Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
введение
1. Определение, цели, задачи, объект и предметы изучения науки «Безопасность жизнедеятельности»
2. Опасности и их источники, количественная характеристика опасности, концепция приемлемого риска
3. Понятие безопасности, её системы, принципы и методы обеспечения безопасности
4. Характеристика человека как элемента системы «человек – среда обитания»
Заключение
Библиография
введение
Интенсивное использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды, широкое внедрение техники, систем механизации и автоматизации во все сферы общественно-производственной деятельности, формирование рыночных отношений сопровождаются появлением и широким распространением различных природных, биологических, техногенных, экологических и других опасностей.[1]
Решение проблемы безопасности жизнедеятельности состоит в обеспечении нормальных (комфортных) условий деятельности людей, в защите человека и окружающей его среды от воздействия вредных факторов, превышающих нормативно-допустимые уровни. Поддержание оптимальных условий деятельности и отдыха человека создает предпосылки для высокой работоспособности и продуктивности.
Обеспечение безопасности труда и отдыха способствует сохранению жизни и здоровья людей за счет снижения травматизма и заболеваемости. Поэтому объектом изучения безопасности жизнедеятельности является комплекс отрицательно воздействующих явлений и процессов в системе “человек – среда обитания”.
Основополагающая формула безопасности жизнедеятельности – предупреждение и упреждение потенциальной опасности, существующей при взаимодействии человека со средой обитания. Все действия человека и все компоненты среды обитания кроме положительных свойств и результатов обладают способностью генерировать опасные и вредные факторы.
В современном мире к опасным и вредным факторам естественного происхождения (повышенные и пониженные температуры воздуха, атмосферные осадки, грозовые разряды и др.) прибавились многочисленные опасные и вредные факторы антропогенного происхождения (шумы, вибрация, электромагнитные поля, ионизирующие излучения и др.), связанные с производственной, хозяйственной и иной деятельностью человека.
Достигнутый прогресс в сфере производства в период научно-технической революции сопровождался и сопровождается в настоящее время ростом числа и повышением уровня опасных и вредных факторов производственной среды.
Происходящие негативные изменения среды обитания человека предопределяют необходимость того, что современное общество должно быть в достаточной степени подготовлено к соответствующей обстановке для успешного решения возникающих задач по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения, по ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф.
1. Определение, цели, задачи, объект и предметы изучения науки «Безопасность жизнедеятельности»
Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания. В процессе жизнедеятельности человек и среда постоянно находятся во взаимодействии друг с другом, образуя систему «человек – среда обитания».
Жизнедеятельность – это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека.
Среда обитания – окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.
Основная побудительная причина его взаимодействия со средой обитания направлена на решение двух основных задач:
– обеспечение своих потребностей в пище, воде и воздухе;
– создание и использование защиты от негативных воздействий среды обитания.
В системе «человек – среда обитания» происходит непрерывный обмен потоками вещества, энергии и информации, которые имеют естественную, техногенную, связанную с производством и использованием техники и технологий, и антропогенную, вызванную деятельностью человека, природу. Они зависят от масштабов преобразующей деятельности человека и от состояния среды обитания. Потоки веществ, энергий и информации определяют характер взаимодействия человека со средой обитания, который может быть позитивным или негативным.
Известно, что человек и окружающая его среда гармонично взаимодействуют и развиваются лишь в комфортных условиях, когда потоки вещества, энергии и информации находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых человеком и природной средой. Любое превышение привычных уровней потоков сопровождается негативными воздействиями на человека и окружающую среду.[2]
На всех этапах своего развития человек непрерывно воздействовал на среду обитания, и в результате на Земле в XX в. возникли зоны повышенного антропогенного и техногенного влияния на природную среду, что привело к частичной и к полной ее региональной деградации.
Несомненно, этим изменениям во многом способствовали высокие темпы роста численности населения на Земле и его урбанизация, рост потребления энергетических ресурсов, интенсивное развитие промышленного и сельскохозяйственного производства, массовое использование средств транспорта и ряд других процессов.
Таким образом, в результате активной техногенной деятельности человека создан новый тип среды обитания – техносфера. Создавая техносферу, человек стремился к повышению комфортности среды обитания, к обеспечению защиты от естественных негативных воздействий.
Однако созданная руками и разумом человека техносфера во многом не оправдала надежды людей, так как появившиеся производственная и городская среды оказались далеки по уровню безопасности от допустимых требований.
Следует отметить, что именно поэтому в последнее десятилетие стало активно развиваться учение о безопасности жизнедеятельности в техносфере, основной целью которого является защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности.
Безопасность жизнедеятельности (БЖД) – система знаний, обеспечивающая безопасность обитания человека в производственной и непроизводственной среде и развитие деятельности по обеспечению безопасности в перспективе с учетом антропогенного влияния на среду обитания.
Очевидно, как всякая наука, БЖД имеет свои цели, задачи, объект и Предметы изучения, средства познания и принципы, используемые для решения практических и теоретических задач.
