Kievuz

Высшая нервная деятельность(ТЕСТЫ)

Высшая нервная деятельность

Высшая нервная деятельность(ТЕСТЫ)

Высшая нервная деятельность (ВНД), осуществляемая корой больших полушарий, обеспечивает наиболее совершенную адаптацию человека и животных к постоянно меняющимся условиям внешней среды, лежит в основе высших психических функций человека, таких как мышление, память, сознание и обучение.

“Отец русской физиологии” – И.М. Сеченов написал книгу “Рефлексы головного мозга”, где выдвинул теорию о рефлекторном принципе, который лежит в основе деятельность ВНД. Эти идеи продолжил и развил И.П. Павлов, который экспериментально доказал, что условные рефлексы лежат в основе ВНД.

Изучая пищеварительную систему, вы узнали об опыте И.П. Павлова, с помощью которого он изучал механизм слюноотделения. Проведя эксперименты Павлов обнаружил, что часть рефлексов относятся к врожденным – постоянным, а другая – приобретенным.

При многочисленном совпадении условного (сигнального) и подкрепляемого им безусловного раздражителя формируется условный рефлекс. То есть условный рефлекс всегда возникает на базе безусловного при многократном совпадении вышеуказанных раздражителей.

Условные и безусловные рефлексы

Сейчас более детально разберем отличия условных рефлексов от безусловных:

  • Приобретенные – врожденные
  • Условные рефлексы являются приобретенными: они отсутствуют у новорожденного, могут возникать и угасать в течение жизни. Безусловные рефлексы – врожденные, заложены генетически и передаются по наследству.

  • Индивидуальные – групповые
  • Условные рефлексы индивидуальны, обусловлены предшествующим опытом: у ребенка, первый раз в жизни увидевшего лимон, отсутствует слюноотделение, но после его употребления даже мысль о лимоне может вызывать обильное слюноотделение. Безусловные рефлексы характерны для всех особей вида без исключений.

  • Неспецифичные – специфичные
  • Условные рефлексы возникают в ответ на неспецифичный раздражитель, к примеру, свет, если у собаки закреплен условный рефлекс на свет. Безусловные рефлексы возникают в ответ на специфичный раздражитель: звук воспринимается рецепторами внутреннего уха, свет – палочками и колбочками сетчатки.

  • Изменчивые – постоянные
  • Условные рефлексы приобретаются в качестве адаптации к конкретным условиям среды, при изменении среды – они изменяются также, могут утрачиваться и снова возникать. Безусловные рефлексы постоянны, даны от рождения и не угасают на протяжении всей жизни.

  • С корой – без коры
  • Условные рефлексы всегда возникают и осуществляются с участием коры больших полушарий, безусловные могут обходиться и без ее участия. Главное – запомните и осознайте, что любой условный рефлекс осуществляется на базе безусловного рефлекса.

Механизм формирования условного рефлекса

Изучение условных рефлексов тесно связано с Павловым и его учениками. Сейчас и мы с вами проведем эксперимент над собакой.

Предположим, что нам нужно выработать у животного рефлекс слюноотделения в ответ на включение света. В качестве безусловного раздражителя будем использовать пищу, а в качестве условного – включение лампочки.

За несколько секунд до того, как мы дадим корм собаке, необходимо включить лампочку. Если мы повторим подобную манипуляцию несколько раз, то у собаки закрепится условной рефлекс на включение лампочки, и в дальнейшем слюноотделение будет начинаться уже в момент включения лампочки.

Этот эффект обусловлен тем, что в головном мозге собаки возникает временная связь между зрительным центром (в затылочной доле КБП) и пищевым центром. По мере повторения нашей манипуляции эта временная связь становится более крепкой – происходит замыкание и формирование условного рефлекса.

Торможение рефлексов

Процессы торможения являются обязательными спутниками процессов возбуждения в нервной системе. Первым открыл и описал процесс торможения Сеченов, доказавший, что раздражение нервных центров промежуточного мозга угнетает рефлекторную деятельность спинного мозга.

Павлов развивал учение Сеченова и также изучал процессы торможения. Он пришел к выводу, что в нервной системе процессы возбуждения и торможения взаимосвязаны и протекают непрерывно. Более того, благодаря торможению условный рефлекс носит наиболее точный и совершенный приспособительный характер по отношению к окружающей среде.

