Kievuz

ВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

Врачевание в Древнем Египте | Эхо истории

ВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

Т. С. СОРОКИНА, доктор медицинских наук

МИФОЛОГИЯ И ВРАЧЕВАНИЕ

История Древнего Египта насчитывает более трех тысячелетий: от конца IV тысячелетия до н. э., когда в нижнем течении реки Нил возникли первые древнеегипетские города-государства, до 395 года н. э., когда после распада Великой Римской империи Древний Египет вошел в состав Византии.

Покровительница рожениц богиня в видесамки гиппопотама. Лондон. Институт истории

медицины имени Г. С. Уэллкома.

Характерные черты древнеегипетской культуры (религиозные представления, культ мертвых, характерный художественный стиль) сформировались уже в эпоху Раннего царства и сохранялись на протяжении всей истории Древнего Египта, включая и греко-римский период.

Значительное место в верованиях египтян занимал культ животных. В каждом номе (области) имелось свое священное животное или птица: бык, кошка, крокодил, баран, лев, сокол, ибис, коршун. Предметом особого культа были змеи.

Богиня-змея — кобра Уаджит («Зеленая»), покровительница Нижнего Египта, — почиталась как защитница от всех врагов; ее изображение в виде урея помещалось на головном уборе фараона.

Умершее культовое животное бальзамировали и хоронили в священных гробницах. Убийство такого животного каралось смертной казнью.

Главными божествами, имевшими отношение к врачеванию, считались бог Тот и богиня Исида. Бога мудрости Тота изображали в виде человека с головой птицы ибиса или в образе павиана (оба — символы мудрости в Древнем Египте).

Согласно преданию, Тот изобрел письменность, математику и астрономию, религиозные обряды, музыку и врачевание природными средствами; ему приписывалось составление самых древних египетских медицинских текстов.

Богиня Исида считалась основательницей магического врачевания и покровительницей детей; она олицетворяла материнство и оплодотворенную природу.

Супругом (и братом) Исиды был бог загробного мира Осирис, потомок бога Солнца Ра.

До Осириса владыкой древнеегипетского некрополя почитался бог бальзамирования Анубис — изобретатель и первый мастер мумификации, приготовивший мумию Осириса (Анубис изображался в виде черной собаки или шакала, а также в образе мужской фигуры с головой шакала).

Сын Исиды и Осириса бог Хор (его египтяне изображали в виде человека с головой сокола) почитался властелином неба и воздуха. Искусство врачевания он воспринял от своей матери Исиды.

Лекарства, носившие ее имя, были известны даже в Древнем Риме и упоминаются в книгах Галена (II век н. э.).

Помимо главных божеств, в древнеегипетской мифологии были и боги врачевания. Это покровительница врачевателей могучая Сохмет («Могущественная») — богиня войны, супруга верховного бога города Мемфиса Пта (она почиталась в образе львицы или львиноголовой женщины) — и покровительница женщин и рожениц богиня Тауэрт (ее изображали в виде самки гиппопотама).

Небольшие статуэтки богини Тауэрт всегда помещались рядом с новорожденным, будь то наследник великого фараона или простой египтянин.

ЗАЧЕМ БАЛЬЗАМИРОВАЛИ УМЕРШИХ?

Древние египтяне верили в загробную жизнь и считали ее продолжением земной.

Они полагали, что загробная субстанция человека проявляется в нескольких формах: одна из них — душа («ба») изображалась в виде птицы с головой человека, и она существует при теле умершего, но может на время покидать гробницу и подниматься на небо к богам: другая — «двойник», или жизненная сила человека («ка»), обитает в гробнице, потустороннем мире и даже поселяется в изваяниях умерших.

Египтяне верили, что после смерти человека его загробные субстанции связаны с местом погребения. Отсюда стремление сохранить тело от разрушения, то есть набальзамировать его.

Мумификацией в Древнем Египте занимались специальные люди, которых греки называли тарихевтами. Их секрет бальзамирования навеки утерян, однако трупы умерших, обработанные тысячи лет назад, сохранились до наших дней.

Процедура бальзамирования, занимавшая 70 дней, достаточно подробно описана Геродотом, греческим историком середины V века до н. э.

Понятно, что возможность набальзамировать труп умершего родственника имели далеко не многие. Большинство египтян в те времена хоронили в ямах, песке, без гроба и мумификации.

Золотая маска из внутреннего саркофага фараона Тутанхамона. Середина XIV века до н. э.

Царская эмблема включает изображение богини-змеи — кобры Уаджит. Каир. Египетский музей.

