Kievuz

Транспортный комплекс России и задачи его развития

Развитие и размещение транспортного комплекса РФ (2)

Транспортный комплекс России и задачи его развития

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство пообразованию

Государственное образовательноеучреждение

высшего профессиональногообразования

Челябинский Государственныйуниверситет

Реферат

подисциплине: «Экономическая география»

натему: «Развитие и размещение транспортногокомплекса РФ»

Выполнила:

студенткагр. 22 ФС-104

ЛукиныхЕ.П.

Проверил:

КондратьевН.И.

Челябинск2009г.

Аннотация 4

Введение 5

1. Значение транспорта для хозяйства страны. Структура транспортного комплекса. 6

1.1 Значение транспортного комплекса. 6

1.2 Структура транспортного комплекса 9

2. Развитие и размещение транспортного комплекса РФ 21

2.1 Развитие и размещение различных видов транспорта 23

3. Проблемы транспортного комплекса и перспективы его развития. Контейнерные и комбинированные перевозки. 31

Заключение 34

Список литературы 35

Глоссарий 36

Аннотация

В данной работе мы рассматриваемтранспортный комплекс РФ. Транспорт —одна из важнейших отраслей хозяйства,является крупнейшей составной частьюинфраструктуры.

Всостав транспортного комплекса входитжелезнодорожный, автомобиль­ный,внутренний водный, морской, трубопроводныйи воздушный тран­спорт. Рассмотрениегеографии транспортного комплексапозволило выявить и понять причинывозникновения в различных транспортныхузлах того или иного вида комбинированныхперевозок.

Введение

Транспорт является важнымсвязующим звеном в эконо­мике РоссийскойФедерации, без которого невозможнонор­мальное функционирование ни однойотрасли хозяйства, ни одного регионастраны. Стабилизация положения вэкономике, ее подъем невозможны безрешения основных проблем транс­портногокомплекса.

В последние годы актуальностьразвития комбинированных перевозок вРоссии возросла. За последние 6 летобъёмы международных автомобильныхперевозок в стране увеличились болеечем в 6 раз. При этом доля перевозок,осуществляемая российскими перевозчиками,уменьшилась за тот же период в 3 раза.

Перспективы развития комбинированныхперевозок очевидны.

Это позволитсохранить автомобильные дороги России,значительно улучшить экологию окружающейсреды и криминогенную обстановку в путиследования, ликвидировать “пробки”на пунктах таможенного контроля, привлечьдополнительные объёмы перевозок главнымобразом на железную дорогу, снизитьиздержки на транспортировку грузовразличными видами транспорта, а значит,повысить доходы всех задействованныхсубъектов — грузовладельцев, экспедиторови перевозчиков, то есть всего транспортногокомплекса.

Изучению состояния транспортногокомплекса, его проблем и перспективразвития и посвящена данная работа.

1.1Значение транспортного комплекса

Транспорт— одна из важнейших отраслей хозяйства,выполняющая функцию своеобразнойкровеносной системы в сложном организместраны.

Он не только обеспечиваетпотребности хозяйства и населения вперевозках, но вместе с городами образует«каркас» территории, является крупнейшейсоставной частью инфраструктуры, служитматериально-технической базой формированияи развития территориального разделениятруда, оказывает существенное влияниена динамичность и эффективностьсоциально-экономического развитияотдельных регионов и страны в целом.1

Рассматриваятранспорт как отрасль материальногопроизводства, необходимо отметить рядего специфических особенностей.

Спецификатранспорта как сферы экономики заключаетсяв том, что он сам не производит новойпродукции, а только участвует в еесоздании, обеспечивая сырьем, материалами,оборудованием производство и, доставляяготовую продукцию потребителю, увеличиваятем самым ее стоимость на величинутранспортных издержек, которые включаютсяв себестоимость про­дукции. По некоторымотраслям промышленности транспортныеиздержки очень значительны, как, например,в лесной, нефтяной промышленности, гдеони могут достигать 50%.2

Полныеже транспортные издержки народногохозяйства в сфере производства иобращения составляют 10% от валовогообщественного продукта страны. Отношениесуммарных транспортных издержек кполной стоимости продукта у потребителяназывают коэффициентом транспортнойслагающей. Он играет важную роль врешении проблемы оптимизациитерриториальной организациипроизводительных сил.

Значениетранспорта, как важной составной частиэкономики Россий­ской Федерации,определяется его ролью в территориальномразделении общественного тру­да:специализация районов, их комплексноеразвитие невоз­можны без системытранспорта.

Транспортный фактороказы­вает влияние на размещениепроизводства. Не принимая его во внимание,нельзя достичь рационального размещенияпроизво­дительных сил.

При размещениипроизводства учитываются по­требностьв перевозках, масса исходных материалови готовой продукции, их транспортабельность,обеспеченность транс­портными путями,их пропускная способность и т. д.

