Kievuz

Разумный мозг

Как соотносятся мозг и разум?

Разумный мозг

Когнитивная наука — это междисциплинарная среда, которая включает нейронауку, психологию, философию, искусственный интеллект и другие смежные направления, изучающие мозг и разум.

Когнитивные технологии обещают фантастическое будущее, в котором человек изменится как биологический вид.

Возможно, открытия в этой области ознаменуют начало новой эпохи, подобной Ренессансу, только ещё более масштабному. 

Мозги, компьютеры и роботы: портал о современной нейронауке

Но пока спустимся на землю, где в июне прошла седьмая международная конференция по когнитивной науке. Нас интересует доклад нейрофизиолога Константина Владимировича Анохина, который рассуждал на тему создания фундаментальной теории мозга и разума.

 Задача этой теории — выяснить, как же относятся друг к другу мозг и разум. Их соотношение — это целый набор «одновременностей». Одновременно происходят психологические, физиологические, биохимические, молекулярно-биологические, информационные, энергетические, биофизические процессы.

В новой теории все эти свойства должны согласовываться.

Однако для того, чтобы понять значимость разработки фундаментального междисциплинарного подхода, нужно сперва составить общую картину того, как поэтапно эволюционировали взгляды на проблему отношения психического и физического.

Татьяна Черниговская рассказывает на Science Slam о важности изучения строения мозга.

1. «Наивный здравый смысл»

Правила мозга, которые облегчают обучение

Сперва люди умудрялись видеть душу в самых разных вещах. Например, в древней Месопотамии органом мудрости считалось ухо. А сердце и по сей день метафорически воспринимают как вместилище чувственных переживаний.

Один из великих философов полагал, что в мозгу существуют «животные духи», которые бегают от одной мышцы к другой, составляя телесный принцип движения. Этим человеком был Рене Декарт.

А позже нейронаука откроет процесс, в некотором смысле эквивалентный «бегающим духам» — синаптическую передачу.

Трудно представить время, когда люди имели бы столько социальных функций, как сегодня. Но вместе с ними появлялись и новые психологические явления, которые нужно было классифицировать.

Аристотель долго думал, но всё-таки разделил психические процессы на ощущение, восприятие, внимание, и ряд других. Позже нашлись те, кто вообще свел все многообразие чувств к желанию, удовольствию и неудовольствию.

Попытки собрать в одном месте все психологические явления привели к созданию интроспективной психологии.

Изображение нейронов, которое испанский нейробиолог Сантьяго Рамон-и-Кахаль сделал в 1899 году.

Источник: Wikipedia

2. Умозрительный этап

Когнитивные искажения в образовании

Таким образом, проблема соотношения мозга и разума обзавелась психологическими решениями: учёные проводили исследования при помощи внутреннего наблюдения психологических процессов. Мы тоже можем наблюдать за тем, как в нас зарождается поведение, как принимаются решения в нестандартных ситуациях: например, когда мы решаем объехать «пробку». Позже это поведение анализируется и оценивается.

Очевидно, что самонаблюдение доступно каждому.

Например, Герберт Спенсер имел всего лишь общие представления о физическом функционировании нервной системы, но был мастером интроспекции и ставил мысленные эксперименты. Подобная работа все-таки не увела исследователя от понимания одной очень важной вещи: существует только одна реальность, которая проявляется как с субъективной, так и с объективной стороны.

На этом этапе учёные выделяли разум, эмоции, память, волю, восприятие, ощущение. Одним из самых больших достижений стало осознание эволюционного характера развития психики. Кстати, Спенсер, внесший значительный вклад в науку, предпочел обучению в Кембридже самообразование — и есть основания полагать, что это не просто любопытное совпадение.

С точки зрения псевдонауки френологии, популярной в XIX веке, психика человека была напрямую связана со строением его черепа.

