Kievuz

Возрастные кризисы

Возрастные кризисы взрослой жизни

Возрастные кризисы

По завершении подросткового кризиса ребенок взрослеет и в его жизни наступает новый этап, когда он становится самостоятельным, принимает решения, берет ответственность за то, что делает.

Однако на этом возрастные кризисы не заканчиваются, но становятся менее острыми и более редкими.

Следующий сложный период происходит в возрасте 16-20 лет, формируя становление личности, открывая новые возможности и горизонты.

Перечислим периоды кризисов среднего возраста:

  • 16-20 лет, юность, определение жизненного пути;
  • 30 лет, начало зрелости, переосмысление целей;
  • 40-45 лет, зрелость, страх одиночества, новые интересы и увлечения;
  • 60-70 лет, старость, подведение итогов жизни.

В целом кризисы средних лет проходят более спокойно и гладко, но не у всех все одинаково, и для кого-то именно они могут быть тяжелее предыдущих. Кому-то удается разрешить проблемы самостоятельно, а кто-то обращается к психологу. В любом случае, главное, чтобы кризис прошел эффективно и человек приобрел новые смыслы, и правильно расставил приоритеты.

О возрастных кризисах: от новорожденного до подростка

Юность: 16-20 лет

Человек считается взрослым и стремится доказать себе и не только, что он чего-то стоит. Естественно, у каждого свой путь и свои планы на будущее. У многих именно в это время начинается по-настоящему взрослая жизнь, которая подразумевает личную ответственность. Это может быть армия, учеба в университете, первая работа или даже брак.

Именно в этот период у молодых людей появляются новые возможности и надежды на реализацию планов. Мудрые родители понимают, что надо свести к минимуму влияние на решения своих детей и постепенно полностью переложить ответственность за их поступки на них самих. Теперь цели должны приобрести четкость и ясность, а юношам и девушкам необходимо определиться со средствами и формами их достижения.

К тому же это возраст, когда появляется первый опыт серьезных отношений, у одних это брак, у других романтические встречи и общение. Именно сейчас окончательно формируется гендерная модель поведения, реализуются заложенные ранее роли и стереотипы поведения мужчины или женщины.

От того, насколько успешно будет пройден кризис, зависит, по сути, практически вся жизнь человека. Таким образом, в юности должны быть сформированы следующие новообразования психики:

  • внутренняя устойчивость;
  • определение целей и стремление их достичь;
  • четкие модели полового поведения с положительной обратной связью.

В противном случае, если этого не происходит, человек остается на прежнем уровне развития, своего рода подростком, который физически повзрослел, но не может определиться с тем, чего он хочет, его тревожат неясность целей и неопределенность ожиданий. Это чревато тем, что человек может так и остаться на этом уровне, и всю жизнь находиться в «подвешенном состоянии», вечном поиске себя и действует под влиянием других людей или обстоятельств.

Распространенным запросом, с которым обращаются юноши и девушки 16-20 лет, на прием к психологу являются сомнения в правильности выбранного пути. Очень часто случается, что после окончания школы выпускники психологически не готовы для определения дальнейшего пути.

Вуз или колледж, факультет или профессия порой выбираются за компанию, под давлением авторитетных взрослых или просто потому, что на специальность легче поступить.

А потом начинаются бесконечные сомнения, страх, что родители не поймут ухода из университета, ужас и тревога перед необходимостью решить, как же жить дальше.

Также бывают случаи обращения за помощью студентов, которые, привыкнув за 11 лет к стабильному кругу школьного общения, испытывали значительные сложности в построении новых отношений.

И здесь речь опять идет о выборе, о возможности решить, с кем дружить, а с кем – нет, к кому стоит подойти за дружеским советом, а от кого – держаться подальше… Очень часто усложняет ситуацию, не удачно пройденный подростковый кризис.

Любовь и первые разочарования, отношения с противоположным полом или их отсутствие тоже часто мучают молодых людей. Наши психологи помогают решать любую важную проблему юношеского возраста, что дает клиентам возможность успешно пройти через кризис.

Начало зрелости: 30 лет

В этом возрасте человек уже успокаивается, получив максимум эмоций от бурного периода молодости, начинает смотреть на жизнь более трезво, на первый план выходят покой и стабильность. Одни начинают заниматься карьерой, другие строят семьи, третьи снова ищут интересное для себя занятие, которому готовы посвятить жизнь.

К тому же для многих 30 лет – это возраст, когда человек задумывается о том, что он может передать своим детям и последующим поколениям, так сказать, оставить после себя. Именно по этой причине кто-то начинает заниматься творчеством или бизнесом, посвящает максимум времени освоению новых знаний, работе над «делом жизни».

Результатом успешного прохождения кризиса 30 лет должна стать целеустремленность и продуктивность. Так, должен закончиться очередной переломный этап становления. Иначе происходит обратный процесс – регресс во всех смыслах, обеднение личной жизни, невозможность двигаться вперед.

Самые частые вопросы, с которыми обращаются наши клиенты в период кризиса среднего возраста – отношения и карьера.

Люди, между 28 и 35 годами нередко приходят на профориентацию, причем многие из них с уверенностью, что они уникальны в своих метаниях.

«Наверное, я один у вас такой, который в 30 лет не знает, куда ему податься и что делать», – с такой фразой перешагнул порог кабинета психолога Игорь, менеджер среднего звена, который не хотел больше заниматься нелюбимым делом.