Взависимости от влияния этих составляющихрассматриваются вариан­ты размещенияпредприятий. Рационализация перевозоквлия­ет на эффективность производства,как отдельных предприятий, так и районов,и страны в целом.

Большое значение транспорт имеети в решении социально-экономическихпроблем. Обеспеченность территориихорошо развитой транспортной системойявляется одним из факторов привлечениянаселения и производства, служит важнымпре­имуществом для размещенияпроизводительных сил и дает ин­теграционныйэффект.1

Транспортный фактор имеет важноезначение в нашей стране с ее огромнойтерриторией и неравномерным размеще­ниемресурсов, населения и основныхпроизводственных фон­дов. Транспортсоздает условия для формированияместного и общегосударственного рынков.В условиях перехода к рыноч­нымотношениям роль транспорта существенновозрастает.

С одной стороны, оттранспортного фактора зависитэффектив­ность работы предприятия,что в условиях рынка напрямую связанос его жизнеспособностью, а, с другойстороны, сам рынок подразумевает обментоварами и услугами, что без транспортаневозможно, а, следовательно, невозможени сам рынок.

Поэтому транспорт являетсяважнейшей составной ча­стью рыночнойинфраструктуры.2

Стоит отметить, что транспорт,являясь одной из наиболее фондоемкихотраслей хозяйства, требует для своегоразвития крупных долгосрочных инвестиций.Так в последние десятилетия удовлетворениепотребностей в перевозках шло за счетсозданных ранее резервов пропускной ипровозной способности транспортнойсистемы страны, которые были, в концеконцов, исчерпаны.

Поэтому на этапе выхода Россиииз депрессии и начала экономическогороста транспорт наряду с энергетикойстал тем «узким местом», которое будетсерьёзно тормозить весь процесссоциально-экономического развитиястраны.

Решение данной проблемы вобозримой перспективе крайнезатруднительно, так как для исправлениясложившегося положения необходимо втечение ближайших 15-20 лет практическиудвоить мощность транспортных коммуникацийРоссии, а инвестиционные ресурсы дляэтого практически отсутствуют.

Важной особенностью транспортнойсистемы России является её теснаявзаимосвязь с производством. В ихвзаимоотношениях выделяют три стадии.

На первой стадии производствои транспорт находились в непосредственномединстве, между ними нельзя было провестиразграничительную черту.

На второй стадии они сформировалисамостоятельные системы, функционирующиеи развивающиеся автономно.

При этомтранспорт выделился в самостоятельнуюнароднохозяйственную отрасль сосложившейся устойчивой внутреннейструктурой, собственными критериями –максимизация пропускной способноститранспортных магистралей – и показателямиработы – учёт транспортных расходов ипроделанной работы (в тонно-километрах).Именно на этой стадии развития в настоящеевремя находится транспортная системаРоссии.

На третьей стадии производствои транспорт должны объединиться в такуюпроизводственно-транспортную систему,в рамках которой они взаимодействуютв качестве отдельных подсистем. Приэтом меняются не только целевые функцииобеих подсистем, но и критерии, ипоказатели их работы. На первый планвыступает задача минимизации потерьпри их взаимодействии.

Важно подчеркнуть, что в этомслучае транспорт рассматривается какактивный элемент взаимодействия, прикотором он не только организует перевозкис учётом изменяющихся потребностейпроизводства, но и само производствоактивно упорядочивает связи и формируетсвои программы развития, исходя извозможностей и потребностей транспорта.

Функция транспорта в таком взаимодействиизаключается не только в полном обеспечениипотребностей производства в перевозках,но и в качественном и своевременномтранспортном обслуживании поставщикови потребителей с колеблющимися ритмамиработы, т. е.

С учетом постоянно изменяющихсяи в перспективе в условиях рыночнойэкономики часто неопределенныхпотребностей производства в транспортныхуслугах.

Такимобразом, гибкость, эластичностьтранспорта, возможность работать вразных, в том числе вероятностных,режимах, реализовывать «пиковые»потребности в перевозках — вот тетребования, которые предъявляютсясовременным транспортным системам.

Перечисленные выше особенноститранспортной системы страны ставятцелый ряд проблем его территориальнойорганизации.

Важную роль в их решениипризвано сыграть изучение территориальнойорганизации транспортных систем,особенностей и закономерностейстановления и развития территориальныхтранспортных структур и формируемойими системы транспортно-географичекихотношений в их взаимодействии с другимитерриториальными социально-экономическимисистемами.

