, родство его с воспринимаемым объектом, интерес к нему является предпосылкой эффективности и адекватности восприятия Внутренняя мотивация и интересы играют важную роль при восприятии.

В процессе интерпретации объектов происходят сложные процессы рефлексии, которая проявляется как взгляд на мир через интересы, потребности и цели. Из вышесказанного можем сделать выводы, что восприятие как таковое – субъективное и конечно же относительное.

Page 5

Перейти к загрузке файла
  • 1. Серебрякова Т.А. Физиологические основы психической деятельности: Учебное пособие в 2-х частях. – Н.Новгород: ВГИПУ, 2008. – Часть 2: Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. – 196с.
  • 2. Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. 5-е изд. -СПб.: Питер, 2003.-928с.
  • 3. Чеснокова С.А. : Атлас по нормальной физиологии
  • 4. Агаджанян А.А., Телль Л.З., Циркин В.И. Физиология человека. – СПб, 1998.
  • 5. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. – СПб, 2002.
  • 6. Батуев А.С., Куликов Г.Л. Введение в физиологию сенсорных систем. – М., 1983.
  • 7. Недоспасов В.О. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: Учебное пособие. – М., 2006.
  • 8. Ткаченко Б.И. Основы физиологии человека. – СПб., 1994.
  • 9. Смирнов В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2003.
  • 10. Нормальная физиология: Курс физиологии функциональных систем / Под ред. К.В.Судакова. – М., 1999.
  • 11. Куйдель В. Физиология органов чувств. – М., 1975.

  Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Источник: https://studwood.ru/1977684/psihologiya/taktilnoe_vospriyatie

Тактильное восприятие у детей: развиваем с помощью упражнений

Тактильное восприятие

Тактильное восприятие первым открывает детям дверь в познание окружающего мира. Малышам столько всего предстоит узнать и усвоить. А начальный объем знаний они в буквальном смысле получают на ощупь.

Дошкольникам в освоении действительности помогают все каналы восприятия: тактильный, зрительный, слуховой, вкусовой, обонятельный. Работают они в тесной связке, «считывая» актуальную информацию присущим им способом.

Выясним, как задействуется тактильное восприятие у детей. 

Тактильное восприятие как познавательный процесс

Тактильное восприятие – это познание (обследование, распознавание) объектов при непосредственном касании. Этот вид восприятия еще называют осязательным. Его суть заключается в отражении характеристик, особенностей поверхности и структуры того, к чему прикасаются.

Механизм тактильного восприятия основан на действии кожных рецепторов. Рецепторы являются сложным устройством, воспринимающим сенсорные сигналы и считывающим информацию. Эти устройства расположены по поверхности всего тела, обеспечивая кожную чувствительность.

Самые восприимчивые к разнообразной информации рецепторы сконцентрированы на пальцах рук. Ощупывая предметы, человек может получить так много информации, как будто он смотрит на них. Поэтому осязание считают, в первую очередь, познавательной функцией руки человека.

Процесс восприятия предоставляет ребенку возможность формировать образы, делать связанные с ними умозаключения. Чувственное отражение и тактильные ощущения дают такой же богатый материал для мыслительной переработки, как и зрительные.

Развитие тактильного восприятия у детей     

Восприятие дошкольника – познавательный процесс, который открывает двери к пониманию того, как устроен мир, какими особенностями обладают предметы и явления, как они взаимосвязаны между собой.

В первые годы жизни ребенка основной является предметная деятельность. Дети прикасаются к разным предметам и ощущают их особенности, обращают внимание на различия.

Твердая поверхность стола совсем не такая, как махровое полотенце, а пластиковый кубик отличается от мягкой игрушки.

Благодаря тактильным ощущениям малыш воспринимает такие признаки как твердость-мягкость, тепло-холод, колючесть-пушистость и пр.

