Kievuz

Уровни вовлеченности детей в употребление спиртных напитков

Содержание

Вовлечение в употребление наркотиков

Уровни вовлеченности детей в употребление спиртных напитков

Анкета, состоящая из 15 вопросов, универсальна по своему содержанию и отражает не только уровень употребления ПАВ (алкоголя, наркотиков, табака) подростками, но и их отношение к этой проблеме, а так же ЗОЖ. К проведению и обработке данных мониторинга на уровне школ города были привлечены психологи и социальные педагоги.

Статистическую обработку полученных результатов осуществили сотрудники МОУ ДПО «ИОЦ» .

Основной целью опроса было не только получить приближенную к действительности информацию о потреблении ПАВ в подростковой среде, что позволит объективно оценивать ситуацию в определенный период времени, но и на основании анализа полученных данных более прицельно и грамотно проводить последующую профилактическую работу в классах и школах города. Примерно одинаковое кол-во учащихся 27% и 27,65% в свое свободное время предпочитают заниматься спортом (посещают спортивную секцию) и смотреть ТВ, видео, слушать музыку; проводят время со сверстниками во дворе — 17,45%; занимаются в кружках — 12,75; читают книги и играют в компьютерные игры соответственно 10,5 и 9,72 %. 10,9% — призналось, что курит 56,3% — заявило, что не курят и не пробовали 20,2% — пробовали 10,3% — курит редко, в компании 2,3% — курит постоянно 30% — заявило, что не пробовалиалкогольные напитки 48,2% — на семейном торжестве с родителями Вместе со сверстниками во дворе, в подъезде, на пикнике — 16,5% В летнем лагере — 3,5%; В школе на дискотеке — 0,95% Употреблять всегда и любые спиртные напитки, если есть деньги и подходящая обстановка — 0,78% Пить можно и часто, но слабые напитки (пиво, сухое вино, шампанское) — 9,5% 59% опрощенных уверены, что

«наркотики — это серьезная проблема для молодежи Пятигорска»

; 26% считают наркотики достаточно серьёзной проблемой; 9% — затруднилось ответить.

Также в ходе опроса мы постарались выяснить насколько трудно подросткам Пятигорска, достать табачные и алкогольные изделия, а также наркотические вещества.

Наибольшим доверием среди специалистов к которым можно обратиться за помощью при злоупотреблении ПАВ у подростов пользуются родители, к ним бы посоветовало обратиться 37% опрошенных; врачи — 26% и психологи — 15%. На вопрос

«Если бы Вы захотели узнать, как противостоять рискованному поведению, чьей бы информации Вы поверили?»

респонденты отвечали следующим образом: полученной от родителей — 46,5% от друзей — 20% от учителей — 17,3% от психологов — 13,7% из средств массовой информации — 15,3% из Интернета — 11,9% в социально-психологических центрах — 6% от сотрудников милиции — 8,4% от врачей наркологов — 23% Большинство учащихся (41,5%) уверены, что для того, чтобы уберечь молодежь от пагубного влияния алкоголя, никотина и наркотиков необходимо полностью запретить продажу сигарет и алкоголя; запретить рекламу в СМИ — 37%; увеличить штрафы за употребление ПАВ в общественных местах — 29,5%; 21,5% — считает необходимым увеличить количество культурно-оздоровительных центров с возможностью бесплатного посещения кружков, секций и т.п. Из всех видов профилактической работы по предупреждению употребления психоактивных веществ в школе учащиеся чаще всего вспоминают беседы (50%) и просмотры кинофильмов (32%), которые у 71,7% ребят вызывают негативное отношение к употреблению ПАВ. Помимо выше перечисленных сведений в ходе исследования также было выяснено, что в большинстве семей учащихся существуют традиции позволяющие поддерживать ЗОЖ.

Государство и право, Легализация наркотиков . Реферат. пытаться в максимально возможной степени снизить вред, наносимый распространением наркотиков . обеспечивая потребителя метадоном или другими дешевыми и.

и менее вредным наркотикам . г)аргумент личной свободы д)последствия употребления наркотиков е)легализация легких наркотиков ж)запретный плод сладок? з.

Педагогика, Проблемы наркомании среди молодежи и способы ее профилактики, Курсовая.

Оба варианта предполагают одинаковую структуру в проведении всего комплекса работы, но для разных возрастных групп различен уровень сложности в подаче информационного материала, и адекватно возрасту подобраны упражнения в психологическом тренинге. В 10-ЛЕТНЕМ ВОЗРАСТЕ дети задумываются о выборе дальнейшего жизненного пути, определении своего будущего, пыта­ясь найти для себя разнообразные способы самоутверждения и самореализации.

В Ялуторовске к 3 годам 6 месяцам заключения осужден местный житель за вовлечение несовершеннолетнего в потребление наркотических средств и за их хранение

Ялуторовский районный суд вынес приговор по уголовному делу в отношении местного жителя 18-летнего Дмитрия Бажаева. Он признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст.

