Kievuz

Органичная архитектура

Содержание

Органическая архитектура: особенности, примеры, описания

Органичная архитектура

Органическая архитектура, как концептуальный подход, в последней половине двадцатого века обрела огромную популярность, благодаря использованию новых технологий и материалов. Современные органические здания стремятся к естественности во всём: в форме, материалах, интерьерах и экстерьерах. Надо отметить, что это направление собирает под свою крышу разные названия:

  • экологическая архитектура,
  • зелёная архитектура,
  • био тек или бионика (если форма напоминает природную),
  • эко-модерн.

В настоящее время принимаются и поощряются более креативные и свободные формы строений.

Органическая архитектура: особенности

Данное направление стремится создавать гармонию деятельности человека с окружающей средой,

  • максимально бережным отношением к природе,
  • реализуя конструктивные особенности природных форм в зданиях,
  • оформляя экстерьеры и интерьеры, продолжающие ландшафтные виды,
  • уважая натуральные материалы.

Современные органические здания никогда не являются линейными или жестко геометрическими, например, как Арт-деко. Вместо этого, они имеют линии и формы, имитирующие естественность.

Это может быть шпиль в форме вытянутого листка дерева, расширяющиеся или сужающиеся спирали и тому подобное.

Примером могут быть башни собора Святого Семейства, являющиеся увеличенной ракушкой морского  побережья Каталонии (Испания).

Истоки органического стиля

Термин «органическая архитектура» был использован первый раз американским архитектором Фрэнком Ллойдом Райтом (1867-1959) для описания своего экологически интегрированного подхода к дизайну. Его философия выросла из идей наставника Луи Салливана, учившего, что «форма следует за функцией», в противовес рационализму, основанному на логике модульности.

Дом над водопадом или Резиденция Кауфман. Архитектор Ф.Л.Райт, 1935

Ф. Л. Райт: дом над водопадом

Резиденция Кауфман, другое распространённое название этого дома, построена для семьи Кауфман и возвышается прямо над ручьем в месте, где формируется водопад. Райт использует местный камень, как для экстерьеров, так и для интерьеров, оставляя многие из них в сыром, необработанном виде.

В некоторых местах видно, что пол — это часть живой скалы, на которой стоит дом. Таким образом, Райт реализует свою архитектурную идею слияния человеческого вмешательства с природной средой.

Принципы органической архитектуры в доме Над Водопадом в оформлении зоны камина и фонтана. Пенсильвания, США.

Центром здания является камин. Обширные интерьеры открытых пространств продолжаются пейзажами через огромные окна, чередуясь с подвесными террасами, расположенными асимметрично.

Музей Соломона Гугенхайма в Нью-Йорке

Пример органической архитектуры 20 века: Guggenheim Museum, New York City.  Архитектрор Ф.Л.

Райт

Так же, как Резиденция Кауфмана полностью согласована архитектором с природой, так музей Гуггенхайма в Нью-Йорке устанавливает непосредственную связь природы с городом.

Расположенный в самом сердце сити, он представляет из себя одну из весьма заметных выставочных площадок современного искусства в мире.

Его внешний объём гармонирует с внутренним, предлагая идею большой скульптуры: выставочная площадка состоит из длинного непрерывного спирального пути, который расширяется снизу вверх.

Спиралевидный объём здания внутри музея Соломона Гугенхайма в Нью-Йорке

Являясь часто встречающейся формой в природе, спираль дает жизнь вихрям воды и воздуха, присутствует во многих видах растений и раковинах.

Таким образом, несмотря на то, что строение находится в городском пространстве, по своей форме оно взывает к формированию природного принципа.

Органическая архитектура в Сингапуре: деревянные корзины

Проект сингапурского технологического университета в Наньяне был разработан студией Томаса Хезервика. Архитекторы отвергли старую концепцию учебного центра, как бесконечного полупустого коридора без естественного дневного света. И предложили совершенно новое решение. Хаб состоит из взаимосвязанных между собой башен, которые окружают атриум, наполняя его светом.

Несмотря на то, что отделка башен сделана из обычного бетона, конструкция производит эффект деревянных корзин, сложенных друг на друга.

Их форма органична и в здании почти нет прямых линий, что делает его более похожим на природную конструкцию, нежели на построенную человеком.

Nanyang UniversityПример органической архитектуры в Сингапуре

Дом-слизняк — органическая архитектура Р. Пиано

Произведение архитектора Ренцо Пиано является ещё одним отличным примером органической архитектуры.

Странное «органическое существо», напоминающее слизняка, едва выглядывает, плавно поднимаясь над традиционным фасадом 19 века.

Строение спрятано в небольшое пространство, образуемое задними дворами, благодаря чему гармонично вписывается в городской пейзаж и не нарушает внешнюю гармонию улицы.

Своеобразный дизайн здания соблюдает все необходимые строительные нормы и улучшает доступ соседей к естественному свету.

The Fondation Pathé, ParisОрганическая архитектура Ренцо Пиано

«Оазис в пустыне» Катара А.Исозаки

Катарский национальный конференц-центр (QNCC) был спроектирован известным японским архитектором Арата Исозаки (Arata Isozaki). Эффектная архитектура центра и ультрасовременный дизайн идеально подходят для проведения местных, региональных и международных мероприятий.

Qatar National Convention Centre, Doha Ссылка

Сооружение представляет собой впечатляющее строение с гигантскими стальными колоннами, которые напоминают стволы деревьев. Стальные деревья на фоне стеклянного фасада служат опорой для крыши и создают органичный вид портика, через который посетители проходят в здание.

Более того, оно символично и показывает связь конференц-центра со священным в Исламе деревом Сидрат аль-Мунтаха, являющееся символом знаний.

