Ново-Михайловский дворец
Внешние изображения
Детали фасада(материалы из Энциклопедии архитектурных деталей)
В отделке и декоре фасадов присутствует характерное для эклектики и творчества Штакеншнейдера переплетение разных архитектурных стилей и направлений.
Архитектором используются мотивы и отдельные детали рококо, барокко, а также множество отсылок к ренессансу и «стилю Людовика XIV»[7][3]. Стоит отметить, что в оформлении фасадов зодчим использовалось обилие различных декоративных элементов.
Более мелкая «прорисовка» плоскостей здания отдаляет архитектуру резиденции от идеалов и принципов русского классицизма, что неоднократно проявлялось в более ранних и более поздних работах архитектора[24].
Помимо Андрея Штакеншнейдера, над фасадом дворца также работал скульптор Даниил Иванович Иенсен[~ 2], создавший для оформления фасадов фигуры из терракоты. В композиционном плане строение больше похоже на доходный дом, чем на великокняжескую резиденцию[25].
Выходящий на Дворцовую набережную и обращённый к Неве главный фасад дворца отличается пышным оформлением. В сооружении использовался каррарский мрамор. Фасад выделяется тремя ризалитами: центральным и двумя боковыми.
Все ризалиты увенчаны треугольными фронтонами, заполненными разными фигурами, причём фронтон центрального ризалита расположен выше фронтонов боковых[26]. Лепной рисунок на центральных и боковых фронтонах одинаков. Центральный ризалит декорирован роскошнее и с большей детализацией, чем боковые.
На уровне третьего этажа все 3 ризалита оформлены фигурами кариатид, стоящих в различных позах и поддерживающих треугольные фронтоны (в случае, если ризалит боковой), полукруглые фронтоны-арки или карнизы.
На уровне третьего этажа в центральном ризалите между фигурами кариатид расположен мраморный великокняжеский герб; в боковом между кариатидами — монограммы Михаила Николаевича, поддерживаемые женщинами в лавровых венках[26].
Окна третьего этажа — прямоугольные, украшены простыми наличниками и завершены замковым камнем или карнизом. Стены третьего этажа украшают пилястры-филёнки[~ 3] с капителями и небольшие скульптурные панно.
На уровне второго этажа в пространствах между ризалитами фасад равномерно членится каннелированными пилястрами или колоннами коринфского ордера. Зодчим применён довольно эффектный мотив коринфских колонн, продолжающихся фигурами кариатид, поддерживающих антаблемент[26].
В ризалитах окна прямоугольные, с полукруглыми завершениями. Центральные окна ризалитов этажа оформлены наличниками, карниз окон выполнен в стиле барокко. Остальные окна увенчаны треугольными или полукруглыми фронтонами.
Окна в ризалитах выходят на небольшие балконы, ограниченные кованной решёткой. На уровне первого этажа фасад оформлен прямоугольными филёнками и скульптурными панно над окнами. Все окна широкие, прямоугольные, кроме двух, состоящих в центральном входе.
Центральный вход декорирован тройным ажурным козырьком и кованными решётками, опирающимися на витые столбы с фонарями.
Интерьеры
Кабинет великого князя Михаила Николаевича
На втором этаже располагались помещения парадной анфилады. Здесь обустроили гостиные (жёлтая, белая, малиновая), приёмную, дубовую столовую, а также банкетный, танцевальный и зелёный залы. В столовой был установлен высокий камин, отделанный резным дубом и украшенный гербом великого князя.
Стены комнаты затянули тиснёной кожей, облицевали всё тем же резным дубом. Гостиные исполнены наряднее. Стены затянуты уже шёлковой штофной тканью. Потолки были украшены позолоченной лепниной. Наборные паркеты и двери изготовили из разных ценных пород дерева.
Над мраморными каминами повесили заключённые в резные рамы зеркала[13].
Представляет определённый архитектурный интерес двусветный зелёный зал, весьма живописно декорированный и украшенный лепниной.
По периметру стен двух залов были сооружены двухъярусные колоннады, выраженные белыми каннелированными колоннами коринфского ордера.
