Kievuz

История развития баскетбола

История возникновения и развития баскетбола

История развития баскетбола

Здравствуйте, уважаемые посетители сайта basketball-training.org.ua! Сегодня на страницах этого сайта Вы сможете познакомиться с историей возникновения и развития прекрасной игры, получившей название – баскетбол.

В процессе чтения этой статьи Вы познакомитесь с прародителем современного баскетбола – ритуальной игрой древних индейцев племени майя (да, именно по их календарю скоро должен наступить конец света) пок-та-пок.

Далее, мы поговорим о докторе Джеймсе Нейсмите, человеке, которому мы обязаны возникновением этого вида спорта и составившему первые правила баскетбола.

Ну а ближе к завершению статьи мы узнаем о том, каким образом баскетбол получил такое широкое распространение. Что же, давайте начнем историю баскетола.

История возникновения и развития баскетбола

Прародитель баскетбола – пок-та-пок

Если Вы случайно окажетесь в Мексике, то обязательно посетите соревнование, под названием «Улама». Это – практически идеальная копия древней ритуальной игры, получившей название «пок-та-пок».

Сама игра заключается в следующем: игроки делятся на две команды, целью которых является забрасывание тяжелого мяча, изготовленного из каучука (вес такого мяча колебался от 2 до 4 килограмм, и он был цельный, т.е. внутри отсутствовала полость)  в каменное кольцо, прикрепленное к стене.

Причем, диаметр отверстия, в которое нужно было попасть мячом, был практически таким же, как и мяч. А вот если добавить, что правила разрешали бить по мячу только бедрами, локтями, плечами или спиной – то игра становилась невероятно сложной. Ну и напоследок: обычно проигравшую команду приносили в жертву богам.

Хотя, случалось и наоборот: если победители играли слишком хорошо – то их отправляли соревноваться с богами… Вот такая игра стала первым аналогом баскетбола. Давайте посмотрим, как выглядела эта игра.

А мы продолжаем говорить историю баскетбола и пора переходить к событиям, которые произошли 120 лет назад (кстати, именно 21 декабря 2011 года исполнится 120 лет с момента первого баскетбольного матча в истории баскетбола).

История возникновения баскетбола – мифы и факты

В отличие от многих видов спорта, рождение которых обросло мифами и легендами, появления баскетбола было точно зарегистрировано и задокументировано. Игра была изобретена в декабря 1891 года доктором Джеймсом Нейсмитом, который долго старался придумать, чем занять своих учеников в холодные снежные зимы, которые так часто бывают в Новой Англии.

Джеймс Нейсмит, уроженец Канады, был молодым преподавателем физкультуры в школе, которая работала под эгидой Христианского союза молодых людей (сейчас эта школа называется Спрингфилдским колледжем), в штате Массачусетс.

Как-то в 1891 году доктор Лютер Гулик, заведующий кафедрой физкультуры, обратился к нему за помощью для решения следующей проблемы.

Приближалась очередная холодная зима, и нужно было придумать новую интересную игру, для того, чтобы ученики не болтались без дела и нашли выход своей неистощимой энергии.

Сначала, Нейсмит хотел проводить в зале футбольные матчи (именно европейский вариант футбола) на время зимы. Однако оказалось, что спортивный зал слишком мал для этого вида спорта, что поставило Нейсмита перед фактом: придется изобретать что-то новое.

Нейсмит вспомнил, что в детстве многие его сверстники увлекались игрой, название которой звучит как «Утка на камне». На большой камень ставили какую-то мишень, и бросали в неё камешки.

Выигрывал, естественно, самый меткий.

Затем, он вспомнил, что будучи студентом университета Макгилла в Монреале, он сохранял спортивную форму для игры в американский футбол следующим образом: на пол ставилась коробка, в которую нужно было забросить мяч.

Как позже рассказывал Джеймс в своей книге «Баскетбол: его рождение и развитие», он строил новую игру на пяти основных принципах:

  • для игры нужен мяч: большой и легкий, с которым удобно обращаться («мяч должен хорошо ложиться на руку»);
  • бежать с мячом в руках запрещено;
  • во время игры мячом может владеть любой игрок любой команды;
  • обе команды могут скапливаться в любом месте площадки, но физические контакты запрещены;
  • кольцо находится в горизонтальной плоскости и подвешено высоко над головами игроков.