Источник: https://works.doklad.ru/view/NO2AT63cgxY.html

Транспортный комплекс России

Транспортный комплекс России и задачи его развития

Введение………………………………………………………..…………….………3

Глава 1. Значение и структура транспортного комплекса России……….………4

    1. Значение транспортного комплекса России………………………….………..4
    2. Структура транспортного комплекса России………………………….………6

Глава 2. Размещение транспортного комплекса РФ…………………….…………8

2.1 Размещение железнодорожного транспорта в РФ…………………….……….8

2.2. Размещение автомобильного транспорта РФ………………………….………9

2.3 Размещение морского транспорта РФ……………………………….………..10

2.4 Размещение речного транспорта РФ……….…………………………………12

2.5 Размещение авиационного транспорта в РФ………………………….………13

Заключение………………………………………………………………………….15

Список использованных источников………………………

Приложения

Глава 1. Значение и структура транспортного комплекса России

Транспорт — одна из важнейших отраслей хозяйства, выполняющая функцию своеобразной кровеносной системы в сложном организме страны.

Он не только обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, но вместе с городами образует «каркас» территории, является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом.3

Рассматривая транспорт как отрасль материального производства, необходимо отметить ряд его специфических особенностей.

Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит новой продукции, а только участвует в ее создании, обеспечивая сырьем, материалами, оборудованием производство и, доставляя готовую продукцию потребителю, увеличивая тем самым её стоимость на величину транспортных издержек, которые включаются в себестоимость продукции. По некоторым отраслям промышленности транспортные издержки очень значительны, как, например, в лесной, нефтяной промышленности, где они могут достигать 50%.4

Большое значение транспорт имеет и в решении социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой является одним из факторов привлечения населения и производства, служит важным преимуществом для размещения производительных сил и дает интеграционный эффект.5

Транспортный фактор имеет особо важное значение в нашей стране с ее огромной территорией и неравномерным размещением ресурсов, населения и основных производственных фондов. Транспорт создает условия для формирования местного и общегосударственного рынков. В условиях перехода к рыночным отношениям роль транспорта существенно возрастает.

С одной стороны, от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятия, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособ-ностью, а, с другой стороны, сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами, что без транспорта невозможно, а, следовательно, невозможен и сам рынок.

Поэтому транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры.6

Важной особенностью транспортной системы России является её тесная взаимосвязь с производством. В их взаимоотношениях выделяют три стадии.

На первой стадии производство и транспорт находились в непосредственном единстве, между ними нельзя было провести разграни-чительную черту.

На второй стадии они сформировали самостоятельные системы, функционирующие и развивающиеся достаточно автономно.

При этом транспорт выделился в самостоятельную народнохозяйственную отрасль со сложившейся устойчивой внутренней структурой, собственными критериями – максимизация пропускной способности транспортных магистралей – и показателями работы – учёт транспортных расходов и проделанной работы (в тонно-километрах). Именно на этой стадии развития в настоящее время находится транспортная система России.

На третьей стадии производство и транспорт должны объединиться в такую производственно-транспортную систему, в рамках которой они взаимодействуют в качестве отдельных подсистем. При этом меняются не только целевые функции обеих подсистем, но и критерии и показатели их работы. На первый план выступает задача минимизации потерь при их взаимодействии.7

Основные виды транспорта — железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный — образуют единую транспортную систему Российской Федерации.

Современная структура транспортной сети сложилась под влиянием технико-экономических особенностей различных видов транспорта и экономико-географических особенностей нашей страны.

В составе транспортной системы каждый вид транспорта имеет свои рациональные сферы применения.8

Железнодорожный транспорт эффективен для перевозки массовых грузов на средние и дальние расстояния, а пассажиров на линиях пригородного сообщения и на средние расстояния.

Автомобильный транспорт используется и имеет наибольшую эффективность при внутригородских, пригородных и внутрирайонных перевозках, а также при транспортировке скоропортящихся и ценных малотоннажных грузов на средние и дальние расстояния.

Морской транспорт осуществляет преимущественно экспортно-импортные перевозки, а также внутренние перевозки в северных и восточных прибрежных районах страны, где другие виды транспорта малоэффективны из-за удаленности территорий и сложных природно-климатических условий.

Трубопроводный транспорт используется для транспортировки нефти и нефтепродуктов, природного газа, продуктов органического синтеза на дальние и средние расстояния.9

Значение того или иного вида транспорта в транспортной системе опреде-ляется прежде всего его долей в общем грузообороте и пассажирообороте, правда, пассажирские перевозки составляют лишь 1/10 часть от общей нагрузки на транспортную систему в целом (Приложение 1).

Вывод: Рациональное территориальное разделение труда, углубление специализации предприятий и районов невозможны без развитой транспортной сети, а комплексное развитие районов – без внутрирайонной транспортной системы.

Следовательно, транспорт выступает как одна из важнейших основ территориального разделения труда, территориальной структуры хозяйственного комплекса страны и ее экономических районов, также размещения производства и освоения новых территорий и природных богатств.