Вся сенсорная информация постепенно накапливается детским мозгом. Дошкольник все больше и тоньше различает тактильные сигналы. После трех лет он уже прекрасно осознает, что пружинистость надувного шара сильно отличается от подобной характеристики резинового мячика, а вязкость манной каши вовсе не похожа на такое же свойство пластилина.

Тактильное восприятие предметов позволят ребенку непроизвольно накопить базу характеристик объектов, что в дальнейшем используется им для понимания свойств и особенностей всего окружающего.

Если в раннем детстве восприятие характеризуется непроизвольностью и хаотичностью, то в дошкольном возрасте оно становится осмысленным интеллектуальным процессом.

Эти качественные характеристики можно проследить даже на таком элементарном примере, как прикосновение. Малыш до 2-3 лет хватает, хлопает ладошкой по всему, до чего дотянется.

Младший дошкольник уже понимает, что все подряд трогать нельзя. Он проявляет осторожность, и в настораживающих его ситуациях прикоснется только пальчиком, быстро одернув руку.

Правда, остается еще проблемой то, что не все реально опасные ситуации распознаются ребенком.

Роль тактильных ощущений в восприятии формы

Многие образы в дошкольном возрасте формируются и запоминаются благодаря информации, поступающей через тактильные каналы. Получив в подарок огромную мягкую игрушку, ребенок наслаждается ее мягкостью, шелковистостью, еще не понимая, что же за существо олицетворяет этот великан.

Потом взрослые объяснят, что к малышу пожаловал Мишка или Верблюжонок. Но главным признаком образа для дошкольника еще долгое время будет оставаться нежная искусственная шерсть.

Вычленение отдельного признака способствует и при восприятии формы и контуров геометрических тел, коих среди детских игрушек предостаточно. Дошкольник твердо усваивает, что кубики имеют четкие углы, а все, что отличается круглой формой, можно называть мячиком.

Узнавать эти формы в дальнейшем ребенку помогает зрительное и тактильное восприятие. В большинстве случаев малыш, конечно, увидит угловатые или сферические фигуры. Но, если предложить дошкольнику игру с закрытыми глазами и давать ему в руки предметы соответствующих геометрических форм (кубик, мячик, колечко, пирамидку), он успешно их определит.

Упражнения на развитие ощущений и осязания

Тактильное восприятие информации настолько важно, что в психологической науке его часто называют тактильным зрением. Причем, имеем тот случай, когда не бывает рано начать активное развитие осязательных способностей.

В настоящее время существуют развивающие мягкие конструкторы с вырезанными формами и набором разнообразных фигур, которые ребенку нужно вкладывать в соответствующие ячейки.

Кроме готовых моделей, полезно использовать подручные средства. Повышают чувствительность кожных рецепторов манипуляции с песком, манной или другой мелкой крупой. Дети прикасаются ладошками, сжимают, пересыпают, погружают руки в такой сыпучий материал, что дает им различные ощущения.

Малыши с интересом ощупывают со всех сторон те предметы, которые им дает мама или другой значимый взрослый. Более того, они пробуют их на зуб, в чем нет никакой необходимости для продвижения в развитии осязательных навыков.

Достаточно просто дать возможность всячески потрогать предмет, обратить внимание на особенности поверхности или формы. Потом назвать свойства и объект, чтобы ребенок постепенно запоминал нужные связи. Например, «это желудь – сам он гладкий, но имеет шершавую «кепочку».

Детям среднего и старшего дошкольного возраста нравятся упражнения, в которых заключена некоторая таинственность.

А распознавание предметов или материала на ощупь содержит именно элемент загадочности.

Интересно проходит игра, когда предметы находятся за ширмой или в мешочке, и детям нужно распознать их только на основе осязательного обследования. Лучше, если в такой игре участвуют 2-3 человека.

