Kievuz

Налоговые риски

Содержание

Как переложить налоговые риски на контрагента?

Налоговые риски

Не будем затягивать. Но сначала расскажем предысторию способа, о котором идёт речь в этой статье.

Одна компания покупает у другой сельхозпродукцию

«Торговый дом Риф» (покупатель) и ООО «Агробизнес» (продавец) заключили договор купли-продажи. «Риф» покупал у «Агробизнеса» пшеницу, кукурузу, ячмень и другие сельхозкультуры.

Также компании заключили допсоглашение к договору. Согласно этому допсоглашению «Агробизнес» заверял «Риф» и гарантировал «Рифу», что он, «Агробизнес»:

  • надлежащим образом учреждён и зарегистрирован;
  • находится по месту регистрации;
  • имеет все необходимые разрешения, одобрения и согласия, необходимые для исполнения договоров;
  • имеет соответствующие коды ОКВЭД;
  • не имеет никаких правовых препятствий для заключения и исполнения договора;
  • лицо, которое подписывает договоры от имени компании, имеет необходимые полномочия;
  • уплачивает все налоги и сборы, ведёт и вовремя подаёт все виды отчётности (налоговую, статистическую и другую);
  • ведёт абсолютно «чистую» документацию и отчётность по покупке и продаже товаров;
  • полностью отражает НДС, полученный от покупателя в составе цены товара.

Теперь важнейшая часть этого соглашения. «Агробизнес» заверял «Риф», что он, «Агробизнес», обязуется возместить «Рифу» убытки, которые тот, возможно, понесёт, если ФНС признает, что «Агробизнес» – недобросовестная компания. Под убытками в контексте соглашения понимаются:

  • НДС, штрафы и пени по нему, взысканные с «Рифа» ФНС;
  • НДС, который «Риф» возместил своим покупателям после того, как ФНС взыскала НДС с этих покупателей.

Иными словами, «Агробизнес» заверял своего покупателя «Торговый дом Риф» в своей абсолютной «чистоте» и законопослушании. И в готовности компенсировать все налоговые риски своими деньгами, если это не так.

А потом появились проблемы.

Вы правильно догадались: «Агробизнес» нарушил заверения, данные в дополнительном соглашении

Инспекция отказала в налоговых вычетах по НДС Компании «Риф» в сумме 12 354 256 рублей. Причина отказа: у «Агробизнеса» был контрагент «Фаворит». По мнению инспекции, между «Агробизнесом» и «Фаворитом» был искусственный документооборот, а реальных операций быть не могло.

Короче говоря, «Агробизнес» работал с однодневкой и нарушал, таким образом, допсоглашение с «Рифом».

«Риф» обратился в АС Ростовской области с иском о взыскании с «Агробизнеса» всей суммы налоговых вычетов, в которых ему было отказано со стороны инспекции – 12 354 256 рублей.

Дело в суде «Риф» выиграл. Все суды, включая кассацию, поддержали «Риф» и подтвердили обязанность «Агробизнес» возместить «Рифу» сумму убытков в размере 12 354 256 рублей.

Как на практике переложить налоговые риски на поставщика? Готовое решение

Заключайте договоры с нужными пунктами или заключите допсоглашение к уже существующим договорам

Во вновь заключаемых договорах пропишите необходимые вам условия в разделе «Ответственность сторон». Можно также ввести раздел «Особые условия». Но в целом, не так важно, в каком разделе будут прописаны нужные пункты.

В отношении уже существующих договоров заключите дополнительное соглашение. Лучше, чтобы оно имело обратную силу (это можно прямо предусмотреть в тексте допсоглашения). Без обратной силы соглашение будет действовать только в отношении будущих поставок.

Что должно быть включено в новые договоры/дополнительные соглашения?

Соглашение должно состоять из 3-х логических частей.

Часть 1. Гарантии контрагента, что он – добросовестный.

В тексте укажите, что контрагент:

  • зарегистрирован надлежащим образом;
  • работает по месту регистрации;
  • в руководстве нет дисквалифицированных лиц;
  • у контрагента есть необходимые лицензии и разрешения;
  • он ведёт «белую» бухгалтерию, платит налоги, все сделки отражает в отчётности.

Часть 2. Гарантии по сделке.