Павлов описан два вида коркового торможения:

  • Безусловное (внешнее)
  • Условное (внутреннее)

Безусловное (внешнее) торможение связано с возникновением в коре головного мозга нового (внешнего) очага возбуждения, вызванного действием какого-либо стороннего раздражителя (резкий звук, сильный шум). Действие этого раздражителя вызывает ослабление или полное исчезновение текущего условного рефлекса.

Это врожденное торможение, оно не требует выработки, поэтому Павлов и назвал его безусловным (внешним).

Условное (внутренне) торможение возникает в том же самом участке коры, где находится центр условного рефлекса. Развивается условное торможение постепенно. Вспомните, как мы выработали у собаки условный рефлекс на включение лампочки. Если мы перестанем давать пищу, а лампочку продолжим включать, то постепенно слюноотделение у собаки угаснет – это и есть условное торможение.

Для того, чтобы условный рефлекс сохранялся, нужно как можно чаще его подкреплять: в нашем случае свет (условный раздражитель) подкрепляется пищей (безусловным).

Если перестать включать лампочку, перед тем как дать собаке еду, то постепенно условный рефлекс ослабеет и исчезнет.

Такой процесс называют угасание – исчезновением условного рефлекса, однако при желании его можно будет создать вновь.

Учение Павлова о первой и второй сигнальных системах

У животных имеется только первая сигнальная система. Павлов рассматривал ее как совокупность нервных структур, с помощью которых происходит восприятие окружающего мира органами чувств. Сигналами в первой сигнальной системе служат запах, цвет, звук – они вызывают безусловные рефлексы и служат основой формирования условных рефлексов .

Павлов доказал и то, что у животных отсутствует вторая сигнальная система. Его опыт состоял в помещении обезьяны на плот посреди озера. Обезьяна могла перебираться с помощью шеста на два других плота.

На одном из них находился черпак и бак с водой, на другом плоте начинался пожар.

Обезьяна тушила пожар, совершая сложные действия: каждый раз она перебиралась на плот с баком воды и черпала воду оттуда, вместо того, чтобы зачерпнуть воду из озера, которое находилось гораздо ближе. Следовательно, животные не способны к обобщению и абстрактному мышлению.

В процессе трудовой деятельности и общения у человека возникла вторая сигнальная система, тесно связанная с возникновением речи. Здесь специфическим раздражителем являются слова, в которые человек вкладывает смысл, какое-либо понятие.

Слова имеют обобщающее значение, что послужило основной для возможности обобщения, абстрагирования и оперирование понятиями.

Язык закрепляет в словах результаты деятельности человека, поэтому вы можете представить обезьяну, даже если ее не видите. Благодаря устной и особенно письменной речи становится возможным передача опыта будущим поколениям.

За любую книгу, в том числе и этот учебник, также стоит сказать отдельное спасибо именно второй сигнальной системе.

Типы темперамента

Павлов выделил четыре типа темперамента, в зависимости от силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов в коре больших полушарий. Холерик – легко возбудимый тип, сангвиник – уравновешенный.

Флегматик – процессы возбуждения и торможения слабой силы, упорны и прилежны в работе.

И, наконец, меланхолик – процессы возбуждения и торможения неуравновешены и слабы – весьма ранимы и слабовольны, склонны к глубоким переживаниям.

Эмоции, мышление и память

Эмоции – субъективные реакции человека на внешние и внутренние раздражители. Эмоции могут быть положительными и отрицательными, они отражают субъективные переживания по поводу объективной окружающей действительности.

Мышлением называют совокупность умственных процессов, направленных на познание окружающей действительности и благодаря которым человек осознает суть явлений и вещей – в результате мышления формируются понятия. Различают элементарное мышление, присущее всем животным (первая сигнальная система), и абстрактное мышление, свойственное только человеку (вторая сигнальная система).

Память – способность нервной системы (мозга), заключающаяся в возможности закрепления, сохранения и дальнейшем воспроизведении полученной информации. Исходя из времени хранения информации память подразделяют на кратковременную и долговременную.