Интерьеры второго этажаВсе фотографии относятся к 1903 году.
Дубовая столовая
Эскиз росписи свода церкви, сделанный А. Е. Бейдеманом
Церковь во имя Архангела Михаила
Церковь во имя Архангела Михаила располагалась на третьем (верхнем) этаже дворца, прямо в середине фасада сооружения и была домовой церковью великокняжеского семейства.
Снаружи она была увенчана одной позолоченной главкой, бывшей самый высокой точкой дворца. Церковь освятили 9 декабря 1861 года во имя архангела Михаила — покровителя великого князя.
Росписи стен и свода церкви были выполнены в псевдорусском стиле «золотыми арабесками по голубому фону». А. Е. Бейдеман написал образа для иконостаса, оформил плафон.
В 1917 году во время Октябрьской революции помещения были национализированы, а церковь на волне антирелигиозной политики закрыли. До наших дней ни образа, ни росписи не сохранились. Позолоченная главка отсутствует[28].
Двор
Внешние изображения
Участок, на котором расположилась великокняжеская резиденция, представлял собой прямоугольник, почти квадрат[13]. Помимо собственно Ново-Михайловского дворца, за имением Михаила Николаевича значился комплекс служебных строений.
Некоторые здания, относящиеся к резиденции (каретная служба, кузница), расположились по обе стороны Миллионной улицы, а также у набережной Мойки[7]. Прислугу поселили в перестроенный Дом Зубовой[6].
Иные службы (контора великого князя, построенный в 1877 году манеж[6] и конюшни) обосновались во внутреннем дворе резиденции, «зажатом» между самим дворцом и шталмейстерским корпусом[13].
Шталмейстерский корпус
Шталмейстерский корпус Ново-Михайловского дворца фасадом выходит на Миллионную улицу. Отделён от основного здания двором. Одно время в Шталмейстерском корпусе находились покои Георгия Михайловича — среднего сына великого князя Михаила Николаевича[29]. Кроме того, в этой части дворца располагались квартиры некоторых лиц, служивших при дворе и в свите великого князя[2].
Фасад Шталмейстерского корпуса по Миллионной улице исполнен более скромно и сдержанно, нежели обращённый к Неве главный фасад Ново-Михайловского дворца. Корпус выстроен на основе возведённого ещё в 1740-х дворца А. М.
Черкасского, о чём свидетельствует изогнутая стена выходящего во двор фасада. Его криволинейная композиция признаётся уникальной для ранней архитектуры Санкт-Петербурга, отражает влияние итальянского барокко[30].
Иногда архитектурный стиль здания характеризуют, как ретроспективное стилизаторство по мотивам раннего русского и французского классицизма[31].
Запасной дворец
Основная статья: Запасной дворец и Конюшенный двор при Ново-Михайловском дворце
памятник архитектуры (вновь выявленный объект)[~ 4]
Запасной дворец, а также Конюшенный двор расположены по адресам Миллионная ул., 6 и наб. реки Мойки, 5. Занимают квартал к югу от Ново-Михайловского дворца. Являлись частью великокняжеской резиденции, предназначались для служебных нужд.
В 1780-х на месте современного Запасного дворца был возведён двухэтажный дом князя Щербатова. На первом этаже была устроена аркада. В 1861 году был надстроен третий этаж, переоформлен фасад. Начиная с 1857 года участок от Миллионной улицы до реки Мойки претерпел множество изменений.
В конце 1860-х под руководством Штакеншнейдера дом по Миллионной декорировали в стиле рококо. В нём обустроили квартиры для придворных Михаила Николаевича. Дворовые строения были приспособлены под конюшни и сараи. Впрочем, в 1863 году землю, примыкающую к Мойке, арендовал мебельный фабрикант К. А.
Туру[32].
чт, 12/12/2013 – 12:00 пользователем Valeratal
Источник: http://vv-travel.ru/warticle/novo-mihaylovskiy-dvorec
Ново-Михайловский дворец, сердце Петербурга
В самом центре культурной столицы России расположился дворец с богатой жизненной историей, сыгравший немаловажную роль в развитии архитектуры страны. Историю постройки, а также стили, в которых выполнен дворец, богатство его интерьеров мы расскажем в данной статье.