Транспорт играет важную роль и в развитии внешнеэкономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Транспортной сети России должно придавать больше значения, так как процесс производства завершается именно тогда, когда товар уже доставлен к потребителю, а в условиях нашей страны с ее географическим пространством и огромными расстояниями между центрами расселения, регионами, различными участниками хозяйственной деятельности, данное обстоятельство приобретает особую значимость.

Глава 2. Размещение транспортного комплекса России

2.1 Размещение железнодорожного транспорта РФ

Размещение железнодорожной сети по территории России сложилось крайне неравномерно. Это связано не только с огромной территорией страны, но и с большой территориальной дифференциацией в ее заселенности, уровне и типе хозяйственного освоения.

Общая протяженность железнодорожных путей составляет 148 тыс. км, из них 87 тыс. км приходится на дороги общего пользования, а 61 тыс. км — на ведомственные.(1996 г.) Плотность железнодорожной сети в Российской Федерации мала — 5 км на 1000 км2, поэтому очень высока грузонапряженность железных дорог.10

Наиболее густая и разветвленная сеть железных дорог расположена в европейской части страны. Конфигурация сети, расположенной в европейской части страны, — радиально-кольцевая с центром в Москве.

От московского железнодорожного узла отходят основные магистрали в направлении Донбасса, Одессы, Чопа, Баку, Казани, Самары, Саратова, Волгограда, Ташкента, Минска, Риги, Санкт-Петербурга, Архангельска и других городов.11

Для Восточной Сибири и Дальнего Востока характерны не только низкая плотность железных дорог (соответственно 21 км и 14 км на 10 000 км2), но и их исключительное расположение в южных, наиболее освоенных районах.

Железнодорожное строительство на севере Западной Сибири в 70— 80-х годах снизило контраст в уровне насыщенности ее территории железнодорожными сетями (36 км на 10 000 км2, в том числе в Тюменской обл. — 17 км).

12

Важнейшей магистралью, связывающей Центр с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком, является Трансконтинентальная железная дорога: Москва — Рязань — Рузаевка — Сызрань — Самара — Уфа — Челябинск — Иркутск — Чита — Хабаровск — Владивосток длиной 9332 км.

Построена Байкало-Амурская магистраль Усть-Кут — Комсомольск-на-Амуре. Важное значение для России имеют Южно-Сибирская и Средне-Сибирская железнодорожные магистрали, проходящие через территорию Казахстана.

В меридиональном направлении действует участок Тюмень — Сургут — Уренгой.13

В последние годы из-за тяжелого социально-экономического кризиса и отсутствия инвестиций железнодорожное строительство в России практически не ведется.

В стадии реализации находятся только два достаточно крупных проекта: на севере продолжается строительство Арктической магистрали: Лабытнанги—Бованенковская для обеспечения освоения газовых месторождений Ямала, а на востоке — Амуро-Якутской магистрали: Беркатит— Томмот—Якутск для обеспечения горнодобывающих центров Якутии.14

Пассажирские перевозки убыточны. Идет деградация транспортного хозяйства, замедлилось развитие железнодорожной сети. Резко снижаются поставки рельс, шпал, транспортных средств.

Не хватает средств для расчетов с поставщиками.

 Нерациональные перевозки на железнодорожном транспорте сохраняются, так как они связаны с недостатками в размещении и развитии производства во многих отраслях хозяйства страны.

2.2 Размещение автомобильного транспорта РФ

Автомобильные дороги делятся на дороги общего пользования и ведомственного значения.

Дороги общего пользования классифицируются на три типа: магистральные, рассчитанные на движение без ограничения скорости и предназначенные для грузового и пассажирского транспорта; магистрали, на которых движение имеет скоростные ограничения; местные, рассчитанные на замедленное, не изолированное от пешеходов движение автомобилей.15

Все дороги имеют федеральное, республиканское, краевое, областное, автономных образований и местное значения. В зависимости от качества, технической оснащённости дорог определяется их пропускная способность. По пропускной способности автомобильные дороги делятся на пять категорий:

1 категория: более 7000 автомобилей в сутки;

2 категория: от 3000 до7000 автомобилей в сутки;

3 категория: от1000 до 3000 автомобилей в сутки;

4 категория: от 200 до 1000 автомобилей в сутки;

5 категория: до 200 автомобилей в сутки.16

Однако протяженность автодорог соответствующего современным требованиям технического уровня исчисляется лишь первыми десятками тысяч километров, поэтому проблема создания современной сети автодорог остается для России одной из наиболее актуальных.

