Kievuz

Знаменитые музыканты: Прокофьев Сергей Сергеевич

Композитор Сергей Прокофьев: биография певца жизни

Знаменитые музыканты: Прокофьев Сергей Сергеевич

В 1918 году Сергей Сергеевич Прокофьев завел себе альбом, в котором все его друзья должны были оставить записи на одну и ту же тему: «Что Вы думаете  о  солнце?»  Композитор не случайно выбрал ее, ведь  солнце — источник жизни, а он сам всегда, во всех своих произведениях был певцом жизни.

О  том, каким был Прокофьев композитором, мы знаем из его сочинений, а о том, каким он был человеком, что он любил, к чему стремился, мы лучше всего можем узнать из его «Автобиографии».

«Склонность к записыванию была мне  свойственна с самого детства, и она  поощрялась родителями,— сообщает Сергей Прокофьев на первых страницах «Автобиографии».— В шесть лет  я уже  писал  музыку.

  В семь, научившись в  шахматы, завел тетрадку и стал  записывать партии;  первая из них — полученный мною  «пастушеский» мат в три хода. В девать лет писались истории боевых оловянных солдатиков с учетом потерь и диаграммами  передвижений. В  двенадцать я подсмотрел, как мой профессор музыки писал дневник.

Это показалось совершенно замечательным, и я стал вести свой  собственный, под  страшным секретом ото всех».

Детство

Прокофьев  родился и провел детские годы в имении Сонцовка (в нынешней Донецкой области), где отец его,  ученый агроном, был управляющим. Уже зрелым человеком Прокофьев с удовольствием вспоминал  сонцовское степное приволье,  игры в саду с друзьями  — деревенскими ребятишками, начало занятий музыкой под руководством  матери, Марии  Григорьевны.

Еще не зная нот, по слуху, мальчик пытался играть  на рояле что-то свое. И нотам он выучился, главным образом, для того, чтобы это «свое» записывать.

А в девять лет, после поездки в Москву и  под  впечатлением первой услышанной оперы (это был «Фауст» Гуно), Сережа решил сочинить свою оперу, сюжет которой он тоже сам придумал.

Это была опера  «Великан» в трех действиях с приключениями, поединками и прочим.

Родители  Прокофьева были людьми образованными и сами взялись за начальное обучение мальчика  по всем школьным предметам. Но  учить правилам сочинения музыки они, конечно, не могли.

Потому, взяв сына в одну из  обычных своих зимних поездок в Москву, Мария Григорьевна  привела его к известному  композитору  и педагогу Сергею Ивановичу Танееву, который посоветовал  для  занятий  с Сережей пригласить  на лето в Сонцовку молодого, только что окончившего консерваторию  композитора Рейнгольда Морицевича Глиэра.

Два лета подряд Глиэр провел в Сонцовке, заминаясь с  Сережей, а также играя с ним в шахматы и в крокет – в роли уже не учителя, а старшего товарища. И  когда осенью 1904 года тринадцатилетний Сергей Прокофьев  приехал в Петербург держать экзамен в консерваторию, он  привез с собой необыкновенно солидный багаж сочинений.

В толстой папке находились две оперы, соната,  симфония и множество  маленьких  фортепианных пьесок — «Песенок», — написанных под руководством Глиэра.

Некоторые «Песенки» были такими  оригинальными и острыми по звучанию, что один  из друзей  Сережи  посоветовал  называть  их  не  «Песенками», а «Собачками»,  потому  что они «кусались».

Годы учебы в консерватории

В  консерватории Сережа был самым младшим среди однокурсников. И, конечно, ему  было трудно с ними подружиться, тем более что он иногда из озорства подсчитывал  количество ошибок  в музыкальных задачах каждого из учеников, выводил среднюю цифру за определенный период — и результаты  для  многих были неутешительными…

Но вот в консерватории появился еще один  ученик, в мундире  поручика саперного батальона, всегда  очень сдержанный, строгий, подтянутый.

Это был Николай  Яковлевич  Мясковский,  в будущем известный  композитор, ставший в советское время главой московской композиторской  школы.

Несмотря на разницу лет (Мясковскому было двадцать  пять,  а Прокофьеву — пятнадцать), между ними завязалась дружба на  всю жизнь. Они всегда показывали  друг другу свои сочинения, обсуждали их — лично и в письмах.

В классах теории композиции и свободного сочинения Прокофьев, в  общем, пришелся  не ко двору — слишком непочтительным к консерваторской традиции был его своеобразный  талант.

Самые смелые сочинения Прокофьев даже не решался показывать  учителям, зная, что  это  вызовет недоумение или раздражение.  Отношение  педагогов  выразилось в весьма  средних оценках  в  композиторском  дипломе Прокофьева.

Но у молодого  музыканта  была в запасе еще одна  специальность — фортепиано, — по которой он еще раз окончил  консерваторию  весной  1914  года.

«Если к плохому качеству композиторского диплома  я отнесся  равнодушно,— вспоминал потом Прокофьев,— то на этот раз меня заела амбиция, и я решил кончить по фортепиано первым».

Прокофьев  пошел  на  риск:  вместо классического фортепианного концерта  он решил сыграть свой собственныи Первый концерт, только что изданный,  вручив заблаговременно экзаменаторам  ноты. Ликующая,  полная молодого задора музыка концерта захватила слушателей, выступление Прокофьева   прошло  триумфально, и он  получил диплом  с отличием и  премию  имени  Антона Рубинштейна.

Результаты творческой деятельности

Творческая энергия  молодого композитора Прокофьева была  поистине  вулканической. Он работал быстро, смело, неутомимо, стремясь охватить самые разные жанры  и формы. За первым фортепианным концертом последовал второй, а за  ним – первый скрипичный, опера, балет, романсы.

Одно  из  сочинений   С.С. Прокофьева особенно характерно для раннего  периода. Это «Скифская сюита», созданная на основе музыки несостоявшегося балета.

Поклонение языческим богам, неистовая  «Пляска нечисти», тихая  и таинственная картина спящей скифской степи и, наконец, ослепительный финал — «Восход солнца»,— все  это передано в ошеломляюще-ярких оркестровых красках, стихийных нарастаниях звучности, энергичных ритмах.