Упражнение 1. Подготовьте набор мелких предметов, хорошо знакомых дошкольнику. В такой набор могут войти пуговица, ракушка, желудь, колечко, камушек, колпачок от шариковой ручки и подобные атрибуты. Сложите их в непрозрачный мешочек. Предложите детям по очереди запускать руку в мешочек, выбирать один предмет, описывать его словесно, не вытаскивая из мешочка, и называть.

Упражнение 2. Познакомьте заблаговременно детей с различными крупами и природными материалами: зерно, гречка, горох, бобы, тыквенные и подсолнечные семечки, некоторые виды орехов особенной формы. Как и в предыдущем упражнении, участникам необходимо определить на ощупь, что оказалось в их руке.

Упражнение 3. Подготовьте небольшие лоскутки ткани различной фактуры. Это могут быть клочки сатина, грубого полотна, бархата, батиста, органзы… Предварительно изучите с детьми тактильные особенности каждой ткани и ее название, а затем начинайте игру.

Подобные игры, несомненно, полезны детским ручкам. Помимо оттачивания кожной чувствительности и тактильного восприятия, они способствуют развитию мелкой моторики. Вопрос, нужно ли специально уделять внимание восприятию, основанному на тактильных ощущениях, снимается очевидной истиной, что процесс восприятия является основой для развития мышления и сознания ребенка.

Источник: https://alldoshkol.ru/process/taktilnoe-vospriyatie

Развиваем тактильное восприятие у дошкольников

Тактильное восприятие

“Рука является вышедший наружу головным мозгом”
И.Кант

Еще в 1917 году В.

Бехтерев, проводя свои исследования в области изучения работы мозга человека, возможностей восприятия окружающего мира человеком и влияния человека на окружающую среду доказал, что воспринимать окружающий мир человек может не только тактильно, аудиально и визуально, но и на энергетическом уровне.

Только еще недостаточно изучены те каналы, которые позволяют человеку воспринимать мир, понимать и влиять на него. Однако ученые, занимающиеся изучением такого феномена, как альтернативное зрение уже доказали, что каждый человек может развить у себя такие качества, как «видеть» с закрытыми глазами.

Эти методики используются в работе с людьми, которые страдают таким тяжелым недугом, как слепота. Развивая способности человека воспринимать окружающий мир без использования зрительного анализатора, развивается такая способность как альтернативное зрение, у некоторых детей появляется галлографическое зрение.

Таких задач как развитие альтернативного зрения в своей работе я не ставила, так как у меня совсем другое направление в работе и не тот контингент воспитанников – я работаю с детьми, имеющими патологию речевого развития.

С самого первого мгновения своей жизни человек живет в мире тактильных ощущений : ласковые прикосновения мамы, дуновение ветерка, капелька дождя или первый лучик солнца – все разнообразие окружающего мира человек познает не только созерцая и слушая, но и, в первую очередь, ощущая разнообразие безграничного и безызвестного ему мира, в который он пришел не имея никакого опыта.  Вот этим-то опытом нам, взрослым, и предстоит поделиться с ребенком. Нам необходимо научить ребенка воспринимать мир в безграничном разнообразии его красок, звуков, запахов и форм. Все свои ощущения ребенок научится выражать в словах и жестах, в звуке и в цвете.

Для того, чтобы ребенок сумел полноценно выразить все свои мысли, необходимо в первую очередь иметь развитую речь.

О значении развития речевого аппарата, формировании активного и пассивного словаря ребенка достаточно много говорится и пишется в средствах массовой информации и в специальной литературе, а вот о необходимости развития тактильного восприятия  и его взаимосвязи с развитием речи у детей в современной литературе нет достаточной информации. Говорится только о развитии мышц мелкой моторики руки.

Результаты использования в работе с детьми развивающих игр и методик М Монтессори, Б.Никитина, Н.

Зайцева, А Бондаренко убедили меня в том, что дети, действительно, легче усваивают и понимают тот материал, знакомясь с которым они используют большее количество анализаторов: «Когда я слышу – я позабываю, когда я вижу – я запоминаю, когда я делаю – я понимаю»- это стало доминирующим направлением  в системе моей работы с детьми.

