Рабочая программа дисциплины история и философия науки Все направления подготовки
МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральноегосударственное бюджетное образовательноеучреждение
высшегопрофессионального образования
«Челябинскийгосударственный педагогическийуниверситет»
(ФГБОУВПО «ЧГПУ»)
Кафедрафилософии и культурологии
УТВЕРЖДЕНО
назаседании кафедры
«19»июня 2014 г.
Протокол№ 11
Зав.кафедрой
Уровеньобразования: подготовка кадров высшейквалификации
Челябинск,2014
Пояснительная записка
Учебная дисциплина «История и философия науки» относится к базовой части образовательной программы Блока 1. Трудоемкость дисциплины: 4 зачетные единицы.
Программа разработана кафедрой философии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет» на основе Программы-минимума Института философии РАН, одобренной президиумом ВАК Министерства образования и науки РФ и утвержденной приказом № 274 Министерства образования РФ от 08.10.2007 г.
Цель учебной дисциплины «История и философия науки» – способствовать обладанию учащимися следующими компетенциями:
способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1);
способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки (УК-2);
способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-5).
Данная цель будет реализована при достижении следующих результатов обучения:
знать:
-
содержание и смысл ключевых теорий философии науки;
-
содержание и смысл главных проблем философии науки;
-
основные теоретические и прикладные аспекты науки;
уметь:
-
характеризовать научное знание в историческом контексте;
-
анализировать роль и значение науки в жизни человека и общества;
-
анализировать этические проблемы, связанные с ролью науки в современном обществе, с социальной и моральной ответственностью ученого;
владеть:
-
понятийным аппаратом, отражающим структуру, методы и закономерности научного исследования;
-
способами концептуальной систематизации материала по конкретной научной проблеме;
-
приемами научной аргументации.
Соотнесение целей и результатов обучения дисциплине «История и философия науки» представлено в Таблице 1.
Таблица 1.
Планируемые результаты обучения
№ п/п | Компетенция | Конкретизированные цели освоения дисциплины | ||
знать | уметь | владеть | ||
1. | УК-1 | З.1 | У.1 | В.1 |
2. | УК-2 | З.2 | У.2 | В.2 |
3. | УК-5 | З.3 | У.3 | В.3 |
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
первой части Программы «Основы философии науки» и второй части «Философские проблемы социально-гуманитарных наук», «Философские проблемы естественных и технических наук» соответствуют первому и второму вопросам экзаменационных билетов.
Для их изучения предусмотрены лекционные и практические занятия (коллоквиумы). третьей части Программы «История науки» изучается аспирантами самостоятельно. В качестве отчета по данной работе предоставляется реферат. Реферат необходимо сдать до экзамена.
С более подробными рекомендациями по подготовке к сдаче и проведению кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки» можно ознакомиться в Письме Минобрнауки РФ от 06.07.2005 г. № АС-729/03 «О вопросах, связанных с кандидатским экзаменом по истории и философии науки».
Обучение начинается с материала первого раздела и далее по порядку.
Подготовка к изучению курса философии включает в себя:
-
ознакомление с программой, планом лекций и семинаров;
-
прохождение вводного анкетирования на сайте http://borisovsv.webnode.com/ с целью выявления преподавателем интересов и потребностей студентов по поводу содержания дисциплины и форм и методов обучения;
2) выбор основного учебного пособия (Борисов С.В. Наука глазами философов: Что было? Что есть? Что будет? М.: Флинта; Наука, 2015).
Для эффективной работы на лекции необходимо:
1) умение слушать рефлексивно, т.е. анализируя услышанное и выделяя главную мысль;
2) ведение опорного конспекта, содержащего полные ответы на поставленные преподавателем вопросы и задания.
Изучая теоретический материал раздела, студенту необходимо самостоятельно проверить степень его усвоения и выявить пробелы в знаниях, произведя реферирование литературы по темам лекций.
Подготовка к практическим занятиям (коллоквиумам) включает в себя:
1) чтение философского произведения (обязательно) и учебной или специальной литературы (желательно), по теме коллоквиума;
2) составление тезисов выступлений в соответствии с планом коллоквиума.
На коллоквиумах предусматриваются самостоятельные выступления студентов с ответами на вопросы плана и их обсуждением.
Выступая на коллоквиумах, помните:
1) мнение не может быть «верным» или «неверным», а может быть логически аргументированным;
2) важен коллективный поиск истины, в процессе которого выявляются логические изъяны в рассуждениях;
3) каждый имеет право отстаивать свое мнение, но итогом обсуждения должен быть компромисс.
