Kievuz

УЧИТЕЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

11 цитат учителя истории о современном образовании в России

УЧИТЕЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Мир меняется, и сегодняшние школьники совсем не похожи на нас в их возрасте: у них другие интересы, цели и методы их достижения, они живут в совсем другой, новой действительности. И только школа, кажется, все никак не может смириться с необходимостью реформ.

Каким должно быть образование в наше время? Как сделать так, чтобы школьники с удовольствием бежали на урок? С кем вынужден конкурировать учитель? «О!» поговорил с учителем истории Лицея НИУ ВШЭ и «Школы на Хавской» Василием Ивановичем Кузнецовым, который придерживается альтернативного подхода к обучению, и публикует 11 самых ярких цитат педагога о современном образовании в России.

Василий Кузнецов, учитель истории

Кто такой педагог

Я преподаю в школе пять лет. Не люблю, когда меня называют педагогом. Что такое педагог? Это греческое слово, которое означает «ведущий ребенка». То есть это раб, который в Древней Греции брал за руку и в прямом смысле слова вел в школу, к учителю.

Так вот, я не педагог, я претендую на то, чтобы быть учителем. Мой самый младший класс — пятый. Дети в этом возрасте все очень разные: каждый со своими жизненными вопросами, интересами, задачами.

Самое главное, они живые и интересующиеся, и моя задача — этот интерес не убить.

Что такое школа

Ловушка, в которую все мы, взрослые, попадаем — это уверенность в том, что школа есть некая структура, которая должна вкладывать в ребенка знания от, А до Я.

При этом самому ученику совершенно непонятно, почему он должен учить именно этот алфавит, а не армянский, например, или английский, немецкий, любой другой.

Мы воспринимаем школу как передатчик социального опыта, а не знаний, и верим в то, что школа — это школа в том числе и жизни. К сожалению, это давно не так.

Про ФГОСы

У программ ФГОС есть две интересные особенности: некоторые из них очень сложно воплотить в жизнь, другие — совершенно оторваны от реалий современной школы.

Как правильно мотивировать

Чтобы развивать свои познавательные способности, человеку нужна воля и окружение, которое состоит из людей со схожими интересами, желанием двигаться дальше и узнавать больше. Количество людей, в том числе и учителей, которые этого не понимают, увы, стремится к бесконечности.

Зачем нужна школьная программа

Мы живем в мире, где всем кажется, что им надо знать все: что такое анод и катод, как определить направление тока в магнитном поле и как разделить угол напополам с помощью циркуля, а также что и куда нужно наливать — воду в серную кислоту или серную кислоту в воду.

В школьной программе есть огромное количество информации, которая современному человеку никогда в жизни не пригодится. Я только однажды говорил с мамой, которая убедила меня в том, что она действительно пользуется знаниями из всей школьной программы.

Знаете, зачем? Она помогает своим детям делать домашнюю работу.

Что может учитель

Есть родители, которые хотят, чтобы школа занялась социализацией, научила жить в современном обществе. А есть те, кто приходит с конкретным запросом — МГИМО, бюджет. И в том, и в другом случае самое главное — быстро давать обратную связь, напоминая о том, что вообще-то еще важно учесть, чего хочет сам школьник.

Потому что нет повести печальнее на свете, чем когда ребенок поступает туда, куда хотели поступить родители, а не сам выбирает себе ВУЗ. А в итоге неврозы, депрессии, заваленные экзамены и даже порезанные вены. Я не экстрасенс, я не знаю, чего хочет ребенок, пока с ним не поговорю.

У меня нет никакого тайного знания, а есть определенное время, когда я просто нахожусь рядом с ним. Дети не приходят ко мне с запросом, они идут с тревожностью, но все причины выясняются только в процессе разговора. Обычно у учителей нет на это времени.

Какая разница, как ты себя чувствуешь, когда у нас тут Крымская война и нужно срочно записать ее ход, причины и последствия. Такое образование не имеет смысла.

Про конкурентов

Нам давно пора перестать спорить с  и Google, потому что в этой борьбе мы точно проиграем. Главный навык, который должны получить современные дети — это навык поиска информации. Но не стоит забывать о том, что ресурсы — это все же не люди, ребенок не получает от них обратную связь. А это уже может привести человека без четкой образовательной траектории к печальному итогу.