Согласно религиозным представлениям древних египтян, каждый умерший представал перед загробным судом (идея суда оформилась в эпоху Нового царства, XVI—XI века до н. э.).

Загробный суд возглавлял бог Осирис. В качестве обвинителя выступал бог мудрости Тот. Бог Анубис взвешивал сердце покойного. Если оно было легче страусового пера (символа закона и справедливости), умершему открывался доступ в мир богов.

Заупокойный культ Древнего Египта не имеет себе равных ни в одной из религий древности. Тем не менее египетский народ всегда оставался жизнерадостным и сильным.

По словам русского египтолога Б. А. Тураева, каждый египтянин в течение всей своей жизни думал о смерти и, собирая все необходимое для загробной жизни, «главным образом готовился к тому, чтобы не умереть, несмотря на смерть».

Свидетельство тому — величественные пирамиды, первая из которых была воздвигнута в XXVIII веке до н.э. для фараона Джосера по проекту Имхотепа — гениального архитектора, врачевателя и мудреца.

Самым большим каменным строением древнего мира является пирамида фараона Хуфу (Хеопса). Согласно сообщению Геродота, ее сооружали в течение 20 лет; пирамида сложена более чем из 2300 000 шлифованных блоков, в совершенстве пригнанных друг к другу; вес некоторых из них достигает 15 тонн.

ТАЙНЫ СВЯЩЕННЫХ МЕДИЦИНСКИХ ТЕКСТОВ

В 1822 году французский ученый Ж. Ф. Шампольон разгадал тайну египетского иероглифического письма.

До этого времени многочисленные древнеегипетские тексты, записанные на стенах пирамид, на гробницах, стелах и папирусных свитках, оставались «немыми» в течение столетий.

Покровительница врачевателей ДревнегоЕгипта львиноголовая богиня Сожмет.Конец XV века до н. э. Москва. Музейизобразительных искусств

имени А. С. Пушкина.

В настоящее время известно десять папирусных свитков, которые содержат медицинские тексты; большинство из них относятся к эпохе Нового царства.

Самую обширную информацию о лекарственном врачевании дает большой медицинский папирус Г. Эберса (XVI век до н. э.), обнаруженный в 1872 году в Фивах и названный по имени изучавшего его ученого.

Склеенный из 108 листов папируса, он достигает в длину 20,5 метра и вполне оправдывает свое название «Книга приготовления лекарств для всех частей тела».

В нем содержится 900 прописей лекарств для лечения различных заболеваний органов пищеварения, дыхательных путей, уха, горла и носа, глаз, кожи, паразитарных болезней (среди них мочеполовой шистосомоз, который был широко распространен в Древнем Египте) и многих других заболеваний.

В состав лекарств широко вводились растения (лук, мак, финики, лотос, гранат, алоэ, виноград, папирус), минеральные вещества (сурьма, сера, железо, свинец, сода, алебастр, глина, селитра) и части тела многих животных.

Лекарство для изгнания глистов («умерщвления червей») содержало: косточек фиников — 1/8, растения дисарт — 1/8, сладкого пива — 25 частей. Пропись заканчивалась словами: «сварить, смешать, выпить — выйдет тот¬час».

Один из разделов папируса Эберса посвящен косметическим средствам. В нем приводятся прописи для разглаживания морщин, удаления родинок, изменения цвета кожи, окраски волос и бровей, усиления роста волос и даже для исправления косоглазия.

Для защиты от палящего солнца египтяне (как женщины, так и мужчины) обводили глаза зеленой пастой, содержащей сурьму и жир, при этом глазам придавалась миндалевидная форма.

Египтяне носили парик, который надевался поверх коротко остриженных волос (что способствовало предупреждению вшивости); парик состоял из множества туго переплетенных косичек и, защищая от палящего солнца, заменял головной убор.

В теоретической части папируса Эберса изложены представления о происхождении болезней: естественные (что отражало рациональный эмпирический опыт народа) и «сверхъестественные» (в чем выражалось бессилие человека перед грозными и непонятными силами природы); описаны сердце, почки, кишечник, мышцы и другие органы и ткани.

Особая роль отводилась сердцу и сосудам: «Начало тайн врача — знание хода сердца, от которого идут сосуды ко всем членам…»

Египтянам принадлежит первое из дошедших до нас описание мозга. Оно приведено в другом большом медицинском памятнике Древнего Египта середины XVI века до н. э.— папирусе Э. Смита, — самом древнем из дошедших до нас сочинений о строении человеческого тела (анатомии) и оперативном лечении (хирургии).

На папирусной ленте длиной 4,68 метра и шириной около 33 сантиметров описаны 48 случаев травматических повреждений костей черепа, мозга, шейных позвонков, ключиц предплечья, грудной клетки и позвоночного столба, а также способы их лечения.