Брак и рождение детей, точнее – их отсутствие, часто волнуют женщин. В этот период уже гораздо больше ценятся стабильность и покой семейного очага, а не яркость бесконечных романов.

Когда есть желание завести семью, а очередные отношения закончились крахом, это становится толчком к тому, чтобы задать вопросы: «Что со мной не так? Почему союзы с разными партнерами заканчиваются одинаково?» Порой только совместная работа с психологом может дать ответы и изменить ситуацию.

В таком путешествии по собственной личности психолог будет надежным проводником и помощником. Бывает и так, что кризис среднего возраста обостряет проблемы, которые зародились ранее в не пройденные кризисы юношества и подросткового периода. Тогда уже перед взрослым мужчиной или женщиной особенно остро встают вопросы самоопределения.

Зрелость: 40-45 лет

Человек утрачивает молодость и силы, появляются седые волосы и морщины, проблемы со здоровьем. Впереди ждет старость и смерть, зачастую именно так видится будущее в этом возрасте. Человек начинает борьбу с тем, чего боится. Это время любовных приключений и первых прыжков с парашютом, погружения в работу или религию. Каждый ищет свое спасение и находит его в совершенно разных вещах.

В связи с этим у многих рушатся семьи, возникает непонимание. Оно обостряется тем, что в этот период дети, если живут с родителями, уже не так сильно нуждаются в них и постепенно отдаляются.

Кризис становится пусковым механизмом для переоценки отношений в паре, что может привести к необдуманному разводу.

Семейный психолог поможет супругам разобраться с обидами, научиться быть вместе, учитывая интересы друг друга.

Часто в кризис зрелости возникает страх прожить остаток лет впустую, На консультациях с психологом такие люди поднимают не только вопросы отношений и самореализации, но и более глобальные: смысл жизни, отношение к смерти, ощущение одиночества и пустоты.

На развитие событий в этот период влияет то, насколько человек самореализован, уверен в себе, чего достиг, какие ценности поставил в приоритет и какие планы на будущее еще собирается осуществить. Также тут особенно важной становится эмоциональная гибкость, понимание того, что происходит переход на другой уровень жизни.

Однако пережив кризис 40 лет, и найдя новые смыслы и ценности, человек может еще многого достигнуть, реализовать творческий потенциал, обзавестись новыми связями для делового и личного общения. При ином исходе, он действительно обречен на одиночество и непонимание.

Старость: 60-70 лет

В таком солидном возрасте люди чаще всего выходят на пенсию, и такая жизненная перемена приводит к тому, что перед ними встает вопрос, что делать, чем же теперь заняться.

Человек понимает, что он больше не находится в круговороте событий: дети давно выросли, у кого-то и внуки тоже, здоровье уже не то, некоторые друзья, возможно, уже умерли.

В такой ситуации человек теряет смысл и надежду на насыщенную полную жизнь, что может привести к отчаянию и депрессии.

Поэтому для людей пожилого возраста особенное значение имеет общение с близкими и знакомыми, моральная поддержка. Им необходимо внимание и забота детей и внуков или близких, с которыми общаются. Важно ощущение значимости и нужности.

К тому же 60 лет – время подведения итогов, когда человек оглядывается на прошлое и видит, что он успел сделать, что получилось, а что так и не удалось.

Тут и встает вопрос: «доволен ли я прожитым и достигнутым?» При положительном ответе будет чувство осуществления планов, завершенности жизненного пути, как итог – удовлетворенность и целостность личности, которая подразумевает размеренную и спокойную старость.

При отрицательном ответе на вопрос о том, доволен ли человек прожитой жизнью, возникнет ощущение незавершенности и невозможности уже что-то сделать. Это приведет к отчаянию и депрессивным состояниям. Кризису 60 лет зачастую не уделяют внимания, а ведь именно он провоцирует людей этого возраста на суицид и попытки суицида.

Если вы сами являетесь представителем этой возрастной группы, при возникновении ощущения одиночества и бессмысленности, обращайтесь к профессиональному психологу, который поможет иначе взглянуть на прожитую жизнь, найти новые смыслы, приобрести новые интересы и понять, что жизнь насыщена прекрасными моментами и событиями.

Будьте внимательны к пожилым родителям и знакомым людям, проявляйте заботу и понимание! У вас займет не так уж много времени на звонок по телефону или визит раз в неделю, а для них это итог жизни и признание заслуг!

В целом каждый кризис переживается по-своему, и у разных людей проходит в различной форме, у одних – относительно гладко, у других – бурно и тяжело, значительно могут меняться и возрастные рамки. Но эти закономерные процессы развития позволяют адаптироваться к окружающему миру, создать гармоничные отношения и найти себя на новом этапе жизни, наполнить жизнь радостью и целями.

Источник: https://fidem.spb.ru/teoriya_uspeha/vozrastnye-krizisy-vzrosloy-zhizni/

Возрастные кризисы — это что такое

Возрастные кризисы

Возрастной кризис – это переходный этап между возрастами человека, характеризующийся сменой ведущей деятельности и социальной ситуации развития. Кризисные периоды – неотъемлемый этап взросления. Каждый человек проходит несколько таких этапов в своей жизни.

Суть возрастного кризиса

Кризис дословно переводится как «разделение дорог». В китайском языке оно пишется двумя иероглифами, один означает «опасность», а второй – «возможность». На мой взгляд, это самая лаконичная и точная трактовка. Именно в кризисы, в том числе возрастные, происходит активное развитие личности либо же ее «слом» при неудачном исходе периода.

