Kievuz

Образование Второй Германской империи Объединение Германии

Объединение германии 1848 – 1871г

Образование Второй Германской империи Объединение Германии

В результате поражения народных масс в революции 1848 г. Германия оставалась раздробленной. «В 1848 г., – признался как-то прусский король Фридрих-Вильгельм IV, – нас совсем было положили на лопатки». В 50-х годах положение было иное.

Прусские помещики удержали государственную власть и усилили гнет над народом. Однако, боясь повторения революции, король сохранил в Пруссии конституцию, обеспечившую, впрочем, господство помещиков.

Развитие промышленности

После 1848 г. в Пруссии и других германских государствах быстро развивалась крупная промышленность. За одно десятилетие, по выражению К.Маркса, Германия превратилась из земледельческой страны в промышленную. О быстром росте городов свидетельствует хотя бы увеличение числа рабочих в Берлине за эти 10 лет с 50 до 180 тысяч.

Крестьянская реформа 1850 г. Развитие капитализма в сельском хозяйстве

Важным вопросом, не разрешенным революцией, был крестьянский вопрос. Законом 1850 г. было уничтожено безвозмездно два десятка второстепенных крестьянских повинностей. Но все сколько-нибудь доходные феодальные повинности, в том числе все виды барщины, крестьяне должны были выкупать.

После поражения революции 1848 г. прусские помещики получили значительные денежные средства от крестьян, выкупивших свои повинности и земли. Высокие цены на хлеб в 50-х годах в связи с быстрым ростом промышленности и городов облегчили прусским помещикам переход к капиталистическому хозяйству с применением наемного труда и машин.

На фоне мед-пленного и мучительного разорения крестьянства и беспрерывного ухудшения положения батраков выделялся слой грос-бауэров – кулаков. Основная масса прусского крестьянства была обречена на десятилетия мучительной кабалы и эксплуатации.

Прусские помещики завели даже свою полицию в имениях и могли по своему усмотрению бросать крестьян в тюрьму.

Теперь еще больше, чем в 1848 г., дальнейшему развитию капитализма в Германии препятствовала ее политическая раздробленность.

Коренным вопросом всей жизни Германии стал вопрос о том, как совершится ее объединение: путем ли революции, руководимой пролетариатом и создающей в объединенной Германии демократическую республику, или путем подавления демократического движения и завоевательных войн Прус-сии под руководством прусского короля и прусских помещиков. Во втором случае прусские помещики заняли бы господствующее положение в объединенной Германии, сохранили бы реакционные порядки и монархический строй.

Подготовка к войне. Бисмарк

Прусские короли издавна считали первостепенной задачей увеличение армии. Еще в XVIII в. Пруссия по населению стояла на тринадцатом месте в Европе, а по количеству солдат – на четвертом. Пруссия сложилась в большое государство в результате ряда захватнических войн, она была одним из главных противников революционной Франции.

Потерпев жестокое поражение от войск Наполеона I, Пруссия весьма ослабела. Но в середине XIXв.

в связи с быстрым промышленным развитием она опять усилилась, и правившие в ней помещики и король стали готовиться к войне с Австрией и Францией, чтобы в этих войнах подчинить себе другие германские государства и стать во главе объединенной Германии.

В 1861 г. умер король Фридрих-Вильгельм IV, впавший в последние годы в идиотизм. Престол перешел к его брату Вильгельму I.

Вильгельм I увеличил армию и начал ее перевооружать, готовясь к войне. Первым министром он назначил Бисмарка.

Бисмарк (1815-1898) сыграл большую роль в политической жизни Германии. Крупный политический деятель, выдающийся дипломат, ревностный защитник интересов прусских помещиков и буржуазии, заклятый враг рабочих и крестьян, Бисмарк во время революции 1848 г. сделал попытку вооружить крестьян, чтобы идти с ними в Берлин «на выручку короля».

Важнейшей задачей Бисмарк считал объединение Германии под главенством Пруссии.

При этом он считал необходимым уничтожить сопротивление Австрии и Франции путем войны с ними и подавить демократическое движение, которое еще с 1848-1849 гг. стремилось к объединению Германии революционным путем.

«Великие вопросы эпохи разрешаются не речами и не анием большинства, но железом (оружием) и кровью», – заявил Бисмарк в прусском ландтаге (парламенте) в 1862г.

Он утверждал, что для Германии главное – не конституционные порядки, а усиление армии. В своей политической деятельности Бисмарк опирался на помещиков и крупных капиталистов.

Образование Северогерманского союза

В 1866 г. Пруссия начала войну против Австрии. В несколько дней австрийская армия была разгромлена лучше вооруженными и обученными прусскими войсками.