Краткая история дворца
Участком территории, на которой стоит дворец, владели различные знаменитые дворяне. Во время царствования Петра I появились первые застройки земли на набережной. Ими оказались Палаты Корчмина, возведённые архитектором Доменико Трезини в 1719-1732 годах. Владел землёй в то время Василий Дмитриевич Корчмин, занимающий должность майора полка Преображенского.
После его смерти в 1731 году, палаты разделили на части и продали. Владельцами стали генерал-поручик Волков, посол Голландии, и Ушаков, генерал-аншеф. Ту часть, на которой сейчас стоит дворец, выкупил князь Алексей Михайлович Черкасский, так и не успевший приняться за строительство до смерти и владения перешли его дочери, Варваре.
Дочь Черкасского, построила два дворца, которые обрели название Особняк Черкасского. Позже Варвара сыграла свадьбу с Шереметьевым и в 1748 году, особняк перешёл к графам Шереметьевым, семья которых имела дом во владении 60 лет. Учитывая улицу, на которой стоял особняк, дворец стали называть Миллионным домом.
Позже, в начале XIX века, дворец был куплен Департаментом уделов. Здание перестроили под типографию и архив. Кроме того, там расположилось Землемерное училище, в котором успел поработать писцом сам Гоголь Н. В.
Летом 1857 года поженились Ольга Фёдоровна и князь Михаил Николаевич. Для возведения дворца, пришлось выкупить имения, которые принадлежали Голицыной и Зубовой, ну и, конечно, Департамент уделов перешёл в казну. Так как Михайловский дворец уже существовал, было принято решение назвать имение Новомихайловским дворцом.
[adrotate banner=”15″]Архитектура здания
Архитектором дворца является Андрей Штакеншнейдер, именно по его проекту он строился. Для него характерно смешение различных стилистик в декорации фасадов. Дворец выполнен с элементами рококо и барокко, с деталями ренессанса и стиля Людовика XIV.
Ново-Михайловский дворец построен по проекту Штакеншнейдера в стиле – эклектика (смешение различных стилей и направлений в архитектуре).
Фасад украшен многими деталями декора. Плоскости сооружения мелко прорисованы, что прослеживается в стиле архитектора, но нехарактерно для русской классики. Фрагменты из терракоты появились на фасаде здания благодаря скульптору Даниилу Ивановичу Иенсену. Что касается композиции, постройка скорее походит на европейский доходный дом, нежели на резиденцию князей.
Ризалиты заканчивают треугольные фронтоны с различными лепными фигурками, средний главный фронтон возвышается над боковыми. Главный ризалит более детализирован, чем остальные, украшен двумя выступами. Антаблемент фасада декорирован балюстрадой и вазами.
Окна дворца прямоугольные, обличены наличниками. Главный вход украшен коваными решётками, которые опираются на фонарные столбы и трёхслойным козырьком. Фасад на первом этаже обрамлён панно и филёнками прямоугольной формы. На среднем этаже здание украшено пилястрами с канелюрой и коринфскими колоннами, переходящими в кариатиды на следующем этаже.
[adrotate banner=”13″]Интерьеры дворца
Внутреннее оформление дворца гармонирует с наружным обличием. Залы сделаны в классическом стиле и элементами готики, рококо и восточными нотами. Залы, как и полагается во дворце, большие и просторные. Для создания этого простора, были снесены некоторые стены. С потолков свисают шикарные огромные люстры-подсвечники. Покои расписаны М.А. Зичи и Н. И. Тихобразовым.
Личные покои князя, будуар, ванная и баня, расположены на первом этаже. Стены личных покоев обтянуты тканью, в каждой комнате размещён камин из орехового дерева.
В ванной комнате находился бассейн, к сожалению, несохранившийся до теперешнего времени. Стены оформлены из искусственного мрамора розового цвета, с деталями зелёного камня. На входной двери красовались фигурки дельфинов из позолоты.
