Понятие и характеристика основных элементов налогов
|
|
|
Объект налогообложения. В этом качестве выступают
имущество,
операции по реализации товаров (работ, услуг),
стоимость реализованных товаров (работ, услуг),
прибыль,
доход (в виде процентов и дивидендов),
иные объекты, имеющие стоимостную, количественную или физическую характеристику.
Налоговая ставка (норма налогового обложения). Налоговая ставка это величина налога на единицу измерения налоговой базы (рис. 1).
Рисунок 1 – Классификация налоговых ставок
Взимание налогов может осуществляться тремя способами (рис. 2).
Рисунок 2 – Способы взимания налогового оклада
1.2 Функции и классификация налогов
Экономическая сущность налога проявляется через его функции. Выделяют следующие функции налогов (рис.3).
|
|
Рисунок 3 – Функции налогов
Группировка налогов по разным классификационным признакам представлена на рис. 4.
Рисунок 4 – Классификация налогов
По принадлежности к уровням власти и управления налоги бывают федеральные, региональные и местные (табл. 1).
Таблица 1 – Налоги, сборы, устанавливаемые в Российской Федерации
Федеральные налоги | Региональные налоги | Местные налоги |
Налог на добавленную стоимость | Налог на имущество организаций | Земельный налог |
Налог на прибыль | Транспортный налог | Налог на имущество физических лиц |
Акцизы | Налог на игорный бизнес | |
Налог на доходы физических лиц | Региональные лицензионные сборы | |
Страховые взносы | ||
Налог на добычу полезных ископаемых | ||
Государственная пошлина | ||
Лесной налог | ||
Водный налог | ||
Экологический налог | ||
Таможенные пошлины и сборы | ||
Федеральные лицензионные сборы |
В зависимости от метода взимания налоги бывают прямые и косвенные (рис.5).
Рисунок 5 – Классификация налогов по методу взимания
Налоги в зависимости от источников их покрытия группируются следующим образом (табл. 2):
– налоги, расходы по которым относятся на выручку от реализации продукции (работ, услуг) (НДС, акцизы, таможенные пошлины);
– налоги, расходы по которым относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) (земельный, транспортный и т.д.);
– налоги, расходы по которым относятся на финансовые результаты (налог на прибыль, имущество предприятия);
– налоги, расходы по которым покрываются из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (местные налоги).
Таблица 2 – Налоги, сборы и платежи РФ, уплачиваемые предприятием
Наименование налога | Ставка налога | Объект налогообложения |
Налоги, сборы и платежи, включаемые в цену продукции (работ, услуг) | ||
Налог на добавленную стоимость (НДС) | –по продовольственным и детским (по перечню) товарам – 10%*;–по непродовольственным – 18% | –Стоимость реализуемых товаров (работ, услуг), исчисленную исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС |
Акцизы | –в рублях на единицу измерения продукции;– в процентах от стоимости | Операции по производству и (или) реализации акцизных товаров, указанных в НК РФ (гл. 22 НК РФ) в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок |
Таможенные пошлины и сборы | Специфические, адвалорные, комбинированные и альтернативные | Таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, любое движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая и тепловая энергии, транспортные средства, за исключением используемых для международных перевозок. |
Налоги, сборы и платежи, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг) | ||
в рублях с единицы мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств | – в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, в отношении водных и воздушных транспортных средств, | |
дифференцированы в зависимости от целевого использования (назначения) земли | Кадастровая стоимость земельных участков, предоставленные юридическим лицам и гражданам в собственность, владение или пользование (арену) | |
Налог на добычу полезных ископаемых | в % по каждому виду добытого полезного ископаемого:– калийные соли – 3,8%;– –сырье для строительной индустрии – 5,5%;– драгоценные металлы – 6,0-6,5%;– цветные металлы, алмазы – 8%;нефть, газовый конденсат – 16,5% | Стоимость добытых полезных ископаемых отдельно по каждому виду добытого полезного ископаемого; по углеводородному сырью – количество добытого сырья в натуральном выражении. |
Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии | 10% | Величина расчетной суммы налога на добычу полезных ископаемых исходя из среднегодовой проектной мощности добывающей организации. |
