Kievuz

Вклад СССР в развитие космонавтики

Содержание

10 важнейших деятелей в сфере освоения космоса. Часть вторая

Вклад СССР в развитие космонавтики

Не так давно на нашем ресурсе появилась статья, посвященная величайшим деятелям в сфере освоения космоса.

В список попали и Николай Коперник с Исааком Ньютоном, чьи заслуги не вызывают никаких сомнений, и «звезда» современного освоения космоса Элон Маск, который обещает сделать ракеты такими же привычными для землян, как самолеты.

Как и наши внимательные читатели, мы посчитали, что будет несправедливым оставлять без внимания советских и российских деятелей космоса, но было бы лучше дать им больше пространства для памяти.

К сожалению, дорога к звездам усыпана драгоценными заслугами людей, о которых помнят лишь единицы.

С уважением относясь к нашему общему космическому прошлому, мы постарались напомнить вам о людях, благодаря которым слова «Россия» и «космос» в некотором смысле синонимичны.

Отметим, что не только Циолковский и Королев вершили космическую судьбу будущего, но, увы, лишь единицы людей могут назвать еще несколько имен.

В этом списке вы не встретите космонавтов — о вечных героях, как и о настоящих звездах мы писали. И не будем забывать, что это не мемориал, а статья о десяти российских важнейших деятелях в сфере освоения космоса. Никто не будет забыт благодаря нашим совместным усилиям.

Николай Кибальчич (1853 – 1881)

Мало кто знает о судьбе этого гениального революционера конца 19 века, которому принадлежит идея первого ракетного летательного аппарата с качающейся камерой сгорания для управления вектором тяги.

Этот оригинальный проект летательного устройства был разработан Кибальчичем 23 марта 1881 года, как говорят источники, незадолго до смертной казни через повешение, но (!) уже после того, как его арестовали и приговорили 17 марта 1881 года.

Вместе с другими первомартовцами (группа из восьми народовольцев, участвовавших в подготовке и убийстве императора Александра II в марте 1881 года), Кибальчич был казнен 15 апреля 1881 года по новому стилю.

Примечательно то, что просьба инженера о передаче рукописи в Академию наук удовлетворена не была, и о проекте широкая общественность узнала лишь в 1918 году. Однако, в СССР были выпущены почтовые марки, посвященные Кибальчичу, а его именем был назван кратер на Луне.

Сергей Королев (1906 – 1966)

Имя Королева стало нарицательным для основоположника практической космонавтики. Советский ученый, конструктор и организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР был одной из крупнейших фигур 20 века в сфере освоения космоса, в частности, ракетостроения и кораблестроения.

Он принимал непосредственное участие в пионерской разработке баллистических ракет, создании первого искусственного спутника Земли, подготовке к отправке первого человека в космос, запуске аппаратов на Луну, разработке лунных проектов и орбитальной станции.

Его вклад в развитие советской — и общемировой — космонавтики сложно переоценить, поскольку под его руководством, можно сказать, не только стала первой и передовой космической державой, но и надолго вышла вперед на фоне ракетостроения. Деятельность Сергея Королева, ко всему прочему, обеспечила стратегический паритет.

От запуска первого искусственного спутника Земли до первого космонавта — нигде не обошлось без Королева.

Валентин Глушко (1908 – 1989)

Мало кто знает, что Валентин Глушко, крупнейший советский ученый в области ракетно-космической техники, был одним из пионеров в этой области, а его деятельность положила начало отечественному жидкостному ракетному двигателестроению. Подробнее о твердотопливных и жидкотопливных ракетных двигателях можно почитать здесь. C 1977 года Глушко был генеральным конструктором легендарного НПО «Энергия».

На счету изобретений и конструкций, в создании которых Глушко принимал непосредственное участие, — первый в мире электротермический ракетный двигатель (1928–1933), первый советский жидкостный ракетный двигатель ОРМ (1930–1931), семейство ракет РЛА на жидком топливе (1932–1933) и мощные жидкостные ракетные двигатели, которые ставили практически на все отечественные ракеты, летавшие в космос до настоящего момента. Эти двигатели выводили на орбиту первый и последующие спутники Земли, космические корабли с Юрием Гагариным и другими космонавты, а также участвовали в полетах к Луне и планетам Солнечной системы. Базовый блок орбитальной станции «Мир» также был разработан Глушко. Этот человек внес и колоссальный личный вклад в мировую науку, благодаря многолетним работам по созданию фундаментальных справочников по термическим константам, термодинамическим и теплофизическим свойствам различных веществ и другим.

Алексей Богомолов (1913 – 2009)

Алексей Богомолов был, возможно, первым из советских ученых, который понял необходимость создания больших и эффективных наземных антенн. Под его руководством в 1960–1965 годах были построены антенны с диаметром зеркала 32 метра, а затем и 64 метра.

Они обеспечивали связь с межпланетными исследовательскими спутниками и аппаратами, которые изучали Солнечную систему и ее планеты. Без этих антенн научная информация автономных аппаратов «Венера-15», «Венера-16», «Вега», «Фобос» и других, возможно, затерялась бы на окраинах нашей системы.

Более того, картографирование поверхности северного полушария Венеры и создание атласа ее поверхности было проведено именно силами аппаратов «Венера-15» и «Венера-16».

Учитывая долгое и томительное ожидание, связанное с надеждами на цветущую поверхность этой, как оказалось, свирепой планеты, специально созданный Богомоловым космический радиолокатор был крайне необходим.

Работы Богомолова и коллектива под его руководством в сферах радиолокации, телевидения, передачи и хранения информации, а также повышения ее достоверности и точности, легли в основу создания уникальных комплексов траекторных и телеметрических измерений для ракетно-космической и авиационной техники.

Фридрих Цандер (1887 – 1933)

В 1909 году Фридрих Цандер стал первым советским ученым и изобретателем, работающим в области теории межпланетных полетов и реактивных двигателей, который высказал мысль о том, что в качестве горючего целесообразно использовать элементы конструкции межпланетного корабля.

Спустя десять лет систематических исследований проблем ракетно-космической науки и техники Цандер предложил свою основную идею: сочетать ракету с самолетом для взлета с Земли, затем сжечь в полете самолет в качестве горючего в камере ракетного двигателя для увеличения дальности полета ракеты.

