Kievuz

Традиции и особенности отечественной философии(Лекция, тесты)

Лекция «Зарубежная европейская философская мысль» по Философии (Манеев И. В.)

Традиции и особенности отечественной философии(Лекция, тесты)

Философия средневековой Европы

В период формирования античной философии сложилась основная философская проблематика, обнаружились ее основные линии развития. Философия развивается как учение о бытии и человеке, носит космологический характер.

Представители древнеримской философии использовали в основном достижения древнегреческих мыслителей. В III в. н.э. философия, как и вся духовная жизнь римской империи, вступила в стадию кризиса.

Характерной чертой философии этого периода является повсеместное влияние теоцентризма – то есть обращение к Богу, его сущности как первопричины и первоосновы мира. Особенно сильно это влияние было заметно в Европе и землях бывшей Римской империи – Византии, Передней Азии и Северной Африке.

Именно в этот период возникает патристика – философские учения “отцов церкви”, призванные обосновать и защитить христианство. Наиболее ярким представителем патристики был епископ в Гиппоне (Северная Африка) Августин Аврелий (Блаженный) (354-430 гг.).

Патристика явилась основой формирования собственно христианской философии и ее средневековой формы – схоластики, обоснование, защита и систематизация незыблемых религиозных догматов абстрактным, логическим путем. См. Схему

В XI веке развернулась борьба в самой схоластической философии между реализмом (“линия” Платона) (Подлинной реальностью обладают только общие понятия (универсалии) Августин Аврелий и Фома Аквинский, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире) и номинализмом Номинализм (“линия” Демокрита) (Подлинной реальностью являются вещи и предметы, а универсалии лишь их отражают и составляют содержание мышления) Пьер Абеляр и Иоанн Росцелин.

Классиком католической теологии и систематизатором схоластики считают Фому Аквинского (1225-1274 гг.). Его философия со второй половины XIX века становится основой неотомизма, который является одним из распространенных течений современной философской мысли.

Она является связующим звеном между средневековым теоцентризмом и научно-философским мышлением Нового времени. Характерной чертой философии этого периода является ярко выраженный гуманизм. В целом философию Эпохи Возрождения можно охарактеризовать как антропоцентризм.

Это означает, что центральной проблемой осмысления становится не Бог, а человек. Бог признается началом всех вещей, но человек является центром всего мира.

Поворот к антропоцентризму нельзя понимать упрощенно как утверждение человека главным объектом любого познания или как некое выражение материалистических воззрений.

Суть в том, что гуманизм Ренессанса проявлялся в революционных идеях, обращенных на внутреннюю, земную “божественность” человека, в отказе от внешней “институциональной” истины божьей, в привлечении человека к жизненной активности, в утверждении веры человека в себя.

Но и это новое, несомненно прогрессивное, будучи исторически обусловленным, могло проявиться лишь в той или иной форме, определяемой рамками религии.

Реализация гуманизма предполагает освоение достижений культурного богатства прошлого, поэтому вновь пробуждается интерес к многоликому богатству древней философии. Вновь и по-новому открывается Платон, Аристотель, ряд других философов и школ античности.

Именно этой эпохе принадлежит появление социальных теорий:

– централизованного государства – Н. Макиавелли, Ж. Боден.

– естественного права – Г. Гроций

– утопического социализма – Т. Мор, Т. Кампанелла.

Общие черты философии эпохи Возрождения:

1. Тесно связана с развитием естествознания.

2. Широко использовала античное культурное и философское наследие.

3. Имела художественные формы изложения философских взглядов.

4. Повернула характер решаемых философией проблем в сторону гуманизма и антропоцентризма.

5. Отрицала и критиковала схоластику

Философия Ренессанса подготовила фундамент бурного развития философской науки Нового времени.

Философия Нового времени.

Особенности эпохи:

– формирование науки в современном ее значении;

– первые буржуазные революции и утверждение промышленности;

– ослабление влияния церкви на развитие общества.

Главный девиз философии этого периода: не “наука для науки”, а расширение власти человека над природой, совершенствование самого человека.

Философию эпохи Нового времени необходимо систематизировать прежде всего по гносеологическому основанию – на эмпиризм(от греческого “опыт”) Признание чувственного опыта главным источником знания. знания может быть представлено либо как описание опыта, либо как сведение знания к нему и рационализм” (от латинского “разумный”) Признает разум основой познания и поведения людей.