Нейсмит рассуждал просто: игры с мячом всегда были очень популярны, однако для маленьких мячей нужно дополнительное оборудование: перчатки, биты, ракетки и т.п. Значит – нужен большой мяч.

Мячи нашли без труда: от осеннего сезона осталось достаточное количество. Нейсмит попросил школьного смотрителя Попа Стеббинса прибить на высоте трех метров пару ящиков, которые располагались на противоположных сторонах беговой дорожки, окружающей спортивный зал. Правда, ящиков не нашлось, так что Поп предложил взамен корзины из-под персиков.

Один из учеников Нейсмита, Фрэнк Мэхэн, хотел назвать новую игру в честь её изобретателя (Нейсмитбол), однако, Джеймс, будучи человеком скромным и застенчивым был против.

«Я рассмеялся и сказал ему, что моё имя поставит крест на любой игре» – любил говорить Нейсмит. А потом Фрэнк спросил: «Почему бы не назвать новую игру как мяч в корзине?» (по-английски – basket ball).

Так и родилось название игры, популярной у миллионов людей по всему миру.

История баскетбола – первый матч

В спортивном классе доктора Нейсмита обучались 18 школьников, которые и участвовали в первом баскетбольном матче, состоявшемуся 21 декабря 1891 года. Размеры той площадки составили 15,24 на 10,66 метров.

А первый удачный бросок в истории баскетбола (кстати, единственный в том матче) удался Уильяму Чейзу.

Выполнил он его с расстояния 7,6 метра, с центра площадки, после чего его команда победила с нелепым для нашего времени счетом – 1:0.

Игра, изобретенная Нейсмитом, быстро приобрела известность: ведь его ученики, разъезжаясь по домам на рождественские каникулы, знакомили с ней всех своих приятелей. Прошел только один год, а в баскетбол уже играли все Соединенные Штаты. А поскольку среди учеников Нейсмита были 5 канадцев и 1 японец – то баскетбольная эпидемия охватила и эти страны.

На заре своего существования баскетбол был не таким зрелищным, как сейчас, и счет в нем рос не так быстро. Хотя Нейсмит задумал эту игру как бесконтактный вид спорта и даже установил соответствующие правила (первые правила баскетбола), на первых порах матчи превращались в очень жестокие потасовки.

На протяжении лет правила баскетбола менялись, благодаря чему игра становилась открытой, быстрой и динамичной. Например, отменили вбрасывание в центральном круге после каждого забитого мяча, ввели хронометраж игрового времени, правило 24 секунд и т.п. Именно поэтому, современный баскетбол – наверняка самый динамичный вид спорта.

Ну, вот и подошла к концу эта статья, рассказывающая про историю баскетбола. Уверен, что каждый из Вас нашел в ней что-то интересное и полезное. Желаю Вам удачных тренировок и до скорых встреч на страницах этого сайта!

4,13
Загрузка…

Уроки Баскетбола » История баскетбола » История возникновения и развития баскетбола

Также рекомендуем посмотреть:

Правила баскетбола: 24 секунды, которые спасли НБА

Источник: https://basketball-training.org.ua/istoria-basketbola/istoriya-vozniknoveniya-i-razvitiya-basketbola.html

Актуальность

В современной жизни все больше использование занятий физическими упражнениями направлено не на достижение высоких результатов, а на повышение их оздоровительного влияния на широкие массы населения. Для решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными средствами являются, прежде всего, спортивные игры. (. Матвеев Л.П, 1991).

Современный баскетбол находится в стадии бурного творческого подъема, направленного на активизацию действий, как в нападении, так и в защите.

Баскетбол является одним из средств физического развития и воспитания молодежи (Портнов Ю.М., 1997).

В соответствии с комплексной программой физического воспитания школьников (Матвеев Л.П., 1995) баскетбол является одним из средств физического воспитания. Техника игры в баскетбол многообразна. Важнейшим техническим приемом являются броски. От точности броска, в конечном счете, зависит успех в игре.

Броском мяча школьники начинают обучаться в 5-х классах. Однако, мы не нашли данных литературы, отражающих уровень обучаемости школьников броскам, которые изучаются по школьной программе.