В том же, 1924 году, Цандер разработал идею использования Луны или других планет, а точнее их гравитационное поле или атмосферу, для увеличения скорости полета на другие планеты. Его авторству принадлежит идея планирующего спуска с торможением в атмосфере планеты.

Советский ученый предложил схему и конструкцию двигателя внутреннего сгорания, которому не был нужен воздух.

Эти и многие другие идеи и разработки плодовитого ученого и инженера внесли вклад в развитие советской космонавтики, который сложно переоценить.

Юрий Кондратюк (Александр Шаргей, 1897 – 1942)

Книга Кондратюка «Завоевание межпланетных пространств» у многих любителей ракетной техники лежит на особой полке. Этот труд стал настолько значимым в классической ракетотехнике, что надолго определил научной методы этой сферы. Расчеты Кондратюка использовались NASA в лунной программе «Аполлон».

Американский астронавт Нил Армстронг, первый человек на Луне, специально побывал в Новосибирске, чтобы набрать пригоршню земли у дома, в котором жил Кондратюк.

«Эта земля для меня имеет не меньшую ценность, чем лунный грунт», — так впоследствии прокомментировал свои действия знаменитый астронавт.

Его можно понять: если бы не гений Кондратюка, кто знает, возможно Армстронг не оставил бы первые следы на пыльной лунной поверхности.

В своей книге «Тем, кто будет читать, чтобы строить» 1919 года Кондратюк, независимо от Циолковского, оригинальным образом вывел основное уравнение движения ракеты, описал схемы четырехступенчатной ракеты на кислородно-водородном топливе, параболоидального сопла и многое другое.

Он предлагал использовать сопротивление атмосферы для торможения ракеты при спуске ради экономии топлива. При полетах к другим планетам — выводить корабль на орбиту искусственного спутника, а для высадки человека и возвращения обратно применять небольшой взлетно-посадочный корабль.

Именно это и реализовало американское космическое агентство NASA в ходе миссий «Аполлон».

Также авторству Кондратюка принадлежит идея использовать гравитационное поле встречных небесных тел для разгона или торможения, так называемый «пертурбационный маневр». Возможно, многие его расчеты еще найдут применение — когда мы будем вплотную рассекать по Солнечной системе. В любом случае, вклад этого советского ученого переоценить невозможно.

Константин Циолковский (1857 – 1935)

Многие слышали о Циолковском. Пожалуй, этот советский ученый-самоучка и вечный исследователь космоса, вместе с Королевом делит первое место по популярности и, конечно же, вкладу в развитие российской сферы освоения космоса.

Кто, как не Циолковский, первым предложил заселить космическое пространство орбитальными станциями, придумал космический лифт, поезда на воздушной подушке и всячески ратовал за развитие человечества? Именно Циолковский верил и знал, что однажды жизнь на одной из планет Вселенной станет настолько могущественной и развитой, что сможет победить извечную силу тяготения и распространиться по всей Вселенной. Разумеется, речь о Земле. Идеи Константина Эдуардовича Циолковского невероятно просто и красиво описал фантаст Александр Беляев в книге «Звезда «КЭЦ».

Сам «отец космонавтики» утверждал, что теорию ракетостроения разработал просто как приложение к своим философским изысканиям. А это, между прочим, более 400 работ, о которых мало что знает широкий читатель.

Занимаясь изначально аэростатами и дирижаблями, в 1926–1929 годах Циолковский решил практический вопрос: сколько нужно топлива ракете, чтобы набрать скорость отрыва и оторваться от Земли? Много и плодотворно Циолковский работал над теорией полета реактивных самолетов, придумал свой газотурбинный двигатель, первым предложил «выдвигающиеся внизу корпуса» шасси, рассчитал оптимальную траекторию спуска космического аппарата по возвращению из космоса и многое-многое другое. Имя Циолковского и космонавтика — дополняющие друг друга вещи.

Михаил Тихонравов (1900 – 1974)

Первая советская ракета на жидком топливе, которая взлетела в воздух в 1933 году, была построена по конструкции Михаила Тихонравова.

Его «перу» принадлежат также первые ракеты с высотой полета до 40 километров и многоступенчатые пороховые ракеты для полета в стратосферу.

Вот кто воистину сделал «маленький шаг» от Земли, но гигантский скачок для всего человечества — и России, в частности.

Проекты Тихонравова имеют прямое отношение к запуску первого искусственного спутника Земли, к полету Юрия Гагарина на орбиту, к первому в истории выходу человека в открытый космос; они лежат в основе многих космических кораблей, которые «вышли» из конструкторского бюро Сергея Королева.

Сам Тихонравов долгое время изучал возможность построить надежный летательный аппарат, машущий крыльями, — махолет.

С этой целью он каждое лето, отправляясь с друзьями на лодках в путешествия, ловил птиц, тщательно их измерял и вел интересную статистику.

Работы Тихонравова, «винтика» в точнейшем механизме советского ракетостроения, дали толчок первым экскурсиям людей за пределы земной орбиты.

Николай Пилюгин (1908 – 1982)

По предложению Сергея Королева Пилюгин стал с 1946 года главным конструктором автономных систем управления в НИИ и членом легендарного Совета главных конструкторов, учрежденного Королевым.

Однако широкой общественности Николай Алексеевич был известен не только и не столько своими оборонными разработками, которым посвятил большую часть своего рабочего времени, а как «штурман космических трасс»: при его непосредственном участии были созданы системы управления ракетами-носителями, а также первое и другие поколения космических аппаратов для мягкой посадки на Луну и Венеру, для облета планет, для спутников Марса и других.

Примечательно также и то, что по окончании Второй мировой войны коллектив под руководством Пилюгина с энтузиазмом продолжил разработку отечественной баллистической ракеты Р-1, в основе которой лежала немецкая Фау-2.

Пришлось идти непроторенным путем, изготавливать и отлаживать новые элементы заново и впервые.

Но Пилюгин с задачей справился, и ракеты Р-1 имели более высокие летно-технические характеристики и более высокую точность попаданий, чем даже Фау-2.