Наиболее значительной и научно развитой философией позднего Нового времени стала немецкая классическая философия.

Немецкая классическая философия.

ее заслуга заключалась в том, что она создала теории познания и развития. Классиками немецкой философии являются И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель и Л. Фейербах.

В этот период были разработаны: учение о познании; диалектический метод; диалектическая логика; учение о закономерностях процесса развития; философская антропология.

И. Кант (1724-1804) – основоположник немецкой классической философии. Он дуалистически разделяет действительность на два одновременно существующих мира:

– мир “вещей в себе” – невоспринимаемая и непознаваемая человеком действительность;

– мир “вещей для нас” – совокупность чувственно воспринимаемых предметов и явлений, закрепленных в образах сознания. Мир “вещей для нас” познаваем.

В учении об антиномиях (противоречиях) человеческого разума И. Кант утверждал, что научное их решение затруднено, но логическое – по каждой из сторон противоречия – возможно. Так, в мире существует свобода, но все подчинено законам природы. Мир прост и сложен, конечен и бесконечен. Анализ этих и других противоположностей позволил философу выявить диалектику противоречий в процессе познания.

Учение Г. Гегеля (1770-1831) посвящено глубокому и всестороннему анализу диалектического метода мышления и диалектики абсолютной идеи. Гегель создал идеалистическую философскую систему, в центре которой находилась абстрактная, но развивающаяся “абсолютная идея”.

При этом парадокс состоял в том, что между созданной замкнутой, завершенной системой и признанием постоянного и непрерывного развития – диалектическим методом – у Гегеля возникло неразрешимое противоречие.

Но несомненно положительным в идеалистической диалектике Гегеля является его учение о наиболее общих законах развития бытия; об основных категориях связи и развития.

Основой учения Л. Фейербаха (1804-1872) был антропологический материализм. В центре его философской системы стоит проблема человека. Он подвергает критике гегелевский идеализм и религию как ложные ориентиры в жизни человека. Предложил новую, обожествляющую человека религию, основанную на идее всеобщей любви.

Философией Л. Фейербаха завершается развитие немецкой классической философии. Тем не менее, во второй половине XIX века на духовную жизнь Германии и ряда других стран оказала существенное влияние еще одна философская система – диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса.

Современная зарубежная философия

Современная зарубежная философия

н а п р а в л е н и я

традиционное постклассическое нетрадиционное

продолжающее диалектико-материа- школы

традиции клас- листическое; оккультного толка

сической фило- иррационалистическое;

софии логико-методологическое;

гуманистическое

Традиционное направление – в определенной мере продолжает философские традиции классической философии, а также другие традиции исторического философского мышления. Это направление принято называть традиционализмом и сегодня. Оно представлено такими течениями, как неокантианство, неогегельянство, некоторыми религиозными моделями мышления.

К последним можно отнести: неотомизм (философию католической церкви), философию православия, философию ислама, восточные религиозные философские учения: буддизм, даосизм, конфуцианство и др. Нельзя также сказать, что второе постклассическое направление или направление неклассической философии полностью размежевалось с философской классикой.

Напротив, такие противоположные течения, как, например, идеалистическое неогегельянство и материалистическая философия марксизма имеют много общего. Оно связано прежде всего с пониманием развития, его законов и принципов, общечеловеческой традицией логически объяснять процессы бытия.

Безусловно, направления послеклассической философии имеют свою специфику и особенности, которые необходимо рассмотреть.

Для диалектико-материалистского течения, рассмотренного в лекции, является характерным то, что в основе этих школ лежит основополагающее положение классической философии – принцип рационализма.

Он раскрывает преимущественно абстрактно-логический подход в развитии философского знания по сравнению с чувственным познанием.

Главными же отличиями этого направления от классического является признание первенства в бытии материального, абсолютизация социальной практики, и подчинение индивидуально-личностного общественному.

Следующие два течения – иррационалистское и логико-методологическое – часто связываются с философским нигилизмом (от лат. nigil – ничто). В широком смысле – это отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культурных традиций и т.д.

В узком, философском смысле, нигилизм можно было бы определить как отрицание возможности логически, а также и чувственно правильно бытия, самого человека и особенности его поведения.

Существует, как считают сторонники этого направления, что-то надрациональное, скрытое, тайное, которое и управляет миром. Это иррациональное обычными методами познать невозможно. Специфичность, многообразие субъективных проявлений человека, по их мнению, не “схватывается” методами разума, науки.