Архитектор Арата Исозаки. Конференц-центр в Катаре. Пример органической архитектуры Ссылка

Будучи крупнейшим выставочным центром на Ближнем Востоке, вмещающий до 7000 человек в трех основных залах, центр представляет собой «оазис в пустыне» для поэтов и ученых, которые собираются под его ветвями, чтобы поделиться знаниями.

Органическая архитектура в Японии: пример виллы Shell

Вилла Shell, Karuizawa, Japan. Арх. Kotaro Ide / ARTechnic architects, 2008 Ссылка

Эта загородная вилла для отдыха в Каруизаве чем-то похожа на резиденцию Кауфман Фрэнка Ллойда Райта. Жилище идеально вписывается в естественную среду и отражает природу своим дизайном. Конфигурация дома, отдалённо напоминающая раковину, находится среди леса. Трудно определить, какая именно это форма.

Она явно отличается от пещер и скал, созданных природой. Внутри можно найти полы, стены и комнаты. Дизайн похож на заброшенный космический корабль, заросший деревьями, который местные жители обустроили себе под жилье.

Вилла Shell, Karuizawa, Japan. Арх. Kotaro Ide / ARTechnic architects, 2008 Ссылка

По словам архитекторов ARTechnic — быть на одной волне с природой заключается не в том, чтобы во всем ей подчиняться, а в слаженном существовании с ней.

Здание должно гармонично вписываться в природный ландшафт и, одновременно, быть хорошим убежищем.

Например, использование бетона и подъемная конструкция помогают защитить виллу от влажности, которая съедает традиционные дома, построенные в этой местности.

Вилла Shell, Karuizawa, Japan. Арх. Kotaro Ide / ARTechnic architects, 2008 Ссылка

Загородная вилла разработана с идей, что если дом защищен от негативных природных влияний и обеспечивает комфорт, то человек будет возвращаться туда снова и снова, таким образом, выстраивая отношения с природой.

Вилла Shell, Karuizawa, Japan. Арх. Kotaro Ide / ARTechnic architects, 2008 Ссылка

Храм-лотос в Индии

Глобализация приведшая к расширению городов оторвала человека от природы. Чтобы заполнить эту духовную и эстетическую пустоту, человек стал взывать к формам, вдохновленным природой.

Гигантский цветок лотоса спроектирован иранско-канадским архитектором Фарибором Сахбой (Fariborz Sahba) и является Домом Поклонения Бахаи.

Lotus Temple, New Delhi, India 1986 Ссылка

По словам архитектора, цветок лотоса, представленный формой здания, отображает идею о том, что «из темных вод нашей коллективной истории невежества и насилия человечество встанет, чтобы вступить в новую эпоху мира и всеобщего братства».

В соответствии с архитектурными принципами, изложенными Абдул-Баха, сыном основателя религии, здание представляет собой девятигранную круговую форму, состоящую из 27 свободно стоящих мраморных «лепестков», расположенных в трех кластерах.

Офис-блин в Англии

Здание Уиллиса в Ипсвиче, Англия, является одним из самых ранних зданий, спроектированных Норманном Фостером и Венди Чизманом после создания ими Foster Associates. Построенное между 1970 и 1975 годами для страховой фирмы, даже по сегодняшним меркам оно является ярким примером органической архитектуры.

Willis Faber and Dumas Headquarters, Ipswich, United Kingdom
1970-75 Ссылка

Несмотря на то, что постройка является офисной башней, здание вписывается гармонично в городской ландшафт, представляя собой всего лишь три этажа. Находясь между несколькими дорожными развязками, его обтекаемая форма максимально использует всю доступную площадь, не нарушая средневекового уличного плана.

Согласно информации на веб-сайте фирмы – оно «растекается до краев участка, как блин на сковородке».

Офис страховой фирмы вписан в средневековую планировку города и максимально использует отведённое пространство. Англия

Здание выполнено из бетонных столбов, которые служат поддержкой для бетонных плит, и одето в стеклянный занавес. Панели из темного копченого стекла становятся  почти полупрозрачными ночью. На крыше – ресторан с панорамным видом и сад.

Пример органической архитектуры — небоскрёб-огурец

The Gherkin, London, 2001-4, арх. Норман Фостер Ссылка

Сооружение было построено в 2001—2004 годах по проекту знаменитого архитектора Нормана Фостера.  По существу оно является экологическим небоскребом.

Имея продолговатую конструкцию с закругленным концом, верхушка здания закрыта прозрачным линзообразным куполом, который служит смотровой площадкой. Снаружи равномерно покрыто стеклянными панелями и закруглено по углам, не позволяя ветровым потокам стекать вниз.

Лондонцы называют его Геркин (The Gherkin), что в переводе с английского — соленый огурец, за его органическую форму и зеленоватый оттенок стекла.

Фостер выступал за разработку более экономичных, эффективных и экологически благоприятных форм в архитектуре. Согласно его принципам, прямолинейные здания нельзя рассматривать как идеальные, если они работают против динамики тепла, звука и света.

Дизайн дома Геркин, действительно, очень функционален и практичен с точки зрения экономии энергии — использует естественную вентиляцию, энергию солнца и дневное освещение.  Таким образом, несмотря на высоту в 180 метров, здание потребляет вдвое меньше электроэнергии, чем другие постройки такого типа и признано «манифестом Бионики».

Небоскрёб-огурец. 30 St Mary Axe, London, Арх. Норман Фостер, 2001—2004 Ссылка

Органическая архитектура выражает «зелёный» стиль жизни, бережно относится к ресурсам природы и формирует единое пространство жизни и деятельности человека в ладу с природой.