Знание уровня обучаемости и динамики становления техники броска позволит учителям подбирать и использовать в уроке средства, обеспечивающие обучение на более высоком уровне. Поэтому моя работа актуальна.

Согласитесь, что Баскетбол – не только самый увлекательный, но и самый совершенный из игровых видов спорта. Он предпочтительней всех других по динамике, разнообразию игровых ситуаций, зрелищности и эмоциональности восприятия.

Баскетбол не ограничивает количество разыгрываемых очков, как, например, волейбол или теннис, и победа со смешным сегодня счетом 19:8 в финальном матче мужских команд США и Канады на Берлинской олимпиаде в 1936 г. не менее убедительна, чем любая победа с трехзначным счетом в чемпионате NBA.

Баскетбол не предполагает использования силовых приемов, человека нельзя сбивать с ног, толкать и впечатывать в борт, как в хоккее, поэтому баскетбол может себе позволить быть разнообразнее по индивидуальной технике, координации, пластике, и, как следствие, он более интеллектуален.

Баскетбол не собирает таких громадных и неуправляемых аудиторий, как футбол, и не приводит к массовому психозу с побоищами, смертоубийством и крушением стадионов. Он вообще не предназначен исполнять роль клапана для стравливания паров социальной и межэтнической напряженности. Проще говоря, в баскетболе пламя зрительских сердец никогда не перекидывается на строения.

Если хоккей с шайбой (как теперь любят говорить) это бой гладиаторов, то баскетбол скорее сродни театральному действу с неограниченным простором для тренерской режиссуры, исполнительского мастерства и декорационно-оформительских способностей организаторов матчей и турниров.

Строго говоря, у баскетбола есть лишь одно неоднозначное свойство: «вертикальная координата» предоставляет изначальное (и незаслуженное) преимущество высокорослым игрокам. Баскетбол растет вверх, становятся все более элитарным. Со всеми вытекающими отсюда потерями. Прежде всего – в массовости.

Нет никакого другого вида спорта, где антропометрические параметры спортсмена (рост, длина рук и т.д.) были бы столь важны. Последнее отчасти компенсируется совершенствованием тактических приемов, эволюцией правил игры, да и само население Земли в среднем подрастает. (Порой, впрочем, использовались и чисто организационные меры. Так, в 1969 г.

ФИБА, озабоченная гигантоманией, организовала в Испании чемпионат Европы среди баскетболистов, чей рост не превышал 190 см. По воспоминаниям очевидцев, посещаемость турнира была низкой: зритель проал ногами против такого «усекновения». В прочем, еще не вечер…

) И хотя извечный дуализм между совершенной техникой «малышей» и относительной беспомощностью сверхгулливеров, гроздьями висящих на кольцах после каждого броска сверху, еще долго не будет изжит, явление таких универсалов, как Геннадий Вольнов, Александр Белов и Арвидас Сабонис, вселяет надежды.

Баскетбол сегодня – самый гармонично развивающийся вид спорта. Он не зажат в тисках одной только интенсификации по принципу «атлетизм плюс скорость», как другие спортивные игры. В нем заложены богатейшие внутренние возможности для развития игрового мышления и совершенствования технических приемов.

История зарождения баскетбола

Заставка к этому разделу, напоминающая скамейку запасных, конечно же, метафора: жрецы в Древнем Египте в баскетбол не играли. Вообще, искать истоки современного баскетбола в глубине веков – дело, видимо, безнадежное.

Слишком уж он ни на что не похож, слишком далек от естественных, изначальных двигательных навыков человека. Подпрыгивающий мяч, эта детская забава, безусловно же, завораживает.

Как, впрочем, и любой другой периодический процесс: колебания маятника, вращение скакалки или популярный сегодня настольный сувенир Mobil, имитирующий вечный двигатель. В этом смысле человек недалеко ушел от кошки.

Конечно, идей всевозможных игр с мячом в истории человечества было гораздо больше, чем те несколько игр, которые оформились как современные виды спорта…

В качестве возможной предтечи баскетбола спортивные историки называют игры: «пок-тапок» (VII в. н. э., Центральная Америка); «тлачтли», относящуюся к культуре племени «майя» в Южной Америке, и «олламалитцли» (Мексика, XVI в.). Во всех этих далеких краях произрастает каучуковое дерево, поэтому «прамяч» был из каучука.

