Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
введение
1. Определение, цели, задачи, объект и предметы изучения науки «Безопасность жизнедеятельности»
2. Опасности и их источники, количественная характеристика опасности, концепция приемлемого риска
3. Понятие безопасности, её системы, принципы и методы обеспечения безопасности
4. Характеристика человека как элемента системы «человек – среда обитания»
Заключение
Библиография
введение
Интенсивное использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды, широкое внедрение техники, систем механизации и автоматизации во все сферы общественно-производственной деятельности, формирование рыночных отношений сопровождаются появлением и широким распространением различных природных, биологических, техногенных, экологических и других опасностей.[1]
Решение проблемы безопасности жизнедеятельности состоит в обеспечении нормальных (комфортных) условий деятельности людей, в защите человека и окружающей его среды от воздействия вредных факторов, превышающих нормативно-допустимые уровни. Поддержание оптимальных условий деятельности и отдыха человека создает предпосылки для высокой работоспособности и продуктивности.
Обеспечение безопасности труда и отдыха способствует сохранению жизни и здоровья людей за счет снижения травматизма и заболеваемости. Поэтому объектом изучения безопасности жизнедеятельности является комплекс отрицательно воздействующих явлений и процессов в системе “человек – среда обитания”.
В современном мире к опасным и вредным факторам естественного происхождения (повышенные и пониженные температуры воздуха, атмосферные осадки, грозовые разряды и др.) прибавились многочисленные опасные и вредные факторы антропогенного происхождения (шумы, вибрация, электромагнитные поля, ионизирующие излучения и др.), связанные с производственной, хозяйственной и иной деятельностью человека.
Достигнутый прогресс в сфере производства в период научно-технической революции сопровождался и сопровождается в настоящее время ростом числа и повышением уровня опасных и вредных факторов производственной среды.
Происходящие негативные изменения среды обитания человека предопределяют необходимость того, что современное общество должно быть в достаточной степени подготовлено к соответствующей обстановке для успешного решения возникающих задач по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения, по ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф.
1. Определение, цели, задачи, объект и предметы изучения науки «Безопасность жизнедеятельности»
Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания. В процессе жизнедеятельности человек и среда постоянно находятся во взаимодействии друг с другом, образуя систему «человек – среда обитания».
Жизнедеятельность – это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека.
Среда обитания – окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.
Основная побудительная причина его взаимодействия со средой обитания направлена на решение двух основных задач:
– обеспечение своих потребностей в пище, воде и воздухе;
– создание и использование защиты от негативных воздействий среды обитания.
В системе «человек – среда обитания» происходит непрерывный обмен потоками вещества, энергии и информации, которые имеют естественную, техногенную, связанную с производством и использованием техники и технологий, и антропогенную, вызванную деятельностью человека, природу. Они зависят от масштабов преобразующей деятельности человека и от состояния среды обитания. Потоки веществ, энергий и информации определяют характер взаимодействия человека со средой обитания, который может быть позитивным или негативным.
Известно, что человек и окружающая его среда гармонично взаимодействуют и развиваются лишь в комфортных условиях, когда потоки вещества, энергии и информации находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых человеком и природной средой. Любое превышение привычных уровней потоков сопровождается негативными воздействиями на человека и окружающую среду.[2]
На всех этапах своего развития человек непрерывно воздействовал на среду обитания, и в результате на Земле в XX в. возникли зоны повышенного антропогенного и техногенного влияния на природную среду, что привело к частичной и к полной ее региональной деградации.
Таким образом, в результате активной техногенной деятельности человека создан новый тип среды обитания – техносфера. Создавая техносферу, человек стремился к повышению комфортности среды обитания, к обеспечению защиты от естественных негативных воздействий.
Однако созданная руками и разумом человека техносфера во многом не оправдала надежды людей, так как появившиеся производственная и городская среды оказались далеки по уровню безопасности от допустимых требований.
Следует отметить, что именно поэтому в последнее десятилетие стало активно развиваться учение о безопасности жизнедеятельности в техносфере, основной целью которого является защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности.