Вдохновенный оптимизм сюиты, пронизывающий ее свет тем примечательнее,  что создавалась она в трудные годы первой мировой войны.

Сергей Прокофьев очень быстро  вошел в первый ряд композиторов, известных не только на родине, но и за рубежом, хотя его музыка  всегда вызывала споры, а некоторые произведения, особенно сценические, годами ждали исполнения. Но именно сцена особенно притягивала композитора.  Привлекала возможность, идя по пути Мусоргского, выразить в музыкальных интонациях самые тонкие,  тайные оттенки чувства, создать живые человеческие характеры.

Правда, он делал  это и в камерной музыке, например, в вокальной сказке «Гадкий утенок» (по Андерсену).

Каждый из обитателей птичьего двора наделен своим  неповторимым характером: степенная мамаша-утка, маленькие восторженные утята и сам главный герой, до превращения в прекрасного лебедя несчастный и всеми презираемый. Услышав эту сказку Прокофьева, А. М. Горький воскликнул: «А ведь это он про себя написал, про себя!»

Удивительно разнообразны, а иногда и резко контрастны сочинения молодого Прокофьева. В 1918 году была впервые исполнена его «Классическая симфония» — изящное, сверкающее  весельем и тонким юмором сочинение.

Ее название, как бы подчеркивающее намеренную стилизацию — подражание манере Гайдна и Моцарта, — сейчас нами воспринимается уже без кавычек: это подлинная классика музыки советского периода.

В творчестве композитора симфония  начала собой светлую и ясную линию, которая  прочерчивается вплоть до поздних сочинений — балета «Золушка», Седьмой  симфонии.

И почти одновременно с «Классической симфонией» возникло грандиозное вокально-симфоническое произведение «Семеро их»,  вновь, как  и «Скифская  сюита», возрождающее образы глубочайшей древности, но при этом какими-то сложными и неясными ассоциациями связанное с революционными событиями, потрясшими в  1917 году Россию  и весь мир.  «Странный поворот» творческой мысли  удивлял впоследствии и самого Прокофьева.

Заграница

Еще более странный поворот  произошел  в самой биографии композитора.

Весной 1918 года, получив заграничный паспорт, он уехал в Америку, не слушая советов друзей, предостерегавших его: «Когда вы вернетесь, вас не будут понимать».

И  действительно, длительное  пребывание за рубежом (до 1933 года) отрицательно сказалось на контакте композитора  с  аудиторией, тем более что ее состав  за эти годы сильно изменился и расширился.

Но годы, проведенные за рубежом, не означали полного отрыва от родины. Три концертных поездки в Советский Союз были поводом для общения и со  старыми  друзьями, и с новой аудиторией.

В 1926 году в Ленинграде ставится опера «Любовь к трем апельсинам», задуманная еще на  родине, но написанная  за  рубежом. За год до этого Прокофьев  написал балет «Стальной  скок»  — ряд  картин  из жизни молодой Советской республики.

Пестрые бытовые зарисовки и музыкально-хореографические портреты Комиссара, Оратора, Работницы, Матроса соседствуют с  индустриальными картинами («Фабрика», «Молоты»).

Это  произведение  обрело  жизнь лишь на концертной эстраде в виде симфонической сюиты. В 1933 году Прокофьев окончательно возвращается на родину, выезжая за ее  пределы лишь ненадолго.  Годы по возвращении оказались едва ли не самыми урожайными в его жизни и вообще  очень  продуктивными.

  Одно за другим  создаются  произведения, и каждое из них обозначает собой новый, высокий этап в том или  ином жанре.

Опера «Семен Котко», балет «Ромео и  Джульетта»,  музыка к фильму «Александр Невский», на основе которой композитор создал  ораторию,— все это вошло в золотой  фонд музыки советского периода.

Передать сюжет шекспировской трагедии средствами танца и танцевальной музыки — такая задача казалась многим невыполнимой и даже противоестественной. Прокофьев подошел к ней так, как будто никаких балетных условностей не существовало.

В частности, он отказался от построения балета как ряда законченных номеров, в паузах между которыми танцоры раскланиваются  и благодарят публику  за аплодисменты.

  У Прокофьева и  музыка, и хореографическое действие развиваются непрерывно, следуя законам драмы.

Этот балет, впервые поставленный в Ленинграде, оказался  выдающимся  художественным событием, тем более что непревзойденной Джульеттой стала Галина Уланова.

И совсем  небывалая задача решена композитором в «Кантате к 20-летию Октября». Музыка написана на документальный текст:  в ней использованы статьи, речи и письма К. Маркса и В. И. Ленина. Произведение было до того неслыханно новым, что кантате пришлось  ждать исполнения  целых 20 лет…

Разные сюжеты, разные жанры…

Произведения зрелого периода

Но, окидывая общим взглядом сочинения зрелого периода и сравнивая их с ранними, можно ясно видеть общую тенденцию: неуемное кипение творческой мысли сменяется мудрой уравновешенностью, интерес к невероятному, сказочному, легендарному  сменяется интересом к реальным человеческим судьбам  («Семен  Котко» — опера о  молодом  солдате), к героическому прошлому родной страны («Александр  Невский», опера  «Война  и мир»), к вечной теме любви и смерти («Ромео и Джульетта»).

При этом не исчез и всегда свойственный Прокофьеву юмор. В сказке  «Петя и волк» (для чтеца  и симфонического оркестра), обращенной к самым молодым слушателям, в шутливой форме дается много  интересных  сведений.  Каждый персонаж охарактеризован каким-либо инструментом.

Получился своего рода путеводитель по оркестру и одновременно веселая, забавная музыка.

 «Петя и волк» — одно из сочинений, в котором  композитор  достиг «новой простоты», как он сам это называл, то есть такой  манеры изложения мыслей, которая легко доходит до слушателя, не снижая и не обедняя самой мысли.

Вершина творчества Прокофьева – его опера  «Война и мир». Сюжет великого произведении Л. Толстого, воссоздающий героические страницы  русской  истории, воспринимался в годы Отечественной войны (а  именно  тогда создавалась опера)  необычайно остро и современно.