В вестибюле красуются восемь колонн и восемнадцать гранитных пилястр серого цвета с белыми капителями. Приёмному залу предшествует главная лестница, из мраморных ступенек и обрамленная зеркалами. Лестница ведет на следующий этаж, где с одной стороны – стекло и через него можно полюбоваться зимним садом.
Поднявшись по лестнице, можно было увидеть нарядную анфиладу. На этаже были шикарные гостиные залы, стены которых были обтянуты жёлтым, белым и малиновым шёлком, а на потолках красовалась лепнина из позолоты. Также на этом этаже находились приёмная, двусветный зелёный зал, роскошные, тоже двусветные залы для банкетов и танцев и дубовая столовая.
Основная часть интерьера осталась в оригинале до теперешних дней.
[adrotate banner=”12″]Дворец в наши дни
В нынешние дни в здании дворца находится Институт археологии, его второе название – Институт материальной культуры РАН.
Институт несколько раз менял названия и адреса, после того как дирекция переехала в Москву в 1943 году, в Ленинграде остался только филиал, а позже, в 1991 году, этот филиал вырос в независимое учреждение образования.
В середине 2000-х годов лицевой фасад дворца подвёргся реставрации. Скульптуры третьего этажа беспокоили реставраторов, в связи с этим, был проведён дорогой, но необходимый ремонт этих элементов.
Комнаты Ново-Михайловского дворца были перестроены в архив и библиотеку Института восточных рукописей в 2009 году.
Коллекция в книгохранилище на данный момент содержит миллионы книг, тысячи заархивированных папок, большое количество рукописей на 65 языках, в том числе и мёртвых восточных.
[adrotate banner=”10″]Интересные факты
- Дворец является зданием, в которое в первую очередь было проведено отопление и вода.
- Название «Миллионный дом» появилось из-за того, что постройка на тот момент находилась на улице Миллионной.
- Посетить Ново-Михайловский дворец обязательно стоит архитекторам, так как дворец – один из первых построек в стиле эклектика.
- Для туристов, увлекающихся архитектурой и историей 18-19 веков тоже найдётся интересная новизна.
Адрес и как добраться
Ново-Михайловский дворец расположен в центре Санкт-Петербурга, по адресу: Дворцовая набережная, дом 18.
Добраться можно:
- от станции метро «Невский проспект» или «Гостиный двор», пройти по Невскому до набережной, повернуть направо и идти минут десять;
- от станции «Горьковская» нужно перейти через Троицкий мост.
Достопримечательности рядом
Поблизости с Ново-Михайловским дворцом, расположены следующие достопримечательности:
- Доходный дом Жеребцовой.
- Доходный дом Глинки-Маврина.
- Особняк Гинзбург.
- Особняк Барятинской.
- Дом учёных (дворец Владимира Александровича).
Сама дворцовая набережная определенно заслуженно считается достопримечательностью, ведь это самая первая улица вдоль реки, на которой начали строить здания. Большинство зданий и дворцов, находящихся на площади принадлежат к культурному наследию России, включая Ново-Михайловский дворец.
С детства ездила на все каникулы отдыхать в Петербург. С раннего возраста полюбила его всей душой. Спустя 10 лет живу в городе своей мечты. Писать статьи про Санкт-Петербург, для меня несказанная радость и счастье.
Загрузка…
Источник: https://spbinteres.ru/novo-mixajlovskij-dvorec-serdce-peterburga.html
Ново-Михайловский дворец — великокняжеская роскошь: на Дворцовой набережной
Ново-Михайловский дворец — памятник архитектуры федерального значения. Этот великокняжеский роскошный дворец расположен в самом центре Санкт-Петербурга на Дворцовой набережной. И неудивительно, что он обладает знаменитой и родовитой историей.
Известные и именитые владельцы участка
Участок земли, на котором сейчас находится Ново-Михайловский дворец, сменил немало владельцев. Землёй в самом центре новой российской столицы владели многие именитые люди и влиятельные дворянские семьи. Первые строения на Дворцовой набережной появились ещё в правление Петра I. На этом месте ещё при Петре государеве стоял дом майора Преображенского полка В. Д. Корчмина.