Почему образование невозможно

Дети, которые сидят и нарешивают в огромном количестве квадратные уравнения, не понимая, зачем они это делают, привыкли к тому, что в школе есть определенный уровень насилия, с которым нужно смириться. Мотивация к знаниям в такой ситуации невозможна. А значит, невозможно и образование.

Как осовременить уроки

В современной школе получение знаний должно переплетаться с деятельностью, с которой эта область знаний непосредственно связана: можно придумывать игры и принимать в них участие, снимать ролики для , писать статьи и пресс-релизы по историческим событиям. Вопрос только в том, чтобы все это находило отклик в душе педагога.

Что такое «погружение»

Уроки с погружением очень хорошо воспринимаются школьниками, им нравится интерактивный формат, кроме того, он позволяет очень быстро усваивать знания.

Например, мы проходим «Табель о рангах», и вот по коридору навстречу школьнику идет человек, которому надо сказать «Ваше превосходительство» и ни в коем случае нельзя говорить «Ваше благородие», иначе можно нарваться на такой ответ, что будешь не рад, что вообще рот открыл. Это очень мотивирует.

Чтобы погружение сработало, нужно, чтобы все участники процесса действительно верили в то, что происходит, и на самом деле находились там, в ноябре 1811 года. Как только это случится — все сразу получится.

Однажды у нас было погружение по революции 1917 года. Погружение проходило на выезде, все ребята получили свои роли.

У нас был источник, а около него была организована работа: начальником источника была девочка-пятиклассница, она нанимала работников, которые таскали воду и продавала воду кухне. На второй день игры мы обнаружили, что обед сильно подорожал и стоит 20 рублей.

Для сравнения — это примерно 3 дневных оклада простого рабочего. Когда стали разбираться, оказалось, что юная предпринимательница-монополист подняла цены на воду: в начале игры кухня платила ей по 20 копеек, а к окончанию бизнесвумен уездного городка N зарабатывала 500 рублей за обед.

Девочка сама разработала систему и к концу игры была одной из богатейших персон города. Когда началась война, она смогла купить билет на пароход и осталась жива. Вот живейший пример полного погружения.

Почему школе нужно меняться

Между учеником и учителем не должно стоять никаких знаков неравенства. Это все — люди. Учитель просто не имеет права не быть погруженным в действительность, которая окружает его учеников.

В прошлом году на уроке я читал рэп-лекцию по истории, мы вместе с ребятами снимаем и монтируем школьный видеоблог. Я за то, чтобы дети придумывали мемасы. У меня можно получить домашнее задание — придумать мемас на историческую тему или написать стихотворение. Кстати, стихи часто получаются совсем не детские.

Многим учителям до сих пор удается работать, не включаясь в действительность. Когда я учился в пятом классе сельской школы, у нас была практика, она заключалась в том, что мы пололи грядки и копали картошку.

Вела практику учительница химии, которая на первом собрании объяснила нам, что учителя и ученики — это два класса, а суть наличия классов — в классовой борьбе, поэтому, сказала она, я с вами буду бороться.

Можно со школьниками бороться, я не спорю! Но всегда надо помнить, что время играет на них, а не на нас.

Fotosr52/kikovic/hxdbzxy/Shutterstock.com

Источник: https://www.kanal-o.ru/parents/9350

«Господи, что мы делаем?! С такой школой у России нет будущего…» Что думают учителя о современной школьной системе: осторожно, много откровений

УЧИТЕЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Современная школьная система в России — это предмет бурных споров и обсуждений. На повестке всегда есть денежный вопрос (зарплата учителя до сих пор оставляет желать лучшего), качество обучения, отношения между учителем и учениками. Молодежь по-прежнему не спешит работать в школе, да и опытные педагоги порой не выдерживают.

Юрий Монастырев всю жизнь проработал учителем географии в в ялтинской средней школе № 12. В 1998 году, когда бюджетникам по полгода не платили зарплату, он возглавил забастовочный комитет учителей, на переговоры с которым летал глава Совмина.

Прошлой осенью, за полтора года до пенсии, Монастырев ушел из школы из-за унизительно низких зарплат, бюрократического давления на учителей и общего абсурда.