228 (незаконные приобретение и хранение без цели сбыта наркотических средств, совершенное в крупном размере) и ч. 1 ст. 230 УК РФ (склонение к потреблению наркотических средств).

Расследованием установлено, что Бажаев время от времени употреблял наркотическое средство спайс, которое приобретал у местных дельцов.

Поведение молодежи, связанной с употреблением наркотиков

Опережающими темпами к употреблению наркотических веществ вовлекается молодежь. По статистическим данным почти 90% наркоманов — молодые люди до 30 лет, из них каждая четвертая — женщина.

Тенденцию снижения возрастной границы наркомании в Украине подтверждают социологические данные. Из молодежи в возрасте 10-22 лет есть опыт нелегального употребления любых наркотиков — 4,4%, в том числе инъекционных — 1%.

Об ответственности за вовлечение несовершеннолетних в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ

В статье 151 УК РФ закрепляется ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение таких антиобщественных действий, как систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ.

Вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков представляет собой активное целенаправленное воздействие на несовершеннолетнего со стороны виновного взрослого лица, достигшего 18 лет, направленное на возбуждение (укрепление) желания у несовершеннолетнего употреблять спиртные напитки или одурманивающие вещества. Под спиртными напитками понимается алкогольная продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции и не относится к питьевому этиловому спирту и вину. Одурманивающие вещества не являются наркотическими, это, как правило, лекарственные препараты (клофелин, смесь димедрола с алкоголем и т.д.), при передозировке которых у человека наступает затормаживание или расслабление психики.

Об организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях

1.

Направляют для использования в работе Рекомендации по осуществлению взаимодействия органов управления образованием, образовательных учреждений, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях (далее — Рекомендации) и Перечень преступлений и административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков ( приложения 1 , 2 ).

Уровни вовлеченности подростков в употребление наркотических веществ

Этап первого случайного или преднамеренного употребления наркотика характеризуется «знакомством» организма с наркотиками. На этом этапе ребенок употребляет наркотическое вещество только из любопытства или для поддержания общения с приятелями.

Как правило, при первом приеме под наблюдением «опытных лидеров» одурманивающие вещества неприятны и болезненны для организма.

На этапе злоупотребления наркотиком происходит адаптация организма к новым условиям, определяемым постоянною наркотизацией.

Защита будет происходить на заседании диссертационного совета Д 212.135.04 Исмаилов Р.Т.

Вовлечение несовершеннолетних в употребление наркотических средств и психотропных веществ и его предупреждение органами внутренних дел (по материалам Кыргызской республики и Российской Федерации): автореф. дис.

канд. юрид. наук. Москва, 2013. С. 26. // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии».

Распространители наркотиков – группа, неоднородная по своему составу. «Верхний эшелон» составляют руководители – лица, представляющие организованную преступность.

Вопрос о наличии у них совести, чести, морали, нравственности является риторическим, так как они добывают деньги преступным путем и причиняют ли они при этом кому-нибудь беду или нет, их не волнует. Лиц, систематически принимающих наркотики, среди них нет.

Мелкооптовые продавцы (основные исполнители) действуют при мощном воздействии двух факторов: желания получить доход и страха, так как находясь в сети распространителей, даже6 не будучи потребителями, эти люди находятся в жесточайшей зависимости.

Этап первого случайного или преднамеренного употребления наркотика характеризуется «знакомством» организма с наркотиками. На этом этапе ребенок употребляет наркотическое вещество только из любопытства или для поддержания общения с приятелями.

Как правило, при первом приеме под наблюдением «опытных лидеров» одурманивающие вещества неприятны и болезненны для организма.

На этапе злоупотребления наркотиком происходит адаптация организма к новым условиям, определяемым постоянною наркотизацией.

Блок знаний 2 — Сведения по вопросам воспитания детей, в отношении которых существует подозрение о возможном употреблении ПАВ

Родитель может выступить на общешкольном родительском собрании, потребовать от администрации школы пригласить участкового инспектора для доклада о положении дел.

В школе помимо получения образования у детей по­является возможность вступать в контакт с разными людьми, заключать дружбу или пре­кращать ее, испытывать близость или держать дистанцию, находить свое место в группе сверстников.

   устранение неблагоприятных условий школьного ок­ружения (аддиктивного окружения. дискриминации и подавления ребенка. негативных ожиданий и оценочного отношения со стороны педагогов, снижение давления обязательств )

Миронов за пожизненное заключение за вовлечение в употребление наркотиков

Я считаю, что эта мера должна быть самой суровой – пожизненное заключение, причем без права помилования и амнистии, чтобы преступник знал, что всю свою жизнь будет сидеть в каменном мешке», – заявил Миронов. По словам Миронова, за последние годы наркотики в нашей стране широко распространились.

«К сожалению, мы видим прямую пропаганду, рекламу этого образа жизни в фильмах, книгах, в СМИ – где угодно»

, – сказал он.

