Kievuz

Происхождение славян

Содержание

Происхождение славян (стр. 1 из 2)

Происхождение славян

1. Введение 3

2. Происхождение славян 4

3. Религия древних славян 8

4. Социальный строй 10

5. Культура славян 12

6. Список литературы 16

Происхождение славян

“- Расскажи, Гамаюн, птица вещая, о рождении русского рода,

о законах, Сварогом данных!

– Ничего не скрою, что ведаю…”

“И пошли у Живы Cвароговны с молодым Дажьбогом Пepуновичем.

скоро дети: князь Кисек, отец Орей. А отец Орей породил сыновей – Кия, Щека и Хорива младшего.

Их поила Земун молоком своим, колыбель качал бог ветров Стрибог, их Семаргл согревал, Хоpс им мир озарял.

Появились у них и внуки, а потом появились правнуки – то потомки Дажьбога и Живы и Роси – русалки прекрасной, то народ великий и славный, племя то по имени – Русь”

Песни птицы Гамаюн

Предки славян издавна жили на территории Центральной и Восточной Европы. По своему языку они относятся к индоевропейским народам, которые населяют Европу и часть Азии вплоть до Индии.

Археологи считают, что славянские племена можно проследить по данным раскопок с середины второго тысячелетия до н.э.

Предков славян (в научной литературе их называют праславяне) предположительно находят среди племен, населявших бассейн Одры, Вислы и Днепра; в бассейне Дуная и на Балканах славянские племена появились лишь в начале н.э.

Рыбаков в своей книге “Мир истории” пишет, что славянские народы принадлежат к древнему индоевропейскому единству, включавшему такие народы, германские, балтийские (“литовско-латышские”), романские, греческие, индийские (“арийские”) и др.

, раскинувшиеся еще в древности на огромном пространстве от Атлантического океана до Индийского и от Ледовитого океана до Средиземного моря. Четыре-пять тысяч лет назад индоевропейцы занимали еще не всю Европу и не заселили еще Индостан.

Предполагаемая максимальная территория расселения предков наших славян на западе доходила до Эльбы (Лабы), на севере до Балтийского моря, на востоке — до Сейма и Оки, а на юге их границей была широкая полоса лесостепи, шедшая от левого берега Дуная на восток в направлении Харькова. На этой территории обитало несколько сот славянских племен.

Несмотря на вроде бы разрозненность и разбросанность славянских племен, все-таки славянские племена представляли из себя единое целое. Летописец ” Повести временных лет” в начале своего труда писал:”…

Был один народ славянский” (“Бе един язык словенск”). Проблему составляет не только определить прародину славян, но даже и ответить на вопрос об их происхождении.

По этой проблеме существует множество версий, однако, ни одну из них нельзя признать полностью достоверной.

В VI в. из единой славянской общности выделяется восточнославянская ветвь (будущие русский, украинский, белорусский народы). Приблизительно к этому времени относится возникновение крупных племенных союзов восточных славян.

Летопись сохранила предание о княжении в Среднем Приднепровье братьев Кия, Щека, Хорива и их сестры Лыбеди и об основании Киева. Такие же княжения были и в других племенных союзах, включающих в себя 100-200 отдельных племен.

Многие славяне, обитавшие на берегах Вислы, поселились на Днепре в Киевской губернии и назывались полянами от своих чистых полей. Это имя исчезло в древней России, но сделалось общим именем ляхов, основателей польского государства.

От этого же племени славян были два брата, Радим и Вятко, главами радимичей и вятичей: первый избрал себе жилище на берегах Сожа, в Могилевской губернии, а второй на Оке, в Калужской, Тульской или Орловской. Древляне, названные так от своей лесной земли, обитали в Волынской губернии; дулебы и бужане по реке Бугу, впадающему в Вислу.

Лутичи и тиверцы по Днестру до самого моря и Дуная, уже имея города в земле своей; белые хорваты в окрестностях гор Карпатских. Северяне, соседи полян, на берегах Десны, Семи и Суды, в Черниговской и Полтавской губернии; в Минской и Витебской, между Припетью и Двиною Западною. Дреговичи; в Витебской, Псковской, Тверской и Смоленской, в верховьях Двины, Днепра и Волги.

Кривичи; а на Двине, где впадает в нее река Полота, единоплеменные с ними полочане, на берегах же озера Ильменя собственно так называемые славяне, основавшие Новгород.

Наиболее развитыми и культурными среди славянских объединений были поляне. По данным летописца «земля полян также носила название “Русь”. Одно из объяснений происхождения термина “Русь”, выдвигаемых историками, связано с названием реки Рось, притока Днепра, давшей имя племени, на территории которого жили поляне.

Религия древних славян

Древние славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Главным богом был, по-видимому, Род, бог неба и земли.

Важную роль играли также божества, связанные с теми силами природы, которые особенно важны для земледелия: Ярило — бог солнца (у некоторых славянских племен он назывался Ярило, Хорс) и Перун —бог грома и молнии.

Перун был также богом войны и оружия, а потому его культ впоследствии был особенно значителен в дружинной среде. Кумир его стоял в Киеве на холме, вне двора Владимирова, а в Новгороде над рекою Волховом был деревянный, с серебряною головою и с золотыми усами.

Известны также «скотий бог» Волос, или Белее, Дажбог, Самаргл, Сварог (бог огня) Мокоша (богиня земли и плодородия) и др. Языческий культ отправлялся в специально устроенных капищах, где помещался идол. Князья выступали в роли первосвященников, но были и особые жрецы — волхвы и кудесники. Язычество сохранялось до 988 года, до вторжения христианской веры

В договоре Олега с греками упоминается еще о Волосе, которого именем и Перуновым клялися росичи в верности, имея к нему особенное уважение, так как он считался покровителем скота, главного их богатства.

