Kievuz

Задачи счетной палаты РФ по контролю при составлении бюджета РФ на текущий календарный год

/ 2011 / Июль / 15 / “Стандарт СФК 201. Предварительный контроль формирования проекта федерального бюджета”

Документ по состоянию на август 2014 г.

Утвержден решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации

(протокол от 15 июля 2011 г. N 38К(805))

1. Общие положения

1.1. Стандарт внешнего финансового контроля “Предварительный контроль формирования проекта федерального бюджета” (далее – Стандарт) разработан с учетом положений:

статей 152, 157, 192, 195, 201 и 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс);

статей 2, 7, 9 и 20 Федерального закона “О Счетной палате Российской Федерации”;

Регламента Счетной палаты Российской Федерации (далее – Регламент), утвержденного Постановлением Коллегии Счетной палаты от 4 апреля 2003 г. N 8 (с учетом изменений и дополнений);

стандартов внешнего финансового контроля, осуществляемых Счетной палатой Российской Федерации (далее – Счетная палата), и стандартов организации деятельности Счетной палаты Российской Федерации;

международных стандартов ИНТОСАИ для высших органов финансового контроля.

1.2. Стандарт разработан для использования сотрудниками Счетной палаты при организации и проведении предварительного контроля формирования проекта федерального бюджета и подготовки заключения Счетной палаты на проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.

1.3. Целью Стандарта является установление единых принципов, правил и процедур проведения предварительного контроля формирования проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.

1.4. Настоящий Стандарт устанавливает:

основные принципы и этапы проведения предварительного контроля формирования проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период;

требования комплекса экспертно-аналитических мероприятий и проверок обоснованности формирования проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период;

структуру, содержание и основные требования к заключению Счетной палаты на проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период;

порядок взаимодействия между направлениями деятельности Счетной палаты, возглавляемыми аудиторами Счетной палаты, структурными подразделениями аппарата Счетной палаты в ходе проведения предварительного контроля формирования проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.

1.5.

При организации и проведении предварительного контроля формирования проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период сотрудники Счетной палаты обязаны руководствоваться Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом “О Счетной палате Российской Федерации”, бюджетным законодательством, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, Регламентом, а также приказами, инструкциями, иными нормативными документами Счетной палаты и настоящим Стандартом.

1.6. Внесение изменений и дополнений в настоящий Стандарт осуществляется на основании решений Коллегии Счетной палаты. Решение вопросов, не урегулированных настоящим Стандартом, осуществляется Председателем Счетной палаты (по его поручению заместителем Председателя Счетной палаты), и вводится в действие приказом или распоряжением Счетной палаты.

1.7. Коллегия Счетной палаты ежегодно утверждает Программу проверки и анализа обоснованности проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, наличия и состояния нормативно-методической базы его формирования с целью подготовки заключения Счетной палаты.

2.1. Правовые и информационные основы предварительного контроля формирования проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период

2.1.1.

Предварительный контроль формирования проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период является формой государственного финансового контроля, осуществляемого Счетной палатой в рамках единой системы контроля формирования и исполнения федерального бюджета на основании статей 152, 157, 192, 195, 201 и 265 Бюджетного кодекса, а также статей 2, 7, 9 и 20 Федерального закона “О Счетной палате Российской Федерации”.

2.1.2.

Предварительный контроль формирования проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период состоит из комплекса экспертно-аналитических мероприятий и анализа обоснованности показателей проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, наличия и состояния нормативной методической базы его формирования и подготовки заключения Счетной палаты на проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, а также участия Счетной палаты в ходе рассмотрения проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период в Государственной Думе и Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

2.1.3. Целью предварительного контроля формирования проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период является определение достоверности и обоснованности показателей формирования проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.

Задачами предварительного контроля формирования проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период являются:

определение соответствия действующему законодательству проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, а также документов и материалов, представляемых одновременно с ним в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Государственная Дума);

определение обоснованности, целесообразности и достоверности показателей, содержащихся в проекте федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, документах и материалах, представляемых одновременно с ним в Государственную Думу;

оценка эффективности проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период как инструмента социально-экономической политики государства, его соответствия положениям ежегодного и Бюджетного посланий Президента Российской Федерации и иным программным документам, соответствия условиям среднесрочного планирования, ориентированного на конечный результат;

оценка качества прогнозирования доходов федерального бюджета, расходования бюджетных средств, инвестиционной и долговой политики, а также эффективности межбюджетных отношений.

2.1.4.

Предметом предварительного контроля формирования проекта федерального бюджета являются проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, документы и материалы, представляемые одновременно с ним в Государственную Думу, включая прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, а также документы, материалы и расчеты по формированию проекта федерального бюджета и макроэкономических показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

2.1.5. Объектами предварительного контроля формирования проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период являются:

Министерство финансов Российской Федерации;

Министерство экономического развития Российской Федерации;

Центральный банк Российской Федерации;

другие субъекты бюджетного планирования, главные администраторы доходов федерального бюджета, главные распорядители средств федерального бюджета и иные участники бюджетного процесса (выборочно);

организации, осуществляющие агентские функции по управлению государственным долгом Российской Федерации и долгом иностранных государств перед Российской Федерацией.