Пусть контрагент подпишется под тем, что:

  • у него нет ограничений для заключения и исполнения сделок;
  • у товара нет обременений;
  • он перечисляет НДС в бюджет и, как положено, отражает это в налоговой декларации;
  • он по первому требованию предоставит вам первичные документы. Укажите, в какой срок это нужно сделать.

Часть 3. Ответственность за нарушения договора/соглашения.

Эту часть, как и предыдущие, нужно прописывать не общими, а конкретными фразами.

Обязуйте контрагента возместить:

  • НДС, в вычетах которого вам отказали;
  • доначисленные вам налоги, пени, штрафы;
  • суммы, которые вы вынуждены были возместить третьим лицам из-за нарушения контрагентом соглашения или договора.

И конечно, пропишите сроки этого возмещения. Отталкивайтесь от той даты, когда вы направите контрагенту соответствующее решение ФНС.

Предусмотрите, что возмещение не зависит от успешности/неуспешности обжалования решения ФНС в суде. Если этого не предусмотреть, то срок возмещения растянется до решения Верховного суда.

Что делать, если вас понуждают заключить такое соглашение?

Вы не можете поручиться за своих контрагентов. Поэтому попытайтесь заключить такие же соглашения с ними. Вы сможете переложить риски на них.

И конечно, общий совет – оцените ситуацию.

Выводы о том, как переложить на контрагента риски налоговых доначислений

  1. Появился механизм, который позволяет взыскивать с контрагента убытки, причинённые доначислениями налога или отказом в возмещении НДС.
  2. Чтобы воспользоваться описанным механизмом, нужно заключить с контрагентом грамотное дополнительное соглашение или договор, в котором будут прописаны соответствующие условия.

    Так как договор/соглашение – важный документ, нужно, чтобы его составлял опытный специалист по налогам.

  3. Описанный механизм интересен и даже остроумен. Но он не избавляет от необходимости проявлять должную осмотрительность и проверять контрагента перед заключением договора.

Подпишитесь на нашу рассылку, и вы всегда будете в курсе важных событий из области налогов.

Источник: https://nalog-advocat.ru/kak-perelozhit-nalogovye-riski-na-kontragenta/

Налоговые риски: методы самообороны

Налоговые риски

Елена Сафарова, Руководитель отдела правового консалтинга и судебных споров компании «ЦБА», Москва

На какие вопросы Вы найдете ответы в этой статье

  • Каковы причины возникновения налоговых рисков 
  • Какие документы помогут компании защититься от необоснованных требований налоговой инспекции
  • Как узнать мнение налоговиков и судей по какому-либо спорному вопросу
  • Что такое налоговая «подушка безопасности» и как она поможет компании избежать штрафов за неуплату налогов

Налоги – значительная статья расходов любого предприятия.

Но чтобы в бюджет государства поступали только те платежи, которые прописаны в Налоговом кодексе, Вам необходимо создать эффективную систему управления налоговыми рисками.

Это положительно скажется не только на бюджете Вашей компании, но и на ее стоимости. Ведь снижение возможности претензий со стороны налоговиков повышает доверие инвесторов к компании.

Налоговые риски возникают как в результате ошибок или недостатка информации внутри компании, так и от влияния внешней среды (см. Виды налоговых рисков). Но с другой стороны, риск – это событие, которое может и вовсе не произойти. А значит, рисками можно управлять – уметь прогнозировать наступление события и вовремя принимать меры для его снижения или предотвращения.

Виды налоговых рисков

Слово «риск» пришло к нам из французского языка. В дословном переводе  оно означает «отвесная скала». Впоследствии понятие риска распространилось на любую угрозу для мореплавателей. Налоговый риск по сути то же самое, только относится к предпринимательской сфере – это любая опасность, которая угрожает компании в процессе начисления и уплаты обязательных платежей.

Налоговые риски можно условно разделить на четыре вида. 