Бог веселья, любви, согласия и всякого благополучия именовался Ладо; ему жертвовали вступающие в брачный союз. Купалу, богу земных плодов, почитали перед собиранием хлеба, 23 июня.

Молодые люди украшались венками, раскладывали ввечеру огонь, плясали около его и воспевали Купала. 24 декабря славим Коляду, бога торжеств и мира.

У славян существовал годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Языческие обряды должны были обеспечить высокий урожай, здоровье людей и скота.

Социальный строй

Тогдашний уровень развития производительных сил требовал значительных затрат труда для ведения хозяйства. Трудоемкие работы, которые нужно было выполнять в ограниченные и строго определенные сроки, мог выполнить только коллектив. С этим связана большая роль общины в жизни славянских племен.

Обработка земли стала возможна силами одной семьи. Хозяйственная самостоятельность отдельных семей делала излишним существование прочных родовых коллективов.

Выходцы из родовой общины уже не были обречены на гибель, т.к. могли осваивать новые земли и стать членами территориальной общины.

Родовая община разрушалась также в ходе освоения новых земель (колонизация) и включения в состав общины рабов.

Каждая община владела определенной территорией, на которой жили несколько семей. Все владения общины делились на общественные и личные. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь были личной собственностью каждого общинника. Общую собственность составляли пашня, луга, леса, промысловые угодья, водоемы. Пахотная земля и покосы могли периодически делиться между общинниками.

Распаду первобытно-общинных отношений способствовали военные походы славян и, прежде всего, походы на Византию.

Участники этих походов получали большую часть военной добычи. Особенно значительной была доля военных предводителей — князей и родоплеменной знати — лучших мужей.

Постепенно вокруг князя складывается особая организация профессиональных воинов — дружина, члены которой и по экономическому, и по социальному положению отличались от своих соплеменников.

Дружина делилась на старшую, из которой выходили княжеские управители, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство.

Важнейшие вопросы в жизни общины решались на народных собраниях —вечевых сходах. Помимо профессиональной дружины существовало также и общеплеменное ополчение (полк, тысяча).

Культура славян

О культуре славянских племен известно мало. Это объясняется крайне скупыми данными источников. Меняясь с течением времени, народные сказки, песни, загадки сохранили значительный пласт древних верований. Устное народное творчество отражает разнообразные представления восточных славян о природе и жизни людей.

До наших дней дошло очень немного образцов искусства древних славян. В бассейне реки Рось был найден интересный клад из вещей VI-VII вв.

, среди которых выделяются серебряные фигурки коней с золотыми гривами и копытами и серебряные изображения мужчин в типичной славянской одежде с узорчатой вышивкой на рубахе.

Для славянских серебряных изделий из южнорусских областей характерны сложные композиции из человеческих фигур, зверей, птиц и змей. Многие сюжеты в современном народном искусстве имеют очень древнее происхождение и мало изменились с течением времени.

Источник: https://mirznanii.com/a/333696/proiskhozhdenie-slavyan

Теории происхождения славян (+таблицы и схемы)

Происхождение славян

Вопрос происхождения славян был и остаётся открытым для исследования. Ведь ни одна из множества теорий и гипотез на сегодняшний день не является доказанной. Все их можно сегодня условно разделить на две отдельные группы, названия которых отражают их суть: автохтонная и миграционная.

Таким образом, одни исследователи уверены, что славянские народы пришли в Европу с других территорий, а другие историки находят доказательства для объяснения совершенно противоположной точки зрения. На сегодняшний день самыми научными всё же считаются миграционные гипотезы. Давайте рассмотрим основные теории из обеих групп.

Дунайско-балканская теория происхождения славян

Данная версия является одной из самых изучаемых и доказанных. Как Вы знаете, самым первым историком на Руси, который попытался записать происхождение славянского народа, стал летописец Нестор.

Согласно мнению автора Повести временных лет расселение славян началось на берегах нижнего течения реки Дунай.

Стоит отметить, что эта же гипотеза встречается и в рукописях, датируемых эпохой Среднивековья.

В прошлом веке данная гипотеза была развита русским учёным Ключевским, который добавил, что славянский этнос пришёл с нижних берегов Дуная в Прикарпатье и было это в шестом веке новой эры.

Именно на этой территории был сформирован племенной союз, после чего восточные славяне продолжили свою миграцию на северо-восток и восток.

Самыми знаменитыми последователями этой теории происхождения являлись в своё время Трубачёв, Породин и Соловьёв.

Скифо-сарматская теория происхождения славян

Первое упоминание о скифо-сарматской гипотезе происхождения славян относится к тринадцатому веку. Уже тогда она была поддержана многими умами Западной Европы. В чём же основной посыл теории?

Так называемые праславяне, заселявшие когда то земли около Чёрного моря носили название сарматы и скифы. Со временем данные племена были вынуждены мигрировать на юго-запад и запад. Большим поклонником этой версии являлся Михаил Ломоносов. При этом, сегодня она относится скорее к архаизмам и не исследуется.

Висло-одерская теория

Данная гипотеза сформировалась в Польше в восемнадцатом веке. Её последователи заверяют, что славянские племена появились впервые на территориях между реками Одер и Висла. Русский археолог и учёный Седов стал развивать гипотезу и выяснил дату этого события. Согласно трудам автора, славяне появились в этих местах в пятом-шестом веках до новой эры.

Одерско-днепровская концепция происхождения славян

Последователи этой гипотезы утверждают, что славянские племена появляются в один и тот же период на землях, которые располагаются между Одером и Днепром. Самым известным исследователем этой теории был Б. Рыбаков.