Общими усилиями советские деятели сферы освоения космоса не только проложили «дорогу в космос», с нуля написав все основные главы развития ракетостроения, но и сумели вывести Советский Союз в лидеры на фоне космической гонки. К сожалению, с окончанием космической гонки и распадом Советского Союза освоение космоса (не только в России, но и в других странах) на государственном уровне приобрело только номинальное значение.

Но что будет завтра? Появятся ли новые Циолковские, Королевы, Кондратюки и Цандеры, которые будут не просто руками — силой мысли выводить людей за пределы Солнечной системы и дальше? Ответить на этот вопрос придется вам, дорогие читатели.

Источник: https://Hi-News.ru/space/10-vazhnejshix-deyatelej-v-sfere-osvoeniya-kosmosa-chast-vtoraya.html

О вкладе выдающихся инженеров-конструкторов в освоение космоса

Вклад СССР в развитие космонавтики

​Портал profiok.com рассказывает о выдающихся инженерах-конструкторах космической техники, которые внесли значимый вклад в освоение космоса и развитие отечественной космонавтики. Впрочем, и мировой тоже.  

Текущий 2017 год связан с большим количеством юбилеев, относящихся к космической отрасли. Космическая эра для всего человечества началась 60 лет назад: 4 октября 1957 года в СССР был запущен первый в мире искусственный спутник Земли.

В этом году исполнилось 160 лет со дня рождения великого учёного, основоположника отечественного ракетостроения – Константина Эдуардовича Циолковского (1857 – 1935).

В 2017 году страна отметила 110-летнюю годовщину со дня рождения основоположника практической космонавтики, генерального конструктора ракетно-космической промышленности СССР Сергея Павловича Королёва (1907 – 1966). Под его руководством создавалась ракетно-космическая техника, обеспечившая Советскому Союзу неоспоримое лидерство в сфере освоения космоса.

С именем этого конструктора связан запуск первого искусственного спутника Земли.

По его инициативе впервые в мире в космос отправился человек – Юрий Гагарин (12 апреля 1961 года), впервые был совершён выход человека в открытый космос (Алексей Леонов в марте 1965 года), появились уникальные модели спутников Земли – спутник-разведчик «Зенит» (1962 год) и спутник связи «Молния-1» (1965 год).

С 1946 года первым заместителем С.П. Королёва стал Василий Павлович Мишин (1917 – 2001), столетие со дня рождения которого также отмечалось в этом году. Проработав с Королёвым 20 лет, Мишин после его кончины возглавил Центральное конструкторское бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ) и работал в должности главного конструктора до 1974 года.

В сентябре 1977 года, 40 лет назад, была запущена долговременная орбитальная станция «Салют-6». Три десятилетия назад, в мае 1987 года, впервые стартовала ракета-носитель сверхтяжёлого класса «Энергия», разработанная НПО «Энергия» (сейчас – РКК «Энергия» имени С.П. Королёва – profiok.com).

Продолжать можно долго: в 1967 году беспилотные космические корабли впервые осуществили стыковку и расстыковку в автоматическом режиме, в 1997 году после столкновения грузового корабля «Прогресс М-34» со станцией «Мир» были проведены уникальные ремонтно-восстановительные работы, в результате которых сохранились и станция, и престиж отечественной космической техники.

История развития отечественной космонавтики настолько богата событиями, что 2017 год – вовсе не исключение в смысле обилия юбилеев.

Так, в 2016 году отмечали юбилей коллективы НПО измерительной техники (НПО ИТ), РКК «Энергия», ЦНИИ машиностроения (ЦНИИмаш), 4-й ЦНИИ Минобороны России.

В 2018 году исполнится 30 лет со дня создания знаменитого «Бурана» и 55 лет со дня полёта первой женщины-космонавта Валентины Терешковой.

За каждой такой памятной датой, за каждым достижением – годы кропотливой работы, разработка уникальных инженерных решений, создание новых технологий, беспримерное человеческое мужество, упорство и талант. Неудивительно, что интересна каждая деталь из жизни тех людей, которые внесли существенный вклад в развитие отечественной, а значит, и мировой космонавтики.

Борис Черток: внимание к технологиям и к людям

Борис Евсеевич Черток (1912 – 2011) – знаменитый советский и российский конструктор, занимавшийся созданием систем управления космическими аппаратами. Работал с С.П. Королёвым, преподавал в МГТУ им. Н.Э.

Баумана, занимал должность заместителя генерального конструктора НПО «Энергия». Этот заслуженный человек не дожил всего несколько месяцев до собственного векового юбилея и до последнего сохранял работоспособность.

Это долголетие конструктор объяснял постоянным стрессом, в котором он пребывал всю жизнь, ведь в космосе нередко возникают нештатные ситуации.

Главный специалист ЦНИИмаш Александр Данилкин вспоминает на страницах журнала «Экономические стратегии: «Однажды, это был конец 1980-х годов, мне надо было согласовать с заместителем генерального конструктора по системам управления Борисом Евсеевичем Чертоком техническое предложение по одной из тем, которую вело НПО «Энергия».

Следует сказать, что в тот период уровень технической проработки вопросов даже на стадии технического предложения был очень высок. Требовалось детальное обоснование технического облика изделия и проведение необходимых предпроектных расчётов по баллистике, прочности конструкции, различным балансам изделия (энергетическому, тепловому и др.

), формированию вариантов конструктивно-компоновочных схем изделия, его массовой сводки, оценке эффективности функционирования и так далее.

Борис Евсеевич, внимательно ознакомившись с представленными материалами, спросил: «Не жалко отдавать эту тему в другую организацию?» Дело в том, что незадолго до этого руководством предприятия было принято решение о передаче ряда тем, которые вело НПО «Энергия», в другую организацию. Упомянутая работа оказалась в числе передаваемых тем.

Мне это запомнилось. На мой взгляд, Бориса Евсеевича Чертока всегда отличала заинтересованность в реализации новых технических решений и стремление поддержать работы, проводимые на предприятии, которые могли бы принести реальную пользу нашей стране».

«Другая наша встреча позволила судить о Борисе Евсеевиче Чертоке как о человеке, внимательно относящемся к людям, – продолжает Данилкин. – Это было в начале 2000 года.