Тут также были 3 дома. В 1731 году в связи с кончиной Корчмина его имение было распродано по частям. Участок Кормчина был разделён на несколько частей. Одна из них принадлежала генералу-поручику М. Я.
Волкову, другая находилась в собственности голландского посла. Третью приобрёл генерал-аншеф А. И. Ушаков, четвёртая была куплена князем А. М. Черкасским, бывшим с 1740 года канцлером Российской империи.
Возводились дома он по проекту зодчего П. М. Еропкина. Выполнялось строительство под руководством архитекторов Г. Д. Дмитриева и С. И. Чевакинского. Здания были выполнены в стиле итальянского ренессанса с заметными вкраплениями барокко. Сооружение было известно как — Особняк Черкасского.
Позднее дочь Алексея Черкасского — Варвара Алексеевна Черкасская вышла замуж за Петра Шереметева. К 1748 году особняк стал владением графов Шереметевых. Эта семья владела домом около 60 лет. К началу XIX века на участке уже располагался каменный особняк “на 84 покоя”. В связи с расположением особняка по Миллионной улице, дворец стал называться “Миллионным домом”.
В 1800-е годы Департамент уделов выкупил “Миллионный дом”, а также соседние строения: дом банкира Ливио и здание городского ведомства.
В связи с этим требовалось реорганизовать всё здание, приспособить жилые покои и парадные залы. В 1807—1809 годах особняк перестроили по проекту архитектора Андрея Воронихина под нужды государственного учреждения.
Примечательно, что зодчий решил сохранить структуру фасада, а не спроектировать новый.
Интерьеры дома Департамента уделов отличались богатством и роскошью. В апреле 1830 года на работу в департаменте приняли 21-летнего Николая Васильевича Гоголя. Поначалу он выполнял обязанности писца, затем стал помощником столоначальника. Николай Васильевич прослужил в Департаменте уделов всего год — до 1831 г.
Новая история Ново-Михайловского дворца
На это месте в 1857-1862 годах здесь возвели дворец, который предназначался для сына императора Николая I — великого князя Михаила Николаевича. Великий князь Михаил Николаевич, сын Николая I, брат императора Александра II — генерал-фельдмаршал, генерал-фельдцейхмейстер, наместник Кавказа, почетный член Петербургской Академии наук, председатель Государственного совета в 1881-1905 гг.
Дворец возводился по случаю женитьбы князя на баденской принцессе Цецилии Августе. Поскольку в столице уже был один Михайловский дворец, другой дворец для Михаила решили назвать Ново-Михайловским.
Это великое творение является третьей крупной великокняжеской резиденцией, возведённой по проекту придворного архитектора Николая I — Андрея Ивановича Штакеншнейдера.
Новую городскую усадьбу торжественно освятили 9 декабря 1861 г. В 1862 году строительство дворца закончилось. Ново-Михайловский дворец стал резиденцией великого князя Михаила Николаевича и его семьи. В последние годы жизни великий князь Михаил Николаевич часто сидел у окон первого этажа. Прохожие замечали его и иногда отдавали честь.
Архитектура фасада и интерьеры резиденции
Стиль дворца представляет раннюю эклектику. Он выражен в многочисленных стилистических отсылках к разным эпохам.
В отделке фасадов и интерьеров архитектор использовал мотивы барокко и рококо, переплетённые с элементами ренессанса и “стиля Людовика XIV “.
Чётко прослеживается характерное для эклектики и творчества Штакеншнейдера переплетение разных архитектурных стилей и направлений. В оформлении фасадов зодчим использовалось обилие различных декоративных элементов.
Фасад трехэтажного дворца со стороны Невы представлен центральным и двумя боковыми ризалитами. В верхней части центрального ризалита можно увидеть скульптуры кариатид, выполненные из терракоты скульптором Д. И.
Иенсеном. Между кариатидами расположены гербы. Фасад пышно декорирован, есть колонны, пилястры, статуи в треугольном фронтоне. На первом этаже выделен центральный вход с козырьком, опирающимся на чугунные колонны.