Прикарпатская концепция

В качестве доказательной базы к этой теории выступают исключительно названия различных географических объектов (по большей части озёр и рек). Прикарпатская версия появилась в девятнадцатом веке и сегодня считается необоснованной.

Припятско-полесская теория

Данная гипотеза происхождения славянского этноса включает в себя две подтеории: среднеднепровскую и верхнеднепровскую. Основная суть версии заключается в том, что племена славян, изначально проживающие на территории Полесья позже мигрировали на территории, располагающиеся между реками Одер и Висла.

Прибалтийская теория

Последняя версия была предложена одним из самых известных исследователей славянских народов Шахматовым, который утверждал в своих работах, что изначально проживающие на территориях Нижнего Немана (Прибалтика) и на берегах Западной Двины славяне прозванные венедами были вынуждены мигрировать к Нижней Висле, которую автор версии стал называть второй прародиной славян. А ветви южных и восточных славян появились спустя несколько десятков лет.

Для более точной картины стоит рассмотреть и вторую известную категорию теорий – автохтонную. Суть гипотезы состоит в том, что славянские племена проживали на той же территории на которой они и появились.

Эта группа теорий пользовалась популярностью у советских историков и исследователей. Они утверждали, что славянский этнос появился на землях нынешней Украины, Польши и Белоруссии, представляя собой позже общность разрозненных небольших племён.

Принято выделять три основных периода формирования славянских народов:

  1. протославянский, продолжавшийся с третьего по первое тысячелетие;
  2. праславянский, длившийся до шестого века;
  3. славянский – период, когда были сформированы самостоятельные полноценные народы со своими государствами.

Конечно, не все описанные выше теории происхождения славян дожили до наших дней. Большинство из них являлись лишь промежуточными в более масштабных исследованиях и ныне считаются «мёртвыми». Стоит отметить, что учёные и историки, заручившись поддержкой других популярных наук, продолжать искать достоверные факты, которые смогут приоткрыть завесу тайны происхождения славян.

Схема: основные теории происхождения восточных славян

Теории происхождения восточных славян

Схема: миграционная теория происхождения славян

Миграционная теория происхождения славян

Схема: автохтонная теория происхождения славян

Автохтонная теория происхождения славян

Схема: этногенез восточных славян

Этногенез восточных славян

-лекция: Происхождение славян. Теории этногенеза славян

Источник: https://fox-calculator.ru/slavane/teorii-proishozhdeniya-slavyan-tablitsyi-i-shemyi/

Обзор теорий происхождения славян

Происхождение славян

Прежде чем рассматривать многочисленные версии происхождения славян, надо отметить, что все средневековые авторы вплоть до 9 века такого народа, как славяне, не знали и сообщают только о склавах или склавинах, хотя при переводе их произведений на русский язык переводчиками повсеместно употребляется форма «славяне».

Народ же под именем «склавины» стал известен с 6 века, хотя некоторые историки считают, что поиском славянской прародины занимались еще античные авторы. При этом к славянам относили народы, жительство которых было связано с территориями будущих славянских государств, образовавшихся в конце 1-го тысячелетия н. э.

1 Скифо-сарматская теория

По этой теории, славяне — скифы, сарматы и роксоланы

Скифо-сарматская теория происхождения славян предполагала, что предки славян вышли из Передней Азии и расселились в южной части Восточной Европы под именами скифов, сарматов и роксоланов.

Впервые появившись в Баварской хронике 13 веке, скифо-сарматская теория развивалась западноевропейскими историками вплоть до 18 века. Одним из приверженцев происхождения славян от сарматов (савроматов) был английский историк Э.

Гиббон, создавший объемный труд по истории Европы.

В России идея происхождения славян непосредственно от скифов и сарматов разделялась М.В. Ломоносовым (1711—1765) в его «Кратком Российском летописце» и «Древней Российской истории».

Российский ученый писал, что «единородство славян с сарматами, чуди со скифами для многих ясных доказательств не споримо» (34, 25).

В наше время эта теория всерьез не рассматривается, хотя все еще имеет своих приверженцев.

2 Дунайская теория

Это самая распространенная теория происхождения славян

Дунайская теория происхождения славян предполагала, что предки славян образовали свой этнос на территории, прилегающей к Среднему Дунаю, а затем расселились по Центральной, Южной и Восточной Европе.

Это самая распространенная теория, особенно среди российских историков, так как в главном русском историческом источнике – в Лаврентьевской летописи сказано, что после разрушения Вавилонского столпа и разделения народов «спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская.

От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели» (72, 25). К приверженцам этой теории можно отнести и таких видных западнославянских авторов, как

  • Кадлубек,
  • Богуфал,
  • Далимил,
  • Шафарик,

а также русских историков

  • С.Л. Соловьева,
  • В.И. Ключевского,
  • М.Н. Погодина,
  • О.Н. Трубачева.

3 Дунайско-балканская теория

К этой теории примыкает дунайско-балканская теория происхождения славянской прародины, одна из самых старых по времени происхождения, но затем долго не находившая сторонников из-за якобы невозможности в древности переселения праславян в Висло-Одерскую область будущего распространения славян через Судетско-Карпатский барьер. В конце 20 веке польский археолог В. Хенсель предложил считать, что через эту горную цепь с юга на север перешли еще не совсем праславяне, язык которых не успел оформиться и выделиться как праславянский, и только здесь в Повисленье этот народ сумел сформировать свой оригинальный язык.

Поскольку в «Повести временных лет» традиционно для времени ее создания повествование начинается от библейских персонажей – Ноя и его сыновей, принято рассматривать «историческое прошлое» не только праславян, но и их предшественников-протославян. Некоторые авторы (В.М.