Источник: http://urist-rostova.ru/vovlechenie-v-upotreblenie-narkotikov-49627/

Уровни развития алкогольной зависимости у детей

Уровни вовлеченности детей в употребление спиртных напитков

Уровни вовлеченности старшеклассников в процесс алкоголизации:

Нулевой уровень характеризует несовершеннолетних, которые никогда не употребляли алкоголя благодаря личной установке на полную трезвость. Мотивы отказа от употребления спиртных напитков: убежденность в отрицательном влиянии спиртного на организм, самочувствие и поведение.

Начальный уровень характеризуется единичными или очень редкими случаями употребления спиртных напитков. Употребление алкоголя сопровождается комплексом неприятных ощущений, переносимость спиртных напитков низкая. Мотивы употребления алкоголя следующие: приобщиться к миру взрослых, поступать как все. Эта стадия длится, как правило, 1-2 месяца.

Уровень эпизодического употребления алкоголя характеризуется знакомством с различными напитками, содержащими алкоголь. Небольшие дозы спиртных напитков вызывают эйфорию. Мотивы употребления алкоголя: повысить настроение, обрести уверенность в себе, повысить коммуникабельность. Этот период длится 3-4 месяца.

Уровень высокого риска отличается тем, что расширяется число поводов для выпивок, обычно более двух раз в месяц. Мотивы: повысить свой тонус или расслабиться, весело провести время в компании. Продолжительность этого периода 4-12 месяцев. Подростки обучаются скрывать состояние опьянения от взрослых. На данном этапе выявляется склонность, но еще не зависимость от алкоголя.

Уровень выраженной психической зависимости от алкоголя. Алкогольное опьянение превращается в наиболее желанное психическое состояние и используется подростками как регулятор поведения и настроения.

Мотивы: временно уйти от реальности, повысить уверенность в себе. Психическая зависимость формируется в течение 1,5 лет.

Наряду с педагогическими и воспитательными воздействиями здесь необходимы медицинские меры — обращение и лечение у нарколога.

Уровень физической зависимости от алкоголя. Формируется повышенная переносимость спиртного, появляется синдром похмелья, не контролируется количество приема алкоголя.

Мотивы: устранить плохое самочувствие вследствие предыдущей выпивки, отключиться от реальности, повысить жизненный тонус.

Физическая зависимость формируется в течение 3-5 лет употребления спиртных напитковДети часто пропускают занятия, плохо учатся, иногда уходят из дома и бродяжничают. На данном этапе необходимо срочное стационарное лечение.

Уровень алкогольного распада личности характеризуется развитием запойного пьянства, снижением переносимости спиртных напитков, психической зависимостью от алкоголя, которая во многом перекрыта тяжелой физической зависимостью. Мотивы: стремление устранить болезненное состояние. В этом случае также необходимо срочное стационарное лечение.

Алкоголизм у подростков формируется в среднем в течение 3-4 лет.

Существуют разнообразные технологические методы лечения больных от алкоголя (алкоголизма) среди подростков. Это кодирование, гипноз, психотерапия, медикаментозное лечение, народная медицина.

Лечение детского алкоголизма является достаточно большой проблемой, поскольку не предполагается принудительное лечение детей вплоть до достижения ими совершеннолетия.

При этом ситуацию могут частично контролировать родители, учебные заведения, различные общественные организации, созданные для оказания психологической помощи детям и подросткам.

Однако и здесь много “подводных камней”: родители зачастую сами являются примером для подражания, школы просто не заинтересованы в оказании помощи своим подопечным, а специализированных организаций крайне мало.

К сожалению, действенных методик, направленных на полнейшее излечение подростков от алкогольной зависимости на сегодняшний день практически не существует. Проблема заключается в невозможности применения многих программ, помогающих взрослым пациентам.

Ребенок, с неустойчивой психикой, в период пубертатного становления является неконтролируемым, а зачастую и неадекватным. Любые попытки родственников элементарно поговорить воспринимаются «в штыки», такой же негативизм встречают и врачи наркологи.

Проведение условно-рефлекторной терапии, равно как и сенсибилизирующая терапия представляются опасными по причине незрелости детского организма.

Если юный алкоголик имеет немалый «стаж» приёма спиртосодержащих напитков, употребляет их постоянно, то возможно проведение дезинтоксикационной терапии, которая обеспечит выведение токсинов, лишней жидкости, восстановит нормальное функционирование почек и печени.

Введение витаминов группы B (B1, B6), витамина C, различных ноотропных препаратов восстановят жизненные силы и снимут чрезмерное эмоциональное возбуждение.

Одним из наиболее действенных и популярных методов лечения детского алкоголизма считается психотерапевтический подход, то есть, кодирование. Однако для адекватного лечения все же необходимы специализированные стационары, а также соглашение родителей или опекунов и их активное участие, которое заключается в обеспечении ребенку оптимальных условий для развития в положительном направлении.

