Kievuz

Понятие и характеристика основных элементов налогов

Понятие и характеристика основных элементов налогов

Понятие и характеристика основных элементов налогов

Налоги – это обязательные взносы плательщиков в бюджет в определенных законом размерах и в установленные сроки.
Элементы налогов: субъект, объект, источник, единица обложения, налоговая база, налоговый период, ставка налога, льготы, налоговый оклад.

Объект налогообложения. В этом качестве выступают

имущество,

операции по реализации товаров (работ, услуг),

стоимость реализованных товаров (работ, услуг),

прибыль,

доход (в виде процентов и дивидендов),

иные объекты, имеющие стоимостную, количественную или физическую характеристику.

Налоговая ставка (норма налогового обложения). Налоговая ставка это величина налога на единицу измерения налоговой базы (рис. 1).

Рисунок 1 – Классификация налоговых ставок

Взимание налогов может осуществляться тремя способами (рис. 2).

Рисунок 2 – Способы взимания налогового оклада

1.2 Функции и классификация налогов

Экономическая сущность налога проявляется через его функции. Выделяют следующие функции налогов (рис.3).

Стимулирующая – воздействие на процесс воспроизводства через систему налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов и кредитов, финансовых санкций
Контрольная – проверка эффективности хозяйствования и контроль за действенностью проводимой экономической политики государства

Рисунок 3 – Функции налогов

Группировка налогов по разным классификационным признакам представлена на рис. 4.

Рисунок 4 – Классификация налогов

По принадлежности к уровням власти и управления налоги бывают федеральные, региональные и местные (табл. 1).

Таблица 1 – Налоги, сборы, устанавливаемые в Российской Федерации

Федеральные налоги Региональные налоги Местные налоги
Налог на добавленную стоимость Налог на имущество организаций Земельный налог
Налог на прибыль Транспортный налог Налог на имущество физических лиц
Акцизы Налог на игорный бизнес
Налог на доходы физических лиц Региональные лицензионные сборы
Страховые взносы
Налог на добычу полезных ископаемых
Государственная пошлина
Лесной налог
Водный налог
Экологический налог
Таможенные пошлины и сборы
Федеральные лицензионные сборы

В зависимости от метода взимания налоги бывают прямые и косвенные (рис.5).

Рисунок 5 – Классификация налогов по методу взимания

Налоги в зависимости от источников их покрытия группируются следующим образом (табл. 2):

– налоги, расходы по которым относятся на выручку от реализации продукции (работ, услуг) (НДС, акцизы, таможенные пошлины);

– налоги, расходы по которым относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) (земельный, транспортный и т.д.);

– налоги, расходы по которым относятся на финансовые результаты (налог на прибыль, имущество предприятия);

– налоги, расходы по которым покрываются из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (местные налоги).