Гобарев и др.) продлевают историю славян с их предшественниками до 2-го тысячелетия до н. э., считая предками славян скифов-сколотов. Другие (А.И.

Асов) называют предками славян народ хеттов из Малой Азии, потомки которых пришли вместе с Энеем и Антенором из Трои в Италию и Иллирик.

Вообще, желание считать происхождение своего народа от героев Трои присуще не только российским историкам, оно упорно поддерживалось в историографии и других европейских народов. Так, еще в середине 19 века английский историк Г.Т. Бокль, критикуя эту многовековую легенду, говорил, что «никому не приходило в голову усомниться в этом факте.

Спор шел только о том, от кого именно происходили отдельные нации.

Однако относительно этого вопроса образовалось известное единогласие: так – не говоря о второстепенных народах – полагали, что французы происходят от Франка, и всякий знал, что это был сын Гектора; точно так же было тогда известно, что бритты произошли от Брута, отцом которого был не кто иной, как сам Эней» (75, 48).

А В.Н. Демин выводит славян от ариев, пришедших в далекие времена из Гипербореи. Ю.А. Шилов, на основе своих раскопок курганов 4-2-го тысячелетия до н. э.

, сделал вывод в соответствии с мифами древних ариев, что территория Южной Украины была местом зарождения индоевропейского праэтноса вообще и арийских народов в частности. Именно здесь, как считает Ю.А. Шилов, были сложены веды, записанные позднее в «Велесовой книге», а славяне явились непосредственными потомками ариев. Б.А.

Рыбаков считает, что «отмежевание праславянских племен от родственных им соседних индоевропейских племен произошло примерно 4-3,5 тыс. лет назад, в начале II тыс. до н. э.» (53, 14).

4 Висло-одерская теория

Эта теория происхождения славян зародилась в Польше

Висло-одерская теория происхождения славян, возникшая в 18 веке в среде польских историков, предполагала, что славянский народ возник на территории междуречья Вислы и Одера, и выводила праславян из племен лужицкой культуры бронзового или начала железного века.

Среди российских приверженцев этой теории можно отметить археолога В. В. Седова, считающего, что праславянская культура зародилась в 5-6 веках до н. э. в бассейне среднего и верхнего течения Вислы и распространилась в дальнейшем до Одера. В.В.

Седов предложил соотнести культуру подклошовых погребений с культурой праславян.

5 Одерско-днепровская теория

Одерско-днепровская теория возникновения славян предполагает, что праславянские племена почти одновременно появились на огромных просторах от Одера на западе до Днепра на востоке, от Припяти на севере до Карпатских и Судетских гор на юге. При этом первославянскими считаются следующие типы культур:

  • тшинецкая культура XVII—XIII вв. до н. э.,
  • тшинецко-комаровская культура XV—XI вв. до н. э.,
  • лужицкая и скифские лесостепные культуры XII VII вв. до н. э.

К приверженцам этой теории относятся поляки Т. Лер-Сплавинский, А. Гардавский, а в России П.Н. Третьяков, Б.А. Рыбаков, М.И. Артамонов. Однако и в версиях этих авторов есть значительные расхождения.

6 Прикарпатская теория

Основана на высокой концентрации славянских топонимов, особенно гидронимов

Прикарпатская теория возникновения славян, выдвинутая в 1837 г. словацким ученым П. Шафариком и возрожденная усилиями немецкого исследователя Ю. Удольфа в XX в.

, основывается на сверхплотной концентрации славянских топонимов, особенно гидронимов в Галиции, Подолии, Волыни. Среди российских авторов можно упомянуть А.А.

Погодина, сделавшего большой вклад в развитие этой теории, систематизировав гидронимы указанных областей.

7 Припятско-полесская теория

Эта теория основана на языковых особенностях народов из этих регионов

Припятско-полесская теория славянской прародины подразделяется на два течения:

  1. припятско-верхнеднепровскую и
  2. припятско-среднеднепровскую теорию

и основывается на языковых особенностях народов, проживающих в этих регионах. Приверженцы этой теории, одним из которых был польский археолог К. Годлевский, считают, что в Висло-Одерское междуречье славяне продвинулись из Полесья.

Припятско-среднеднепровский вариант припятско-полесской теории получил гораздо большее распространение в Польше и Германии, чем в России. Одним из основателей этой версии является польский этнолог К.

Мошинский, который вдобавок продлил существование праславян на Среднем Днепре до VII—VI вв. до н. э., считая, что тогда протославяне, т. е.

предки праславян, еще не выделившиеся из индоевропейского объединения, обитали где-то в Азии в соседстве с уграми, тюрками и скифами.

Протославяне — это предки праславян

Среди российских ученых, поддерживающих нахождение прародины славян в междуречье Среднего Днепра и Южного Буга, необходимо отметить Ф.П. Филина и Б.В. Гортунга. Причем Б.В. Гортунг, в противовес К.

Мошинскому, считал, что в этом ареале обитали протославяне трипольской культуры 4-3-го тысячелетий до н. э.

, которые затем, перейдя в междуречье Верхней Вислы и Днепра, превратились в праславян уже в тшинецко-комаровской культуре 2-го тысячелетия до н. э.

Еще одним приверженцем этой теории был в начале XX в. чешский славист Л. Нидерле, который разместил праславян в среднем и верхнем течении Днепра.

8 Балтийская теория

Балтийская теория, создателем которой является крупнейший исследователь русских летописей А.А. Шахматов, предполагает, что прародина славян находилась на побережье Балтийского моря в низовьях Западной Двины и Немана и только впоследствии славяне ушли на Вислу и в другие земли. В подтверждение этому им выявлен пласт древней славянской гидронимии между Неманом и Днепром.

Согласно одной теории славяне представляли собой многочисленный народ, который не имел общего для всех места расселения.

