Kievuz

Виды и основные характеристики топлива

Содержание

Колонка тех.эксперта

Виды и основные характеристики топлива

Данный раздел дает основные представления об отечественных топливах, причем особое внимание уделено их свойствам, определяющим необходимость применения моющих присадок и присадок-модификаторов к топливу.

1.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

С момента появления первых двигателей внутреннего сгорания и до настоя­щего времени основными видами топлива для автотранспорта остаются продук­ты переработки нефти – бензины и дизельные топлива.

Эти топлива представ­ляют собой смеси углеводородов и присадок, предназначенных для улучшения их эксплуатационных свойств. В состав бензинов входят углеводороды, выкипающие при температуре от 35 до 2000С, а в состав дизельных топлив – углеводороды, выкипающие в пределах 180-3600С.

Производство топлива включает комплекс технологических процессов пере­работки нефти и нефтепродуктов.

1.2. БЕНЗИНЫ

Бензин – это смесь легкокипящих жидких углеводородов различного строе­ния с температурой кипения 35…2000С, получаемая при перегонке нефти, осуш­ке природного газа, переработке твердых видов топлива и при вторичной пере­работке продуктов перегонки нефти (например, мазута).

Наиболее важными для бензинов являются требования к детонационной стой­кости и фракционному составу, от которых зависят их эксплуатационные характе­ристики. Бездетонационная работа двигателя достигается применением бензина с требуемой детонационной стойкостью.

Наименьшей детонационной стойкостью об­ладают нормальные парафиновые углеводороды, а наибольшей – ароматические углеводороды. Варьируя углеводородный состав, получают бензины с различной детонационной стойкостью, характеризуемый октановым числом (ОЧ). Октановое число – это цифра, показывающая антидетонационную стой­кость бензина.

Чем выше ОЧ, тем выше стойкость бензина против детонации. Определение ОЧ производится на специальных моторных установках.

Суще­ствуют два метода определения ОЧ: – исследовательский (ОЧИ — октановое число по исследовательскому методу); – моторный (ОЧМ – октановое число по моторному методу). Численное значение ОЧИ больше ОЧМ. Буква “А” означает, что бензин авто­мобильный. Численное значение – это октановое число бензина.

Наличие после буквы “А” буквы “И” означает, что октановое число определено по исследователь­скому методу. Если после буквы “А” нет буквы “И”, то октановое число определено по моторному методу. Российскими стандартами предусмотрены следующие мар­ки бензинов: А-76, А-80, АИ-91, АИ-92, АИ-93, АИ-95, АИ-98.

Наиболее важным конструктивным фактором, определяющим требования двигателя к октановому числу, является степень сжатия. Повышение степени сжатия двигателей позволяет улучшить их техни­ко-экономические и эксплуатационные показатели. При этом возрастает мощность и снижается удельный расход топлива.

Однако с увеличением степени сжатия необходимо применять бензин с более высоким октановым числом. Поэтому важнейшим условием бездетонационной работы двигате­лей является соответствие октанового числа, применяемого бензина и сте­пени сжатия двигателя.

Следует подчеркнуть, что требуемое октановое число зависит не только от сте­пени сжатия, но еще от формы камеры сгорания, максимальной частоты вращения коленчатого вала, теплонапряженности двигателя, наличия наддува и других фак­торов. Поэтому, встречаются ДВС, у которых степень сжатия отличается на 1…

2 единицы, а бензин для них рекомендован один и тот же. Для повышения детонационной стойкости бензинов в их состав вводят анти­детонаторы – вещества, которые при добавлении к бензину в относительно не­больших количествах резко повышают его антидетонационную стойкость.

К их числу относятся антидетонаторы на основе ароматических аминов, соедине­ний ферроцена и марганца или их смесь.

С фракционным составом связаны такие характеристики двигателя, как его пуск, образование паровых пробок в системе питания двигателя, прогрев и при­емистость, экономичность и долговечность работы.

Учитывая противоречивые требования к фракционному составу бензина в части содержания низкокипящих фракций с позиций обеспечения пуска двигате­ля, с одной стороны, и образования паровых пробок, обледенения карбюратора и потерь на испарение – с другой. У нас в стране вырабатываются два вида бензинов – зимний и летний.

Эти бензины имеют оптимальный фракционный состав для определенных темпе­ратурных условий и позволяют без осложнений эксплуатировать автомобили в различное время года. Все отечественные стандарты предусматривают содержание в бензинах серы (до 0,05…0,10%) и фактических смол (до 30…100 мг/л). Эти включения вызывают вредные отложения и коррозию деталей ДВС.

В соответствии со стандартами бензины не должны содержать воду, механические примеси, водорастворимые кислоты и щелочи, однако на практике встречаются слу­чаи существенного отклонения от этих требований.