Источник: anatomybox.com

3. Клинический этап

Во второй половине XIX века нашей проблемой занимались преимущественно физиологи и клиницисты. Дело в том, что интроспективная психология часто не видела большого смысла в том, чтобы изучать взаимосвязь души и мозга. Считалось, что разум можно изучать отдельно от физиологии.

Коннектомы и когнитом: гиперсетевые модели мозга

Иногда случалось так, что человек получал травму мозга, которая меняла его поведение. Клиницисты изучали, каким образом связаны эти два явления. Именно с этих позиций критиковалась интроспективная психология.

Ученые-физиологи смогли открыть и назвать различные структуры головного мозга — например, центры речи, слуха, зрения, движений и многие другие. Вы наверняка слышали о случаях, когда люди с повреждённым мозгом живут полноценной жизнью.

Но всё-таки гораздо чаще нарушения в тех или иных областях приводят к потере какой-либо психической функции.

Психическое явление никогда не существует само по себе, оно всегда является только внутренне необходимым моментом более сложного психофизиологического процесса.

— Л.С. Выготский

В это же время Иван Павлов первым начал экспериментировать на здоровых животных. Основной процесс, который регистрировался в его лаборатории — это слюнотечение, а участниками этих известных экспериментов были собаки. Этот процесс есть реакция на условный и безусловный стимул, или рефлекс.

Если я пролью на вас горячий кофе, то вы почувствуете боль и сделаете резкое движение назад — это безусловный рефлекс.

Но если я каждый день буду лить на вас горячий кофе, то вы научитесь новому поведению — это условный рефлекс. То есть, теперь вы не только реагируете на раздражитель, но и умеете его предотвратить. Например, избегать встречи со мной в то время суток, когда я проливал на вас кофе.

Рефлекс пришел из философии все того же Декарта и был признан основой нервной деятельности. Благодаря труду физиологов и неврологов было описано много клинически важных рефлексов.

Они использовались для диагностики поражений отделов нервной системы и помощи больным. Научное заблуждение на данном этапе состояло в том, что психологические понятия заменялись на физиологические.

Сегодня не только стимул, а даже понятие «инстинкт» используют в научном сообществе с осторожностью.

4. Сопоставляющий подход и смелая альтернатива

Вскоре учёные поставили перед собой новую задачу: исследовать механизм психических процессов, обнаруживая связь между регистрируемой активностью мозга и поведением.

Активность мозга изучается при помощи специального устройства — ЭЭГ. Исследователи наблюдали за тем, какие участки мозга активируются, к примеру, при речевой деятельности. Сопоставляли данные и делали определенные выводы.

Технологии совершили прорыв в XXI веке, но принцип сопоставления не изменился.

Некоторые исследователи сделали вывод, что рефлексы не подходят для изучения сложного поведения.

Представьте, как собака чешет ухо. Как описать такое поведение внешним наблюдением? В терминах учения о рефлексах можно было бы назвать такое поведение «чесательным рефлексом». Раздражение в области уха устраняется «чесательным» движением. В действительности же собака задействует в этом движении весь организм, чтобы достичь полезного результата.

Источник: vintage-views.com

Про цифровое бессмертие

На основании этого Пётр Кузьмич Анохин разработал теорию функциональных систем (ТФС).

 Её суть в том, что в основе поведения лежат качественно-специфические системные процессы, которые могут рассматриваться одновременно и как психические, и как физиологические. Мы отмечали выше, сколько «одновременностей» составляют работу мозга.

В этой теории многое согласуется, и она стала альтернативой методу сопоставления. Развитие отношений между учением о рефлексах и системным подходом — это захватывающая история.

В ТФС поведение рассматривается через поведенческий акт, который определяется как отношение целостного организма и окружающей среды.

Когда вы ведёте машину, ваше поведение — это не набор простых рефлексов. Это процесс, который затрагивает элементы всего организма, образуя целостную функциональную систему. Поведение — это континуум актов, в которых активируется функциональная система. В итоге вы доезжаете до ближайшего парка отдыха, тем самым реализуя функцию этой психической системы и достигая полезного результата.