Якобы этот народ изначально при появлении в Европе был рассеян во многих местах среди других народов, более многочисленных в данном месте и более известных историкам.

Поэтому долгое время славянский народ в истории был неизвестен, а иногда упоминался под чужими названиями.

При этом считается, что на Среднем Дунае славяне выступали под именами иллирийцев и кельтов, в бассейнах Вислы и Одера – венетов, кельтов и германцев, а в Карпатах и на Нижнем Дунае – даков и фракийцев.

Ну, а в Восточной Европе славяне, естественно, выступали под именами скифов и сарматов. Поэтому и представления у античных и средневековых авторов о славянах как о едином народе не сложилось.

К этой теории примыкает и версия о том, что все европейские народы произошли от протославян, являвшихся ядром индоевропейской общности.

Все европейские народы произошли от протославян

В.П. Кобычев в книге «В поисках прародины славян», проанализировав значительное количество версий, пришел к выводу, что «отказав в славянской принадлежности неврам, а также в раннюю пору венедам и спорам, мы поставили себя в крайне тяжелое положение в вопросе о происхождении славян.

На этнической карте Восточной Европы им буквально не осталось места.

Нижнее Повисленье и Понеменье отпадают, так как славяне не были знакомы с морем, более южные области отпадают тоже, потому что там обитали невры, которые…были, возможно, балтами, кельтами или кем угодно, но только не славянами.

В Карпатах и по Дунаю жили…геты и даки; Северное Причерноморье занимали ираноязычные скифы. Верхнее, а отчасти и Среднее Поднепровье и прилегающую к нему часть бассейна Оки заселяли летто-литовские племена, еще более северные и восточные области – финно-угры…» (53, 17).

Действительно, при такой разноречивости версий и теорий происхождения славян сложно прийти к единому мнению, а уж тем более обосновать его и доказать.

А может, и не имеет смысла продолжать эти многовековые поиски черной кошки в темной комнате, тем более что ее, скорее всего, там и не было? Ведь многочисленные германоязычные племена сначала по воле римлян были названы одним именем германцев, а только спустя века стали представлять собой единое целое.

Славяне же наоборот, сначала получили общее наименование склавинов, а затем разделились на множество славянских племен со своими наименованиями. Геродот о народах севернее Дуная ничего не знал, хотя в Восточной Европе его познания в локализации различных народов были куда более обширны.

Но именно из-за северных пределов Дуная в дальнейшем распространились в Европе одни из самых многочисленных этнических образований – германцы и славяне.

Если происхождение германцев, по крайней мере, с начала нашей эры, считается в достаточной мере известным и решенным, то происхождение славян с каждым новым поколением историков, археологов, лингвистов становится все более запутанным.

Каждое новое поколение ученых все больше запутывает происхождение славян

Существует и версия происхождения славян от многочисленных рабов, которые в эпоху рабовладельческого строя являлись основой производства сельскохозяйственной продукции и материальных ценностей. М.

Гимбутас приводит следующее объяснение этой версии: «Многие лингвисты и историки пытались объяснить происхождение корня слав. Основываясь на «склавинах» и «склавенах», упоминаемых Иорданом и Прокопием, некоторые связывали его с латинским словом «sclavus», означающим «раб».

Это, возможно, и объясняет, почему ск– было заменено на сл– в этих источниках, но, конечно, не объясняет происхождение слова «словене» (22, 69).

Тем не менее эта версия остается одной из самых непроработанных в течение нескольких веков, и таковой остается, скорее всего, из-за возможной ее непопулярности среди историков, а, скорее всего, из-за отсутствия поддержки ее в среде политических элит славянских стран.

Поэтому, несмотря на обилие версий о местоположении прародины славян и их происхождения, подкрепленных соответствующими теориями и томами исследований в этой области, вопрос этот до сих пор остается открытым. А это означает, что или теории эти не верны, или до 6 века никаких славян как народа еще не существовало.

И предысторию славян, вероятно, стоит искать не среди этого множества версий их происхождения, а наоборот, отстранившись от них, более внимательно рассмотреть их происхождение от многочисленных рабов государства гуннов, тем более что исследована такая версия слишком поверхностно. Вполне возможно, что происходило это из-за «ложного патриотизма» историков славянских стран.

Однако чтобы отвергнуть эту версию, необходимо более досконально ее исследовать.

На земном шаре в наши дни существует около 200 миллионов человек, говорящих на тринадцати славянских языках, и тем не менее, для историков до сих пор остается загадкой, где зародился славянский язык и где находится прародина славян, откуда они разошлись по Центральной, Южной и Восточной Европе.

Материал создан: 27.01.2015

Источник: http://iamruss.ru/theories-about-the-origin-of-the-slavs/

История славян – главные тайны

Происхождение славян

Славяне – крупнейшая этническая общность Европы, но что мы на самом деле о них знаем? От кого они произошли, где находилась их родина, и откуда пошло самоназвание «славяне»? Будем разбираться.

Происхождение славян

Существует множество гипотез о происхождении славян. Кто-то относит их к скифам и сарматам, пришедшим из Средней Азии, кто-то к ариям, германцам, другие и вовсе отождествляют с кельтами.

В целом, все гипотезы происхождения славян можно поделить на две основные категории, прямо противоположные друг другу. Одна из них – хорошо известная «норманнская», была выдвинутая в XVIII веке немецкими учеными Байером, Миллером и Шлецером, хотя впервые подобные идеи появились еще в период царствования Ивана Грозного.

Суть заключалась в следующем: славяне – индоевропейский народ, входивший некогда в «германо-славянскую» общность, но отколовшийся от германцев в ходе Великого переселения народов.