В  этом сочинении  соединились лучшие,  наиболее  типичные черты его творчества. Прокофьев здесь и мастер характерного  интонационного портрета,  и монументалист, свободно компонующий  массовые  народные сцены,  и,  наконец, лирик, создавший необыкновенно  поэтичный и женственный образ Наташи.

Как-то раз Прокофьев сравнил творчество со  стрельбой по движущимся мишеням:  «Только взяв прицел вперед, в завтрашний день, вы не останетесь позади, на уровне вчерашних требований».

И он  всю жизнь брал «прицел вперед», и,  наверно, именно потому все его  сочинения —  и написанные в годы творческого подъема,  и в годы последней тяжелой болезни, — остались с нами  и  продолжают нести радость слушателям.

Основные сочинения:

Оперы:

«Игрок» (1916)«Любовь к трем апельсинам»  (1919).«Огненный  ангел» (1927),«Семен  Котко» (1939)«Обручение в монастыре» (1940)«Война и мир» (1943)

«Повесть о настоящем человеке» (1948)

Источник: https://ProPianino.ru/prokofev-kompozitor

Прокофьев Сергей Сергеевич

Знаменитые музыканты: Прокофьев Сергей Сергеевич

Знаменитый советский композитор, автор множества классических произведений Прокофьев Сергей Сергеевич все свое творчество посвятил поиску новых путей в музыке, беспощадно боролся с устаревшими канонами постромантизма. Придерживаясь в целом традиций русской классической музыки, Прокофьев сумел придать своему творчеству экспрессию, мощь, свежесть, что многие современники воспринимали как некое «варварство».

Детство и юность композитора

Сергей Сергеевич Прокофьев появился на свет 23 апреля 1891 года в селе Сонцовка, ныне – село Красное Донецкой области, в обеспеченной по сельским меркам семье управляющего имением. Мама Сережи прекрасно играла на фортепиано и стала его первым учителем музыки.

Жизнь в деревне, общение с природой, народные песни, звучащие повсюду, способствовали раннему проявлению творческих способностей маленького Сережи. Первое произведение, пьесу для фортепиано, мальчик написал пяти лет от роду. Композиторский дебют Прокофьева по достоинству оценил С.И. Танеев, и по его рекомендациям в Сонцовку для занятий с мальчиком неоднократно приезжал Р. Глиэр.

В 1904 году Прокофьев поступил в Петербургскую консерваторию, где учителями Сергея стали выдающиеся музыкальные деятели и педагоги А.К. Лядов, Н.А. Римский-Корсаков, Я. Витол, А.Н. Есипова.

Через несколько лет упорных занятий Прокофьев блестяще оканчивает консерваторию по двум классам, исполнив на выпускном экзамене Первый концерт для фортепиано с оркестром собственного сочинения (за что был награжден премией им. А.Г. Рубинштейна).

В 1911-1918 годах, параллельно с учебой, Прокофьев брал активное участие в кружке «Вечера современной музыки», где окончательно увлекся новыми музыкальными течениями. Молодой композитор, разочарованный устаревшими, на его взгляд, идеями постромантизма не пошел по пути символиста Скрябина и импрессиониста Дебюсси.

В целом, дореволюционный период творчества Прокофьева пронизан творческим поиском, изучением произведений иностранных композиторов и любовью к стихам и живописи русской культурной интеллигенции.

Творчество Прокофьева эволюционировало от наивности фортепианных сказок и гавотов к «варварским» произведениям «Скифская сюита» и «Семеро их». В годы Первой мировой войны композитор много гастролирует по городам России.

Его творчество вызывало критику академических музыкальных критиков, но находило большую поддержку среди прогрессивной части современников.

Иностранные гастроли

После революции, в 1918 году в творческой карьере Прокофьева начинаются длительные театральные гастроли. Стоит отметить, что первая поездка в Соединенные штаты не увенчалась большим успехом.

Консервативные американские критики не оценили новаторские идеи Прокофьева и объявили его «большевиком и скифом».

Во время гастролей по Америке композитор пишет для Чикагского театра эксцентрическую оперу-сказку «Любовь к трем апельсинам».

Европейские гастроли Прокофьева получили больший успех, чем за океаном. Заслуженный успех в Париже получила «Скифская сюита», а также Третий концерт для фортепиано с оркестром.

Во время жительства в Германии в 1922-1923 годах композитор продолжает работу над оперой «Огненный ангел» на трагические и экспрессивные сюжеты «процессов ведьм» XVI столетия.

Большой интерес у лондонской и парижской публики вызвали балеты Прокофьева «Стальной скок» и «Блудный сын», постановка которых прошла в 1927-1929 годах.

Помимо композиторских успехов, Прокофьев провел просто блестящий гастрольный тур как пианист. Ему рукоплескали крупнейшие концертные залы Западной Европы и Соединенных Штатов.

Возвращение на Родину

В 1933 году Сергей Сергеевич Прокофьев возвращается в Советский Союз, где сразу становится в ряд видных отечественных композиторов. Начинается период активного сотрудничества с видными режиссерами Радловым и Эйзенштейном, балетмейстерами Лавровским, Улановой, музыкантами Рихтером, Гилельсом и Ойстрахом.

В предвоенные годы композитор создает несколько знаменитых произведений. Среди них музыка к фильму «Александр Невский», балет «Ромео и Джульетта», сюита «Поручик Киже» и «Египетские ночи». Также Прокофьев сочиняет знаменитую симфоническую сказку «Петя и волк», издает цикл пьес для фортепиано «Детская музыка».

Трагические события Великой Отечественной войны не могли оставить равнодушным и гениального Прокофьева. На патриотическом творческом подъеме он создает сюиту «1941 год», кантату «Балладу о мальчике, оставшемся неизвестным», грандиозную эпопею-оперу «Война и мир», несколько песен и маршей.

В 1944 году, обратившись к народным былинам, композитор сочиняет богатырски величавую Пятую симфонию, пишет музыку к фильму «Иван Грозный».

В послевоенный период Прокофьева преследовала тяжелая болезнь, но тот не сдавался. В период с 1947 по 1950 года из-под пера талантливого мастера выходят Шестая и Седьмая симфонии, увертюра «Встреча Волги с Доном», оратория «На страже мира», балет «Сказ о каменном цветке».