Эффективными признаны различные методы группового лечения детей с пребыванием их в стационарах закрытого типа, но с атмосферой максимально приближенной к домашней.

В условиях установленного распорядка дня дети осваивают разнообразные интересные им и полезные в жизни навыки, учатся по особой школьной программе, занимаются спортом и закаливаются. Разумеется, данная методика предусматривает письменное согласие родителей или опекунов на проведение полного курса терапии.

Но еще более действенным является участие различных церковных объединений, которые берут под свою опеку малолетних алкоголиков, проводя реабилитацию и подготавливая их к нормальной жизни.

Также стоит отметить, что лечение детского алкоголизма имеет и свои отличительные особенности, одной из которых по праву считается ранее диагностирование проблемы.

Более того, осложнение несет и невозможность использования для лечения тех или иных лекарственных препаратов, которые применяются для взрослых.

А потому для терапии обычно врачи советуют проходить лечение в стационаре под тщательным присмотром медперсонала за больным, лечение в домашних условиях здесь неприемлемо.

Натуральные отвары из трав, настойки и сборы трав также не помешают, так как они помогут укрепить иммунную систему ребенка и послабить его нервное напряжение. Также в этом деле помогут занятия спортом, физкультура, активный отдых, танцы, увлечения различными хобби, в общем, всё, что отвлекает от пристрастия к алкоголю.

В любом случае, какой бы направленности не были методы избавления от алкогольной зависимости детей и подростков, самым действенным будет предупреждение этого заболевания, которое должны обеспечить и семья и общество.

Page 3

Цель профилактики детского алкоголизма, в первую очередь, заключается в том, чтобы не допустить употребление алкоголя ребенком. Это значит, что важным является решение проблемы и алкоголизма взрослых, которые занимаются воспитанием ребенка.

Не менее действенным профилактическим методом борьбы с детским алкоголизмом считается и запрет рекламных кампаний, которые активно пропагандируют употребление алкоголя. Основная роль в профилактике такой проблемы ложится и на плечи родителей, которые должны уделять своему ребенку внимание и принимать активное участие в его развитии.

И конечно, следует четко понимать, что детский алкоголизм – это серьезное и достаточно быстро развивающееся заболевание. И не стоит с весельем пытаться напоить ребенка пивом или другими слабоалкогольными напитками, утверждая, что это не нанесет вреда. Любой алкоголь для малыша противопоказан.

Сегодня в стране проблема детского алкоголизма заметно обострилась, причиной этому стало: появление коммерческих торговых точек , продающие спиртные напитки даже не совершеннолетним, стремление подражать взрослым и пытаться выглядеть как они, а конце концов подражание своим сверстникам, которые уже и так употребляют алкоголь, чтобы не казаться среди них “белой вороной”. Ещё немаловажным фактором является СМИ и средства массовой западной культуры (музыка, кинематограф).

Задача всестороннего и гармонического развития подрастающего поколения неразрывно связана с формированием отрицательного отношения к проявлениям пьянства.

Необходимость усиления противоалкогольной работы с подростками обусловлена прежде всего распространенностью употребления алкоголя среди населения. Известно, что пьянство родителей создает крайне неблагоприятные условия для нравственного воспитания и интеллектуального развития детей и способствует их раннему приобщению к алкогольным напиткам.

Особенно чревато последствиями употребление спиртных напитков в переходном возрасте у десяти-шестнадцатилетних, когда в развивающемся организме происходит дифференциация и совершенствование функций и систем, идет половое созревание. Употребление алкоголя в этом возрасте способно задержать или вовсе остановить физическое и умственное развитие, формирование этических и нравственных категорий, высших форм мышления, эстетических понятий.

Сравнительная новизна проблемы создаёт определённые трудности в путях её решения. Основными путями решения данной проблемы является: профилактические методы: антиалкогольная агитация, тренинги, проведение классных часов, посвящённых проблеме алкоголизма; экстренные методы: психотерапия, химиотерапия (лекарственная), шокотерапия.

Page 4

Перейти к загрузке файла
  • 1. И. В. Г е л ь н . Алкоголь и дети. М:. Медицина.
  • 2. Портнов А. А. Пятницкая И. Н. Клиника алкоголизма. Издание второе.
  • 3. Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. – М., 1997.
  • 4. Касмынина Т. В. Влияние алкоголя на организм подростка. М., 1995.
  • 5. Степанов В.Г. Психология трудных школьников.- М.,2001.

  Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Источник: https://studwood.ru/1810275/meditsina/urovni_razvitiya_alkogolnoy_zavisimosti_detey

Подростки стали пить меньше, хотя потребление алкоголя по-прежнему сохраняется на опасно высоком уровне

Уровни вовлеченности детей в употребление спиртных напитков

Пресс-релиз

Копенгаген, 26 сентября 2018 г.