  1. Информационные риски. Возникают, когда в законодательстве нет прямого указания на то, как действовать в той или иной ситуации. Например, Ваша компания получила счет-фактуру, подписанную при помощи факсимиле. Можно ли по такому документу принять НДС к вычету? В Налоговом кодексе информации нет. Судебная практика показывает, что суды в этом вопросе имеют диаметрально разные позиции.
  2. Риски процесса. Эти риски возникают из-за неправильных действий самой компании. Так, предприятия чаще всего нарушают сроки представления в банк сведений об открытии или закрытии счета, сроки представления налоговой декларации, ошибаются при исчислении и уплате налогов. 
  3. Риски окружения. Связаны с разным толкованием законодательства компаниями и налоговыми органами. Возьмем, к примеру, постановление Конституционного суда от 14.07.2005 №9-П, где указано, в каких случаях налоговая инспекция может восстановить пропущенный срок давности, чтобы привлечь компанию к ответственности. Руководствоваться рекомендуется следующим правилом: если компания препятствует налоговой проверке, использует неясное положение законодательства о сроках давности в ущерб другим организациям и общественным интересам, то инспекция может штрафовать компанию, даже если установленный трехлетний срок прошел. На практике компании и налоговики по-разному понимают это положение, из-за чего и возникают споры о том, какие действия под него подпадают, а  какие – нет. 
  4. Репутационные риски. Компания, к которой есть претензии со стороны налоговиков, будет менее интересна контрагентам, клиентам и тем более инвесторам. Причина происхождения этих претензий (были ли это собственные ошибки компании, непредвиденные изменения законодательства или трактовка неопределенности закона налоговым органом) значения не имеет.

Как снизить налоговые риски

Методов, которые позволят Вашей компании уменьшить налоговые риски, не так уж и мало.

Например, правильность своих действий компания может подтвердить дополнительными документами или ссылками на существующие судебные прецеденты.

Также Ваша компания сама может инициировать судебный процесс на небольшую сумму, чтобы определить позицию арбитражного суда по спорному вопросу. Рассмотрим, как на практике применять методы управления налоговыми рисками.

Сбор дополнительных документов

Налоговые инспекторы в ходе проверок особое внимание уделяют расходам компании. Часто претензии звучат так: расход экономически не оправдан или документально не подтвержден, а значит компания неправомерно включила его в уменьшение прибыли. Однако можно и нужно противостоять позиции чиновников.

Такие претензии не будут звучать оправданно, если Ваш юрист или финансовый директор заранее позаботится о документах, подтверждающих экономическую обоснованность расхода. Какие конкретно документы могут быть использованы в качестве доказательств, зависит от ситуации.

Вы как Генеральный Директор всегда можете поинтересоваться, есть ли в отношении того или иного спорного расхода следующие документы (этого бывает достаточно, чтобы компания могла обосновать свою позицию):

  • запросы в государственные органы (Минфин России или ФНС России) и ответы на них;
  • аналитические справки самой компании или внешних консультантов о том, почему данный расход можно включить в уменьшение прибыли;
  • внутренние приказы руководителя компании, подтверждающие производственную направленность расхода;
  • внутренние документы компании (к примеру, документ, определяющий маркетинговую политику, поможет доказать, что расходы на маркетинговые исследования экономически оправданны);
  • постановления судов (надо искать подходящие примеры из судебной практики того региона, где работает Ваша компания);
  • отчеты внешних специалистов о проделанной работе по тому или иному вопросу (если, например, налоговые инспекторы считают, что расходы на привлечение сторонних консультантов не имели под собой никаких оснований).

Пример

Организация решила заключать с соискателями, а также с некоторыми своими сотрудниками ученические договоры. Это позволяет делать статья 198 Трудового кодекса. За время обучения (действия ученического договора) сотрудникам будут платить стипендию.

Поскольку стипендия, выплачиваемая на основании ученического договора, не облагается ЕСН, можно предположить, что налоговые инспекторы посчитают заключение ученических договоров экономически не оправданным действием и доначислят налог.

Поэтому для подстраховки организация обратилась за разъяснениями в Минфин России (в департамент таможенно-тарифной политики). Сотрудники департамента в своем ответе подтвердили правоту компании (см. письмо Минфина России от 24.10.2006 №03-05-02-04/167).

Теперь организация может не опасаться, что налоговые органы доначислят ЕСН.

Обратите внимание: письмо, рассмотренное в примере, вряд ли даст Вашей компании стопроцентную защиту в аналогичном вопросе. Во-первых, этот документ не был создан по запросу именно Вашей компании, во-вторых, не имеет непосредственного отношения к Вашей хозяйственной операции, являющейся предметом спора.