1.3. ДИЗЕЛЬНЫЕ ТОПЛИВА

Дизельное топливо (ДТ) для автомобильных дизелей изготавливают из дистиллятных фракций прямой перегонкой нефти, а также из дистиллятных фрак­ций, подвергнутых гидроочистке и депарафинизации с добавлением до 1% изопропилнитрата для повышения цетанового числа.

ДТ состоит в основном из двух компонентов: легко воспламеняемой жидкости (цетана) и плоховоспламеняющегося метилнафталина. Наиболее важными эксплуатационными свойствами дизельного топлива яв­ляются его воспламеняемость и прокачиваемость. Воспламеняемость топлива характеризует его способность к самовос­пламенению.

Цетановое число (ЦЧ) – это процентное содержание цетана в дизельном топливе по отношению к метилнафталину.

Цетановое число (ЦЧ) характеризует способность топлива к самовос­пламенению. Чем выше ЦЧ, тем лучше топливо самовоспламеняется. Повышение ЦЧ улучшает самовоспламеняемость топлива при конкретных условиях, что способ­ствует облегчению запуска дизеля. Оптимальный диапазон для ЦЧ = 45…50 единиц.

Если ЦЧ ниже 45, то это приводит к “жесткой” работе дизеля (см. Раздел 1, п. 5.6), а если выше 55, то топ­ливо слишком рано воспламеняется, не успев хорошо перемешаться с воздухом. Последнее ухудшает эффективность и полноту сгорания топлива, увеличивая тем самым его расход.

В различных российских стандартах на дизтопливо ограничение по мини­мальному значению цетанового числа неодинаково и принадлежит диапазону 35…45. По стандартам Швеции, например, цетановое число должно быть не ме­нее 47…50, в Калифорнии – не менее 48.

Прокачиваемость дизтоплива характеризует способность топлива к перете­канию в системе питания дизеля от топливного бака до распылителя форсунки.

Прокачиваемость зависит от свойств применяемого дизтоплива (температуры помутнения, предельной температуры фильтруемости, температуры застывания, содержания механических примесей и воды) и конструктивных особенностей си­стемы питания и фильтрации топлива.

Тф – предельная температура фильтруемости – это температура, при ко­торой топливо при охлаждении в определенных условиях перестает проходить через специальный топливный фильтр.

Тп – температура помутнения – это температура, при которой в процессе охлаждения топливо теряет прозрачность.

Тп близка к Тф. Помутнение вызвано выпадением высокоплавких углеводо­родов (парафинов, алканов) в виде кристаллов, способных забить собой топлив­ные фильтры. Поэтому рабочая температура применения дизтоплива должна быть выше температуры его помутнения.

Тг

Источник: https://www.agah.ru/expertise_and_training/technical_expert_column/vidyi_topliva_dlya_avtomobilej

Основные виды топлива: твердые, жидкие и газообразные – характеристики | Уралуглесбыт

Виды и основные характеристики топлива

Все существующие виды топлива разделяются на твердые, жидкие и газообразные. Для нагрева используется также тепловое действие электрического тока и пылевидное топливо.

Некоторые группы топлива, в свою очередь, делятся на две подгруппы, из которых одна представляет собой топливо в том виде, в каком оно добывается, и это топливо называется естественным; другая подгруппа — топливо, которое получается путем переработки естественного топлива; это топливо называется искусственным.

Твердое топливо:

  • естественное – дрова, каменный уголь, антрацит, торф;
  • искусственное – древесный уголь, кокс и пылевидное, которое получается из измельченных углей.

Жидкое топливо

  • естественное – нефть;
  • искусственное – бензин, керосин, мазут, смола.
  • естественное – природный газ;
  • искусственное – генераторный газ, получаемый при газификации различных видов твердого топлива (торфа, дров, каменного угля и др.), коксовальный, доменный, светильный и другие газы.

Все виды топлива состоят из одних и тех же элементов. Разница между видами топлива заключается в том, что эти элементы содержатся в топливе в различных количествах. Элементы, из которых состоит топливо, делятся на две группы. К первой группе относятся те элементы, которые горят сами или поддерживают горение. К таким элементам относятся углерод, водород и кислород.

Ко второй группе элементов принадлежат те, которые сами не горят и не способствуют горению; к ним относятся азот и вода. Особо от названных элементов стоит сера.

Она является горючим веществом и при горении выделяет тепло, но ее присутствие в топливе нежелательно, так как при горении серы выделяется сернистый газ, который переходит в нагреваемый металл и ухудшает его механические свойства.

Выше было сказано, что количество тепла, выделяемое топливом при сгорании, измеряется калориями. Каждое топливо при горении выделяет неодинаковое количество тепла.