В опубликованном сегодня докладе ВОЗ «Связанные с алкоголем стереотипы поведения подростков: тенденции и социальные неравенства в Европейском регионе ВОЗ, 2002–2014 гг.» проводится анализ свежих данных об употреблении подростками спиртных напитков, собранных за 12-летний период.

В докладе говорится о снижении потребления алкоголя среди молодежи в Европе.

Однако несмотря на наметившийся спад, потребление алкоголя по-прежнему происходит в опасных количествах, и это обстоятельство продолжает вызывать серьезное беспокойство со стороны общественного здравоохранения.

По данным за 2014 г., к моменту наступления 15-летнего возраста более 1 из каждых 10 подростков в Регионе пополняли ряды еженедельно, регулярно пьющих лиц (9% девушек и 16% юношей). «Молодые люди приобщаются к периодическому употреблению спиртного в возрасте, когда они вообще не должны это делать.

Мы знаем, что потребление алкоголя в любом количестве на этом важнейшем жизненном этапе в развитии подрастающего поколения особенно вредно для здоровья, и поэтому лица, формирующие политику, несут ответственность за реализацию мер, доказавших, насколько нам известно, свою результативность, как например, ограничение доступности, применение на практике проверок возрастного ценза и введение ограничений на продвижение на рынок спиртных напитков любого типа, включая цифровой маркетинг. Несмотря на то, что Европейский регион ВОЗ уже вышел на целевой показатель сокращения масштабов потребления в пределах 10%, как это предусмотрено в рамках борьбы с неинфекционными заболеваниями на период до 2025 г., можно добиться гораздо большего в целях предотвращения ужасных последствий употребления алкоголя с точки зрения преждевременной смертности и инвалидизации», – заявила директор Европейского регионального бюро ВОЗ д-р Zsuzsanna Jakab.

Основные выводы, вытекающие из доклада

Научные исследования под эгидой Сент-Эндрюсского университета являются документальным свидетельством привычек употребления спиртных напитков среди европейской молодежи в 36 странах.

В основе анализа тенденций лежат данные, собранные в итоге четырех туров выборочного исследования «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья (HBSC)» в течение 2002–2014 гг.

Были выявлены тревожные тенденции в стереотипах поведения, связанного с употреблением алкоголя:

  • Избыточное употребление спиртных напитков по-прежнему широко распространено, о чем свидетельствуют высказывания примерно четверти юношей и более чем 1 из 5 девушек о двух или более эпизодах опьянения к 15-летнему возрасту. Начиная с 2002 г. наиболее заметное сокращение масштабов пьянства наблюдалось в Скандинавских странах.
  • В соответствии с данными за 2014 г. более 1 из 4 человек 15-летнего возраста (28%) заявили, что начали употреблять алкоголь в возрасте 13 лет или раньше (25% девушек и 31% юношей). В большинстве стран эта доля снизилась с 46% в 2002 г. на фоне понижающих тенденций, аналогичных по масштабу для юношей и девушек.
  • Со временем в странах Северной Европы произошло стирание гендерных различий в структуре еженедельного пьянства, когда среди девушек и юношей стали регистрироваться сопоставимые уровни потребления. Более выраженный гендерный разброс сохраняется в странах Центральной, Восточной и Южной Европы, где, если сравнивать с девушками, распространенность среди юношей в настоящее время примерно в два раза выше.
  • Примерно 1 из 10 подростков в 2014 г. сообщил, что впервые находился в состоянии опьянения в возрасте 13 лет или раньше (7% девушек и 9% юношей). С 2002 г. эта цифра уменьшилась почти вдвое (с 17% до 8%) при понижающих тенденциях как среди юношей, так и девушек, хотя в большинстве стран наиболее заметное снижение имело место среди юношей.

Начиная с 2002 г. снижение уровней потребления алкоголя происходит неравномерно, причем в некоторых странах никаких изменений не наблюдается, или они оказываются очень незначительными.

Ведущий редактор доклада д-р Jo Inchley заявил следующее: «Общее снижение пагубного употребления алкоголя оказалось наиболее значительным в странах, в которых традиционно регистрируются повышенные уровни распространенности пьянства, в частности, в Великобритании и регионе Северной Европы. Из этого следует, что изменение ситуации возможно; однако необходимы дополнительные усилия, чтобы обеспечить условия для эффективной защиты подростков от причиняемого алкоголем вреда».

Пьянство среди подростков, каковы риски?

Проблемы с алкоголем в подростковом возрасте, в том числе приобщение к этому в молодости, частое употребление спиртного и пьянство, негативно сказывается на психологическом, социальном и физическом здоровье.

Алкоголь представляет собой немаловажный фактор риска по смертельным и не смертельным повреждениям, несчастным случаям, попыткам самоубийства и использованию других субстанций, а также напрямую связан с непреднамеренной беременностью, инфекциями, передающимися половым путем, неудовлетворительными результатами обучения и насилием.

Употребление алкоголя в подростковом периоде также ассоциируется с функциональными и структурными изменениями в головном мозге, которые сохраняются в зрелом возрасте.