Термин «возрастной кризис» ввел в обиход отечественный психолог Л. С. Выготский. У каждого возраста существуют определенные нормы, на которые ориентируются психологи. Они помогают отслеживать нормальность развития человека.

Эти же нормы интеллектуального, эмоционального, психофизического и личностного развития называются задачами возрастного развития. Период кризиса и есть период выполнения этих задач, интенсивных психофизиологических изменений.

Каждый человек проходит через возрастные кризисы, но вот форма выражения, интенсивность и длительность варьируются в зависимости от социально-экономического положения человека, условий развития, индивидуально-личностных особенностей.

Несмотря на это, все же существуют две точки зрения на нормативность/ненормативность возрастных кризисов:

  • Одни психологи (Фрейд, Выготский, Эриксон) считают такие переходы неотъемлемой частью развития.
  • Другие исследователи (Рубинштейн, Запорожец) рассматривают их как вариант индивидуальных девиаций.

Основные кризисы

В психологии принято выделять такие возрастные кризисы:

Кризис новорожденности, трех лет и подростковый относят к большим кризисам. На них приходится перестройка отношений ребенка и общества. Остальные кризисы относятся к малым. Они менее заметны внешне и характеризуются нарастанием самостоятельности и умений. Однако на момент любого кризиса дети отличаются негативизмом, непослушанием, упрямством.

На взрослую жизнь, как мы видим, приходится 4 кризиса:

  • Кризис молодости сопровождается становлением и самоутверждением человека в основных сферах жизни, отношениях (работа, семья, любовь, дружба).
  • На этапе кризиса зрелости человек анализирует свои успехи, соответствие планов и достижений. Последующие лет десять он закрепляет или меняет результат.
  • Кризис среднего возраста сопровождается осознанием упадка сил, красоты, здоровья, увеличения дистанции с выросшими детьми. Нередко человека охватывает депрессия, чувство усталости от рутины, печаль от мысли, что ничего лучше уже не будет.
  • Поздняя зрелость сопровождается стабилизацией предыдущего состояния, постепенным отходом от социальной и трудовой деятельности.
  • На этапе ранней старости человек осмысливает свою жизнь и либо признает ее уникальной и неповторимой, либо понимает, что она прошла зря.
  • На этапе старости человек переосмысливает свое профессиональное «Я», смиряется с неизбежным ухудшением здоровья и старением тела, избавляется от самоозабоченности. Это этап активного принятия естественного окончания жизни.

Стоит отметить, что детские кризисы (первые шесть) изучены гораздо больше, нежели кризисы взрослости, среднего возраста и старости. Последние чаще рассматриваются в характере индивидуального течения, хотя они так же во многом обусловлены возрастными изменениями.

Фазы кризиса

Л. С. Выготский выделил 3 фазы кризиса: предкритическую, критическую, посткритическую.

  1. Предкритическая фаза характеризуется возникшим и осознающимся самим человеком противоречием между сложившимися внешними условиями и его отношением к этим условиям. Человек начинает видеть образ более притягательного для него будущего, но реальных путей воплощения этого сценария пока не видит.
  2. На критическом этапе возникает максимальное напряжение в противоречии, оно достигает пика. Сначала человек старается повторить самые общие представления об увиденном идеале. Например, подростки с легкостью перенимают привычку курить или ругаться матом, думая, что это делает их частью взрослого, столь желанного и нового, открывшегося в перспективе мира. Позже осознаются внешние и внутренние преграды, стоящие на пути к другим компонентам нового мира. Если от внешних избавиться более или менее просто, то осознание нехватки внутренних ресурсов толкает на освоение новой деятельности (в примере с подростками – выбор профессии, подработка). В завершение человек сравнивает, насколько ему удалось приблизиться к увиденному идеалу.
  3. На посткритической фазе противоречие разрешается, личность выстраивает новые гармоничные отношения с миром. Если результаты предшествующей рефлексии устраивают, то личность окончательно переводит воображаемое в реальное, иное в свое.

Особенности преодоления кризиса

Никто не может избавить человека от прохождения кризиса. Преодолеть все трудности и найти новый баланс должен сам человек. Но процессом кризиса можно управлять и направлять. В этом и заключается помощь извне – научить человека управлять собственным кризисом, видеть и использовать возможности, грамотно обходя опасности (невротизация, зависимости и другие девиации).

Кризис – это всегда выбор. Человек понимает, какая именно задача стоит перед ним, что именно он не может делать привычными средствами, но ему еще предстоит выбрать новые инструменты. Каждый кризис побуждает человека к поискам идентичности.