Своими размышлениями он поделился через журналиста Сергея Сордыко в соцсетях, озаглавив свой рассказ как «Размышления учителя у школьной доски». Публикуем некоторые отрывки.

«Отбили всякую охоту к сопротивлению, желанию думать»

Юрий Монастырев. Сергей Сардыко

«Начну с самого главного. Я проработал в школе учителем 35 лет, но никогда не сталкивался с тем, что ни по одному предмету нет единой государственной программы, т.е. отсутствуют требования к объёму знаний учащихся.

Рабочую программу сам себе пишет учитель, но его этому не учили. Для этого есть методисты, но они программы не составляют, им некогда. Они проверяют, как их составили учителя.

И, думаете, их интересует содержание программы? Отнюдь! Их интересует интервал между строчками, оформление обложки и прочая бумагомарательная дребедень.

Теперь поговорим об учебниках. Я могу судить только об учебниках географии. Те учебники, по которым занимаются крымские школьники – это проявление полной некомпетентности в географии. Отсутствует поэтапная схема изучения вопроса по принципу: от простого к сложному. Абсолютно хаотичная подача материала.

Такое ощущение, что авторы действуют по принципу: вали всё в кучу, а учащийся сам разберётся. Каждый раз, когда я обращался к школьным учебникам по географии, я забывал всё, что знал.

Шестой параграф в учебнике для 9-ого класса должен называться на родном русском языке «Зоны вечной мерзлоты на территории РФ», а там написано — «Мерзлотная Россия»! Это в чьей больной голове родилось такое определение?!

Единого учебника по каждому курсу нет, а самих учебников десятки и даже сотни. Это просто бизнес.

Напиши учебник, пройди комиссию, получи «добро», а, значит, и госзаказ, и – стриги чистую прибыль. Родитель от многого откажутся, но учебник ребёнку купят за любую цену.

Что внутри учебника, никого из ответственных товарищей не интересует. Бизнес на интеллектуальном развитии страны – прибыль превыше всего!

Педагог – это теперь «обслуживающий персонал». У учителя всегда было два направления деятельности: обучающий и воспитывающий. Так вот, воспитания больше нет, школа только обучает. От учителя требуют, чтобы он поменьше говорил, а больше слушал и корректировал ответ учащегося. Откуда ученик возьмет знания, никто не задумывается, мол, надо будет – найдёт, Интернет есть.

Задача у чиновничьего аппарата одна – завалить учителя чудовищной бумажной работой: программы, поурочные планы, отчёты, отчёты, отчёты… И – тем самым забить, унизить как человека до такой степени, чтобы отбить всякую охоту к сопротивлению, желанию думать…

Про оплату труда учителя говорить можно много и яростно. Зарплатой это назвать нельзя. Это 101 плевок в лицо учителю. Гнилая бюрократическая система оплаты позволяет администрации школы по своему усмотрению кого-то казнить, кого-то миловать.

У 70% рядовых учителей зарплата и стимулирующие – 12-14 тысяч рублей в месяц, у меньшинства (30% лизоблюды и административные любимчики) – 34-36 тыс руб. А в среднем, да, как утверждает статистика, 25 тыс руб.

Ну а приказ министра образования Крыма Гончаровой об обязательном ведении поурочных планов всеми учителями и сохранении их весь учебный год вообще за гранью добра и зла.

И самое главное – дети. Сколько они выдержали реформ, держались, а подкосил их Интернет. Скажу честно, сейчас подростки курят в 5-7 раз меньше, чем 10-15 лет назад. У них нет времени. Они на переменах уходят в киберпространство и играют, играют… А учебная нагрузка выросла в разы, сейчас в пятомм классе 7 уроков – норма.

Раньше СЭС никогда не согласовала бы такое расписание. С 8.30 до 15.00 – занятия, а потом – музыкальная и художественные школы, спортивная секция, танцевальный кружок, репетиторы… Во дворах не слышно детей, никто не играет в войнушку, прятки, резиночку, классики.

Объясните, почему в 5-ом классе ребёнок ходит к репетитору? Господи, что мы делаем? Мы забрали у детей детство, считая, что обучение важнее.