Сделать это можно либо интуитивно, либо с помощью почти математического “расчета” и иными подобными способами. Отдельные признаки нигилизма просматриваются также среди философских школ третьего направления – в нетрадиционных философских учениях и концепциях.

К ним можно отнести: спиритуализм; эзотеризм (собственно оккультизм); Живая Этика (агни-йога); оккультный космизм; Роза мира; кали-юга; фатализм; мистицизм; зороастризм; философия таро; трансцендентальная медитация и др.

Названия этих течений уже говорят об их специфике. Общей же характеристикой направления можно назвать признание существования каких-то скрытых сил в человеке и космосе, недоступных для общего человеческого опыта, но доступных для людей, прошедших через особое посвящение, специальную психическую тренировку и т.д.

Основные течения и школы зарубежной философии ХХ века.

Постпозитивизм. Как четвертая форма позитивизма. Первоначально позитивизм обращал внимание на три стадии развития познания: теологическую (религиозную), метафизическую (собственно философскую) и позитивную (высшую) стадию. Позитивное познание характеризовалось деятельностью конкретных наук.

Эмпириокритицизм, как вторая форма позитивизма, был связан с принципом “экономии мышления” (Э. Мах) или принципом “наименьшей траты сил” (Р. Авенариус). Суть принципов состоит в освобождении знания от “метафизических”, то есть мировоззренчески-философских допущений, в необходимости не объяснять, а только научно описывать явления.

Третья форма – неопозитивизм – связан с теорией “логического атомизма”. Главное внимание было сосредоточено на построении логически совершенного языка науки из его элементарных составных частей – простых (“атомарных”) и сложных, состоящих из простых (“молекулярных”) суждений.

В этот период выводится один из новых принципов логического позитивизма – принцип верификации. Согласно ему критерием истинности и осмысленности предложений (суждений) является их сопоставление с фактами чувственного опыта, т.е. с комбинацией простых и надежных (“атомарных”) фактов.

Так как число чувственно проверяемых предложений ограничено, то неподтверждаемыми, а, следовательно, бессмысленными, становятся законы, общие положения науки и т.д. Дополнение принципа верификации принципом фальсификации и другими характеризовало превращение неопозитивизма в четвертую форму – постпозитивизм. Главное в нем – аналитическая философия.

Принцип фальсификации, согласно которому научная теория не может согласовываться со всеми фактами и должна исключать несогласующиеся факты, стал ведущим. Считается, что чем больше фактов опровергает, фальсифицирует теория, тем более она научна. Постпозитивизм также называют критическим реализмом.

Экзистенциализм утверждает, что человек есть тайна. Философия должна заниматься не проблемами, а тайнами человеческого существования. Центральной категорией выступает экзистенция или существование. Это переживания субъектом своего бытия в мире, в особых жизненных ситуациях, бытие, направленное к ничто и сознающее свою конечность.

Предметом анализа становятся субъективные переживания, познание человеком своего подлинного “Я” в сложных ситуациях, процесс отчуждения личности от какого-то мира; чувство апатии, одиночества, равнодушия, страха, восприятия явлений действительности как противостоящих человеку и т.д.

Считается, что само по себе общество враждебно индивиду, оно нивелирует личность, превращает ее в винтик, стандартную деталь, не имеющую своего лица. Спасение человека в окружающем его кошмарном мире – только в нем, в его чувственно непознаваемой САМОСТИ (экзистенции). Человек должен сам спасти себя, прийти к своей свободе.

Самость может реализовываться только в свободном решении и выборе человека. По-настоящему же индивид свободен только тогда, когда ему все равно – жить или не жить. Концепции свободы и “пограничной ситуации” состоят в том, что повседневная жизнь считается бессмысленной, абсурдной.

От существования человек испытывает отвращение и страх, поэтому стремится к небытию, смерти как высшей свободе. Только бытие, свободное для смерти, дает существованию цель и приводит экзистенцию к ее завершению. Вступив в пограничную ситуацию, человек приобретает высшую свободу и умирает, что одно и то же.

В центре внимания философии экзистенциализма оказался человек, не познающий и преобразующий мир, а человек страдающий, одинокий, глубоко несчастный и в то же время стремящийся к свободе и отвечающий за свои поступки.

Источник: https://need4stud.ru/preview/2/438.html

Контрольные вопросы

Традиции и особенности отечественной философии(Лекция, тесты)

  1. Назовите наиболее влиятельные течения западной философии.