Безопасность жизнедеятельности (БЖД) – система знаний, обеспечивающая безопасность обитания человека в производственной и непроизводственной среде и развитие деятельности по обеспечению безопасности в перспективе с учетом антропогенного влияния на среду обитания.
Очевидно, как всякая наука, БЖД имеет свои цели, задачи, объект и Предметы изучения, средства познания и принципы, используемые для решения практических и теоретических задач.
Цель БЖД исходит из определения этой науки и представляет собой достижение безопасности в средах обитания.
Безопасность человека определяется отсутствием производственных и непроизводственных аварий, стихийных и других природных бедствий, опасных факторов, вызывающих травмы или резкое ухудшение здоровья, вредных факторов, вызывающих заболевание человека и снижение его работоспособности. Исходя из этого цель БЖД следующая:
– достижение безаварийной ситуации и готовности к стихийным бедствиям и другим проявлениям природной среды;
– предупреждение травматизма;
– сохранение здоровья;
– сохранение работоспособности;
– сохранение качества полезного труда.
п., помогающих решать практические задачи. К практическим задачам относится разработка конкретных практических мероприятий, обеспечивающих обитание человека без травм, аварий при сохранении его здоровья и работоспособности с высоким качеством трудовой деятельности.
Объектом изучения БЖД как науки является среда или условия обитания человека. Эту среду по генезису (происхождению) можно классифицировать на производственную и непроизводственную.
Основным элементом производственной среды является труд, который, в свою очередь, состоит из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, составляющих структуру труда: субъекты труда, «машины» – средства и предметы труда, процессов труда, состоящих из действий как субъектов, так и машин, продуктов труда как полезных, так и побочных в виде образующихся вредных и опасных примесей в воздушной среде и т.п., производственных отношений (организационных, экономических, социально-психологических, правовых по труду, отношений, связанных с культурой труда, профессиональной культурой, эстетической и т.д.).
Природная среда[3] в виде географо-ландшафтных, географических, климатических элементов, стихийных бедствий, в том числе пожаров от молний и других природных источников, природных процессов в виде газовыделений из горных пород и т.п., может проявляться как в непроизводственной сфере, так и производственной, особенно в таких отраслях, как строительство, горная промышленность, геология, геодезия и др.
Все элементы, составляющие среду обитания человека, в действии становятся факторами, влияющими на БЖД. Исходя из этого БЖД обязана рассматривать влияние этих факторов на человека как в отдельности, так и в совокупности. Только при таком системном подходе можно в комплексе реализовать конечную цель БЖД.
К предметам изучения БЖД относятся физиологические и психологические возможности человека с точки зрения БЖД, формирование безопасных условий, их оптимизация и т.д.
Исследование предметов и объекта БЖД для реализации конечной ее цели и задач возможно с использованием не только своих знаний, но и знаний, полученных другими науками, такими, как основы управления, индустриально-педагогическая психология, культура производства, инженерная психология, право, техническая эстетика, эргономика, производственная санитария, техника безопасности, техника пожарной безопасности, горноспасательное дело, гражданская оборона, охрана окружающей среды.
Источник: https://mirznanii.com/a/298601/teoreticheskie-osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti
«Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Основные термины и определения»
Реферат по дисциплине:
«Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Основные термины и определения»
По теме:
Формирование опасностей в окружающей среде. Обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях (ЧС)
Исполнитель:
Иванова Лариса Леонидовна
ФИО
Братск – 2017 год
1.Ведение стр.1
3. Основы национальной безопасности стр. 5-6
4.Права, обязанности, подготовка и ответственность граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций стр. 7
5.Вывод стр. 8
6.Список используемой литературы стр. 9
1.Ведение
Безопасность жизнедеятельности – это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие человеку, и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания.
Безопасность жизнедеятельности как наука находится в стадии своего формирования.
Несомненно, она должна опираться на научные достижения и практические разработки в области охраны труда, окружающей среды и защиты человека в опасных ситуациях, на достижения в области медицины, биологии, химии, физики и т.д.
В настоящее время вокруг человека существует множество опасностей природного, техногенного, социального, экологического и др. характера.
Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени.