Забирайте статью себе на стену в социальных сетях, чтобы не потерять. Или добавляйте в закладки.Оцените, выбрав нужное количество звёзд ниже.

Источник: https://arhi1.ru/ob-arhitekture/arhstili/organic

Органическая архитектура. Фрэнк Ллойд Райт. Дом над водопадом

Органичная архитектура

Органическая архитектура — это целая философия, в основу которой положены идеи гармонического сосуществования человека и окружающей среды. Основоположником этого стиля стал американский архитектор Ф. Л. Райт, который создал свою школу, где будущие зодчие обучаются и в 21 веке.

Органический архитектурный стиль

Любая архитектура создается по определенным физическим и эстетическим природным законам, а также по правилам геометрических построений в Евклидовой системе координат. В отличие от объектов традиционных, построенных в прямоугольных формах, в органических за основу взята концепция вписывания здания в единый живой комплекс с окружающим ландшафтом и природой.

Задача органической архитектуры (organic architecture, лат.) в том, что форма сооружения и его размещение должны находиться в гармонии с естественным пейзажем. Допускается использование только природных материалов.

В этой архитектуре присутствует 3 основных аспекта:

  • экологичные материалы, безопасные для человека;
  • бионическая форма объекта;
  • использование натурального ландшафта.

Основоположником этого стиля является американский зодчий Фрэнк Ллойд Райт, развивший и дополнивший теорию своего наставника Луиса Салливана.

Фрэнк Ллойд Райт (1867-1959) за 70 лет творчества создал и воплотил в реальность теорию композиции архитектуры как органического целостного пространства, которое совершенно неотделимо от окружающей его среды. Идея его непрерывности основана на принципе свободной планировки и широко применяется современными зодчими.

По проектам Ф. Л. Райта были построены загородные особняки и жилые дома, а также и общественные здания, при создании которых он использовал принцип перетекания пространств. Всего за свою творческую жизнь он успел спроектировать 1141 здание, среди которых не только жилые дома, но и церкви, школы, музеи, офисы и др. Из них 532 проекта было реализовано, а 609 находятся на незавершенной стадии.

Кроме архитектурных сооружений, Ф. Л. Райт занимался проектированием мебели, тканей, художественного стекла, посуды и серебра. Он прославился также в качестве педагога, писателя и философа, написав 20 книг и множество статей, активно пропагандировал свои идеи, читая лекции в различных регионах США и Европы.

Один из проектов Райта, посвященный разработке децентрализации американских городов на примере Бродэйкра, продолжает обсуждаться учеными и писателями 21 века.

Основные используемые строительные материалы: камень, кирпичи, дерево и бетон.

Естественная их фактура — это дополнительный декоративный прием, с помощью которого создается впечатления целостности и естественности объекта и природы. Например, бетонная стена вписывается как скала посреди леса.

Каменный фасад часто делается из шероховатых блоков, полы — из неотшлифованного гранита; если бревна, то только грубые и неотесанные.

Одна из основных идей органической архитектуры — интегральность, или цельность, призвана создать впечатление от построенного объекта как единого целого, не разделенного на детали. Приветствуется минимализм и стремление к простоте, плавное перетекание одной комнаты в другую. Именно Райту принадлежит мысль собрать в единое целое столовую, кухню и гостиную с применением открытой планировки.

Вместо большого количества декора и разнообразия в цветовом оформлении применяется ограниченное количество материалов при большой площади здания и прием максимальной степени остекления.

Принципы архитектуры Райта

Новое учение об эволюции архитектуры было сформулировано Л. Салливаном с учетом положений биологической науки в 1890-е годы. Позднее оно воплотилось и было доработано его последователем, Ф. Л. Райтом, в 20 веке.

Основные принципы органической архитектуры, сформулированные Райтом:

  • применять по возможности прямые линии и обтекаемые формы при проектировании здания, пропорции которого должны быть максимально приближены к человеческим для комфортной жизни в нем;
  • разрабатывать минимально необходимое число комнат в доме, которые вместе должны образовывать замкнутое пространство, пронизанное воздухом и свободно просматривающееся;
  • связывание структурных частей здания в единое целое, придание ему протяженности по горизонтали и подчеркивание плоскости, параллельной земле;
  • лучшую часть окружающего ландшафта оставить вне объекта и использовать для вспомогательных функций;
  • нельзя придавать дому и комнатам форму коробки, а использовать перетекание одного пространства в другое с минимальным количеством внутренне разделенных помещений;
  • вместо фундамента с хозяйственными комнатами в основании здания должен быть низкий цоколь;
  • входные проемы должны соответствовать пропорциям человека и размещаться естественно по схеме здания: вместо стен можно применять прозрачные ограждающие ширмы;
  • при строительстве стремиться к использованию только одного материала, не применять комбинирование различных природных фактур;
  • освещение, отопление и водоснабжение проектируются в виде компонентов самого здания и его строительных конструкций;
  • внутренний интерьер и предметы обстановки должны иметь простую форму и быть совмещены с элементами здания;
  • не использовать декоративное оформление в интерьере.

Архитектурный стиль и человеческие потребности

Знаменитый психолог А. Маслоу разработал общую иерархию потребностей человека, названную пирамидой:

  • физиологические (правильное питание, чистый воздух и среда);
  • ощущение безопасности;
  • семейные;
  • социальное признание и самоуважение;
  • духовные.

Целью создания любого объекта в органическом стиле в архитектуре является реализация всех уровней пирамиды Маслоу, особенно самого важного из них — саморазвития человека, для которого будет построен дом.

По концепции Ф. Л. Райта, большое значение при проектировании и строительстве дома придается личному общению с заказчиком и созданию для него такого жилого пространства, которое бы удовлетворяло все его духовные, социальные, семейные, физиологические потребности и обеспечивало необходимую безопасность.