Приближался наш профессиональный праздник — День космонавтики, и я решил отметить хорошо работавших сотрудников книгой Бориса Евсеевича Чертока «Ракеты и люди» с автографом автора. Тогда вышло её первое издание (к 100-летию С.П.

Королёва четырёхтомник «Ракеты и люди» был переиздан, книгу до сих пор можно найти в продаже – profiok.com). Купив книги и договорившись о встрече, я пришел к Борису Евсеевичу.

Достал из портфеля книги, а их было не меньше десятка, и попросил Бориса Евсеевича подписать их, сказав, что таким образом хочу отметить сотрудников. Я не хотел отнимать у него время, думал, что он просто распишется на каждом экземпляре.

Однако Борис Евсеевич, узнав у меня имя каждого сотрудника, которому предназначалась книга, стал спрашивать, над чем конкретно работают эти люди. Сделав соответствующие записи в книгах с адресацией конкретным людям, Черток сказал, что книгу ему удалось написать после того, как в 1992 году он ушел с должности заместителя генерального конструктора: тогда появилось больше свободного времени».

Константин Феоктистов: простота и строгость

Константин Петрович Феоктистов (1926 – 2009) – выдающийся инженер и конструктор космических кораблей и орбитальных станций. Он участвовал в разработке первого искусственного спутника Земли, возглавлял проектирование кораблей «Восток», «Союз», «Прогресс», долговременных орбитальных станций «Салют» и «Мир».

Феоктистов – первый гражданский специалист в космосе, единственный советский космонавт, не состоявший в КПСС. В 1964 году он стал первым конструктором космических кораблей, лично испытавшим свою разработку.

В 1964 году он стал членом первого многоместного экипажа космического корабля «Восток», в котором люди впервые находились без скафандров.

«С Константином Петровичем Феоктистовым мне довелось работать в конце 1970-х годов. – рассказывает Александр Данилкин. – Он был заместителем главного конструктора Ю.П. Семёнова, а наш отдел, возглавляемый Геннадием Александровичем Долгополовым, занимался в том числе разработкой перспективных проектов. Кстати, Г.А.

Долгополов был включён не только в первую группу кандидатов в космонавты-испытатели для участия инженеров ОКБ-1 в испытаниях нового космического корабля «Союз» (эта группа была создана в мае 1966 года), но и в группу инженеров-испытателей (кандидатов в космонавты) для подготовки по программе полётов на Луну (программа Н1-Л3), созданной в августе 1967 года.

Одной из таких работ было проведение проектных исследований по созданию космических электростанций. Первый этап — разработка экспериментальной космической электростанции, в которой мне пришлось непосредственно участвовать. Курировал эти работы в службе главного конструктора Константин Петрович Феоктистов.

Он всегда отличался активной творческой позицией, искал новые технические решения и выдавал исполнителям варианты для технической проработки.

Иногда случалось, что предложенный вариант ещё не успевали проработать в полном объёме, а Константин Петрович уже предлагал новый, считая предыдущий не совсем верным.

Незавершенность начатой проработки подчас вызывала у исполнителей некоторое внутреннее неудовлетворение.

Константин Петрович мог иногда, хотя такое случалось очень редко, сказать исполнителю что-то резкое, если был недоволен качеством или сроками выполнения порученного задания, но мог и извиниться, если чувствовал, что был слишком резок.

Особенно запомнилась его простота в отношениях с сотрудниками. Будучи одним из самых грамотных и выдающихся инженеров на предприятии и занимая высокую должность, Константин Петрович не считал для себя зазорным подойти к специалисту и обсудить с ним возникший технический вопрос.

Вероятно, мнение о его непростом характере сложилось из-за того, что он практически всегда старался отстаивать предлагаемые новые технические решения для перспективных образцов космической техники и научные программы исследований. К Феоктистову хорошо относился и очень его ценил Валентин Петрович Глушко (генеральный конструктор НПО «Энергия» в 1974-1989 гг.

, возглавлял разработку многоразового ракетно-космического комплекса «Энергия – Буран» – profiok.com).

Константин Петрович ушёл с предприятия в 1990 году, перейдя на преподавательскую работу в МВТУ имени Н.Э. Баумана, где проработал до 2005 года. Если бы он продолжил работу на предприятии, то, безусловно, мог бы принести ещё больше пользы как НПО «Энергия», так и отечественной космонавтике в целом».

Пережить лихие 1990-е…

Период 1990-х годов стал очень непростым для отечественной ракетно-космической отрасли – как, впрочем, и для России в целом. Распад СССР, неразбериха периода перестройки, ориентация исключительно на «невидимую руку рынка» – всё это не могло не сказаться на перспективах отечественного ракетостроения.

По мнению Александра Данилкина, в том, что удалось сохранить предприятие в то сложное время, когда наша космическая отрасль переживала не лучшие времена, большая заслуга Юрия Павловича Семёнова. Он был генеральным конструктором НПО «Энергия», а затем РКК «Энергия» имени С.П. Королёва» в 1989–2005 годах.

«Существует мнение, что Семёнов, будучи главным, а затем и генеральным конструктором предприятия, считал основным направлением работ создание долговременных орбитальных станций, а другие направления его не очень интересовали. На самом деле это не так, – пишет Данилкин.

– Действительно, под его руководством предприятие создало и развернуло на околоземной орбите целый ряд долговременных орбитальных станций. Вершиной этого проекта стала, безусловно, орбитальная станция «Мир».

Без этого опыта не удалось бы создать и успешно эксплуатировать уже в течение 16 лет международную космическую станцию.

В то же время Юрий Павлович Семёнов активно занимался и другими направлениями деятельности предприятия: он был техническим руководителем работ по созданию космического корабля «Буран», под его руководством в 1970-е годы велась целая серия научно-исследовательских работ по перспективным космическим проектам. При нём РКК «Энергия» вернулась к созданию автоматических космических аппаратов: созданы и успешно эксплуатируются КА связи «Ямал», были начаты работы по космическому аппарату дистанционного зондирования Земли «Е-star», осуществлён проект «Морской старт» и ряд других проектов».

Статья главного специалиста ЦНИИ машиностроения Александра Данилкина опубликована в журнале «Экономические стратегии» №6-2017 под заголовком «Невозможное возможно».