Количество тепла (калорий), которое выделяется при полном сгорании 1 кг твердого или жидкого топлива или при сгорании 1 м3 газообразного, называется теплотворной способностью. Теплотворная способность различных видов топлива имеет широкие пределы.

Например, для мазута теплотворная способность составляет около 10000 ккал/кг, для качественного каменного угля – 7000 ккал/кг и т. д. Чем выше теплотворная способность топлива, тем оно ценнее, так как для получения одного и того же количества тепла его потребуется меньше.

Для сравнения тепловой ценности топлива применяется общая единица измерения. В качестве такой единицы принято топливо, имеющее теплотворную способность 7000 ккал/кг. Эта единица называется условным топливом.

Наибольшее распространение для сжигания в кузнечных печах находят следующие виды естественного топлива: бурый уголь, каменный уголь и газообразное топливо. Дрова и торф, обладая низкой теплотворной способностью, почти не пригодны для нагрева металла.

Бурые угли

Бурые угли представляют собой наиболее молодые сорта каменных углей. Золы в бурых углях содержится от 9 до 45%. Теплотворная способность от 2500 до 5000 ккал/кг. Только что добытый бурый уголь отличается большим содержанием влаги (до 60%). На воздухе бурый уголь теряет влагу, и содержание ее понижается до 30%.

Под влиянием атмосферных условий эти угли быстро выветриваются и превращаются в мелочь. При длительном хранении бурые угли самозагораются. В чистом виде бурые угли лишь некоторых месторождений (карагандинское и др.

) используются для кузнечных печей с полугазовыми топками, так как они не могут нагревать металл до необходимой температуры.

Каменный уголь

Каменный уголь – один из основных видов топлива для кузнечных печей. Образуется каменный уголь отложением растений в течение длительного времени. Образующиеся отложения со временем покрываются толстым слоем земли. Под большим давлением, при полном отсутствии воздуха, происходит разложение древесины и образование каменного угля.

Процесс образования угля идет очень медленно и длится тысячелетия. В зависимости от длительности образования получаются разные сорта каменного угля с различной теплотворной способностью. Для кузнечных печей наиболее приемлемым является уголь с большим содержанием летучих, т. е. длиннопламенный и газовый.

При длинном пламени создается возможность получения более равномерного нагрева металла в печи.

Газообразное топливо

Единственным естественным (природным) газом является «горючий газ», который выделяется из земли через естественные выходы или буровые скважины. Теплотворная способность нефтяного (природного) газа около 8000-8500 ккал/м3 и может доходить до 15000 ккал/м3.

В настоящее время естественный газ находит широкое применение в промышленности и в быту, особенно в районах его образования.

Среди искусственных видов топлива особое значение для кузнечного производства имеют кокс, древесный уголь, жидкое, газообразное и пылевидное топливо.

Кокс

Кокс получается из каменного угля обработкой в специальных коксовых печах без доступа воздуха.

При этом выделяются летучие, образуя богатый по калорийности газ, называемый коксовым, который, в свою очередь, является хорошим топливом. Кокс содержит 87% углерода, 4% летучих веществ, 8% золы и 1-2% серы.

Теплотворная способность кокса 5600-7000 ккал/кг. В кузнечном производстве кокс употребляется главным образом в горнах.

Древесный уголь

Древесный уголь выжигается из дров в специальных углевыжигательных печах и является лучшим топливом для кузнечных горнов. В древесном угле содержится очень мало золы и практически совсем не содержится серы. Однако ввиду дороговизны он употребляется редко. Древесный уголь содержит 84% углерода, 14% летучих и 2% золы. Теплотворная способность его 7000-8000 ккал/кг.

Жидкое топливо

Единственным жидким топливом естественного происхождения, имеющим промышленное значение, является нефть. Сырую нефть как топливо в печах не применяют, а применяют продукт ее переработки – мазут, т. е.

остатки, получаемые после отгонки из нефти керосина и бензина. Мазут по составу не постоянен, чаще всего содержит углерода 84-86%, водорода 12,4%, кислорода + азота + серы 1,3%, золы 0,3 %, воды 1-2%.

Теплотворная способность мазута 9500-10000 ккал/кг.

Пылеугольное топливо

Уголь для сжигания в нагревательных печах в виде пыли предварительно размалывается в специальных мельницах до частиц 0,07-0,05 мм. Сжиганием угольной пыли в печах достигается высокая температура нагрева металла.

Торф

Торф является химически и геологически наиболее молодым ископаемым твердым топливом и обладает высоким выходом летучих (Vг=70%), высокой влажностью (Wр=40-50%), умеренной зольностью (Aр=5-10%), низкой теплотой сгорания Qpn=8.38-10.47 МДж/кг (2000-2500 ккал/кг).