Причем некоторые случаи, описанные в папирусе Смита, явно безнадежны и имели лишь теоретическое значение для врачевателей.

Рельеф с изображением египтянина, страдавшего

полиомиелитом. Стела Рема (около 2000 года до н. э.).

Среди них древнейшее описание паралича верхних и нижних конечностей с потерей речи и слуха в результате травматического повреждения мозга.

При упоминании о врачебных профессиях в древнеегипетских текстах встречаются выражения: «он, который имеет дело с зубами», «он, который заботится о зубах», «главный зубоврачеватель Великого дома» (то есть фараона).

Исследование египетских мумий (в том числе и царских) показало, что болезни зубов были широко распространены в Древнем Египте. Часто они сопровождались тяжелыми воспалительными заболеваниями надкостницы, деформацией челюсти и прижизненным выпадением зубов.

«На египетских кладбищах нередки находки больных зубов, почти выпавших из воспаленных полостей, или кариозных зубов, которые являлись причиной обширных заболеваний челюсти, — отмечал М. А. Раффер, долгие годы занимавшийся изучением древнеегипетских мумий и скелетов. — Однако пациент умирал без облегчения, которое могло бы быть результатом простой операции…»

Даже у фараонов, при которых служили зубные врачи, не обнаружено следов пломбирования кариозных зубов, заполнения полостей золотом или другими металлами.

Единственным свидетельством использования золота в этих целях является находка двух массивных нижних зубов, соединенных между собой тонкой золотой проволокой.

Зубную боль и разрушение зуба египтяне объясняли наличием «червя, который растет в зубе». К заболевшему зубу и деснам прикладывали пасты и растворы, которые способствовали оздоровлению полости рта и укреплению зубов, лечили воспаления десен и снимали зубную боль.

Древние папирусы считались в Египте священными. Они хранились и переписывались в «Домах жизни» — высших школах писцов при крупных храмах, где обучали математике, архитектуре, ваянию, медицине, астрономии, а также тайнам культов и обрядов.

Египетские врачеватели пользовались всеобщим признанием в древнем мире. Правители многих стран мира приглашали их на службу ко двору. Египетская цивилизация оказала огромное влияние на развитие культуры и медицины народов Европы, Азии и Африки.

По материалам журнала “Здоровье” 03.1989 г.

Эхо истории

Источник: http://zdorov.liferus.ru/89_03_egeepet.aspx

Медицина Древнего Египта

ВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

Медицина в Древнем Египте формировалась на протяжении тысячелетий. О врачебной практике египетских знахарей стало известно благодаря сохранившимся папирусам. Их знания высоко ценились на родине и у средиземноморских соседей.

Медицина была тесно связана с религиозными обрядами, которые занимали особо место в египетском обществе.

Ее развитие отмечено с додинастического периода существования древней цивилизации до римских времен после установления узурпаторской власти императора Августа (Октавиана).

Понятие медицины в древнем Египте

Процесс мумифицирования. Гробница фараона Египта Пепи

Египтяне получfли базовые знания об анатомии человека методом проб и ошибок, совершаемых при совершении обрядов жертвоприношений и мумификации. Традиция бальзамирования существовала уже в момент зарождения централизованного государства, объединенного под руководством фараона Нармера.

С момента его правления берет начало раннединастический период истории империи. Однако медицина на тот момент находилась на стадии становления. Было известно, что извлечение внутренних органов через небольшие разрезы на теле умерших требовало большого мастерства.

Этим во многом объяснялось то, что процесс мумифицирования был дорогостоящим и позволить ее себе могли только зажиточные граждане и представители царской династии. Анатомические знания применяли и на животных, которых захоранивали вместе с хозяевами в гробницах.

Древние египтяне представляли систему кровообращения. О ее функциях упоминается в двух папирусах. Они измеряли пульс говоря о сердце.

Во время мумификации мозг удалялся из организма, поэтому маловероятно, что врачи тех времен понимали всю сложность устройства этого органа и его связь с нервной системой.

Однако на папирусах есть записи, подробно описывающие роль спинного мозга при подаче сигнала к движениям нижних конечностей.

Общие знания были получены о работе дыхательной системы. «Дыхание жизни», «тжав н анх» неоднократно упоминается в египетской медицинской литературе. Было известно, что воздух попадает в легкие через нос.

Этот момент прослеживается при совершении религиозной церемонии, когда рядом с ртом умершего делалась прорезь.

Суть этого обряда заключалась в возврате тела к жизни путем дарования ему дыхания, способности есть и говорить.