Источник: http://www.sib-science.info/ru/news/programmy-13112017

Развитие космонавтики. История развития космонавтики в России

Вклад СССР в развитие космонавтики

История развития космонавтики — это рассказ о людях с незаурядным умом, о стремлении понять законы Вселенной и о желании превзойти привычное и возможное. Освоение космического пространства, начавшееся в прошлом веке, подарило миру немало открытий.

Они касаются как объектов далеких галактик, так и вполне земных процессов. Развитие космонавтики способствовало совершенствованию техники, привело к открытиям в самых разных областях знания, от физики до медицины.

Однако процесс этот потребовал немало времени.

Утерянный труд

Развитие космонавтики в России и за рубежом началось задолго до появления первых космических кораблей. Первые научные разработки в этом плане были лишь теоретическими и обосновывали саму возможность полетов в космос.

В нашей стране одним из пионеров космонавтики на кончике пера был Константин Эдуардович Циолковский.

«Один из» — потому что его опередил Николай Иванович Кибальчич, приговоренный к смертной казни за покушение на Александра II и за несколько дней до повешения разработавший проект аппарата, способного доставить человека в космос. Было это в 1881 году, однако проект Кибальчича не был опубликован до 1918.

Сельский учитель

Циолковский, чья статья с теоретическими основами полета в космос вышла в 1903 году, о работе Кибальчича не знал. В то время он преподавал в Калужском училище арифметику и геометрию.

Его известная научная статья «Исследование мировых пространств реактивными приборами» затрагивала возможности использования ракет в космосе. Развитие космонавтики в России, тогда еще царской, началось именно с Циолковского.

Он разработал проект строения ракеты, способной унести человека к звездам, отстаивал идею разнообразия жизни во Вселенной, говорил о необходимости конструирования искусственных спутников и орбитальных станций.

Параллельно теоретическая космонавтика развивалась за рубежом. Однако связей между учеными ни в начале века, ни позже, в 30-е годы, практически не было.

Роберт Годдард, Герман Оберт и Эсно-Пельтри, американец, немец и француз соответственно, трудившиеся над аналогичными проблемами, о работах Циолковского долгое время ничего не знали.

Уже тогда разобщенность народов сказывалась на темпе развития новой отрасли.

Предвоенные годы и Великая Отечественная война

Развитие космонавтики продолжалось в 20-40-х годах силами Газодинамической лаборатории и Групп изучения реактивного движения, а затем Реактивного научно-исследовательского института.

В стенах научных учреждений трудились лучшие инженерные умы страны, в том числе Ф. А. Цандер, М. К. Тихонравов и С. П. Королев.

В лабораториях работали над созданием первых реактивных аппаратов на жидком и твердом топливе, разрабатывалась теоретическая база космонавтики.

В довоенные годы и во время ВОВ проектировались и создавались реактивные двигатели и ракетопланы. В этот период по вполне понятным причинам много внимания уделялось разработке крылатых ракет и неуправляемых реактивных снарядов.

Королев и “Фау-2”

Первую в истории боевую ракету современного типа создали в Германии во время войны под началом Вернера фон Брауна. Тогда V-2, или “Фау-2”, наделала немало бед. После поражения Германии фон Брауна переправили в Америку, где он начал трудиться над новыми проектами, в том числе и над разработкой ракет для полетов в космос.

В 1945 году после окончания войны в Германию для изучения “Фау-2” прибыла группа советских инженеров. Среди них был и Королев. Его назначили главным инженерно-техническим руководителем института «Нордхаузен», сформированного в Германии в этом же году.

Помимо изучения немецких ракет, Королев с коллегами занимался разработкой новых проектов. В 50-х конструкторское бюро под его руководством создало Р-7.

Эта двухступенчатая ракета смогла развить первую космическую скорость и обеспечить вывод на околоземную орбиту многотонных аппаратов.

Этапы развития космонавтики

Преимущество американцев в подготовке аппаратов для освоения космоса, связанное с работой фон Брауна, осталось в прошлом, когда 4 октября 1957 года СССР запустил первый спутник. С этого момента развитие космонавтики пошло быстрее.

В 50-60-х годах проводилось несколько экспериментов с животными. В космосе побывали собаки и обезьяны. В результате ученые собрали бесценную информацию, сделавшую возможным комфортное прибывание в космосе человека.

В начале 1959 года удалось достигнуть второй космической скорости.

Передовое развитие отечественной космонавтики было принято во всем мире, когда в небо отравился Юрий Гагарин. Состоялось это, без преувеличения, великое событие 12 апреля 1961 года. С этого дня началось проникновение человека в безбрежные просторы, окружающие Землю.

Развитие космонавтики далее было сопряжено с усовершенствованием технических возможностей и созданием более комфортных условий для астронавтов. Отметим основные этапы этого процесса:

  • 12 октября 1964 г. — на орбиту вывели аппарат с несколькими людьми на борту (СССР);
  • 18 марта 1965 г. — первый выход человека в открытый космос (СССР);
  • 3 февраля 1966 г. — первая посадка аппарата на Луне (СССР);
  • 24 декабря 1968 г. — первый вывод пилотируемого корабля на орбиту спутника Земли (США);
  • 20 июля 1969 г. — день первой высадки людей на Луне (США);
  • 19 апреля 1971 г. — впервые запущена орбитальная станция (СССР);
  • 17 июля 1975 г. — впервые произошла стыковка двух кораблей (советского и американского);
  • 12 апреля 1981 г. — в космос отправился первый «Спейс Шаттл» (США).

Развитие современной космонавтики

Сегодня освоение космоса продолжается. Успехи прошлого принесли свои плоды — человек уже побывал на Луне и готовится к непосредственному знакомству с Марсом. Однако программы пилотируемых полетов сейчас развиваются меньше, чем проекты автоматических межпланетных станций.

Современное состояние космонавтики таково, что создаваемые аппараты способны передавать на Землю информацию о далеком Сатурне, Юпитере и Плутоне, посещать Меркурий и даже исследовать метеориты.
Параллельно развивается космический туризм. Огромное значение сегодня имеют международные контакты.

Мировое сообщество постепенно приходит к мысли, что великие прорывы и открытия происходят быстрее и чаще, если объединять усилия и возможности разных стран.

