Kievuz

Финансовый контроль в РФ

Финансовый контроль в РФ

Финансовый контроль в РФ

На законодательном уровне определения нигде нет.

Нет специального закона о финансовом контроле.

Отсутствие единого подхода к определению финансового контроля и его элементов негативно сказывается. Сейчас более 200 нормативных актов, регулирующих порядок осуществления финансового контроля. Есть смысл в этих 200 документах, когда можно кодифицировать?

Финансовый контроль

· Представляет собой способ обеспечения финансовой дисциплины (определяется достаточность, обоснованность использования определенных ресурсов).

· Выступает как выражение контрольной функции финансов.

· Это деятельность уполномоченных органов и организаций (счетная палата, федеральная служба финансово-бюджетного надзора, налоговая служба, контрольно-счетные органы субъекта РФ/МО и др.).

· Осуществляется аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами.

· Выступает как способ двусторонней связи.

· Это вид государственного контроля.

· Это вид муниципального контроля.

Финансовый контроль – это деятельность уполномоченных органов власти, а также уполномоченных организаций, которая осуществляется в целях обеспечения законности, обоснованности и достоверности финансовых операций, а также в целях повышения эффективности хозяйственно-финансовой деятельности и привлечения виновных лиц к ответственности.

Также финансовый контроль можно рассматривать как способ обеспечения сохранности государственной, муниципальной и частной собственности.

Это структурный элемент общей части финансового права России. Контроль – это правовой институт.

Елена Юрьевна Грачева: контроль перерос рамки института и стал подотраслью (диссертация «Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля», М., 2000 г.)

Задачи осуществления финансового контроля:

1.

Обеспечение финансовой дисциплины в сфере публичных финансов (проверка своевременности и полноты исполнения обязательств перед бюджетами всех уровней), что контроль направлен на обеспечение действующего финансового законодательства в области исполнения бюджетов, налогообложения, валютных операций, внешнеэкономической деятельности и т.д. в этой роли финансовый контроль выступает как гарантия обеспечения целесообразного использования публичных финансов.

2. Повышение эффективности публичных финансов. Финансовый контроль предполагает наличие двусторонней связи, которая направлена на поиск наиболее рациональных и эффективных способов использования публичных финансов. Также финансовый контроль предусматривает возможность проведения профилактики эффективного использования публичных финансов.

Принципы реализации финансового контроля:

(На основе анализа действующего финансового законодательства)

1.

Осуществление только уполномоченными субъектами. Перечень таких субъектов определяется ФЗ.

2. Результативность осуществления финансового контроля. Не будет смысла в контроле, если он не будет приносить какой-то эффект.

Данный принцип проявляется в своевременности проведения контрольных мероприятий, в выявлении реальных результатов финансово-хозяйственной деятельности, а также нарушений финансовой дисциплины, в своевременности доведения итогов проведения проверок до проверяемых субъектов (н-р, наличие предписаний об устранении выявленных нарушений). По итогам осуществления финансового контроля виновные лица должны привлекаться к ответственности.

3. Гласность осуществления финансового контроля. Это обнародование итогов проведения финансового контроля. Это публичное обсуждение итогов. Это привлечение внимания общественности к итогам осуществления контроля. Контрольные мероприятия должны проводится только на основе принципа гласности (должны проводиться открыто). Мы вчера горлодер сделали))

4. Целесообразное осуществление финансового контроля. Контроль должен соответствовать условиям и обстановки проведения контрольного мероприятия.

5. Экономичность осуществления финансового контроля. Соответствующие должны быть достигнуты с наименьшими затратами. Максимальные результаты при осуществлении наименьших затрат.

6. Объективность. Контролирующий субъект должен максимально объективно оценивать деятельность проверяемого субъекта.

Принципы финансового контроля отображаются в Лимской декларации руководящих принципах финансового контроля.

Объект, предмет и субъекты финансового контроля

Объект финансового контроля – движение денежных ресурсов в процессе формирования, распределения и использования публичных денежных фондов, а также в некоторых случаях это иные материальные и трудовые ресурсы (в том числе человеческие).

Предмет финансового контроля – соответствующая финансовая документация (налоговые декларации, приходные и расходный кассовый орде, смета и т.д.). Кроме того, предметом могут выступать валютные и кассовые операции и т.д. н-р, зачисление и списание средств со счета, очередность списания средств со счета, своевременность их списания и т.д.

Субъекты.

1.

Контролирующий субъект.

Счетная палата – высший орган государственного финансового контроля. Осуществляет контроль за использованием средств федерального бюджета и средств.