ри возникновении локальных вооруженных конфликтов и развертывании широкомасштабных войн источниками чрезвычайных ситуаций военного характера будут являться опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Основы национальной безопасности
Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в стране. Российская Федерация является многонациональной великой страной, которая играет немаловажную роль в мире.
Во внутриполитической сфере национальные интересы России должны быть направлены на:
-сохранение стабильности конституционного строя;
– обеспечение территориальной целостности государства;
– создание единого правового пространства;
– становление правопорядка и демократического общества;
– обеспечение гражданского мира и межнационального согласия;
– защита личности, общества от терроризма, религиозного экстремизма, чрезвычайных ситуаций;
– обеспечение высокого, достойного уровня жизни народа;
– укрепление духовных, нравственных ценностей общества;
– воспитание патриотизма человека.
В современных условиях Россия обязана обеспечить защиту своей национальной безопасности. Для этого государство, прежде всего, должно укрепить целостность страны и повысить ее авторитет во всем мире.
Права, обязанности, подготовка и ответственность граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций
В Федеральном законе оговорено, что все мы имеем право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения ЧС; использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество, предназначенное для защиты населения, быть информированными о риске, которому можем подвергнуться в различных местах на территории страны, и о мерах необходимой безопасности; участвовать в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС; на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу вследствие ЧС; на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах ЧС.
Возлагая ответственность за свою жизнь целиком на государство, человек более легкомысленно относится и к своим поступкам, сам может создавать ЧС, наносящие урон как ему лично, так и окружающим гражданам, а, в конечном счете – государству.
Поэтому Федеральным законом “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” определены не только права граждан в области защиты от ЧС, но и обязанности: соблюдать законы и иные правовые акты в сфере предупреждения и ликвидации ЧС; соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению ЧС; изучать способы защиты от ЧС, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области; выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении ЧС; при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ. В соответствии с законом подготовка по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, а также по месту жительства. В школах, лицеях, колледжах и высших учебных заведений она ведется в рамках курса БЖ. Поэтому школьники и студенты должны понимать, что изучение ОБЖ и БЖД – это обязанность, возложенная на них законом.
Важно отметить, что выполнение изложенных в законе требований – не добровольное дело каждого, а юридическая норма. Их нарушение преследуется государством.
Закон гласит: “Виновные в невыполнении или недобросовестности выполнения законодательства в области защиты населения и территорий от ЧС, создании условий и предпосылок к их возникновению, не принятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица, и граждане несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность…”
Вывод
Безопасность – одна из первейших потребностей человека, общества, государства, человечества. Ее сущность заключается в способности отражать, предупреждать, устранять опасности, угрожающие существованию указанных выше субъектов, а также разрушающие их фундаментальные интересы, без удовлетворения которых немыслимы жизнь, благополучие, развитие и прогресс.
Негативные факторы техногенного и природного характера становятся все более масштабными и представляют одну из наиболее реальных угроз обеспечению стабильного социально экономического развития страны, повышению качества жизни населения, укреплению национальной безопасности Российской Федерации.
В связи с этим представляется целесообразным сосредоточить деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организации на совершенствовании нормативной правовой и методической базы, разработки и осуществления мероприятий инженерной, радиационной химической и медико-биологической защиты, обеспечения пожарной безопасности, сохранения жизни и здоровья людей на водных объектах, а так же на формировании культуры безопасности жизнедеятельности населения и развитии системы информирования и оповещения населения.
Используемая литература
1 Авакян А.Б. Основы безопасности жизнедеятельности. М.: Знание, 2007. 500 с.
3.Безопасность жизнедеятельности. Учебник для бакалавров: — Москва, Проспект, 2014 г.- 400 с.
4.Безопасность жизнедеятельности: Под редакцией Л. А. Михайлова — Москва, Academia, 2009 г.- 272 с.
5.Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Основы топографии. Учебник: А. Л. Вострокнутов, В. Н. Супрун, Г. В. Шевченко — Санкт-Петербург, Юрайт, 2014 г.- 400 с.
6.Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов. / Под ред. С.В. Белова. М.: Гарардики, 2007. 427 с.
Источник: https://infourok.ru/teoreticheskie-osnovi-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-osnovnie-termini-i-opredeleniya-2278726.html
Add comment