  2. Кто является основоположником европейского иррационализма?

  3. Кто из философов рассматривал жизнь как «волю к власти»?

  4. С чем связана критика Ф. Ницше христианской морали?

  5. Назовите основные исторические этапы развития позитивизма.

  6. К каким проблемам обратился логический позитивизм?

  7. Как формулируется принцип верификации?

  8. Какая важнейшая задача философии по К. Попперу?

  9. Кто является представителями философии лингвистического анализа?

  10. Кто является основателем психоанализа?

  11. На что была ориентирована психоаналитическая концепция З. Фрейда?

  12. Какова структура психики по З. Фрейду?

  13. Какими принципами руководствуется человек в своей жизни по З. Фрейду?

  14. Что такое «коллективное бессознательное» К. Юнга?

  15. Кто является основателем неофрейдизма?

  16. Назовите основные работы Э. Фромма.

  17. В каких странах возник экзистенциализм?

  18. Что является предметом философии с точки зрения экзистенциалистов?

  19. Что интересует философию экзистенциалистов в первую очередь?

  20. В чём суть учения о «пограничных ситуациях» К. Ясперса?

  21. Дайте характеристика двух форм бытия Ж. Сартра.

  22. Как понимает свободу человека Ж. Сартр?

  23. В какой работе Ж. Сартра наиболее полно изложены его взгляды?

  24. Что представляет собой герменевтика?

  25. На чём был сосредоточен интерес Х. Гадамера?

  26. Что представляет собой идея герменевтического круга?

  27. Что означает термин «феноменология»?

  28. Кто из представителей феноменологии выступал за то, чтобы философия превратилась в строгую науку?

  29. Кто внёс наибольший вклад в развитие феноменологии?

  30. В чём специфика структурализма?

  31. Кто является создателем структурной антропологии?

  32. Что означает термин «постмодерн»?

  33. Назовите основных представителей философии постмодернизма.

  34. Какие основные характеристики постмодернизма?

Лекция 7. Русская философия

Основныепонятия и термины включенные в системутренинг тестирования:

исихазм; русскаяфилософия; славянофильство; западничество;православие; соборность; община; анархизм;социализм; почвенничество;культурно-исторический тип; европоцентризм;полицентризм; всеединство; историософия;софиология; ленинизм; русское зарубежье.

Общая характеристика и основные этапы развития русской философии

Русская философскаямысль — органическая часть мировойфилософии и культуры. Русская философияобращается к тем же проблемам, что изападноевропейская, хотя подход к ним,способы их осмысления носили глубоконациональный характер. Известный историкрусской философской мысли В.В.

Зеньковскийотмечал, что философия нашла в Россиисвои пути — «не чуждаясь Запада, дажеучась у него постоянно и прилежно, новсе же живя своими вдохновениями, своимипроблемами…». В XIX в. «Россия вышла напуть самостоятельной философскоймысли»1.

Далее он отмечает, что русская философияне теоцентрична (хотя в ней сильнорелигиозное начало) и не космоцентрична(хотя и не чужда натурфилософскимисканиям), а прежде всего антропоцентрична,историософичнаи привержена социальнойпроблематике:«она больше всего занята темой о человеке,о его судьбе и путях, о смысле и целяхистории»2.Эти же особенности русской философскоймысли отмечали и такие исследователирусской философии, как А.И.Введенский, Н. А. Бердяеви др.

Несмотряна то, что русская философская мысльпредставлена самыми различныминаправлениями, ориентациями и школами,в ней при решении философских проблемдоминировали ярко выраженная моральнаяустановка, постоянная обращенности кисторическим судьбам России. Поэтомубез освоения отечественного духовногонаследия нельзя понять историю и душурусского народа, осмыслить место и рольРоссии в мировой цивилизации.

Становлениефилософской мысли в Древней Русиотносится к X—XII векам — времени глубокихсоциально-политических и культурныхизменений в жизни восточных славян,обусловленных образованием древнерусскогогосударства — Киевской Руси, влияниемвизантийской и болгарской культур,возникновением славянской письменностии принятием Русью христианства. Этифакторы создали благоприятные условиядля зарождения древнерусской философии.

Начальный этап вразвитии русской философской мыслисвязан с появлением первых литературныхпроизведений, содержащих оригинальныефилософские идеи и концепции.