Цель БЖД исходит из определения этой науки и представляет собой достижение безопасности в средах обитания.
Безопасность человека определяется отсутствием производственных и непроизводственных аварий, стихийных и других природных бедствий, опасных факторов, вызывающих травмы или резкое ухудшение здоровья, вредных факторов, вызывающих заболевание человека и снижение его работоспособности. Исходя из этого цель БЖД следующая:
– достижение безаварийной ситуации и готовности к стихийным бедствиям и другим проявлениям природной среды;
– предупреждение травматизма;
– сохранение здоровья;
– сохранение работоспособности;
– сохранение качества полезного труда.
Для достижения цели БЖД выдвигаются научные и практические задачи. К научным задачам относится получение новых, принципиально нестандартных знаний в виде выявленных законов либо теоретического описания технологического процесса, математического описания явлений и т.
п., помогающих решать практические задачи. К практическим задачам относится разработка конкретных практических мероприятий, обеспечивающих обитание человека без травм, аварий при сохранении его здоровья и работоспособности с высоким качеством трудовой деятельности.
Объектом изучения БЖД как науки является среда или условия обитания человека. Эту среду по генезису (происхождению) можно классифицировать на производственную и непроизводственную.
Основным элементом производственной среды является труд, который, в свою очередь, состоит из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, составляющих структуру труда: субъекты труда, «машины» – средства и предметы труда, процессов труда, состоящих из действий как субъектов, так и машин, продуктов труда как полезных, так и побочных в виде образующихся вредных и опасных примесей в воздушной среде и т.п., производственных отношений (организационных, экономических, социально-психологических, правовых по труду, отношений, связанных с культурой труда, профессиональной культурой, эстетической и т.д.).
Природная среда[3] в виде географо-ландшафтных, географических, климатических элементов, стихийных бедствий, в том числе пожаров от молний и других природных источников, природных процессов в виде газовыделений из горных пород и т.п., может проявляться как в непроизводственной сфере, так и производственной, особенно в таких отраслях, как строительство, горная промышленность, геология, геодезия и др.
Все элементы, составляющие среду обитания человека, в действии становятся факторами, влияющими на БЖД. Исходя из этого БЖД обязана рассматривать влияние этих факторов на человека как в отдельности, так и в совокупности. Только при таком системном подходе можно в комплексе реализовать конечную цель БЖД.
К предметам изучения БЖД относятся физиологические и психологические возможности человека с точки зрения БЖД, формирование безопасных условий, их оптимизация и т.д.
Исследование предметов и объекта БЖД для реализации конечной ее цели и задач возможно с использованием не только своих знаний, но и знаний, полученных другими науками, такими, как основы управления, индустриально-педагогическая психология, культура производства, инженерная психология, право, техническая эстетика, эргономика, производственная санитария, техника безопасности, техника пожарной безопасности, горноспасательное дело, гражданская оборона, охрана окружающей среды.
Источник: https://mirznanii.com/a/298601/teoreticheskie-osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti
«Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Основные термины и определения»
Реферат по дисциплине:
«Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Основные термины и определения»
По теме:
Формирование опасностей в окружающей среде. Обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях (ЧС)
Исполнитель:
Иванова Лариса Леонидовна
ФИО
Братск – 2017 год
1.Ведение стр.1
3. Основы национальной безопасности стр. 5-6
4.Права, обязанности, подготовка и ответственность граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций стр. 7
5.Вывод стр. 8
6.Список используемой литературы стр. 9
1.Ведение
Безопасность жизнедеятельности – это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие человеку, и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания.
Безопасность жизнедеятельности как наука находится в стадии своего формирования.
Несомненно, она должна опираться на научные достижения и практические разработки в области охраны труда, окружающей среды и защиты человека в опасных ситуациях, на достижения в области медицины, биологии, химии, физики и т.д.
В настоящее время вокруг человека существует множество опасностей природного, техногенного, социального, экологического и др. характера.
Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени.
ри возникновении локальных вооруженных конфликтов и развертывании широкомасштабных войн источниками чрезвычайных ситуаций военного характера будут являться опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Характеристика этих опасностей приведена в следующей таблице:
Опасности военного времени имеют характерные, присущие только им особенности:
1) они планируются, готовятся и проводятся людьми, поэтому имеют более сложный характер, чем природные и техногенные;
2) средства поражения применяются тоже людьми, поэтому в реализации этих опасностей меньше стихийного и случайного, оружие применяется, как правило, в самый неподходящий момент для жертвы агрессии и в самом уязвимом для нее месте;
3) развитие средств нападения всегда опережает развитие адекватных средств защиты от их воздействия, поэтому в течение какого–то промежутка времени они имеют превосходство;
4) для создания средств нападения применяются самые последние научные достижения, привлекаются лучшие специалисты и самая передовая научно–производственная база; это приводит к тому, что от некоторых средств поражения фактически невозможно защититься (ракетно–ядерное оружие);
5) анализ тенденций эволюции военных опасностей свидетельствует о том, что будущие войны все больше будут приобретать террористический, антигуманный характер, а мирное население воюющих стран будет служить объектом вооруженного воздействия с целью подрыва воли и способности противника к сопротивлению.