Оказавшиеся на периферии Европы и отрезанные от преемственности римской цивилизации, они весьма отстали в развитии, настолько, что не смогли создать собственного государства и пригласили варягов, то есть викингов, править ими.

В основе этой теории лежит историографическая традиция «Повести временных лет» и знаменитая фраза: «Велика земля наша, богата, но наряду в ней нет. Приходите княжить и владеть нами».

Такая категорическая трактовка, в основу которой вкладывалась очевидная идеологическая подоплека, не могла не вызвать критики.

Сегодня археология подтверждает наличие прочных межкультурных связей между скандинавами и славянами, но едва ли говорит о том, что первые сыграли решающую роль в становлении древнерусского государства. Но споры о «норманнском» происхождении славян и Киевской Руси не утихают, и по сей день.

Вторая теория этногенеза славян, напротив, носит патриотический характер. И, кстати, она намного старше норманнской – одним из ее основоположником был хорватский историк Мавро Орбини, написавший в конце XVI-начале XVII века работу под названием «Славянское царство».

Точка зрения у него была весьма неординарная: к славянам он отнес вандалов, бургундов, готов, остготов, вестготов, гепидов, гетов, аланов, верлов, аваров, даков, шведов, норманнов, финнов, укров, маркоманов, квадов, фракийцев и иллирийцев и многих других: «Все они были одного и того же славянского племени, как это будет видно в дальнейшем».

Их исход из исторической родины Орбини датирует 1460 годом до нашей эры. Где только они после этого не успели побывать:

Ему вторили многие придворные книжники, которые создали теорию происхождения славян от древних римлян, а Рюрика от императора Октавиана Августа. В XVIII веке русский историк Татищев опубликовал так называемую «Иоакимовскую летопись», которая, в противовес «Повести временных лет», отождествляла славян с древними греками.

Обе эти теории (хоть в каждой из них есть отголоски правды), представляют собой две крайности, которым свойственна вольная трактовка исторических фактов и сведений археологии. Их критиковали такие «великаны» отечественной истории, как Б. Греков, Б. Рыбаков, В. Янин, А.

Арциховский, утверждая, что историк должен в своих исследованиях упираться не на свои предпочтения, а на факты.

Впрочем, историческая фактура «этногенеза славян», и по сей день, настолько неполна, что оставляет множество вариантов для спекуляций, без возможности окончательно ответить на главный вопрос: «кто же все-таки эти славяне?»

Возраст народа

Следующая наболевшая проблема историков – возраст славянского этноса. Когда же славяне все-таки выделились как единый народ из общеевропейской этнической «катавасии»?

Первая попытка ответить на этот вопрос принадлежит автору «Повести временных лет» — монаху Нестору.

Взяв за основу библейское предание, он начал историю славян с вавилонского столпотворения, разделившего человечество на 72 народа: «От сихъ же 70 и 2 языку бысть языкъ словенескъ…».

Упомянутый выше Мавро Орбини щедро даровал славянским племенам пару-тройку лишних тысячелетий истории, датировав их исход из исторической родины 1496 годом: «В указанное время вышли из Скандинавии готы, и славяне… поскольку славяне и готы были одного племени.

Итак, подчинив своей власти Сарматию, славянское племя разделилось на несколько колен и получило разные наименования: венеды, славяне, анты, верлы, аланы, массаеты….вандалы, готы, авары, росколаны, русские или московиты, поляке, чехи, силезцы, болгаре…

Разумеется, подобных «сведений» историкам было недостаточно. Для изучения «возраста» славян была привлечена археология, генетика и лингвистика. В итоге, удалось добиться скромных, но все же результатов.

Согласно принятой версии, славяне принадлежали к индоевропейской общности, которая, скорее всего, вышла из днепро-донецкой археологической культуры, в междуречье Днепра и Дона, семь тысяч лет назад во время каменного века.

Впоследствии влияние этой культуры распространилось на территорию от Вислы до Урала, хотя точно локализовать ее пока никому не удалось. Вообще, говоря об индоевропейской общности, имеется ввиду не единые этнос или цивилизация, а влияние культур и лингвистическая схожесть.

Около четырех тысяч лет до нашей эры она распалась на условные три группы: кельты и романцы на Западе, индо-иранцы на Востоке, а где-то посередине, в Центральной и Восточной Европе, выделилась еще одна языковая группа, из которой потом вышли германцы, балты и славяне. Из них, примерно в I тысячелетии до нашей эры начинает выделяться славянский язык.

Но сведений одной лингвистики мало – для определения единства этноса должна быть непрерывная преемственность археологических культур.

Нижним звеном в археологической цепочке славян принято считать так называемую «культуру подклошовых погребений», получившую название от обычая накрывать кремированные останки крупным сосудом, по-польски «клеш», то есть, «верх дном». Она существовала в V-II веках до нашей эры между Вислой и Днепром.

В каком-то смысле, можно сказать, что ее носители были самыми ранними славянами. Именно с нее удается выявить преемственность культурных элементов вплоть до славянских древностей раннего средневековья.

Праславянская родина

Где же все-таки появился на свет славянский этнос, и какую территорию можно назвать «исконно славянской»?

Показания историков варьируются.

Орбини, ссылаясь на ряд авторов, утверждает, что славяне вышли из Скандинавии: «Почти все авторы, блаженное перо которых донесло до потомков историю славянского племени, утверждают и заключают, что славяне вышли из Скандинавии… Потомки Иафета сына Ноя (к коим автор относит славян) двинулись в Европу на север, проникнув в страну называемую ныне Скандинавией. Там они неисчислимо размножились как указывает Святой Августин в своем «Граде Божьем», где пишет, что сыновья и потомки Иафета имели двести отчизн и занимали земли, расположенные к северу от горы Тавр в Киликии, по Северному океану, половину Азии, и по всей Европе вплоть до Британского океана».