Сланцы

В Эстонии большое значение имеют горючие сланцы, добываемые открытым способом. Зольность сланцев очень большая и доходит до Aр=50-60%, влажность также повышенная Wр=l5-20%. Вследствие большого балласта их теплота сгорания низкая Qpn=5.

87-10 МДж/кг (1400-2400 ккал/кг) при высокой теплоте сгорания горючей массы Qgn=27.2-33.5 МДж/кг (6500-8000 ккал/кг). Высокое содержание водорода в горючей массе Hг=7,5-9,5% обусловливает большой выход летучих у сланцев, достигающий 80-90%, и их легкую воспламеняемость.

Топливо с высокой зольностью и влажностью вследствие большого содержания внешнего балласта целесообразно использовать вблизи места его добычи для уменьшения непроизводительных транспортных расходов на перевозку большой массы золы и влаги. В этом смысле такие топлива принято называть местными.

К ним, в частности, относятся некоторые бурые угли, как, например, подмосковные, башкирские, украинские, торф и сланцы.

Мазут

Из жидких топлив в энергетике используется мазут трех марок — 40, 100 и 200. Марка определяется предельной вязкостью, составляющей при 80 °С для мазута 40 – 8,0; для мазута 100 – 15,6; для мазута 200 – 6,5-9,5 град.

усл. вязкости (°УВ) при 100 °С. В мазуте содержится углерода 84-86% и водорода – 11-12%, содержание влаги не превышает 3-4%, а золы – 0,5%. Мазут имеет высокую теплоту сгорания Qpn=39.38-40.2 МДж/кг (9400-9600 ккал/кг).

По содержанию серы различают малосернистый мазут Sр?0,5%, сернистый – Sр до 2% и высокосернистый Sр до 3,5%; по вязкости – маловязкий и высоковязкий, содержащий смолистые вещества и парафин. Наиболее вязкие сорта мазута имеют температуру застывания 25-35 °С. В связи с этим при сжигании применяется предварительный нагрев вязких мазутов до температуры 80-120 °С.

Источник: http://uusb.ru/product/coal/fuels.html

Состав и характеристики топлив

Виды и основные характеристики топлива

Топливом может быть названо любое вещество, способное при горении (окислении) выделять значительное количество теплоты. По определению, данному Д. И. Менделеевым, «топливом называется горючее вещество, умышленно сжигаемое для получения тепла».

В таблицах ниже представлены основные характеристики различных видов топлив: состав, низшая теплота сгорания, зольность, влажность и т. д.

Примерный состав и теплотехнические характеристики горючей массы твердого топлива

Топливо Состав горючей массы, % Выходлетучихвеществ,VГ, % Низшаятеплотасгорания,МДж/кг Жаро-производи-тельность,tmax, °С RO2 max*продуктовсгорания, %
Дрова 51 6,1 42,2 0,6 85 19 1980 20,5
Торф 58 0,3 6 33,6 2,5 70 8,12 2050 19,5
Горючий сланец 60—75 4—13 7—10 12—17 0,3—1,2 80—90 7,66 2120 16,7
Бурый уголь 64—78 0,3—6 3,8—6,3 15,26 0,6—1,6 40—60 27 19,5
Каменный уголь 75—90 0,5—6 4—6 2—13 1-2,7 9—50 33 2130 18,72
Полуантрацит 90—94 0,5—3 3—4 2—5 1 6—9 34 2130 19,32
Антрацит 93—94 2—3 2 1—2 1 3—4 33 2130 20,2

* — RO2 = CO2 + SO2

Характеристики жидких топлив, получаемых из нефти

Топливо Состав горючей массы, % Зольность сухого топлива, AС, % Влага рабочего топлива, WР, % Низшая теплота сгорания рабочего топлива, МДж/кг
Углерод CГ Водород HГ Сера SГ Кислороди азотOГ + NГ
Бензин 85 14,9 0,05 0,05 0 0 43,8
Керосин 86 13,7 0,2 0,1 0 0 43,0
Дизельное 86,3 13,3 0,3 0,1 Следы Следы 42,4
Солярное 86,5 12,8 0,3 0,4 0,02 Следы 42,0
Моторное 86,5 12,6 0,4 0,5 0,05 1,5 41,5
Мазут малосернистый 86,5 12,5 0,5 0,5 0,1 1,0 41,3
Мазут сернистый 85 11,8 2,5 0,7 0,15 1,0 40,2
Мазут многосернистый 84 11,5 3,5 0,5 0,1 1,0 40,0

Топливо в том виде, в каком оно поступает для сжигания в топки или в двигатели внутреннего сгорания, называется рабочим.