Опасности военного характера будут возникать при применении ядерного, химического, биологического и обычных средств поражения.
Ядерное оружие на сегодняшний день является самым мощным средством массового поражения. Поражающие факторы этого оружия – ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение и электромагнитный импульс.
Химическое оружие тоже является одним из видов оружия массового поражения. Его поражающее действие основано на использовании боевых токсичных химических веществ (БТХВ).
Бактериологическое оружие – это биологические средства (бактерии, вирусы, риккетсии, грибы и токсичные продукты их жизнедеятельности), распространяемые с помощью живых зараженных переносчиков заболеваний (грызунов, насекомых) или в виде порошков и суспензий с целью вызвать массовые заболевания людей, сельскохозяйственных животных и растений.
Основы национальной безопасности
Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в стране. Российская Федерация является многонациональной великой страной, которая играет немаловажную роль в мире.
Во внутриполитической сфере национальные интересы России должны быть направлены на:
-сохранение стабильности конституционного строя;
– обеспечение территориальной целостности государства;
– создание единого правового пространства;
– становление правопорядка и демократического общества;
– обеспечение гражданского мира и межнационального согласия;
– защита личности, общества от терроризма, религиозного экстремизма, чрезвычайных ситуаций;
– обеспечение высокого, достойного уровня жизни народа;
– укрепление духовных, нравственных ценностей общества;
– воспитание патриотизма человека.
В современных условиях Россия обязана обеспечить защиту своей национальной безопасности. Для этого государство, прежде всего, должно укрепить целостность страны и повысить ее авторитет во всем мире.
Права, обязанности, подготовка и ответственность граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций
В Федеральном законе оговорено, что все мы имеем право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения ЧС; использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество, предназначенное для защиты населения, быть информированными о риске, которому можем подвергнуться в различных местах на территории страны, и о мерах необходимой безопасности; участвовать в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС; на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу вследствие ЧС; на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах ЧС.
Возлагая ответственность за свою жизнь целиком на государство, человек более легкомысленно относится и к своим поступкам, сам может создавать ЧС, наносящие урон как ему лично, так и окружающим гражданам, а, в конечном счете – государству.
Поэтому Федеральным законом “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” определены не только права граждан в области защиты от ЧС, но и обязанности: соблюдать законы и иные правовые акты в сфере предупреждения и ликвидации ЧС; соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению ЧС; изучать способы защиты от ЧС, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области; выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении ЧС; при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ. В соответствии с законом подготовка по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, а также по месту жительства. В школах, лицеях, колледжах и высших учебных заведений она ведется в рамках курса БЖ. Поэтому школьники и студенты должны понимать, что изучение ОБЖ и БЖД – это обязанность, возложенная на них законом.
Важно отметить, что выполнение изложенных в законе требований – не добровольное дело каждого, а юридическая норма. Их нарушение преследуется государством.
Закон гласит: “Виновные в невыполнении или недобросовестности выполнения законодательства в области защиты населения и территорий от ЧС, создании условий и предпосылок к их возникновению, не принятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица, и граждане несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность…”
Вывод
Безопасность – одна из первейших потребностей человека, общества, государства, человечества. Ее сущность заключается в способности отражать, предупреждать, устранять опасности, угрожающие существованию указанных выше субъектов, а также разрушающие их фундаментальные интересы, без удовлетворения которых немыслимы жизнь, благополучие, развитие и прогресс.
Негативные факторы техногенного и природного характера становятся все более масштабными и представляют одну из наиболее реальных угроз обеспечению стабильного социально экономического развития страны, повышению качества жизни населения, укреплению национальной безопасности Российской Федерации.
В связи с этим представляется целесообразным сосредоточить деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организации на совершенствовании нормативной правовой и методической базы, разработки и осуществления мероприятий инженерной, радиационной химической и медико-биологической защиты, обеспечения пожарной безопасности, сохранения жизни и здоровья людей на водных объектах, а так же на формировании культуры безопасности жизнедеятельности населения и развитии системы информирования и оповещения населения.
Используемая литература
1 Авакян А.Б. Основы безопасности жизнедеятельности. М.: Знание, 2007. 500 с.
2. Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности. Учебник. М.: Академия, 2005. 315 с.
3.Безопасность жизнедеятельности. Учебник для бакалавров: — Москва, Проспект, 2014 г.- 400 с.
4.Безопасность жизнедеятельности: Под редакцией Л. А. Михайлова — Москва, Academia, 2009 г.- 272 с.
5.Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Основы топографии. Учебник: А. Л. Вострокнутов, В. Н. Супрун, Г. В. Шевченко — Санкт-Петербург, Юрайт, 2014 г.- 400 с.
6.Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов. / Под ред. С.В. Белова. М.: Гарардики, 2007. 427 с.
Источник: https://infourok.ru/teoreticheskie-osnovi-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-osnovnie-termini-i-opredeleniya-2278726.html
Add comment