Умер Сергей Сергеевич Прокофьев 5 марта 1953 года, в один день с И.В. Сталиным. Такое трагическое совпадение оставило уход знаменитого композитора из жизни практически без внимания широкой общественности.

Вернуться в галерею славы

Источник: https://www.muz-lit.info/%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%8F-%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8B/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D1%84%D1%8C%D0%B5%D0%B2-%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9-%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87/

Сергей Сергеевич Прокофьев: список произведений. Самые известные произведения Прокофьева

Знаменитые музыканты: Прокофьев Сергей Сергеевич

Великий русский композитор, дирижер и пианист Сергей Прокофьев оставил большой след в истории мировой музыки. Несмотря на сложную судьбу, народный артист России создавал гениальные музыкальные произведения. Знаменитый «Петя и Волк», балет «Золушка», «Пятая симфония», «Ромео и Джульетта» – все это написал Прокофьев.

Список произведений композитора можно перечислять долго: от фортепианных и симфонических до музыкально-сценических. Каждое из них отличается конкретикой музыкальных характеристик, глубокой выраженностью образов. Многие говорили, что Сергей Сергеевич слышал в звуках пластическое изображение, что и отображало его уникальность, его талант.

В области оперы и балета ему не было равных.

Творчество великого композитора

Прокофьев, список произведений которого отличается разнообразием, насыщенностью и яркостью образов, долгое время проживал за территорией нашей страны.

Многие ценители его таланта с тревогой думали о том, сможет ли композитор «устоять» против зарубежного давления в музыке и не погрузиться в написание утонченных французских композиций, погасив свою стихию истинной русской души.

Великий пианист полностью отдавался искусству, даря свои шедевры широким слоям населения, благодаря чему и получил столь обширное мировое признание, несмотря на новые музыкальные веяния.

У Прокофьева отмечалось столь естественное отношение к музыке, что произведения, по его словам, рождались из самой жизни: из всего, что его окружало, волновало и радовало. Композитор говорил, что никогда не искал тем своих произведений, все получалось само собой.

Одним из самых ярких творений, созданных на родине, был восхитительный балет под названием «Ромео и Джульетта». Все образы настолько реалистичны, что захватывает дух, а музыка отличается необычайной глубиной и силой, точной прорисовкой каждой детали и элемента.

Основа драматургии рассматриваемого балета Прокофьева – убедительность и сила противостоящих, противоположных сторон (ненависть и безграничная любовь). Антагонистические начала сталкиваются между собой, конфликтуя, параллельно развиваются, что вызывает сильные чувства от услышанного.

Образы любви в балете символизируют Джульетту и ее возлюбленного. Композитор делает акцент на страстной любовной теме, которую утверждает вступление оркестра. Это светлая сторона.

Темная же представлена борьбой двух семей, что выражается прямолинейной музыкальной темой, более грубой и даже зловещей.

Каждый из представленных образов отличается динамикой, стремительным движением. Особенно это касается главной героини, которая из юной девочки, не знающей забот и тягот окружающего мира, превратилась в конце акта в другого человека. В образе Джульетты проявляется горячий характер, страстная душа и безумно любящее сердце.

Массовые сцены балета выписаны Прокофьевым максимально колоритно и ярко. Это и моменты утреннего пробуждения города, и карнавальные дни с ликующей толпой. Однако это всего лишь фон для основных событий, способствующий многократному усилению драматизма истории и некоторых определенных моментов, к примеру, схватки между Тибальдом и Ромео.

Это великолепное произведение не сразу нашло отклики у зрителей. Многие считали, что музыка совершенно не подходит для балета, и Прокофьев (список произведений которого можно увидеть ниже) несколько раз получал отказы от постановки в Большом театре. В начале сороковых годов XX столетия балет был поставлен. На это повлияла симфоническая сюита, созданная из разных номеров «Ромео и Джульетты».

Фортепианные миниатюры и оперы

В один и тот же период с трагедийным произведением композитор создает известные миниатюры под названием «Детская музыка».

В них слышатся звуки родной природы, жизнерадостные детские мотивы, можно услышать и элементы пионерских песен в форме маршей, которые в дальнейшем выразительно и ярко раскроются в «Пете и волке».

Известными станут и такие произведения, как «Сказ о каменном цветке». В этом балете зрителям запомнились пьесы под названием «Вальс алмазов», а также «Вечер».

Оперы – отдельная глава творчества композитора. Именно из-за них зазвучал совершенно по-новому для слушателей Прокофьев. Список произведений следующий:

  • Сонаты для фортепиано.
  • «На страже мира».
  • «Огненный ангел».
  • Концерты для инструментов с оркестром.
  • «Семен Котко».
  • Семь симфоний.
  • «Сказ о каменном цветке».
  • «Обручение в монастыре».
  • «Александр Невский».

Также выдающимися считаются: «Золушка», «Любовь к трем апельсинам», «Война и мир», «Петя и волк», «Ромео и Джульетта», музыка к кинокартинам.

Известная симфоническая детская сказка

Одним из самых популярных в довоенное время стало симфоническое произведение-сказка под названием «Петя и волк», причем известно оно было далеко за пределами нашей страны. Позже мультипликатор и режиссер Уолт Дисней использовал эту музыку в своем мультпроекте.

Произведение отличается от всех остальных творений, написанных композитором, своей мелодичностью и распевностью, в сказке есть ярко выраженный ритмический рисунок. Прокофьев в своем произведении выступает в роли не просто мудрого творца, но и сказочника, отличающегося остроумием и веселым настроем.

Перед ним была поставлена четкая цель – познакомить маленьких слушателей с различными музыкальными инструментами, отобразить все возможности основных составляющих симфонического оркестра.

Сам автор не раз указывал на то, что каждый герой произведения отображает определенный музыкальный инструмент, и наоборот. К примеру, кошка – это кларнет, маленькая птица – флейта, дедушка – фагот, а утка – гобой.

Волк же предстает перед слушателями в виде трех валторн и аккордов, а главный герой – Петя – квартет струнных. Дети сразу определяли и выстрелы охотников, ориентируясь на громогласные звуки барабанов и литавр.

Во многие школьные программы и до сих пор включают это произведение с целью определения детьми целой группы инструментов симфонического оркестра.