После победы Вильгельм I хотел «поставить Австрию на колени» и въехать на коне во главе своих войск в Вену, но Бисмарк помешал этому. Собираясь воевать с Францией, Бисмарк настоял на сравнительно легких условиях мира для Австрии.

Он не хотел в следующей войне иметь врага в тылу. Австрия только лишилась Венеции в пользу Италии и уплатила Пруссии лишь небольшую контрибуцию.

Теперь из государств Северной Германии образовался Северогерманский союз во главе с Пруссией.

Рабочий класс Германии в период ее объединения

Решение вопроса о том, как будет объединена Германия – путем народной революции или путем войн и реформ (т. е.

частичных уступок господствующих классов), зависело от степени зрелости, организованности рабочего класса. Немецкая буржуазия пресмыкалась перед помещиками и предоставила им управление государством.

Только рабочий класс, встав во главе народных масс, мог привести к созданию объединенной демократической Германии.

К началу 60-х годов в немецких государствах было больше ремесленников, чем фабричных рабочих. Так, в Пруссии, а также в Саксонии и еще четырех второстепенных государствах ремесленников было свыше двух миллионов, а фабричных рабочих- не больше полутора миллионов. Преобладание ремесленников в среде рабочих затрудняло развитие рабочего движения, в Германии.

Развитие капитализма в Германии в условиях поражения революции было связано с особенно тяжелыми бедствиями для рабочих.

Один прусский чиновник, описывая эльберфельдские прядильни, упоминал, что рабочие находились в тесных, непроветриваемых помещениях, наполненных истинно адским шумом, что лица у рабочих бледные, с дряблыми мускулами, что при 15-часовом рабочем дне им не давалось ни малейшего перерыва для принятия пищи.

Еду они должны были держать в жестянках, висевших у них на шее, и имели право принимать пищу только в те минуты, когда обрыв нити на короткое время останавливал движение машины.

А. Бебель

Видную роль в германском рабочем движении сыграл Август Бебель. Август Бебель (1840-1913) был сыном прусского солдата. Трехлетним мальчиком он лишился кормильца-отца, бедного чахоточного унтер-офицера. Мальчика отдали в школу для бедных, которую он хорошо окончил в 14 лет. Но к этому времени умерла его мать.

Не имея возможности продолжать образование, Бебель поступил учеником к мастеру-токарю. Началась однообразная, тяжелая жизнь. В мастерской Бебель работал по 14 часов в день: с пяти утра до семи вечера.

Но еще до начала работы он должен был натаскать воды для своей хозяйки, за что получал 5-6 копеек в неделю. Эти гроши Бебель уплачивал в библиотеку. Чтению посвящал он все свободное время. Молодой Бебель принял участие в рабочих просветительных обществах.

Эти общества организовала либеральная буржуазия с целью подчинить своему влиянию трудящихся и задержать формирование самостоятельных рабочих организаций.

«Саксонский союз рабочих обществ». В. Либкнехт

В 1864-1867 гг. Бебель становится видным деятелем «Саксонского союза рабочих обществ», объединявшего 5 тысяч членов. В этом союзе руководящую роль играл Вильгельм Либкнехт (1826-1900), участник революции 1848 г., позже сблизившийся с Марксом и Энгельсом.

В вопросе воссоединения Германии Либкнехт и Бебель выступали против Бисмарка и его плана образования Германской империи под главенством прусского юнкерства В вопросе же об образовании самостоятельной рабочей партии Бебель и Либкнехт заняли совершенно неправильную позицию. Вопреки указаниям Маркса, они долгое время не хотели организовать ее и тем самым способствовали проникновению буржуазного влияния в рабочее движение.

Подъем рабочего движения в 1863-1866 гг

В период 1863-1866 гг. в Германии была возможна революция. Невыносимость политического положения в 60-х годах в Пруссии, как об этом писал Бебель в своих воспоминаниях, становилась все более и более очевидной для рабочих. Однако у немецких рабочих не было своей боевой революционной партии, и поэтому они не возглавили объединения Германии.

Завершение объединения Германии

В 1871 г., после франко-прусской войны, императором стал прусский король Вильгельм I. Теперь объединение Германии «сверху» было завершено. Пруссия, победив в войне Францию, стала во главе Германской империи. Так возник новый, еще более обширный и опасный, чем Прусское королевство, очаг реакции и агрессии в Европе.

