Формы и методы управления образовательными системами
Экономическая ситуации в мире характеризуется постепенным переходом от индустриального общества к постиндустриальному. В такой модели основной упор делается на информацию и знание. Рынком руководит тот, кто обладает достаточным объемом уникальной информации.
Среди факторов производства наиболее ценным становится человеческий капитал, который представляет собой совокупность знаний и профессионализма трудовых ресурсов.
Подготовка кадров, подбор персонала, управление человеческим ресурсом становятся ведущими задачами, стоящими перед предпринимателем.
Обеспечение внутренних экономических потребностей кадрами и работниками осуществляется системой образования. Она представляет собой совокупность процессов и инноваций в образовательной сфере, способную удовлетворить общественные потребности в знаниях. Современная система образования имеет следующие характеристики:
- Наличие инноваций для адаптации образовательного процесса под потребности общества.
- Обеспечение широкого спектра услуг на основе диверсификации.
- Организация работы в учебно-воспитательной, преподавательской сфере и сфере сотрудничества.
- Обеспечение контроля и обратной связи.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Замечание 1
Объектами образовательной системы страны являются учреждения и организации, где реализуется процесс обучения. Число объектов регулируется государственными органами управления в зависимости от текущих потребностей общества. Структура образовательной системы поддерживается за счет стандартов и регламентации рабочих процессов.
Большинство объектов образования относятся к открытой системе. В них происходит обмен кадрами, учениками. Финансируются такие объекты за счет различных уровней бюджета.
Обычно к ним относят учреждения в исторических городских центрах, в небольших населенных пунктах, а также элитные образовательные организации.
Методы управления системами образования
В образовательной сфере происходит деление на методы управления и руководства. Первые организуют работу всей образовательной системы в целом, либо занимаются организацией деятельности ее отдельных подсистем. Методы руководства подразумевают регулирование отношений между людьми в процессе осуществления профессиональной деятельности.
Основными методами управления в системе образования считаются методы организации социально-психологической среды. Они направлены на оптимизацию массовых процессов с использованием большого массива информации. Воздействие оказывается на коллективы, группы, так же выделяют внутригрупповое управление, занимающееся индивидуально-личностным воздействием.
Экономические методы управления реализуются через систему поощрений и штрафов. Они направлены на стимулирование процессов за счет мотивации работников.
Прямое централизованное воздействие на систему образования осуществляемое при помощи регламентов, инструкций, планов и распоряжений, что относится к распорядительным методам управления. Обычно они применяются для поддержания стабильности связей.
Административные методы управления основываются на властной мотивации, субординации, носят безоговорочный характер. Применяются для защиты интересов личности, коллектива или группы людей. С их помощью реализуются отношения руководитель-подчиненный с соблюдением прав обеих сторон.
Специфическим методов управления систем образования является педагогический метод. Он широко используется руководителями образовательных учреждений. Так же педагогический метод способствует развитию и формированию личности руководителя.
Педагогическое управление со стороны преподавательского состава должно быть направлено на выработку определенных социальных и психологических черт у учащихся, а также стимулировать их к независимости мнения, самосознанию, сотрудничеству и самовыражению.
Формы управления системами образования
Особенности функционирования образовательного учреждения требуют различных форм управления системой образования. К формам управления относят организацию взаимодействия между субъектами и объектами, помощь в осуществлении межличностного общения. То есть, форма управления определяет организационные рамки, в которых происходит взаимодействие.
Основная форма управления в образовательной системе сводится к совместной деятельности педагогов и учеников. К ней относят:
- совместную деятельность и общение учащихся между собой;
- регулирование отношений между детьми;
- совершенствование процесса обучения;
- поддержание мотивационного и эмоционально-поведенческого компонентов деятельности учащихся.
Замечание 2
Совместная деятельность может реализовываться через творчество, самоуправление, разбор текущих ситуаций в сфере воспитания, организацию ученических коллективов, кружков, секций, внедрение традиций или выяснение общественного мнения.
Система образования представляет собой сложную иерархичную структуру, спецификой которой является взаимодействие взрослых и детей. Она требует особого подхода к организации обучающих процессов, формированию структуры, реализации управленческой функций, форм и методов.
В образовательных учреждениях управление осуществляется на основе коллегиальных форм управления. Так как необходимо обеспечить эффективное взаимодействие между учениками и преподавателями, для чего на базе учреждения формируется педагогический совет.
При этом важно сохранять условия целостности в целях поддержания функционирования всей структуры, а также для внедрения принятых решений в практическую жизнь.
Источник: https://spravochnick.ru/menedzhment/menedzhment_obrazovatelnyh_sistem/formy_i_metody_upravleniya_obrazovatelnymi_sistemami/
Управление образовательными системами
Знаниенекоторых принципов легко
возмещаетнезнание некоторых факторов.
ГельвецийКлод-Адриан
-
Основные понятия и принципы общей теории социального управления.