Особый интерес в рамках личностного развития представляет собой теория возрастных кризисов Э. Эриксона, хоть этапы и отличаются от названных ранее. Автор выделил следующие ступени возрастных переходов и выборов:

  • Первый год жизни. От того, насколько удовлетворены потребности ребенка, зависит доверие/недоверие ребенка в будущем ко всему миру.
  • Первый опыт самообслуживания. Если родители помогают ребенку, логичны и последовательны в контроле, то у ребенка развивается автономия. Если же родители проявляют нестабильный или чрезмерный контроль, то у ребенка развиваются страхи относительно контроля над своим телом и чувство стыда.
  • Самоутверждение ребенка (3-6 лет). Если самостоятельность ребенка поддерживают, то он растет инициативным. В противном случае – покорным и с выраженным чувством вины.
  • Школьный возраст. Ребенок либо развивает вкус к деятельности (труду), либо теряет интерес к собственному будущему, испытывает чувство неполноценности в отношении собственного статуса и имеющихся у него средств.
  • Подростковая идентичность. От успешности усвоения подростком ролей и выбора референтной группы зависит его дальнейшая профессиональная и личная жизнь.
  • Кризис взрослости сопровождается поиском близости с одним человеком. Если личность не может успешно решить задачу совмещения работы и семьи, то оказывается изолирована и замкнута на самой себе.
  • Кризис среднего возраста базируется на проблеме продолжения рода и его сохранении. Просыпается особый интерес к воспитанию всего нового поколения и своих детей. Человек продуктивен и активен во всех сферах жизни, в противном случае постепенно ухудшаются межличностные отношения.
  • Кризис старости, разрешение которого зависит от оценки пройденного пути. Если человек может свести все стороны своей жизни в одно целое, то он достойно проживает старость. Если же сложить цельную картину не удается, то человек испытывает страх перед смертью и невозможностью начать все сначала.

Это не единственная концепция и классификация возрастных кризисов. Их гораздо больше, но все авторы сходятся в одном:

  • кризис затрудняет движение и развитие;
  • при этом он создает возможности и побуждает к раскрытию внутреннего потенциала личности.

Каждый кризис заканчивается формированием конкретного новообразования. Неуспешное прохождение кризиса чревато застреванием на каком-либо этапе, развитием искаженного новообразования и (или) компенсаторного механизма.

В условиях кризиса разрушение старого уклада жизни и приобретение нового происходит только путем революции. Именно поэтому кризисы всегда переворачивают внутренний мир человека. Таким образом, в момент кризиса и после его прохождения происходят изменения в сознании и деятельности человека, взаимоотношениях с миром.

Помощь психолога

При преодолении кризиса нередко оказывается нужна помощь психолога. Психологическая помощь всегда носит индивидуальный характер. То есть анализируется конкретный случай, общих советов быть не может.

Как правило, назначается психокоррекция для детей и консультациях для подростков и взрослых. Кроме бесед в отношении детей применяется арт-терапия и сказкотерапия. Подросткам иногда оказывается групповая психотерапевтическая помощь. Взрослым показаны тренинги, пожилым людям – групповая психотерапия. В отдельных случаях в каждом возрасте возможно семейное консультирование.

Тяжелее кризис переносят, а значит и чаще нуждаются в поддержке, люди:

  • с внутренней дисгармонией и элементами инфантилизма в поведении;
  • с акцентуациями характера;
  • несамостоятельные в принятии решений;
  • отличающиеся внешним локусом контроля (обвинение в неудачах окружения);
  • с восприятием кризиса как тупиковой ситуации, прерывающей жизнь, а не как возможности для роста.

Важно воспринимать кризис как трудную, но преодолимую ситуацию, требующую большой ответственности и обеспечивающей личностное развитие при успешном ее прохождении. Цель прохождения кризиса – научиться принимать нового себя с позиции позитивного мышления.

Источник: https://psychologist.tips/1781-vozrastnye-krizisy-eto-chto-takoe.html

Основные характеристики возрастных кризисов в жизни человека

Возрастные кризисы

Возрастные кризисы личности – чередующиеся, временные проявления изменения психологического отношения человека к окружающей действительности, в зависимости от возрастного периода.

Как правило, подобного рода явления носят негативный характер, что может способствовать стимулированию не только стрессового воздействия на психику человека, но и развитию некоторых психопатологических состояний и расстройств, например – состояния тревоги, фобий, депрессивноподобным расстройствам и так далее.

В некоторых случаях, для предупреждения развития патологических состояний необходимо вмешательство специалиста с вменением в состояние помощи медикаментозных средств.

Однако, стоит отметить, что возрастные кризисы личности – явление физиологически нормальное, которое возникает у преобладающего количества людей и способствует для непосредственного развития личности, что обусловлено сменой жизненных ценностей.

Но не все психологи и психотерапевты согласятся с таким утверждением, некоторые из них вполне уверенно считают, что появление возрастных кризисов у мужчин и женщин, есть процесс патологический, обусловленный рядом этиологических причин и зависимостей. И это нужно обязательно лечить, как любое психическое отклонение или расстройство.

Сила проявления и период возрастных кризисов всегда различны, хотя и присутствует некая привязка к определенному возрасту. Однако она является довольно условной, поскольку только индивидуальные особенности человека, окружающие социальные и микросоциальные факторы, носят решающий характер.

В отечественной психотерапии, не последнюю роль играют исследования Л. С. Выготского, который не рассматривал возрастной кризис как патологию.

Он считал, что плавный переход в очередной возрастной кризис, особенно в детском возрасте, способствует формированию более сильной личности, обладающей волевым сопротивлением к негативным проявлениям окружающей среды.

Однако, такой феномен уместен при условии не только плавного появления кризисного периода, но корректного отношения окружающих, или специалистов психологов, если необходимо их вмешательство.

Кроме того, по мнению Л. С. Выготского, резкий скачок в фазу кризиса и благополучное его преодоление способствует образованию нового витка характера в психологии человека ¬– факторов, способствующих придать некоторую описательную характеристику индивиду.