В неокортекс всё происходит одновременно, так что в этих процессах нет ни начала, ни конца.

— Рэй Курцвейл«Эволюция разума»

В то время, как и сейчас, не было возможности изучать активность мозга животного в естественной среде, но с этой проблемой великолепно справлялся Конрад Лоренц в своих экспериментах с гусями.

Коррелятивный (сопоставляющий) подход остается самым популярным и в сегодняшней нейронауке. Недавно была опубликована работа ведущих исследователей нервных коррелятов сознания во главе с Кристофом Кохом, в котором учёные делают вывод о том, что, изучая отдельные структуры мозга, решить «трудную проблему сознания» невозможно. Просто потому, что сознания нет ни в одной структуре мозга.

Управление протезом руки.

5. Системный подход и фундаментальная теория

Think different: формальное и диалектическое мышление

Системный подход ещё в прошлом веке утверждал, что любая функция мозга осуществляется не локальными структурами, а системами таких структур. С этим соглашались многие учёные всего мира, — например, Вернон Маунткасл, описавший модульную организацию коры мозга, или Александр Лурия, основатель отечественной нейропсихологии.

Сегодня наука о мозге располагает фантастическим набором исследовательских средств, которые позволяют ей отказаться от тупиковых метафор.

Например, что мозг и разум — это компьютер, голографическая установка или божественный дар. Современная наука использует знания и подходы всех рассмотренных этапов. Например, очень скоро мы исполним заветную мечту исследователей сопоставляющего этапа и сможем регистрировать активность мозга средствами носимого ЭЭГ.

Логически возникает необходимость в фундаментальной теории мозга и разума, как когда-то возникла необходимость междисциплинарного объединения наук. Возникновение гиперсетевой модели мозга основано на опыте предыдущих достижений в системном подходе.

Любой мозг — это сеть. Любой разум — это сеть. Их соотношение — это гиперсеть, которая может быть формально описана. На Newtonew уже рассказывали о коннектоме и когнитоме в одной очень интересной статье.

 Фундаментальная теория должна ответить на вопрос «что есть любой мозг?»

Кое-что об активности мозга.

МиР (мозг и разум) в ожидании гения

Мы рассмотрели пять логически несовместимых подходов к тому, как можно представить и изучать соотношение мозга и разума. Каждый из них на определённом этапе был большим достижением. Исследование нервных коррелятов сознания по-прежнему ежегодно порождает тысячи научных работ. Но нам требуются решения иного качества, которые ещё ждут своих открывателей.

По мысли Канта, с нами природа поступила как мачеха, потому что, дав нам моральное сознание, она одновременно лишила нас возможности иметь его познанным и доказанным.

— Мераб Мамардашвили

Когда нам удастся понять соотношение мозга и разума, мы встанем перед выбором. Направить наши знания на социокультурные задачи человечества — или создать искусственный аналог человека и смотреть, станет ли он мириться с нашими недостатками?

Мы сможем усилить свои интеллектуальные способности, лучше обучать своих детей и понять природу творчества. Исследования мозга и разума — дорога с множеством опасностей. Но мы уже слишком долго разглядываем этот ящик Пандоры, чтобы просто отложить его в сторону.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://newtonew.com/science/brain-and-consciousness

Человек и его разум

Разумный мозг

Дата создания: 2015/04/30

Итак, каков он человек с разумом? Понятие это ограничено столетием. Может проживет меньше 100 лет (меньше века) или больше 100 лет.

«Разумный лоб» – человек, обладающий нестандартным умом. Человечество рождается, живет и умирает на протяжении 40000 лет, а человек разумный с уникальным разумным мозгом около 30000лет(300 веков).

До сих пор, ученые всего мира изучают феномен мозга, его деятельность, как он связан с нашими чувствами, мыслями и поведением. Человек стал разумным, когда стал накапливать нужные знания и опыт. Мудрость веков – это переданное нам знание наших предков, необходимое для продления человеческого рода.