-
Управление педагогическими системами как разновидность социального управления.
-
Основные принципы, методы и формы управления педагогическими системами.
Базовыепонятия:управление,менеджмент, педагогический менеджмент,менеджер образования, принципы управления,методы управления, формы управления.
1. Основные понятия и принципы общей теории социального управления
Управление— это воздействие на систему с цельюее упорядочения, сохранения качественнойспецифики, совершенствования и развития.
Развитиетеории социального управления началосьна рубеже XIX—XX вв., чему в огромной мереспособствовали достижения науки итехники, приведшие к существеннымизменениям в отношениях к материальномупроизводству и бизнесу.
Основоположникамитеории научного управления являютсявсемирно известные теоретики и практикинаучного менеджмента Ф. Тейлор, Г. Форд,Г. Эмерсон. А. Файоль, Э. Мэйо и др.
Вроссийской педагогике проблемамуправления уделяли пристальное вниманиеК. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов и др. Общаятеория управления в России началаразвиваться достаточно бурно сразупосле смены в 1917 г. общественного строя.
Новые социально-экономические задачиобусловили поиск новых методовуправления, нашедших свое отражение втрудах А. А. Богданова, А. К. Гастева, П.М. Керженцева и др. Ими были обоснованыпринципы управления, разработаныструктуры и технологии процессауправления производством.
Приложениетеории социального управления куправлению школой в 20—30 гг. рассматривалосьП. П. Блонскпм И. О. Веселовым, Н. К. Крупскойи др. В их трудах освещались вопросыорганизации учебного процесса в школе,хозяйственной деятельности ееруководителя, внедрения научнойорганизации труда в практику школьного работника.
В основу руководствасоветской школой легли принципыуправления, близкие по своей сути кадминистративным и получившие названиеленинских.
Интереск теории и практике управления школойусилился после окончания ВеликойОтечественной войны: увеличилось числоисследований, посвященных анализу иобобщению опыта работы руководителейшколы по организации учебно-воспитательногопроцесса (А. А. Волковский, П. В. Зимин,Н. А. Сорокин, Н. И. Соцердотов и др.).
В60-х гг. прошлого века произошло осмыслениешколоведения как важной отраслипедагогической науки, возобновилсяинтерес к научной организации трудаучителя, директора школы.
Целаяплеяда блестящих исследователейшколоведческих проблем проявиласебя в 70-х гг. XX в. В трудах Н. В. Горбунова,М. Г. Захарова. В. И. Зверевой, Т. А. Ильиной,М.И.Кондакова, И. С. Марьенко, А. А. Орлова,И. П. Раченко, В. А. Сухомлинского, Р. К.Шакурова, Т. И. Щукиной и др. был заложенфундамент научных основ теориивнутришкольного управления.
Это обстоятельство выдвинулосферу образования в число приоритетныхобластей человеческой деятельности иобусловило ее бурное развитие по всемнаправлениям. Произошла сменаобразовательной парадигмы, интенсивноразрабатывается новое содержаниеобразования, технологии обучения ивоспитания.
Информационная революциядала начало развитию принципиальноновым средствам, методам, формамуправления. Наблюдается взрывообразноеусиление роли общественных наук ичеловеческого фактора в управлениисоциальными системами, в том числе иобразовательными.
Существеннымстимулирующим фактором развития теорииуправления школой в современной Россиистало интенсивное внедрение рыночныхотношений в cmтему образования.
Еслидо 80-х гг. прошлого века управлениепонималось как процесс вы работки,принятия и реализации управленческихрешений, как деятельное и руководителя,то в 80-е гг. управление характеризуетсякак целенаправленное и планомерноевоздействие на всех участниковуправляемого процесса
Такимобразом, подуправлением понимаетсяцеленаправленноеи плана мерное взаимодействие управляющейи управляемой подсистем, направлении,на достижение запланированного результата(цели).
Опытмирового развития ставит перед нашейстраной, вышедшей напутькардинального обновления всех сферчеловеческой деятельности, проблемусоздания эффективной системы социальногоуправления, способной обеспечитьдинамичное развитие всех отраслей, и впервую очередь — социальной сферы.
Впериод перехода современной российскойэкономики и социальной сферы нарыночные основы использование законови принципов общей теории управления(менеджмента) в сфере образования сталоособенно актуальным.
Первоначальнопод словом «management»понималось«искусство объезжать лошадей»(XVIII—XIX вв., Англия).
Позднее в определениетермина «менеджмент»сталивкладывать следующий смысл: виддеятельности; аппарат управления;наука и искусство управления; учебнаядисциплина (ее преподавание начал в1881 г.
Джозеф Вартон в колледже США);система планирования, прогнозированияи организации производства; целенаправленноевзаимодействие управляющей и управляемойподсистем; деятельность по реализацииуправленческих задач и т. д.
Внастоящее время большинство ученыхпридерживаются точки зрения, чтоменеджментпредставляетсобой теориюи практику управления в социальныхорганизациях.