Реферат один из видов самостоятельной научно-исследовательской работы студента при изучении третьей части дисциплины «История науки». Реферат представляет собой краткое изложение в письменном виде истории исследуемой студентом научной проблемы. В реферате должны быть представлены:
-
титульный лист;
-
план-оглавление (названия 3-5 параграфов);
-
введение (объясняется значимость темы, ее актуальность; указываются цель и задачи по исследуемой теме реферата; могут быть перечислены зарубежные и отечественные исследователи);
-
основная часть (в каждом параграфе необходимо раскрыть одну из сторон исследуемой проблемы; каждый последующий параграф должен быть логическим продолжением предыдущего);
-
заключение (подводятся итоги, даются обобщенные выводы по теме);
-
список используемой литературы (при разработке реферата необходимо использовать не менее 5-8 научных источников).
Все виды учебной работы являются необходимым условием для накопительного рейтинга. Последним этапом инвариантной части самостоятельной работы является контрольное on-line тестирование на сайте http://borisovsv.webnode.com/.
Подготовка к экзамену предполагает повторение изученного курса и приведение его в четкую систему. Основой систематизации знаний перед экзаменом служит программа курса и основное учебное пособие. Подготовку к экзамену целесообразно закончить ко времени предэкзаменационной консультации.
По окончании изучения дисциплины желательно пройти итоговое анкетирование на сайте http://borisovsv.webnode.com/ с целью выявления преподавателем степени удовлетворенности студентов содержанием дисциплины и формами и методами обучения.
Промежуточная аттестация проводится в два этапа. Первый этап проводится форме контрольного on-line тестирования. Второй этап – собственно экзамен в установленные расписанием сессии сроки. Форма проведения экзамена – устные ответы на вопросы экзаменационных билетов.
Единый порядок начисления баллов для промежуточной аттестации устанавливается «Положением о балльно-рейтинговой системе оценивания результатов освоения основных профессиональных образовательных программ в Челябинском государственном педагогическом университете».
Источник: https://StudFiles.net/preview/5915288/
Рабочая программа дисциплины химия направление подготовки
Сохрани ссылку в одной из сетей:
Министерствообразования и науки Российской Федерации
Российскийгосударственный университет нефти игаза имени И.М. Губкина
«УТВЕРЖДАЮ»
Первыйпроректор
профессорВ.Н.Кошелев
____________________
«___»______________2011 г.
дисциплины
ХИМИЯ
Направлениеподготовки
151000«Технологические машины и оборудование»
Профили:
Морские нефтегазовые сооружения;
Машины и оборудование нефтяныхи газовых промыслов;
Оборудование нефтегазопереработки.
Квалификациявыпускника
Бакалавр
Формаобучения
Очная
Москва 2011
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.
Цельюосвоения дисциплины Химияявляетсяприобретение студентами знаний инавыков, позволяющих применять их приосвоении других дисциплин образовательногоцикла и последующей профессиональнойдеятельности.
Для достижения этой целипреподавание дисциплины предполагает:- ознакомить студентов с основнымипонятиями, законами и методами химиикак науки, составляющей фундамент всейсистемы химических знаний;
– способствовать формированиюу студента обобщенных приемовисследовательской деятельности(постановка задачи, теоретическоеобоснование и экспериментальная проверкаее решения), научного взгляда на мир вцелом;
– довести до сознания студентовтот факт, что химия является фундаментальнойнаукой и мощным инструментом исследованияи познания процессов, происходящих вокружающем нас мире и внутри нас;
– развить у студентовпрофессиональное химическое мышление,чтобы будущий бакалавр смог переноситьобщие методы научной работы в работупо специальности;
-обеспечить возможность овладениястудентами совокупностью химическихзнаний и умений, соответствующих уровнюбакалавра по соответствующему профилю.
Теоретическая часть дисциплиныизлагается в лекционном курсе. Полученныезнания закрепляются на практических илабораторных занятиях.
Самостоятельнаяработа предусматривает работу сучебниками и учебными пособиями,подготовку к практическим и лабораторнымзанятиям, выполнение домашних заданий,подготовку к контрольным работам иколлоквиумам.
Предусматриваетсявозможность написания студентамирефератов по отдельным разделамдисциплины.
-
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
«Химия» представляет собойдисциплину базовой (обязательной) математической и естественнонаучной части учебного цикла (Б.2.4) основнойобразовательной программы бакалавриатапо направлению 151000 «Технологическиемашины и оборудование» (ООП62).