Подобно грекам, египтяне верили, что накопление патогенного вещества «вехуду» в организме может вызвать болезнь. Они не всегда находили медицинское объяснение симптомов и резкого ухудшения здоровья. Медицина Древнего Египта была тесно связана с волшебными и религиозными обрядами, магическими ритуалами и традициями.

Если причина заболевания не была выявлена научными средствами, то врачи говорили о том, что это работа демонов. Они излечивали пациентов при помощи заклинаний и молитв, обращаясь за прощением к религиозным культам, таким как Сехмет, изображаемой с головой львицы. Также было принято призывать к культу Имхотепа.

Во времена Древнего царства Египта считалось, что он стал бессмертным. Его фигуру заменил Ренессанс, который взошел на небеса. Его культ был особо популярен в период правления Птолемеев и римских императоров. Бес, Хатхор и Таверет были символами поклонения для женщин во время родов и помощницами для родителей маленьких детей.

Медицинские папирусы Египта

Медицина древнего Египта

В ходе археологических раскопок в Египте были найдены несколько папирусов, открывающих секреты медицинской науки. Самый ранний документ восходит примерно к 1550 г. до н.э. Историки склоны предполагать, что его содержание было скопировано с более древних источников времен Второго промежуточного периода.

Содержащийся в нем материал обладает огромной ценность. Он содержит инструкции о диагностике и лечении пациентов с различными заболеваниями, в частности, травмами. Его называют папирусом Эдвина Смита по имени обнаружившего документ исследователя.

Второй источник – папирус Эберса датируется примерно тем же периодом, но изготовлен вероятно чуть позже, чем папирус Смита. В нем подробно описана процедура измерения пульса и места на теле, где его можно найти. В нем собрано большее количество медицинских случаев. Египетские врачи прописывали лекарства, как принято в современной практике. В папирусе Бруклина описано, как лечить укусы змей.

Документов, датируемых периодом с конца периода Птолемеев до начала римского периода, о врачевании найдено не было.

Единственные трактаты из Египта эпохи Позднего царства были зафиксированы в трудах греческих врачей из Александрии, таких как Соран, Херофилус и Галена. Однако это не умалило их значения.

До недавнего времени революционный труд Сорана был главным руководством для акушерок. В том время Герофил добился выдающихся успехов в области анатомии. Гален считается одним из основателей современной фармакологии.

Медицинский папирус Крокодилополиса, написанный на демотическом наречие, датируется около II в. до н.э. и похож по содержанию на другие источники. В нем описаны составы некоторых фармакологических соединений. Очевидно, что медицина древнего Египта перенимает традиции врачевания других народов в целях обеспечения более разнообразных и эффективных методов лечения.

Известно, что применение как местных, так и завезенных из Греции лекарств, широко практикуется в Египте во время греко-римского периода. Использование греческих лекарств было свойственно для зажиточных слоев населения, в то время как лечение египетскими средствами было доступно широкому кругу лиц.

Особенно это различие было заметно в космополитических центрах, таких как Крокодилополис и Тебтунис. В Оксиринхус было найдено несколько папирусов «псевдо-Гиппократа». Они иллюстрируют, что школа греческого Гиппократа, родом с острова Кос, до сих пор играет важную роль в жизни греков и египтян.

Источник: http://drevniy-egipet.ru/medicina-drevnego-egipta/

Врачевание в древнем Египте

ВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

Врачевание составляло важную часть культуры древнего Египта. Первые представления о строении человеческого тела египтяне получали из практики бальзамирования, которая также свидетельствовала и о достижениях в области химии (ученые полагают, что современное слово «химия» произошло от древнего названия Египта — «Ке-мет», или «Кхемет»).

Познания древних египтян в области строения тела были достаточно высокими для своего времени и сравнимы лишь с достижениями древних индийцев, с той оговоркой, что египетские тексты датируются II тысячелетием до н.э., а индийские медицинские трактаты — первыми веками нашей эры.

Уже в середине II тысячелетия до н.э. древние египтяне описали крупные органы: мозг, сердце, сосуды, почки, кишечник, мышцы и т.д. Однако они не подвергали их специальному изучению, что связано видимо, с влиянием догматов религии.

Египтянам принадлежит первое из дошедших до нас описание мозга. Оно приведено в папирусе Э. Смита, в котором движение мозга в открытой ране сравнивается с «кипящей медью». Древние египтяне заметили, что повреждение мозга вызывает болезненное состояние других частей тела, и, таким образом, положили начало естественно-научным представлениям о мозге.