Существуютобщепризнанные школы менеджмента —американская, японская, французская.Конечно, неэффективно идти путем простогокопирования чужого опыта, но знать,что ценного из этого опыта можно взятьдля себя, необходимо.
Например,наиболее привлекательными представляются:
-
в американском менеджменте — инициативность, высокий профессионализм, решительность, организованность и деловитость;
-
в японском — неподдельная забота о каждом работнике, сплоченность, настойчивость, желание достичь совершенства, внутренней гармонии, социально безопасного характера производства;
-
во французском — гуманность организационной культуры, достаточно высокая культура взаимосвязи; поиск, распознавание элементов национальной истории, культуры, традиций для формирования современной системы управления.
Приналичии особенностей национальнойспецифики школы менеджмента объединяетобщий подход, а именно:
-
формирование условий для раскрытия личностного потенциала;
-
выявление интересов человека, его потребностей и ожиданий;
-
создание соответствующих условий, чтобы у человека была возможность благодаря старательному труду удовлетворить свои потребности;
-
стремление к неформальным, демократичным, гибким способам и методам управления.
Косновнымпринципам менеджмента относят:
• целенаправленностьи последовательность;
• состязательностьи максимальное вовлечение исполнителейв принятие решений;
• научностьв сочетании с элементами искусства;
• функциональнуюспециализацию в сочетании с универсальнойдеятельностью;
• оптимальноесочетание централизованного регулированияи самоуправления;
-
учет индивидуальных особенностей работников;
-
обеспечение единства прав и ответственности в каждом звене;
-
последовательность и непрерывность;
-
контроль, координация действий;
• учетзакономерностей как межличностныхотношений, так и труп нового поведения.
Взависимости от направления деятельностиразновидностями менеджмента принятосчитать:
управлениепроизводством (производственныйменеджмент) — определение оптимальногообъема и структуры выпуска продукции,расстановка людей, организация подачиматериалов и ремонта оборудования,устранение сбоев в поставке продукции,контроль качества, текущее руководствоперсоналом, стимулирование труда;
управлениематериально-техническим снабжением исбытом — заключениедоговоров, формирование каналов сбыта,доставки и хранения сырья, отправкипродукции;
управлениеинновациями (инновационныйменеджмент) — процесс научных исследований,прикладных разработок, внедрение новинокв производство;
управлениеперсоналом (персонал-менеджмент)— управление кадрами и повышениеквалификации, улучшение условий трудаи быта персонала, разрешение конфликтов;
финансовоеуправление (финансовыйменеджмент) — составление бюджета,формирование и распределение денежныхресурсов, оценка текущего и перспективногофинансового состояния;
управлениемаркетингом (маркетинг-менеджмент)— изучение рынка спроса на продукцию,выработка ценовой и рекламной политики;
управлениеэккаунтингом (эккаунтинг-менеджмент)— процесс сбора, обработки и анализаданных о функционировании организации,сопоставление с планируемыми данными,выявление проблем, вскрытие резервовимеющегося потенциала.
Влюбой социальной системе центральным,системообразующим фактором являетсячеловек (менеджер), выполняющийуправленческую деятельность на основесоответствующих научных принципов сприменением специальных приемов,методов, форм и средств. Менеджер—это профессионал, задачей которогоявляется организация конкретнойпроизводительной работы в рамкахопределенного числа работников,функционально подчиненных ему.
Администрацияобразовательного учреждения, с однойстороны, может выступать в качествесовокупного субъекта управления поотношению к учительскому коллективу,с другой стороны, она является объектомуправления (точнее, управляемойподсистемой) со стороны органов управленияобразовательным учреждением. В то жевремя администрация образовательногоучреждения состоит из менеджеровопределенных направлений деятельностишколы, каждый из которых управляет своейсовокупностью подчиненных ему работников,образующих управляемую подсистему.
Педагогическийменеджмент —это: а) комплекс принципов, методов,организационных форм и технологическихприемов управления педагогическимисистемами, направленный на повышениеэффективности их функционированияи развития; б) научно-организованноеуправление со своеобразной иерархией:первый уровень — управление деятельностьюпедагогического коллектива, второй— управление деятельностью учащихся.
Спецификапедагогическогоменеджмента заключена в особенностяхпредмета, продукта, орудия и результатовтруда менеджера образования.
Предметомтруда менеджераобразовательного процесса являетсядеятельность людей, которыми онруководит.
Продуктомтруда — информацияоб учебно-воспитательном процессе.
Орудиемтруда — слово,речь.
Результатомтруда менеджераобразовательного процесса являетсяуровень обученности, воспитанностии развития объекта менеджмента —учащихся.
Менеджментне дает унифицированных рецептов, онучит тому, как, зная приемы, способы ипути разрешения тех или другихуправленческих задач, добиваться успеха.
Источник: https://StudFiles.net/preview/5246754/
Add comment