Однако если письмо Минфина было выпущено в виде разъяснений какого-либо вопроса, то такой документ вполне подойдет в качестве доказательства. Как правило, письма Минфина России или ФНС России, адресованные какой-либо компании, начинаются со слов: «В ответ на Ваш запрос сообщаем…».

Понять, носило ли письмо разъясняющий характер или было адресовано конкретному предприятию, поможет анализ письма. Это задача Вашего юриста, финансового директора или бухгалтера.

Изучение мнения налоговиков и судей

Узнать мнение налоговиков и судей по какому-либо спорному вопросу, связанному с исчислением и уплатой налогов, Вы можете опытным путем – это так называемый метод судебного прецедента. Использовать этот метод можно двумя способами.

Первый заключается в том, что Вы вносите в бюджет всю сумму спорного налога, затем всю ее возвращаете. Это так называемый метод полного судебного прецедента. То есть сначала Ваша бухгалтерия уплачивает в бюджет налог, рассчитанный на основании позиции налогового органа.

Затем она сдает уточненную налоговую декларацию и просит вернуть уплаченный налог. Даже если суд решит дело не в Вашу пользу, то неблагоприятные последствия Вашему бизнесу не грозят, так как налог уже уплачен. Если же судьи займут Вашу сторону, то Вы сможете вернуть деньги.

Второй способ заключается в частичной уплате налога, последующей сдаче уточненной налоговой декларации и просьбе о возврате налога.

Этот способ более предпочтителен, так как отвлекает меньшую сумму из оборота компании, а результат будет аналогичным: вы получите решение суда и (или) налогового органа по спорному вопросу, на которое Вы сможете ссылаться впоследствии.

Однако в  этом случае Вы больше рискуете, так как суд может занять сторону налоговиков и придется доплачивать налог, а с ним и пени и, возможно,  штрафы за пропущенные сроки.

Пример

Компания заключила договор аутсорсинга на ведение бухгалтерского и налогового учета. Довольно часто налоговые органы признают расходы по таким договорам экономически необоснованными. Не зная, как поведет себя налоговая инспекция, организация, чтобы обезопасить себя, может применить метод судебного прецедента двумя способами:

  • уплатить полностью налог на прибыль, например, за 2008 год, то есть не относить расходы по договору аутсорсинга в уменьшение налогооблагаемой прибыли, подать уточненную налоговую декларацию и, получив отказ в возврате излишне уплаченного налога, обратиться в суд;
  • заплатить налог на прибыль частично, например, за четвертый квартал 2008 года, после этого подать уточненную декларацию, приложив к ней письмо с подробным обоснованием своей позиции, и, в случае отказа налогового органа в возврате излишне уплаченного налога, обратиться в суд.

Однако, несмотря на кажущееся удобство таких способов устранения неясностей в законодательстве, нужно не забывать о поправках в пункт 10 статьи 89 Налогового кодекса, действующих с 1 января 2007 года.

Их суть в следующем: если компания подала уточненную налоговую декларацию, в которой указана меньшая сумма налога, инспекторы вправе провести в компании повторную выездную налоговую проверку. В рамках данной проверки будет проконтролирован период, за который представлена «уточненка».

Таким образом, Вам надо учитывать, что, используя метод судебного прецедента, Вы можете спровоцировать новую масштабную выездную налоговую проверку Вашей компании.

Налоговая «подушка безопасности»

Суть этого метода в том, что компания умышленно создает переплату по налогам, или же, обнаружив, что переплатила налоги, не возвращает их из бюджета, а планирует направить средства в счет будущих платежей.

Метод управления налоговыми рисками с помощью налоговой «подушки безопасности» основан на позиции Высшего арбитражного суда РФ, выраженной в постановлении пленума ВАС РФ от 28.02.2001 №5.

По мнению судей, если за предыдущие периоды у компании есть переплата по определенному налогу, которая перекрывает или сумму налога, заниженного в последующем периоде, или равна ей, – правонарушение не возникает, так как не образуется задолженность в бюджет.

А значит, не возникает угрозы начисления пеней, штрафов по статье 122 Налогового кодека, а также угрозы привлечения к уголовной ответственности.