Некоторые особенности возрастного кризиса

Возрастные кризисы личности имеют достаточное решающее значение именно в детском возрасте, поскольку в этот возрастной период происходит формирование человеческого характера, его взаимоотношения с социумом и волевые характеристики. По это же причине, наиболее количество последовательных кризисных вспышек приходится на возрастной период детства и ранней юности, когда эпизоды носят довольно бурный характер.

В целом возрастные кризисы у детей длятся недолго, как правило, несколько месяцев и, только в особо запущенных случаях, при определенном стечении сопутствующих обстоятельств, затягиваются на пару лет.

Для ребенка всегда характерны резкая смена отношения к себе, своим родителям и окружающей обстановке.

Границы детских кризисов всегда нечеткие и крайне размытые, переход всегда будет плавным, однако середина кризисного периода всегда характеризуется резким эмоциональным всплеском и раскачиванием аффекта.

Внешне детский возрастной кризис проявляется сильными трудностями в воспитании, непослушанием, появлением вредных привычек, иногда – асоциальным поведением. Как правило, такую картину всегда дополняют снижение успеваемости в школе и ярким проявлением внутренних переживаний, зацикливанием на каких-либо проблемах, которые, по сути, не могут являться чем-то значимым.

Характерной особенностью возрастных кризисов, как в детском, так и более старшем возрасте, является спонтанное возникновение, так называемых новообразований в характере индивида, которые определяют его отношение к различным окружающим факторам.

Следует отметить, что такие новообразования носят ярко выраженный временный характер, быстро появляются и также быстро исчезают, давая возможность появиться следующим.

Словом, не каждое новообразование в личности закрепляется в чертах характера индивида, а только те, которые наиболее прочно, по разным причинам, задерживаются в сознании.

Те, которые приносят положительный эффект и эйфорию своему хозяину, благодаря которым человек понимает, что способен получиться некоторую пользу и удовольствие. Хотя зачастую это осознание полезности является глубоко субъективным и не сочетается с нормами общепринятой морали.

Д. Б. Эльконин сделал попытку несколько материализовать причинность проявления кризисного состояния, связанного с возрастом. Он утверждает, что причина появления кризиса заключается в конфликте между устоявшимися пониманиями человека, возникшими в предыдущий кризису период, и новыми факторами, которые постепенно появляются в жизни.

Критическая точка такого конфликта, когда накопленные в настоящем познания и осознания достигают своего максимального количества, обуславливает развитие кризисных признаков. С такими высказываниями сложно не согласится, ведь понятие «возрастной» обязательно предусматривает динамику, в данном случае связанную с количеством прожитых лет.

Возраст, связанный с появлением кризисов

Современная практическая психология владеет достаточным опытом, чтобы сделать попытку ранжирования возрастных кризисов в зависимости от количества прожитого времени.

Кризис новорожденных.

Несмотря на недостаточные возможности проявления вербальных и моторных недовольств, даже в столь маленьком возрасте человеку свойственно некоторое осознание кризисной ситуации, которая возникла по причине условий жизни и адаптации к новым условиям существования. Многие психологи утверждают, что кризис новорожденных является едва ли не самым тяжелым из всего набора подобного рода кризисов;

Кризис первого года жизни. Этот период очень значим для человека, в первую очередь тем, что появляется возможность вербально излагать свои требования, причем на общем фоне невербальных проявлений аффективных признаков;

Кризис третьего года жизни. Характеризуется формированием и первыми проявления самостоятельности.

Появляется стремление к формированию новых способов общения с взрослыми, появление контактов с другими представителями окружающего социума – своих ровесников, воспитателей в детском саду и так далее.

Для ребенка открывается новый мир непознанных ранее возможностей, которые достаточно эффективно вносят свои коррективы в возможное развитие стрессовых факторов.

Л. С. Выготский выделяет несколько основных признаков кризиса трехлетнего возраста, которые присущи любому здоровому в физиологическом и психическом плане, ребенку. Главным из таких признаков является – негативизм к просьбам окружающих о выполнении какого-либо действия, который внешне проявляется выполнением с точностью до наоборот.

Первые признаки упрямства начинаются проявляться именно в этом возрасте – ребенок впервые знакомится с ситуацией, когда не все может быть сделано так, как бы ему хотелось и как он считает правильным.

Тенденция к проявлению самостоятельности, также имеет быть у любого ребенка в возрасте около трех лет. Этому можно было бы дать положительную оценку, если бы ребенок мог объективно оценивать свои возможности. Но, зачастую, это невозможно, поэтому переоценивание его возможностей и возникшая, в результате его неправильных действий, ситуация, приводит к конфликту.

Кризис семилетнего возраста. Более правильно этот кризис было назвать школьным, поскольку его проявлению способствует начало школьной деятельности человека.

Кроме того, что учебный процесс заставляет концентрироваться на получении новых знаний, обрастать новыми социальными контактами, знакомиться с позициями своих сверстников, у которых, как оказалось, есть свои взгляды на происходящее вокруг, школьный кризис начинает формировать истинную волю человека, опираясь на его генетически заложенный потенциал. Таким образом, именно благодаря школе у человека формируется понятие либо о своей неполноценности, пониженной самооценке, недостаточном уровне интеллекта, либо – наоборот, повышенного чувства собственной значимости, эгоизма, непреодолимого чувства собственной компетентности и социальной значимости.