Регулярные платежи за пользование недрами | за 1 кв. м. – устанавливается субъектами РФ | Размер платежа дифференцирован в зависимости от экономико-географических условий, размера участка недр, продолжительности работ и степени геологической изученности территории |
Плата за геологическую информацию о недрах | ||
Сбор за участие в конкурсе (аукционе) | Сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса, оплату труда привлекаемых специалистов и экспертов. | |
Сбор за выдачу лицензии | Размер сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, оформление и регистрацию выдаваемой лицензии. | |
Плата за пользование водными объектами (водный налог) | .Ставки водного налога дифференцированы в зависимости от источника воды, ее целевого использования | |
Страховые взносы (СВ) | 30 % из них:– 22 % в Федеральный бюджет;– 5,1% в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;– 2,9 % – Фонд социального страхования (ФСС) | Фонд оплаты труда, начисленный в соответствии со ст. 255 25 главы НК РФ |
Взносы за негативное воздействие окружающую среду | ||
Налоги, сборы и платежи, относимые на финансовые результаты | ||
Налог на имущество организации | 2,2 % | – Среднегодовая остаточная стоимость основных средств (исключение составляют лишь земля и иные объекты природопользования, а также имущество, принадлежащее государству и используемое для нужд обороны, безопасности и охраны порядка); (Дт счета 01)– Доходные вложения в материальные ценности (основные средства, переданные по договору лизинга) (Дт. счета 03) |
Налоги, исчисляемые от налогооблагаемой прибыли* | ||
20% из них:– 2 % в федеральный бюджет;18% – в региональный бюджет (региональные власти могут снизить эту ставку до 1 3,5%).– 0% – в местный бюджет. |
Источник: http://kursak.net/ponyatie-i-xarakteristika-osnovnyx-elementov-nalogov/
Понятие, функции, классификация и основные элементы налога
Сохрани ссылку в одной из сетей:
НАЛОГИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
КУРСОВАЯРАБОТА
__Понятие,функции, классификация и основныеэлементы налога__
г. Санкт-Петербург
2010 г.
Оглавление
Введение 3
1.Понятие и основные элементы налога 6
2.Функции налога 11
3.Классификации налогов 14
Введение
Налогиявляются необходимым звеном экономическихотношений в обществе с моментавозникновения государства. «В налогахвоплощено экономически выраженноесуществование государства», − справедливоподчеркивал К. Маркс1.
Развитие и изменение форм государственногоустройства всегда сопровождаютсяпреобразованием налоговой системы. Всовременном цивилизованном общественалоги – основной источник доходовгосударства.
Помимо этой сугубо финансовойфункции налоговый механизм используетсядля экономического воздействиягосударства на общественное производство,его динамику и структуру, на состояниенаучно-технического прогресса.
Налоги сталиизвестны давным-давно, еще на заречеловеческой цивилизации. Их появлениесвязано с самыми первыми общественнымипотребностями.
В развитииформ и методов взимания налогов можновыделить три крупных этапа.
На начальномэтапе развития общества (от древнегомира до начала средних веков) государствоне имело финансового аппарата, способногоопределить, сколько и каких налоговнеобходимо собрать. Определялась лишьобщая сумма средств, которую желательно было получить; процесс сбора налоговвозлагался на город или общину.
На второмэтапе (XVI – начало XIX вв.) государствоорганизует сеть государственныхучреждений, в том числе финансовых,и берет на себя часть функций по пополнениюказны: устанавливает квоту обложения,наблюдает за процессом сбора налогов,ограничивает этот процесс более илименее широкими рамками.
И, наконец,третий, современный, этап – государствоберет в свои руки все функцииустановления и взимания налогов, ибона сегодняшний день сложилась широкаяпрактика применения государством правил налогообложения. Региональныеи местные органы власти играют рольпомощников государства, имея ту илииную степень самостоятельности.
Важное местоотводится налогам, как экономическомурычагу, при помощи которого государствовоздействует на рыночную экономику. Вусловиях рыночной экономики любоегосударство широко использует налоговуюполитику в качестве определенногорегулятора воздействия на негативныеявления рынка. Налоги, как и вся налоговаясистема, являются мощным инструментомуправления экономикой в условиях рынка.