Контрольное управление Президента РФ – имеет право осуществлять финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета. Действует на основании положения, утвержденного указом Президента РФ от 8 июня 2004 года №729.

Министерство финансов РФ. Напрямую контроль осуществлять не может, а осуществляет через соответствующие подведомственные ему федеральные службы (ФНС, РосФинНадзор, федеральное казначейство РФ, федеральная служба по финансовому мониторингу).

Контрольно-счетные органы субъектов РФ. Контрольно-счетная палата Иркутской области и служба государственного финансового контроля Иркутской области. Образуется законодательным собранием Иркутской области и подотчетна этому органу. Закон «Об общих принципах законодательных, представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».

Контрольно-счетные органы муниципальных образований. Контрольно-счетный орган МО, который образуется представительным органом и подчиняется ему. + Орган, образуемый в составе местной администрации.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы. ФЗ от 30 декабря 2008 года №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Аудит – независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности в целях выражения мнения о достоверности подобного рода отчетности.

2. Контролируемый субъект. Это органы власти, организации, ИП и другие лица, которые осуществляют финансовую деятельность. Н-р, бюджетные учреждения, получатели бюджетных средств, налогоплательщики, валютные резиденты (нерезиденты) и другие лица.

Формы и виды финансового контроля

Форма финансового контроля – это способ выражения и организации контрольных действий. Выделяются в доктрине ФП три основные формы финансового контроля:

1.

Предварительный ФК. Осуществляется в ходе обсуждения (рассмотрения), а также утверждения проектов законов (решений) о бюджете, а также иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам.

2. Текущий ФК. Осуществляется на стадии исполнения закона (решения) о бюджете. Данные вопросы рассматриваются на заседаниях комиссий, комитетов соответствующих законодательных (представительных) органов власти.

3. Последующий ФК. Реализуется на стадии рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета.

Эти формы финансового контроля устанавливаются статьей 265 бюджетного кодекса.

Данные формы финансового контроля охватывают все стадии финансовой деятельности. При этом статья 265 применяется в отношениях, связанных с бюджетом и иными бюджетными правоотношениями.

По мнение некоторых авторов это не формы, а виды финансового контроля. Но статья 265 закрепляет формы финансового контроля.

Виды финансового контроля:

В зависимости от субъектов финансового контроля:

1.

Контроль, осуществляемый законодательными (представительными) органами власти. Данный вид контроля реализуется в виде парламентских слушаний заседаний и комиссий законодательных (представительны) органов власти. Основанием парламентских слушаний является депутатский вопрос с целью получения информации об использовании финансовых ресурсов.

2. Контроль, осуществляемы президентом РФ. Не напрямую, а при помощи администрации. Выражается в деятельности контрольного управления президента РФ.

3. Контроль, осуществляемы органами исполнительной власти общей компетенции (правительство РФ, соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ, местная администрация).

4. Контроль органов исполнительной власти специальной компетенции. РОСФИННАДЗОР (контроль за использованием средств федерального бюджета), федеральное казначейство РФ, служба государственного финансового контроля Иркутской области.

5. Контроль, осуществляемый специальными органами, образованными законодательной (представительной) власти (счетная палата, контрольно-счетные органы субъектов РФ, контрольно-счетная палата Иркутской области, контрольно-счетные органы муниципальных образований).

6. Аудиторский финансовый контроль.

7. Общественный финансовый контроль. Соответствующее население осуществляет финансовый контроль за использованием соответствующих региональных либо местных финансов. В этом виде могут участвовать соответствующие общественные объединения, организации и иные формы объединения граждан.

8. Внутренний (внутриведоственный) финансовый контроль. Внутри соответствующего органа власти имеется соответствующее подразделение, осуществляющее финансовый контроль.

По степени обязательности (императивности):

1.

Обязательный. Осуществляется в силу прямого предписания соответствующего федерального закона. Ежегодно контролируются: ЦБ РФ, акционерные общества, государственные корпорации, агентства по страхованию вкладов, внешэкономбанк, унитарные предприятия, государственные внебюджетные фонды.

2. Добровольный (инициативный). Проводится в зависимости от желания субъекта, осуществляющего финансовую деятельность. Сейчас все коммерчесские организации, ИП могут проводить ФК в отношении себя в виде соответствующих аудиторских проверок.

От уровня осуществления ФК:

1.

На уровне РФ. Объект – федеральные финансы.

2. На территории соответствующего субъекта РФ. Объект контроля – финансы субъекта РФ.