Источник: http://hist-world.com/novaya-istoriya-xvii-xix/71-ob-edinenie-germanii-1848-1871g

Образование Второй Германской империи. Конституция Германской империи 1871 г

Образование Второй Германской империи Объединение Германии

В 1871 году была принята конституция Германской империи, которая в значительной степени воспроизвела конституцию Северогерманского союза. За южно-германскими государствами закреплялись некоторые особые права.

Бавария и Вюртемберг, например, сохранили право на такую доходную статью местного бюджета, как налог на водку и пиво, а также на управление почтой и телеграфом. Составители германской конституции 1871 г.

законодательно закрепили модель федеративно-административного политического устройства, которая была разработана их франкфуртскими предшественниками.

Документ передал федеральному собранию законодательную компетенцию по вопросам армии, флота, внешней политики, таможни и торговли, почты, телеграфа, железных дорог, судоходства. Устанавливался приоритет общеимперского законодательства перед законами отдельных германских земель.

Германская федерация получила название «союза неравных». Пруссии, самой значительной по территории, населению, военной мощи, экономическому потенциалу из 25 союзных государств (22 монархии и три вольных города), было отведено в бундесрате 17 из 58 мест, что определяло ее господствующее положение.

Чтобы заблокировать любое предложение, достаточно было иметь 14 , в то время как Пруссии принадлежало 17. Таким образом, ни одно законодательное изменение не могло быть принято при несогласии Пруссии.

В союзном совете были представлены не народы субъектов, а представители местных монархов: королей, князей, герцогов.

Президентство в союзе закреплялось за прусским королем, которого стали называть германским императором. Он обладал по конституции обширными полномочиями: являлся главой исполнительной власти, назначал должностных лиц империи, включая канцлера, император созывал, закрывал и распускал союзный совет и рейхстаг.

Ему принадлежало право разработки и публикации имперских законов и право надзора за их исполнением. С согласия союзного совета объявлял войну, заключал международные договоры, проводил экзекуции в отношении государств, не выполнявших свои союзные обязанности. Важнейшей фигурой в политической системе был имперский канцлер.

Он был не только единственным имперским министром, но и председателем бундесрата. Его голос был решающим в верхней палате при равенстве .

Конституция Германии 1871 г. не знала принципа «ответственного правительства». На исполнительную власть не возлагалось никакой ответственности. Почти самодержавная власть германского императора сдерживалась правом канцлера на контрасигнатуру.

Но при подписании военных приказов, объявлении войны, заключении мира, в вопросах командования армией и флотом император не был связан контрассигнатурой канцлера.

Канцлер должен был ежегодно представлять союзному совету и рейхстагу отчет о расходах, но сместить его с должности мог только император.

Конституция не провозглашала принципа народного суверенитета, который бы противоречил консервативным представлениям правящих кругов Германии о политической власти монарха. От имени императора осуществлялась и исполнительная, и законодательная власть, определялась компетенция государственных учреждений и должностных лиц.

Нижняя палата парламента — рейхстаг — создавалась на основе всеобщего избирательного права. Он находился под контролем императора и обладал значительно меньшими полномочиями, чем бундесрат.

Формально всеобщее избирательное право базировалось на высоком возрастном цензе в 25 лет.

Демократизм нижней палаты значительно ограничивался тем обстоятельством, что депутаты не получали жалованья от государства.

В конституции не было раздела о правах и свободах граждан. Вместе с тем обширная глава посвящалась военным вопросам империи.

Таким образом, конституция Германии 1871 г. подвела итог многолетнему объединительному процессу, окончательно ликвидировав остатки феодальной раздробленности.

Теперь в Германии были созданы благоприятные возможности для развития капиталистической экономики и институтов гражданского общества. Вместе с тем германский конституционализм отличался рядом особенностей.

Государственнополитическая система характеризовалась крайней консервативностью и низким уровнем демократизма, что предопределило трансформацию германской государственности в конце XIX — начале XX в.

Вторая половина XVIII в. ознаменовалась воплощением в политической практике Германии принципов «просвещенного абсолютизма», в доктрине которого особое место уделялось обновлению права.

Упорядочение судопроизводства рассматривалось в качестве средства построения идеального социального порядка, основанного на естественных законах.

Важнейшая задача правовой политики «просвещенного абсолютизма» заключалась в стремлении монархии максимально централизовать право и судопроизводство, подчинив их своему надзору. Это обусловило тенденцию становления кодифицированного права.

Приоритетное значение в кодификациях «просвещенного абсолютизма» придавалось процессуальным и уголовным нормам, что объяснялось их архаичным партикулярным характером. Уголовная юстиция характеризовалась тогда судебным произволом и свободой судейского усмотрения, что не соответствовало политическим интересам монархии.