Преобладающее число всех школьников занимают одну из двух указанных крайностей и только немногие, благодаря своим генным задаткам и воспитанию, способны занять нейтральное, срединное положения, которое позволяет учиться на ошибках других.

Такие дети, как правило, обладают высоким уровнем интеллекта, на фоне демонстративной неработоспособности, иначе – лености.

Причина тому весьма проста – существует возможность использования своих, более слабых эмоциями, зависимостями и умом, сверстников.

Кроме того, в этот период впервые в жизни начинает формироваться внутренняя жизнь ребенка, что накладывает смысловой отпечаток на характер его поведения. Маленький человек постепенно начинает пользоваться возможностью обдумывать возможные последствия своих решений, таким образом, его физическая деятельность начинает обретать интеллектуальную подоплеку;

Кризис возраста от 11 до 15 лет. Следующий важнейший стрессовый период в жизни человека, на этот раз, связанный с половым созреванием.

Такая ситуация открывает новые возможности и новые зависимости, которые могут преобладать над старыми стереотипами, причем настолько, что полностью их перекрывают. Этот период еще называют переходным или пубертатным кризисом.

Это первая возможность, позволяющая взглянуть на противоположный пол через гормональную призму желаний и удовольствий, а не как на обычных сверстников.

Половое влечение способствует формированию своего эго – в это время подростки начинают обращать внимание на свою внешность, прислушиваться к словам более опытных юношей и девушек.

Постоянное стремление быть взрослым или казаться им, часто приводит к конфликту с родителями, которые уже успели подзабыть о своем подобном периоде. Часто во время пубертатного кризиса требуется помощь психолога или психотерапевта, особенно в проблемных, неполноценных семьях;

Кризис 17 лет. Стимулирован окончанием школьной деятельности и переходом во взрослую жизни. В зависимости от года окончания школы, возраст кризиса может приходиться на период от 15 до 18 лет.

Сейчас возможно разделение проблемы на возрастные кризисы у мужчин и женщин. Зачастую к этому времени за плечами первый половой опыт, который, также, может послужить отдельной причиной для возникновения полового кризиса у женщин.

Но, как правило, эта проблема весьма скоротечна – получаемое удовольствие перекрывает все негативные мысли и переживания.

Данный период характеризуется порождением различных страхов, у женщин – предстоящей семейной жизни, у мужчин – уходом в армию. Кроме того, существует проблема получения профессионального образования – шага, который определит предстоящую жизнь каждого индивида.

Кризис среднего возраста. Наступает, как правило, в середине прожитого пути и характеризуется глубокой переоценкой ценностей, взвешиванием полученного опыта на фоне качества достижений.

Как правило, очень малое количество людей довольно своей жизнью, считая, что прожили свою жизнь недостаточно полноценно или бесполезно.

В этот период наступает настоящее взросление, зрелость, которая позволяет провести оценку смысла своей жизни.

Кризис выхода на пенсию. Как и кризис новорожденных, является одним из самых тяжелых в жизни человека. Если в первом случае человек на осознает критического воздействия стрессовых факторов, то во время последнего кризиса, ситуация ухудшается полноценным восприятием и осознанием.

Этот период одинаково тяжело переживают и женщины и мужчины. Особенно это касается острого чувства невостребованности на профессиональной арене – человек еще сохраняет свою работоспособность, чувствует, что может принести пользу, однако его работодателя не устраивает подобное положение вещей.

Несколько улучшает ситуацию появление внуков, особенно это смягчает течение возрастного кризиса у женщин.

Биологическое старение, ряд серьезных заболеваний, одиночество вследствие смерти одного из супругов, понимание скорого завершения жизненного процесса, очень часто приводят к ситуации, когда начинает требоваться помощь специалиста.

Источник: http://onevroze.ru/osnovnye-xarakteristiki-vozrastnyx-krizisov-v-zhizni-cheloveka.html

Возрастные кризисы у детей и взрослых. Кризисы возрастного развития

Возрастные кризисы

Возрастные кризисы представляют собой закономерные изменения психики человека в зависимости от этапа развития. Они проявляются в изменении мировоззрения, характера реакции на привычные вещи и базовой линии поведения.

В каждом возрасте человек выполняет определенные социальные роли и задачи. Со сменой возраста они также меняются, что может стать причиной появления кризиса.

Л. Выготский, советский психолог, занимавшийся изучением когнитивного развития ребёнка, определил кризис как переломный пункт в нормальном течении психического развития, когда накапливаются изменения структуры личности, появляются возрастные новообразования и дают резкие сдвиги в развитии.

Л. Выготский называл новообразованием качественно новый тип личности и взаимодействия человека с действительностью, отсутствующий как целое на предыдущих этапах его развития. На каждом возрастном этапе он выделял центральное новообразование, характеризующее перестройку всей личности человека на новой основе, и частные новообразования, относящиеся к отдельным сторонам личности.

Также у человека меняются потребности и побуждения, которые формируют их поведение.

По Л. Выготскому, можно определить признаки «нормального детского развития» и стабильных стадий. Нормальное развитие начинается во время рождения ребенка и заканчивается в 17 лет.

Любой переходный период сопровождается стрессовой реакцией организма, на фоне которой развивается повышенная личная раздражительность от непонимания и отсутствия адаптации. Это считается нормальным течением. Но если социальная среда оказывает давление и не способствует мягкому прохождению переходного этапа, то кризис может затянуться или трансформироваться в более серьезные состояния.

В каком возрасте бывают кризисы?