Архитектурная карьера и «Дома Прерий»

Карьера Ф. Л. Райта начиналась в Чикагской архитектурной компании «Адлер и Салливан», основанной идеологом чикагской школы. Затем, в 1893 г., он основал собственную фирму, в которой занялся проектированием своих первых домов. Уже в начальных его работах прослеживается четкое восприятие пространственности, при котором он все дома «распластывает» вдоль земли.

В начале своей деятельности Райт занимается постройкой частных особняков по заказам клиентов. Большую известность ему принесли «Дома Прерий», которые были построены в 1900-1917 гг. и созданы с применением принципов органической архитектуры Райта. Объекты архитектор создавал, пользуясь идеалом единения здания и природы.

Все дома выполнены с открытым горизонтальным планом, скаты крыш вынесены за пределы здания, отделаны необработанными природными материалами, на участке разбиты террасы. По типу японских храмов фасады их ритмично расчленены каркасами, многие дома построены в форме креста, где центром является камин, а вокруг — открытое пространство.

Внутренние интерьеры архитектор также проектировал самостоятельно, в том числе мебель и декор, преследуя цель органичного вписания их в пространство дома. Самые известные дома: Уиллитса, Мартина, дом Роби и др.

В начале 20 в. большой популярности Ф. Л. Райт добился в Европе, где он выпустил в 1910-1911 гг. две книги о новом органическом стиле в архитектуре, что и положило начало его распространению среди европейских зодчих.

«Талиесин»

Собственное жилище, или «Талиесин» (Taliesin), Ф. Л. Райт построил в своем стиле в 1911-м, и он стал самым длительным его проектом, который неоднократно достраивался и переделывался.

Возводился дом из местного известняка среди холмов северо-западной части Висконсина, в долине, которая ранее принадлежала родственникам его семьи.

Название произошло от имени древнего валлийского друида и переводится как «светящийся пик».

«Талиесин» был спроектирован по всем принципам органической архитектуры на склоне холма в окружении деревьев. Здание воплощает идею гармоничного единения человека и природы.

Горизонтально расположенные оконные проемы чередуются со стелющимися рядами крыш и деревянными перилами, которые служат межэтажным ограждением.

Интерьер дома был создан самим хозяином и украшен коллекцией китайского фарфора, старинными японскими ширмами и скульптурами.

В «Талиесине» дважды случались пожары – в 1914 и 1925 гг., и каждый раз дом перестраивался. Во второй раз вместе с Райтом в возрождении дома участвовали уже студенты, которые обучались в его школе.

Архитектурная школа Райта

Официальное название созданного в 1932 г. учебного заведения – «Архитектурная школа Ф.Л.

Райта», но при жизни организатора оно именовалось талиесинским товариществом, в которое съезжалась молодежь, желающая обучаться принципам органической архитектуры 20 века.

Здесь же были устроены мастерские, в которых будущие специалисты учились сами обрабатывать известняк, рубить деревья и изготавливать необходимые детали для строительства.

Еще один «Талиесин Вест» был основан в Аризоне, где были построены мастерские, учебные и жилые здания для учеников, а позднее — библиотека, кинозал и театры, столовая и другие необходимые здания. Гости называли этот комплекс «Оазисом среди пустыни». Многие ученики Райта продолжали работу над различными проектами зодчего, другие — уезжали и основывали собственные архитектурные фирмы.

В 1940 г. был основан фонд Ф. Л. Райта, который и поныне руководит его архитектурной школой и готовит студентов для получения степени магистра архитектуры.

Личная жизнь архитектора

У основателя нового архитектурного стиля, Ф. Л. Райта, была бурная личная жизнь: за прожитые 92 года он успел 4 раза жениться и имел много детей. Первой его избранницей в 1889 г. стала Кэтрин Ли Тобин, которая родила ему 6 детей.

В 1909 г. он оставил семью и уехал в Европу вместе с будущей супругой Мэймах Ботвик Чейни. После возвращения в США они поселяются в построенном собственном доме «Талиесине». В 1914 г. психически больной слуга в отсутствие хозяина убивает его жену и 2 детей и сжигает их дом.

Спустя несколько месяцев после трагедии Ф. Л. Райт познакомился со своей почитательницей М. Ноэль и женился на ней, однако их брак просуществовал только год.

С 1924 года и до конца своей жизни он был рядом со своей 4-й женой, Ольгой Ивановной Лазович-Гинценберг, с которой они расписались в 1928-м. У них родилась дочь. После его смерти в 1959-м «Ольгиванна» многие годы руководила его фондом.

Дом над водопадом

Мировую известность Ф. Л. Райту принес построенный им на заказ семьи Кауфман загородный дом в Пенсильвании, сооруженный над водопадом. Проект был реализован в 1935-1939 гг., когда архитектор начал в строительстве применять железобетонные конструкции и научился соединять их с романтикой окружающего ландшафта.

Узнав о решении зодчего возводить здание практически над водопадом, инженеры-строители однозначно пришли к выводу, что оно не простоит долго, т. к. по проекту вода струилась прямо из-под фундамента.

Идя навстречу требованиям клиента, Райт дополнительно укрепил дом стальными опорами.

На современников это сооружение произвело громадное впечатление, что помогло архитектору повысить интерес к себе у заказчиков.

Здание представляет композицию из железобетонных террас, вертикальные поверхности сделаны из известняка и размещены на опорах над водой. Дом над водопадом стоит на утесе, часть которого осталась внутри и используется в качестве детали интерьера.

Дом-аттракцион, который до сих пор удивляет использованными строительными технологиями, реконструировался в 1994 и 2002 гг., когда для прочности в него были добавлены стальные опоры.