Источник: http://stud24.ru/transport/transportnyj-kompleks-rossii/454284-1718905-page1.html

Развитие и размещение транспортного комплекса РФ (стр. 1 из 15)

Транспортный комплекс России и задачи его развития

Министерство образования РФ

Самарская Государственная Экономическая Академия

Кафедра экономической и социальной географии

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Развитие и размещение транспортного комплекса РФ»

Cтудента I-го курса, дневного отделения 2-ой группы специальности ЭППД

Шатохина Сергея Александровича

Научный руководитель к.э.н., Илюхин С. А.

Дата защиты______________________

Оценка при защите_________________

Члены комиссии___________________

Самара 2000

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

по теме: «Развитие и размещение транспортного комплекса РФ»

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ………………………………………………………………………… 3

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….. 4

1. Значение транспорта для хозяйства страны. Структура транспортного комплекса………………………………………….. 5

1.1. Значение транспортного комплекса в ЕНХК…………………………………………. 5

1.2. Структура транспортного комплекса……………………………………………………. 8

2. Развитие и размещение транспортного комплекса РФ 19

2.1. Развитие и размещение различных видов транспорта………………………… 21

2.2. Размещение транспорта по экономическим районам………………………….. 33

3. Экономическая оценка деятельности транспортного комплекса………………………………………………………………………… 48

4. Проблемы транспортного комплекса и перспективы его развития. Контейнирование и комбинированные перевозки…………………………………………………………………………… 51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………. 54

Используемая литература…………………………………………. 55

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………… 56

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день российская экономика находится в глубоком кризисе, и одной из важнейших задач ее является интеграция в мировую экономическую систему, основу которой составляют глобальные рынки товаров и услуг, которые функционируют в условиях рыночной конкуренции на внутри- и межгосударственном уровнях. Рынок транспортных услуг наряду с информационным и финансовым рынками обеспечивает жизнедеятельность и устойчивость функционирования всей системы.

Транспорт является важным связующим звеном в эконо­мике Российской Федерации, без которого невозможно нор­мальное функционирование ни одной отрасли хозяйства, ни одного региона страны. Стабилизация положения в экономике, ее подъем невозможны без решения основных проблем транс­портного комплекса.

Развитие рыночных отношений в транспортном комплексе выдвигает задачу более тесной координации работы всех видов транспорта между собой. Переход на рыночную экономику создаёт благоприятную среду для внедрения прогрессивных идей и принципов логистики. Одним из её основных компонентов является кооперация различных видов транспорта в рамках комбинированных перевозок.

Это позволит эффективно использовать технические, экономические и экологические преимущества разных видов транспорта, что обеспечит удовлетворение интересов государства, которые заключаются в сокращении импортных транспортных услуг, а значит, и в дополнительном поступлении налогов в казну, и негосударственных компаний-участников — получение дополнительного рынка сбыта и прибыли от перевозок.

В последние годы актуальность развития комбинированных перевозок в России возросла. За последние 6 лет объёмы международных автомобильных перевозок в стране увеличились более чем в 6 раз. При этом доля перевозок, осуществляемая российскими перевозчиками, уменьшилась за тот же период в 3 раза.

Переход на рыночную экономику создал новые и усугубил уже имеющиеся проблемы в сфере данных перевозок, основными из которых являются стандартизация технических средств, модернизация и развитие терминалов, внедрение нового оборудования и т.д. В частности, в международных автоперевозках остро стоит проблема незаконного, в нарушение международных договоров, внедрения перевозчиков ряда иностранных государств на рынке внутрироссийских автомобильных перевозок.

Перспективы же развития комбинированных перевозок очевидны.

Это позволит сохранить автомобильные дороги России, значительно улучшить экологию окружающей среды и криминогенную обстановку в пути следования, ликвидировать “пробки” на пунктах таможенного контроля, привлечь дополнительные объёмы перевозок главным образом на железную дорогу, снизить издержки на транспортировку грузов различными видами транспорта, а значит, повысить доходы всех задействованных субъектов — грузовладельцев, экспедиторов и перевозчиков, то есть всего транспортного комплекса.

Изучению состояния транспортного комплекса, его проблем и перспектив развития и посвящена данная работа.

1. Значение транспорта для хозяйства страны. Структура транспортного комплекса.

1.1. Значение транспортного комплекса в ЕНХК.

Транспорт — одна из важнейших отраслей хозяйства, выполняющая функцию своеобразной кровеносной системы в сложном организме страны.

Он не только обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, но вместе с городами образует «каркас» территории, является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом.[1]

Рассматривая транспорт как отрасль материального производства, необходимо отметить ряд его специфических особенностей.

Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит новой продукции, а только участвует в ее создании, обеспечивая сырьем, материалами, оборудованием производство и, доставляя готовую продукцию потребителю, увеличивая тем самым её стоимость на величину транспортных издержек, которые включаются в себестоимость про­дукции. По некоторым отраслям промышленности транспортные издержки очень значительны, как, например, в лесной, нефтяной промышленности, где они могут достигать 50%.[2]

Полные же транспортные издержки народного хозяйства в сфере производства и обращения составляют 10% от валового общественного продукта страны. Отношение суммарных транспортных издержек к полной стоимости продукта у потребителя называют коэффициентом транспортной слагающей. Он играет важную роль в решении проблемы оптимизации территориальной организации производительных сил.

Правда традиционное представление о необходимости снижения удельных транспортных затрат на современном этапе научно-технической революции подвергается сомнению, так как экономические выгоды территориального разделения труда, широкой и всесторонней специализации производства часто перекрывают увеличение транспортных издержек.

Однако данное положение действует только при определённых условиях. К важнейшему из них относится наличие достаточных транспортных резервов.[3]

Значение транспорта, как важной составной части экономики Россий­ской Федерации, определяется его ролью в территориальном разделении общественного тру­да: специализация районов, их комплексное развитие невоз­можны без системы транспорта.

Транспортный фактор оказы­вает влияние на размещение производства. Не принимая его во внимание, нельзя достичь рационального размещения произво­дительных сил.

При размещении производства учитываются по­требность в перевозках, масса исходных материалов и готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транс­портными путями, их пропускная способность и т. д.

В зависимости от влияния этих составляющих рассматриваются вариан­ты размещения предприятий. Рационализация перевозок влия­ет на эффективность производства, как отдельных предприятий, так и районов, и страны в целом.

Большое значение транспорт имеет и в решении социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой является одним из факторов привлечения населения и производства, служит важным пре­имуществом для размещения производительных сил и дает ин­теграционный эффект.[4]

Транспортный фактор имеет особо важное значение в нашей стране с ее огромной территорией и неравномерным размеще­нием ресурсов, населения и основных производственных фон­дов. Транспорт создает условия для формирования местного и общегосударственного рынков. В условиях перехода к рыноч­ным отношениям роль транспорта существенно возрастает.

С одной стороны, от транспортного фактора зависит эффектив­ность работы предприятия, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а, с другой стороны, сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами, что без транспорта невозможно, а, следовательно, невозможен и сам рынок.

Поэтому транспорт является важнейшей составной ча­стью рыночной инфраструктуры.[5]

Стоит отметить, что транспорт, являясь одной из наиболее фондоемких отраслей хозяйства, требует для своего развития крупных долгосрочных инвестиций. Так в последние десятилетия удовлетворение потребностей в перевозках шло за счет созданных ранее резервов пропускной и провозной способности транспортной системы страны, которые были в конце концов исчерпаны.

В результате в 80-е структурная диспропорция, возникшая между производством и транспортом, стала приводить к регулярным сбоям в работе транспортной системы страны, особенно ее важнейшего звена – железнодорож­ного транспорта.

Только экономический кризис 90-х годов с резким падением производства в России и странах ближнего зарубежья привёл к адекватному снижению объёмов грузовых перевозок, что снизило остроту проблемы, но не сняло её с повестки дня.

[6]

Источник: https://mirznanii.com/a/265496/razvitie-i-razmeshchenie-transportnogo-kompleksa-rf

Транспортная система – это что такое? Развитие транспортной системы России

Транспортный комплекс России и задачи его развития

Современные условия жизни диктуют необходимость стремительного развития глобальной транспортной системы. Экономика и социальная сфера любого государства напрямую зависят от рациональной организации транспортных систем, включающих в себя как пассажирские, так и грузоперевозки.

Необходимо отметить также личную зависимость каждого человека от транспорта. Транспортная система, так или иначе, участвует в нашей ежедневной деятельности. От степени ее налаженности (хорошие дороги, отсутствие пробок, безаварийное движение) зависит не только настроение населения и эффективность трудовой деятельности, но порой и здоровье, и даже жизнь человека.

Терминология

Транспортная система – это взаимосвязанное объединение транспортных средств, оборудования, составляющих инфраструктуры транспорта и субъектов перевозки (в том числе и элементов управления), а также занятых в этой отрасли работников. Цель любой транспортной системы заключается в организации и осуществлении эффективной перевозки как грузов, так и пассажиров.

Компонентами транспортной системы являются транспортная сеть, комплекс, продукция, инфраструктура, подвижный состав и другие технические сооружения, связанные с производством, ремонтом и эксплуатацией транспортных средств, а также различные методы и системы организации процесса перевозок. Кроме того, в систему входят организации и предприятия, которые занимаются деятельностью, направленной на совершенствование и развитие транспортной системы: отраслевое машиностроение, строительство, топливоэнергетические системы, научные и образовательные центры.

Инфраструктура – это комплекс материальных составляющих транспортной системы, неподвижно зафиксированных в пространстве, которые образуют транспортную сеть.