Источник: https://FB.ru/article/240360/razvitie-kosmonavtiki-istoriya-razvitiya-kosmonavtiki-v-rossii

Развитие космонавтики

Вклад СССР в развитие космонавтики

Пожалуй, развитие космонавтики берёт своё начало в фантастике: людям всегда хотелось летать — не только в воздухе, но и по бескрайним космическим просторам.

Как только люди убедились, что земная ось не способна налететь на небесный купол и пробить его, самые пытливые умы начали задаваться вопросом — а что же там, выше? Именно в литературе можно встретить немало упоминаний всевозможных способов отрыва от Земли: не только природные явления типа урагана, но и вполне конкретные технические средства — воздушные шары, сверхмощные пушки, ковры-самолёты, ракеты и прочие костюмы-суперджеты. Хотя первым более или менее реалистичным описанием лётного средства можно назвать миф об Икаре и Дедале.

Постепенно из полёта подражательного (то есть полёта, основанного на подражании птицам) человечество перешло к полёту, основанному на математике, логике и законах физики.

Значительная работа авиаторов в лице братьев Райт, Альберта Сантос-Дюмона, Гленна Хаммонда Кёртиса лишь укрепили веру человека в то, что полёт возможен, и рано или поздно холодные мерцающие точки на небе станут ближе, и вот тогда…

Первые упоминания о космонавтике как о науке начались в 30-х годах двадцатого века. Сам термин «космонавтика» появился в названии научного труда Ари Абрамовича Штернфельда «Введение в космонавтику».

На родине, в Польше, его трудами научное сообщество не заинтересовалось, зато интерес проявили в России, куда автор и переехал впоследствии. Позже появились другие теоретические работы и даже первые эксперименты.

Как наука космонавтика сформировалась лишь в середине 20 века. И кто бы что ни говорил, а дорогу в космос открыла наша Родина.

Основоположником космонавтики считается Константин Эдуардович Циолковский. Когда-то он говорил: «Сначала неизбежно идут: мысль, фантазия, сказка, а за ними шествует точный расчет».

Позже, в1883 году, он высказал мысль о возможности использования реактивного движения для создания межпланетных летательных аппаратов.

Но было бы неверно не упомянуть такого человека, как Николай Иванович Кибальчич, который выдвинул саму идею возможности построения ракетного летательного аппарата.

В 1903 году Циолковский публикует научную работу «Исследование мировых пространств реактивными приборами», где он приходит к выводу, что ракеты на жидком топливе могут вывести человека в космос. Расчёты Циолковского показали, что полёты в космос — дело ближайшего будущего.

Чуть позже к работам Циолковского добавились труды зарубежных ракетостроителей: в начале 20-х годов немецкий учёный Герман Оберт также изложил принципы межпланетного полёта. В середине 20-х американец Роберт Годдард начал разрабатывать и построил успешный прототип жидкостного ракетного двигателя.

Труды Циолковского, Оберта и Годдарда стали своеобразным фундаментом, на котором выросло ракетостроение и, позднее, вся космонавтика.

Основная научно-исследовательская деятельность велась в трёх странах: в Германии, США и СССР.

В Советском Союзе исследовательские работы вели Группа изучения реактивного движения (Москва) и Газодинамическая лаборатория (Ленинград). На их базе в 30-х годах был создан Реактивный институт (РНИИ).

В Германии работали такие специалисты, как Йоханнес Винклер и Вернер фон Браун. Их исследования в области реактивных двигателей дали мощный толчок ракетостроению после второй мировой войны. Винклер долго не прожил, а фон Браун переехал в США и долгое время был самым настоящим отцом космической программы Соединённых Штатов.

В России же дело Циолковского продолжил другой великий русский учёный, Сергей Павлович Королёв.

Именно он создал группу изучения реактивного движения и именно в ней создали и успешно запустили первые отечественные ракеты — ГИРД 9 и 10.

О технологиях, людях, ракетах, развитии двигателей и материалов, решённых проблемах и проделанном пути можно написать столько, что статья получится длиннее расстояния от Земли до Марса, так что опустим часть подробностей и перейдём к самой интересной части — практической космонавтике.

4 октября 1957 года человечество совершило первый успешный запуск космического спутника. Впервые творение рук человеческих проникло за пределы земной атмосферы. В этот день весь мир был поражён успехами советской науки и техники.

Что было доступно человечеству в 1957 году из вычислительной техники? Ну, стоит отметить, что в 1950-х в СССР были созданы первые вычислительные машины, а только в 1957 году в США появился первый компьютер на базе транзисторов (а не радиоламп). Ни о каких гига-, мега- и даже килофлопсах речи не шло. Типичный компьютер того времени занимал пару комнат и выдавал «лишь» пару тысяч операций в секунду (ЭВМ Стрела).

Прогресс космической отрасли был колоссален. Всего за несколько лет точность систем управления ракет-носителей и космических аппаратов выросла настолько, что из погрешности в 20-30 км при выводе на орбиту в 1958 году человек сделал шаг в посадку аппарата на Луне в пятикилометровый радиус к середине 60-х.

Дальше — больше: в 1965 году стало возможным передать на Землю фотографии с Марса (а это расстояние в более чем 200 000 000 километров), а уже в 1980 году — с Сатурна (расстояние — 1 500 000 000 километров!). Говоря о Земле — сейчас совокупность технологий позволяет получать актуальную, достоверную и детальную информацию о природных ресурсах и состоянии окружающей среды

Вместе с освоением космоса шло развитие всех «попутных направлений» — космической связи, телевещания, ретрансляции, навигации и так далее.

Спутниковые системы связи стали охватывать практически весь мир, делая возможной двустороннюю оперативную связь с любыми абонентами.

Сейчас спутниковый навигатор есть в любой машине (даже в игрушечной), а ведь тогда существование подобного казалось чем-то невероятным.

Во второй половине 20 века началась эра пилотируемых полётов.

В 1960-1970-х годах советские космонавты продемонстрировали способность человека работать вне космического корабля, а с 1980-1990-х гг люди стали жить и работать в условиях невесомости чуть ли не годами.

Понятное дело, что каждое такое путешествие сопровождалось множеством всевозможных экспериментов — технических, астрономических и так далее.