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Впроцессе изучения дисциплины «Химия»в соответствии ООП ФГОС ВПО студентформирует и демонстрирует следующиекомпетенции:
– владение целостнойсистемой научных знаний об окружающеммире, способность ориентироваться вценностях бытия, жизни, культуры (ОК-1);
– способность на научнойоснове организовывать свой труд,оценивать с большой степеньюсамостоятельности результаты своейдеятельности, владение навыкамисамостоятельной работы (ОК-6);
– способность к приобретениюс большой степенью самостоятельностиновых знаний с использованием современныхобразовательных и информационныхтехнологий (ОК-7);
– способность самостоятельноприменять методы и средства познания,обучения и самоконтроля, выстраиванияи реализацию перспективных линийинтеллектуального, культурного,нравственного, физического ипрофессионального саморазвития исамосовершенствования, способность спомощью коллег критически оценить своидостоинства и недостатки с необходимымивыводами (ОК-8);
– способность кцеленаправленному применению базовыхзнаний в области математических,естественных, гуманитарных и экономическихнаук в профессиональной деятельности(ОК-9);
-умение выбирать основныеи вспомогательные материалы и способыреализации основных технологическихпроцессов и применять прогрессивныеметоды эксплуатации технологическогооборудования при изготовлении изделиймашиностроения (ОК-11);
– умение применятьсовременные методы для разработкималоотходных, энергосберегающих иэкологически чистых машин, приводов,систем, различных комплексов,машиностроительных технологий,обеспечивающих безопасностьжизнедеятельности людей и их защиту отвозможных последствий аварий, катастрофи стихийных бедствий, умение применятьспособы рационального использованиясырьевых, энергетических и других видовресурсов в машиностроении (ОК-12);
овладение достаточнымидля профессиональной деятельностинавыками работы с персональным компьютером(ОК-13);
В результате изучениядисциплины «Химия» базовой (обязательной)математической и естественнонаучнойчасти учебного цикла (Б.2.4) основнойобразовательной программы бакалавриатастудент
должензнать (ОК–1,ОК-9, ОК-11, ОК-12):
содержание основных разделов,составляющих теоретические основыхимии как системы знаний о веществах ихимических процессах:
– учениео строении вещества – электронноестроение атомов и Периодический законД.И.Менделеева, принципы построенияпериодической системы элементов, основытеории химической связи и строениямолекул, строение вещества в конденсированномсостоянии;
– химические свойства простыхвеществ и свойства важнейших классовсложных соединений;
– учениео направлении химического процесса(химическая термодинамика);
– учениео скорости химического процесса(химическая кинетика) и химическомравновесии;
-классификацию и условия протеканияреакций в водных растворах без измененияи с изменением степеней окисленияэлементов.
должен уметь (ОК-9,ОК-11, ОК-13):
-использовать знания, накопленные приизучении курса «Химии», для пониманиясвойств веществ и материалов, а такжесущности явлений и химических процессов,протекающих в окружающем нас мире;
-записывать стехиометрические, ионные,окислительно-восстановительные,термохимические и кинетические уравненияреакций;
– проводить расчеты по уравнениямхимических реакций на основе законовстехиометрии с использованием основныхпонятий и физических величин;
-определять тип химической реакции поразличным признакам классификации,возможность, скорость и глубину еепротекания;
-характеризовать влияние различныхфакторов на скорость реакции и смещениехимического равновесия в гомогенных игетерогенных системах;
– приготовить растворзаданного количественного состава,определить концентрацию раствора;
-предсказывать окислительно-восстановительныесвойства простых и сложных веществ наоснове электронного строения атомовили ионов, входящих в их состав;
– характеризовать кислотно-основныесвойства отдельных представителейважнейших классов неорганическихвеществ, используя представления отипах химических связей и явленииполяризации.
долженвладеть (ОК-8,ОК-12, ОК-13):
-обобщенными приемами исследовательскойдеятельности (постановка задачи влабораторной работе или отдельномопыте, теоретическое обоснование иэкспериментальная проверка ее решения);
-элементарными приемами работы вхимической лаборатории и навыкамиобращения с веществом (приготовлениемрастворов различной концентрации,фильтрованием, промыванием осадков,кристаллизацией, высушиванием и т.д.);
– общимиправилами техники безопасности приобращении с химической посудой,лабораторным оборудованием и химическимиреактивами;
-основными методами, способами и средствамиполучения, накопления и переработкиинформации.
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.
Общая трудоемкость дисциплинысоставляет 5 зачетных единиц, всего 180часов, в т.ч. аудиторных 68 часов.