Такой сетью называют совокупность связей (отрезки автомобильных и железнодорожных магистралей, трубопроводов, водных путей и другое) и узлов (дорожные развязки, терминалы), которые используются при осуществлении транспортных перевозок. Передвижение транспортных средств по сетям обуславливает образование транспортных потоков.

При проектировании сетей необходимо учитывать характеристики транспортных средств, для которых создается инфраструктура, так как от габаритов, массы, мощности и некоторых других параметров транспортного средства, для которого предназначается разрабатываемая сеть, зависят ее геометрические и технические параметры.

Обеспечение пропускной способности транспортной инфраструктуры, соответствующей требованиям проходящих через них пассажирских и грузопотоков, является важной задачей в деятельности специалистов транспортного комплекса.

Особенности управления

Рассмотрим эти системы как объект управления. Контроль работы транспортных систем – это комплекс, включающий в себя две подсистемы: управление транспортными потоками и управление транспортными средствами.

Система управления транспортными потоками осуществляет деятельность по регулированию движения транспорта посредством световых сигналов (светофоры), дорожной разметки и знаков в соответствии с принятой на государственном или международном уровне системой правил.

Система управления транспортом зависит от технологии конкретного транспортного средства и обычно является компонентом инфраструктуры. Водитель, непосредственно выполняющий целевые задачи, считается субъектом данной системы. К субъектам системы контроля функционирования транспортных средств также можно отнести диспетчеров (например, при пассажирских авиа- или железнодорожных перевозках).

Участие человека в процессе управления транспортной системой позволяет определять ее как организационную, или человеко-машинную, систему, а кроме того, обуславливает необходимость в учете человеческого фактора.

Активный компонент транспортной системы – это множество людей, которые обладают способностью к адаптации в быстро изменяющихся условиях, поведение которых нацелено на достижение собственных целей.

Присутствие человеческого фактора как активного элемента системы является причиной формирования устойчивых (стационарных) режимов функционирования транспортных систем, так как любое внешнее воздействие на индивидуальный объект компенсируется решением активного субъекта (в частности, водителя).

Задачи транспортной системы

К основным задачам относится обеспечение мобильности населения, а также удовлетворение экономических требований к перевозочным процессам, заключающихся в максимально эффективном перемещении грузов.

Поэтому определение эффективности транспортной системы – это установление равновесия между диаметрально противоположными точками: потребностями общества и получением экономической выгоды.

В качестве очевидного примера противоречий между требованиями общества и экономики можно привести систему общественного транспорта: пассажир желает сэкономить время и доехать до места назначения с комфортом, поэтому с его точки зрения транспортных средств на маршруте должно быть как можно больше, а ездить они должны как можно чаще.

Однако для перевозчика выгоднее полностью заполнять как можно меньшее число транспортных средств с целью получения максимального дохода, а удобство и время ожидания пассажира отходят на второй план.

В данном случае необходим компромисс – установление не слишком длинного интервала движения, а также обеспечение хотя бы минимального комфорта для пассажиров.

Отсюда следует, что для эффективной организации и развития транспортной системы следует изучать не только теорию транспортных систем и технические науки, но и экономику, географию, социологию, психологию и градостроительные науки.

Глобальная транспортная система

Транспортные инфраструктуры всех государств мира объединяются на более высоком уровне в глобальную систему. Мировая транспортная сеть распределена по континентам и государствам довольно неравномерно.

Так, транспортная система Европы (в частности, Западной), а также Северной Америки отличается наибольшей густотой. Наименее развитой транспортной сетью отличаются наиболее бедные страны Африки и Азии.

В структуре глобальной транспортной системы преобладает автомобильный транспорт (86 %).

Общая длина мировой транспортной сети, включающей в себя все виды транспорта (кроме морского), превышает 31 млн км, из них на наземные магистрали (не считая воздушные линии) приходится приблизительно 25 млн км.

Железнодорожный транспорт

Протяженность мировой сети железных дорог приблизительно равна 1,2 млн км. Длина российских железнодорожных линий составляет всего около 7 % от этого числа, однако на их долю приходится 35 % мирового грузооборота и примерно 18 % пассажирооборота.

Очевидно, что для многих стран (в том числе и европейских), отличающихся развитой транспортной системой, железнодорожный транспорт является ведущим с точки зрения перевозки грузов. На первом месте по использованию железнодорожного транспорта находится Украина, где посредством железнодорожных перевозок осуществляется 75 % грузооборота.

Автомобильный

Автотранспорт используется для осуществления 85 % общего объема грузоперевозок России, а также более 50 % внутренних пассажирских перевозок. Автомобильный транспорт представляется основным компонентом транспортной системы многих европейских государств.

Развитие автомобильных перевозок зависит от трех ключевых факторов: увеличение численности населения, интенсивная урбанизация и увеличение числа индивидуальных легковых автомобилей.