Любая полученная нами информация сначала попадает в кратковременную память, только при многократном воспроизведении эта информация переходит в долговременную память. Выделяют следующие виды памяти: зрительная, слуховая, двигательная, осязательная, смешанная.

Сон

Сном называют состояние угнетения сознания, в период которого снижаются все виды чувствительности. В норме продолжительность сна у взрослого человека 7-8 часов, у новорожденных продолжительность сна достигает 18-20 часов в день. Во время сна происходит перемещение полученной за день информации в долговременную память. При отсутствии сна свыше 1-2 недель возможен летальный исход.

Различают две фазы сна: медленную и быструю, которые несколько раз чередуются за одну ночь. Фаза медленного сна заключается в физиологическом отдыхе всех систем организма: снижается ЧСС и артериальное давление, температура тела. Активнее начинают выделяться гормоны, действие которых сопряжено с восстановлением тканей.

Фаза быстрого сна – именно та фаза, в которую мы видим сновидения. В этом промежутке активно двигаются глазные яблоки, дыхание может учащаться, руки совершают движения. Эта фаза возникает примерно каждые 60-80 минут (после фазы медленного сна).

Таким образом, за одну ночь мы видим множество сновидений, большинство из которых забываем.

К слову, различные “умные” будильники ловят именно момент фазы быстрого сна, в который человека легче всего разбудить, и при пробуждении обычно запоминается сновидение.

Сновидение является своеобразным представлением полученной информации в виде зрительных образов. Замечу интересный факт, что всех людей, которых мы видим во сне, мы уже когда-то видели наяву. Это могло быть лицо случайного прохожего, встретившегося нам несколько лет назад: подобная информация спрятана глубоко в подсознании.

Многим из нас, в том числе и мне, доводилось бывать в состоянии измененного сознания – осознанном сновидении. Это удивительно, но порой во время сна человек может осознать, что он спит, его сон нереален, и его можно менять, как только вздумается. После таких моментов испытываешь чрезвычайную эйфорию, сны с собственным сценарием запоминаются надолго.

Заболевания

Сомнамбулизм (устаревшее – лунатизм) – болезненное состояние, при котором люди совершают какие-либо действия, находясь в состоянии сна. Чаще всего снохождение возникает в период неполного пробуждения после глубокой фазы сна. Приступ лунатизма может длиться до нескольких часов, чаще всего лунатизм встречается у детей.

Это состояние известно с древних времен, однако его причины до сих пор остаются загадкой. Также нет сведений, вредит ли внезапное пробуждение лунатику в состоянии снохождения или нет. Чаще всего лунатики выполняют стереотипные действия: вставание, уборка, хождение, после которых они ложатся в постель и наутро ничего не помнят о произошедшем.

Иногда действия лунатиков несут опасность для них самих и окружающих. Известны случаи, когда лунатики уезжали за сотни (!) километров от своего дома, после пробуждения они оказывались в другой части страны совершенно дезориентированными.

Источник: https://studarium.ru/article/107

Высшая нервная деятельность: тест Стреляу

Высшая нервная деятельность(ТЕСТЫ)

Ян Стреляу не основе дифференциально-психофизиологической концепции Павлова (теория темперамента) разработал тест, направленный на измерение трех основных характеристик типа нервной деятельности:

Уровня процессов возбуждения; Уровня процессов торможения;

Уровня подвижности нервных процессов (STL)

Тест Стреляу об особенностях высшей нервной деятельности содержит три шкалы, состоящие из 134 вопросов.

Тест Стреляу: шкалы.

1. уровень процессов возбуждения

2. уровень процессов торможения

3. уровень подвижности нервных процессов

Определение основных свойств высшей нервной деятельности

Инструкция по тесту Стреляу:

Вам предлагается ответить на ряд вопросов, касающихся различных сторон Вашей личности.

На вопросы следует отвечать: «ДА», «НЕТ», «Затрудняюсь ответить»

Текст опросника свойств высшей нервной деятельности

1. Относитесь ли Вы к людям, которые легко завязывают знакомства?

2. Можете ли Вы воздержаться от выполнения действия до того момента, когда будет дано соответствующее распоряжение (получено разрешение)?

3. Достаточен ли краткий отдых для того, чтобы прошло Ваше утомление, вызванное работой?

