Как соотносятся мозг и разум?
Когнитивная наука — это междисциплинарная среда, которая включает нейронауку, психологию, философию, искусственный интеллект и другие смежные направления, изучающие мозг и разум.
Когнитивные технологии обещают фантастическое будущее, в котором человек изменится как биологический вид.
Возможно, открытия в этой области ознаменуют начало новой эпохи, подобной Ренессансу, только ещё более масштабному.
Мозги, компьютеры и роботы: портал о современной нейронауке
Но пока спустимся на землю, где в июне прошла седьмая международная конференция по когнитивной науке. Нас интересует доклад нейрофизиолога Константина Владимировича Анохина, который рассуждал на тему создания фундаментальной теории мозга и разума.
Задача этой теории — выяснить, как же относятся друг к другу мозг и разум. Их соотношение — это целый набор «одновременностей». Одновременно происходят психологические, физиологические, биохимические, молекулярно-биологические, информационные, энергетические, биофизические процессы.
В новой теории все эти свойства должны согласовываться.
Татьяна Черниговская рассказывает на Science Slam о важности изучения строения мозга.
1. «Наивный здравый смысл»
Правила мозга, которые облегчают обучение
Сперва люди умудрялись видеть душу в самых разных вещах. Например, в древней Месопотамии органом мудрости считалось ухо. А сердце и по сей день метафорически воспринимают как вместилище чувственных переживаний.
Один из великих философов полагал, что в мозгу существуют «животные духи», которые бегают от одной мышцы к другой, составляя телесный принцип движения. Этим человеком был Рене Декарт.
А позже нейронаука откроет процесс, в некотором смысле эквивалентный «бегающим духам» — синаптическую передачу.
Трудно представить время, когда люди имели бы столько социальных функций, как сегодня. Но вместе с ними появлялись и новые психологические явления, которые нужно было классифицировать.
Аристотель долго думал, но всё-таки разделил психические процессы на ощущение, восприятие, внимание, и ряд других. Позже нашлись те, кто вообще свел все многообразие чувств к желанию, удовольствию и неудовольствию.
Попытки собрать в одном месте все психологические явления привели к созданию интроспективной психологии.
Изображение нейронов, которое испанский нейробиолог Сантьяго Рамон-и-Кахаль сделал в 1899 году.
Источник: Wikipedia
2. Умозрительный этап
Когнитивные искажения в образовании
Таким образом, проблема соотношения мозга и разума обзавелась психологическими решениями: учёные проводили исследования при помощи внутреннего наблюдения психологических процессов. Мы тоже можем наблюдать за тем, как в нас зарождается поведение, как принимаются решения в нестандартных ситуациях: например, когда мы решаем объехать «пробку». Позже это поведение анализируется и оценивается.
Очевидно, что самонаблюдение доступно каждому.
Например, Герберт Спенсер имел всего лишь общие представления о физическом функционировании нервной системы, но был мастером интроспекции и ставил мысленные эксперименты. Подобная работа все-таки не увела исследователя от понимания одной очень важной вещи: существует только одна реальность, которая проявляется как с субъективной, так и с объективной стороны.
На этом этапе учёные выделяли разум, эмоции, память, волю, восприятие, ощущение. Одним из самых больших достижений стало осознание эволюционного характера развития психики. Кстати, Спенсер, внесший значительный вклад в науку, предпочел обучению в Кембридже самообразование — и есть основания полагать, что это не просто любопытное совпадение.
С точки зрения псевдонауки френологии, популярной в XIX веке, психика человека была напрямую связана со строением его черепа.
Источник: anatomybox.com
3. Клинический этап
Во второй половине XIX века нашей проблемой занимались преимущественно физиологи и клиницисты. Дело в том, что интроспективная психология часто не видела большого смысла в том, чтобы изучать взаимосвязь души и мозга. Считалось, что разум можно изучать отдельно от физиологии.
Коннектомы и когнитом: гиперсетевые модели мозга
Иногда случалось так, что человек получал травму мозга, которая меняла его поведение. Клиницисты изучали, каким образом связаны эти два явления. Именно с этих позиций критиковалась интроспективная психология.
Ученые-физиологи смогли открыть и назвать различные структуры головного мозга — например, центры речи, слуха, зрения, движений и многие другие. Вы наверняка слышали о случаях, когда люди с повреждённым мозгом живут полноценной жизнью.
Психическое явление никогда не существует само по себе, оно всегда является только внутренне необходимым моментом более сложного психофизиологического процесса.