Название «горючей массы» носит условный характер, т. к. действительно горючими ее элементами являются только углерод, водород и сера. Горючую массу можно характеризовать как топливо, не содержащее золы и в абсолютно сухом состоянии.

Зольность топлива. Золой называют твердый негорючий остаток, остающийся после сжигания топлива в атмосфере воздуха. Зола может быть в виде сыпучей масы с плотностью в среднем 600 кг/м3 и в виде сплавленный пластин и кусков, называемых шлаками, с плотностью до 800 кг/м3.

Влажность топлива определяется по ГОСТ 11014-2001 высушиванием навески при 105 — 110 °С. Максимальная влажность достигает 50% и более и определяет экономическую целесообразность использования данного топлива. Влага снижает температуру в топке и увеличивает обхем дымовых газов.

Для превращения 1 кг воды в пар комнатной температуры нужно затратить 2,5 МДж теплоты.

Состав и теплота сгорания горючих газов

Наименование газа Состав сухого газа, % по объему Низшаятеплотасгораниясухого газаQнс, МДж/м3
CH4 H2 CO CnHm O2 CO2 H2C N2
Природный 94,9 3,8 0,4 0,9 36,7
Коксовый (очищенный) 22,5 57,5 6,8 1,9 0,8 2,3 0,4 7,8 16,6
Доменный 0,3 2,7 28 10,2 0,3 58,5 4,0
Сжиженный (ориентировочно) 4 Пропан 79, этан 6, изобутан 11 88,5

Низшей теплотой сгорания рабочего топлива называют теплоту, выделяемую при полном сгорании 1 кг топлива, за вычетом теплоты, затраченной на испарение как влаги, содержащейся в топливе, так и влаги, образующейся от сгорания водорода.

Высшей теплотой сгорания рабочего топлива называю теплоту, выделяемую при полном сгорании 1 кг топлива, считая, что образующиеся при сгорании водяные пары конденсируются.

Источник: Основы энергетики : учебник /  Г. Ф. Быстрицкий. — 2-е изд., испр. и доп. — М. :КНОРУС, 2011. — 352 с.

Источник: https://energoworld.ru/library/sostav-i-harakteristiki-topliv/

Востребованные типы топлива для транспорта и оборудования

Виды и основные характеристики топлива

Современные виды топлива подходят для заправки военной и гражданской техники, различных приборов. При производстве солярки, бензина, керосина и ГСМ учитываются нюансы эксплуатации. Нефтепродукты, предназначенные для разных условий, имеют определенные особенности характеристик, требования к транспортировке и хранению.

Основные отличия разных типов топлива

Чтобы подобрать оптимальный тип топлива нужно определить спектр задач, для которых оно приобретается. Это необходимо, поскольку каждая из позиций имеет собственные показатели:

·      Уровня плотности.

·      Температуры застывания и вспышки.

·      Присадок, примесей, прочего.

Виды дизельного топлива классифицируют по сортам, способу фильтрации и другим признакам. Самым распространенным стало деление по сезонности:

·        Летнее.

·        Межсезонное.

·        Зимнее.

·        Арктическое.

Качество является критерием выбора вида топлива для отопления и автомобилей

Виды топлива отопления, как и для автотранспорта, имеют различное октановое и цетановое число, прочие показатели. Это необходимо учитывать при хранении и использовании сырья. Правильно подобранное дизтопливо отличается экономным расходом, при этом обеспечивает бесперебойность работы котлов и установок из них.

Любые виды топлива для автомобилей (солярка, бензин) прежде чем попасть к потребителю, проходят лабораторные исследования. Допустимые показатели для качественных продуктов есть в таблицах соответствующих ГОСТов. При заказе партии любого объема вы можете ознакомиться с паспортом, где есть все данные.

Широкий ассортимент топлива для автомобилей от АМОКС

Все виды топлива для автомобилей, заказываемые автотранспортными, строительными и прочими организациями, поставляются на объекты специализированной техникой. Сотрудники ТК АМОКС помогут выбрать подходящий вариант солярки, ГСМ или керосина, в соответствии с вашими потребностями.

Заказать экологические виды природного топлива можно через форму на сайте или по телефону. Расчет стоимости партии выполняется сразу, звоните!

Дизельное топливо

Дизельное топливо – продукт, получаемый из керосиново-газойлевых фракций при прямой перегонке нефти. Общие требования к дизельному топливу на сегодняшний день регламентируются межгосударственным стандартом ГОСТ 32511-2013 (EN 590:2009) “Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия”.

Дизельное топливо применяется для отдельных типов двигателей в автомобильном, железнодорожном и водном транспорте, для сельскохозяйственной и военной техники, дизельных электростанций, в качестве топлива для котельных.