4. Можете ли Вы работать в неблагоприятных условиях?

5. Воздерживаетесь ли Вы во время спора от эмоциональных аргументов, не относящихся к делу?

6. Легко ли Вам возвращаться к прежней работе после долгого перерыва (отпуска, каникул)?

7. Забываете ли Вы о своем утомлении, когда поглощены работой?

8. Можете ли Вы терпеливо ждать завершения работы, которую Вы поручили кому-либо?

9. Одинаково ли легко Вы засыпаете, если ложитесь в разное время?

10. Умеете ли Вы хранить секрет, если Вас об этом попросят?

11. Легко ли Вам возобновить работу, которую Вы не выполняли в течении нескольких недель или месяцев?

12. Умеете ли Вы терпеливо объяснять?

13. Любите ли ВЫ работу, требующую умственных усилий?

14. Испытываете ли Вы чувство сонливости или скуки при выполнении монотонной работы?

15. Легко ли Вы засыпаете после сильных переживаний?

16. Можете ли Вы, в случае необходимости, воздержаться от демонстрации своего превосходства?

17. Ведете ли Вы себя как обычно в присутствии незнакомых людей?

18. Легко ли Вам сдержать злость или гнев?

19. Сохраняете ли Вы присутствие духа в случае неудач?

20. Можете ли Вы в случае необходимости приспособить свою манеру поведения к особенностям поведения окружающих?

21. Охотно ли Вы беретесь за выполнение ответственных функций?

22. Меняется ли Ваше настроение под влиянием окружающей обстановки?

23. Сохраняете ли Вы веру в себя в трудные минуты?

24. Говорите ли Вы так же свободно, как всегда, в присутствии человека, чье мнение для Вас важно?

25. Возникает ли у Вас раздражение в случае изменений в распорядке дня?

26. Быстро ли Вы находите нужный ответ?

27. Можете ли Вы оставаться спокойным в ожидании важного для себя события (прием у учебное заведение, поездка за границу и т.п.)?

28. Легко ли у Вас проходят первые дни отпуска, каникул?

29. Вы находчивы?

30. С легкостью ли Вы приспосабливаете свою походку или манеру есть к тем, кто это делает медленней?

31. Быстро ли Вы засыпаете, ложась отдохнуть?
32. Охотно ли Вы выступаете на собраниях, занятиях, т.е. публично?

33. Легко ли у Вас портится настроение?

34. Легко ли Вам прервать работу, которой Вы заняты?

35. Можете ли Вы помолчать, чтобы не мешать другим?

36. Можете ли Вы не поддаваться на провокацию?

37. Легко ли Вы срабатываетесь с другими людьми?

38. Всегда ли Вы взвешиваете все «за и против» перед принятием важного решения?

39. Можете ли Вы проследить от начала до конца ход рассуждений автора, читая какую-либо книгу?

40. Легко ли Вам завязать разговор со случайными попутчиками?

41. Можете ли Вы удержаться от вступления в спор, если знаете, что это ни к чему хорошему не приведет?

42. Охотно ли Вы беретесь за работу, требующую большой точности движений?

43. Можете ли Вы изменить принятое решение, если мнение других не совпало с Вашим?

44. Быстро ли Вы привыкаете к новой организации труда?

45. Можете ли Вы поработать ночью, если днем тоже работали?

46. Быстро ли Вы читаете художественную литературу?

47. Быстро ли Вы отказываетесь от своих планов из-за препятствий?

48. Можете ли Вы держать себя в руках, в тех ситуациях, которые этого требуют?

49. Легко ли Вы просыпаетесь?

50. Можете ли Вы сдержать немедленную импульсивную реакцию?

51. Можете ли Вы работать в условиях шума?

52. Можете ли Вы в случае необходимости не говорить всей правды в глаза?

53. Умеете ли Вы сдерживать волнение перед экзаменом, разговором с начальством и т.д.?

54. Быстро ли Вы привыкаете к новому окружению?

55. Любите ли Вы разнообразие и частую смену обстановки?

56. Достаточно ли Вам ночного сна для полного восстановления сил, если днем Вы выполняли тяжелую работу?

57. Избегаете ли Вы занятий, которые требуют выполнения разнообразных действий в течении короткого времени?