В музыкальной сказке очень ярко выражен каждый образ: слышится легкое порхание птиц, ясно определяется скольжение хитрой кошки и ее мурлыканье, ворчание дедушки Пети или грозный рык серого хищника.

Композитор не раз отмечал, что очень любит детей, поэтому создание миниатюр доставляло ему большое удовольствие.

Помимо «Пети и волка», еще запомнились сюита «Зимний костер», а также «Болтунья», в основу которой вошли стихи известной Агнии Барто.

Музыка к фильмам и спектаклям

В год, когда отмечалось столетие со дня смерти великого поэта Пушкина, композитор создал музыку к кинокартине под названием «Пиковая дама». Кроме того, его имя можно было увидеть на афишах спектаклей «Евгений Онегин», а также «Борис Годунов».

Создавая эту великолепную музыку, Прокофьев открыл в себе новую сторону – сильную заинтересованность к основным событиям истории страны. Именно в этот период слушатели с восторгом приняли такие его произведения, как «Александр Невский» и «Семен Котко».

В них слышатся мощные ноты отваги героев той эпохи, приближение грозных и страшных событий.

В десятых годах прошлого столетия композитор уделяет особое внимание в своих произведениях контрастам, различным средствам выразительности, ритмическому напору, и в то же время неповторимой лирике и изяществу мелодий. Стоит отметить также долю юмора и иронии, которые присутствуют во многих произведениях того времени. К таким шедеврам относятся следующие:

  • «Сказка про Шута» (балет, поставленный в 20-ых годах в столице Франции).
  • «Мимолетность» для фортепиано.
  • Несколько романсов на стихи известной Ахматовой.
  • 2 сонаты, написанные для фортепиано.
  • Первый концерт для скрипки (в сопровождении оркестра).

Композитор и пианист находился в постоянном творческом вдохновении. Его произведения настолько контрастны, что порой трудно определить, один ли автор их написал. Яркие примеры: «Любовь к трем апельсинам» и «На страже мира», «Петя и волк» и «Ромео и Джульетта» и так далее.

Симфонические сюиты и песни

Многие критики отмечали необычайный талант Прокофьева к произведениям, написанным «для страны».

К примеру, произведение «Поручик Киже», ставшее музыкой одноименного фильма в 30-ых годах прошлого века, или же сюита под названием «Египетские ночи» – музыкальная основа спектакля, поставленного в столичном Камерном театре в те же годы.

Перед тем как великий пианист вернулся на родину в начале 30-ых годов, был написан Второй концерт для скрипки с оркестром, в котором можно уловить множество счастливых мелодичных акцентов.

Особое внимание заслуживает песня «Белый лебедь», которую автор всегда лично исполнял и делал это с таким воодушевлением, что каждый слушатель на себе ощущал все вложенные Прокофьевым эмоции и переживания. Почитатели его таланта не раз отмечали такое отношение автора к собственным песням. Однако «Белый лебедь» не мог не тронуть за душу при таком чутком и проникновенном исполнении.

Завлекательная перемена музыкальных фраз у двух инструментов – фортепиано и виолончели – поражает при прослушивании одного из самых ярких произведений Прокофьева. Это «Баллада для виолончели», в которой ясно перекликаются стили написания творца. Композиция отличается разнохарактерными музыкальными качествами.

Балеты Прокофьева мировой известности

Все те принципы симфонической музыки, которые прослеживались в нашумевшем произведении «Ромео и Джульетта», не прекращали стремительно развиваться и в других известных балетах.

Яркие примеры: «Сказ о каменном цветке», написанный в 50-ых годах, а также «Золушка» (в 40-ых годах прошлого столетия).

Вместе с последним родился спектакль, отличающийся поэзией и глубоким смыслом, рассказывающий о непростой жизни девушки, униженной собственной же мачехой и ее двумя родными дочерьми.

Музыка просто излучала волны любви к жизни, честности и порядочности и в то же время горькой тоски от несправедливости – такие многогранные чувства и эмоции вложил Прокофьев. «Мазурка» из балета более жизнерадостная.

Она символизирует тот спрятанный оптимизм, который присутствует в глубине души у несчастной девушки. При каждом музыкальном упоминании о главной героине слышится тепло, нежность и ласка.

Многие отмечают, что именно это произведение, написанное Сергеем Прокофьевым, ближе всего к той драматургии, которую посылал слушателям и зрителям Чайковский.

Пьесы и увертюры

В начале двадцатого столетия были написаны великолепные четыре пьесы, которые так любил проигрывать Прокофьев. «Марш», «Сказка», а также «Призрак» и «Шутка» не раз дорабатывались. Чуть позже были написаны еще четыре произведения:

  • «Наваждение».
  • «Порыв».
  • «Воспоминание».
  • «Отчаяние».

Всегда старался довести свои произведения до идеальной образности фортепианного мышления Прокофьев.

«Шутка», «Порыв», «Сказка» и так далее – все это сформировало определенный образ игры автора, его индивидуальный фортепианный язык, основанный на особенных характеристических приемах.

Все рассматриваемые произведения не раз дорабатывались, причем долгими годами. В своих пьесах Прокофьев («Марш», «Наваждение», «Отчаяние») только подчеркнул тот специфический пианизм, который наметился в его ранних этюдах.

Во время поездки в Соединенные Штаты Америки в начале прошлого столетия пианист написал удивительное произведение специально для кларнета, фортепиано и струнного квартета. Это была увертюра на еврейские темы.

Структура композиции соответствует стандартной форме увертюры, однако прослеживается в ней определенная индивидуальность – акцентированная перекличка двух инструментов в первой и второй темах – кларнета и виолончели (они подражают друг другу, проигрывая обе темы, но поочередно).

Партия фортепиано отличается невысоким уровнем сложности игры, что дает возможность многим начинающим талантам наслаждаться чудесной музыкой без определенных виртуозных навыков.

«Пятая симфония»

Во время войны композитор написал свою знаменитую «Пятую симфонию» (си-бемоль мажор). Ее первая предшественница была создана за четырнадцать лет до момента написания пятой части.

Сам автор говорил, что вложил в нее все силу и величие человеческого духа. Черты, прослеживаемые в произведении, – драматизм, монументальность, грандиозность.