Наиболее часто встречается информация относительно того, как проявляются возрастные кризисы у детей.

Это связано с тем, что именно в раннем возрасте происходят формирование психики и частая смена физиологических процессов на фоне взросления.

То, как личность преодолевает самые первые переходные состояния, во многом определяет ее характер. Именно поэтому максимальное внимание уделяется изучению и преодолению ранних кризисов.

Детские кризисы

В психологии разработана классификация жизненных кризисов в зависимости от возрастного этапа:

  1. Новорожденность. Считается наиболее тяжелым для организма кризисом, поскольку требует максимального уровня адаптации – от условий внутриутробного пребывания к специфике окружающего мира. Несмотря на то, что ребенок не вполне осознает, что именно произошло, такое состояние приравнивается к переживанию смерти. Глубина стресса усугубляется тем, что сам младенец не имеет никаких навыков и способностей к тому, чтобы хоть как-то изменить ситуацию.

Первые 3 месяца жизни ребенка многими специалистами считается четвертым триместром беременности. По сути, мать «донашивает» ребенка снаружи, но в этот период «психологическая пуповина» еще очень крепкая.

Ребенок развивается неотрывно от матери, у него начинается формирование базового доверия к миру (что ляжет в основу развития его личности).

Вот почему важно, чтобы первые 3 месяца прошли благополучно, чтобы все потребности новорожденного удовлетворялись вовремя.

Для успешного прохождения кризиса новорожденности и формирования чувства безопасности нужно вовремя ухаживать за ребенком, кормить по требованию, уделять ему достаточно внимания как маме, так и папе (родители носят ребенка на руках, от них исходит тепло, любовь и спокойствие). Результат благополучного преодоления кризиса новорожденности – адаптация к новым условиям жизни.

  1. Первый год жизни. Считается периодом приобретения автономии – ребенок сам кушает, делает первые шаги, произносит первые слова, учится контролировать позывы своего мочевого пузыря и кишечника. У каждого ребенка этот кризисный период может смещаться. В среднем он длится от 1 до 2 лет. Также на этом этапе происходит становление коммуникативной функции, появляется возможность вербализировать свои требования и недовольства. То есть ребенок уже не просто реагирует на хаос окружающей среды с помощью эмоций, но и получает возможность им управлять, хоть и в малой степени. Чтобы ребенок благополучно прошел эту стадию, нужно быть с ним рядом, но не навязываться. Например, давать ложку, чтобы ребенок ел сам, давать возможность выбирать одежду для прогулки, хвалить, помогать, если он сам не справляется. При этом рекомендуется обойтись без оценочной лексики, поощряя правильные действия, но не комментируя, какой ребенок сам по себе.
  2. 3 года. Второе его название «Я сам!». У ребенка формируется внутреннее «Я», чувство самоидентичности, осознание себя как отдельного субъекта отношений и взаимодействия. Появляются первые самостоятельные поступки и решения, строятся новые системы общения со значимыми взрослыми. На этом возрастном этапе ребенок получает доступ к активному исследованию мира, что приводит одновременно и к развитию личности, и к получению массы стрессов от контакта с реальностью, правила которой еще не до конца изучены. Конфликты возникают из-за стремления ребенка к проявлению самостоятельности (часто это упрямство и непослушание) и желанием родителей оградить его от опасности. Взрослым следует быть спокойными, проявить терпение и понимание, чтобы ребенок благополучно преодолел эту стадию. Ни в коем случае нельзя сравнивать его с другими детьми, поддаваться манипуляциям и срываться на нем.
  3. Школьный (7 лет). Связан с потребностью осваивать новые социальные навыки и нормы, уметь концентрироваться на задачах, выстраивать взаимодействие со сверстниками, принимать чужую позицию и отстаивать свою. Это период получения знаний и воспитания силы воли. Если родители вместо помощи в преодолении будут поучать ребенка и ужесточат правила в семье по отношению к нему, это может повлечь за собой последствия в виде развития комплексов.

Система образования в нашей стране все еще построена на оценивании и сравнении, что в итоге может снижать самооценку и мотивацию ребенка.

С другой стороны, именно включение в социальную группу формирует истинную волю человека, а не просто способность озвучивать свои желания – на этом этапе приходится действительно учитывать сложившуюся ситуацию и мнение людей.

Старые схемы взаимодействия с другими людьми (манипуляции, ласка, послушание) могут перестать работать, поэтому возникает необходимость искать новые.

Опасность данного кризиса заключается в том, что если ребенок плохо адаптируется в школе, т.е.

не проходит этот кризис благополучно, у него могут появиться конфликты со сверстниками или развиться такие комплексы, как неуверенность в себе, нежелание учиться.

В этом возрасте для ребенка важно, чтобы родители отнеслись серьезно к его будущей адаптации в школе. Можно предварительно водить его на курсы подготовки, чтобы он понимал, какими будут режим и задания, чем школа отличается от садика и т. д.

Новообразование, рождающееся в этом кризисе – произвольность и осознанность психических процессов и их интеллектуализация.