Исследователи отмечают наиболее вероятное возникновение проблем с обеспечением пропускной способности транспортной инфраструктуры в тех странах и регионах, где наблюдаются интенсивные темпы роста всех трех перечисленных критериев.

Зависимость современной экономики от нефте- и газодобычи обуславливает стремительное развитие системы трубопроводов по всему миру. Так, протяженность российской системы трубопроводов составляет 65 тысяч км, а в США – более 340 тыс. км.

Воздушный

Обширная территория России, а также низкий уровень развития транспортных сетей в некоторых районах на востоке и севере страны способствуют развитию системы воздушного транспорта.

Протяженность воздушных линий РФ составляет около 800 тысяч километров, из которых 200 тыс. км приходится на международные пути сообщения. Крупнейшим российским авиаузлом считается московский.

Ежегодно он отправляет более пятнадцати миллионов пассажиров.

Транспортная система России

Транспортная сеть является неотделимой частью экономики Российской Федерации. В современную транспортную систему РФ входят автомобильные, железнодорожные, воздушные, речные, морские и трубопроводные транспортные сети. Транспортный комплекс также включает виды промышленного и городского пассажирского транспорта.

Перечисленные выше коммуникации связывают воедино все регионы страны, формируя единую транспортную систему, которая является важным условием обеспечения территориальной целостности государства и единства его экономического пространства. Кроме того, государственная инфраструктура является частью глобальной транспортной системы, являясь средством интеграции России в мировое экономическое пространство.

Благодаря своему благоприятному географическому расположению, Россия получает существенные доходы от оказания транспортных услуг, в частности реализации транзитных грузоперевозок по своим коммуникациям.

Удельный вес различных элементов и характеристик транспортного комплекса в таких совокупных экономических показателях, как основные государственные производственные фонды (примерно одна третья), валовый внутренний продукт (приблизительно 8 %), полученные инвестиции на развитие отраслей (более 20 %) и другие, отражает значимость и актуальность развития транспортной системы в России.

Какой вид транспорта наиболее популярен? В транспортной системе РФ таковым являются автомобили. Автомобильный парк нашей страны составляют более 32 млн легковых и 5 млн грузовых единиц, а также примерно 900 тысяч автобусов.

Предпосылки формирования транспортной системы

Развитие транспортных сетей (водных, наземных или воздушных) зависит от следующих факторов:

  • особенности климата;
  • географическое положение;
  • численность и уровень жизни населения в регионе;
  • интенсивность товарооборота;
  • мобильность населения;
  • существование естественных путей сообщения (например, речная сеть) и другие.

В основе формирования единой транспортной системы России лежит несколько предпосылок, основными из которых являются:

  • обширная площадь;
  • высокая популяция (большая численность населения);
  • неравномерный демографический уровень в Федеральных округах;
  • интенсивность развития промышленности по отраслям;
  • неравномерное размещение месторождений сырьевых и энергоресурсов;
  • географическое положение производственных центров;
  • количество валовой продукции в государстве;
  • исторически устоявшаяся система путей сообщения.

Транспортные компании России

Как было сказано выше, организации, деятельность которых связана с производством транспорта или оказанием транспортных услуг, также являются частью транспортной системы. Рассмотрим, чем же именно могут заниматься подобные компании на примере двух организаций.

ООО “Транспортные системы” – это общество с ограниченной ответственностью, зарегистрированное в Москве, занимается организацией грузоперевозок практически на любом виде транспорта: наземном, включая железнодорожный, морском, воздушном и даже космическом. Кроме того, ООО “Транспортные системы” дополнительно занимается арендой легковых автомобилей и другого транспорта, оборудования, почтовыми и курьерскими услугами, обработкой и хранением грузов. Как видно, спектр деятельности компании весьма широк.

Организация “РТ Транспортные системы” осуществляет с 2015 года создание, внедрение в эксплуатацию и обслуживание системы сбора платы за ущерб, наносимый дорогам федерального назначения грузовыми транспортными средствами весом более 12 тонн.

Создание системы сбора платы заключается в формировании комплекса организационных мероприятий, программных и технических средств, в частности средств видеорегистрации и видеонаблюдения, а также устройств спутникового позиционирования, принцип действия которых основан на использовании датчиков ГЛОНАСС или GPS. Система «Платон» позволит выполнять взимание платы посредством идентификации автомобиля и обработки информации о нем, а также вычисления пройденного расстояния с помощью систем GPS/ГЛОНАСС, списания финансовых средств с указанного владельцем транспорта счета.

Источник: https://FB.ru/article/356735/transportnaya-sistema---eto-chto-takoe-razvitie-transportnoy-sistemyi-rossii

ovdmitjb

Add comment