При этом различают дистиллятное маловязкое дизельное топливо, применяемое для быстроходных двигателей, и высоковязкое (остаточное) дизельное топливо, используемое для тихоходных судовых, тракторных, стационарных и иных двигателей.

Классификация дизельного топлива основывается на качестве продукта, сезонности, добавлении присадок, содержании серы и других характеристиках. В настоящее время на российском рынке преобладает высокоэкологичное (не ниже экологического класса 5) дизельное топливо марок:

  • ЕВРО Сорт C – летнее дизельное топливо с to замерзания до -5°С.
  • ЕВРО Сорт E – межсезонное дизельное топливо с to замерзания до -15°С.
  • ЕВРО Сорт F – зимнее дизельное топливо с to замерзания до -20°С.

Каждая партия поставляемого дизельного топлива должна сопровождаться паспортом качества. Данный документ содержит наименование и марку продукции, информацию об изготовителе (поставщике), данные о нормативных и фактических характеристиках продукта, сведения о наличии в продукте присадок, дату изготовления. При закупке дизельного топлива следует особое внимание уделять дате изготовления, поскольку данный вид топлива имеет особые требования к условиям хранения и ограниченный срок использования.

Бензины

Бензин – бесцветная легковоспламеняемая жидкость, получаемая при перегонке нефти путем вторичного деления фракции НК-180оС и смешивания компонентов (присадки, реформат, изомериат и т.д.

) для получения конечного продукта определенной марки. Выпуск бензина различных марок в России осуществляется по ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51105-97 и ГОСТ Р 51866-2002, а также по ТУ 0251-001-12150839-201.

Бензин применяется в качестве топлива для инжекторных и карбюраторных двигателей, а также в различных отраслях промышленности в качестве растворителя и как горючий материал.

Основными качественными показателями бензинов являются:

  • детонационная стойкость, характеризуемая октановым числом;
  • химическая стабильность (степень изменения химического состава бензина и уровень смолообразования при транспортировке, хранении);
  • коррозионная активность, определяемая содержанием в составе топлива щелочей, сернистых соединений и органических кислот;
  • уровень испаряемости и склонность к образованию смесей;
  • экологичность и токсичность.

В России используются в основном автомобильные бензины марок АИ-80, АИ-92, АИ-95 и АИ-98. При этом буква А в маркировке означает, что бензин автомобильный, И – что октановое число определено исследовательским методом, а цифры – собственно октановое число для определенной марки бензина.

Следует понимать, что марка бензина не влияет на его качество. Качественным или некачественным может быть бензин любой марки – это напрямую зависит от производителя или поставщика топлива. Маркировка лишь определяет, для каких двигателей можно использовать бензин той или иной марки.

Помимо автомобильных, нефтеперерабатывающей промышленностью выпускается также авиационный бензин и технические бензины, применяемые в различных производственных отраслях.

ГСМ

Горюче-смазочные материалы – понятие, обобщающее топливные и смазочные нефтепродукты, применяемые, в основном, для автотранспорта. К ГСМ относят бензины, дизельное топливо, авиационное топливо, керосин, моторные, трансмиссионные и гидравлические масла, сжиженные нефтяной и природный газы, охлаждающие и тормозные жидкости, пластичные смазки и т.д.

Смазочные материалы классифицируются:

  • по консистенции (полужидкие, пластичные и твердые);
  • по составу (мыльные, неорганические, органические, углеводородные);
  • по сфере применения (антифрикционные, консервационные, уплотнительные, канатные).

Наиболее широко применяются антифрикционые смазочные материалы, препятствующие износу различных узлов трения и способствующие улучшению скольжения деталей в сложных механизмах. К таким ГСМ относят солидолы и многоцелевые смазки, улучшающие противоизносные свойства узлов и механизмов.

Все горюче-смазочные материалы требовательны к условиям хранения и транспортировки, к срокам использования. При хранении ГСМ склады разбиваются на отдельные секции, в каждой из которых создаются условия, оптимальные для хранения того или иного вида материалов. Несоблюдение условий хранения, транспортировки и использования значительно ухудшает качество ГСМ.

Керосин

Керосин – смесь жидких углеводородов, получаемая при прямой или вторичной перегонке нефти, а также при ее ректификации. Применяется в качестве реактивного топлива в авиации и ракетных двигателях, в технических целях для промывки механизмов и удаления ржавчины, в осветительных приборах и многих других целях.

Авиационный керосин используется как моторное топливо в турбовинтовых и турбореактивных двигателях летательных аппаратов, в качестве рабочей жидкости, хладагента и смазки движущихся деталей топливных и двигательных систем в реактивных двигателях. Помимо этого авиакеросин широко применяется в качестве растворителя при техобслуживании воздушных судов. Применение керосина в авиации и ракетной технике обусловлено его высокой экологичностью.