Особую роль в жизни человека они отводили сердцу и сосудам: «Начало тайн врача — знание хода сердца, от которого идут сосуды ко всем членам, ибо всякий врачеватель, всякий жрец богини Сохмет, всякий заклинатель, касаясь головы, затылка, рук, ладони, ног,— везде касается сердца: от него направлены сосуды к каждому члену…»— говорится в папирусе Г. Эберса.
Таким образом, древние египтяне в середине II тысячелетия до н.э. владели искусством определения болезней по пульсу, который они наблюдали в различных точках тела.

Причины болезней древние египтяне связывали как с естественными явлениями (нездоровая пища, кишечные паразиты, изменения погоды), так и со сверхъестественными представлениями (например, вселение злого духа умершего в тело заболевшего).

По свидетельству Геродота, они были убеждены в том, что «все людские недуги происходят от пищи».

Вот почему «желудок свой они очищают каждый месяц три дня подряд, принимая слабительные средства, и сохраняют здоровье рвотными и клистирами» (изобретение клизмы приписывают египтянам).

Самую обширную информацию о внутренних болезнях и лекарственном врачевании в древнем Египте содержит большой медицинский папирус Г. Эберса (XVI в. до н. э.), обнаруженный в 1872 г. в Фивах и названный по имени изучавшего его ученого.
Склеенный из 108 листов, он достигает в длину 20,5 м и вполне оправдывает свое название «Книга приготовления лекарств для всех частей тела».

Папирус содержит около 900 прописей лекарств для лечения органов пищеварения, дыхательных путей, уха, горла и носа, ожогов и кровотечений, глазных болезней, кожных, паразитарных и многих других заболеваний.

При составлении лекарств широко использовались растения (лук, мак, финики, лотос, гранат, алоэ, виноград, папирус), минеральные вещества (сурьма, сера, железо, свинец, сода, алебастр, глина, селитра) и части тела многих животных.

В лекарство от слепоты входили бычья печень и мед. Некоторые прописи были чрезвычайно сложными и включали до 37 составляющих. Основой для приготовления лекарств были молоко, мед, пиво. Многие компоненты лекарственных средств до, сих пор не идентифицированы, что значительно затрудняет их изучение.

Большинство рецептов в папирусе Эберса сопровождается ссылками на магические заклинания и заговоры, которые, как полагали египтяне, отпугивали злых духов. В этих же целях в состав лекарств часто включали неприятные на вкус вещества: части хвоста мыши, выделения из ушей свиньи, экскременты и мочу животных и т.д. Прием подобных лекарств сопровождался устрашающими заговорами и заклинаниями.

Отдельный раздел папируса Эберса посвящен косметическим средствам.

В нем приводятся прописи лекарств для разглаживания морщин, удаления родинок, изменения цвета кожи, окраски волос и бровей, усиления роста волос и даже для исправления косоглазия.

Для защиты глаз от палящего солнца и некоторых заразных болезней египтяне покрывали веки зеленой пастой, содержащей соли сурьмы и порошок малахита, при этом глазам придавалась миндалевидная форма.

Египтяне носили парики, которые надевались поверх коротко остриженных волос, что способствовало предупреждению вшивости. Парик состоял из множества туго переплетенных косичек и, защищая от палящего солнца, заменял головной убор.

Давность этих традиций дает основания считать древний Египет родиной косметики.

В древнем Египте был составлен и самый древний из дошедших до нас текстов о строении человеческого тела и оперативном лечении (хирургии) — хирургический папирус Эдвина Смита, датируемый XVI в. до н.э.

Врачи-специалисты Древнего Египта

Врачебная этика Египта того времени требовала, чтобы врачеватель, осмотрев больного, открыто сообщил ему о предполагаемом исходе лечения в одной из трех фраз:1) «это болезнь, которую я могу вылечить»;2) «это болезнь, которую я, может быть, смогу вылечить»;

3) «это болезнь, которую я не смогу вылечить».

В тех случаях, когда излечение представлялось возможным, автор папируса дает четкие рекомендации врачевателю, как ему следует действовать.

В то же время в папирусе Смита описаны явно безнадежные случаи травматических повреждений, которые имеют для врача лишь теоретическое значение. Среди них древнейшее описание паралича верхних и нижних конечностей с потерей речи и слуха, которые автор папируса объясняет повреждением мозга.

При лечении переломов древние египтяне применяли деревянные лубки («шины») и тугое бинтование поврежденной конечности льняной тканью, пропитанной смолой.

Однако в целом дошедшие до нас источники дают весьма ограниченное представление об оперативных вмешательствах в древнем Египте: известно о лечении ран (папирус Э.

Смита), ритуальном обрезании (рельефы на стенах гробниц и храмов) и о кастрации евнухов для гаремов фараонов.