Применение налогов является одним из экономическихметодов управления и обеспечениявзаимосвязи общегосударственныхинтересов с коммерческими интересамипредпринимателей, предприятий независимоот ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно – правовой формы предприятия.
С помощьюналогов определяются взаимоотношениясубъектов предпринимательскойдеятельности с государственными иместными бюджетами, с банками, а такжес вышестоящими организациями.
При помощи налогов регулируется внешнеэкономическаядеятельность налогоплательщиков,включая привлечение иностранныхинвестиций путем предоставленияналоговых льгот инвесторам.
В условияхперехода от административно – директивныхметодов управления к экономическимрезко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики,поощрения и развития приоритетныхотраслей народного хозяйства путемпредоставления им налоговых льгот.Государство, проводящее в жизнь грамотнуюналоговую политику, имеет возможностьразвивать наукоемкие производства иосуществлять ликвидацию убыточныхпредприятий.
Посредствомналогов государство воздействует наопределенные общественные процессы,выполняет контрольные функции, выступаетгарантом конституционного права.
Целью даннойработы является – раскрытиесоциально-экономической сущностиналога. Для этого, по моему мнению,необходимо решить следующие задачи:рассмотреть понятие и роль налогов вформировании финансов государства,выделить элементы налога, выделитьфункции и классификацию налогов, а такжепривести основные принципы построенияналогового механизма.
Вшироком смысле под налогом понимаетсявзимаемый на основе государственногопринуждения и не носящий характернаказания или компенсацииобязательный безвозмездный платеж.
Всовременной литературе о налогахприводится большое количестворазличного рода определений налогов.При этом во всех определенияхнеизменно подчеркивается, что налог —платежобязательный.Другимисловами, платежи, которые не являютсядля плательщиковобязательными, не относятся к налоговым.К налогам не относятсялюбые добровольные выплаты, взносы,отчисления.
Налогиявляются теми платежами, которыеосуществляются безвозмездно,т.е.их уплата не устанавливает каких-либоконкретных обязанностейгосударства по отношению к лицу, вносящемуэти платежи.
Такимобразом, к налогам не следует относитьплатежи, обязанность поуплате которых возникает в связи сзаключением плательщиками с государством,государственными органами либо инымипредставителями государства каких-либодоговоров.
Кналогам также не относятся платежиобязательного характера, взимаемыев качестве каких-либо санкций, напримерштрафы, а также различного родакомпенсационные выплаты (например,выплаты повозмещению нанесенного ущерба).
Вотдельных определениях налога указывается,что налоги — это платежи, взимаемые вустановленном законом порядке. Этосправедливов том смысле, что в цивилизованномгосударстве обязанности по уплатеналогов должны устанавливаться законом.
Однако включение в определениеслов «платежи, взимаемые в установленномзаконом порядке» сильно ограничиваетзначение термина «налог». В рядесовременныхгосударств налоги могут вводитьсяпостановлениями высшейисполнительной власти.
Иначе говоря,от того, что обязанность повнесению какого-либо платежа не былаустановлена законодательнойвластью, соответствующий платеж нетеряет своего налогового характера.
В другихопределениях можно встретить указаниена то, что налоги — это платежи,взимаемые с юридических и физическихлиц. В данном случае вряд ли правомерноограничивается само понятие «налог».Обязанность по уплате налогов можетвозлагаться не только на отдельныхфизических лиц, но и на различного родаих объединения, не являющиеся юридическимилицами в соответствии с гражданскимзаконодательством.
Налоги— одиниз основныхспособовформирования доходов бюджетов.Какправило, налоги взимаются с цельюобеспечения платежеспособностиразличных уровней государственнойвласти.
Однако налоговыеплатежи могут подлежать зачислению нетолько в государственные(федеральные и региональные) бюджетыили бюджеты органов местногосамоуправления, они могут выступатьсредством образованияразличного рода фондов.
Налог не перестаетбыть налогом, толькона основании того, что законодательустанавливает необходимостьзачисления выплачиваемых сумм помимобюджетных счетов на счета каких-либоорганизаций.