Вышеперечисленные методики рекомендуют использовать в большей степени и слуховой, и зрительный и тактильный анализаторы. У каждого человека есть ведущие каналы восприятия и данная система преподнесения материала способствует тому, чтобы ребенок мог усвоить новый материал, пользуясь своим ведущим каналом и развивал потенциальные каналы восприятия окружающего мира.

Внедряя развивающие игры и методики  в работу с детьми, я предполагала, что это поможет мне в работе над развитием  таких психических процессов как память, внимание, мышление, воображение и, самое главное, в развитии и активизации словарного запаса у детей, имеющих патологии в речевом развитии.

Результаты проведенной работы убедили меня в правильности выбора методик и игр, способствующих развитию памяти, внимания, воображения , мышления, коррекции речевой патологии.

Усложняя задания к знакомым для  детей играм, я обратила внимание на то, что дети с огромным удовольствием возвращаются к этим играм, часто переносят их в самостоятельную деятельность и даже сами придумывают новые усложнения. Это говорит о том, что дети не только проиграли игру, поняли и приняли правила игры, но научились сами устанавливать и выполнять правила.

Усложнением в играх  является одно условие: «выполни задание – не глядя». Когда детям предлагается собрать пирамидку, бусы или башенку, разложить по росту или размеру фигуры, найти нужную фигурку, определить что нарисовано или выложено на карточке, то дети, с должной им, уверенностью начинают выполнять задание, но, оказывается, не так- то легко выполнить задание без помощи зрения.

А вот когда с заданием справился самостоятельно, то, непременно, хочется выполнить более сложное задание и еще, и еще.

Я обратила внимание на то, что использование этого приема привело не только к активизации речи у детей с патологией речевого развития, но и, это я считаю более важным,- к коррекции уровня самооценки: повышению самооценки у детей , имеющих заниженный уровень самооценки (за счет того, что ребенок научается самостоятельно выполнять задания) и адекватности самооценки у детей с завышенным уровнем самооценки ( учитывать уровень самооценки и задания давать с наиболее трудного, минуя низкий уровень игры). Вся система работы может начинаться с детьми любого возраста от двух до семи лет. Задания даются в игровой форме, а для детей старшего возраста и в форме соревнования (индивидуального или командного). Практика применения игр на развитие тактильного восприятия доказала, что дети переносят опыт тактильного восприятия окружающего мира в бытовую и игровую деятельность, придумывают задания самостоятельно и с удовольствием выполняют их. Дети учатся соблюдать правила игры, у них совершенствуются коммуникативные навыки, развиваются: логическое мышление, память (и слуховая, и зрительная, и тактильная), внимание (устойчивость, концентрация, распределение), воображение, усидчивость.

Я в своей работе не ставлю таких пальцев», «Рука является вышедший наружу головным мозгом».– И.Кант – это аксиомы, которые не требуют доказательств, так как доказаны практикой многих поколений.

Все игры, способствующие развитию тактильного восприятия, необходимо проводить в несколько этапов, усложняя задания, и тем самым развивая возможности тактильного восприятия каждого ребенка.

На первом этапе рационально использовать:

-«Волшебный мешочек» (для детей раннего возраста мешочек должен быть из  прозрачной ткани),

-«Волшебную коробочку» (отверстия для двух рук),

-«Что я делаю?» (количество шумов увеличивается в зависимости от опыта и возможностей детей),

-«Повтори за мной» (сложность ритма хлопков зависит от уровня развития фонематического восприятия ребенка),

-«Что в руке?» ( крупа наполнитель на первом этапе должна быть мелкой -пшено, а предметы более контрастными – матрешка, кубик, мячик и т.п. Как усложнение: более крупные зерна наполнителя- гречка, горох, фасоль, а предметы менее контрастными- мячик, яйцо от киндер-сюрприза, мелкие игрушки.