Огромный вклад в развитие передовых технологий внесли проектирование, создание и использование сложных космических систем.

Автоматические космические аппараты, отправляемые в космос (в том числе к другим планетам), по сути дела, являются роботами, которыми управляют с Земли с помощью радиокоманд.

Необходимость создания надёжных систем для решения подобных задач привела к более полному пониманию проблемы анализа и синтеза сложных технических систем. Сейчас такие системы находят применение как в космических исследованиях, так и во многих других областях человеческой деятельности.

Взять, к примеру, погоду — привычное дело, в мобильных аппсторах для её вывода существуют десятки и даже сотни приложений. Но где с завидной периодичностью брать снимки облачного покрова Земли, не с самой Земли же? 😉 Вот-вот. Сейчас же почти все страны мира для информации о погоде используют космические метеоданные.

. Отслужившие свой срок космические спутники отправляют на «кладбище» — специально выделенная для данной цели «орбита захоронений». Она находится на 200 км выше геостационарной орбиты. По оценкам NASA, количество отработавших спутников превышает 8000.

Не так фантастически, как 30-40 лет назад звучат слова «космическая кузница». В условиях невесомости можно организовать такое производство, какое просто неосуществимо (или не выгодно) разворачивать в условиях земной гравитации.

Например, состояние невесомости можно использовать для получения сверхтонких кристаллов полупроводниковых соединений.

Такие кристаллы найдут применение в электронной промышленности для создания нового класса полупроводниковых приборов.

Картинки из моей статьи о производстве процессоров

В отсутствие гравитации свободно парящий жидкий металл и другие материалы легко деформировать слабыми магнитными полями. Это открывает путь для получения слитков любой наперед заданной формы без их кристаллизации в изложницах, как это делается на Земле. Особенность таких слитков — почти полное отсутствие внутренних напряжений и высокая чистота.

На данный момент во всём мире существует (точнее, функционирует) более десятка космодромов с уникальными наземными автоматизированными комплексами, а также испытательными станциями и всевозможными сложными средствами подготовки к пуску космических аппаратов и ракетоносителей. В России известными на весь мир являются космодромы «Байконур» и «Плесецк», ну и, пожалуй, «Свободный», с которого периодически осуществляются экспериментальные запуски.

В общем… уже сейчас в космосе делается столько всего — иной раз что-нибудь расскажут, не поверишь 🙂

ПОНАЕХАЛИ!

Москва, метро ВДНХ — с какой стороны ни посмотри, а памятник «Покорителям космоса» нельзя не заметить.

Но не многие знают, что в цокольной части 110-метрового монумента находится интереснейший музей космонавтики, в котором можно во всех подробностях узнать об истории науки: там вам и «Белка» со «Стрелкой», и Гагарин с Терешковой, и скафандры космонавтов с луноходами…

В музее находится (выполненный в миниатюре) Центр управления полётами, где можно наблюдать Международную космическую станцию в реальном времени и осуществлять переговоры с экипажем. Интерактивная кабина «Буран» с системой подвижности и панорамным стереоизображением.

Интерактивный познавательный и обучающий класс, выполненный в виде кают. В специальных зонах размещены интерактивные экспонаты, которые включают в себя тренажёры, идентичные тренажёрам в Центре подготовки космонавтов имени Ю. А.

Гагарина: тренажёр транспортного космического корабля сближения и стыковки, виртуальный тренажёр международной космической станции, тренажёр пилота поискового вертолета.

Ну и, конечно же, куда без всяких кино- и фотоматериалов, архивных документов, личных вещей деятелей ракетно-космической отрасли, предметов нумизматики, филателии, филокартии и фалеристики, произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства…

Суровая реальность

Во время написания этой статьи было приятно освежить в памяти историю, но сейчас всё как-то не так оптимистично, что ли — совсем недавно мы были супербизонами и лидерами космического пространства, а сейчас даже спутник вывести на орбиту не можем… Тем не менее, мы живём в очень интересное время — если раньше малейшие технические продвижения шли годами и десятилетиями, то сейчас технологии развиваются значительно стремительней. Взять тот же интернет — ещё не забыты те времена, когда еле-еле открывались WAP-сайты на двухцветных дисплейчиках телефонов, а сейчас мы можем откуда угодно делать на телефоне (в котором и пикселей-то не видно) что угодно. ЧТО УГОДНО. Пожалуй, лучшим завершением данной статьи будет известное выступление американского комика Louis C. K, «Всё превосходно, но все недовольны»:

Если не играет с

Понятное дело, что всей истории космонавтики в одной статье не рассказать… но, благодаря этим ракетам и спутникам, у вас сейчас есть Интернет — на том же ютубе есть огромное количество познавательных видеороликов об этой интересной науке. Выделите как-нибудь пару часов времени, посмотрите — это ОЧЕНЬ интересно. Ну и, конечно же, подписывайтесь на автора Zelenyikot — наш главный космонавт на сайте 🙂

Остальные посты нашего «исторического» спец-проекта:

» В гостях у коммутатора
» Алло, это домофон?
» Анатомия мачты связи
» История развития почты
» Про азбуку Морзе
» История телеграфа
» Спасибо радиофизике
» История появления радио
» LTE в Казани. Универсиада
» LTE в Питере
» LTE в Екатеринбурге
» Краткий обзор LTE-устройств

!important: Статья не претендует на полноту и достоверность всех данных.

Boomburum

Источник

Источник: https://www.pvsm.ru/istoriya-it/44287

Освоение космоса в СССР

Вклад СССР в развитие космонавтики

Одним из наиболее выдающихся достижений советской науки несомненно является освоение космоса в СССР. Подобные разработки велись во многих странах, но реальных успехов смогли добиться в то время лишь СССР и США, опередив другие государства на многие десятилетия.

При этом первые шаги в космосе действительно принадлежат советским людям. Именно в Советском Союзе был осуществлен первый удачный запуск, а также вывод на орбиту ракеты-носителя со спутником ПС-1.

До этого триумфального момента было создано шесть поколений ракет, с помощью которых не удавалось осуществить успешный запуск в космос. И только поколение Р-7 позволило впервые развить первую космическую скорость  8 км/с, позволившую преодолеть силу притяжения и вывести объект на околоземную орбиту.