Таблица 2 – Налоги, сборы и платежи РФ, уплачиваемые предприятием

Наименование налога Ставка налога Объект налогообложения
Налоги, сборы и платежи, включаемые в цену продукции (работ, услуг)
Налог на добавленную стоимость (НДС) –по продовольственным и детским (по перечню) товарам – 10%*;–по непродовольственным – 18% –Стоимость реализуемых товаров (работ, услуг), исчисленную исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС
Акцизы –в рублях на единицу измерения продукции;– в процентах от стоимости Операции по производству и (или) реализации акцизных товаров, указанных в НК РФ (гл. 22 НК РФ) в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок
Таможенные пошлины и сборы Специфические, адвалорные, комбинированные и альтернативные Таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, любое движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая и тепловая энергии, транспортные средства, за исключением используемых для международных перевозок.
Налоги, сборы и платежи, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг)
в рублях с единицы мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств – в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, в отношении водных и воздушных транспортных средств,
дифференцированы в зависимости от целевого использования (назначения) земли Кадастровая стоимость земельных участков, предоставленные юридическим лицам и гражданам в собственность, владение или пользование (арену)
Налог на добычу полезных ископаемых в % по каждому виду добытого полезного ископаемого:– калийные соли – 3,8%;– –сырье для строительной индустрии – 5,5%;– драгоценные металлы – 6,0-6,5%;– цветные металлы, алмазы – 8%;нефть, газовый конденсат – 16,5% Стоимость добытых полезных ископаемых отдельно по каждому виду добытого полезного ископаемого; по углеводородному сырью – количество добытого сырья в натуральном выражении.
Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии 10% Величина расчетной суммы налога на добычу полезных ископаемых исходя из среднегодовой проектной мощности добывающей организации.
Регулярные платежи за пользование недрами за 1 кв. м. – устанавливается субъектами РФ Размер платежа дифференцирован в зависимости от экономико-географических условий, размера участка недр, продолжительности работ и степени геологической изученности территории
Плата за геологическую информацию о недрах
Сбор за участие в конкурсе (аукционе) Сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса, оплату труда привлекаемых специалистов и экспертов.
Сбор за выдачу лицензии Размер сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, оформление и регистрацию выдаваемой лицензии.
Плата за пользование водными объектами (водный налог) .Ставки водного налога дифференцированы в зависимости от источника воды, ее целевого использования
Страховые взносы (СВ) 30 % из них:– 22 % в Федеральный бюджет;– 5,1% в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;– 2,9 % – Фонд социального страхования (ФСС) Фонд оплаты труда, начисленный в соответствии со ст. 255 25 главы НК РФ
Взносы за негативное воздействие окружающую среду
Налоги, сборы и платежи, относимые на финансовые результаты
Налог на имущество организации 2,2 % – Среднегодовая остаточная стоимость основных средств (исключение составляют лишь земля и иные объекты природопользования, а также имущество, принадлежащее государству и используемое для нужд обороны, безопасности и охраны порядка); (Дт счета 01)– Доходные вложения в материальные ценности (основные средства, переданные по договору лизинга) (Дт. счета 03)
Налоги, исчисляемые от налогооблагаемой прибыли*
20% из них:– 2 % в федеральный бюджет;18% – в региональный бюджет (регио­нальные власти могут снизить эту ставку до 1 3,5%).– 0% – в местный бюджет.

Источник: http://kursak.net/ponyatie-i-xarakteristika-osnovnyx-elementov-nalogov/

Понятие, функции, классификация и основные элементы налога

Понятие и характеристика основных элементов налогов

Сохрани ссылку в одной из сетей:

НАЛОГИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

КУРСОВАЯРАБОТА

__Понятие,функции, классификация и основныеэлементы налога__

г. Санкт-Петербург

2010 г.

Оглавление

Введение 3

1.Понятие и основные элементы налога 6

2.Функции налога 11

3.Классификации налогов 14

Введение

Налогиявляются необходимым звеном экономическихотноше­ний в обществе с моментавозникновения государства. «В налогахвоплощено экономически выраженноесуществование государства», − справедливоподчеркивал К. Маркс1.

Развитие и изменение форм государственногоустройства всегда сопрово­ждаютсяпреобразованием налоговой системы. Всовременном цивилизованном общественалоги – основной источник доходовгосударства.

Помимо этой сугубо финансовойфункции налого­вый механизм используетсядля экономического воздействиягосударства на общественное производство,его динамику и структуру, на состояниенаучно-технического прогресса.

Налоги сталиизвестны давным-давно, еще на заречеловеческой цивилизации. Их появлениесвязано с самыми первыми общественнымипотребностями.

В развитииформ и методов взимания налогов можновыде­лить три крупных этапа.

На начальномэтапе развития общества (от древнегомира до начала средних веков) государствоне имело финансового аппарата, способногоопределить, сколько и каких налоговнеобходимо собрать. Определялась лишьобщая сумма средств, которую желательно было получить; процесс сбора налоговвозлагался на город или общину.

На второмэтапе (XVI – начало XIX вв.) государствоорганизует сеть государственныхучреждений, в том числе фи­нансовых,и берет на себя часть функций по пополнениюказны: устанавли­вает квоту обложения,наблюдает за процессом сбора налогов,ограничивает этот процесс более илименее широкими рамками.

И, на­конец,третий, современный, этап – государствоберет в свои ру­ки все функцииустановления и взимания налогов, ибона сегодняшний день сложилась широкаяпрактика применения государством правил налогообложения. Региональныеи местные органы власти играют рольпомощников государства, имея ту илииную степень самостоятельности.

Важное местоотводится налогам, как экономическомурычагу, при помощи которого государствовоздействует на рыночную экономику. Вусловиях рыночной экономики любоегосударство широко использует налоговуюполитику в качестве определенногорегулятора воздействия на негативныеявления рынка. Налоги, как и вся налоговаясистема, являются мощным инструментомуправления экономикой в условиях рынка.