Предел человеческого разума

Предел человеческого разума – знание необходимой информации, т.е знание нужного. Когда мы думаем о пределах возможностей разума, темой рассмотрения становится верхняя граница способности человека изменять события в свою пользу. Выяснение пределов возможностей разумных существ – задача исключительно трудная.

Но опыт развития науки твёрдо говорит, что пределов познанию нет, познание принципиально безгранично. В результате, сегодня не только нельзя назвать крайние границы возможностей разума или определяющие их критерии, но неясно даже, существуют ли подобные границы.

Возможности разума безграничны, однако, всегда в реальной ситуации ограничивается уровнем достигнутых знаний.

Мозг и его значение

Мозг представляет собой самый загадочный и сложный объект познания, насчитывает более 100 миллиардов нервных клеток «серого вещества» с извилинами.

Мозг играет роль посредника между разумным «я» и физическим телом, организуя и упорядочивая деятельность человека. Например, когда мы дотрагиваемся до горячего предмета, мозг принимает сигнал и посылает импульс на мышцы, и мы отдергиваем руку от боли; накопленный опыт позволяет не трогать горячий предмет.

Другой пример, когда йоги демонстрируют танцы на горячих углях – ученые разводят руками и признают противоречащий сам себе факт: это невозможно, но это действительно происходит. Предел человеческих возможностей лежит далеко за границами наших привычных представлений. Разум независим от мозга: «Разум всегда стоит выше содержания нашего сознания.

Это абсолютно независимая сущность. Разум приказывает, мозг исполняет. Мозг-это посланец к сознанию».

Ученые утверждают, что извилины в лобной части отвечают за будущее, мечту и фантазию; височно-теменные отделы отвечают за настоящее, а затылочные отделы за прошедшее (память, опыт).

Изучение разгадки разумности, гениальности

В начале 20 века был создан в Москве институт мозга РАМН где проводились эксперименты по изучению разгадки секрета разума и сравнения извилин умерших гениев, выдающихся личностей.

Появилась новая наука – эврология, изучающая одаренность.

Ученые хотели обнаружить законы наследования таланта пытаясь изучить мозг Ленина, но изучать – то к сожалению было нечего: мозг с изъеденными болезнью извилинами вследствие длительного смертельного заболевания, наличие пустот и полостей наполненных жидкостью, образовавшейся в результате рассасывания омертвевшего мозгового вещества.

Пришлось всем институтам по эврологии свернуть работы, поскольку поиск «вещества гениальности» не увенчались успехом. Ученым так и не удалось выяснить, отчего все-таки зависит интеллект человека, но … вдруг случайно нашелся образец мозга Эйнштейна, который в 1955 году похитил патологоанатом Томас Харвей, хранивший его 40 лет в колбе.

При изучении полученных образцов мозга профессор Сандра Вительсон призналась: непомерно большой оказалась борозда, разделяющая височную и теменную доли. Она разрослась так, что изменила размеры и местоположение других участков мозга. Огромным выглядел участок мозга, отвечающий за восприятие, интуицию и запоминание.

В 1920-30 гг. при институте мозга появился «Пантеон мозга выдающихся людей» где хранятся в специальных колбах несколько десятков мозгов выдающихся гениев. Среди них мозг: писателя и общественного деятеля М.

Горького, артиста Дурова, политического деятеля академика Луначарского А.В., поэта Маяковского В.В., основоположника селекции академика Мичурина И.В., физиолога академика Павлова И.П., режиссера актера Станиславского К.С.

, ученого изобретателя основоположника космонавтики Циолковского К.Э.

Гены наследственности

Прорыв в изучении феномена гениальности произойдет, скорее всего, в области генетики, – считала академик Наталья Бехтерева, внучка Бехтерева В.М. (1857-1927 гг.) ученого, организатора и основателя института по изучению мозга и психической деятельности.