58. Справляетесь ли Вы с большинством возникающих трудностей самостоятельно?

59. Ожидаете ли Вы, пока другой выскажется, прежде чем начать говорить самому?

60. Бросились ли Вы в воду, чтобы спасти утопающего, если бы умели плавать?

61. Способны ли Вы к напряженной работе, учению?

62. Можете ли Вы удержаться от замечаний, если они неуместны?

63. Придаете ли Вы значение постоянному рабочему месту, месту за столом, на лекциях и т.п.?

64. Легко ли Вы переключаетесь с одной деятельности на другую?

65. Всегда ли Вы тщательно взвешиваете все последствия перед тем, как решиться на что-то важное?

66. Легко ли Вы справляетесь с трудностями на своем пути?

67. Легко ли Вам удержаться от того, чтобы не поинтересоваться чужими делами, не заглянуть в чужие бумаги?

68. Скучно ли Вам выполнять однообразные стереотипные действия?

69. Придерживаетесь ли Вы правил поведения в общественных местах?

70. Умеете ли Вы сдерживаться во время разговора, выступления или ответа от ненужных движений, жестикуляций?

71. Любите ли Вы оживление вокруг себя?

72. Любите ли Вы выполнять работу требующую больших усилий?

73. В состоянии ли Вы в течении длительного времени концентрировать свое внимание на выполняемой деятельности?

74. Любите ли Вы работу (занятия), которые требуют быстрых движений?

75. Владеете ли Вы собой в трудные минуты жизни?

76. Сразу ли Вы встаете после того, как проснулись?

77. Можете ли Вы, выполнив порученную Вам работу, терпеливо ждать, когда окончат свою работу другие?

78. Действуете ли Вы также уверенно, как обычно, после того, как увидели что-то неприятное, досадное, обидное?

79. Быстро ли Вы просматриваете ежедневную прессу?

80. Случается ли, что Вы говорите настолько быстро, что Вас трудно понять?

81. Можете ли Вы нормально работать, если не выспались?

82. Можете ли Вы работать длительное время без перерыва?

83. Можете ли Вы работать, если у Вас болит голова, зубы и т.п.?

84. Можете ли довести свою работу до конца, когда знаете, что Ваши товарищи ждут Вас или развлекаются?

85. Быстро ли отвечаете на неожиданные вопросы?

86. Быстро ли Вы говорите?

87. Можете ли Вы спокойно работать, когда ожидаете прихода гостей?

88. Легко ли Вы меняете свою точку зрения под влиянием убедительных аргументов?

89. Терпеливы ли Вы?

90. Можете ли Вы приспособится к темпу работы человека, который работает гораздо медленней Вас?

91. Можете ли Вы организовать свою работу так, чтобы в один и тот же период времени выполнить несколько совместимых друг с другом дел?

92. Меняется ли Ваше мрачное настроение в веселой компании?

93. Можете ли Вы без особого напряжения делать одновременно несколько дел?

94. Сохраняете ли Вы присутствие духа, став свидетелем несчастного случая на улице?

95. Любите ли Вы работу, выполнение которой требует большой точности движений?

96. Сохраняете ли Вы присутствие духа, если страдает близкий Вам человек?

97. Полагаетесь ли Вы на себя в трудных ситуациях?

98. Чувствуете ли Вы себя свободно в большой компании или среди незнакомых людей?

99. Можете ли Вы сразу прервать разговор, если того требует ситуация (например, начало сеанса, собрания, лекции)?

100. Легко ли Вы приспосабливаетесь к тому, как работают другие?

101. Любите ли Вы часто менять вид занятий?

102. Стремитесь ли Вы взять инициативу в свои руки, если происходит что-то неожиданное?

103. Сдерживаетесь ли Вы от смеха в неподходящий момент?

104. Сразу ли Вы полностью включаетесь в работу?

105. Выступаете ли Вы против того, с кем не согласны?

106. Можете ли Вы справиться с состоянием временной депрессии?

107. Засыпаете ли Вы как обычно, если сильно утомлены работой?

108. Можете ли долго ждать не раздражаясь?

109. Воздерживаетесь ли Вы от вмешательства, если знаете, что оно ни к чему хорошему не приведет?