Недавние исследования наглядно продемонстрировали вредные эффекты от раннего приобщения к алкоголю для развития головного мозга, которые, к примеру, ассоциируются с труднообучаемостью.

Кроме того, проведенные научные исследования показали, что чем позже по возрасту молодые люди впервые пробуют спиртное, тем ниже риск возникновения проблем с алкоголем на более позднем этапе жизни.

Необходимость в непрерывных действиях в сфере политики

Впечатляющие сдвиги в структуре распространенности регулярного и рискованного употребления алкоголя в странах Северной Европы говорят о том, что согласованные мероприятия на национальном и региональном уровнях могут сильно повлиять на характер употребления алкоголя и последствия этого.

ВОЗ конкретизировала целый ряд приемлемых по затратам, реально осуществимых и экономически эффективных курсов действий, благодаря которым можно уменьшить масштабы пагубного употребления алкоголя.

Они предусматривают следующее: повышение цен на алкоголь, ограничение доступности спиртных напитков и введение запрета на всеобъемлющую рекламу, продвижение на рынок и спонсорство.

Руководитель программы Европейского регионального бюро ВОЗ «Алкоголь и запрещенные наркотики» д-р Carina Ferreira Borges предложила лицам, формирующим политику, взять на себя следующее обязательство: «Создать условия для сохранения достигнутых по настоящее время успехов, а правительствам стран одобрить подходы, обеспечивающие вовлечение в процесс населения в любом возрасте. Помимо этого, нужно принять дополнительные меры, особенно в странах с низкими темпами преобразований. Инвестиции в охрану здоровья подростковой части населения обернутся дивидендами в тройном размере для самих подростков – на данном этапе, в их предстоящей взрослой жизни и для следующего поколения».

Источник: http://www.euro.who.int/ru/media-centre/sections/press-releases/2018/adolescents-drink-less,-although-levels-of-alcohol-consumption-are-still-dangerously-high

Алкоголизм – как форма проявления дивиатного поведения детей. Социальная педагогическая деятельность с подростками склонных к алкоголизм

Уровни вовлеченности детей в употребление спиртных напитков

быстрое привыкание к спиртным напиткам. Всё это объясняется тем, что это бурно растущий организм с интенсивным обменом веществ, большей скоростью всасывания, большей скоростью кровотока и большим просветом сосудов, относительно большей массой крови;

принятие ребенком больших доз алкоголя  не одобряется обществом, поэтому подростки, как правило, пьют тайком, обычно без закуски, принимая всю дозу одномоментно;

быстрое развитие запойного пьянства. Для подростков становится нормой пить по любому поводу и характерно стремление к полному опьянению – только в этом случае выпивка расценивается как удачная;

низкая эффективность лечения. Употребление алкоголя включается в структуру потребности.

Организм подростка примерно в 10 раз чувствительнее к алкоголю, чем организм взрослого (алкогольное опьянение у взрослого – алкогольное отравление у подростка).

Алкогольная зависимость у взрослого человека формируется в течении 3-5 лет, у подростков – за 1,5-2 года.

Все стадии формирования алкоголизма проходят быстрее: у взрослого человека период внешнего благополучия продолжается несколько лет, у подростков – несколько месяцев.

Разрушение личности у взрослого, злоупотребляющего алкоголем, происходит в среднем через 10 лет, у подростка – через 3-4 года.

Первое опьянение у подростков нередко сопровождается алкогольным отравлением (тошнота, рвота, головная боль, слабость).

У подростков чаще, чем у взрослых, встречаются необычные формы опьянения (вместо эйфории появляются злоба, тоска, депрессия, агрессия, истерические реакции).

Продолжение пьянства в подростковом возрасте, как правило, ведёт к формированию алкоголизма.

Социальная дезадаптация наступает быстрее, чем у взрослых. С началом алкоголизации подростки быстро теряют интерес к учёбе или работе. Выпивки обычно сопровождаются уходами из дома, бродяжничеством, правонарушениями.

При продолжении пьянства у подростков отмечаются заметные нарушения памяти, возникает невростеноподобные состояния с выраженной вегетососудистой неустойчивостью, повышенной раздражительностью, расстройствами сна, нарушаются функции внутренних органов.

Пьянство среди несовершеннолетних тесно связано с их отклоняющимся поведением. Большинство преступлений несовершеннолетних совершается в нетрезвом состоянии. Наиболее часто в состоянии опьянения совершаются насильственные (агрессивные) преступления. Это обусловлено тем, что опьянение снимает действующие в обычных условиях навыки социально одобряемого поведения;

пьянство способствует созданию криминальной ситуации;

пьянство выступает как средство приобщения несовершеннолетних к группе сверстников с антиобщественным поведением;

Н.Я. Копыт и Е.С. Скворцова в своих исследованиях указывают, что деятельность органов и систем организма в подростковый период отличается функциональной неустойчивостью, а в связи с этим и повышением реактивности тканей ко многим факторам внешней среды, особенно к вредным. Не случайно, поэтому организм подростка оказывается легко уязвимым к воздействию алкоголя .