2.1.6.

При осуществлении предварительного контроля формирования проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период необходимо исходить из действующих правовых основ формирования проекта федерального бюджета и определить соответствие проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и процедур по его формированию, документов и материалов, представляемых одновременно с ним в Государственную Думу, программным документам по вопросам экономической и бюджетной политики, принимаемым Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, действующему законодательству, а также ведомственным нормативным правовым актам, перечисленным в Приложении N 2 к Стандарту осуществления предварительного контроля за формированием проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.

2.1.6.

1. При осуществлении предварительного контроля формирования федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период должно быть проверено и проанализировано соответствие проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период и документов, представляемых одновременно с ним в Государственную Думу, положениям Бюджетного кодекса, в том числе:

I.

При оценке прогноза макроэкономических показателей необходимо обратить внимание на соблюдение принципа достоверности бюджета, закрепленного в статье 37 Бюджетного кодекса, который означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории, необходимую при уточнении параметров планового периода и добавления параметров второго года планового периода в соответствии с пунктом 4 статьи 173 Бюджетного кодекса и прогнозировании доходов бюджета в соответствии с пунктом 1 статьи 174.1 Бюджетного кодекса.

II. Соблюдение принципов бюджетной системы Российской Федерации, определенных статьей 28 Бюджетного кодекса и установленных статьями 29, 30, 31, 31.1, 32, 33, 34, 35, 36, 38, 38.1, 38.

2 Бюджетного кодекса: единства бюджетной системы; разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации; самостоятельности бюджетов; равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов; сбалансированности бюджета; результативности и эффективности использования бюджетных средств; общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; прозрачности; адресности и целевого характера бюджетных средств; подведомственности расходов бюджетов; единства кассы.

III. При оценке и анализе доходов федерального бюджета следует обратить внимание на порядок зачисления доходов в бюджет, налоговые и неналоговые доходы федерального бюджета, определенные в статьях 40, 41, 42, 46, 50 и 51 Бюджетного кодекса;

соблюдение требований статьи 53 Бюджетного кодекса о том, что федеральные законы о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, федеральные законы, регулирующие бюджетные правоотношения, приводящие к изменению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и вступающие в силу в очередном финансовом году и в плановом периоде, должны быть приняты не позднее одного месяца до дня внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.

IV. При оценке и анализе расходов федерального бюджета обратить внимание на:

обеспечение закрепленного в статье 37 Бюджетного кодекса принципа достоверности бюджета, который означает реалистичность расчета расходов бюджета;

соблюдение положений формирования расходов бюджетов, установленных в статье 65 Бюджетного кодекса, согласно которым формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и исполнение которых должно происходить в очередном финансовом году и плановом периоде за счет средств соответствующих бюджетов;

Источник: https://www.lawru.info/dok/2011/07/15/n192142.htm

Контрольные функции Счетной палаты Российской Федерации

Задачи счетной палаты РФ по контролю при составлении бюджета РФ на текущий календарный год

Введение……………………………………………………………………………………………. 3

1.Счетная палата Российской Федерации в системе государственных органов финансового контроля………………………………………………………………………… 6

2.Организация работы и основные задачи Счетной палаты………………… 9

2.1.Функции и задачи Счетной палаты…………………………………………… 9

2.2.Основные направления деятельности Счетной палаты……………… 11

3. Осуществление финансового контроля Счетной палатой………………….. 18

Заключение………………………………………………………………………………………. 24

Список использованной литературы………………………………………………….. 26

Приложения

Введение

Финансовый контроль – это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных органов и организаций, иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования. Финансовый контроль выступает важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности. Он призван предупреждать бесхозяйственность и расточительность, выявлять факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств [5, c.110].

Целью финансового контроля является укрепление финансовой дисциплины. Финансовая дисциплина достигается путем соблюдения:

· требований федерального законодательства и законодательства РФ, нормативных правовых актов местного самоуправления;

· требований, основанных на законе подзаконных нормативных правовых актов;

· законных и обоснованных предписаний органов финансового контроля и их должностных лиц.

Финансовому контролю подвергается деятельность всех участников финансовых отношений. Поэтому финансовый контроль осуществляется как на микро, так и на макроуровне.

Его предметом на макроуровне является распределение валового внутреннего продукта, национального дохода по соответствующим фондам и расходование их по целевому назначению.

На микроуровне финансовый контроль имеет целью рациональное расходование материальных, трудовых, природных и финансовых ресурсов, сокращение непроизводительных расходов, потерь, борьбу с бесхозяйственностью и расточительством [5, c.111].

Тема рассмотрения контрольных функций Счетной палаты РФ достаточно актуальна в настоящее время, т.к. значимость проводимых ею контрольных мероприятий бесспорно очень высока, т.к.

позволяет, прежде всего, на государственном уровне, выявлять случаи нарушения законодательства, нецелевого использования средств, не говоря уже о том, что федеральный бюджет не может быть принят без согласования со Счетной палатой.