Для обозначения пациентов в древнеегипетском языке существовало специальное слово херидес. Буквально оно означало «тот, кто под ножом», но употреблялось в более широком смысле. Так называли и укушенных змеей и других больных, нуждавшихся в лечебной помощи «без ножа».

Стоматология Древнего Египта

В древнем Египте издавна существовала профессия врачевателя зубов «он, который заботится о зубах». Болезни зубов и десен описаны в папирусах Среднего и Нового царств. Зубную боль и разрушение зуба египтяне объясняли наличием «червя, который — растет в зубе».

Лечение зубов было консервативным. Оно заключалось в прикладывании к больному зубу или деснам лечебных паст и растворов. В папирусе Эберса приведено 11 прописей таких лекарств, которые способствовали оздоровлению полости рта и укреплению зубов, лечили воспаление десен и снимали зубную боль, т.е. оказывали местный лечебный эффект, однако это не останавливало дальнейшего развития заболевания.

Древние египтяне не лечили кариозных зубов и не знали оперативного зубоврачевания, в результате чего были широко распространены тяжелые воспалительные заболевания надкостницы, приводившие к изменениям челюсти и прижизненному выпадению зубов.

Даже у фараонов, при которых служили «главные зубоврачеватели Великого дома» не обнаружено никаких следов пломбирования кариозных полостей, заполнения зубов золотом или другими металлами. Единственным свидетельством использования золота в зубоврачевании в древнем Египте является находка двух нижних моляров, соединенных между собой тонкой золотой проволокой по линии шеек обоих зубов.

Гигиена в Древнем Египте

Большое значение в древнем Египте придавалось соблюдению традиционно установленных гигиенических требований и тесно связанному с ними предупреждению болезней.Традиции и обычаи предписывали опрятность в быту и умеренность в пище:

«Египтяне… пьют только из медных сосудов, которые чистят ежедневно… Платье носят полотняное, всегда свежевымытое, и это составляет для них предмет большой заботы. Обрезают себя ради чистоты, предпочитая быть опрятными нежели красивыми.

Жрецы через день стригут себе волосы на всем теле для того, чтобы не иметь на себе ни вши, ни какой-либо другой скверны во время служения богам. Одежда жрецов только полотняная, а обувь из папируса… Моются они два раза в день и два раза в ночь» (Геродот).

Египетские врачеватели за пределами Египта

Египетские врачеватели пользовались всеобщим признанием в древнем мире. Правители многих стран приглашали их на службу ко двору.
По свидетельству Геродота, персидский царь Кир II Великий (558—529 гг. до н.э.) просил фараона Амасиса (570—526 гг. до н.э.) прислать ему «лучшего в целом Египте» врачевателя глаз.

«Врачебное искусство,— писал Геродот,— разделено у них таким образом, что каждый врачеватель излечивает только одну болезнь. Поэтому везде у них полно врачевателей, одни лечат глаза, другие голову, третьи зубы, четвертые желудок, пятые внутренние болезни».

Геродот посетил долину Нила в V в. до н.э., когда древняя культура Египта насчитывала по меньшей мере три тысячелетия и клонилась к закату своей славной истории. К тому времени Египет уже оказал (и на протяжении всей своей истории продолжал оказывать) огромное влияние на развитие культуры и медицины народов Азии, Африки и Европы.

Компиляция по книге: Т.С. Сорокина, «История Медицины»

Источник: http://ageiron.ru/byit-proshlogo/vrachevanie-v-drevnem-egipte

Папирусы Эберса и Смита

Одним из самых известных и наиболее обширных медицинских трактатов древности является папирус Эберса. Он был обнаружен в 1872 году немецким ученым-египтологом Георгом Эберсом в Фивах, вывезен из Египта и сегодня хранится в Лейпцигском университете. Трактат называется «Книга приготовления лекарств для всех частей тела», в нем более сотни страниц.

Известно и время его написания – XVII в. до н. э. Папирус, имеющий возраст 3600 лет, достигает в длину 20,5 метров и содержит в общей сложности 2 289 строк, написанных иероглифами. Этот свиток является копией еще более древнего документа.

Переписчик, создавший эту копию, сообщает, что часть свитка содержит еще более древние тексты, относящиеся к 1-ой, 6-й и 12-й династиям фараонов.

Папирус содержит 900 рецептов лекарств для лечения органов пищеварения, болезней дыхательной и сердечно-сосудистой систем, уха, горла и носа, ожогов и кровотечений, глазных болезней, разного рода инфекционных процессов, кожных, паразитарных и многих других заболеваний.

