Kievuz

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Наименование дисциплины Философия направление подготовки Химия

Рабочая программа дисциплины история и философия науки Все направления подготовки

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Наименование дисциплины Философия направление подготовки Химия

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральноегосударственное бюджетное образовательноеучреждение

высшегопрофессионального образования

«Челябинскийгосударственный педагогическийуниверситет»

(ФГБОУВПО «ЧГПУ»)

Кафедрафилософии и культурологии

УТВЕРЖДЕНО

назаседании кафедры

«19»июня 2014 г.

Протокол№ 11

Зав.кафедрой

Уровеньобразования: подготовка кадров высшейквалификации

Челябинск,2014

Пояснительная записка

Учебная дисциплина «История и философия науки» относится к базовой части образовательной программы Блока 1. Трудоемкость дисциплины: 4 зачетные единицы.

Программа разработана кафедрой философии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет» на основе Программы-минимума Института философии РАН, одобренной президиумом ВАК Министерства образования и науки РФ и утвержденной приказом № 274 Министерства образования РФ от 08.10.2007 г.

Цель учебной дисциплины «История и философия науки» – способствовать обладанию учащимися следующими компетенциями:

способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1);

способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки (УК-2);

способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-5).

Данная цель будет реализована при достижении следующих результатов обучения:

знать:

  1. содержание и смысл ключевых теорий философии науки;

  2. содержание и смысл главных проблем философии науки;

  3. основные теоретические и прикладные аспекты науки;

уметь:

  1. характеризовать научное знание в историческом контексте;

  2. анализировать роль и значение науки в жизни человека и общества;

  3. анализировать этические проблемы, связанные с ролью науки в современном обществе, с социальной и моральной ответственностью ученого;

владеть:

  1. понятийным аппаратом, отражающим структуру, методы и закономерности научного исследования;

  2. способами концептуальной систематизации материала по конкретной научной проблеме;

  3. приемами научной аргументации.

Соотнесение целей и результатов обучения дисциплине «История и философия науки» представлено в Таблице 1.

Таблица 1.

Планируемые результаты обучения

п/п Компетенция Конкретизированные цели освоения дисциплины
знать уметь владеть
1. УК-1 З.1 У.1 В.1
2. УК-2 З.2 У.2 В.2
3. УК-5 З.3 У.3 В.3

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

первой части Программы «Основы философии науки» и второй части «Философские проблемы социально-гуманитарных наук», «Философские проблемы естественных и технических наук» соответствуют первому и второму вопросам экзаменационных билетов.

Для их изучения предусмотрены лекционные и практические занятия (коллоквиумы). третьей части Программы «История науки» изучается аспирантами самостоятельно. В качестве отчета по данной работе предоставляется реферат. Реферат необходимо сдать до экзамена.

С более подробными рекомендациями по подготовке к сдаче и проведению кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки» можно ознакомиться в Письме Минобрнауки РФ от 06.07.2005 г. № АС-729/03 «О вопросах, связанных с кандидатским экзаменом по истории и философии науки».

Обучение начинается с материала первого раздела и далее по порядку.

Подготовка к изучению курса философии включает в себя:

  1. ознакомление с программой, планом лекций и семинаров;

  2. прохождение вводного анкетирования на сайте http://borisovsv.webnode.com/ с целью выявления преподавателем интересов и потребностей студентов по поводу содержания дисциплины и форм и методов обучения;

2) выбор основного учебного пособия (Борисов С.В. Наука глазами философов: Что было? Что есть? Что будет? М.: Флинта; Наука, 2015).

Для эффективной работы на лекции необходимо:

1) умение слушать рефлексивно, т.е. анализируя услышанное и выделяя главную мысль;

2) ведение опорного конспекта, содержащего полные ответы на поставленные преподавателем вопросы и задания.

Изучая теоретический материал раздела, студенту необходимо самостоятельно проверить степень его усвоения и выявить пробелы в знаниях, произведя реферирование литературы по темам лекций.

Подготовка к практическим занятиям (коллоквиумам) включает в себя:

1) чтение философского произведения (обязательно) и учебной или специальной литературы (желательно), по теме коллоквиума;

2) составление тезисов выступлений в соответствии с планом коллоквиума.

На коллоквиумах предусматриваются самостоятельные выступления студентов с ответами на вопросы плана и их обсуждением.

Выступая на коллоквиумах, помните:

1) мнение не может быть «верным» или «неверным», а может быть логически аргументированным;

2) важен коллективный поиск истины, в процессе которого выявляются логические изъяны в рассуждениях;

3) каждый имеет право отстаивать свое мнение, но итогом обсуждения должен быть компромисс.