-«Собери не подсматривая» (дети собирают пирамидки, пазлы, бусы, используя ширму для того , чтобы собирать не глядя)

– «Найди пару» (Дети подбирают пару к имеющемуся у них мешочку с наполнителем из крупы)

Детям не завязываются глаза, но они учатся определять предметы на ощупь, воспринимать звуки без участи зрительного анализатора. И , самое важное, дети будут готовы к тому, чтобы учиться «видеть» пальчиками рук (и они могут это делать) и им завязали глаза.

Завязать глаза – это следующий этап работы. Я не использую в своей работе никаких платков – неудобно в работе, дети не могут самостоятельно играть, завязывается нос- нечем дышать, можно спровоцировать развитие клаустрофобии.

Детям предлагается одеть маски у которых заклеены глаза. Маска зайчика, щенка, тигренка – и ига и новое задание.

У масок я не заклеиваю отверстия для носа и рта – детям есть возможность подсмотреть и адаптироваться к тому, что лицо закрыто и это не страшно.

После того, как дети научились играть самостоятельно с использованием масок я ввожу в игру «шапку-невидимку» и очки-повязку. «Шапка – невидимка» проста в работе, ребенок может самостоятельно ее одевать, не прибегая к помощи взрослого, одевать как удобно ему самому, а еще он знает, что снять ее он тоже может сам по мере необходимости.

Осязательное (тактильное) восприятие

Тактильное восприятие

Поражение вторичных полей коры теменной области мозга сопровождается нарушением высших тактильных функций или тактильными агнозиями.

Так в нейропсихологии называют нарушения узнавания формы объектов при относительной сохранности поверхностной и глубокой чувствительности, т.е. при сохранности сенсорной основы тактильного восприятия.

История изучения тактильных агнозий начинается с 1884 г., когда впервые было описано неузнавание предметов на ощупь.

В клинической литературе приводятся два основных синдрома поражения теменной области мозга: нижнетеменной и верхнетеменной.

Нижнетеменной синдром

Нижнетеменной синдром возникает при поражении тех постцентральных областей коры, которые граничат с зонами представительства руки и лица в 3 поле, и связан с расстройством сложных форм тактильного гнозиса известных под названием «астереогноза» или тактильной предметной агнозии. Это нарушение способности воспринимать предметы на ощупь, невозможность интегрировать тактильные ощущения, поступающие от объекта.

Астереогноз может проявляться при относительной сохранности разных видов чувствительности, т.е. на фоне сохранной сенсорной основы тактильного восприятия, что, однако, обычно коррелирует с тяжестью астереогноза.

Важно отметить, что больной правильно воспринимает предмет зрительно, но не узнает его с закрытыми глазами. Ощупывая мелкие предметы, например ключ, карандаш, резинку, больной говорит, что у него в руке что-то длинное, острое или мягкое, т.е. правильно оценивает отдельные признаки предмета.

Однако он не может опознать его в целом, В некоторых случаях неверно опознаются и признаки объекта.

Встречаются трудности восприятия самого материала, из которого сделан предмет (шероховатость, гладкость, мягкость, твердость и т.п.). Этот тип нарушения тактильного гнозиса получил название «тактильной агнозии текстуры объекта».

Нередко нарушается возможность называния пальцев руки, контролатеральной очагу поражения, а также способность узнавать пальцы рук с закрытыми глазами (синдром Герштмана, обозначаемый иногда как «пальцевая агнозия»).

Здоровый человек опознает цифры, написанные на кисти руки, почти безошибочно, поскольку перечень цифр состоит всего из девяти элементов; буквы опознаются с большим трудом из-за большего алфавита, но тоже обычно довольно хорошо.

Зга способность тактильного опознавания цифр или букв специально не вырабатывается, она возникает вторично после обучения грамоте. У больных с поражением нижнетеменных отделов коры больших полушарий опознание цифр и букв, написанных на коже, нарушается.