Реализовать на практике этот метод Вы можете двумя способами:

  1. Бухгалтерия сдает в налоговый орган уточненную декларацию и заявление о возврате излишне уплаченной суммы налога. Допустим, Ваша компания получит отказ в возмещении. В этом случае не надо обращаться в арбитражный суд, лучше оставить переплату что называется «про запас» – на случай выездной налоговой проверки и возможных доначислений по данному налогу. Однако у этого способа есть и недостатки. Во-первых, Вы не используете в обороте средства (переплату), несмотря на то что, обратившись в арбитражный суд, Вы могли бы их вернуть. Во-вторых, есть шанс пропустить срок, в течение которого Вы вправе обжаловать решение ИФНС, и потерять возможность вернуть сумму переплаты вообще. Кроме того, используя данный способ, Вы должны помнить о возможности назначения налоговым органом повторной проверки.
  2. Ваша бухгалтерия не сдает в налоговый орган уточненные налоговые декларации, сохраняя переплату до момента проведения выездной налоговой проверки. Если по ее результатам будут доначисления, то Ваш юрист в возражении на акт налоговой проверки может заявить о переплате и попросить учесть это обстоятельство. Практика показывает, что налоговики не учитывают переплаты при вынесении решений по выездным налоговым проверкам. Но такая позиция не всегда согласуется с судебной практикой: судьи часто выносят решения в пользу компаний (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.12.2001 №2607). Надо сказать, что мнение арбитражных судов по данному вопросу полностью согласуется с законом. Так, в обязанности налоговых органов входит «сообщать налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога» (п. 3 ст. 78 НК РФ).

Пример

Налоговая инспекция провела выездную проверку ЗАО «Пензахлебопродукт». По ее итогам предприятию доначислили НДС в размере 523 тыс. руб., а также предложили уплатить штраф в сумме 104 тыс. руб. Не согласившись с выводами налоговиков, компания обратилось в суд.

Дело в том, что на момент, когда налоговики выявили недоимку, у компании была переплата по НДС в размере 996 тыс. руб. Судьи пояснили, что данная переплата полностью перекрывала сумму доначисленного налога, а значит, у компании не было задолженности перед бюджетом.

В результате решение налоговых инспекторов о привлечении предприятия к ответственности в виде штрафа было отменено (см. постановление ФАС Поволжского округа от 15.05.2008 №А49-4532/2007).

Источник: https://www.gd.ru/articles/3118-nalogovye-riski

Как компании снизить налоговые риски

Налоговые риски

Налоговые риски — это вероятный убыток предприятия, который может возникнуть при неблагоприятном развитии событий в части фискальных взаимоотношений с государством. В статье разберемся, что такое налоговые риски организации, определим критерии и порядок их оценки.

КонсультантПлюс БЕСПЛАТНО на 3 дня

Получить доступ

Возникновение налоговых рисков (НР) по большей части обусловлено желанием налогоплательщика снизить размер фискального обременения. Иными словами, все компании и предприниматели заинтересованы в том, чтобы уплачивать в государственный бюджет меньшие суммы налогов и сборов. Причем решение данного вопроса осуществляется не всегда законно.

Однако умышленное сокрытие и занижение налогооблагаемой базы — не единственный фактор НР. К таковым можно отнести:

  • финансовую и правовую безграмотность субъекта;
  • неверную трактовку действующего законодательства;
  • двойственность фискальных норм и правил налогообложения;
  • отсутствие информации об изменениях и нововведениях в правовой базе;
  • технические ошибки;
  • недобросовестность контрагентов.

Иными словами, возникновение фискальных рисков связано с прямым нарушением законодательства, когда нормы НК РФ и других законов игнорируются полностью. Либо с косвенными нарушениями, при которых нормы и правила налогообложения соблюдены не полностью.

Следовательно, при выявлении аналогичных нарушений экономический субъект практически сразу попадает под особый контроль со стороны ФНС. Налоговики инициируют выездную проверку, чтобы на месте определить налоговые риски предприятия.

Классификация по видам

Виды налоговых рисков организации классифицируются на:

  1. Внутренние и внешние.
  2. Предсказуемые и непредсказуемые.
  3. Систематические и несистематические.