Вэкономическом смысле налогипредставляют собой способперераспределения новой стоимости—национального дохода, выступаютчастью единого процесса воспроизводстваи специфической формойпроизводственных отношений.
Приперераспределении национальногодохода налоги обеспечивают государственнуювласть частью новойстоимости в денежной форме. Частьнационального дохода, перераспределеннаяс помощью налогов, становитсяцентрализованным фондомфинансовых ресурсов государства.
Процесспринудительного отчуждениячасти национального дохода имеетодностороннюю направленностьот налогоплательщика к государству.
Налоговыедоходы государства формируются за счетновой стоимости,созданной в процессе производства(трудом, капиталом, природнымиресурсами).
Налоги выражают реальносуществующие денежныеотношения, проявляющиеся в процессеизъятия части стоимости национальногодохода в пользу общегосударственныхпотребностей.
Экономическоесодержание налогов выражается вовзаимоотношенияхгосударства и хозяйствующих субъектов(физических и юридическихлиц) по поводу формирования государственныхфинансов. Налоговыеотношения как часть финансовых отношенийнаходятся в постоянномизменении.
Элементыналога.2
Понятиеналога следует рассмотреть с точкизрения совокупности определенныхвзаимодействующих составляющих егоэлементов.
Выделяютследующие десять основных элементовналога.
Налоговаянорма —общее правило поведения в налоговойсфере, установленное в определенномпорядке компетентным государственныморганом. Зачастую налоговая нормапредставлена налоговым законом.
Субъектыналогообложения, ккоторым относятся налогоплательщики налоговый агент.
Под налогоплательщикамипонимаютсяорганизации и физические лица, на которыхв соответствии с налоговым законодательствомвозложена обязанность уплачиватьналоги.
Налоговымиагентами признаютсялица, на которых в соответствии сзаконодательством возложены обязанностипо исчислению, удержанию уналогоплательщика и перечислению всоответствующий бюджет налогов.
Объектаминалогообложения могутявляться доходы, товары, услуги, различныеформы накопленного богатства илиимущества. Каждый налог имеетсамостоятельный объект налогообложения.
Налоговаябаза представляетсобой количественное выражение объектаналогообложения. Под ней понимаетсястоимостная, физическая или инаяхарактеристики объекта налогообложения.
Налоговаяставка представляетсобой величину налоговых начисленийна единицу измерения налоговой базы.Налоговые ставки могут быть твердымии процентными. Твердыеставки представленыв виде абсолютных сумм, взимаемых собъекта обложения. Процентныеставки налогаозначают взимание в форме налогаопределенной доли стоимости объектаобложения.
Налоговыйпериод устанавливаетсядля того, чтобы обеспечить временнуюопределенность существования налога.Налоговым периодом может бытькалендарный год, квартал, месяц, декада,иной период времени применительно котдельным налогам, по окончании которогоопределяется налоговая база и исчисляетсясумма налога, подлежащая уплате.
Налоговыельготы устанавливаютсяс целью уменьшения налоговой нагрузкина налогоплательщиков. Система налоговыхльгот имеет разнообразные формы истроится с учетом приоритетовнациональной фискальной политики.
Вналоговых системах различных странпредусмотрены следующие основные видыналоговых льгот: необлагаемый минимумобъекта, изъятие из обложенияопределенных объектов, освобождениеот уплаты налогов определенных лицили категорий плательщиков, понижениеналоговых ставок, вычет из налоговогооклада (налогового платежа за расчетныйпериод), налоговые кредиты (отсрочкавзимания платежа).
Налоговыйоклад — этоподлежащая взиманию сумма налога. Длякаждого налога устанавливаются сроки порядок уплаты налога. Срок уплатыналога — это срок, в течение которогоналогоплательщик обязан фактическивнести налог в бюджет. Порядокуплатыналога представляет собой нормативноустановленные способы и процедурывнесения налога в бюджет.
Подисточникомналога подразумеваетсятот экономический показатель, за счеткоторого производится уплата налога.К источникам налога относятся надбавкасверх цены продукции, себестоимостьпродукции (работ, услуг), финансовыйрезультат деятельности, чистаяприбыль.
Источник: https://works.doklad.ru/view/YlkGxHsIFxs.html
Add comment