Применение налогов является одним из экономическихметодов управления и обеспечениявзаимосвязи общегосударственныхинтересов с коммерческими интересамипредпринимателей, предприятий независимоот ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно – правовой формы предприятия.

С помощьюналогов определяются взаимоотношениясубъектов предпринимательскойдеятельности с государственными иместными бюджетами, с банками, а такжес вышестоящими организациями.

При помощи налогов регулируется внешнеэкономическаядеятельность налогоплательщиков,включая привлечение иностранныхинвестиций путем предоставленияналоговых льгот инвесторам.

В условияхперехода от административно – директивныхметодов управления к экономическимрезко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики,поощрения и развития приоритетныхотраслей народного хозяйства путемпредоставления им налоговых льгот.Государство, проводящее в жизнь грамотнуюналоговую политику, имеет возможностьразвивать наукоемкие производства иосуществлять ликвидацию убыточныхпредприятий.

Посредствомналогов государство воздействует наопределенные общественные процессы,выполняет контрольные функции, выступаетгарантом конституционного права.

Целью даннойработы является – раскрытиесоциально-экономической сущностиналога. Для этого, по моему мнению,необходимо решить следующие задачи:рассмотреть понятие и роль налогов вформировании финансов государства,выделить элементы налога, выделитьфункции и классификацию налогов, а такжепривести основные принципы построенияналогового механизма.

Вшироком смысле под налогом понимаетсявзимаемый на основе государственногопринуждения и не носящий характернаказания или компенсацииобязательный безвозмездный платеж.

Всовременной литературе о налогахприводится большое количе­створазличного рода определений налогов.При этом во всех опреде­ленияхнеизменно подчеркивается, что налог —платежобязатель­ный.Другимисловами, платежи, которые не являютсядля плательщиковобязательными, не относятся к налоговым.К налогам не относятсялюбые добровольные выплаты, взносы,отчисления.

Налогиявляются теми платежами, которыеосуществляются без­возмездно,т.е.их уплата не устанавливает каких-либоконкретных обязанностейгосударства по отношению к лицу, вносящемуэти платежи.

Такимобразом, к налогам не следует относитьплатежи, обязанность поуплате которых возникает в связи сзаключением плательщиками с государством,государственными органами либо инымипредставите­лями государства каких-либодоговоров.

Кналогам также не относятся платежиобязательного характера, взимаемыев качестве каких-либо санкций, напримерштрафы, а так­же различного родакомпенсационные выплаты (например,выплаты повозмещению нанесенного ущерба).

Вотдельных определениях налога указывается,что налоги — это платежи, взимаемые вустановленном законом порядке. Этосправед­ливов том смысле, что в цивилизованномгосударстве обязанности по уплатеналогов должны устанавливаться законом.

Однако включение в определениеслов «платежи, взимаемые в установленномзаконом по­рядке» сильно ограничиваетзначение термина «налог». В рядесовре­менныхгосударств налоги могут вводитьсяпостановлениями выс­шейисполнительной власти.

Иначе говоря,от того, что обязанность повнесению какого-либо платежа не былаустановлена законодатель­нойвластью, соответствующий платеж нетеряет своего налогового характера.

В другихопределениях можно встретить указаниена то, что нало­ги — это платежи,взимаемые с юридических и физическихлиц. В данном случае вряд ли правомерноограничивается само понятие «на­лог».Обязанность по уплате налогов можетвозлагаться не только на отдельныхфизических лиц, но и на различного родаих объединения, не являющиеся юридическимилицами в соответствии с гражданскимзаконодательством.

Налоги— одиниз основныхспособовформирования доходов бюд­жетов.Какправило, налоги взимаются с цельюобеспечения плате­жеспособностиразличных уровней государственнойвласти.

Однако налоговыеплатежи могут подлежать зачислению нетолько в государ­ственные(федеральные и региональные) бюджетыили бюджеты орга­нов местногосамоуправления, они могут выступатьсредством образо­ванияразличного рода фондов.

Налог не перестаетбыть налогом, толькона основании того, что законодательустанавливает необходи­мостьзачисления выплачиваемых сумм помимобюджетных счетов на счета каких-либоорганизаций.

Вэкономическом смысле налогипредставляют собой способпере­распределения новой стоимости—национального дохода, выс­тупаютчастью единого процесса воспроизводстваи специфической формойпроизводственных отношений.