Нестор называл древнейшую территорию славян – земли по нижнему течению Днепра и Паннонии. Поводом же для расселения славян с Дуная было нападение на них волохов. «По мнозехъ же времянех сели суть словени по Дунаеви, где есть ныне Угорьска земля и Болгарьска». Отсюда и дунайско-балканская гипотеза происхождения славян.

Он полагал, что в древние времена славяне занимали обширные территории Средней и Восточной Европы, откуда были вынуждены уйти за Карпаты под натиском кельтской экспансии.

Существовала даже версия о двух прародинах славян, согласно которой первой прародиной было место, где сложился праславянский язык (между нижним течением Немана и Западной Двины) и там, где сформировался сам славянский народ (по мнению авторов гипотезы, это произошло начиная со II века до нашей эры) – бассейн реки Вислы. Оттуда уже вышли западные и восточные славяне. Первые заселили район реки Эльбы, потом Балканы и Дунай, а вторые – берега Днепра и Днестра.

Висло-днепровская гипотеза о прародине славян, хоть и остается гипотезой, все-же наиболее популярная среди историков. Ее условно подтверждают местные топонимы, а также лексика.

Если верить «словам», то есть, лексическому материалу, прародина славян находилась в стороне от моря, в лесной равнинной зоне с болотами и озерами, а также в пределах рек, впадающих в Балтийское море, судя по общеславянским названиям рыб – лосося и угря.

Кстати, области уже известной нам культуры подклешевых погребений полностью соответствуют этим географическим признакам.

«Славяне» 

Само слово «славяне» представляет собой загадку.

Оно прочно входит в обиход уже в VI веке нашей эры, по крайней мере, у византийских историков этого времени нередки упоминания о славянах – не всегда дружелюбных соседях Византии.

У самих славян этот термин уже вовсю используется как самоназвание в Средневековье, по крайней мере, если судить по летописям, в том числе и по «Повести временных лет».

Тем не менее, его происхождение до сих пор неизвестно. Наиболее популярной является версия, что происходит оно от слов «слово» или «слава», восходящих к одному индоевропейскому корню ḱleu̯- «слышать». Об этом, кстати, писал и Мавро Орбини, правда в свойственной ему «аранжировке»: «во время своего жительства в Сарматии взяли они (славяне) себе имя «славяне», что означает «славные».

Среди лингвистов бытует версия, что своим самоназванием славяне обязаны названиям ландшафта. Предположительно, в основе был топоним «Словутич» — другое название Днепра, содержащее в себе корень со значением «омывать», «очищать».

Много шума в свое время вызвала версия о наличие связи между самоназванием «славян» и среднегреческим словом «раб» (σκλάβος). Она была весьма популярна среди западных ученых XVIII-XIX веков.

В основе ее идея, что славяне, как один из самых многочисленных народов Европы, составляли значительный процент пленников и нередко становились объектом работорговли.

Сегодня эта гипотеза признается ошибочной, так как вероятнее всего в основе «σκλάβος» стоял греческий глагол со значением «добывать военные трофеи» — «σκυλάο».

 Алиса Муранова

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

Источник: https://moiarussia.ru/istoriya-slavyan-glavnye-tajny/

Происхождение славян

Происхождение славян

История славян уходит корнями в глубокую древность, в тот период становления человеческого сообщества, который называется первобытно-общинным.

Но отсутствующие звенья антропогенеза заполняются новыми находками.

Наука за прошедшие десятилетия все более удревляетмомент очеловечивания наших предков, что в свою очередь, принуждает отыскивать ответы на новые вопросы.

Данные языкознания

Проблема этногенеза славян (этнос (греч.) – народ; генезис (греч.) – в широком смысле – зарождение и развитие) относится к одной из самых трудоемких в науке. Для ее решения нужен синтез разных наук. Так, языкознание установило, что славянский язык в семье индоевропейских принадлежит к числу юных.

Данные этой науки говорят, что в тот период, когда праславянский язык выделился из индоевропейского и стал развиваться самостоятельно, более значительные взаимосвязи он имел с балтским. Что касается воздействия иранского языка, то оно затронуло лишь часть славян. Славяне жили в Центральной Европе и контактировалипрежде всего, с протогерманцами и проиталиками.

К собственным изысканиями языковеды прибавляют и анализ лексики, обозначающей географические объекты, животных, растения. В целом языкознание определяет начальную местность расселения славян где-то в бассейне речи Висла. Сторонники другой концепции (О. Н. Трубачев) центром грядущего славянского передвижения считают регион среднего Дуная.

По их меннию, непосредственно отсюда славяне передвинулись в иные места, в т. ч. и в регион Вислы .

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Данные археологии

Бесценную поддержку в определении региона обитания славян оказывает археология. Для нее более важно установить генетическую преемственность при смене одной археологической культуры другой. В последнее время археологи установили и подчеркнули три ключевых региона распространения славянских археологических культур.

В основу этого выделения положена, прежде всего, керамика. $1$-ая – так называемая культура пражско-корчаковского вида, один из коренных ареалов распространения которой – Средняя и Южная Польша, также Припятское Полесье. По всей видимости, это земля склавен.

Вторая культура – пражско-пеньковского вида, коренной район которой междуречье Днестра и Днепра. Судя по данным письменных источников, тут проживали анты. Третья культура состоит из ряда культур, сформировавшихся на западе, из числа которых более известны фельдбергская, суковская и другие.

По данным источников, на территории польского Поморья и низовьев Вислы давно жили венеды.

