Kievuz

Водный налог: характеристика элементов

Водный налог: плательщики, период, характеристика, элементы, виды

Водный налог: характеристика элементов

Любая организация, промышленное предприятие, ИП и даже физическое лицо может пользоваться водными ресурсами страны в промышленных целях. Водные ресурсы состоят из разных объектов: рек, морей, водохранилищ, подземных вод и даже ледников.

Когда лицо в результате своей деятельности использует водный объект при помощи специальных средств и сооружений, она должно платить за это налог. Основные моменты налогообложения водным налогом рассмотрены далее.

Что такое водный налог

Каждый налог можно отнести к определённому виду, в зависимости от того, в какой бюджет он уплачивается. Любая система налогообложения имеет различные цели, и является инструментом государственного контроля. Какие задачи решает водный налог?

Понятие и суть

Один из прямых ресурсных налогов, водный налог пополняет федеральный бюджет страны с момента своего действия, а именно с начала 5-го года XXI века. Основные элементы налогообложения водным налогом, такие как сроки сдачи отчётности и уплаты, периоды, ставки, коэффициенты, всё это определяется федеральным законодательством, а не муниципальными актами.

Суть водного налога, как части доходов государства, формирующей бюджет, заключается в том, что за использование водных ресурсов страны частные лица и организации должны вносить плату.

Водные объекты являются национальным богатством и достоянием государства, поэтому за пользование ими устанавливаются соответствующие платежи на федеральном уровне.

В собственности муниципалитетов находятся только отдельные мелкие водоёмы, не связанные с крупными водными артериями страны.

Нормативное регулирование

Основы налогообложения плательщиков водного налога заложены в главе 25.2 НК РФ. Кроме Налогового Кодекса (НК) РФ нормативное регулирование водопользования осуществляется следующими актами:

  • Законом № 2395-1 от 21 февраля 1992 года «О недрах»;
  • Водным Кодексом, утверждённым Федеральным Законом № 74-ФЗ от 03.06.2006 года.

Задачи

Предназначение налогов заключается не только в формировании бюджета, но и в регулировании темпов извлечения природного ресурса, запасы которого ограничены. В связи с этим происходит постоянный пересмотр налоговых ставок, устанавливаются повышающие коэффициенты, которые увеличиваются год от года.

Для экономичного использования водного ресурса страны разработана Водная стратегия.

Согласно ей снижение потребления воды решается с помощью установления лимитов, выше которых резко возрастает сумма налога за счёт применения пятикратного размера ставки.

Для тех кто не использует измерительные системы также установлены свои коэффициенты, что делается для побуждения налогоплательщиков установить водяные счётчики.

Объекты и субъекты

Налоговый Кодекс выделяет 4 вида водопользования, которые признаются объектами ВН:

  • водный забор;
  • деятельность гидроэлектростанций;
  • сплав древесных материалов в специальных ёмкостях;
  • использование акватории объекта.

Для каждого из этих объектов установлены свои ставки, свои единицы измерения по ставкам и метод расчёта налоговой базы. Общая сумма водного налога получается путём сложения отдельных расчётов по каждому из этих видов использования вод.

Поскольку вода незаменима для человека во всех видах деятельности, в законе установлен длинный перечень использования водных ресурсов, которые не относятся к числу объектов налогообложения.

Важно установить, для какой цели забирают воду, потому что такие цели, как тушение пожаров, рыбная ловля, санаторно-курортный отдых детей, ветеранов и инвалидов, оборонительные цели не входят в число облагаемых налогом.

Соответствующая пометка должна содержаться в лицензии.

https://www.youtube.com/watch?v=2V8cOIm-Wsg

Основанием для признания субъекта водного налога является наличие деятельности по специальному или особому водопользованию, независимо от того, есть ли у субъекта лицензия. Поэтому это могут быть не только промышленные предприятия, но и любые организации, частные лица в статусе ИП и без него.

Раньше, до вступления в силу нового Водного Кодекса, лицензии выдавались всем водопользователям, поэтому они были обязаны платить налог. Теперь действующий ВК РФ отменил систему лицензирования, а ввёл водопользование на договорной основе. Поэтому лица, действующие в соответствии с его положениями и заключившие договора, вышли из числа субъектов водного налога.

Как только у налогоплательщика заканчивается срок лицензии, он больше не обязан платить водный налог. С этого момента он должен будет осуществлять пользование водным объектом на основе договора, и платить за это платежи, не относящиеся к налогам. Таким образом, происходит постепенная замена водного налога иной системой оплаты за использование вод.