Реферат один из видов самостоятельной научно-исследовательской работы студента при изучении третьей части дисциплины «История науки». Реферат представляет собой краткое изложение в письменном виде истории исследуемой студентом научной проблемы. В реферате должны быть представлены:

  1. титульный лист;

  2. план-оглавление (названия 3-5 параграфов);

  3. введение (объясняется значимость темы, ее актуальность; указываются цель и задачи по исследуемой теме реферата; могут быть перечислены зарубежные и отечественные исследователи);

  4. основная часть (в каждом параграфе необходимо раскрыть одну из сторон исследуемой проблемы; каждый последующий параграф должен быть логическим продолжением предыдущего);

  5. заключение (подводятся итоги, даются обобщенные выводы по теме);

  6. список используемой литературы (при разработке реферата необходимо использовать не менее 5-8 научных источников).

Все виды учебной работы являются необходимым условием для накопительного рейтинга. Последним этапом инвариантной части самостоятельной работы является контрольное on-line тестирование на сайте http://borisovsv.webnode.com/.

Подготовка к экзамену предполагает повторение изученного курса и приведение его в четкую систему. Основой систематизации знаний перед экзаменом служит программа курса и основное учебное пособие. Подготовку к экзамену целесообразно закончить ко времени предэкзаменационной консультации.

По окончании изучения дисциплины желательно пройти итоговое анкетирование на сайте http://borisovsv.webnode.com/ с целью выявления преподавателем степени удовлетворенности студентов содержанием дисциплины и формами и методами обучения.

Промежуточная аттестация проводится в два этапа. Первый этап проводится форме контрольного on-line тестирования. Второй этап – собственно экзамен в установленные расписанием сессии сроки. Форма проведения экзамена – устные ответы на вопросы экзаменационных билетов.

Единый порядок начисления баллов для промежуточной аттестации устанавливается «Положением о балльно-рейтинговой системе оценивания результатов освоения основных профессиональных образовательных программ в Челябинском государственном педагогическом университете».

Источник: https://StudFiles.net/preview/5915288/

Рабочая программа дисциплины химия направление подготовки

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Наименование дисциплины Философия направление подготовки Химия

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерствообразования и науки Российской Федерации

Российскийгосударственный университет нефти игаза имени И.М. Губкина

«УТВЕРЖДАЮ»

Первыйпроректор

профессорВ.Н.Кошелев

____________________

«___»______________2011 г.

дисциплины

ХИМИЯ

Направлениеподготовки

151000«Технологические машины и оборудование»

Профили:

Морские нефтегазовые сооружения;

Машины и оборудование нефтяныхи газовых промыслов;

Оборудование нефтегазопереработки.

Квалификациявыпускника

Бакалавр

Формаобучения

Очная

Москва 2011

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

Цельюосвоения дисциплины Химияявляетсяприобретение студентами знаний инавыков, позволяющих применять их приосвоении других дисциплин образовательногоцикла и последующей профессиональнойдеятельности.

Для достижения этой целипреподавание дисциплины предполагает:- ознакомить студентов с основнымипонятиями, законами и методами химиикак науки, составляющей фундамент всейсистемы химических знаний;

– способствовать формированиюу студента обобщенных приемовисследовательской деятельности(постановка задачи, теоретическоеобоснование и экспериментальная проверкаее решения), научного взгляда на мир вцелом;

– довести до сознания студентовтот факт, что химия является фундаментальнойнаукой и мощным инструментом исследованияи познания процессов, происходящих вокружающем нас мире и внутри нас;

– развить у студентовпрофессиональное химическое мышление,чтобы будущий бакалавр смог переноситьобщие методы научной работы в работупо специальности;

-обеспечить возможность овладениястудентами совокупностью химическихзнаний и умений, соответствующих уровнюбакалавра по соответствующему профилю.

Теоретическая часть дисциплиныизлагается в лекционном курсе. Полученныезнания закрепляются на практических илабораторных занятиях.

Самостоятельнаяработа предусматривает работу сучебниками и учебными пособиями,подготовку к практическим и лабораторнымзанятиям, выполнение домашних заданий,подготовку к контрольным работам иколлоквиумам.

Предусматриваетсявозможность написания студентамирефератов по отдельным разделамдисциплины.

  1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

«Химия» представляет собойдисциплину базовой (обязательной) математической и естественнонаучной части учебного цикла (Б.2.4) основнойобразовательной программы бакалавриатапо направлению 151000 «Технологическиемашины и оборудование» (ООП62).