Этот феномен получил в клинической литературе название «тактильной алексии».

Некоторые авторы выделяют как отдельную форму «тактильную амнестическую афазию» или «тактильную асимболию» ~ невозможность больного назвать ощупываемый с закрытыми глазами объект при сохранности его правильного описания и назначения. Однако другие авторы считают этот симптом проявлением амнестиче-ской афазии.

Верхнетеменной синдром

При поражении верхнетеменной области коры мозга, которая примыкает к той части первичной сенсорной коры кожно-кинестетического анализатора, куда проецируется информация, поступающая от всего тела, наблюдается другая клиническая картина. В этих случаях чаще всего возникают симптомы нарушения «схемы тела» или соматоагнозии (расстройство узнавания частей тела, их расположения по отношению друг к другу).

Обычно больной плохо ориентируется в одной левой половине тела (гемисоматоагнозия), что сопровождает поражение правой теменной области мозга. Больной игнорирует левые конечности, иногда как бы «теряет» их. При этом возникают ложные соматические образы (соматопарагнозия) в виде ощущений «чужой» руки, увеличения или уменьшения частей тела (руки, головы), удвоения конечностей.

Важно отметить, что существуют четкие латеральные особенности нарушений тактильных функций при поражении теменных отделов мозга. И нижне-, и верхнетеменной синдромы поражения левого и правого полушарий мозга проявляются по-разному. Различны также синдромы поражения передних и задних отделов теменной области.

Способность нарисовать фигуру, предварительно опознанную на ощупь, в большей степени страдает при поражении задних отделов теменной коры, примыкающей к затылочной доле, а тактильные гностические расстройства в большей степени проявляются при поражении передних отделов теменной коры. В целом предметная тактильная агнозия (астереогноз) и пальцевая агнозия и со-матоагнозия более грубо выражены при поражении правого полушария мозга. Тактильная алексия чаще всего связана с левосторонним поражением теменной коры.

Диагностика тактильных агнозий

Исследование осязания требует активного участия ребенка, что необходимо учитывать как при выборе методики обследования, так и при оценке достоверности полученных данных.

По мере утомления больного увеличивается число ошибок в ответах, в связи с чем не следует проводить обследование дольше нескольких минут.

Необходимо убедиться, что ребенок правильно понимает содержание инструкций, и помнить о возможности внушения тех или иных расстройств при использовании наводящих вопросов.

Поверхностная чувствительность (болевая) исследуется путем укола иглой. Температурная — с помощью прикосновения пробирок, наполненных горячей и холодной водой. Для определения тактильной чувствительности используется прикосновение ваткой, кисточкой или полоской бумаги.

Глубокая чувствительность оценивается по ответам больного и его защитной реакции на интенсивное давление в определенных участках тела (верхний край глазницы, грудина, фаланги и мелкие суставы пальцев). Суставно-мы-шечное чувство изучается с помощью пассивных движений в различных сегментах тела, направление которых больной должен определить без помощи зрения.

Исследуется также чувство положения — способность пациента определять положение частей своего тела в пространстве и дотрагиваться до них при закрытых глазах. Чувство веса изучается с помощью предметов, одинаковых по форме и величине, но имеющих различный вес.

Иногда нарушения чувствительности выявляются только при одновременном нанесении двух раздражителей сходной интенсивности. Обычно используются тактильные и болевые стимулы, которые применяются одновременно на симметричных участках тела справа и слева. В ряде случаев отмечается феномен сенсорного невнимания.

Сложные виды чувствительности исследуются после изучения простых видов, так как знание о состоянии последних необходимо для правильной оценки получаемых результатов.

Стереогностическое чувство (способность на ощупь узнавать знакомые предметы) исследуется при закрытых глазах пациента: он должен узнавать предметы, которые вкладывают ему в руку (ручку, ложку, часы). Двухмерно-пространственное чувство определяется путем рисования на коже пациента цифр или фигур, которые он должен назвать с закрытыми глазами.