N п.п |
Раздел дисциплины |
Семестр |
Неделя семестра |
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) |
Коды компетенций |
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра). Форма промежуточной аттестации (по семестрам) |
|||
Л |
ЛР |
П |
СР |
||||||
1 |
Первоначальные понятия химии. Законы стехиометрии. Основные классы неорганических соединений. |
2 |
1- 3 |
2 |
8 |
4 |
16 |
ОК-1 ОК-6 ОК-7 ОК-8 ОК-9 ОК-11 ОК-12 ОК-13 |
Тесты текущие всего 11 (2,3,4,5,7,9,10, 12,13,14 недели); Тесты рубежные: №1 6 неделя №2 16 неделя Экзамен |
2 |
Основы строения вещества |
4-5 |
4 |
2 |
2 |
14 |
|||
3 |
Основные закономерности протекания химических реакций |
9- 11 |
2 |
6 |
4 |
20 |
|||
4 |
Дисперсные системы. Основы теории растворов. Основы коллоидной химии. |
6-8 |
4 |
10 |
6 |
16 |
|||
5 |
Окислительно-восстановительные процессы. Основы электрохимии. |
12- 15 |
4 |
8 |
3 |
18 |
|||
6 |
Органическая химия. Понятие о полимерах. |
16-17 |
1 |
– |
– |
16 |
|||
7 |
Химическая идентификация и анализ вещества. |
16-17 |
– |
– |
12 |
||||
Всего: |
17 |
34 |
17 |
112 |
4.1. разделовдисциплины
4.1.1.Первоначальные понятия химии. Законыстехиометрии. Основные классынеорганических соединений
Первоначальныепонятия химии
Материя и движение. Понятие овеществе и поле как конкретных формахсуществования материи. Химическая формадвижения материи.
Определения: атом, молекула,химический элемент. Химический знакэлемента. Простые и сложные вещества.Химическая формула вещества. Явленияфизические и химические. Чистые веществаи смеси веществ. Чистота вещества. Методыразделения и очистки веществ. Признакихимических реакций.
Атомные и молекулярные массы.Атомная единица массы. Единица измеренияколичества вещества – моль. Молярнаямасса вещества. Постоянная Авогадро.Вычисление значений относительныхмолекулярных масс, значений абсолютныхатомных и молекулярных масс, молярныхмасс. Связь между массой вещества и егоколичеством. Молярный объем вещества.Связь между объемом вещества и егоколичеством.
Аллотропия. Аллотропные модификациипростых веществ. Причины аллотропии.Качественный и количественный составвещества.
Законы стехиометрии
Стехиометрия. Закон сохранениямассы вещества. Закон постоянствасостава. Закон простых объемных отношений.Закон Авогадро. Относительная плотностьгазов. Закон эквивалентов.
Классификациянеорганических соединений
Классификация веществ. Классификациянеорганических соединений. Оксиды.Солеобразующие и безразличные оксиды.Основные, кислотные и амфотерные оксиды.Номенклатура и графическое изображениемолекул оксидов. Химические свойстваоксидов. Физические свойства оксидов.Способы получения и области примененияоксидов.
Основания. Классификацияоснований. Кислотность оснований.Щелочи. Графическое изображение молекулоснований. Номенклатура оснований.Амфотерные гидроксиды. Физические ихимические свойства оснований. Способыполучения и области применения оснований.
Кислоты. Классификация кислот.Основность кислот. Кислородсодержащиеи бескислородные кислоты. Номенклатураи графическое изображение молекулкислот. Физические и химические свойствакислот. Способы получения кислот.
Соли. Средние, кислые, основныеи двойные соли. Номенклатура солей.Графическое изображение молекул солей.Химические свойства солей. Способыполучения и области применения солей.
Генетическая связь между классаминеорганических соединений.
4.1.2.Основы строения вещества.
Электронноестроение атома и систематика химическихэлементов.
Ядернаямодель атома. Представление о строенииядра. Протоны, нейтроны, электроны.Атомные спектры.Представление о современнойквантово-механической модели атома.Энергетическое состояние электрона ватоме. Понятие о квантовых числах.Принцип наименьшей энергии. ПравилаКлечковского. Принцип Паули.
ПравилоГунда. Электронная структура атомов.Особенностиэлектронного строения атомов в главныхи побочных подгруппах, s-, р-, d- иf-электронные семейства. Понятий обатомных и ионных радиусах. Изменениерадиусов атомов по периодическойсистеме. Основноеи возбужденное состояние атома.Валентность.
Энергияионизации и энергия сродства к электрону.Металлические и неметаллические свойстваэлементов. Электроотрицательность.
Периодическийзакон и периодическая система элементовД.И.Менделеева. Реакционная способностьвеществ: химия и периодическая системаэлементов.
Источник: https://gigabaza.ru/doc/64767.html
Add comment