Общественные здания по проектам Ф.Л. Райта

В 1916-1922 гг. архитектор принимает участие в строительстве отеля «Империал» в Токио, в котором он широко использовал идеи целостности конструктивных элементов, что помогло зданию устоять во время землетрясения 1923 г.

В 1940-50-е годы Райт использует свой стиль для строительства общественных зданий в США. Самыми известными примерами органической архитектуры считаются штаб-квартира «Джонсон Вакс», расположенная в г. Расин (шт. Висконсин) и Музей С. Гуггенхайма в Нью-Йорке (1943-1959).

Конструктивная основа центрального зала компании «Джонсон Вакс» — «древовидные» колонны, расширяющиеся кверху. Такая же структура повторяется и в помещении лаборатории, где все комнаты сгруппированы вокруг «ствола» с лифтами, а плиты перекрытий скомбинированы в виде квадратов и кругов. Освещение осуществляется через прозрачные стеклянные трубки.

Апофеозом архитектурного творчества Райта стало здание музея Соломона Гуггенхайма, которое проектировалось и возводилось на протяжении 16 лет. В основе проекта лежит перевернутая спираль, а внутри строение похоже на раковину со стеклянным двориком в центре.

Осмотр экспозиции по задумке зодчего должен проходить сверху вниз: поднявшись на лифте под крышу, посетители затем спускаются постепенно вниз по спирали. Однако в 21 в.

руководство музея отказалось от этой идеи, и экспозиции теперь осматриваются стандартно, начиная от входа.

Стиль органической архитектуры в 21 веке

Возрождению современной органической архитектуры в проектировании и строительстве зданий способствуют зодчие из многих стран Европы: Германии, Норвегии, Швейцарии, Польши и др. Все они придерживаются разработанных Ф. Л.

Райтом принципов органичного единения пространства и природы, обогащая своим творчеством современные архитектурные течения и воплощая философские и психологические идеи возведения реальных сооружений в качестве живых объектов, предназначенных для комфортной и гармоничной жизни людей.

Источник: https://FB.ru/article/359021/organicheskaya-arhitektura-frenk-lloyd-rayt-dom-nad-vodopadom

Органическая архитектура Райта

Органичная архитектура

ХХI век всё расставил на свои места. Наиболее интересным, перспективным, а также жизнеспособным на сегодняшний день является органический стиль в архитектуре загородного домостроения, возникший ещё в 1900-1950-х гг., благодаря знаменитому американскому архитектору — Фрэнку Ллойду Райту.

В эпоху всеобщей эклектики, в противовес функционализму и в какой-то степени модерну ХХ века Райт развивает идею так называемой «органической архитектуры», выдвинутую его учителем Л. Салливаном.

Ситуация, если подумать, близкая и к нынешнему положению вещей, ведь сейчас именно эти направления доминируют на отечественном рынке архитектуры.

По мнению современных архитекторов за органической архитектурой — будущее.

Все принципы органической архитектуры «стары как мир» и давно знакомы человечеству. Райт лишь синтезировал наиболее удачные из них и преподнёс в очень привлекательной оболочке, подложив под новое направление особую гуманистическую философию и интереснейшую эстетическую концепцию, чего там не было, так это подражания органическим формам растений и животных.

Сливаемся с ландшафтом

Основной отличительной чертой органической архитектуры является её «вписанность» в ландшафт, непрерывный диалог с Природой.

Настоящий приверженец органической архитектуры никогда не будет выравнивать рельеф, чтобы упростить себе и строителям задачу, он не ищет лёгких путей воплощения задуманного, его сооружения всегда уникальны, как уникальна природа.

Рельеф и природное окружение диктуют, каким будет дом, какой формы, какие нужно использовать материалы, каков будет цвет и фактура фасада здания. Чем более резкий перепад имеет рельеф, тем интереснее будет проект дома.

По мнению Райта: «Каждое здание, предназначенное для человека, должно быть составной частью ландшафта, его чертой, родственной местности и неотъемлемой от неё. Мы надеемся, что оно останется там, где стоит, на долгое время. Ведь дом — не фургон…».

«Изнутри — наружу»

Помимо ландшафтных, климатических, исторических и прочих особенностей для Райта так же важен человек (не как абстрактное понятие, а как будущий владелец дома, заказчик, человек, для которого возводится дом).

Поэтому вторым принципом органической архитектуры является антропоцентризм.

Человек, как владелец дома, не просто важен: он, его потребности (практические и духовные), его психология, интересы, профессиональная деятельность становятся тем ядром, от которого архитектор отталкивается в создании и реализации проекта.

Вследствие антропоцентризма архитектурная форма развивается как организм, «изнутри — наружу» (этот принцип современной архитектуры был предложен ещё модернистами). И здесь вроде бы возникает конфликт интересов. С одной стороны, рельеф земли определяет форму дома, но и человеческие потребности оказывают значительное влияние.

В том-то и заключается талант архитектора — найти ту грань, тот вариант, который бы в наилучшей форме совмещал все принципы органической архитектуры в полной мере. Из самых сложных случаев, как правило, и рождаются шедевры, например «Дом над водопадом» («Fallingwater») Райта, построенный прямо над ручьём-водопадом, а часть утёса, на котором стоит дом, стала деталью интерьера.

Этот дом был назван критиками самой замечательной жилой постройкой ХХ века.

Стремимся к простоте

Ещё одним принципом органической архитектуры является её стремление к простоте, минимализм, простота геометрических форм, фасадов, материалов (преимущественно натуральных).

Совершенно неуместен в этом стиле избыток декоративных деталей как снаружи, так и внутри, излишества в цвете, смешение и буйство фактур.

А вот простор внутренних помещений и большая площадь остекления приветствуются.