3. На уровне муниципального образования.

4. На локальном уровне. Проводится в кредитных организациях, а также ИП.

Методология финансового контроля

Приемы и способы, которые используются при осуществлении финансового контроля.

1.

Проверка. Исследование определенного круга??? в целях выявления действительных объемов использования финансовых ресурсов, а также выявление нарушений финанс ового законодательства. Выражается, как правило, в изучении максимального количество источников информации, характеризующих финансовую деятельность проверяемого субъекта. Проверка проводится, как правило, без привлечения специалистов, экспертов и иных лиц, обладающих специальными познаниями. Потому что, как правило, обхектом проверки является единичное мероприятия (н-р, списание денежных средств с бюджетного счета, уплата госпошлины и т.п.

) Проверки в зависимости от порядка их осуществления можно разделить на: 1) выездные проводятся по месту нахождения проверяемого объекта 2) Камеральные – по месту нахождения проверяющего субъекта; 3) Документальные; 4) Тематические – связанные с определенным видом деятельности подконтрольного субъекта (н-р, операции с бюджетными средствами, порядок управления государственной либо муниципальной собственностью проверяемым субъектом и т.д.).

2. Ревизия. Ревизия – комплексная проверка финансово-хозяйственной деятельности. Ревизия применяется при максимально широком использовании соответствующих способов и методов получения информации.

Кроме того, ревизия охватывает все стороны не только экономической, но и правовой деятельности субъекта. Для ей проведения привлекаются специалисты, имеющие познания в данной сфере.

1) Фронтальная (сплошная) – охватывает всю деятельность субъекта; Выборочная – одно направление деятельности субъекта.

2) Документальные связаны с исследованием финансовой документацией; Фактические связаны с выяснением действительных объемов использования финансовых ресурсов без исследования соответствующей финансовой документации. 3) Плановые осуществляются в соответствии с планом; Внеплановые – только при наличии соответствующих правовых оснований (н-р, жалоба, обращение и т.д.)

3. Экспертиза. Представляет собой исследование уполномоченными лицами объемов, способов, а также направлений движения денежных фондов в целях формирования мнения о законности и целесообразности такой деятельности. Экспертиза, как правило, производится при помощи моделирования аналогичной ситуации.

При этом соответствующие эксперты на основании сравнения двух этих ситуаций выясняют было ли целесообразным использование таким образом денежных фондов. 1) Судебная экспертиза – применяется, как правило, в системе арбитражных судов по экономическим спорам.

2) Финансово-экономическая экспертиза используется для оценки законности финансовой деятельности, данную экспертизу, как правило, осуществляют аудиторы и аудиторские организации.

4. Наблюдение. Выражается в исследовании порядка осуществления финансовой деятельности без вмешательства в оперативную деятельность проверяемого субъекта. Наблюдение представляет собой наиболее простой способ получения объективной информации.

5. Анализ.

6. Обследование.

Итоги осуществления финансового контроля

Финансовый контроль – это деятельность, которая направлена на выяснение эффективного, целесообразного, а также законного использования денежных фондов разных уровней. В связи с этим, эффективное осуществление финансового контроля должно обеспечивать легитимность финансовой деятельности.

По итогам любого проведенного контрольного мероприятия составляется соответствующий акт (заключение) о проведении ФК. При наличии выявленных нарушений финансового законодательства могут применяться следующие правовые последствия:

1) Выносится представление об устранении выявленных нарушений.

2) Применение непосредственно мер правовой ответственности (пеня, штраф, приостановление финансирования и т.д.).

3) Передаются соответствующие документы в правоохранительные органы.

Обращение в соответствующий суд с требованием о защите прав и законных интересов.

Источник: http://kursak.net/finansovyj-kontrol-v-rf/

Финансовый контроль в России (1)

Финансовый контроль в РФ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Введение

1.Теоретическое значение финансовогоконтроля

1.1Понятие и принципы финансового контроля

1.2Виды финансового контроля

2.Методология финансового контроля в РФ

2.1Методы финансового контроля

2.2Характеристика основных методовфинансового контроля

Заключение

Списокиспользованной литературы

Введение

Актуальность. Государственныйи муниципальный финансовый контрольпредставляет собой институт Общей частифинансового права.

Эта позиция является общепризнаннойв науке финансового права. В то же времянекоторые ученые отмечают толькоспецифические виды финансового контроля,осуществляемые различными органами вбюджетной, налоговой, кредитной, страховойи других сферах. В науке существуетобоснованная позиция, относящаяфинансовый контроль к подотраслифинансового права.