Передаются ли наследственные свойства от родителей к детям? Может быть наследуются только основные черты характера родителей, их нравственные направления к добру или злу, или высшие способности ума, чувств и воля? Родственники, посмотрев на ребенка, скажут, на кого больше похож: «лоб такой, а умный какой», какая внешность и поведение и прочие ценности его, которые могут передаваться по наследству. В семье великого композитора, органиста Иоганна Себастьяна Баха, все его братья и дети были талантливыми музыкантами. А в семье флорентийского живописца Альбрехта Дюрера, также все потомки по мужской линии были известными художниками.

Ученые пишут, что генетическое наследие играет определенную роль в том, какие мы есть. Известно, наследуется способность или склонность, возможность проявить себя в разумных пределах.

Источник: http://www.medroad.ru/raznoe/chelovek-i-ego-razym.html

Как же относятся друг к другу мозг и разум?

Нас интересует доклад нейрофизиолога Константина Владимировича Анохина, который рассуждал на тему создания фундаментальной теории мозга и разума. Задача этой теории — выяснить, как же относятся друг к другу мозг и разум.

Их соотношение — это целый набор «одновременностей». Одновременно происходят психологические, физиологические, биохимические, молекулярно-биологические, информационные, энергетические, биофизические процессы.

В новой теории все эти свойства должны согласовываться.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Однако для того, чтобы понять значимость разработки фундаментального междисциплинарного подхода, нужно сперва составить общую картину того, как поэтапно эволюционировали взгляды на проблему отношения психического и физического.

 

Сперва люди умудрялись видеть душу в самых разных вещах.

Например, в древней Месопотамии органом мудрости считалось ухо. А сердце и по сей день метафорически воспринимают как вместилище чувственных переживаний.

Один из великих философов полагал, что в мозгу существуют «животные духи», которые бегают от одной мышцы к другой, составляя телесный принцип движения.

Этим человеком был Рене Декарт. А позже нейронаука откроет процесс, в некотором смысле эквивалентный «бегающим духам» — синаптическую передачу.

Трудно представить время, когда люди имели бы столько социальных функций, как сегодня. Но вместе с ними появлялись и новые психологические явления, которые нужно было классифицировать.

Аристотель долго думал, но всё-таки разделил психические процессы на ощущение, восприятие, внимание, и ряд других.

Позже нашлись те, кто вообще свел все многообразие чувств к желанию, удовольствию и неудовольствию.

Попытки собрать в одном месте все психологические явления привели к созданию интроспективной психологии.

Изображение нейронов, которое испанский нейробиолог Сантьяго Рамон-и-Кахаль сделал в 1899 году.

2. УМОЗРИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Таким образом, проблема соотношения мозга и разума обзавелась психологическими решениями: учёные проводили исследования при помощи внутреннего наблюдения психологических процессов.

Мы тоже можем наблюдать за тем, как в нас зарождается поведение, как принимаются решения в нестандартных ситуациях: например, когда мы решаем объехать «пробку».

Позже это поведение анализируется и оценивается.

Очевидно, что самонаблюдение доступно каждому.

Например, Герберт Спенсер имел всего лишь общие представления о физическом функционировании нервной системы, но был мастером интроспекции и ставил мысленные эксперименты.

Подобная работа все-таки не увела исследователя от понимания одной очень важной вещи: существует только одна реальность, которая проявляется как с субъективной, так и с объективной стороны.

На этом этапе учёные выделяли разум, эмоции, память, волю, восприятие, ощущение.

Одним из самых больших достижений стало осознание эволюционного характера развития психики.

Кстати, Спенсер, внесший значительный вклад в науку, предпочел обучению в Кембридже самообразование — и есть основания полагать, что это не просто любопытное совпадение.

С точки зрения псевдонауки френологии, популярной в XIX веке, психика человека была напрямую связана со строением его черепа.