Приперераспределении нацио­нальногодохода налоги обеспечивают государственнуювласть частью новойстоимости в денежной форме. Частьнационального дохода, пере­распределеннаяс помощью налогов, становитсяцентрализованным фондомфинансовых ресурсов государства.

Процесспринудительного отчуждениячасти национального дохода имеетодностороннюю направ­ленностьот налогоплательщика к государству.

Налоговыедоходы государства формируются за счетновой стоимо­сти,созданной в процессе производства(трудом, капиталом, природ­нымиресурсами).

Налоги выражают реальносуществующие денеж­ныеотношения, проявляющиеся в процессеизъятия части стоимости национальногодохода в пользу общегосударственныхпотребностей.

Экономическоесодержание налогов выражается вовзаимоотношени­яхгосударства и хозяйствующих субъектов(физических и юридиче­скихлиц) по поводу формирования государственныхфинансов. Нало­говыеотношения как часть финансовых отношенийнаходятся в постоянномизменении.

Элементыналога.2

Понятиеналога следует рассмотреть с точкизрения совокуп­ности определенныхвзаимодействующих составляющих егоэле­ментов.

Выделяютследующие десять основных элементовналога.

Налоговаянорма —общее правило поведения в налоговойсфере, установленное в определенномпорядке компетентным го­сударственныморганом. Зачастую налоговая нормапредставлена налоговым законом.

Субъектыналогообложения, ккоторым относятся налогопла­тельщики налоговый агент.

Под налогоплательщикамипонимают­сяорганизации и физические лица, на которыхв соответствии с налоговым законодательствомвозложена обязанность уплачиватьналоги.

Налоговымиагентами признаютсялица, на которых в со­ответствии сзаконодательством возложены обязанностипо ис­числению, удержанию уналогоплательщика и перечислению всо­ответствующий бюджет налогов.

Объектаминалогообложения могутявляться доходы, товары, услуги, различныеформы накопленного богатства илиимущест­ва. Каждый налог имеетсамостоятельный объект налогообложе­ния.

Налоговаябаза представляетсобой количественное выражение объектаналогообложения. Под ней понимаетсястоимостная, фи­зическая или инаяхарактеристики объекта налогообложения.

Налоговаяставка представляетсобой величину налоговых на­численийна единицу измерения налоговой базы.Налоговые став­ки могут быть твердымии процентными. Твердыеставки пред­ставленыв виде абсолютных сумм, взимаемых собъекта обложе­ния. Процентныеставки налогаозначают взимание в форме нало­гаопределенной доли стоимости объектаобложения.

Налоговыйпериод устанавливаетсядля того, чтобы обеспечить временнуюопределенность существования налога.Налоговым пе­риодом может бытькалендарный год, квартал, месяц, декада,иной период времени применительно котдельным налогам, по окончании которогоопределяется налоговая база и исчисляетсясумма налога, подлежащая уплате.

Налоговыельготы устанавливаютсяс целью уменьшения на­логовой нагрузкина налогоплательщиков. Система налоговыхльгот имеет разнообразные формы истроится с учетом приори­тетовнациональной фискальной политики.

Вналоговых систе­мах различных странпредусмотрены следующие основные видыналоговых льгот: необлагаемый минимумобъекта, изъятие из об­ложенияопределенных объектов, освобождениеот уплаты нало­гов определенных лицили категорий плательщиков, понижениеналоговых ставок, вычет из налоговогооклада (налогового пла­тежа за расчетныйпериод), налоговые кредиты (отсрочкавзима­ния платежа).

Налоговыйоклад — этоподлежащая взиманию сумма налога. Длякаждого налога устанавливаются сроки порядок уплаты на­лога. Срок уплатыналога — это срок, в течение которогоналого­плательщик обязан фактическивнести налог в бюджет. Порядокуплатыналога представляет собой нормативноустановленные способы и процедурывнесения налога в бюджет.

Подисточникомналога подразумеваетсятот экономический показатель, за счеткоторого производится уплата налога.К источ­никам налога относятся надбавкасверх цены продукции, себесто­имостьпродукции (работ, услуг), финансовыйрезультат деятель­ности, чистаяприбыль.

Источник: https://works.doklad.ru/view/YlkGxHsIFxs.html

ovdmitjb

Add comment