Государственный и муниципальныйфинансовый контроль является составнойчастью финансового контроля и одним извидов государственного контроля.Контроль необходимо рассматривать вкачестве одной из форм управленческойдеятельности, т. е.

как самостоятельнуюфункцию управления, имеющую целевуюнаправленность, определенное содержаниеи способы его осуществления. Подобноепонимание финансового контроля присущебольшинству развитых стран мира изакреплено в международных документах.

Так, в преамбуле Лимской Декларациируководящих принципов контроля, принятойIX Конгрессом Международной организациивысших контрольных органов, организацияконтроля определена в качествеобязательного элемента управленияобщественными финансовыми средствами,так как такое управление влечет за собойответственность перед обществом.

Такойподход позволяет осуществить сравнительныйанализ финансового контроля, сопоставитьфактические результаты финансовойдеятельности с заранее установленными(запланированными) показателями.

Финансовый контроль служитформой реализации контрольной функциифинансов и с позиций финансового правапризван в первую очередь охранять иобеспечивать права государства имуниципальных образований.

Финансовыйконтроль имеет стоимостное выражение,поэтому он осуществляется во всех сферахобщественного воспроизводства исопровождает все этапы финансовойдеятельности государства, муниципальныхобразований, предприятий, учреждений,организаций.

Указом Президента РФ от 25 июля1996 г.

№ 1095 “О мерах по обеспечениюгосударственного финансового контроляв Российской Федерации” установлено,что государственный финансовый контрольвключает в себя контроль за исполнениемфедерального бюджета и бюджетоввнебюджетных фондов, организациейденежного обращения, использованиемкредитных ресурсов, состояниемгосударственного внутреннего и внешнегодолга, государственных резервов,предоставлением финансовых и налоговыхльгот и преимуществ.

Цель исследования – рассмотретьфинансовый контроль в РФ.

Задачи исследования:

  1. Изучить понятие и принципы финансового контроля.

  2. Проанализировать виды финансового контроля.

  3. Определить особенности методов финансового контроля в РФ.

Объект исследования –основополагающие характеристикифинансового права. Предмет исследования- определение особенностей финансовогоконтроля в России.

Структура работы: работа состоитиз введения, двух глав, заключения исписка использованной литературы.

Теоретической основой даннойработы послужили работы таких авторов,как: Эриашвили Н.Д., Древаль Л.Н., МальцевВ. А., Петрова Ю.А. и других.

1.1Понятие и принципы финансового контроля

Наличие контрольной функциифинансов объективно обеспечивает нетолько планомерное социально-экономическоеразвитие, но и контроль формирования,распределения и использования денежныхфондов.

Историки полагают, что зарождениефинансового контроля восходит к древнимцивилизациям Ближнего Востока, когдаправители занимались учетом доходов ирасходов, сбором налогов, пошлин. Еще вV в. до н.э.

в Древней Греции Народноесобрание контролировало доходы и расходыгосударства.

В Римской республике государственныефинансы находились под контролем сената,а государственный бюджет проверялсяштатом контролеров под наблюдениемказначея.

Особое внимание финансовомуконтролю уделялось в англоязычныхстранах (Англии и Шотландии), а также воФранции и в Италии. В XII – XVIII вв.

в этихстранах встречаются упоминания обучетных документах, организации контроляуправления государственным имуществом.

Вопросы финансового контроляисследовались еще до возникновениянауки финансового права. Французскийправовед Ж. Борен (XVI в.), рассматривая всвоем сочинении “Шесть книг огосударстве ” основные источникифинансовых доходов государства, указывали на необходимость постоянного контроляих поступления.

Позже в работах Г. Еллинека(Австрия), М. Сперанского (Россия)исследовались принципы и формы контролясредств государственного бюджета. Всевышеперечисленное свидетельствует означении финансового контроля вэкономической и финансовой системегосударства. “Социализм есть в первуюочередь контроль и учет”, — писалВ.И.Ленин в первые годы становлениясоветской власти в России.

В настоящее время финансовыйконтроль распространяется на все сферыфинансовой деятельности и являетсяважным элементом государственногоуправления.

Его роль заключается всодействии реализации финансовойполитики государства, решению социальныхзадач, в обеспечении процесса формированияи эффективного использования финансовыхресурсов, а также процесса расширенноговоспроизводства.

В условиях рыночныхотношений финансовый контроль направленна обеспечение динамичного развитияобщественного и частного производства.