3. КЛИНИЧЕСКИЙ ЭТАП

Во второй половине XIX века нашей проблемой занимались преимущественно физиологи и клиницисты.

Дело в том, что интроспективная психология часто не видела большого смысла в том, чтобы изучать взаимосвязь души и мозга.

Считалось, что разум можно изучать отдельно от физиологии.

Иногда случалось так, что человек получал травму мозга, которая меняла его поведение.

Клиницисты изучали, каким образом связаны эти два явления. Именно с этих позиций критиковалась интроспективная психология.

Ученые-физиологи смогли открыть и назвать различные структуры головного мозга — например, центры речи, слуха, зрения, движений и многие другие.

Вы наверняка слышали о случаях, когда люди с повреждённым мозгом живут полноценной жизнью.

Но всё-таки гораздо чаще нарушения в тех или иных областях приводят к потере какой-либо психической функции.

Психическое явление никогда не существует само по себе, оно всегда является только внутренне необходимым моментом более сложного психофизиологического процесса.
— Л.С. Выготский

В это же время Иван Павлов первым начал экспериментировать на здоровых животных. Основной процесс, который регистрировался в его лаборатории — это слюнотечение, а участниками этих известных экспериментов были собаки. Этот процесс есть реакция на условный и безусловный стимул, или рефлекс.

Если я пролью на вас горячий кофе, то вы почувствуете боль и сделаете резкое движение назад — это безусловный рефлекс.

Но если я каждый день буду лить на вас горячий кофе, то вы научитесь новому поведению — это условный рефлекс.

То есть, теперь вы не только реагируете на раздражитель, но и умеете его предотвратить. Например, избегать встречи со мной в то время суток, когда я проливал на вас кофе.

Рефлекс пришел из философии все того же Декарта и был признан основой нервной деятельности.

Благодаря труду физиологов и неврологов было описано много клинически важных рефлексов.

Они использовались для диагностики поражений отделов нервной системы и помощи больным.

Научное заблуждение на данном этапе состояло в том, что психологические понятия заменялись на физиологические.

Сегодня не только стимул, а даже понятие «инстинкт» используют в научном сообществе с осторожностью.

4. СОПОСТАВЛЯЮЩИЙ ПОДХОД И СМЕЛАЯ АЛЬТЕРНАТИВА

Вскоре учёные поставили перед собой новую задачу: исследовать механизм психических процессов, обнаруживая связь между регистрируемой активностью мозга и поведением.

Активность мозга изучается при помощи специального устройства — ЭЭГ. Исследователи наблюдали за тем, какие участки мозга активируются, к примеру, при речевой деятельности.

Сопоставляли данные и делали определенные выводы. Технологии совершили прорыв в XXI веке, но принцип сопоставления не изменился.

Некоторые исследователи сделали вывод, что рефлексы не подходят для изучения сложного поведения.

Представьте, как собака чешет ухо. Как описать такое поведение внешним наблюдением?

В терминах учения о рефлексах можно было бы назвать такое поведение «чесательным рефлексом». Раздражение в области уха устраняется «чесательным» движением.

В действительности же собака задействует в этом движении весь организм, чтобы достичь полезного результата.

На основании этого Пётр Кузьмич Анохин разработал теорию функциональных систем (ТФС).

Её суть в том, что в основе поведения лежат качественно-специфические системные процессы, которые могут рассматриваться одновременно и как психические, и как физиологические.

Мы отмечали выше, сколько «одновременностей» составляют работу мозга. В этой теории многое согласуется, и она стала альтернативой методу сопоставления.

Развитие отношений между учением о рефлексах и системным подходом — это захватывающая история.

В ТФС поведение рассматривается через поведенческий акт, который определяется как отношение целостного организма и окружающей среды.

Когда вы ведёте машину, ваше поведение — это не набор простых рефлексов. Это процесс, который затрагивает элементы всего организма, образуя целостную функциональную систему.

Поведение — это континуум актов, в которых активируется функциональная система.