В летописях,«поучениях», «словах» и других памятникахотечественной литературы отразилсяглубокий интерес русских мыслителей кисториософским, антропологическим,гносеологическим и моральным проблемам.

В этот период складывается обусловленныйтипом воспринятой вместе с христианствомфилософской традиции своеобразныйспособ философствования, охарактеризованныйВ. В. Зеньковскимкак «мистический реализм».

К наиболеезначительным произведениям этогопериода можно отнести «Слово о Законеи Благодати» Илариона, «Повесть временныхлет» Нестора, «Послание к Фоме» КлиментаСмолятича, «Слово о премудрости» и«Притча о человеческой душе и теле»Кирилла Туровского, «Поучение» ВладимираМономаха, «Послание Владимиру Мономаху»Митрополита Никифора, «Моление» ДаниилаЗаточника.

Следующий этап вразвитии древнерусской философииохватывает XIII—XIV века — время жесточайшихиспытаний, вызванных татаро-монгольскимнашествием. Огромный урон, нанесенныйДревней Руси, не прервал, однако,культурной традиции.

Центрами развитиярусской мысли оставались монастыри, вкоторых не только сохранялись традициидуховной культуры Руси, но продолжаласьработа по переводу и комментированиювизантийских философских произведений.

Среди памятников отечественной мыслиэтого периода наиболее значительнымипо идейному содержанию являются «Словоо погибели Русской земли», «Сказание ограде Китеже», «Слова» СерапионаВладимирского, «Киево-Печерский патерик».Важнейшими для русской мысли этогопериода были темы духовной стойкостии морального совершенствования.

Новый этап развитиярусской философии охватывает период сконца XIV по XVI век, характеризующийсяподъемом национального самосознания,образованием русского централизованногогосударства, укреплением связей сославянским югом и центрами византийскойкультуры.

Значительноевоздействие на русскую философскуюмысль этого периода оказал исихазм— мистическое направление в православномбогословии, возникшее на Афоне в XIII—XIVвв., уходящее корнями в нравственно-аскетическоеучение христианских подвижников IV— VII вв. Исихастская традиция в русскоймысли представлена учением и деятельностьюНила Сорского, Максима Грека и ихпоследователей.

Важное место вдуховной жизни Московской Руси занялаполемика иосифлян и нестяжателей.

Преждевсего идейная борьба их духовных лидеров— Иосифа Волоцкого и Нила Сорского,охватившая такие глубокиенравственно-политические, богословскиеи философские проблемы, как социальноеслужение и призвание церкви, путидуховно-нравственного преображенияличности, отношение к еретикам, проблемацарской власти и ее божественной природы.

Одно из центральныхмест в русской мысли XV—XVI вв. занялапроблема государства, власти и права.

Взгляд на Московское православноецарство — Святую Русь — как преемницуВизантии, призванную выполнить особуюисторическую миссию, нашел отражениев сформулированной старцем Филофеемисториософской концепции «Москва —третий Рим».

Проблемы власти и правабыли ведущими в полемике Ивана Грозногои Андрея Курбского, им посвящены сочиненияФедора Карпова и Ивана Пересветова,отстаивавшего идеи укреплениясамодержавного правления.

Проблемы человека,нравственного совершенствования, выборапутей личного и общественного спасениябыли в центре внимания выдающегосявизантийского гуманиста-просветителяМаксима Грека, философское творчествокоторого стало величайшим достижениемрусской средневековой философии.

Существенноевлияние на духовную жизнь русскогообщества XV—XVI веков оказывали еретическиеучения, связанные с европейскимреформационно-гуманистическим движением.Наиболее видными представителямирусского свободомыслия являлись ФедорКурицин, Матвей Башкин, Феодосии Косой.

Заключительныйэтап развития русской средневековойфилософии характеризуется противоречивымипроцессами формирования основ новогомиропонимания, столкновением традиционнойдуховной культуры с возрастающимвлиянием западноевропейской науки ипросвещения.

Наиболее значительныефигуры русской мысли этого периода —протопоп Аввакум — продолжатель истрогий ревнитель духовных традицийдревнерусской культуры и противостоящиеему Симеон Полоцкий и Юрий Крижанич —проводники западноевропейскойобразованности и культуры.

Важнейшимитемами их размышлений был человек, егодуховная сущность и нравственный долг,познание и место в нем философии, проблемывласти и роли различных социальныхслоев в политической жизни общества.