Также НР можно классифицировать на три большие группы по времени их возникновения:

  1. До проведения проверки ФНС, когда спор с представителями еще не возник, например, ошибки и нарушения возникают из-за недобросовестности контрагентов либо из-за неверного оформления хозяйственных операций.
  2. Во время контрольных мероприятий. Нарушения были выявлены в ходе проведения проверки (ревизии) как камеральной, так и выездной.
  3. По итогам проведенной проверки. В таком случае возникают разногласия между ФНС и подконтрольным субъектом, при котором составляется соответствующий акт для дальнейшего обжалования.

Действующие критерии оценки

Для анализа ФНС разработало специальный перечень критериев, по которым определяется степень фискальных убытков. Отметим, что данный список не является секретным. То есть налоговики настоятельно рекомендуют проводить самостоятельные проверки по данному перечню. Такой подход позволит предприятию избежать фискальных правонарушений и штрафных санкций.

Итак, действующие критерии оценки налоговых рисков закреплены в Приказе ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ и отражают:

Отсутствие
  • фактических правовых взаимоотношений контрагентов при заключении договоров и соглашений, в том числе и с физлицами;
  • документации, подтверждающей права, обязанности и полномочия руководителя предприятия либо его законного представителя;
  • подтверждений факта госрегистрации контрагента в ФНС;
  • реальных доказательств (фактов), подтверждающих ведение финансово-хозяйственной деятельности контрагентами;
  • экономических обоснований по образованию цен (стоимости) договоров;
  • обоснованности применения рассрочек, отсрочек по оплате договоров;
  • реальных попыток взыскания образовавшихся долгов, неустоек, пеней и штрафов по договорам (контрактам);
  • процентов и обеспечений по выдаваемым и получаемым займам либо их необоснованное занижение.
Наличие
  • низкой фискальной нагрузки, в сравнении с аналогичными субъектами по отрасли;
  • финансовых потерь, отражаемых в отчетности в течение нескольких календарных лет;
  • больших вычетов по НДС;
  • высокого роста расходов (затрат, издержек) и остановка (сокращение) роста доходов;
  • низкого уровня оплаты труда, в сравнении со средними показателями по отрасли, региону;
  • близких к граничным критериев, дающих право на применение спецрежимов;
  • высокой доли расходов предпринимателя, уменьшающих начисляемый им подоходный налог от основной деятельности;
  • необоснованного количества посредников при заключении договоров;
  • бездействий или действий, свидетельствующих о сокрытии информации или нежелании давать необходимую для налогового контроля информацию;
  • частой смены мест постановки на налоговый учет в ФНС;
  • низкого уровня рентабельности осуществляемой деятельности, при сравнении со средним по отрасли.

Данные критерии применимы не только к налогоплательщикам на ОСНО, но и к «упрощенцам», перешедшим на специальные режимы налогообложения. Например, оценит налоговая риски бизнеса юрлиц и ИП на УСН или ЕНВД.

Отметим, что на основании анализа данных критериев формируется внешняя и внутренняя налоговая политика нашей страны, а также оцениваются налоговые риски государства в целом. Такой подход позволяет своевременно скорректировать действующую политику, чтобы избежать неблагоприятных последствий.

Самостоятельный контроль

Чтобы налогоплательщикам избежать проблем с ФНС, необходимо организовать самостоятельный контроль и эффективное управление НР. Систематическая оценка налоговых рисков — единственное верное решение в данной ситуации.

https://www.youtube.com/watch?v=UaehSMLxBlE

Рекомендации от представителей ФНС, как обеспечить безопасность в отношении НР:

  1. Избегайте сомнительных сделок.
  2. Заключайте сделки только с проверенными контрагентами.
  3. Откажитесь от услуг подозрительных компаний.
  4. Все операции оформляйте документально, согласно действующим инструкциям и требованиям.
  5. Постоянно следите за обновлениями и изменениями в фискальном законодательстве.
  6. Позаботьтесь о разработке и утверждении системы управления налоговыми рисками.

Также налоговики настоятельно рекомендуют периодически организовывать повышение квалификации работников бухгалтерской службы.

Источник: https://ppt.ru/art/nalogi/riski-bisnesa

Значение налоговых рисков в экономическом развитии

Налоговые риски

Двадцать пять лет назад начался отсчет становления и развития новой налоговой системы России.

В 1991 году вновь созданная налоговая инспекция воспринималась бывшими кооператорами, в одночасье ставшими бизнесменами, не как источник многочисленных угроз, а как почти факультативное веление времени.