110. Можете ли Вы хладнокровно подыскивать аргументы в ходе бурного спора?

111. Сразу ли Вы находите нужное решение при неожиданном изменении ситуации?

112. Можете ли Вы не шуметь, если Вас об этом попросят?

113. Без особых ли уговоров Вы соглашаетесь на то, чтобы подвергнуться неприятным медицинским процедурам?

114. Можете ли Вы работать с большим напряжением сил, интенсивно?

115. Охотно ли Вы меняете место отдыха, развлечений?

116. Трудно ли Вам приспособится к новому распорядку дня?

117. Спешите ли Вы с помощью в случае неожиданных происшествий?

118. Воздерживаетесь ли Вы от ненужных жестов, возгласов, наблюдая соревнования, выступления в цирке и т.п.?

119. Любите ли Вы работу, занятия, где приходится разговаривать со многими людьми?

120. Контролируете ли Вы выражение своего лица (гримасы, ироническая улыбка и т.п.)?

121. Нравится ли Вам работа, требующая активных физических движений?

122. Считаете ли Вы себя отважным человеком?

123. Меняется ли у Вас голос (трудно ли говорить) в необычной ситуации?

124. Умеете ли Вы справится с желанием все бросить в случае неудачи?

125. Умеете ли Вы в течении длительного времени стоять, сидеть спокойно, если Вас об этом попросят?

126. В состоянии ли Вы сдерживать свой смех, если знаете, что это может кого-то обидеть, задеть?

127. Легко ли Ваше грустное настроение сменяется радостным?

128. Трудно ли вывести Вас из равновесия?

129. Легко ли Вам соблюдать все принятые в Вашем окружении условности?

130. Любите ли Вы выступать публично?

131. Приступаете ли Вы к работе сразу, без длительной подготовки?

132. Готовы ли Вы спешить на помощь, подвергая риску собственную жизнь?

133. Энергичны ли Ваши движения?

134. Охотно ли Вы беретесь за ответственную работу?

Ключ к тесту Стреляу: свойства высшей нервной деятельности

Возбуждение
За ответы «ДА»: 3, 4, 7, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 24, 32, 39, 45, 56, 58, 60, 61, 66, 72, 73, 78, 81, 83, 94, 97, 98, 102, 105, 106, 113, 114, 117, 121, 122, 124, 130, 132, 133, 134 – плюс 2 балла.

За ответы «НЕТ»: 47, 51, 107, 123 – плюс 2 балла.

Средний уровень 40 – 42 балла.

Торможение
За ответы «ДА»: 2, 5, 8, 10, 12, 16, 27, 30, 35, 37, 38, 42, 48, 50, 52, 53, 59, 62, 65, 67, 69, 70, 75, 77, 84, 87, 89, 90, 96, 99, 103, 108, 109, 110, 112, 118, 120, 125, 126, 129 – плюс 2 балла.

За ответы «НЕТ»: 18, 34, 36, 128 – плюс 2 балла.

Средний уровень – 40 -42 балла.

Подвижность
За ответы «ДА»: 1, 6, 9, 11, 14, 20, 22, 26, 28, 29, 31, 33, 40, 41, 43, 44, 46, 49, 54, 55, 64, 68, 71, 74, 76, 79, 80, 85, 86, 88, 91, 92, 93, 95, 100, 101, 104, 111, 115, 119, 127, 131 – плюс 2 балла.

За ответы «НЕТ»: 25, 57, 63, 116 – плюс 2 балла.

Средний уровень 40 – 42 балла.

Желаю всем психологического благополучия!

Матвеев Олег — консультация психолога

Диагностика и тестирование онлайн

Вопросы психоаналитику

Много полезного Вы найдете в содержании

тестом в соцсетях…

Источник: https://xn----7sbabkauaucayksiop0b0af4c.xn--p1ai/testy-detyam/vysshaya-nervnaya-deyatelnost-test-strelyau/

Тест по биологии Высшая нервная деятельность человека 8 класс

Высшая нервная деятельность(ТЕСТЫ)

Тест по биологии Высшая нервная деятельность человека для учащихся 8 класса с ответами. Тест состоит из 2 вариантов. В первом варианте — 21 задание, во втором — 20 заданий.