Современные исследования позволяют обоснованно утверждать, что в организме нет таких органов и тканей, такого уровня, на котором бы не сказывалось токсическое воздействие алкоголя.

На уровне органов – приводит к патологии желудочно-кишечного тракта, печени и других.

Таким образом, не надо обладать большим воображением, чтобы представить себе весь урон, который способно вызвать у подростка хотя бы однократное употребление вина и даже пива.

Токсическое воздействие алкоголя, прежде всего, сказывается на деятельности нервной системы. Одновременно нарушается работа сосудов головного мозга: наблюдается их расширение, увеличение проницаемости, кровоизлияния в ткань мозга. Все это способствует усилению притока алкоголя к нервным клеткам и приводит к еще большему нарушению их деятельности.

Из внутренних органов быстрее и чаще всего поражается желудочно-кишечный тракт. Алкогольные напитки, раздражая желудок и кишечник, вызывают длительные расстройства в их деятельности, следствием чего являются нарушение баланса питания, похудание организма, отставание в росте.

Под влиянием алкоголя страдает и функция печени. Деятельность печени резко нарушается, возникает неизлечимое заболевание, которое называется циррозом печени. Известны случаи смерти детей и подростков от цирроза печени .

Алкоголь даже в малых дозах возбуждает, усиливает половое влечение. В тоже время он затормаживает рефлексы, выработанные в процессе воспитания: притупляется стыд, чувство осторожности, собственной безопасности, брезгливости.

Алкоголь ослабляет критическую оценку человеком своего поведения. Юноши и девушки в состоянии опьянения вступают в случайные половые связи.

Это повышает риск заболевания венерическими болезнями (сифилис, гонорея), которые зачастую отражаются на дальнейшей судьбе молодых людей.

Таким образом, наиболее актуальной проблемой в подростковой среде является ранняя алкоголизация молодежи, которая и приводит к формированию алкоголизма к возрасту 20-22 лет, а также последующей социальной деградацией личности.

Алкоголь оказывает чрезвычайно пагубное воздействие на растущий и развивающийся организм человека в период отрочества.

Он ослабляет организм, тормозит и угнетает правильное развитие и созревание его органов и систем, а в некоторых случаях (при злоупотреблении) и вовсе гасит развитие некоторых функций (развитие высших форм самосознания, абстракции, эстетических понятий и этических  категорий и так далее).

1.3 Причины и уровни вовлеченности подростков в употребление спиртных напитков

Большинство современных авторов (В.Т. Кондрашенко, Н.Я. Копыт, М.А. Галагузова и другие) указывают, что злоупотребление алкоголем и развитию алкоголизма способствует комплекс факторов как биологического, так и социального плана.

С точки зрения современной психологии, формирование и психическое развитие ребенка происходит в результате тесного взаимодействия трех компонентов: биологического (организм ребенка, уровень его зрелости, особенности функционирования различных органов и систем), социального (люди с их делами, взглядами, отношениями, поступками, идеалами, среди которых живет и с которыми общается ребенок) и поведенческой активности ребенка, под которой понимается физическая и умственная (стремление узнать, что это такое, как устроено и так далее) деятельность.

Первой социальной средой для ребенка является его семья. Она играет важнейшую и во многом решающую роль в воспитании детей.

Семья обуславливает усвоение ребенком основных правил и норм поведения, вырабатывает стереотип отношения к окружающему миру. Неблагополучие семьи обязательно отражается на детях.

Не случайно подростки, употребляющие алкогольные напитки, как правило, живут именно в таких семьях.

Функциональная неполноценность семей подростков, часто употребляющих алкоголь, выражается, прежде всего, в напряженной психологической обстановке, конфликтных взаимоотношениях между членами семьи. Атмосфера постоянного психологического дискомфорта выталкивает детей на улицу под влияние друзей, компании, тем более родителям часто не до них.

Характер употребления алкоголя в семье оказывает чрезвычайно большое влияние на ребенка. Существующие в семье “питейные традиции” становятся объектом наблюдения и подражания ребенка. При этом мальчики больше стараются быть похожими на отца, а девочки – на мать. Следовательно, алкоголизм родителей является причиной возникновения пьянства у детей.

Необходимо отметить еще одну особенность проведения свободного времени подростками – обязательное наличие компании друзей, товарищей, просто сверстников. Компания друзей служит для подростка тем социальным коллективом, где происходит его дальнейшее приобщение к алкоголю.

Нельзя не принимать во внимание то, что в формировании поведения, отношения к данному явлению, человеку далеко не последнюю роль играют конкретные знания об этом явлении, человеке. Большинство подростков знают о вредном влиянии алкоголя, но среди подростков, часто употребляющих спиртное, больше распространено мнение о пользе алкогольных напитков.