Он охватывает производственную инепроизводственную сферы, нацелен наповышение экономического стимулирования,рациональное использование материальных,трудовых, финансовых ресурсов, природныхбогатств, на сокращение непроизводительныхрасходов и потерь. Следует отметить,что финансовый контроль финансово-хозяйственнойдеятельности хозяйствующих субъектовне исключает, а предполагает необходимостьосуществления и других видов контроля(например, административного, экологическогои др.).

Объектом финансового контроляявляются денежные средства, распорядительныепроцессы при формировании и использованиифинансовых ресурсов государства.

Непосредственным предметом контролявыступают различные финансовые(стоимостные, количественные) показатели,такие как прибыль, доходы, расходы,налоги и сборы, различные отчисления вфонды и др.

Финансовым контролемохватываются практически все проводимыефинансовые операции (сделки) как сиспользованием денежных средств, таки без них (бартерные сделки, безвозмездныеуслуги и т. п.). В то же время финансовыйконтроль содействует развитию отдельныхнаправлений производного характера,таких как:

  • сбалансированность между потребностью и наличием финансовых ресурсов;
  • полнота и своевременность выполнения финансовых обязательств перед государством;
  • выявление внутренних резервов производства и снижение себестоимости;
  • рациональное использование материальных и денежных средств;
  • правильное ведение бухгалтерского учета и отчетности и др.

Финансовый контроль связан сответственностью субъектовфинансово-хозяйственной деятельностиза ненадлежащее выполнение законов идругих нормативных правовых актов. Этаответственность выражается как вадминистративных, так и в финансовыхмерах воздействия на нарушителей.

Таким образом, финансовый контрольявляется разновидностью общегосударственногоконтроля и осуществляется органамигосударственной власти и управления,а также специальными контрольнымиорганами в целях проверки законностии целесообразности действий государстваи хозяйствующих субъектов в процессеобразования, распределения и использованияденежных фондов.

Финансовому контролю свойственныте же принципы, что и финансовойдеятельности, поскольку он является еесоставной частью. Однако финансовомуконтролю присущи и специфическиепринципы. Они изложены в Лимскойдекларации ИНТОСАИ (Международнойорганизации контрольных органов) 1977 г.

Это связано с тем, что в настоящее времяформируется единая международнаясистема стандартизации финансовогоконтроля, целью которой являетсяразработка общих принципов и правилдеятельности контрольных органовмеждународного характера.

А так как вдеятельности этих органов участвуютгосударства и их контрольные органы,то разработанные принципы и правиластановятся основными в системевнутригосударственного контроля.

Принципами финансового контроляявляются:

1) принцип независимости.

Данныйпринцип отражает требования, по которыморганы финансового контроля должныобладать организационной, функциональной,материальной и иного характерасамостоятельностью, в особенности отюридических и физических лиц, чьюдеятельность они проверяют. Статусконтрольных органов должен быть закрепленв законодательстве. Особое значениедля независимости контрольных органовимеет их финансовая самостоятельность,а также самостоятельный выбор форм иметодов контроля;

2) принцип объективности. Онподразумевает исключение предвзятостии предрасположенности, а также каких-либоособых мотивов (политических, личных идр.) в ходе осуществления контрольнойдеятельности.

Так, уже на стадиипланирования контрольных мероприятийи их проведения должны быть исключеныкакие-либо предубеждения об изначальномналичии негативных аспектов или ихполном отсутствии. Результаты и выводыпо проверкам должны быть обоснованы иподтверждены соответствующими данными,материалами, содержащими объективнуюи качественную информацию.

Существеннойгарантией объективности финансовогоконтроля является неукоснительноесоблюдение контрольными органамидействующего законодательства;

3) принцип компетентности. Этотпринцип представляет собой наличиезакрепленных прав и обязанностейконтрольных органов.

Финансово-контрольные органыдолжны действовать только в рамкахсвоих полномочий, не превышать и незанижать их. Персонал органов долженобладать компетентностью в тех сферах,которые подлежат проверке.

Знаниезаконодательства, способностьанализировать деятельность, безошибочноопределять правильность ведения учетаи отчетности, разбираться в сложныхфинансовых операциях и т. п. обеспечатэффективность и качество проводимыхконтрольных мероприятий.

Компетентностьтесно взаимосвязана с добросовестностьюперсонала органов финансового контроля,в противном случае даже идеальноорганизованный контроль не принесетдолжных результатов;

4) принцип системности. Онпредполагает наличие именно системыорганов финансового контроля. При этомсистема как таковая не означает созданиенекой единой структуры, а допускаетопределенные самостоятельные звенья.Во взаимодействии с этими звеньямиосновные контрольные органы и формируютединую систему финансового контроля вгосударстве;

5) принцип гласности. Результатыфинансового контроля должны бытьобщедоступны.