1 вариант

1. Какой из перечисленных ниже рефлексов является безусловным?

А. Выделение слюны при показе пищиБ. Реакция собаки на голос хозяина

В. Отдергивание руки от горячего предмета

2. Если в комнате, где у собаки вырабатывается слюноотделительный рефлекс на зажигание лампочки, включается неожиданно приемник, то его звук…

А. Является условным раздражителемБ. Является безразличным раздражителемВ. Является безусловным раздражителем

Г. Вызывает торможение рефлекса

3. Условный рефлекс будет прочным, если условный раздражитель…

А. Постоянно подкреплять безусловнымБ. Подкреплять безусловным нерегулярноВ. Не подкреплять безусловным

Г. То подкреплять безусловным, то длительно не подкреплять

4. Какой признак характерен для безусловного реф­лекса?

А. Характерен для всех особей данного видаБ. Приобретается в течение жизниВ. Не передается по наследству

Г. Вырабатывается у каждой особи вида

5. К высшей нервной деятельности относят

А. Мыслительную, речевую деятельность и памятьБ. Группу ориентировочных рефлексовВ. Инстинкты

Г. Рефлексы, обеспечивающие органические потреб­ности (голод, жажда и др.)

6. Что такое потребность?

А. Сложный комплекс приспособительных двига­тельных актов, направленных на удовлетворение имеющейся у организма потребностиБ. Нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизни и развития организмаВ. Внутренний мир человека

Г. Основная форма деятельности нервной системы

7. Какая форма высшей нервной деятельности харак­терна для человека?

А. Условные рефлексыБ. Безусловные рефлексыВ. Мышление

Г. Элементарная рассудочность

8. Большой вклад в учение о высшей нервной деятель­ности внес

А. И.И. МечниковБ. И.П. ПавловВ. Луи Пастер

Г. Н.А. Семашко

9. Во время сна деятельность мозга

А. Прекращается на все время снаБ. Прекращается на время медленного снаВ. Не меняется вовсе

Г. Перестраивается, циклически изменяясь на про­тяжении всего сна

10. Инстинкт — это

А. Генетически закрепленное поведениеБ. Приобретенный в течение жизни опыт

В. Поведение, обусловленное целенаправленным обучением

11. Что, по И.П. Павлову, является чрезвычайной при­бавкой к механизмам работы мозга?

А. Рассудочная деятельностьБ. Эмоции

В. Речь

12. Первая сигнальная система

А. Анализирует знаковые сигналы, поступающие в виде символов (слов, знаков, изображений)Б. Анализирует сигналы, идущие из внешней среды

В. Анализирует оба типа сигналов

13. Важнейшая функция речи — это

А. Обобщение и абстрактное мышлениеБ. Обозначение конкретных примеров

В. Выражение эмоций

14. Сновидения возникают в период

А. Медленного снаБ. Быстрого сна

В. В обоих случаях

15. Ухаживание кошки за котятами — это

А. Условный рефлексБ. Сложная цепь безусловных рефлексов

В. Сочетание навыков и безусловных рефлексов

16. Сосредоточенность сознания на том или ином виде деятельности, объекте

А. ЭмоцииБ. Внимание

В. Память

17. Какая из форм торможения передается по наследству?

А. ВнешнееБ. Внутреннее

В. Таких не существует

18. Чего нельзя увидеть в сновидениях?

А. ПрошлоеБ. Настоящее

В. Будущее

19. Чем условный рефлекс отличается от безусловного?

20. Какое значение для организма имеет сон?

21. Чем отличается мышление человека от рассудочной деятельности животных?

2 вариант

1. Какой из перечисленных ниже рефлексов является условным?

А. Выделение слюны при показе пищиБ. Реакция собаки на голос хозяина

В. Отдергивание руки от горячего предмета

2. Если у собаки вырабатывается условный слюноотделительный рефлекс на зажигание электрической лампочки, то пища в этом случае…

А. Является условным раздражителемБ. Является безразличным раздражителемВ. Является безусловным раздражителем

Г. Вызывает торможение рефлекса

3. Какие формы высшей нервной деятельности наблю­даются у животных?