Однако сегодня является общепризнанным тот факт, что баскетбол не имеет исторических корней даже в иллюстративном плане. Он целиком придуман, как это и полагается любому произведению искусства.

Изобрел баскетбол Джеймс Нейсмит (1861-1939), преподаватель колледжа в Спрингфилде (шт. Массачусетс, США). Колледж принадлежал Ассоциации молодых христиан (YMCA). Позднее студенческим баскетболом в США стала руководить Национальная атлетическая ассоциация колледжей -NCAA. Через нее получили путевку в профессиональные клубы NBA практически все звезды американского баскетбола.

Баскетбол, пожалуй, единственный из популярных видов спорта, дата и место возникновения которого доподлинно известны. Об этом знаменательном событии написан не один десяток книг, часто с вымышленными подробностями повествующих о первых шагах этого будущего пристрастия миллионов.

И, тем не менее, имеет смысл хотя бы схематично обозначить основные моменты становления и развития баскетбола, искусственно изобретенной игры, сумевшей за считанные десятилетия завоевать сердца поклонников во всем мире, что само по себе представляется явлением беспрецедентным.

Уже, будучи преподавателем физкультуры, профессором колледжа в Спрингфелде, Джеймс Нейсмит столкнулся с проблемой создания игры для зимы штата Массачусетс, периода между соревнованиями по бейсболу и футболу.

Нейсмит полагал, что в связи с погодой этого времени года, лучшим решением будет изобрести игру для закрытых помещений.

Найсмит хотел создать подвижную игру для студентов Школы Христианских Рабочих, которая предполагала бы не только использование исключительно силы.

Он нуждался в игре, которую можно было бы проводить в закрытом помещении в относительно малом пространстве.

И вот, в декабре 1891 года, Джеймс Нейсмит представил своему гимнастическому классу в Спрингфилде (YMCA) свое безымянное изобретение.

Меньше чем за час, Джеймс Нейсмит, сидя за столом в своем офисе в YMCA сформулировал тринадцать правил игры в баскетбол.

Вот они:

  1. Мяч может быть брошен в любом направлении одной или двумя руками
  2. По мячу можно бить одной или двумя руками в любом направлении, но ни в коем случае кулаком
  3. Игрок не может бегать с мячом. Игрок должен отдать пас или бросить мяч в корзину с той точки, в которой он его поймал, исключение делается для игрока, бегущего на хорошей скорости.
  4. Мяч должен удерживаться одной или двумя руками. Нельзя использовать для удержания мяча предплечья и тело.
  5. В любом случае не допускаются удары, захваты, удержание и толкание противника. Первое нарушение этого правила любым игроком, должно фиксироваться как фол (грязная игра); второй фол дисквалифицирует его, пока не будет забит следующий мяч и если имелось очевидное намерение травмировать игрока, на всю игру. Никакая замена не позволяется.
  6. Удар по мячу кулаком – нарушение пунктов правил 2 и 4, наказание описано в пункте 5.
  7. Если одна из сторон совершает три фола подряд, они должны фиксироваться как гол, для противников (это значит, что за это время противники не должны совершить ни одного фола).
  8. Гол засчитывается, – если брошенный или отскочивший от пола мяч попадает в корзину и остается там. Защищающимся игрокам не позволяется касаться мяча или корзины в момент броска. Если мяч касается края, и противники перемещают корзину, то засчитываться гол.
  9. Если мяч уходит в аут (за пределы площадки), то он должен быть выброшен в поле и первым коснувшимся его игроком. В случае спора выбросить мяч в поле, должен судья. Вбрасывающему игроку позволяется удерживать мяч пять секунд. Если он удерживает его дольше, то мяч отдается противнику. Если любая из сторон пытается затягивать время, судья должен дать им фол.
  10. Судья должен следить за действиями игроков и за фолами, а также уведомлять рефери, о трех, совершенных подряд фолах. Он наделяется властью дисквалифицировать игроков согласно Правилу 5.
  11. Рефери должен следить за мячом и определять, когда мяч находится в игре (в пределах площадки) и когда уходит в аут (за пределы площадки), какая из сторон должна владеть мячом, а также контролировать время. Он должен определять поражение цели, вести запись забитых мячей, а также выполнять любые другие действия, которые обычно выполняются рефери.
  12. Игра состоит из двух половин по 15 минут каждая с перерывом в пять минут между ними.
  13. Сторона, забросившая больше мячей в этот период времени является победителем.