Представление отчетов оработе контрольных органов в вышестоящиеорганы и публикация результатов проверокв открытой печати позволяют информироватьобщество о реальном положении дел вгосударстве.

В то же время не всерезультаты финансовых проверок могутбыть немедленно опубликованы, еслипредстоит дальнейшее разбирательство,выявление причин нарушений и наказаниевиновных.

Источник: https://works.doklad.ru/view/AwuZo_GBoZ8.html

Состав и структура органов финансового контроля в РФ

Финансовый контроль в РФ

Органы финансового контроля обеспечивают соблюдение законодательства в области экономических отношений. Без органов финансового контроля невозможно эффективное функционирование народного хозяйства, поскольку они обеспечивают согласованность интересов бюджетной системы и частного хозяйственного сектора экономики.

Состав органов финансового контроля в РФ

Согласование действий учреждений финансового контроля

Группировка органов, осуществляющих финансовый контроль в РФ

Деятельность Счетной палаты РФ как инструмента контроля государственных структур

Органы государственного финансового контроля в исполнительной власти

Региональные и местные структуры финансового контроля

Банк РФ как субъект финансового контроля

Компетенция ЦБ РФ в области контроля внебанковского сектора

Состав органов финансового контроля в РФ

Осуществляющие финансовый контроль в РФорганы указаны в п. 2 Указа Президента РФ от 25.07.1996 № 1095. На данный момент финконтроль осуществляют:

  • Счетная палата РФ;
  • ЦБ РФ;
  • Минфин РФ;
  • ФНС РФ;
  • Федеральная таможенная служба.

До 2000 года в этот перечень входила Федеральная служба РФ по валютному и экспортному контролю, однако впоследствии она была ликвидирована, а ее полномочия перешли к Минфину РФ и Министерству экономического развития.

Перечень контролеров не ограничивается приведенным списком, функции органов финансового контроля могут исполнять иные госучреждения при условии, что в их ведении находится поступление и расходование средств бюджета (п. 2 указа № 1095). В субъектах РФ и муниципалитетах местные органы могут формировать свои органы финансового контроля, это могут быть территориальные счетные палаты, особые депутатские группы.

Для решения определенных вопросов в сфере формирования и использования госбюджета некоторые надзорные функции могут исполнять органы прокуратуры, МВД, ФСБ. В то же время нужно понимать, что для данных структур подобные функции не являются основными и их участие в контрольных процедурах зачастую сводится к взаимодействию с иными участниками процесса.

Согласование действий учреждений финансового контроля

Как сказано выше, деятельность силовых структур лишь в малой доле связана с надзорными функциями в области государственных финансов. Основная работа в данной области, на основании п. 2 указа № 1095, проводится иными специализированными учреждениями. Но силовые ведомства участвуют в коммуникациях с органами государственного финансового контроля.

Примером такого взаимодействия служит право, закрепленное в п. 7 разд. II приказа Минфина РФ, МВД РФ, ФСБ РФ от 07.12.1999 № 89н/1033/717, согласно которому правоохранительные органы могут требовать создания проверяющих комиссий для проведения надзорных действий в компаниях, независимо от их организационно-правовой формы.

Более того, п. 3 приказа Генпрокуратуры РФ и Росфиннадзора от 15.04.2014 № 162/117 предусматривает обязанность Росфиннадзора по инициативе прокуратуры проводить инспектирование структур, имеющих отношение к формированию, использованию или распределению средств государственного бюджета, а также участвовать в операциях, связанных с движением госимущества.

Возможно взаимодействие и между органами, не относящимися к правоохранительной системе. Разрешен, на основе ст. 2 соглашения ЦБ РФ от 29.06.2010 № 01-15/3182 и ФНС РФ № ММВ-27-2/5, обмен информацией между Банком РФ и органами ФНС.

В качестве возможных данных может выступать перечень банков, для которых ЦБ установил какие-либо ограничения на операции.

Представители налогового ведомства могут делиться данными о нарушениях банков при осуществлении переводов на счета казначейства и при иных транзакциях, связанных с перемещением бюджетных средств.