Сейчас весь Интернет забит открытыми письмами преподавателей, криками отчаяния учителей от «дайте дожить» до «ненавижу». Власть не слышит или не хочет слышать. Зря.

Нет образования – нет будущего у страны, несмотря на «человеческий капитал», запасы газа, ракеты «Тополь» и победы в Сирии. Голодные и нищие учителя, которых уже сегодня катастрофически не хватает — это приговор.

Никогда не думал, что доживу до такой ситуации. Горько…

Мы попросили некоторых петрозаводских учителей прокомментировать этот текст. Они рассказали о своих претензиях к современной школьной системе.

Самое лучшее в школе — это дети

Павел Ворожцов

Юлия*, бывший учитель русского языка и литературы 

В школе больше всего меня раздражала бумажная работа и бюрократия. Чтобы ты не хотела сделать, сначала заполни тысячу бумажек, получи разрешения от родителей. Хочешь с классом выйти в парк покормить белочек, помыть доску, убрать кабинет — предоставь бумажку.

  Процентов 30 времени современного учителя — это бумажки. Мне, как бывшему классному руководителю, надо было еще постоянно проводить анкетирования, собирать портфолио. Все эти папки какое-то время хранятся, складируются в шкафу.

Зачастую это потом просто выбрасывается, никому не нужное.

— Раньше, когда я сама училась в школе, дети занимались тем, что оказывали помощь классному руководителю — мыли доску, делали уборку, приносили воду для доски.

  Сейчас для этого всего нужно письменное разрешение от родителей. Очень много дурацких правил — ученику нельзя самостоятельно включать свет, носить воду.

Конечно, это делается в целях безопасности, но не надо доходить до абсурда!

— С мнением Юрия Монастырева я не совсем согласна.  Все-таки самое лучшее в школе — это дети. Мне очень нравилось общаться с детьми, они учат терпению, развивают тебя. С ними проще найти общий язык, чем с родителями или коллегами.

Не согласна я и с мнением про испорченность детей.  Все зависит от класса. Редко-редко бывают ученики, с которыми непросто, но обычно это происходит из-за каких-то семейных проблем. На самом деле, подход можно найти ко всем.

А современные дети не испортились, какие были — такие и есть. Сейчас есть дети сложные и раньше они тоже были. В чем-то тенденции даже позитивные. Допустим, в нулевых в 13 лет половина класса курила, а сейчас это делают лишь единицы.

У них моден здоровый образ жизни, экстремальный спорт, правильное питание. Почти никто не пьет и не курит.

Что касается программы, то здесь есть нюансы. Претензий по русскому языку не было, а вот программу по литературе я немного бы видоизменила. Добавила бы зарубежных авторов.

Считаю, что можно включить произведения, которые интересны детям, а не только составителям программы.

Конечно, можно знакомить их с произведениями братьев Стругацких и Джека Лондона в рамках внеклассных мероприятиях, но на это обычно времени не хватает.

Хотелось бы все-таки понимания…

ФОТО: ПГ / Геннадий Михеев

Наталия Петровна*, учитель иностранного языка из Петрозаводска. 

Минусы современной школьной системы? Большой список будет. Во-первых, мне не нравится, что слишком много отчетов, которые надо сдавать в бумажном и электронном виде.

Сейчас уже больше в электронном, а пожилым учителям срочно быстро работать за компьютером, так что тратим дополнительно время.

Столько ненужной рутины, которая отнимает время и не дает готовиться к самому главному — занятиям.

Второй минус современной школы — слишком большая загруженность по внеклассной работе. Каждый год у нас десятки конкурсов, в которых требуют принимать участие. Понятно, что от этого зависит престиж школы, но это отнимает много времени учителя. К тому же в этих конкурсах обычно участвуют одни и те же талантливые ученики.

Трудно бывает заинтересовать этими мероприятиями тех, кто не очень любит предмет. В-третьих, это, конечно, оплата труда. Тут даже говорить особо не хочется. Ясно одно — должно быть больше. Следующий минус — работа по субботам. Убеждена, что это неправильно.

Все дети и взрослые должны отдыхать два дня, иначе ты просто не успеваешь восстанавливаться.

Что касается родителей, то они в основном своей массе понимающие. Встречаются, отдельные индивиды, но это редко. Если правильно выстроить работу, то с ними удается наладить контакт. Администрация, конечно, встает на сторону родителей чаще, но тут все зависит от школы.