В симфонии развиваются все героические традиции отечественной симфонической музыки.

Произведение состоит из четырех частей:

  • «Анданте».
  • «Аллегро маркато».
  • «Адажио».
  • «Аллегро гиокосо».

Последняя часть симфонии – Allegro giocoso – захватывает дух своей мощью и проникновенностью. Премьера была ошеломляющей, и до сих пор именно эта симфония (продолжительность более 40 минут) остается одним из самых шедевральных произведений великого пианиста, дирижера и композитора.

Революционные мотивы

Сергей Прокофьев целиком и полностью отдавал всего себя своему любимому делу, посвятив музыке почти пятьдесят лет. Прожил композитор всего 62 года.

Несмотря на тяжелые испытания, пройденные в чужой стране, он гордо вернулся на родину и старался как можно быстрее влиться в такую близкую и родную среду.

«Подпитанный» революционными преобразованиями, композитор написал «Кантату», взяв для нее слова из многих известных политических источников: книги Ленина, Манифеста коммунистической партии и самой Конституции.

Сергей Прокофьев относится к великим композиторам, умело отображающим дух своего времени и родного народа, несмотря на все преграды и запреты. Его произведения пропитаны мощью, своеобразной гармонией. Именем великого дирижера, пианиста и композитора назван симфонический оркестр, концертный зал, музыкальная академия. Музей-квартиру этого великого человека можно посетить в столице России.

Источник: https://FB.ru/article/248072/sergey-sergeevich-prokofev-spisok-proizvedeniy-samyie-izvestnyie-proizvedeniya-prokofeva

Сергей Прокофьев

Знаменитые музыканты: Прокофьев Сергей Сергеевич

Сергей Сергеевич Прокофьев — один из самых значительных композиторов XX века, причем не только для отечественных любителей классической музыки. Его симфоническая сказка для детей «Петя и волк», балет «Ромео и Джульетта» и меланхоличная симфония №7 входят во все списки мировых шедевров.

Детство и юность

Родился Сергей в Донецкой области, в станице Сонцовка, которая теперь называется селом Красное. Отец Прокофьева был ученым, занимался агрономией, так что семья принадлежала к интеллигенции. Воспитанием сына занималась мама, а так как женщина в детстве неплохо научилась играть на пианино, она и ребенка стала приучать к музыке и инструменту. 

Сергей Прокофьев в детстве

Впервые за фортепиано Сережа сел в возрасте 5 лет, а уже через несколько месяцев написал первые пьески. Мать записывала все его сочинения в специальную тетрадку, благодаря чему эти детские работы сохранились для потомства. К 10 годам Прокофьев уже имел в своем арсенале массу произведений, в том числе две оперы.

Всем окружающим было понятно, что такой музыкальный талант нужно развивать, и для мальчика нанимают одного из прославленных российских преподавателей Рейнгольда Глиэра. В 13 лет Сергей уезжает в Санкт-Петербург и поступает в столичную консерваторию. Причем закончил ее одаренный юноша сразу по трем направлениям: как композитор, пианист и органист.

Сергей Прокофьев в молодости

Когда в стране произошла революция, Прокофьев решает, что оставаться в России бессмысленно. Он уезжает в Японию, а оттуда добивается разрешения переехать в США. Еще в Санкт-Петербурге Сергей Сергеевич начинал выступать как пианист и на концертах исполнял только собственные произведения.

Этим же он занялся и в Америке, позднее гастролировал по Европе, имел большой успех. Но в 1936 году мужчина возвращается в Советский Союз и постоянно проживает в Москве, если не считать двух краткосрочных гастролей в конце 30-х годов.

Композитор

Если не считать ранние, то есть детские работы, то с самого начала сочинительства Сергей Прокофьев проявил себя как новатор музыкального языка.

Его гармонии были настолько насыщены звуками, что это не всегда находило положительный отклик у публики.

Например, в 1916 году, когда в Петербурге впервые исполнялась Скифская сюита, многие слушатели уходили из концертного зала, так как музыка обрушилась на них, словно природная стихия, и вызвала в душе страх и жуть.

Композитор Сергей Прокофьев

Прокофьев достигал такого эффекта за счет сочетания сложной, часто диссонирующей, полифонии. Особенно явно подобный эффект слышен в операх «Любовь к трём апельсинам» и «Огненный ангел», а также во Второй и Третьей симфониях.

Но постепенно стиль Сергея Сергеевича становился спокойнее, умереннее. К откровенному модерну он добавил романтизм и в результате сочинил самые знаменитые произведения, вошедшие в мировую летопись классической музыки. Более светлые и мелодичные гармонии позволили признать шедеврами балет «Ромео и Джульетта» и оперу «Обручение в монастыре».

А симфоническая сказка «Петя и волк», написанная специально для Центрального детского театра, и вальс из балета «Золушка» и вовсе стали визитными карточками композитора и до сих пор, наряду с Седьмой симфонией, считаются вершиной его творчества.

Нельзя не упомянуть и музыку для фильмов «Александр Невский» и «Иван Грозный», с помощью которой Прокофьев доказал, что может писать в иных жанрах. Интересно, что для западных слушателей и музыкантов именно композиции Сергея Прокофьева являются воплощением русской души. В таком ракурсе использовали его мелодии, например, британский рок-музыкант Стинг и американский кинорежиссёр Вуди Аллен.

Личная жизнь

Когда композитор находился на гастролях в Европе, он познакомился в Испании с Каролиной Кодиной, дочерью русских эмигрантов. Они поженились, и вскоре в семье появилось двое сыновей – Святослав и Олег. Когда в 1936 году Прокофьев вернулся в Москву, супруга с детьми поехали вместе с ним.

Сергей Прокофьев и его первая жена Каролина

С началом Великой Отечественной войны Сергей Сергеевич отправил родных в эвакуацию, а сам жил отдельно от них. Больше с супругой он не съезжался. Дело в том, что композитор познакомился с Марией-Цецилией Мендельсон, которую все называли Мира. Девушка училась в Литературном институте и была на 24 года моложе возлюбленного.