Значительную рольв распространении философских знанийиграли крупнейшие центры образованияи культуры — Киевско-Могилянская иСлавяно-греко-латинская академии, вкоторых преподавался целый ряд философскихдисциплин.

Начало XVIII векастало завершающим периодом в историирусской средневековой философии ивременем зарождения предпосылок еесекуляризации и профессионализации,закладывавших основы нового этапа вразвитии отечественной мысли.

При характеристикеособенностей развития философии вРоссии необходимо прежде всего учитыватьусловия ее существования, которые посравнению с западноевропейскими быликрайне неблагоприятными. В то время,когда в университетах Германии своифилософские системы свободно излагалиИ. Кант, В. Шеллинг, Г.

Гегель и другиемыслители, в России преподаваниефилософии находилось под строжайшимгосударственным контролем, не допускавшимникакого философского свободомыслияпо чисто политическим мотивам.

Отношениегосударственной власти к философиинаглядно выражено в известном высказываниипопечителя учебных заведений князяШиринского-Шихматова «Польза философиине доказана, а вред возможен».

Вплоть до второйполовины XIX в. философская проблематикаосваивалась в России преимущественнов философско-литературных кружках внеофициальных структур просвещения, чтоимело последствия двоякого рода.

С одной стороны,становление русской философии происходилов ходе поисков ответов на те вопросы,которые ставила сама российскаядействительность. Поэтому трудно найтив истории русской философии мыслителя,который бы занимался чистым теоретизированиеми не откликался бы на животрепещущиепроблемы.

С другой стороны— эти же условия привели к такомуненормальному для самой философиисостоянию, когда при восприятиифилософских учений политическиеустановки приобретали доминирующеезначение и сами эти учения оценивалисьпрежде всего с точки зрения их«прогрессивности» или «реакционности»,«полезности» или «бесполезности» длярешения социальных проблем1.

Поэтому те учения, которые, хотя и неотличались философской глубиной, ноотвечали злобе дня, имели широкуюизвестность. Другие же, составившиевпоследствии классику русской философии,как, например, учения К.Леонтьева, Н.Данилевского,Вл. Соловьева, Н. Федороваи др., не находили отклика у современникови были известны лишь узкому кругу людей.

При характеристикеособенностей русской философии нужноучитывать также культурно-историческийфон, накотором она формировалась.

В России входе ее истории произошло как быпереплетение двух различных типовкультур и соответственно типовфилософствования: рационалистического,западноевропейского и восточного,византийского с его интуитивныммироощущением и живым созерцанием,включенного в русское самосознаниечерез православие. Такое сочетание двухразличных типов мышления проходит черезвсю историю русской философии.

Существование наперекрестке различных культур во многомопределило форму философствования ипроблематику русской философии. Чтокасается формы философствования, то ееспецифика удачно определена А.Ф.

Лосевым,который показал, что русской философиив отличие от западноевропейской чуждостремление к абстрактной, чисторациональной систематике идей.

Взначительной своей части она «представляетсобой чисто внутреннее, интуитивное,чисто мистическое познание сущего»2.

С содержательнойстороны русская философия также имеетсвои особенности. В ней представлены втой или иной степени все основныенаправления философского мышления:онтология, гносеология, этика, эстетика,философия истории и т.д.

Однако есть иведущие для нее темы. Одной из них,определившей саму специфику русскойфилософии, стала темаРоссии,постижениясмысла ее существования в истории.

С этой темы начиналось становлениерусской философской мысли, и онаоставалась актуальной на всем протяженииее развития.

Другойведущей темой стала темачеловека,его судьбы и смысла жизни. Усиленноевнимание к проблеме человека определилонравственно-практическую направленностьрусской философии. Особенностью русскогофилософского мышления был не простоглубокий интерес к вопросам морали, адоминирование моральной установки прианализе многих других проблем.

Самобытнаярусская философия в своих новаторскихисканиях теснейшим образом была связанас религиозным миросозерцанием, закоторым стояли века духовного опытаРоссии. И не просто с религиозным, аименно с православныммиросозерцанием. Говоря об этом, В. В.Зеньковский отмечает, что «русскаямысль всегда (и навсегда) осталасьсвязанной со своей религиозной стихией,со своей религиозной почвой1.

Внастоящее время бесценный духовныйопыт, добытый русской философией,выступает как необходимая основадуховного возрождения и построениянравственного, гуманистического мира.

Источник: https://StudFiles.net/preview/3053043/page:43/

ovdmitjb

Add comment