Еще один папирус знакомит нас с состоянием медицинской науки Древнего Египта. Ученые считают его самым древним из дошедших до нас трактатом по медицине.

Он назван именем ученого-египтолога Эдвина Смита, который приобрел этот папирусный свиток в 1862 году в Луксоре у местного сельского жителя для своей коллекции древностей. Папирус Смита имеет длину 4, 5 метра и ширину около 33 сантиметров, содержит 400 строк иероглифического текста.

На основе шрифта и почерка манускрипт датирован 1600 г. до н.э. Позже, исследовав язык и многочисленные ошибки в транскрипции, ученые выяснили, что этот трактат – копия текста, написанного приблизительно тремя столетиями ранее.

В папирусе Смита описаны 48 случаев травм (костей черепа, мозга, шейных позвонков, ключиц, предплечья, грудной клетки и позвоночного столба), полученных на войне или строительстве, а также способы их лечения. Интересно, что автор папируса описывает три категории повреждений.

Врачебная этика Египта требовала, чтобы врачеватель, осмотрев больного, открыто сообщил ему о предполагаемом исходе лечения одной из трех фраз: «Это болезнь, которую я могу вылечить», «Это болезнь, которую я, может быть, смогу вылечить и с которой буду бороться», «Это болезнь, с которой ничего нельзя сделать».

Из папируса ясно, что древние медики знали, что кровь течет по жилам потому, что ее перекачивает сердце. Там же мы встречаем первое из дошедших до нас описание головного мозга и мозговых травм. Внешний вид мозга в открытой ране, пишет древний доктор, похож на кипящую медь. Таким образом, древние египтяне положили начало естественнонаучным представлениям о мозге.

В папирусе приведены также советы по применению естественных антисептиков: меда (для открытых ран) и настойки липовой коры, содержащей вещества, химически схожие с аспирином.

Магическая медицина

Врачеватели древнего Египта делили причины болезней на естественные и сверхъестественные. К первой категории болезней относились травмы, которые могли быть вызваны такими причинами, как ожог, порез, ушиб – следствие несчастного случая.

К этой же группе относили последствия некачественного или нездорового питания, воздействие климатических и природных факторов, наличие кишечных паразитов. По свидетельству Геродота, древние египтяне были убеждены, что «все людские недуги происходят от пищи».

При некоторых видах заболеваний древние врачеватели рекомендовали больным придерживаться определенной диеты.

К сверхъестественным относили заболевания, причину которых нельзя установить естественным путем. В таком случае делали заключение, что человек заболел от вселения в организм злых духов умерших, либо гнева богов или демонов, либо в результате порчи (заклинаний), наведенной живыми или мертвыми.

В подобных ситуациях прибегали к различным магическим приемам. Для снятия чар или изгнания нечистых духов из тела больного врачеватель произносил магические заклинания и заговоры над больным или прописывал магические снадобья. Как тогда полагали, дурные запахи и горькая пища отпугивают злых духов.

Если снадобье не помогало, врач давал пациенту дальнейшие предписания, из которых видно, что врачевателям был известен целый спектр лекарственных препаратов из трав и других растений. Например, лук в древнем Египте почитали священным растением, он был посвящен богине Изиде. Пучки лука нередко находили в саркофагах вместе с мумиями.

Мак применяли как снотворное средство. Алоэ использовали в составах для бальзамирования.

Как ставили диагнозы в древнем Египте

Медицинские папирусы содержат советы, как ставить диагнозы, и эти советы мало чем отличаются от современных методик диагностирования. Выявление заболеваний основывались на опросе пациента, личном осмотре и проведении анализов.

Древнеегипетские целители также обращали внимание на такие показатели состояния больного, как цвет кожных покровов (бледность, пожелтение, покраснение), лихорадку, температуру, дрожь в руках и т.д.

Проводились исследования мочи, кала и слюны.

При переломах, увеличенных гландах или опухоли на теле врач пальпировал больное место так же, как это делается сегодня, и записывал результаты проведенного обследования.

Египетские врачеватели практиковали также несложные хирургические операции.

При лечении переломов применяли деревянные лубки («шины») и тугое бинтование поврежденной конечности льняной тканью, пропитанной смолой.

На стене одной из гробниц изображен хирург, вправляющий пациенту вывихнутое плечо. Хирурги накладывали повязки, предохраняющие рану от загрязнения, ставили на ушибы и переломы холодный компресс.

Трепанации черепа и стоматология

Наиболее часто применяемой хирургической операцией в Древнем мире была трепанация черепа. Было обнаружено немало черепов с квадратными отверстиями. Только в Израиле было найдено 28 таких черепов.