Технический керосин используется чаще всего как растворитель для промывки и очистки узлов и механизмов, в производстве синтетических полимеров в качестве основного или дополнительного сырья, а также в качестве топлива в некоторых отраслях промышленности.

Осветительный керосин – специальный вид керосина, характеризующийся высотой некоптящего пламени. Несмотря на то, что государственным стандартом определены четкие требования к осветительному керосину, в керосиновых лампах и горелках часто применяют не осветительный, а технический керосин.

При условии добавления в состав керосина противоизносных и цетаноповышающих присадок, а также в составе смесей с дизельным топливом керосин в исключительных случаях может использоваться и в качестве топлива для дизельных и многотопливных двигателей.

Источник: https://ammoxx.ru/info/tipy-topliva/

Дизельное топливо: виды, характеристики и очистка

Виды и основные характеристики топлива

Дизельное топливо (солярка) представляет собой нефтепродукт, являющийся результатом перегонки нефти.

Смешивание гидроочищенных и прямогонных фракций в определенных пропорциях (компаундирвание) определяет конкретную марку солярки.

Обычно смесь делается из прямогонного дизельного топлива прямой и первичной перегонки и легкого газойля, получаемого путем каталитического крекинга.

Дизельное топливо: основные виды

В соответствии с ГОСТ, при перегонке нефти могут получаться три марки дизельного топлива:

  • Л(летнее дизельное топливо) – для температуры выше 0 °С;
  • З(зимнее дизельное топливо) для температуры до -20-30 °С;
  • А(арктическое) для самых низких температур, до -50 °С.

Каждый вид солярки предполагает нормированное содержание серы и серных соединений, а также определенную температуру замерзания.

Одним из существенных недостатков использования дизельного топлива является необходимость перехода с летнего вида на зимний и наоборот при существенном изменении погодных условий.

Основное отличие состоит в предельной температуре окружающей среды, при которой дизельное топливо еще обладает необходимыми эксплуатационными свойствами. Например, зимнее дизельное топливо можно использовать при температуре -30ºС.

Для районов с более суровым климатом необходимо арктическое дизельное топливо, сохраняющее свои качества даже при температуре -50ºС.

В теории отличить летнее дизельное топливо от зимнего можно по цвету, но на практике это не так просто. Основная разница состоит в кинематической вязкости. Этот показатель для зимнего дизельного топлива меньше, что обусловлено отличиями во фракционном составе.

Оборудование для снижения содержания серы в дизельном топливе

Многих искушает более низкая оптовая цена на летнее дизельное топливо. В результате нередки случаи, когда зимой в бак заливается именно летнее топливо. Делать этого не стоит, даже если вы проживаете в регионах с относительно теплым климатом, где температура окружающей среды редко опускаются ниже нуля на протяжении года.

Все дело в том, что дизельное топливо содержит немало серы и парафина. Летом это практически не сказывается, но вот при наступлении морозов летнее дизельное топливо начинает густеть, что является следствием выпадения кристаллов парафина. В результате двигатель запускается очень плохо.

Также при температуре ниже -10ºС возможно замерзание летнего топлива с образованием ледяных пробок в топливопроводах. Их появление приводит к остановкам двигателя.

Для понижения содержания серы и очистки дизельных топлив от различных примесей рекомендуется использовать установки типа УВР торговой марки GlobeCore.

Данное оборудование позволяет осветлять дизельные топлива, удалять из них соединения сероводорода, снижать концентрацию серы и парафинов, удалять непредельные углеводороды.

После обработки дизельного топлива на установках УВР оно повторно не окисляется и не темнеет.

Характеристики дизельного топлива

Существует множество различных параметров и характеристик дизельного топлива: фракционный состав, кинематическая вязкость, температура перегонки, цетановое число, густота при 20°С, йодистое число, коэффициент фильтрации, содержание воды, массовая часть серы и серных соединений, концентрация смол, содержание механических примесей, предельная температура фильтрации, температура замерзания, химическая стабильность, кислотность, температура вспышки, коксуемость, зольность и другие. Рассмотрим более подробно самые основные характеристики дизельного топлива.