Прокофьев подавал на развод, но Лина Кодина отказала, понимая, что для нее, как рожденной за границей, только брак с известным человеком является спасительной соломинкой в период массовых арестов и репрессий. 

Мира Мендельсон и Сергей Прокофьев

Впрочем в 1947 году советское правительство сочло первый брак Прокофьева неофициальным и недействительным, поэтому композитор смог жениться вновь без каких-либо препятствий. А Лину, действительно, арестовали и сослали в мордовские лагеря. После массовой реабилитации 1956 года женщина уехала в Лондон, где пережила бывшего мужа на 30 лет.

Сергей Прокофьев был большим поклонником шахмат, причем он играл далеко не на любительском уровне. Композитор был серьезным соперником даже для признанных гроссмейстеров и даже обыгрывал будущего чемпиона мира, кубинца Хосе Рауля Капабланку.

Смерть

Здоровье композитора к концу 40-х годов сильно ослабело. Он почти не выезжал с подмосковной дачи, где соблюдал строгий медицинский режим, но все равно продолжал работу – писал одновременно сонату, балет и симфонию. Зиму Сергей Прокофьев проводил в московской коммунальной квартире. Именно там он и скончался 5 марта 1953 года в результате очередного гипертонического криза.

Памятник Сергею Прокофьеву

Так как композитор умер в один день с Иосифом Сталиным, то все внимание страны было приковано к смерти «вождя», а кончина композитора оказалась фактически незамеченной и неосвещенной прессой. Родственникам даже пришлось столкнуться с трудностями организации похорон, но в результате Сергей Сергеевич Прокофьев был упокоен на Новодевичьем кладбище.

Произведения

  • Опера «Война и мир»
  • Опера «Любовь к трём апельсинам»
  • Балет «Ромео и Джульетта»
  • Балет «Золушка»
  • Классическая (Первая) симфония
  • Седьмая симфония
  • Симфоническая сказка для детей «Петя и волк»
  • Пьесы «Мимолётности»
  • Концерт № 3 для фортепиано с оркестром

Obladaet

Хип-хоп-исполнитель, автор текстов

Источник: https://24smi.org/celebrity/3007-sergej-prokofev.html

Биография Сергея Прокофьева

Знаменитые музыканты: Прокофьев Сергей Сергеевич

Прокофьев Сергей Сергеевич (23 апреля 1891 – 5 марта 1953) – величайший русский и советский композитор, пианист, дирижёр.

Сочинил 11 опер, 7 симфоний, 8 концертов, 7 балетов, огромное количество инструментальных и вокальных произведений, а также музыку к фильмам и спектаклям.

Лауреат Ленинской премии (посмертно), лауреат шести Сталинских премий, Народный артист РСФСР. Более исполняемого композитора не было в 20 веке.

Детство и учёба в консерватории

В конце 19 века была в Российской империи Екатеринославская губерния, а в ней Бахмутский уезд. Вот в этом уезде 23 апреля в 1891 году в селе, или, как тогда было принято называть, имении Сонцовка родился Сергей Прокофьев (ныне его родина больше известна всему миру, как Донбасс).

Его папа Сергей Алексеевич учёный-агроном, на момент рождения сына работал управляющим в имении у помещика. В семье до этого были рождены две девочки, но они умерли в младенческом возрасте.

Поэтому мальчик Серёжа был очень долгожданным ребёнком и родители отдали ему всю свою любовь, заботу и внимание. Воспитанием практически полностью занималась мама мальчика Мария Григорьевна.

Она из крепостного рода Шереметовых, где детей с раннего возраста обучали музыке и театральному искусству (причём не просто так, а на самом высоком уровне). Мария Григорьевна тоже была пианисткой.

Это и повлияло на то, что маленький Серёжа уже в 5 лет занимался музыкой, и постепенно в нём стал проявляться дар сочинительства. Он придумывал музыку в виде пьес и песенок, рондо и вальсов, а мама писала за ним.

Как вспоминал композитор, самым сильным детским впечатлением для него оказалась поездка в Москву с мамой и папой, там они были в театре и слушали «Князя Игоря» А. Бородина, «Фауста» Шарля Гуно. Увидев «Спящую красавицу» П.Чайковского, мальчик вернулся домой просто одержимым скорее написать что-то подобное.

Уже в десять лет он пишет два произведения под названиями «Великан» и «На пустынных островах».

Второй московский приезд Серёжи был в начале зимы 1901 года. Его слушал профессор консерватории Танеев С. Опытный педагог заметил талант у ребёнка и порекомендовал заниматься музыкой со всей серьёзностью и систематичностью. Летом в село Сонцовку приехал в будущем известный композитор Рейнгольд Глиэр.

Он недавно окончил консерваторию, получил золотую медаль и по рекомендациям Танеева прибыл в имение. Он обучал маленького Прокофьева музыкальным теориям импровизации, гармонии, композиции, стал помощником в написании произведения «Пир во время чумы».

Осенью Глиэр вместе с Марией Григорьевной, мамой Серёжи, снова повезли ребёнка в Москву к Танееву.

По поводу талантливого мальчика было принято решение, и Сергей становится учеником Петербургской консерватории. Его учителя – А.Н.Есипова, Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Лядов, Н.Н. Черепнин.

В 1909 году он заканчивает консерваторию как композитор, а в 1914 году как пианист. По окончании консерватории Прокофьев получил золотую медаль. А на выпускных экзаменах комиссия единогласно присудила ему премию им. А. Рубинштейна – рояль «Шредер».

Но он не ушёл из консерватории, а продолжил заниматься по классу органа до 1917 года.

С 1908 года солировал, исполнял собственные произведения. После окончания консерватории Прокофьев впервые поехал в Лондон (такой подарок обещала ему мама).

Там он знакомится с Дягилевым, который в то время устраивал во французской столице «Русские сезоны». С этого момента молодому музыканту открылась дорога в популярные европейские салоны.

Его вечера с фортепиано имели в Неаполе и Риме огромный успех.

С детства характер Сергея не был простым, это даже нашло отражение в его ранних произведениях.

Во время учёбы в консерватории он частенько эпатировал окружающих своим внешним видом, всегда старался захватить лидерство и находиться в центре внимания.