Предписания государства платить несущественные по тем временам налоги воспринимались вполне естественно. Отрезвление произошло достаточно быстро, налоговые риски вошли в состав основных угроз предпринимательской деятельности, и с тех пор эволюционируют, непрерывно совершенствуясь.

Понятие налоговых рисков

Понятие налоговых рисков, к сожалению, в законодательстве не раскрыто. Это странно, поскольку явление долгие годы четко проявлено как на государственном уровне бюджетного устройства, так на корпоративном уровне экономической деятельности.

Безусловно, современные вызовы (международный терроризм, санкции, экономический кризис) сдвигают акценты в оценке угроз и опасностей.

Тем не менее, налоговые риски были и остаются одними из ключевых для всех субъектов социальных, финансово-правовых, фискальных и производственных отношений нашего общества.

Настоящие проблемы стоят не только перед Россией. Цивилизационные преобразования, скорее всего, неминуемы. Они во многом трансформируют и бюджетную структуру устройства национальных экономик. Следовательно, и налоговые системы ждут изменения.

Взять, к примеру, вопросы социальных обязательств государства, среди которых один из ключевых – вопрос пенсионного возраста. Альтернатив его решения нет, есть только отсрочка. Все это означает, что налоговые риски находятся, скорее всего, в преддверии существенных структурных преобразований.

И к этому нужно быть готовыми, а значит, требуется системное видение и понимание вероятностей неблагоприятных событий в данной сфере.

Если обратиться к базовому определению рисков и на его основе попытаться определить понятие налоговых рисков, то получится следующее.

Налоговый риск – это возможность наступления неблагоприятного события, в результате которого субъект, принявший решение в сфере налогообложения, теряет или недополучает ресурсы, утрачивает ожидаемую выгоду или несет дополнительные финансовые и имиджевые издержки.

В настоящем определении предпринята попытка уравновесить интересы противоположных сторон: государства и бизнес-организации.

Из общего объема представленного выше понятия намеренно исключены субъекты-налогоплательщики, которые не осуществляют предпринимательскую деятельность. К ним относятся физические лица, некоммерческие и иные организации из числа государственных институтов.

Бизнес, как известно, является основным донором бюджетных средств за счет установленной фискальной нагрузки на его экономику. В данном вопросе интересы плательщиков и фискальных органов разнонаправлены. Налицо диалектическое противоречие.

Государство заинтересовано в лучшем наполнении бюджета, а организации стремятся снизить налоговое бремя для целей максимизации прибыли и успешности деятельности.

Налоговый риск как специфическая форма риска обладает следующими чертами:

  • отсутствие вероятности благоприятного исхода;
  • значительная удаленность по времени принятого решения и рискового события;
  • высокий уровень субъективности оценки риска;
  • состав вероятности факторов не стабилен во времени;
  • возможность возникновения новых рисков, предусмотреть которые было сложно в момент принятия решения;
  • фискальный риск относится одновременно к финансовым и правовым категориям.

Классификационные виды фискальных рисков

В первую очередь, виды фискальных рисков рассматриваются с позиции двух сторон бюджетно-налогового процесса: государства как законодателя и собирателя средств в форме налогов и организаций, которые выступают в роли налогоплательщиков. Для организации-налогоплательщика имеются три основных подхода к принятию решения, способного предопределить налоговые последствия.

  1. Подход, полностью соответствующий предписаниям финансового и налогового законодательства. Данный подход не может на 100% исключить некоторые виды фискальных рисков.
  2. Подход, характеризующийся относительной законностью принимаемого решения. Решение строится на противоречиях между гражданским, финансовым и налоговым правом, на судебной прецедентной практике, на «дырах» в законодательстве. Формально в таком подходе нет нарушений, и умысел практически недоказуем.
  3. Использование незаконных схем минимизации налогов.

Виды различных налоговых рисков сопутствуют также законотворческой и фискальной функции государства. Система налоговых правоотношений – достаточно сложная и многофакторная. Она тесно связана со всеми отраслями права и многочисленными экономическими механизмами макро- и микроуровней. Данные риски возникают в моменты принятия решений:

  • в сфере изменения и развития системы налогов и сборов;
  • по уточнению обязанностей и прав участников налоговых правоотношений;
  • о заключении международных соглашений в сфере регулирования вопросов налогообложения;
  • в ходе выполнения контрольных функций;
  • в ходе споров и судебных разбирательства с налогоплательщиками.