  • Цетановое число (детонационная стойкость) характеризует работу двигателя с точки зрения воспламенения дизельного топлива и его сгорания. От цетанового числа, в свою очередь, зависит мощность, дымность и шумность двигателя. Эталоном определения детонационной стойкости или цетанового числа является цетан или н-гексадекан. Значение цетанового числа для цетана при этом устанавливается на уровне 100, а аналогичный показатель альфаметилнафталина – на уровне 0. Для солярки обычный диапазон значений цетанового числа колеблется от 40 до 50. Фактически, эта цифра означает срок задержки возгорания (отрезок времени от подачи топлива в цилиндр до его воспламенения). Более высокое цетановое число означает меньший период воспламенения, и, соответственно, лучшее горение топлива. Более высокое цетановое число повышает экологичность выхлопа. Однако если этот показатель превышает 60, то не происходит прирост мощности двигателя. В свою очередь, солярку с низким цетановым числом производить проще, поэтому на практике изготавливают дизельное топливо с цетановым числом не менее 40-45. Оно определяется аналогично октановому числу бензина, то есть, используя моторный или же исследовательский метод. Корректировать цетановое число можно с помощью специальных технологий.
  • Плотность и вязкость дизельного топлива определяют процесс испарения и образования смесей в двигателе.
  • Низкотемпературные характеристики дизельного топлива (предельная температура фильтрации, температура застывания, температура помутнения) также являются важными параметрами. Что касается температуры застывания, то она составляет порядка -10 °С для летних марок и не выше -35 °С для зимних марок, в соответствии с ГОСТом. Температура помутнения составляет обычно около -5 °С.
  • Химическая стабильность дизельного топлива – это его способность к сопротивлению окислению в процессе хранения. Окисление приводит к образованию осадка на дне бака с топливом, во избежание чего добавляются специальные присадки.

Тем не менее, качество топлива определяется не только вышеприведенными показателями. Попадание в топливо, а соответственно, в двигатель, воды, различных механических и прочих примесей приводит к негативному эффекту.

Самой простой способ борьбы с этой проблемой – заправляться только на надежных автозаправочных станциях, успевших хорошо себя зарекомендовать.

Такие АЗС заинтересованы в приобретении только качественной продукции, чтобы гарантировать неизменно высокое качество конечному потребителю.

Способы очистки дизельного топлива

Для улучшения характеристик дизельного топлива применяются следующие способы:

  • Способ фильтрации;
  • Способ сепарации.

Приобретение солярки в сомнительных местах, на собственный страх и риск, к сожалению, редко является лучшим вариантом, и отстаивание с фильтрацией в этом случае не поможет, поскольку оно требует определенное время, оборудование и опыт.

Фильтрация

Фильтрация топлива очень важна. Каждый раз, когда происходит заправка топливом, в горловину топливного бака может попасть пыль, которая способна нанести значительный ущерб трущимся поверхностям двигателя и всей системе питания. Пыль через форсунки может проникнуть в цилиндры двигателя, засорять каналы распылителя форсунки.

Это может привести к тому, что мощность двигателя упадет из-за нехватки топлива в камере сгорания двигателя. Строение фильтра несложное. Состоит он из корпуса, в котором находиться фильтрующий элемент, обычно это бумага, целлюлоза или волокна синтетические. Назначение и возможности фильтров различные.

При выборе фильтра главное выбрать нужный фильтр для фильтрации, в ином случае от фильтра пользы не будет. Более универсальные фильтры способны задерживать не только твердые частицы, но и воду, которая содержится в топливе. При использовании таких фильтров очень важно следить за его состоянием. Наполненный водой, он не будет пропускать топливо.

В этом случае неочищенное дизельное топливо пойдет в обход фильтра, что приведет к неправильной работе двигателя и его возможной поломке. Выбор фильтра очень важный и сложный процесс. Самый простой совет: покупать фильтры только известных производителей. Бывает, вам предлагают новый продукт. В этом случае следует попросить справочные документы и внимательно ознакомиться с ними.

Встречаются фильтры, характеристики которых просто слишком великолепны. Задумайтесь, а на самом деле это так? К тому же, на рынках достаточно много подделок известных марок. Будьте внимательны при покупке фильтра.

Сепарация

Сепарация – это та же фильтрация, но более надежная. В случаях, когда дизельное топливо имеет повышенную загрязненность, обычные фильтры не могут очистить его полностью. В этом случае на помощь приходят сепараторы, которые способны очистить топливо от вредных веществ, независимо от количества их содержания в топливе.

Как и фильтры, сепараторы так же могут удалять из топлива не только твердые частицы, но и воду. В отличие от фильтров, сепараторы более сложная вещь. По принципу действия сепараторы бывают двух видов: механические и химические. Сепараторы отделяют воду и вредные вещества от топлива и откладывают их на дне очистителя.

Часто в сепараторах используется специальная бумага Aquacon, которая способна задерживать водную эмульсию очень больших объемов. Если отработанный фильтр просто меняется на новый, то сепаратор будет служить дольше, если за ним ухаживать. Обычно, достаточно промывать сепаратор и очищать дно, на котором откладывались вредные вещества.

Эти простые периодические действия способны вернуть их нормальную работоспособность.

Источник: https://globecore.ru/dizelnoe-toplivo-arkticheskoe-zimne/

ovdmitjb

Add comment