С течением времени баскетбол изменялся…

Зимой 1891 года студенты колледжа Молодежной Христианской Ассоциации из Спрингфилда, штат Массачусетс, просто изнывали от тоски на занятиях физического воспитания, вынужденные выполнять бесконечные гимнастические упражнения, считавшиеся в то время едва ли не единственным средством приобщения молодежи к спорту. Однообразию таких занятий необходимо было срочно положить конец, внести в них свежую струю, которая способна была бы удовлетворить соревновательные потребности сильных и здоровых молодых людей.

Выход из казавшегося тупиковым положения нашел скромный преподаватель колледжа по имени Джеймс Нейсмит.

В декабре того же года первая игра была сыграна футбольным мячом, а вместо колец он привязал две корзины из-под персиков к перилам балкона спортивного зала и, разделив восемнадцать студентов на две команды, предложил им игру, смысл которой сводился к тому, чтобы забросить большее количество мячей в корзину соперников. Начало было положено. Мог ли тогда доктор Нейсмит предполагать, какое великое будущее ждет его детище?

Вполне прагматично названная “баскетболом” (basket – корзина, ball – мяч) игра, конечно, лишь отдаленно напоминала то феерическое зрелище, которое известно нам под этим именем сегодня.

Ведения мяча не существовало, игроки только перебрасывали его друг другу, стоя на месте, и стремились, затем закинуть в корзину, причем исключительно обеими руками снизу или от груди, а после удачного броска один из игроков забирался на приставленную к стене лестницу и извлекал мяч из корзины.

С современной точки зрения действия команд показались бы нам вялыми и заторможенными, однако целью доктора Нейсмита было создать игру именно коллективную, в которую можно было бы вовлечь одновременно большое количество участвующих, и этой задаче его изобретение отвечало в полной мере.

Но вскоре, после первой игры, листок с правилами пропал…

А, несколько дней спустя, один из студентов Нейсмита, Франк Мэйхон (Frank Mahon), сознался в “преступлении”…

“Я взял их” – сказал Мэйхон своему учителю.

“Я знал, что эта игра будет иметь большой успех, и я взял их как сувенир.

Но сейчас я думаю, они должны принадлежать Вам…”

Уже 12 февраля 1892 года, изучив правила и освоив азы техники, студенты Спрингфилдского колледжа в присутствии ста зрителей провели первый в истории баскетбола “официальный” матч, мирно завершившийся с результатом 2:2.

Его успех был настолько оглушительным, а слух о новой игре распространился с такой скоростью, что вскоре две спрингфилдские команды стали проводить показательные встречи, собирая на своих выступлениях сотни зрителей.

Их почин подхватили студенты других колледжей, и уже на следующий год весь американский северо-восток был охвачен баскетбольной лихорадкой.

Стихийное образование любительских команд и лиг привело к тому, что студенты стремились заниматься исключительно баскетболом, предпочитая его не только таким традиционным игровым видам, как американский футбол и бейсбол, но и горячо любимой попечителями колледжей гимнастике.

Чиновники Молодежной Христианской Ассоциации, вняв жалобам противников нового веяния, не стали закрывать глаза на такое вопиющее попирание основ учебного процесса и практически захлопнули перед баскетболом двери студенческих спортивных залов.

Однако их стремление запретить стремительно набиравший популярность новый вид спорта было подобно попыткам вручную остановить разогнавшийся поезд.

Впрочем, в этих запретах при желании можно обнаружить и положительную сторону, ибо именно они спровоцировали проведение первого профессионального баскетбольного матча, то есть матча за деньги.

Случилось это в 1896 году, когда команда из Трентона, штат Нью-Джерси, для того, чтобы оплатить аренду зала, вынуждена была продавать билеты на свою игру.

Расплатившись по окончании встречи с владельцами помещения, трентонская команда обнаружила, что у нее осталась часть вырученных за билеты денег, которая и была поровну поделена между игроками, сделав каждого из них богаче на 15 долларов…

Зарождение баскетбола в России

Родиной отечественного баскетбола является Санкт-Петербург. Факт этот общеизвестен и сомнений не вызывает.

Источник: https://novainfo.ru/article/9962

ovdmitjb

Add comment