Основная особенность райтовских домов заключается в их горизонтальной направленности, они как бы «стелятся» по земле, это впечатление усиливают и далеко вынесенные за пределы дома двускатные или плоские крыши.

Они имеют свободный водослив, без водосточных труб и желобов, это значительно упрощает и удешевляет конструкцию. Веранда выдвинута вперёд, иногда как бы нависает над землёй и является неотъемлемой частью здания. Дома по преимуществу невысокие, в один-два этажа. Первый этаж используется как «подвал», т. е.

в нём располагается холл, комната для игр и т. д., а вот жилое пространство, как правило, на втором этаже.

Что касается внутренних пространственных решений, то Райт упразднил подвальную часть, объединил столовую, кухню и гостиную в одно целое, ввел в дом открытый план.

Большинство домов, построенных Райтом, имеют в плане крестообразную форму, образованную из двух взаимно проникающих объёмов разной высоты, с расположенным в центре очагом-камином.

Так, от центральной части дома отходят все остальные по функционалу помещения, наподобие четырёх лучей.

Позаботился Райт и об интерьере. Главное — это, конечно, освещение. Помещения расположены таким образом (вспомним крестообразную планировку), чтобы свет в них проникал с трёх сторон. Традиционные источники освещения скрыты. Приборы отопления спрятаны под полом.

Раздвижные двери при необходимости объединяют холл, жилую комнату, библиотеку и столовую в одно помещение. Что касается отделочных материалов, используемых в органической архитектуре, то они и сейчас выглядят свежо и интересно. Главное — контраст фактур, иногда цвета.

Так, кирпичная стена камина или стена из грубого естественного камня легко сочетаются со светлой окрашенной стеной с тёмными деревянными перегородками.

Антропоцентризм и гуманизм Райта проявляются и в том, что он всегда искал возможность построить экономичные дома для среднего класса в органическом стиле. Это послужило толчком к использованию железобетонных и каркасных конструкций, элементов заводского изготовления.

Получили эти дома название «североамериканских» или «юсоновских», от аббревиатуры USONA (Unites States of Nothern America). В основном это были одноэтажные дома L-образной формы, за счёт этого они вписывались в любой самый сложный ландшафт.

Для этих домов характерны узкие ленточные окна под самым потолком, за счёт чего кажется, что широкая крыша словно парит над стенами.

Чтобы иметь представления о том, как работал Ф. Л. Райт, рассмотрим его проект для северного климата, под названием «Solar Hemicycle» («Солнечный полукруг»).

Всё строение построено в форме полукруга, северная сторона которого находится на возвышении и полностью изолирована, а южная представляет собой сплошное остекление (из двухслойного стекла), чтобы солнечное тепло и свет могли проникать в дом даже зимой, здесь же располагаются двери.

Чтобы летом на стёкла падала тень, а зимой солнечный свет беспрепятственно попадал прямо в окна, Райт особым способом сконструировал козырёк. Балкон соединяет спальни, он подвешен под потолком и держится на стропилах, закреплённых в полу балками, при этом первый этаж полностью свободен от каких-либо форм опор.

Источники вдохновения

Райт, стремившийся к простоте, гармонии, целесообразности и единению с природой, не мог удовлетвориться существовавшими на тот момент направлениями в архитектуре.

Модерн был для него слишком «сложен», вычурен, пафосен. Функционализм — слишком далёк от природы, от того, чтобы учитывать индивидуальные особенности человека, местности, климата.

Эклектизм, порой, совершенно не мог удовлетворить понятиям целесообразности и разумности.

Райта вдохновляли совсем другие направления в архитектуре — древние, «созревшие» в течение многих веков, простые и «разумные», как сама жизнь. Прежде всего, он опирался в своих исканиях на эгейскую и традиционную японскую архитектуры.

Где как не в Греции, можно встретить наиболее «органично» вписанные в окружающий ландшафт дома. Возьмём, к примеру, остров Санторини.

Его геологические, территориальные, климатические, исторические и прочие условия обусловили появление особой архитектуры: здания высекались прямо в вертикальном слое вулканической породы либо строились на половину (часть выкладывалась из камня, а остальное высекалось в скале).

Здесь именно природа, рельеф, материал, а не человек диктует строителям свои правила. Может именно поэтому — такие дома защищали своих владельцев наилучшим образом от землетрясений, влажности, зимой — от холода, летом — от жары.

Что касается архитектурных особенностей, то такие дома достаточно просты, состоят из призм, цилиндров и сводов, покрытых сплошным слоем белой штукатурки. А ступенчатая планировка обусловлена сильной покатостью рельефа (ведь дома возводились на склонах скал). Здесь крыша одного здания является верандой следующего, а иногда даже частью городской улицы.

Но не менее сильное влияние на Райта оказала и японская архитектура. «Связь с природой, простота, идея традиций — всё что нужно, чтобы делать современную архитектуру»,— говорит известный японский архитектор Кишо Курокава. Как это созвучно идеям Райта.

Японский дом представляет собой комбинацию прямоугольных, кубических элементов, минималистичный, даже аскетичный дизайн, натуральные материалы, связь интерьера с внешней средой.

Как правило, это одноэтажная (реже двухэтажная) постройка, имеющая свободную планировку, симметрия вовсе не обязательна, как и другие композиционные построения.

Стены, обращённые к улице, делались глухими, неподвижными, а выходящие в сад или внутренний двор — раздвижными, на лето убирались, таким образом, «впуская» природу в дом. Сейчас, с этой же целью, просто делается сплошное остекление. Крыша, благодаря длинным свесам, защищает от солнца и осадков.

Она также подчёркивает горизонтальную направленность архитектуры. Все эти элементы нашли своё применение в органической архитектуре Райта.