Первые космические ракеты были переоборудованы из боевых баллистических ракет большой дальности. Они были усовершенствованы, а двигатели форсированы.

Первый успешный запуск искусственного земного спутника произошел 4 октября 1957 года. Однако лишь через десять лет эту дату признали официальным днем провозглашения космической эры.

Первый спутник носил название ПС-1, его запустили с пятого научно-исследовательского полигона, находящегося под юрисдикцией минобороны Союза. Сам по себе этот спутник весил лишь 80 килограмм, а в диаметре он не превышал 60-ти сантиметров.

Этот объект продержался на орбите 92 суток, за это время он преодолел расстояние в 60 млн. километров.

Устройство оснастили четырьмя антеннами, через которые спутник связывался с землей. В состав этого устройства был включен блок электрического питания, аккумуляторы, радиопередатчик, различные датчики, система бортовой электрической автоматики, устройство для терморегулирования. Земли спутник не достиг, он сгорел в земной атмосфере.

Дальнейшее освоение космоса Советским Союзом было, безусловно, успешным. Именно СССР впервые сумел отправить человека в космическое путешествие.

Более того, первый космонавт, Юрий Гагарин, сумел вернуться живым из космоса, благодаря чему он стал национальным героем. Однако впоследствии освоение космоса в СССР, кратко говоря, было сдержанным.

Сказалось отставание в техническом плане и эпоха застоя. Однако успехами, достигнутыми в те времена, Россия продолжает пользоваться по сей день.

Исследования космоса в СССР: факты, результаты

4 октября 1957 г – запуск первого искусственного спутника земли Спутник-1

12 апреля 1961 г — первый полёт человека в космос, Юрий Гагарин.

12 августа 1962 г — совершён первый в мире групповой космический полёт на кораблях Восток-3 и Восток-4.

16 июня 1963 г — совершён первый в мире полёт в космос женщины-космонавта Валентины Терешковой на космическом корабле Восток-6.

12 октября 1964 г — совершил полёт первый в мире многоместный космический корабль Восход-1.

18 марта 1965 г — совершён первый в истории выход человека в открытый космос. Алексей Леонов совершил выход в космос из корабля Восход-2.

30 октября 1967 г — произведена первая стыковка двух беспилотных космических аппаратов «Космос-186» и «Космос-188».

15 сентября 1968 г — первое возвращение космического аппарата Зонд-5 на Землю после облета Луны. На борту находились живые существа: черепахи, плодовые мухи, черви, бактерии.

16 января 1969 г — осуществлена первая стыковка двух пилотируемых космических кораблей Союз-4 и Союз-5.

19 апреля 1971 г — запущена первая орбитальная станция Салют-1.

20 февраля 1986 г — вывод на орбиту базового модуля орбитальной станции Мир

15 ноября 1988 г — первый и единственный космический полёт МТКК «Буран» в автоматическом режиме.

Исследования планет в СССР

4 января 1959 г — станция «Луна-1» прошла на расстоянии 60 тыс. км от поверхности Луны и вышла на гелиоцентрическую орбиту. Она – первый в мире искусственный спутник Солнца.

14 сентября 1959 г — станция «Луна-2» впервые в мире достигла поверхности Луны в районе Моря Ясности.

4 октября 1959 г — запущена автоматическая межпланетная станция «Луна-3», которая впервые в мире сфотографировала невидимую с Земли сторону Луны. Во время полёта впервые в мире был осуществлён гравитационный манёвр.

3 февраля 1966 г — АМС Луна-9 совершила первую в мире мягкую посадку на поверхность Луны, были переданы панорамные снимки Луны.

1 марта 1966 г — станция «Венера-3» впервые достигла поверхности Венеры. Это первый в мире перелёт космического аппарата с Земли на другую планету.3 апреля 1966 г — станция «Луна-10» стала первым искусственным спутником Луны.

24 сентября 1970 г — станция «Луна-16» произвела забор и последующую доставку на Землю образцов лунного грунта. Это первый беспилотный космический аппарат, доставивший на Землю пробы породы с другого космического тела.

17 ноября 1970 — мягкая посадка и начало работы первого в мире полуавтоматического самоходного аппарата  Луноход-1.

15 декабря 1970 г — первая в мире мягкая посадка на поверхность Венеры: «Венера-7».

27 ноября 1971 г — станция «Марс-2» впервые достигла поверхности Марса.

2 декабря 1971 г — первая мягкая посадка АМС «Марс-3» на Марс.

20 октября 1975 г — станция «Венера-9» стала первым искусственным спутником Венеры.

Октябрь 1975 г — мягкая посадка двух космических аппаратов «Венера-9» и «Венера-10» и первые в мире снимки поверхности Венеры.

Советский Союз сделал многое для изучения и освоения космоса. СССР на многие годы опередил другие страны, включая сверхдержаву США.

Источники: antiquehistory.ru, prepbase.ru, bad.ru, ussr.0-ua.com, www.vorcuta.ru, ru.wikipedia.org

Стереотипы о чехах и Чехии в целом

Стереотипы о жизни в Чехии имеют место быть точно так же, как о Корее и корейцах …

Последняя битва Энея

Победив, в честном бою соперника Турна, Эней с полным правом взял в жены Лавинию , дочь …

Наши верные спутники

Многие люди со скептицизмом относятся к существованию потустороннего мира. Не веря в реальность Творца и сверхъестественных существ, они …

Александр Македонский

Александр Македонский – один из величайших полководцев и государственных деятелей древнего мира. Победы македонской армии под командованием Александра …

Фетида

Фетида – дочь Нерея и Дориды, наиболее известная из нереид. Став женой Пелея, Фетида, сама бессмертная, пыталась сделать бессмертными …

Вена

Что же интересного в городе Вена, столице Австрии? На этот вопрос нельзя ответить одним предложением. На самом деле …

Сайт как реклама вашей компании

Предположим, что у вашей компании есть сайт. Программисты наполнили его приличным контентом, а посетителей на сайте все …

Источник: http://objective-news.ru/stranicy-proshlogo/osvoenie-kosmosa-v-sssr.html

ovdmitjb

Add comment