Группировка органов, осуществляющих финансовый контроль в РФ

Органы финансового контроля можно классифицировать следующим образом:

  • Контрольно-счетные учреждения, организуемые на законодательном уровне, к ним относится Счетная палата РФ на федеральном уровне и подобные органы на местах.
  • Контрольно-ревизионные органы от исполнительной власти. В качестве примера можно привести Минфин, Росфиннадзор, Федеральное казначейство, ФНС РФ и Росфинмониторинг.
  • Контрольно-ревизионные органы, формируемые на уровне субъектов РФ и муниципалитетов.
  • Банк РФ со всеми входящими в его состав подразделениями.

Поскольку характер работы каждого из указанных объединений имеет свои особенности, их следует изучить подробнее.

Деятельность Счетной палаты РФ как инструмента контроля государственных структур

Счетная палата РФ — один из основных органов финансового контроля. Она работает на постоянной основе, создается при содействии обеих палат парламента — Совета Федерации и Государственной думы. Счетная палата должна сдавать отчеты в законодательные органы РФ, в ее функции входят:

  • надзор за осуществлением расходов бюджета;
  • проверка использования средств из внебюджетных фондов;
  • контроль за направлениями использования госсобственности;
  • анализ проектов законодательства и нормативно-правовых актов, относящихся к использованию средств бюджета и внебюджетных фондов;
  • оценка проектов бюджетов перед их утверждением в ГД РФ.

Основные задачи, которые решает счетная палата как орган финансового контроля:

  • надзор за использованием средств и проведение инвентаризаций;
  • оценка и анализ операций с бюджетными средствами и их последствий;
  • предоставление информации заинтересованным лицам.

Большинство ревизий осуществляется на местах, т. е. на тех территориях, где происходит распределение бюджетных средств. Результаты пересчетов и выводы по результатам проверок оформляются в формате отдельного заключения. Роль данного органа финансового контроля в процессе составления государственного бюджета включает следующие направления работы:

  • оценка обоснованности статей расходов и эффекта, получаемого от реализации проектов;
  • выявление ключевых показателей и допустимых параметров формирования денежных фондов.

Помимо этого сотрудники ведомства оказывают помощь в проработке вопросов финансовой политики государства и совершенствования бюджетного законодательства. Кроме того, они привлекаются для анализа межправительственных соглашений в области экономики и финансов с другими государствами.

На территории субъектов РФ формируются региональные службы Счетной палаты РФ. Их задачи схожи с целями федерального ведомства, однако решаются они только в рамках территорий.

В частности, их работники оценивают источники поступления бюджетных средств и наиболее рациональные варианты их использования, осуществляют надзор за исполнением планов государственного финансирования важных хозяйственных проектов, прорабатывают оптимальные возможности осуществления расходов местных бюджетов.

Органы государственного финансового контроля в исполнительной власти

Помимо счетной палаты существует целый ряд ведомств, осуществляющих контроль в области государственных финансов. Наиболее значимыми с позиции влияния на экономические процессы среди них являются:

  • Министерство финансов РФ;
  • Федеральная налоговая служба;
  • Росфиннадзор;
  • Росфинмониторинг;
  • Федеральное казначейство.

Минфин, строго говоря, не является органом, непосредственно исполняющим контрольные функции, однако он может выполнять отдельные поручения президента или правительства в данной сфере и, являясь одним из основных регулирующих органов в области финансов, контролирует деятельность иных учреждений, непосредственно осуществляющих надзорные функции.

Одним из таких органов финансового контроля является ФНС, курирующая законность деятельности фирм в области налоговых и бюджетных правоотношений.

Одной из ее главных задач является обеспечение своевременного и полного исполнения хозсубъектами обязательств перед бюджетом в части предусмотренных платежей и сборов.

Кроме того, ФНС контролирует правильность составления соответствующих отчетных документов.

Следующим ведомством, напрямую подконтрольным Минфину РФ, является Росфиннадзор. В область его интересов входят процедуры государственного финансирования, порядок реализации бюджетной дисциплины, а также деятельность участников валютного рынка. К частным вопросам, которыми занимается данное госучреждение, относятся:

  • порядок использования средств бюджета;
  • обоснованность выдачи субсидий, субвенций, кредитов;
  • мониторинг соблюдения финансового, бюджетного законодательства, наказание нарушителей.

Служба финансового мониторинга как орган финансового контроля была создана не так давно, однако в связи с тем, что подчиняется она напрямую Президенту РФ, ее влияние не стоит недооценивать. Ее сотрудникам вменено в обязанности изучать все многообразие происходящих на рынке сделок с целью выделения тех, что:

  • носят противозаконный характер;
  • направлены на подрыв устойчивости финансовой системы государства;
  • служат для снабжения деньгами экстремистских организаций.