С подобными находками ученые столкнулись и при раскопках города Иерихона в археологическом культурном слое, относящемся к самым ранним поселениям в этой местности. Из этого следует, что нейрохирургия существовала уже на заре цивилизации.

Были найдены трепанированные черепа с заросшими отверстиями, что свидетельствует об удачном хирургическом вмешательстве и о том, что пациент выжил после операции.

С незапамятных времен люди страдали от зубной боли. Профессия зубного врача была исключительно популярной в Древнем Египте. Исследование мумий показало широкое распространение у египтян тяжелых воспалительных заболеваний надкостницы, десен и зубов.

Даже у фараонов, которых лечили лучшие стоматологи своего времени, обнаружены поражения челюстей и выпадение зубов. Тогда еще не знали пломбирования кариозных полостей и протезирования зубов золотом или другими металлами.

Единственным свидетельством использования золота в древнеегипетской зубоврачебной практике является накладка двух нижних жевательных зубов, соединенных между собой тонкой проволокой по линии их шеек.

Единичные археологические находки: зубы, соединенные между собой проволокой (попытки протезирования), челюсти с просверленными круглыми отверстиями в области корней зубов, чтобы обеспечить отток гноя и снять воспаление надкостницы, свидетельствуют о том, что стоматология в Египте находилась на высоком уровне.

В древней Иудее ценили здоровые зубы, а тот, у кого отсутствовал хотя бы один зуб, считался ущербным. Древние евреи считали драку с повреждением зубов серьезным проступком, так что если господин выбивал зуб своему рабу, то взамен обязан был дать ему свободу.

Здоровье и гигиена

В отличие от многих древних народов, египтяне большое значение придавали гигиене тела как профилактике многих заболеваний.

Они придерживались правил личной гигиены, придавали большое значение опрятности в быту, чистоте общественных мест, предупреждению заражения паразитами.

В медицинских папирусах мы находим описание средств, позволяющих избавиться от вшей, мух и других паразитов. Не случайно древние греки считали египтян основателями предупредительной или профилактической медицины.

Древние жрецы-врачеватели решали не только вопросы, связанные с болезнями и несчастными случаями. Они также пытались найти средства, приостанавливающие процесс старения, о чем сохранились записи в магических папирусах.

Больницы и санатории

Одно из самых интересных направлений древнеегипетской медицины – санаторное лечение. Санатории организовывали при храмах. Эту традицию позже переняли древние греки. В лечебницах, так же как в современных оздоровительных и курортных учреждениях, больные могли отдыхать от нескольких дней до нескольких недель, получая необходимое лечение и вознося молитвы богам о своем исцелении.

Лечение оплачивалось приношением храму изображений исцеленных органов, сделанных из мрамора, серебра, золота. При раскопках в Эпидавре (Эпидавр (Epidauros) – древний город в Греции на северо-востоке Пелопоннеса (сохранился в руинах).) было найдено много таких приношений в виде мраморных ног, рук, серебряных сердец, золотых глаз и ушей.

В египетских храмах находились грандиозные архивы и библиотеки, где хранились тысячи папирусов, в том числе и медицинского содержания. Знаменитые древнегреческие врачи в более поздний период использовали методы древнеегипетских врачевателей,о которых прочитали в медицинских трактатах, сохраненных в этих библиотеках.

Сегодня найдены остатки древних египетских лечебниц. Фрагменты подобных здравниц сохранились и в Греции. Здесь они назывались асклепионами (в честь бога врачевания Асклепия).

Один из двух главных в античности святилищ бога Асклепия (второй находится в Эпидавре) сохранился на острове Кос, где родился отец греческой медицины Гиппократ (около 460 до н. э. – около 377 до н. э.).

Археологи нашли маленькие, точно кельи, комнаты для отдыхающих, ванны для омовения, комнаты для врачебного осмотра. Здесь принимали тысячи больных со всего Средиземноморья, которых лечили в соответствии с методами, разработанными Гиппократом.

На большей части святилища Асклепия в Эпидавре до сих пор идут археологические раскопки. К сожалению, сейчас от этой некогда знаменитой лечебницы остались только руины.

При раскопках на месте древнего города Пергам (Пергам (греч. PErgamos) – древний город в Малой Азии (современный Бергама). Основан в XII в. до н. э. выходцами из материковой Греции. В 283-133 гг. до н. э.

столица Пергамского царства.) также найдено несколько древних санаториев.

 

Вам так же может быть интересно:

 Медицина в Древней Греции

Искусство Древнего Египта

Источник: https://helperia.ru/a/vrachevanije-v-drevnem-jegipte

ovdmitjb

Add comment