Эксклюзивность в цене

Широкое распространение органическая архитектура нашла в Финляндии, может быть из-за трепетного отношения финнов к природе, в США и Европе. Постепенно и отечественные архитекторы обращают свой взгляд на органическую архитектуру. Уже строятся посёлки в Подмосковье, появляются отдельные интересные проекты.

Например, коттеджный поселок “Шелестово премиум” расположенный на 24 км. Калужского шоссе реализовавший концепию Ф.Л. Райта не только в архитектуре проектов домов, но и в материалах, используемых при стоительстве.

Самыми знаменитыми продолжателями органической архитектуры Райта являются Алвар Аалто, Рейм Пиетиль, Барт Принс.

В загородном домостроении за органической архитектурой, безусловно, будущее, поскольку она вобрала в себя всё лучшее за долгую историю развития архитектуры, и главным её преимуществом является уникальность, дом, построенный в органическом стиле, может быть только у вас. А эксклюзивность нынче в цене.

Ксения Кидяева

«Загородное строительство» № 9 (49), сентябрь 2009 г.

:

Источник: http://www.zs-z.ru/zagorodnoe-stroitelstvo/arxitektura-i-dizajn/organicheskaya-arxitektura-rajta.html

Органическая архитектура

Органичная архитектура

Определение 1

Органическая архитектура – течение архитектурной мысли, сформулированное Луисом Салливеном на основе положений эволюционной биологии в конце XIX века. Данное архитектурное течение нашло полное воплощение в трудах его последователя, архитектора Фрэнка Ллойда Райта в первой половине XX века.

задача органической архитектуры, в противоположность функционализму, при строительстве новых зданий и сооружений раскрывать свойства естественных материалов, а также органично вписывать объекты в природный ландшафт.

Главный сторонник идей безграничного архитектурного пространства, Фрэнк Райт, считал, что необходимо подвести черту под традицией характерного выделения зданий и их конструкций из окружающего пространства.

По его мнению, форма нового здания или сооружения должна каждый раз вытекать из его назначения и тех условий окружающей среды, в которых оно будет возводиться.

Рисунок 1. Dayang Sanghoi, Южная Корея. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Известные «дома прерий», запроектированные Райтом, служили естественный продолжением окружающей среды подобно эволюционной форме живых организмов. Наиболее влиятельным деятелем органической архитектуры в Европе был финн Алвар Аалто.

Концепци индивидуализма, характерная для органической архитектуры непременно вступила в конфликт с основными идеями урбанизма. В этой связи неудивительно, что основными памятниками такой архитектуры стали преимущественно загородные особняки для состоятельных граждан, любителей современного искусства.

В 50-е годы XX века Аалто и Райт стали постепенно отходить от органического стиля, они проектировали здания в более универсальном, интернациональном стиле.

Замечание 1

В XXI веке интерес к органической архитектуре появился вновь. В большей мере это было связано с появлением стиля био-тек. Его эстетика, как отмечает Райт, признавала возможность и значимость аналогий с формами органической природы.

Признаки современной органической архитектуры

Как уже отмечалось выше, органическая архитектура появилась в противовес функционализму конца XIX века. Популярным архитектурный стиль сделал Фрэнк Ллойд Райт, сформулировавший основные его постулаты.

На сегодняшний день считается, что за время своего существования, органический стиль эволюционировал и преобразовался в бионическую и экологическую архитектуру. В современности повышение интереса к органической архитектуре связано со стремлениями человека вновь стать частью окружающего мира. Поэтому сегодня всё больше архитекторов работают в стиле «eco-friendly».

В первую очередь данное архитектурное направление характеризуется созданием объектов, органично вписанных в окружающий ландшафт. В любой ситуации, при любых геологических условиях форма зданий должна вытекать из условий среды. В органической архитектуре отсутствует нарочитая традиция выделения сооружения из окружающего ландшафта.

Если первоначально архитектура предполагала применение только одного основного конструкционного материала (например, камня или древесины), то теперь на практике часто наблюдается сочетание легких и тяжелых конструкций, а также массивных объектов из необработанных материалов. С появлением такой тенденции отпадает необходимость в дополнительных декоративных излишествах.

Как известно, свет формирует пространство и является мощным средством воздействия на зрителя. В этой связи архитектор Фрэнк Ллойд Райт один из первых стал применять панорамное остекление в своих зданиях.

Примечательно, что стекло архитектор использовал не только для окон, но и для зонирования помещений.

Естественный свет в интерьере способен придать зданию атмосферу свободы и отсутствия границ, присущую органической архитектуре.

Рисунок 2. Отель Amangiri, США. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Еще одним главным и отличительным признаком органической архитектуры является размытие границ между интерьерами и окружающей средой. Это фактически основной принцип проектирования современного жилища. Как правило, гармония внутреннего и наружного пространства достигается посредством грамотного применения стекла во внешнем и внутреннем декоре.

Следует отметить, что органическая архитектура определяется климатическими и ландшафтными особенностями. В этой связи современные архитекторы предлагают не только стереть грань между зданием и ландшафтом, но и оригинально интегрировать природную среду в продолжение интерьера.

С тем, чтобы окончательно гармонизировать человечество с природой, необходимо прибегнуть к масштабному озеленению.

Живая растительность часто используется в органической архитектуре и отлично сочетается с минималистичным интерьером.

Чем более точно подобрана растительность в строящемся здании (она должна совпадать или быть близкой к окружающей), тем органичнее будет выглядеть всё здание в целом.