Сотрудники Росфиннадзора также наделены правом привлекать к ответственности субъектов, осуществляющих незаконную деятельность.

Федеральное казначейство — еще один орган, находящийся в подчинении Минфина РФ.

Оно также непосредственно задействовано в процедуре контроля за расходованием бюджетных средств и обеспечением соответствия их направленности целям, стоящим перед государством.

Оно наделено полномочиями пресекать незаконные операции в области использования средств бюджета, а также оказывать воздействие на лиц, нарушающих действующее законодательство в данной области.

Региональные и местные структуры финансового контроля

Как отмечалось ранее, органы финансового контроля создаются и на уровне территориальных образований РФ. Существующее законодательство предполагает разделение в работе федеральных, региональных и местных властных структур.

В то же время создаваемые в рамках полномочий региональных и местных правящих структур надзорные органы имеют идентичные с их вышестоящими коллегами цели: контроль за рациональным и целевым использованием средств бюджета.

Даже в области применяемых при контроле рычагов воздействия органы финконтроля федерального и местного уровня достаточно схожи.

В то же время на муниципальном уровне в силу особенностей организации бюджетных процедур могут применяться специализированные методы решения задач. Нередкими бывают случаи, когда одинаковые задачи ставятся перед смежными учреждениями финансового контроля, однако в этом случае местными властями создается соответствующая правовая основа.

В процессе осуществления своих функций местные органы финконтроля могут привлекать независимых экспертов: некоммерческие компании, аудиторов, общественные объединения.

Банк РФ как субъект финансового контроля

Деятельность ЦБ РФ в данной области имеет довольно узкую направленность и сосредоточена прежде всего на обеспечении законности денежных, кредитных операций, устойчивости отечественной денежной единицы, расчетных отношений, курсов валют.

Перечень функций ЦБ РФ как органа финансового контроля:

  • поддержка устойчивого курса рубля, его покупательной способности без значимых резких отклонений;
  • оптимизация работы банковского сектора;
  • осуществление расчетных операций внутри страны на достойном уровне;
  • кредитование банков;
  • лицензирование банковской деятельности;
  • издание локальных нормативных актов в области банковского регулирования.

Перечень проблем, которые систематически приходится решать главному банку страны:

  • создание и совершенствование процедур в области денежно-кредитного обращения;
  • контроль денежной массы, ее регулирование;
  • рациональное использование ключевой ставки как значимого фактора экономического развития;
  • создание условий для эффективной организации расчетных процедур внутри страны;
  • прогнозирование изменений экономической системы страны, влияющих на устойчивость и развитие денежно-кредитной политики.

Посредством своей деятельности Банк РФ воздействует на экономических субъектов, способствуя исполнению ими федеральных законов, приказов, различных нормативно-правовых актов, издаваемых правительством или его учреждениями.

Осуществление надзорных функций Центральным банком — крайне важный фактор результативности всей его деятельности, поскольку принять регулирующий акт недостаточно, необходимо обеспечить его корректную и своевременную реализацию в финансово-кредитном секторе.

Одна из основных задач Центробанка — мониторинг соответствия деятельности банков законодательству РФ.

Компетенция ЦБ РФ в области контроля внебанковского сектора

Полномочия ЦБ не ограничиваются только надзором за деятельностью профильных структур, у него имеются права регулирования в некоторых других сегментах народного хозяйства.

Еще в 2012 году подобные операции выполняло отдельное ведомство — Федеральная служба по финансовым рынкам. Но с 2013 года она была распущена, а ее функции перешли к ЦБ РФ.

Отрасли и виды компаний, подпадающие под юрисдикцию Банка РФ:

  • страховой сектор;
  • фондовые рынки;
  • инвестиционные группы;
  • негосударственные пенсионные фонды;
  • биржевая деятельность;
  • работа бюро кредитования;
  • кредитные жилищные кооперативы;
  • сфера платежных сервисов;
  • микрокредитные компании.

Их работу необходимо оценивать не только в области соблюдения финансового права, но также исходя из положений Гражданского и Налогового кодексов. В подобных случаях ЦБ осуществляет свою деятельность совместно с иными смежными контролирующими структурами.

***

Перечень органов финансового контроля довольно широк. Он не ограничен только учреждениями федерального уровня, достаточно большой спектр полномочий в данной области предоставлен региональным и местным властям.

Источник: https://okbuh.ru/finansovyj-kontrol/sostav-i-struktura-organov-finansovogo-kontrolya-v-rf

ovdmitjb

Add comment