Благодаря пышной, нарядной и красивой отделке фасадов и крупным габаритам данное сооружение заметно выделяется в городской застройке округи. Но несмотря на всё это великолепие, стоит заметить, что в композиционном плане строение больше похоже на доходный дом, чем на великокняжескую резиденцию.
Новые технологии при возведении дворца
Дворец возводился на протяжении 5 лет с 1857 года по 1862. Применяемые в сооружении Ново-Михайловского дворца технологии были уникальны для России тех лет.
При возведении дворца использовались металлические стропила и балки — новый метод для Санкт-Петербурга 2-й половины XIX века, несмотря на то, что эта технология появилась ещё в 1820—1830-х годах и применялась в основном для перекрытия крупных помещений во дворцах, особняках, общественных зданиях.
Резиденцию, также одну из первой в городе, оборудовали водопроводом. Ещё одной технической новинкой было отопление, которое осуществлялось подачей нагретого воздуха в помещения дворца. В 1889 году дворец электрифицировали.
Музей в Ново-Михайловском дворце
Дальше дворец перешёл к старшему сыну прежнего владельца — великому князю Николаю Михайловичу. Новый хозяин был видным историком, членом Императорского Русского географического и исторического обществ.
В 1911 году в помещениях, которые Михаил Николаевич занимал при жизни, был создан музей. Экспозиция, представленная около 5000 предметами, касалась личной жизни великого князя, была посвящена военной и государственной деятельности Михаила Николаевича.
Экспозиция занимала 4 помещения. В бывшей “Приёмной” великого князя обустроили “Общий зал”. Здесь были выставлены портреты сподвижников Михаила Николаевича, коллекция оружия, рукописи, служебные документы, а также макеты и фотографии крепостей, принадлежавшие ранее великому князю.
В “Зале личной жизни” на стенах также можно было увидеть портреты, а в витринах — личные документы и даже ученические тетради. Были выставлены иконы, ордена и регалии, среди которых был фельдмаршальский жезл. “Кабинет” великого князя был оставлен в неизменном виде. В “Зале последних дней жизни” выставлялись предметы и вещи, связанные с болезнью и смертью Михаила Николаевича.
Современность бывшей великокняжеской резиденции
В 1917 году дворец национализировали. В нём размещалась Коммунистическая академия. В 1949 году в Ново-Михайловский дворец было решено перевести Институт востоковедения АН, основанный в 1930 г. Сейчас это — Институт восточных рукописей РАН, сокращённо — ИВР.
За время существования данного института в Северной столице во дворце работали многие известные академики, такие как — А. Н. Кононов, Н. И. Конрад, И. Ю. Крачковский, В. М. Алексеев, А. П. Баранников, В. В. Бартольд, И. А. Орбели, В. В. Струве, Ф. И. Щербатской.
В 1951 был образован Институт электромеханики РАН (ныне — Институт электрофизики и электроэнергетики РАН, сокращённо — ИЭЭ), и также был расположен в бывшей великокняжеской резиденции. Институтом осуществляются как прикладные, так и фундаментальные исследования в области физики. В настоящее время во Ново-Михайловском дворце работает ряд учреждений РАН.
В настоящее время формировавшаяся на протяжении двух столетий коллекция вмещает около миллиона томов в востоковедческой библиотеке, не менее 40 000 папок в архиве и более 100 000 единиц хранения на 65 живых и мёртвых восточных языках в рукописном фонде.
Средства на работы по переустройству строений будут получены в дар от султана Омана Кабуса бен Саида.
В 2005—2008 годах в рамках городской реставрационной программы в Ново-Михайловском дворце делали ремонт лицевого фасада. В частности, состояние скульптур верхнего яруса фасада Ново-Михайловского дворца вызвало серьёзную обеспокоенность специалистов. Эти фигуры пришлось подвергнуть отдельной дорогой, но необходимой реставрации.
Адрес
- Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 18
Ближайшие станции метро
- “Адмиралтейская”, “Невский проспект”
Источник: https://peterburg.center/story/novo-mihaylovskiy-dvorec-velikoknyazheskaya-roskosh-na-dvorcovoy-naberezhnoy.html
Add comment