Первыми кодексами эпохи «просвещенного абсолютизма» стали «Свод баварских уголовных законов», «Терезиана» и «Йозефина». Классическим примером кодификации «просвещенного абсолютизма» в Германии являлось прусское земское уложение, подготовленное в период царствования Фридриха II.

Необходимость кодификации прусского права в целях унификации правоприменения была осознана юристами и политиками в начале XVIII в. Однако тогда кодификация не была проведена. Катализатором кодификационной политики стало одно из судебных разбирательств 1780 г.

Казалось бы, банальное дело отчетливо показало устаревший, запутанный характер правовых норм и противоречивость существующего законодательства.

В том же году по специальному указу короля началась реформа прусской юстиции, задачи которой заключались в достижении унификации правоположений, упрощении судебнопроцессуальных норм, составлении кодификации на национальном языке и достижении единообразия правовых источников.

Прусское земское уложение 1794 г

Разработкой свода занимался известный в то время правовед Сварец, в проекте которого прослеживалось влияние естественно-правовой школы, идей гражданского равенства и законности.

Из-за сопротивления консервативного чиновничества введение кодификации в юридическую практику откладывалось. Действующим источником она стала лишь в 1794 г.

С этого момента все остальные источники теряли юридическую силу.

Прусское земское уложение (ПЗУ) представляло собой собрание специализированных кодексов. Первая часть его посвящалась общему праву, субъектами которого становились все граждане страны.

Вторая часть содержала нормы специального права, регулировавшие семейно-брачные отношения, статус товариществ, чиновничества, духовенства, полицейских учреждений, а также положения опекунского права. В основу кодекса были положены принципы естественного права и законности.

Новое законодательство провозглашало формальное равенство граждан перед законом, но на взаимоотношения власти и подданных эта декларация не повлияла. Они по-прежнему строились на основе абсолютистских традиций. Кроме гражданского равенства ПЗУ провозгласило свободу совести и вероисповедания.

Провозглашенное равенство носило декларативный характер, так как источник закреплял сословное деление общества.

Каждое из сословий имело свой социально-экономический и политический статус и вытекавшие отсюда привилегии.

Так, дворяне, являвшиеся высшим сословием, были подсудны лишь высшему суду, обладали исключительными правами на высшие должности в системе государственной власти и в местных дворянских собраниях.

Значительная часть статей ПЗУ посвящалась регулированию собственнических отношений.

Субъектами частнособственнических прав становились физические лица и общества, что отражало прогрессивную тенденцию в развитии вещного права и свидетельствовало о преодолении ряда феодальных пережитков в этой области.

Однако в целом право собственности сохраняло архаические формы. Продолжал существовать лен как собственность, полученная от высшего собственника на определенных условиях. В качестве лена рассматривались движимые и недвижимые вещи, а также различные права.

Не менее архаической чертой было сохранившееся в ПЗУ деление собственности на полную и неполную. Полная предполагала абсолютное обладание вещью в ее материальном виде, а неполная характеризовалась тем, что пользование вещью передавалось другому лицу.

В собственнических отношениях по ПЗУ прослеживается влияние реципированного римского права, особенно при формулировке способов приобретения собственнических прав и их классификации.

Таким образом, в области собственнических отношений, как и в социальной сфере, источник носил противоречивый характер, с одной стороны, признавая легитимность буржуазных форм собственности, а с другой — сохраняя полуфеодальный характер вещных прав.

Прогрессивные новшества коснулись и сферы семейно-брачных отношений. В Пруссии теперь получил признание гражданский брак в форме гражданского договора. Однако брак по-прежнему оставался сословным, что определяло его «правильный» или «неправильный» характер. От этого зависел и статус детей, рожденных в том или ином браке.

Развод допускался только по суду в силу следующих причин: совершения противоестественных сексуальных действий, пренебрежения семейным долгом, отсутствия одного из супругов в течение одного года, смены религии, приговора одного из супругов к тяжким наказаниям.

Таким образом, демократизация в области семейно-брачных отношений носила ограниченный характер.

Прусское земское уложение отличалось социально-консервативным характером, что обусловило его модернизацию уже в скором времени. В середине XVIII в.

в Пруссии было отменено крепостное право, ликвидированы сословные отличия и установлено подлинное гражданское равенство.

ПЗУ стало важнейшим доктринальным источником развития германского права после создания единого германского государства в 1871 г.

Источник: https://bstudy.net/748325/pravo/obrazovanie_vtoroy_germanskoy_imperii_konstitutsiya_germanskoy_imperii_1871

ovdmitjb

Add comment