Счетная палата Российской Федерации по праву вошла в число важнейших государственных органов страны, активно влияющих на повышение качества и культуры управления государственными финансами, достигла современного, адекватного требованиям и вызовам времени уровня. [12, с.3]

Эффективный и действенный финансовый контроль является необходимым условием сильной власти, важнейшим фактором государственного управления.

В настоящее время в Российской Федерации продолжается пора реформирования законодательства. В данной ситуации необходимо постоянно перепроверять правильность и точность, а так же целесообразность расходования денежных средств федерального бюджета и внебюджетных фондов. Данную функцию исполняет Счетная палата Российской Федерации [6, c.17].

Предметом данной контрольной работы являются задачи, организационно-экономические методы и инструменты, а также правовые основы деятельности Счетной палаты в системе государственного финансового контроля.

Целью работы является рассмотрение Счётной палаты как органа государственного финансового контроля/

Задачи работы:

• рассмотреть роль Счётной палаты в системе государственного финансового контроля;

• изучить задачи и основные направления деятельности Счетной палаты;

• рассмотреть на примерах из СМИ организацию деятельности Счетной палаты.

При написании данной контрольной работы использованы нормативно-правовые акты (Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, Федеральный закон от 11.01.95 г.

№4-ФЗ), статьи из СМИ (газета «Коммерсантъ», «Независимая газета», «Российская газета», Бюллетень Счетной палаты) и литература, посвящённой данному вопросу, следующих авторов: Н.Д.Бровкин, О.С. Макоев, М.В.

Мельник, а также ресурсы интернета (официальный сайт Счётной палаты РФ).

1. Счетная палата Российской Федерации в системе государственных органов финансового контроля

Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, действующим на основе принципов законности, объективности, не зависимости и гласности, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации [3].

Счетная палата Российской Федерации образована в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» от 11.01.1995 г. № 4-ФЗ.

В рамках задач, определенных действующим законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью, т.е.

самостоятельна как конституционный орган: она не входит в структуру какого-либо органа государственной власти.

Под функциональной независимостью понимается наличие у Счетной палаты исключительных функций, отличных от функций какого-либо другого органа государственной власти [5, стр.110].

Счетная палата состоит из Председателя, заместителя председателя, аудиторов и аппарата Счетной палаты.

Председатель Счетной палаты и половина состава ее аудиторов назначаются и освобождаются от должности Государственной Думой Российской Федерации, а заместитель Председателя Счетной палаты и другая половина состава ее аудиторов – Советом Федерации.

Председателем Счетной палаты может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного управления, государственного контроля, экономики и финансов [3].

Председатель Счетной палаты:

– осуществляет руководство деятельностью Счетной палаты и организует ее работу в соответствии с Регламентом Счетной палаты;

– представляет Совету Федерации и Государственной Думе совместно с заместителем Председателя Счетной палаты отчеты о работе Счетной палаты;

– представляет Счетную палату в органах государственной власти Российской Федерации и за рубежом.

Заместитель Председателя Счетной палаты выполняет должностные обязанности в соответствии с Регламентом Счетной палаты, исполняет в отсутствие Председателя Счетной палаты его функции, по поручению Председателя Счетной палаты представляет Счетную палату в органах государственной власти Российской Федерации и за рубежом.

Аудиторы Счетной палаты – должностные лица, возглавляющие определенные направления деятельности Счетной палаты, которые охватывают комплекс, группу или совокупность ряда доходных или расходных статей федерального бюджета, объединенных общим назначением. Конкретное содержание направления деятельности Счетной палаты, возглавляемого одним из аудиторов Счетной палаты, устанавливается Коллегией Счетной палаты [3, 4, стр. 40].

Аудиторами Счетной палаты могут быть назначены граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного контроля, экономики, финансов. При формировании Счетной палаты Совет Федерации и Государственная Дума назначают по шесть аудиторов сроком на шесть лет.

Коллегия Счетной палаты – орган, образованный для рассмотрения вопросов планирования и организации работы Счетной палаты, методологии контрольно-ревизионной деятельности, отчетов и информационных сообщений, направляемых Совету Федерации и Государственной Думе.

Основу аппарата составляют инспекции, состоящие из инспекторов Счетной палаты и иных штатных сотрудников, которые специализируются на определенных функциональных задачах и непосредственно осуществляют контрольные и экспертно-аналитические мероприятия согласно Федеральному закону «О Счетной палате Российской Федерации» [4, стр. 40-41].

Формирование коллектива осуществляется под непосредственным руководством Председателя Счетной палаты по представлениям аудиторов, а также руководителей соответствующих подразделений аппарата. Основными критериями подбора кадров служат профильное образование и опыт контрольно-ревизионной работы.

Рассмотрим основные задачи и направления деятельности Счетной палаты Российской Федерации.

2. Организация работы и основные задачи Счетной палаты

Задачи и функции Счетной палаты определены Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации», Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» установлено, что Счетная палата является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, задачами которого являются [3]:

1. организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

2. определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

Источник: https://mirznanii.com/a/21527/kontrolnye-funktsii-schetnoy-palaty-rossiyskoy-federatsii

ovdmitjb

Add comment