Классификация налоговых рисков также предусматривает в своем составе признаками, которые отделяют интересы государства и налогоплательщика. Основные критерии для деления рисков на классы в своем составе насчитывают семь групп. Классификационная таблица представляется вашему вниманию ниже.

Деление видов налоговых рисков по основным классификационным признакам

Каждый из указанных в таблице признаков заслуживает отдельного рассмотрения. Мы же остановимся лишь на первом признаке уровня вероятности реализации. Рассмотрим каждый из обозначенных по нему видов.

  1. Высокий налоговый риск. Критерии для данного вида включают факты: нарушение налогового законодательства, позиция Минфина и (или) ИФНС обоснована и неблагоприятна, судебная практика свидетельствует против организации либо отсутствует.
  2. Средний налоговый риск. К нему относятся следующие выполненные критерии: отсутствие формального факта нарушения налогового кодекса, позиция ИФНС и (или) Минфина РФ сформировалась против решения налогоплательщика, а судебных прецедентов нет, или позиция судов не ясна.
  3. Низкий риск. Удовлетворены следующие критерии для данного вида: судебная практика складывается в пользу налогоплательщиков, позиция фискальных органов неблагоприятна, нарушений законодательства нет.

Система управления налоговыми рисками на предприятии

Работа с фискальными угрозами строится в едином русле корпоративной системы риск-менеджмента. Управление налоговыми рисками организационно относится к функциональному составу финансового департамента управления компании. Алгоритм действий традиционный: выявить (идентифицировать), оценить, снизить вероятность последствий.

Управление налоговыми рисками на предприятии мы понимаем как процесс выявления, качественной и количественной оценки фискальных угроз, разработки комплекса мероприятий по их нейтрализации и снижению опасности налоговых и иных санкций. Предупреждение фискальных угроз является одной из основных задач главного бухгалтера и финансового директора, но бремя ответственности несет руководитель компании.

Процесс реализуется в несколько этапов.

  1. Анализ существующей налоговой нагрузки.
  2. Внутренний и внешний аудит.
  3. Анализ действующего финансового и налогового законодательства и перспектив их развития.
  4. Анализ перспектив деятельности компании с позиции налоговой базы.
  5. Выявление и оценка основных факторов риска.
  6. Анализ налоговых рисков.
  7. Выбор методов и форм снижения рисков, выработка решений по их минимизации.
  8. Выполнение плана мероприятий.
  9. Изменение соответствующих политик в финансовой сфере: учетной, налоговой, заимствований, кредитной и т.д.
  10. Мониторинг и контроль хода выполнения плана мероприятий и соблюдения политик, текущий аудит учетных действий.

Схема факторов, определяющих фискальные риски

Выше размещена схема основных внешних и внутренних факторов налоговых рисков.

Основой для выявления факторов для компании является ясность в восприятии позиции инспекторов ИФНС по отношению к соблюдению критериев риска, описанных выше.

В налоговой службе действует Концепция системы планирования выездных налоговых проверок. В документе сформулированы критерии самостоятельной оценки организациями возможных налоговых рисков. Их состав представлен далее.

Состав критериев самооценки фискальных рисков. Источник: Приказ ФНС от 30 мая 2007 г. за № ММ-3-06/333

Новейшая история развития экономики демонстрирует постепенное сужение гаммы средств, позволяющих снижать уровень фискальных рисков. Это связано с двумя причинами.

Первая из них обусловлена продуктивностью законодательства и контролирующих органов. Стоит признать, что профессиональный уровень ИФНС вырос.

Вторая причина вызвана большим числом трактовок учетных событий, имеющих двойственное толкование, рассматриваемое в судах в пользу бюджета.

К сожалению, налоговые риски, для их уменьшения до приемлемого уровня, требуют такой концентрации профессионализма в учете, налогообложении, судебной практике, что заниматься ими в малом и среднем бизнесе становится невыгодно. Наблюдая эту картину, я терпеливо жду, когда же придут лучшие времена, и государство вложится в изменение ситуации. Это непростая задача, но альтернатив нет.

Источник: http://projectimo.ru/upravlenie-riskami/nalogovye-riski.html

ovdmitjb

Add comment