3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Впроцессе изучения дисциплины «Химия»в соответствии ООП ФГОС ВПО студентформирует и демонстрирует следующиекомпетенции:

– владение целостнойсистемой научных знаний об окружающеммире, способность ориентироваться вценностях бытия, жизни, культуры (ОК-1);

– способность на научнойоснове организовывать свой труд,оценивать с большой степеньюсамостоятельности результаты своейдеятельности, владение навыкамисамостоятельной работы (ОК-6);

– способность к приобретениюс большой степенью самостоятельностиновых знаний с использованием современныхобразовательных и информационныхтехнологий (ОК-7);

– способность самостоятельноприменять методы и средства познания,обучения и самоконтроля, выстраиванияи реализацию перспективных линийинтеллектуального, культурного,нравственного, физического ипрофессионального саморазвития исамосовершенствования, способность спомощью коллег критически оценить своидостоинства и недостатки с необходимымивыводами (ОК-8);

– способность кцеленаправленному применению базовыхзнаний в области математических,естественных, гуманитарных и экономическихнаук в профессиональной деятельности(ОК-9);

-умение выбирать основныеи вспомогательные материалы и способыреализации основных технологическихпроцессов и применять прогрессивныеметоды эксплуатации технологическогооборудования при изготовлении изделиймашиностроения (ОК-11);

– умение применятьсовременные методы для разработкималоотходных, энергосберегающих иэкологически чистых машин, приводов,систем, различных комплексов,машиностроительных технологий,обеспечивающих безопасностьжизнедеятельности людей и их защиту отвозможных последствий аварий, катастрофи стихийных бедствий, умение применятьспособы рационального использованиясырьевых, энергетических и других видовресурсов в машиностроении (ОК-12);

овладение достаточнымидля профессиональной деятельностинавыками работы с персональным компьютером(ОК-13);

В результате изучениядисциплины «Химия» базовой (обязательной)математической и естественнонаучнойчасти учебного цикла (Б.2.4) основнойобразовательной программы бакалавриатастудент

должензнать (ОК–1,ОК-9, ОК-11, ОК-12):

содержание основных разделов,составляющих теоретические основыхимии как системы знаний о веществах ихимических процессах:

– учениео строении вещества – электронноестроение атомов и Периодический законД.И.Менделеева, принципы построенияпериодической системы элементов, основытеории химической связи и строениямолекул, строение вещества в конденсированномсостоянии;

– химические свойства простыхвеществ и свойства важнейших классовсложных соединений;

– учениео направлении химического процесса(химическая термодинамика);

– учениео скорости химического процесса(химическая кинетика) и химическомравновесии;

-классификацию и условия протеканияреакций в водных растворах без измененияи с изменением степеней окисленияэлементов.

должен уметь (ОК-9,ОК-11, ОК-13):

-использовать знания, накопленные приизучении курса «Химии», для пониманиясвойств веществ и материалов, а такжесущности явлений и химических процессов,протекающих в окружающем нас мире;

-записывать стехиометрические, ионные,окислительно-восстановительные,термохимические и кинетические уравненияреакций;

– проводить расчеты по уравнениямхимических реакций на основе законовстехиометрии с использованием основныхпонятий и физических величин;

-определять тип химической реакции поразличным признакам классификации,возможность, скорость и глубину еепротекания;

-характеризовать влияние различныхфакторов на скорость реакции и смещениехимического равновесия в гомогенных игетерогенных системах;

– приготовить растворзаданного количественного состава,определить концентрацию раствора;

-предсказывать окислительно-восстановительныесвойства простых и сложных веществ наоснове электронного строения атомовили ионов, входящих в их состав;

– характеризовать кислотно-основныесвойства отдельных представителейважнейших классов неорганическихвеществ, используя представления отипах химических связей и явленииполяризации.

долженвладеть (ОК-8,ОК-12, ОК-13):

-обобщенными приемами исследовательскойдеятельности (постановка задачи влабораторной работе или отдельномопыте, теоретическое обоснование иэкспериментальная проверка ее решения);

-элементарными приемами работы вхимической лаборатории и навыкамиобращения с веществом (приготовлениемрастворов различной концентрации,фильтрованием, промыванием осадков,кристаллизацией, высушиванием и т.д.);

– общимиправилами техники безопасности приобращении с химической посудой,лабораторным оборудованием и химическимиреактивами;

-основными методами, способами и средствамиполучения, накопления и переработкиинформации.