  1. Подростковый. Имеет более размытые временные границы – от 11 до 15 лет, что обусловлено физиологическими изменениями в связи с половым созреванием. Это самый настоящий переходный возраст от детства к взрослой жизни, когда разница между полами замечается не только на уровне понимания, но и чувств. Половое влечение дает новый вектор и энергию для действий и развития, выступает мощным мотивом для изменений жизни. Оно меняет сферу интересов и смещает акценты в поведении. Девочки начинают больше времени уделять внешности, мальчики работают над своей репутацией. При этом стремление казаться взрослым часто конфликтует с отсутствием возможности вынести необходимый уровень ответственности и справиться со всеми задачами. В подростковом периоде сам человек не совсем понимает, что с ним происходит, только замечает, что мир необратимо меняется, и теперь нужно опять адаптироваться. Некоторые впадают от стресса в оцепенение, кто-то ажитируется и развивает бурную деятельность, возрастает количество конфликтов со старшими.

Кризисы взрослого возраста

В зрелом возрасте люди также проживают переоценку жизненных смыслов, которая не всегда проходит гладко. Успешно пройдя все детские этапы формирования, взрослая жизнь продолжает требовать от человека изменений и трансформаций.

Виды кризисов взрослого возраста:

  1. Юношеский – начинается в момент окончания школы и первых курсов института и заканчивается в 21-25 лет в зависимости от развития личности. Он связан с переходом во взрослую жизнь, когда благодаря подростковым ошибкам уже получено достаточно опыта, выбрана профессия и примерный жизненный план. Стресс и страх порождаются шагами, определяющими дальнейшую жизнь – выбор партнера, получение образования, уход в армию, переезд и прочее. Этап принятия судьбоносных решений при довольно малом практическом опыте всегда кризисный.
  2. Кризис среднего возраста. В зависимости от условий жизни и зрелости личности он проживается в 30-40 лет и даже позже. К примеру, если человек в 30 лет живет с родителями, у него данный кризис может наступить и в 45 лет. Все зависит от конкретного человека, его интеллекта, от личностного развития. На данном этапе происходит оценка правильности выбора судьбоносных решений: профессия, работа, место проживания, партнер, а также переоценка выбранных ориентиров. Настоящая личностная зрелость наступает именно к этому периоду.

Смелые и находящиеся в ресурсном состоянии люди при необходимости способны в данном возрасте кардинально изменить свою жизнь в сторону сознательных выборов и гармоничных решений.

Есть и те, кто больше углубляется в депрессию, продолжает терпеть и делать вид, что все в порядке, но их внутреннее напряжение тем временем растет.

При игнорировании кризиса среднего возраста случаются тяжелые аффективные расстройства, появляются зависимости и пагубные увлечения как способы отвернуться от реальности.

  1. Кризис осознания старения и выхода на пенсию – связан с ощущением собственной бесполезности и невостребованности. Большое количество освободившегося времени, ухудшение здоровья и осознание конечности жизни вгоняют в тоску и тревогу, поскольку, привыкнув к постоянной занятости, человек вдруг сталкивается с самим собой и обнаруживает пустоту. Чтобы выйти из этого состояния, нужно разобраться и прислушаться к себе, понять, что нравится, чем давно хотелось заняться, на что есть ресурсы, как человек хотел бы потратить отведенное ему время.

Особенности кризисов

Особенности каждого кризиса заключаются в яркости их переживания. Рассмотрим отдельно особенности кризисов для детей и взрослых.

Для детей

Проявляются детские кризисы эмоциональными вспышками, непослушанием, протестным поведением. Все это не является его личным отношением к людям.

Так ребенок показывает непонимание и сопротивление происходящим переменам, у него происходит психическая перестройка и адаптация к новой социальной роли.

Как только ребенок усваивает необходимые навыки и у него формируются необходимые для возраста психические новообразования, кризис прекращается.

Для взрослых

Возрастной кризис во взрослом возрасте менее ярок и насыщен поведенческими аффективными проявлениями. Обычно наступает постепенно, но длится дольше, чем у детей (от 1 года до 3 лет).

Основой для наступления переходного момента обычно служит не столько физиология, сколько достижение определенной точки в своем развитии, после которой ситуация становится тупиковой. Это потребность в изменении взглядов, деятельности, сферы приложения усилий, а также нахождении новых смыслов. Если ее не удовлетворить, то наступает деградация.

Большинство людей самостоятельно преодолевают возрастные рубежи, но когда кризисное состояние затягивается, имеет смысл обратиться за консультацией к психологу.

При детских и подростковых кризисах могут появиться такие проблемы, как невроз, истерики, попытки манипуляции, с которыми родителям сложно справиться, тогда стоит обратиться к детскому психологу. Специалист проводит занятия с ребенком, консультирует родителей по стилю воспитания, по взаимодействию с ребенком сейчас и в дальнейшем.

При кризисах зрелого возраста человек сам обращается к специалисту для решения психологических затруднений и экзистенциальных вопросов. Часто бывает так, что кризис становится причиной появления проблем в супружеских отношениях, выборе партнера, неудовлетворенности семейным положением и т.д. В таких случаях необходимо обращаться к семейному психологу.

Психологи в центре «Ember» помогают разобраться с внутренними конфликтами, провоцирующими негативное состояние у детей и взрослых.

На первичной встрече наши специалисты проводят психологическую диагностику и клиническую беседу, в процессе которой выясняются подробности жизни человека, его индивидуальные особенности.

Затем психолог подбирает методики работы с клиентом, заключается психотерапевтический контракт, оговариваются сроки коррекции, количество встреч, ставятся задачи терапии в соответствии с пожеланиями и видением клиента.

Источник: https://emberint.ru/articles/age_crises/

ovdmitjb

Add comment