Расчёт и уплата

Налогоплательщики, которые самостоятельно считают плату по водному налогу, должны придерживаться таких правил:

  1. Считать налог отдельно по каждому виду водопользования, поскольку для каждого из них по-своему исчисляется налоговая база:
    • для забора – по объёму;
    • при пользовании акваторией – по площади предоставления;
    • для гидроэлектростанций – по количеству выработанного электричества;
    • для сплава – в виде отношения объёма сплавляемой древесины к расстоянию сплава.
  2. Применение ставок осуществляется вместе с коэффициентом, установленным на каждый год. В 2017 году он равен 1,52.
  3. Расчёт проводится с учётом лимитов, которые должны быть указаны в лицензии налогоплательщика. Водопотребление сверх нормативов облагается пятикратным размером ставки.
  4. Отсутствие у лица измерительных приборов для учёта водопотребления требует применения ещё одного повышающего коэффициента.
  5. Сумма налога округляется до целого значения, так же как и произведение ставки на соответствующий коэффициент.

Что касается уплаты водного налога, то здесь существуют такие главные аспекты:

  1. Период уплаты равен трём месяцам. По окончании квартала, в следующем месяце до 20 числа налогоплательщики должны успеть сдать декларацию и уплатить всю сумму.
  2. Уплата осуществляется по месту расположения объекта в пользовании.
  3. Нулевые показатели водопользования в течение всего налогового периода не освобождают лицо от обязанности сдать декларацию.

Новая форма декларации по водному налогу учитывает все эти особенности расчёта налога.         

Льготы и оптимизация

В системе налогообложения водным налогом существует только один льготный режим, для которого установлена твёрдая налоговая ставка.

Если налогоплательщик осуществляет забор вод с целью снабдить ею население, его можно отнести к категории льготников по водному налогу.

Такой вывод напрашивается при сравнении размеров других ставок и ставки для водоснабжения. Она существенно ниже. На 2017 года ставка равна 107 рублей за 1000 м3 забранной воды.

Для остальных видов особого и специального водопользования, входящих в число объектов водного налога, льготных условий не предусмотрено. Ставки для остальных объектов налогообложения применяются как есть в зависимости от расположения водоёма в том, или ином экономическом районе и вида водного объекта (реки, моря, озёра).

Оптимизация налогов, в том числе водного налога, очень важна, так как она позволяет снизать налоговое бремя и повысить рентабельность всего производства, какой бы деятельностью не занимался налогоплательщик.

Прежде всего, нужно внимательно изучить расчёт налога и определить, можно ли исключить факторы, значительно повышающие суммы выплаты.

Например, можно потратиться на установку водяных счётчиков, а значит не применять больше один из повышающих коэффициентов.

Иногда можно пересмотреть технологию производства и выяснить, от чего зависит объём забора воды, можно ли настолько его снизить, чтобы укладываться в установленные нормативы потребления? Это может значительно снизить сумму водного налога, так как не нужно будет обсчитывать сверхлимитное потребление в пятикратном размере.

Для целей налоговой оптимизации ещё могут применяться судебные или административные способы. Они заключаются в привлечении суда к решению налоговых споров с целью осудить незаконные действия сотрудников налоговых органов или их бездействие, приведшее к образованию задолженности у налогоплательщика.

Расчет и уплата налога на добычу полезных ископаемых, в том числе водного сбора — тема следующего видео:

Источник: http://uriston.com/kommercheskoe-pravo/nalogooblozhenie/vodnyj/chto-eto-kto-i-za-chto-platit.html

Водный налог 2017

Водный налог: характеристика элементов

Деятельность организаций, частных предпринимателей и физических лиц, связанная со специальным и общим водопользованием, в России регулируется двумя нормативными документами: Налоговым и Водным Кодексом. Это означает, что коммерческие структуры должны либо перечислять водный налог, либо вносить по установленным реквизитам арендные платежи.

Сроки сдачи 2-НДФЛ

Разобраться с тем, что облагается бюджетными обязательствами, непросто из-за хитросплетений законодательства. Даже опытный бухгалтер порой задается вопросом: «Водный налог – какой налог?».

До 2005 года организации и физлица, использовавшие водные объекты, обязательно получали лицензию и платили налог в установленном размере. С 2007 года в силу вступил Водный Кодекс, отменивший разрешительную документацию и заменивший налог арендными обязательствами.

Организации, физлица и ИП остаются «водными» налогоплательщиками до тех пор, пока не истечет срок их лицензии. Когда это случится, они должны будут заключить договор аренды с властями и перечислять прописанные в нем суммы по другим реквизитам.

Общая характеристика водного налога

Плательщиками налога являются предприятия и физлица, осуществляющие деятельность, связанную с использованием наземных или подземных водных ресурсов. К числу первых относятся те, кто работает на реках, озерах, водохранилищах, ледниках, болотах и иных естественных или искусственных объектах. Вторые эксплуатируют подземные источники и водные горизонты.

Разница в способе использования ресурсов влияет на характер «платы» за них. Первая категория пользователей ранее получала лицензии, выдача которых была приостановлена после 2007 года. Сегодня они являются плательщиками налога лишь в случае, если срок действия разрешительного документа не истек. Если он прекратился, то фискальные обязательства заменяют арендные перечисления.