Замечание 1

Тут следует выделить, что идет речь не о $3$ ветвях славян – восточных, южных и западных. Все вышеназванные районы расселения славян – праславянские группировки. Как считают исследователи, современные ветки славянства возникают в следствии распада данных славянских группировок в $VI–VII$ вв.

Части данных рассыпавшихся праславянских группировок расселялись по местности Восточной Европы в $VII–VIII$ вв. Тех славян, что расселились на земли Российской равнины, дореволюционные историки именовали «русскими славянами». В современной историографии закрепилось название «восточных славян».

Рисунок 1.

Одной их неоднозначных из числа археологов считается черняховская культура, которую многие исследователи относят к славянской. Существует точка зрения и о полиэтническом характере данной культуры. Черняховская культура была разрушена в процессе Великого переселения народов, которое приходится на $IV–V$ вв.

С северо-запада в Приднепровье пришли готы и некоторые исследователи считают Черняховскую культуру готской. Из просторов Центральной Азии набегали орды кочевников, что по мере собственного продвижения, привлекали в поток народы, населявшие Восточную Европу. Вся данная лавина перемещалась, снося все на своём пути.

На смену гуннам пришли авары, на замену аварам – хазары и болгары.

Письменные источники

Особое значение для восстановления происхождения славян имеют письменные источники. Древнегреческие и римские творцы упоминают венедов, живущих севернее Карпат, по Висле и соседствующих с финно-уграми на севере, певкинами и сарматами – на юге.

Обширные сведения присутствуют в произведениях византийских писателей, которые приводят очень подробные сведения о славянском освоении Балканского полуострова. Еще более существенны сведения готского историка VI в. Иордана.

Он подразделяет славян на $3$ крупные группировки – венедов, антов и склавенов.

О расселении восточнославянских племен многое дает старейшая русская летопись «Повесть временных лет». Она извещает нас о полянах, проживавших в Среднем Поднепровье в регионе Киева, их соседях – древлянах, что поселились в болотистом и лесистом Припятском Полесье.

На севере восточнославянского мира жили словенеильменские, расселившиеся по берегам озера Ильмень; меж Припятью и Западной Двиной жили дреговичи; соседями их были кривичи; соседями полян со стороны степи были северяне, в бассейне речки Сож жили радимичи, ну а в бассейне Оки – вятичи.

На самой южной оконечности восточнославянской местности поселились уличи и тиверцы.

Долгое время историки не доверяли данному описанию. Но археология в нач. $ХХ$ столетия подтвердила его. Этому помогли женские украшения.

Оказывается, что один из более известных типов женских украшений у восточных славян – височные кольца, – различается по всей земли Российской равнины.

Обнаружилось, что конкретные разновидности данных украшений подходят явному расселению того или же другого восточнославянского племени. Позже данные исследования были подтверждены исследованием и прочих частей материальной культуры восточных славян.

Концепции происхождения славян

Сейчас историческая наука имеет своим достоянием ряд концепций происхождения славянского этноса. В литературе существует около $20$ всевозможных точек зрения на данный вопрос, но конкретного ответа пока нет.

Некоторые историки, выдвигая «миграционную» концепцию, считают славян иммигрантами из иных ареалов. Так, родину славян они порой отыскивали в глубоких азиатских степях. Современная историческая наука считает данную теорию ложной.

Данные археологии и лингвистики демонстрируют, что славяне не выходцы с дальнего Востока, а исконные обитатели Европы. М. В. Ломоносов выдвинул гипотезу о начальном расселении славян в Южной Прибалтике («прибалтийская» теория), на балтийских берегах.

Но данные лингвистики показывают, что в древнеславянском языке не было слов, имеющих отношение к морю. Но несмотря на все вышесказанное данный язык богат словами, касающимися речек, болот, озер, лесов.

Замечание 2

Известный историк $ХХ$ в. Б. А. Рыбаков выдвинул автохтонную концепцию (автохтоны – то же, что и старожилы – районное, коренное население), согласно которой местом формирования славянского этноса считается Восточно-Европейская равнина, где славянские народы живут и в наше время.

Данной гипотеза держится основная масса научных исследователей. По их мнению, начало генезиса славянского этноса относится к $IV–II$ тысячелетиям до н. э.

Древние славяне, принадлежащие к индоевропейским народам, обитали в то время на землях Восточной Европы в лесных областях между Одером и средним Днепром, от Балтийского моря до Днестра.

Происхождение название «славяне»

В исторической науке присутствует немало всевозможных предположений о происхождении названия «славяне».

Этимология термина «славяне» разноречива и происхождение этого этнонима уходит в глубь веков, что исключает возможность конкретного и однозначного ответа на данный вопрос.

Почти все выводят термин «славяне» от «слова», утверждая, что сей люд, не разумея языка иных, именовал их немцами, т.е. немыми, а себя словесным, или же словенами.

Другие исследователи источник этнонима «славяне» видят в слове «слава» в значении заслуживающий, знатный, выдающийся, воинственный и храбрый. Есть мнение, что термин «славяне» связан с территорией, в названии которой имелся корень «слов» либо «слав» (по аналогии с российскими волжанами, уральцами, сибиряками). Представляют, что «слав» значило просто «народ, «племя».

Другие учёные склонны считать, что это название произошло из самых ранних названий венедских племен «суовены» и с течением времени было распространено на всех славян. «Суовены» стали «славянами».

В целом же вполне возможно отметить, что этноним «славяне» – редуцированная, другими словами упрощенная форма иных, близких ему определений.

Генезис славянского этноса сопровождался формированием социально-экономических взаимоотношений в Древней Руси.

Источник: https://spravochnick.ru/istoriya_rossii/istoriya_rossii_s_drevneyshih_vremen_do_nashih_dney/proishozhdenie_slavyan/

ovdmitjb

Add comment