А. Только безусловные и условные рефлексыБ. Безусловные и условные рефлексы и элементар­ная рассудочная деятельностьВ. Мышление

Г. Только элементарная рассудочная деятельность

4. Условный рефлекс…

А. Характерен для всех особей данного видаБ. Приобретается в течение жизниВ. Передается по наследству

Г. Является врожденным

5. Какая из форм высшей нервной деятельности соотно­сится с умением решать математические задачи?

А. Условные рефлексыБ. Безусловные рефлексыВ. Абстрактное мышление

Г. Элементарная рассудочная деятельность

6. В комнате, где у собаки вырабатывается слюноотде­лительный рефлекс на зажигание лампочки, посто­янно включено радио. Радио в этом случае выступает как…

А. Условный раздражительБ. Безразличный раздражительВ. Безусловный раздражитель

Г. Фактор, вызывает торможение рефлекса

7. В период быстрого сна

А. Снижается температураБ. Замедляется дыханиеВ. Происходит движение глазных яблок под закры­тыми веками

Г. Понижается кровяное давление

8. Ответная реакция организма на раздражение рецеп­торов при участии и контроле нервной системы на­зывается

А. Гуморальной регуляциейБ. РефлексомВ. Автоматизмом

Г. Сознательной деятельностью

9. Во время сна деятельность мозга

А. Прекращается на все время снаБ. Прекращается на время медленного снаВ. Не меняется вовсе

Г. Перестраивается, циклически изменяясь на про­тяжении всего сна

10. Прямо перед школьником неожиданно на большой скорости проехала машина. Он остановился как вко­панный. Почему?

А. Сработало внешнее торможениеБ. Сработал условный рефлекс

В. Сработало внутреннее торможение

11. Вторая сигнальная система

А. Анализирует знаковые сигналы, поступающие в виде символов (слов, знаков, изображений)Б. Анализирует сигналы, идущие из внешней среды

В. Анализирует оба типа сигналов

12. Рассудочная деятельность — это…

А. Высшая форма приспособления к условиям средыБ. Способность говорить

В. Способность использовать орудия труда

13. Сновидения возникают в период

А. Медленного снаБ. Быстрого сна

В. В обоих случаях

14. Засыпание человека происходит

А. Только рефлекторноБ. Под влиянием гуморальных процессов

В. Под влиянием гуморальных и рефлекторных про­цессов

15. Кто первым объяснил рефлекторный принцип рабо­ты головного мозга?

А. И.П. ПавловБ. А.А. УхтомскийВ. И.М. Сеченов

Г. П.И. Анохин

16. Что И.П. Павлов понимал под названием «сигналы сигналов»?

А. Первую сигнальную системуБ. Вторую сигнальную систему

В. Рефлекс

17. Переживания, в которых проявляются отношения людей к окружающему миру и к самому себе, назы­ваются

А. ОбучениемБ. Памятью

В. Эмоциями

18. Каково биологическое значение торможения услов­ных рефлексов?

19. Что формируется труднее: знания, умения или на­выки?

20. Как по-другому можно назвать цепочку условных рефлексов?

Ответы на тест по биологии Высшая нервная деятельность человека
1 вариант1-В2-Г3-А4-А5-А6-Б7-В8-Б9-Г10-А11-В12-В13-А14-А15-Б16-Б17-Б18-В19. Безусловные рефлексы пе­редаются по наследству, а условные рефлексы выраба­тываются после рождения в процессе жизни20.

От­дых мозга, активная перестройка его работы, необходи­мая для упорядочивания полученной информации в пе­риод бодрствования21. Мышление — это способ на основе известных знаний добывать новую информацию, обобщать известные факты.

Рассудочная деятельность — это высшая форма приспособления к условиям среды

2 вариант

1-Б2-В3-Б4-Б5-В6-Г7-В8-Б9-Г10-А11-А12-А13-Б14-В15-В16-Б17-В18. Позволяет приспособиться к конкретным условиям существования19. Умение

20. Динамический стереотип

PDF-версияТест Высшая нервная деятельность человека

(121 Кб, pdf)

Источник: https://testschool.ru/2017/11/26/test-po-biologii-vyisshaya-nervnaya-deyatelnost-cheloveka-8-klass/

ovdmitjb

Add comment