Для второй категории пользователей остается актуален водный налог по НК РФ. Их деятельность по-прежнему подлежит лицензированию. Допустимый характер использования объектов, их границы и параметры определяются законодательством о недрах.

Основные элементы водного налога

Как любое бюджетное обязательство, водный налог характеризуется набором элементов. В их число входит следующее:

  • Плательщики – описанные выше категории физлиц, частных предпринимателей и организаций.
  • Объект налогообложения. Это факт, присутствие которого обязывает субъект исполнять бюджетные обязательства. В конкретном случае это деятельность по лицензии, связанная с использованием водных ресурсов.
  • Налоговый период. Это отрезок времени, за который рассчитывается и уплачивается бюджетное обязательство. Он равен кварталу.
  • Налоговая база. Это произведение количества забранной воды, выработанной электроэнергии или числа единиц используемой площади водной акватории на ставку, применимую к конкретной ситуации.
  • Ставка налога. Определяется в зависимости от вида деятельности хозяйствующего субъекта, экономического района и используемого водоема. Ставки перечислены в ст. 333.12 НК РФ.

Элементы водного налога сложны в понимании и трактовке из-за высокой вариативности. Способ исчисления налоговой базы зависит от того, вода какого объекта используется и в каких целях.

Дополнительно существует система поправочных коэффициентов, устанавливаемых федеральными властями.

Они учитывают инфляцию, превышение или непревышение лимитов забора по конкретному водоему, факт дальнейшей перепродажи воды и другие нюансы.

ЕНВД: сроки сдачи и уплаты

Водный налог: прямой или косвенный?

Водный налог относится к категории прямых, т.е. таких бюджетных обязательств, которые уплачиваются физическими и юридическими лицами с имущества или дохода.

Объектами налога, с которых перечисляются денежные средства в бюджет, признаются:

  • забор воды из рек, озер и иных объектов;
  • использование установленной площади в рамках водоема;
  • лесосплав по водным акваториям;
  • использование водных ресурсов в целях получения гидроэнергии.

Являясь прямым налогом, водный сбор обладает следующими характеристиками:

  • Обязательность – платежи взимаются независимо от воли экономического субъекта.
  • Непосредственность – налоговое бремя несет сам владелец ресурсов.
  • Расчетность – существует четкая формула, позволяющая исчислить сумму обязательства.
  • Декларированность – порядок расчета бюджетных обязательств отражается в подаваемых регулярно декларациях.

Водный налог 2017 – прямой сбор, плательщики и правила расчета которого четко обозначены в законодательстве. Система льгот по нему не предусмотрена.

Куда перечислять водные обязательства?

Водный налог – это федеральный налог, который должен уплачиваться в сроки, установленные Налоговым Кодексом – не позднее 20-го числа месяца, следующего за кварталом.

Налог необходимо перечислять в бюджет того субъекта, в котором находится водный объект, эксплуатируемый по лицензии, т.е. по месту фактического водопользования. Реквизиты ИФНС, которой подконтрольна конкретная территория, можно посмотреть на ее официальном сайте или взять в отделении.

КБК для водного налога – 182 1 07 03000 01 1000 110. Если вы уплачиваете пени, замените седьмую и шестую цифры на «21», если штраф – на «30».

Порядок заполнения платежного поручения такой же, как и для прочих налогов. В поле «Статус плательщика» компания ставит «01», т.к. рассчитывается с бюджетом по собственным обязательствам. В поле «Налоговый период» проставляется номер квартала, за который гасятся обязательства. Очередность платежа – «05».

Важно! Необходимо указать КПП и ОКТМО для той ИФНС, куда платится налог, т.е. для инспекции по месту водопользования.

Водный налог – в какой бюджет зачисляется?

Водный налог относится к федеральным обязательствам и действует на территории всей страны. Региональные нормативно-правовые акты, регулирующие порядок его расчета, уплаты или администрирования, не могут противоречить федеральным законам, в частности – Налоговому Кодексу.

Крым не является исключением с точки зрения водных обязательств. С 2015 года физические лица, ИП и организации, действующие на его территории, перечисляют налог по тем же ставкам и в том же порядке, что и жители остальных частей России.

Согласно статье 50 Бюджетного Кодекса, поступления от взимания водного налога в объеме 2/5 зачисляются в федеральный бюджет. 3/5 полученных средств направляется в субъект, на территории которого расположен конкретный водоем.

Водный налог имеет безусловную важность для экономики: он обеспечил рост фискальных поступлений в государственную казну. Второе его значение – экологическое. Он призван стимулировать компании и физических лиц использовать водные ресурсы рационально и не нарушать установленные лимиты, установленные по каждому природному объекту.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://raszp.ru/nalogi/vodnyy-nalog-2017.html

ovdmitjb

Add comment