Люди, знавшие его в те годы, отмечали, что он всегда выглядел особенно. У Прокофьева был отменный вкус, он очень красиво одевался, позволяя себе при этом яркие цвета и броские сочетания в одежде.

Много позже о нём скажет Святослав Рихтер:

«Однажды солнечным днём я гулял на Арбате и встретил необычайного человека, который нёс в себе силу и вызов, прошёл мимо меня как явление. Он был в ботинках ярко-жёлтого цвета и красно-оранжевом галстуке. Я не удержался, обернулся и посмотрел ему вслед. Это был Сергей Прокофьев».

Под конец 1917 года Сергей принимает решение уехать из России. Как писал он в своём дневнике, решение поменять Россию на Америку обосновывалось на желании увидеть жизнь, бьющую ключом, а не закисание; культуру, а не дичь и резню; давать не жалкие концерты в Кисловодске, а выступать в Чикаго и Нью-Йорке.

Весенним майским днём 1918 года Прокофьев покидает Москву и уезжает из неё, взяв билет на Сибирский экспресс. В первый день лета он добирается до Токио и порядка двух месяцев ожидает там американскую визу. В начале августа Сергей Сергеевич уплыл в Соединённые Штаты Америки. Там он прожил три года и в 1921 переезжает во Францию.

В следующие пятнадцать лет он много работал и выступал с концертами в американских и европейских городах, даже три раза приезжал с концертами в Советский Союз.

В это время он знакомится и очень сближается с такими известными в культурном мире людьми, как Пабло Пикассо и Сергей Рахманинов. Также Прокофьев успел жениться, спутницей его жизни стала испанка Каролина Кодина-Любера.

У пары родилось двое сыновей – Олег и Святослав. Но всё чаще Сергея одолевали мысли по поводу возвращения домой.

В 1936 году Прокофьев вместе с супругой и сыновьями приехал в СССР и обосновался в Москве.

До конца жизни он только два раза выезжал за границу с концертами – в сезоны 1936/1937 и 1938/1939 годов.

Советская жизнь

Прокофьев очень много общался с известными деятелями искусства того времени. Вместе с Сергеем Эйзенштейном они работали над кинолентой «Александр Невский».

2 мая 1936 года в Центральном детском театре состоялась премьера известной на весь мир сказки-симфонии «Петя и волк».

Перед самым началом войны композитор работал над операми «Дуэнья» и «Семен Котко».

Военный период ознаменовался в творческой жизни композитора оперой «Война и мир», Пятой симфонией, музыкой к кинокартине «Иван Грозный», балетом «Золушка» и многими другими произведениями.

В семейной жизни Прокофьева изменения произошли ещё в 1941, перед началом войны. В это время он уже не жил со своей семьёй. Много позже советским правительством его брак признался недействительным, и Прокофьев в 1948 году снова вступил в законные супружеские отношения с Мирой Мендельсон.

Жена Лина пережила арест, лагеря и реабилитацию. В 1956 году она уехала из Советского Союза в Германию. Лина прожила долгую жизнь и умерла в пожилом возрасте. Всё это время она любила Прокофьева и до последних дней вспоминала, как в первый раз увидела и услышала его на концерте.

Она обожала Серёжу, его музыку и во всём обвиняла Миру Мендельсон.

Для самого Прокофьева послевоенные годы обернулись резким ухудшением здоровья, прогрессировала гипертония. Он стал аскетом и никуда не выезжал со своей дачи. У него был строгий медицинский режим, но, несмотря на это, он закончил работу над балетом «Сказ о каменном цветке», Девятой симфонией, оперой «Повесть о настоящем человеке».

Смерть великого композитора прошла незамеченной советскими людьми и средствами массовой информации. Потому что случилось это 5 марта 1953 года, когда не стало и товарища Сталина.

Более того, коллеги музыканта, его близкие и друзья испытали даже немалые проблемы в организационных похоронных вопросах. Композитор умер в московской коммуналке от того, что случился гипертонический криз.

Похороны прошли на московском Новодевичьем кладбище.

Через 4 года советские власти как будто попытались загладить свою вину перед знаменитым музыкантом и назначили ему Ленинскую премию посмертно.

Произведения – шедевры с мировой славой

В мире особенной популярностью и любовью пользуются балеты, написанные С.С. Прокофьевым.

Год премьеры Название произведения Место премьеры
1921 «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» Париж
1927 «Стальной скок» Париж
1929 «Блудный сын» Париж
1931 «На Днепре» Париж
1938, 1940 «Ромео и Джульетта» по У. Шекспиру Брно, Ленинград
1945 «Золушка» Москва
1951, 1957 «Сказ о каменном цветке» по П.П. Бажову Москва, Ленинград

Для оркестров Прокофьевым было создано 7 симфоний, Скифская сюита «Ала и Лоллий», два пушкинских вальса и много других увертюр, поэм, сюит.

Великий композитор написал концерты инструментальные:

  • фортепиано с оркестром – 5;
  • скрипка с оркестром – 2;
  • виолончель с оркестром – 1.

В его творчестве, которое он оставил человечеству, ещё множество произведений для фортепиано, камерно-инструментальные ансамбли, вокально-симфонические произведения.

Знаменитые оперы Прокофьева:

Год премьеры Название оперы
1899 «Великан»
1902 «Пир во время чумы»
1911 «Маддалена»
1921 «Любовь к трём апельсинам» (автор К. Гоцци)
1927 «Огненный ангел» (автор В.Я. Брюсов)
1929 «Игрок» (автор Ф.М. Достоевский)
1940 «Семён Котко»
1943 «Война и мир» (автор Л.Н. Толстой)
1946 «Обручение в монастыре» (автор Р. Шеридан «Дуэния»)
1948 «Повесть о настоящем человеке» (автор Б.П. Полевой)
1950 «Борис Годунов» (автор А.С. Пушкин)

В мире помнят великого человека и почитают его произведения. Очень многие музыкальные училища и концертные залы, самолёты и аэропорты, улицы и детские музыкальные школы, симфонические оркестры и музыкальные академии носят имя С. С. Прокофьева. Два музея открыты в Москве и один на его родине, в Донбассе.

Источник: https://stories-of-success.ru/kompozitor/sergeya-prokofeva

ovdmitjb

Add comment