М.А. Галагузова в качестве причин приобщения к спиртным напиткам в подростковом возрасте называет:

неблагополучие семьи; позитивная реклама в средствах массовой информации;

незанятость свободного времени; отсутствие знаний о последствиях алкоголизма;

психологические особенности личности; самоутверждение.

Социологи и психологи в качестве основных причин тяги подростков к алкоголю указывают на растущее психологическое напряжение, неумение, правильно использовать свободное время, неустроенную жизнь.

Опираясь на исследования ученых Научно-исследовательского института физиологии детей и подростков РАО, которые провели обследование 1700 подростков в разных регионах страны, можно выделить  уровни вовлеченности детей в употребление спиртных напитков.

1. Нулевой уровень характеризует подростков, которые никогда не употребляли алкоголя благодаря личной установке на полную трезвость. Мотивы отказа: убежденность в отрицательном влиянии спиртного на организм, поведение.

2. Начальный уровень характеризуется единичными или очень редкими случаями употребления спиртных напитков. Мотивы: приобщиться к миру взрослых. Стадия длится 1-2 месяца.

3. Уровень эпизодического употребления алкоголя характеризуется знакомством с различными напитками, содержащими алкоголь. Мотивы: повысить настроение, обрести уверенность в себе. Длительность периода 3-4 месяца.

4. Уровень высокого риска отличается тем, что расширяется число поводов для выпивок. Мотивы: повысить свой тонус, весело провести время в компании. Период 4-12 месяцев.

5. Уровень выраженной психической зависимости от алкоголя. Алкогольное опьянение превращается в наиболее желанное психическое состояние. Мотивы: временно уйти от реальности. Формируется в течение 1, 5 лет.

6. Уровень физической зависимости от алкоголя. Формируется повышенная переносимость спиртного, появляется синдром похмелья. Мотивы: устранить плохое самочувствие. Физическая зависимость – 3-5 лет употребления алкоголя.

7. Уровень алкогольного распада личности характеризуется развитием запойного пьянства, психическая зависимость от алкоголя, которая перекрыта тяжелой физической зависимостью. Мотивы: стремление устранить болезненное состояние .

В результате употребления алкоголя перед нами уже фактически новая личность с качественно новыми мотивами и потребностями, с новой их внутренней организацией. Таким образом, причину, как пьянства, так и алкоголизма следует рассматривать под углом воздействия на организм комплекса взаимосвязанных и взаимообусловленных внешних факторов и внутренних предрасполагающих условий.

1.4 Освещение в социально-педагогической литературе проблемы профилактики подросткового алкоголизма

Масштабы и темпы распространения алкоголизма в стране таковы, что ставят под вопрос физическое и моральное здоровье молодежи. Это в ближайшей перспективе может привести к социальной нестабильности белорусского общества. Распространение алкоголизма в молодежной среде является одной из самых тревожных и опасных социальных проблем нашего времени.

Неконтролируемый рост употребления алкогольных напитков, обусловленный, прежде всего, отсутствием системы пропагандистской деятельности со стороны государства против употребления спиртных напитков, выдвигает на первый план проблему профилактики алкоголизма среди детей и подростков.

Профилактика – это целая система комплексных государственных и общественных, социально-экономических и правовых, медико-санитарных, психолого-педагогических и психологических мероприятий.

Решить проблему алкоголизации молодежи только с помощью запретительных, медицинских и юридических ограничений невозможно. Основные усилия должны быть сосредоточены на формировании “внутренних” ограничителей, то есть на воспитании личностной устойчивости к алкогольному соблазну. Это обуславливает необходимость применения социально-педагогических подходов в профилактике алкоголизма.

Профилактика пьянства и алкоголизма должна быть этиологичной, комплексной, дифференцированной и поэтапной, а главное – носить систематический и наступательный характер.

Эти логичность профилактики заключается в целенаправленном воспитательном воздействии на основные факторы (биологические, психологические, социальные), способствующие формированию пьянства и алкоголизма.

Комплексность профилактики проявляется во взаимной заинтересованности и согласованной против алкогольной работе различных ведомств, министерств и специалистов. Профилактика пьянства и алкоголизма – общегосударственная задача и успешное ее решение возможно только при совместных координированных усилиях врачей, педагогов, социологов, психологов, общественных организаций.

Профилактика пьянства и алкоголизма должна проводиться дифференцированно среди подростков и взрослых, родителей и учащихся. Среди подростков она должна быть также различной в отношении школьников и учащих.

При выборе мер профилактики следует отличать алкоголизм, как заболевание, от пьянства, как проявления моральной распущенности, а также учитывать, направлены эти меры на здоровых людей или на лиц, неустойчивых в нервно-психическом отношении.

Источник: http://myunivercity.ru/%D0%9F%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0/%D0%90%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC__%D0%BA%D0%B0%D0%BA_%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%8F%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%B4%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE/49084_1283693_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B02.html

ovdmitjb

Add comment