В итоге вы доезжаете до ближайшего парка отдыха, тем самым реализуя функцию этой психической системы и достигая полезного результата.

В неокортекс всё происходит одновременно, так что в этих процессах нет ни начала, ни конца.
— Рэй Курцвейл, «Эволюция разума»

В то время, как и сейчас, не было возможности изучать активность мозга животного в естественной среде, но с этой проблемой великолепно справлялся Конрад Лоренц в своих экспериментах с гусями.

Коррелятивный (сопоставляющий) подход остается самым популярным и в сегодняшней нейронауке.

Недавно была опубликована работа ведущих исследователей нервных коррелятов сознания во главе с Кристофом Кохом, в котором учёные делают вывод о том, что, изучая отдельные структуры мозга, решить «трудную проблему сознания» невозможно.

Просто потому, что сознания нет ни в одной структуре мозга.

Мир (мозг и разум) в ожидании гения

Мы рассмотрели пять логически несовместимых подходов к тому, как можно представить и изучать соотношение мозга и разума. Каждый из них на определённом этапе был большим достижением.

Исследование нервных коррелятов сознания по-прежнему ежегодно порождает тысячи научных работ. Но нам требуются решения иного качества, которые ещё ждут своих открывателей.

По мысли Канта, с нами природа поступила как мачеха, потому что, дав нам моральное сознание, она одновременно лишила нас возможности иметь его познанным и доказанным.
— Мераб Мамардашвили

Когда нам удастся понять соотношение мозга и разума, мы встанем перед выбором. Направить наши знания на социокультурные задачи человечества — или создать искусственный аналог человека и смотреть, станет ли он мириться с нашими недостатками?

Мы сможем усилить свои интеллектуальные способности, лучше обучать своих детей и понять природу творчества.

Исследования мозга и разума — дорога с множеством опасностей. Но мы уже слишком долго разглядываем этот ящик Пандоры, чтобы просто отложить его в сторону.опубликовано econet.ru.

Никита Брозан

Если у вас возникли вопросы, задайте их здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/articles/183661-kak-sootnosyatsya-mozg-i-razum

Один человек – три мозга: простая реальность

Разумный мозг

Да, у человека три мозга.

Это доказанный факт, о котором стоит знать.

Почему? Во-первых, это интересно. Во-вторых, это важно.

Три мозга – подарок длительной эволюции, позволивший выжить и стать теми, кто мы есть. Но также три блока мозга – это и сложная система взаимодействий, без понимания логики которой практически невозможно что-либо планировать, достигать и добиваться. Разве что только на интуитивном уровне.

Теория Пола Маклина: три мозга человека

Сначала общая информация.

В голове каждого человека есть трехслойный триединый мозг. Каждый новый уровень появлялся как следствие эволюции и привносил в поведение что-то новое и абсолютно уникальное. Все системы расположены одна над другой, то есть это не отделы и не полушария.

Скорее, оболочки.

Самая глубинная – маленькая по объему и старая по возрасту – оболочка рептильного мозга. Отвечает на выживание в глобальном смысле этого слова.

Второй слой – лимбическая система. Ей лет уже меньше, а зона воздействия на организм человека сильнее. В нее попадает весь эмоциональный спектр чувств – от любви до ненависти.

Заканчивает структуру триединого мозга человека неокортекс. Этот уровень делает нас мыслящими, разумными существами. Главными на этой планете.

Интересная выявлена закономерность: чем старше уровень мозга, тем сильнее его влияние на поведение и привычки, тем сложнее с ним бороться.

Важно. Все три структуру «живут» недружно. Они очень редко взаимодействуют между собой, чаще каждая «отстаивает» свои интересы.

Вот об этом и поговорим.

Рептильный мозг, р-комплекс, инстинкты

Рептильный мозг получил свое название, потому что в целостном сформированном виде существует сегодня у рептилий. Они не пошли дальше по цепочке эволюции, подарив ученым возможность для глобального анализа.