Дискриминационная чувствительность исследуется с помощью раздвижного циркуля Вебера. Способность к раздельному восприятию двух одновременно наносимых раздражителей на разных участках тела колеблется от 0,2 до 6 см.

Исследуется также способность к локализации раздражения и определению направления смещения кожной складки — кинестетическая чувствительность. Выявленные расстройства целесообразно фиксировать на специальных рисунках тела, где отмечаются характер и распространенность изменений чувствительности.

Исследование соматосенсорного гнозиса у детей включает изучение простых и сложных форм чувствительности с применением специальных проб. Проводятся пробы на локализацию прикосновения: предлагается показать точку на руке, к которой прикасался врач, а также соответствующую точку на противоположной руке.

Исследуется возможность различения геометрических фигур и цифр, которые исследователь чертит на коже ребенка. Осуществляется оценка сохранности стереотактического чувства — при закрытых глазах ребенка врач вкладывает в его руку предмет (мяч, кубик, совок — для дошкольного возраста; карандаш, линейка, ключ, часы — для школьного возраста).

Испытуемый должен на ощупь узнать его.

При проведении нейропсихологического исследования осуществляется анализ соматосенсорного гнозиса. У больного могут быть жалобы на снижение или патологическое повышение соматической чувствительности, неприятные ощущения, нарушение схемы тела и пр. В ходе исследования проводятся следующие пробы:

§   на локализацию прикосновений (на одной руке, на двух, на лице);

§   на дискриминацию (определить число прикосновений: одно или два);

§   кожно-кинестетическое чувство (на правой и левой руке), чувство Ферстера (определение фигур, цифр, написанных на коже);

§   перенос позы (положение руки и кисти) с одной руки на другую с закрытыми глазами;

§   определение правой и левой стороны у себя и напротив сидящего человека;

§   называние пальцев рук;

§   узнавание объектов (ключ, расческа и т.п.) на ощупь правой, а затем левой рукой (отмечается характер ощупывания: инактивный, активный с отсутствием синтеза и т.д.).

Вопросы и задания

1. Каковы основные проявления тактильных агнозий?

2. Приведите примеры методик для диагностики слуховых, зрительных и тактильных агнозий.

Тест 7

1. Невозможность узнавать на ощупь вкладываемый в руку предмет — это:

а) анозогнозия;

б) аутотопагнозия;

в) астереогноз.

2. Очаг поражения при тактильной агнозии находится:

а) в левой височной доле;

б) левой лобной доле;

в) левом мостомозжечковом углу;

г) вторичных полях коры теменной области головного мозга;

д) продолговатом мозге.

3. «Пальцевая агнозия» — нарушение возможности узнавать пальцы рук с закрытыми глазами по-другому иногда обозначается как:

а) синдром Герштмана;

б) синдром Арджила—Робертсона;

в) синдром Бернара—Горнера.

4. Феномен нарушения тактильного опознавания цифр или букв называется:

а) тактильная алексия;

б) лобная атаксия;

в) каузалгия.

5. Симптомы нарушения «схемы тела» называются:

а) гиперестезия;

б) соматоагнозия;

в) аутотопагнозия.

6. Гемисоматоагнозия — это нарушение:

а) ориентировки в одной половине тела;

б) способности нарисовать фигуру, предварительно опознанную на ощупь;

в) опознания материала, из которого сделан предмет.

7. Амнестическая афазия — это:

а) забывание названия предмета;

б) невозможность переключения со слога на слог;

в) повторение согласной в середине слога.

Трошин О.В., Жулина Е.В. Логопсихология: Учебное пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 256 с.

Источник: https://sensoricinru.wordpress.com/2011/08/31/%D0%BE%D1%81%D1%8F%D0%B7%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D1%82%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5/

ovdmitjb

Add comment