И, наконец, последний минус — это постоянно меняющаяся аттестация. Только мы привыкли к старой форме — они вводят что-то новенькое. Никакого покоя учителям, постоянно доказываешь, что ты еще можешь работать.

Хотелось бы все-таки понимания со стороны вышестоящих органов — что такое работа учителя и как она проходит.

Плюсы, конечно, есть. И здесь я с Монастыревым не согласна.  Приятно общаться с талантливыми детьми, получаешь заряд энергии. Бывают радостные и хорошие моменты, ради которых ты и работаешь.  Еще плюс — большой отпуск, за который ты можешь хорошо отдохнуть. Пожалуй, все.

«Я должна расшибиться в лепешку»

РИА Новости

Татьяна*, молодой учитель истории

Я, конечно, в школе без году неделя, работаю совсем недавно. Я пришла уже в период ФГОСа второго поколения. У него есть свои плюсы: больше самостоятельной работы детей, получается, что они сами должны «добывать знание», нежели просто слушать лекцию. Даже в истории и обществознании много практики, мне это нравится. Да и время экономит учителю.

С другой стороны, дети все разные, ленивых куда больше, чем тех, кому что-то интересно, ведь нужно потрудиться самому, в ротик не положат. В моей практике многие ленятся.

 Если с малышами (6-7 класс) объем материала небольшой и так называемой ее «практикой» можно отработать почти всю тему, то со «старшаками», увы, на своих предметах местами я не могу обойти лекцию. А они скоро тоже буду «фгосные дети». Чтобы они работали самостоятельно и отрабатывали стандарт и развивали все УУД (прим.

универсальные учебные действия) я должна расшибиться в лепешку, подбирая материал, учебника тут мало, и бесит, реально бесит, наличие ГДЗ (прим. готовые домашние задания) ко всем учебникам.

Дальше по бумажкам: вот у меня их не много, я пишу отчет классного руководитель раз в четверть по форме, которая есть в школе. Трачу времени не много. Есть отчет по предметам, тоже школьный, где отражаются неуспевающие, оценки по контрольным работам и т. д. В МОЕЙ ШКОЛЕ это не сложно.

Программы.. Я не училась в педвузе, но даже те, кто там учился, не умеют их писать. Насколько я знаю,  программы пишет методист/завуч. На практике же их пишет учитель. В 2017/18 писала программу часа и это было очень сложно. Многие коллеги не знают, как эти программы составляются. Придет время аккредитации, проверка почитает.

И про учебник. Учебник по истории единый мы так и не получили, учимся по переизданному Данилову, под редакцией Торкунова. Для моей школы это очень сложный текст (поясню: по 10-12 страниц в 7 классе — это очень много). В него включено очень много ненужной информации, и что она дает 14-летним детям? Иногда приходится пропускать материал.

История изучается всеобщая и российская отдельно: первое полугодие — мир, второе — Россия (изучается в это же время). Это самый логичный, на мой взгляд путь. Такая система была с 6 по 9 класс, от начала времен и до Путина.

В 10 и 11 классе углубление по принципу «Россия и мир». Это называется у нас «цикличка». Но теперь есть пересмотренный вариант. Новая система предполагает «линейное изучение» истории России от начала в 6 классе и до конца 11.

Всеобщую же никто не пересмотрел и она теперь «бежит» впереди России.

Поясню:

Раньше 6 класс был Европа в средние века (V—XVI вв), Русь (от призвания варягов до смуты, то есть IX-XVI вв).Теперь 6 класс: Европа в средние века (V—XVI вв), Русь (от призвания варягов до Ивана III, то есть до конца XV века).Ну и так к 9 классу набегает разгон, что по всеобщей уже XXI век, а в России только-только отменили крепостное право.

Итог: у детей каша в голове.

Источник: https://gubdaily.ru/blog/sociology/chastnoe-mnenie/gospodi-chto-my-delaem-s-takoj-shkoloj-u-rossii-net-budushhego-chto-dumayut-uchitelya-o-sovremennoj-shkolnoj-sisteme-ostorozhno-mnogo-otkrovenij/

ovdmitjb

Add comment