Рептилии обладают полным р-комплексом, деятельность которого направлена на выживания. Для этого нужно:

  1. питаться;
  2.  размножаться;
  3. защищаться – убегать или нападать.

Собственно, и все. Если извне никаких воздействий нет, а базовые инстинкты удовлетворены, рептилия будет находится в спячке или неподвижности.

Это огромный плюс для человека, у которого р-комплекс входит в три блока мозга. Почему? Потому что при нормальной жизнедеятельности этот слой мозг практически всегда находится в состоянии стазиса и не мешает.

В случае опасности, голода или появлении иных базовых потребностей просыпается и «митингует». После снова «спит».

Лимбическая система, л-комплекс, эмоции

Второй виток эволюции легко проследить у млекопитающих и птиц.

Теперь к потребности выживания добавился весь эмоциональный спектр. Любовь, радость, сочувствие, грусть, тоска… Список огромен.

Вслед за эмоциями быстренько подтянулась потребность в социуме. Появились понятия «иерархия», «статус», «доминирование».

Желания лимбической системы оказывают влияние на все три отдела мозга.

Что хочет лимбика?

  • Бесконечного комфорта!
  • Хорошо и вкусно кушать.
  • Интересно отдыхать.
  • Постоянно радоваться.
  • Наслаждаться жизнью.
  • Любить.

Чем больше позитива, тем полноценнее реализуется л-комплекс. Тем счастливее человек. И это уже создает проблемы.

В общем поведенческом рисунке лимбика напоминает очень капризного ребенка. Она хочет только радоваться и развлекаться. Все, что ей не нравится и не приносит удовольствия, отторгается на сознательно-подсознательном уровне.

Слово «надо» лимбической системе не знакомо. Только слово «хочу»!

Неокортекс, новый мозг, разум

Мысли, суждения, способность к аналитике и прочие «плюшки» сознательного бытия есть у человека, дельфинов и некоторых приматов. За что отвечает новый, созданный эволюцией, уровень.

Если сравнивать все три системы мозга, то новой структуре отведено 85%. По объему много, но влияния это не добавляет.

Неокортекс с одной стороны возглавляет все три вида мозга и делает нас «человеками разумными», но при этом он находится в постоянной борьбе с эмоциями и р-комплексом.

Новый мозг хочет:

  • развиваться;
  • думать;
  • анализировать;
  • планировать;
  • оценивать;
  • сравнивать…

Но остальным системам – лимбике и рептилоидной части – этого не надо. Им нужно выжить и получить максимум наслаждений. Всё!

Три оболочки мозга: сложности

Три части мозга постоянно противостоят друг другу. Но больше всего с неокортексом борется лимбическая система.

Лимбика не хочет учиться, развиваться, планировать. Она хочет лежать на диване, кушать вкусную еду и наслаждаться легкими книгами.

А рептилоидный при таком раскладе просто спит. Опасности нет, еда есть – а больше ничего и не надо.

Именно с капризным ребенком – л-комплексом – приходится бороться, когда хочется:

Вот с привычками, кстати, получается все хорошо. Если пережить протесты организма и мозга, то лимбика научится получать кайф от вновь приобретенного навыка и будет воспринимать его уже доброжелательно.

В этом и кроется весь секрет. Единый мозг – концепция три в одном – может взаимодействовать качественно, если позаботиться о комфорте каждой структуры.

Синхронизировать блоки и дать каждому уровню важные для него ощущения.

Если получается это сделать, то три блока головного мозга работаю как один. А человек попадает в «поток» и может достичь любых высот.

И еще очень важный момент: теория трех мозгов дает понимание, как контролировать эмоции и не впадать самопроизвольно в крайние состояния. То есть держать в узде гнев, ярость, стресс и даже избыточную радость. Об этом в следующих статьях.

Источник: https://mn-zd.ru/motivaciya/odin-chelovek-tri-mozga/

ovdmitjb

Add comment