4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

Общая трудоемкость дисциплинысоставляет 5 зачетных единиц, всего 180часов, в т.ч. аудиторных 68 часов.

N

п.п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Коды компетенций

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра).

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Л

ЛР

П

СР

1

Первоначальные понятия химии. Законы стехиометрии. Основные классы

неорганических соединений.

2

1-

3

2

8

4

16

ОК-1

ОК-6

ОК-7

ОК-8

ОК-9

ОК-11

ОК-12

ОК-13

Тесты текущие

всего 11

(2,3,4,5,7,9,10,

12,13,14

недели);

Тесты

рубежные:

№1 6 неделя

№2 16 неделя

Экзамен

2

Основы строения

вещества

4-5

4

2

2

14

3

Основные закономерности протекания химических реакций

9-

11

2

6

4

20

4

Дисперсные системы. Основы теории растворов. Основы коллоидной химии.

6-8

4

10

6

16

5

Окислительно-восстановительные процессы. Основы электрохимии.

12-

15

4

8

3

18

6

Органическая химия. Понятие о полимерах.

16-17

1

16

7

Химическая идентификация и анализ вещества.

16-17

12

Всего:

17

34

17

112

4.1. разделовдисциплины

4.1.1.Первоначальные понятия химии. Законыстехиометрии. Основные классынеорганических соединений

Первоначальныепонятия химии

Материя и движение. Понятие овеществе и поле как конкретных формахсуществования материи. Химическая формадвижения материи.

Определения: атом, молекула,химический элемент. Химический знакэлемента. Простые и сложные вещества.Химическая формула вещества. Явленияфизические и химические. Чистые веществаи смеси веществ. Чистота вещества. Методыразделения и очистки веществ. Признакихимических реакций.

Атомные и молекулярные массы.Атомная единица массы. Единица измеренияколичества вещества – моль. Молярнаямасса вещества. Постоянная Авогадро.Вычисление значений относительныхмолекулярных масс, значений абсолютныхатомных и молекулярных масс, молярныхмасс. Связь между массой вещества и егоколичеством. Молярный объем вещества.Связь между объемом вещества и егоколичеством.

Аллотропия. Аллотропные модификациипростых веществ. Причины аллотропии.Качественный и количественный составвещества.

Законы стехиометрии

Стехиометрия. Закон сохранениямассы вещества. Закон постоянствасостава. Закон простых объемных отношений.Закон Авогадро. Относительная плотностьгазов. Закон эквивалентов.

Классификациянеорганических соединений

Классификация веществ. Классификациянеорганических соединений. Оксиды.Солеобразующие и безразличные оксиды.Основные, кислотные и амфотерные оксиды.Номенклатура и графическое изображениемолекул оксидов. Химические свойстваоксидов. Физические свойства оксидов.Способы получения и области примененияоксидов.

Основания. Классификацияоснований. Кислотность оснований.Щелочи. Графическое изображение молекулоснований. Номенклатура оснований.Амфотерные гидроксиды. Физические ихимические свойства оснований. Способыполучения и области применения оснований.

Кислоты. Классификация кислот.Основность кислот. Кислородсодержащиеи бескислородные кислоты. Номенклатураи графическое изображение молекулкислот. Физические и химические свойствакислот. Способы получения кислот.

Соли. Средние, кислые, основныеи двойные соли. Номенклатура солей.Графическое изображение молекул солей.Химические свойства солей. Способыполучения и области применения солей.

Генетическая связь между классаминеорганических соединений.

4.1.2.Основы строения вещества.

Электронноестроение атома и систематика химическихэлементов.

Ядернаямодель атома. Представление о строенииядра. Протоны, нейтроны, электроны.Атомные спектры.Представление о современнойквантово-механической модели атома.Энергетическое состояние электрона ватоме. Понятие о квантовых числах.Принцип наименьшей энергии. ПравилаКлечковского. Принцип Паули.

ПравилоГунда. Электронная структура атомов.Особенностиэлектронного строения атомов в главныхи побочных подгруппах, s-, р-, d- иf-электронные семейства. Понятий обатомных и ионных радиусах. Изменениерадиусов атомов по периодическойсистеме. Основноеи возбужденное состояние атома.Валентность.

Энергияионизации и энергия сродства к электрону.Металлические и неметаллические свойстваэлементов. Электроотрицательность.

Периодическийзакон и периодическая система элементовД.И.Менделеева. Реакционная способностьвеществ: химия и периодическая системаэлементов.

Источник: https://gigabaza.ru/doc/64767.html

ovdmitjb

Add comment