Примеры зданий

На сегодняшний день существует множество образцов органической архитектуры. Вот некоторые из них:

  • Дом у скалы, Норвегия. Здание, построенное архитектурным бюро «Lund Hagem», встроено непосредственно в природный объект – скалу. Грамотные расчеты позволили заменить одну из стен скальным грунтом естественного сложения. Суть проекта заключается в использовании естественного защищенного района, окруженного большими скалами и густой растительностью;
  • Dayang Sanghoi, Южная Корея. Южнокорейские архитекторы использовали горный рельеф региона Пхёнчан для строительства безопасного убежища от шумной городской атмосферы. Данный объект принадлежит частной компании, которая разместила здесь офис, студию, ресторан и кафе;
  • Отель Amangiri, США. Этот отель также известен своей необычной архитектурой. Он располагается среди скал пустыни. Здание не только гармонично вписано в природную среду, но и построено из натурального камня.
  • Hidden Pavilion, Испания. Застекленные стены этого сооружения позволяют владельцам наслаждаться лучшими видами природы за пределами Мадрида. Здание полностью оправдывает свое название, поскольку располагается среди лесного массива.

Источник: https://spravochnick.ru/arhitektura_i_stroitelstvo/stili_arhitektury/organicheskaya_arhitektura/

Что такое органическая архитектура – основные признаки стиля

Органичная архитектура

Мы знаем, что окружающая среда влияет на наше настроение, а жильё играет в этом не последнюю роль. Как же можно изменить способ строения коттеджей, чтобы он помог улучшить наше самочувствие?

Существует всё больше доказательств, которые свидетельствуют о том, что, будучи запертыми в высотных домах, мы теряем часть нашего физического и морального здоровья. А наличие близости живой природы даёт положительные результаты в отношении его улучшения. Современные исследования доказали, что живописные пейзажи, видные из окон, обеспечивают значительное повышение тонуса всего организма.

Совершенствование связи между интерьером и экстерьером здания считается движущей силой органической архитектуры – нового движения, организованного Фрэнком Ллойдом Райтом в начале 1900-х годов. В итоге в наши дни эта связь является неотъемлемой частью конструкции его приверженцев.

Всё дело в геометрии

Данное направление почти всегда регулируется строгим набором геометрических узоров, последовательно размещённых по всему периметру здания, начиная с мебели и заканчивая дверными ручками.

Природные явления помогают нам понять мир. Они помогают нам предсказывать погоду, прогнозировать развитие и изменение ландшафта, извержение вулкана и слишком сильное волнение океана. Люди чувствуют себя спокойнее, если могут регулировать собственное пространство, поэтому дом такого типа будет понятным и удобным для них.

Примером может служить сооружение, воздвигнутое в штате Нью-Мексико, которое представляет собой радиальную планировку. Стены, крыша и элементы каркаса стремятся к одной центральной точке, помогая создать понятный узор.

Природные материалы

Основным способом смешения внутренней площади жилища с внешней средой можно назвать применение местных натуральных материалов для отделки и облицовки. Традиционными соединениями являются натуральный камень и произрастающая здесь древесина. В итоге своё почётное место занимают гладкие поверхности и узорчатые текстуры, наполняющие строение жизненными силами.

В данном случае житель города Аврора штата Иллинойс Брюс Гофф Форд задействует даже такое ископаемое, как уголь, который добывается неподалёку. Такой подход направляет воображение в область геологии.

Унификация масс

Ещё одной отличительной чертой органической архитектуры можно назвать сочетание тяжёлых, массивных объектов и более эфемерных, лёгких конструкций. Первые используются для твёрдой связи с землёй, подобно корням деревьев, а воздушные навесы изображают кров, который не будет утяжелять и сковывать общее пространство.

Резиденция Роберта Ошатзы состоит из отдельных элементов кровли, которые похожи на вертушку вокруг центрального камня. Основная часть якорем уходит в почву, а крыша как будто парит в воздушном пространстве. Поражает также обилие стекла, приносящего внутрь солнечные лучи.

Использование остекления для потолка

Стеклянные элементы также являются определяющим элементом. Они тщательно спланированы и позволяют внутренним и внешним площадям свободно перетекать друг в друга, подобно необычным космическим объектам. Чтобы добиться подобного эффекта, обычно тщательно скрываются оконные рамы, создавая атмосферу свободы и открытости.

Архитектор из Арканзаса Фэй Джонс придумал угловое соединение стеклянных панелей вперемешку с каменной кладкой, чтобы избавиться от чёткого барьера между частями постройки. Для усиления впечатления и внутри, и снаружи особняка был посажен прекрасный сад, стирающий границы между интерьером и экстерьером.

Строительная площадка

Привязка здания к окружающему ландшафту имеет решающее значение в обеспечении его собственным, неповторимым местом. Фрэнк Ллойд утверждает, что строение должно как бы вырастать из почвы, чтобы создать ощущение единства и неразделимого сосуществования человека с природой.

Например, один из жилых домов в Оклахоме выходит из недр в виде каменной стены, распространяясь по спирали и вверх и вниз. Как бы верх кровли не тянулся к небу, он не оторвётся от основы и не начнёт летать самостоятельно. Кладка из местного камня выглядит естественно и органично и проходит через все компоненты жилища, соединяя их в единое целое.

Сегодня такие дизайнеры, как Роберт Ошатц, Эдди Джонс и другие создают свои особняки в органической традиции, которая поддерживает гармонию с окружающей их живой природой. Их работы очень своеобразны и индивидуальны, но, тем не менее, имеют своих поклонников.

Довольно многие модные специалисты начинают следовать их примеру. В условиях растущей урбанизации мира, такой подход можно считать своеобразным вызовом, направленным на сохранение благополучия и психического здоровья людей.

Источник: https://designerdreamhomes.ru/organic-architecture/

ovdmitjb

Add comment