— Л.С. Выготский
В это же время Иван Павлов первым начал экспериментировать на здоровых животных. Основной процесс, который регистрировался в его лаборатории — это слюнотечение, а участниками этих известных экспериментов были собаки. Этот процесс есть реакция на условный и безусловный стимул, или рефлекс.
Если я пролью на вас горячий кофе, то вы почувствуете боль и сделаете резкое движение назад — это безусловный рефлекс.
Но если я каждый день буду лить на вас горячий кофе, то вы научитесь новому поведению — это условный рефлекс. То есть, теперь вы не только реагируете на раздражитель, но и умеете его предотвратить. Например, избегать встречи со мной в то время суток, когда я проливал на вас кофе.
Рефлекс пришел из философии все того же Декарта и был признан основой нервной деятельности. Благодаря труду физиологов и неврологов было описано много клинически важных рефлексов.
Они использовались для диагностики поражений отделов нервной системы и помощи больным. Научное заблуждение на данном этапе состояло в том, что психологические понятия заменялись на физиологические.
Сегодня не только стимул, а даже понятие «инстинкт» используют в научном сообществе с осторожностью.
4. Сопоставляющий подход и смелая альтернатива
Вскоре учёные поставили перед собой новую задачу: исследовать механизм психических процессов, обнаруживая связь между регистрируемой активностью мозга и поведением.
Активность мозга изучается при помощи специального устройства — ЭЭГ. Исследователи наблюдали за тем, какие участки мозга активируются, к примеру, при речевой деятельности. Сопоставляли данные и делали определенные выводы.
Технологии совершили прорыв в XXI веке, но принцип сопоставления не изменился.
Некоторые исследователи сделали вывод, что рефлексы не подходят для изучения сложного поведения.
Источник: vintage-views.com
Про цифровое бессмертие
На основании этого Пётр Кузьмич Анохин разработал теорию функциональных систем (ТФС).
Её суть в том, что в основе поведения лежат качественно-специфические системные процессы, которые могут рассматриваться одновременно и как психические, и как физиологические. Мы отмечали выше, сколько «одновременностей» составляют работу мозга.
В этой теории многое согласуется, и она стала альтернативой методу сопоставления. Развитие отношений между учением о рефлексах и системным подходом — это захватывающая история.
В ТФС поведение рассматривается через поведенческий акт, который определяется как отношение целостного организма и окружающей среды.
Когда вы ведёте машину, ваше поведение — это не набор простых рефлексов. Это процесс, который затрагивает элементы всего организма, образуя целостную функциональную систему. Поведение — это континуум актов, в которых активируется функциональная система. В итоге вы доезжаете до ближайшего парка отдыха, тем самым реализуя функцию этой психической системы и достигая полезного результата.
В неокортекс всё происходит одновременно, так что в этих процессах нет ни начала, ни конца.
— Рэй Курцвейл«Эволюция разума»
В то время, как и сейчас, не было возможности изучать активность мозга животного в естественной среде, но с этой проблемой великолепно справлялся Конрад Лоренц в своих экспериментах с гусями.
Коррелятивный (сопоставляющий) подход остается самым популярным и в сегодняшней нейронауке. Недавно была опубликована работа ведущих исследователей нервных коррелятов сознания во главе с Кристофом Кохом, в котором учёные делают вывод о том, что, изучая отдельные структуры мозга, решить «трудную проблему сознания» невозможно. Просто потому, что сознания нет ни в одной структуре мозга.
Управление протезом руки.
5. Системный подход и фундаментальная теория
Think different: формальное и диалектическое мышление
Системный подход ещё в прошлом веке утверждал, что любая функция мозга осуществляется не локальными структурами, а системами таких структур. С этим соглашались многие учёные всего мира, — например, Вернон Маунткасл, описавший модульную организацию коры мозга, или Александр Лурия, основатель отечественной нейропсихологии.
Сегодня наука о мозге располагает фантастическим набором исследовательских средств, которые позволяют ей отказаться от тупиковых метафор.
Например, что мозг и разум — это компьютер, голографическая установка или божественный дар. Современная наука использует знания и подходы всех рассмотренных этапов. Например, очень скоро мы исполним заветную мечту исследователей сопоставляющего этапа и сможем регистрировать активность мозга средствами носимого ЭЭГ.
Любой мозг — это сеть. Любой разум — это сеть. Их соотношение — это гиперсеть, которая может быть формально описана. На Newtonew уже рассказывали о коннектоме и когнитоме в одной очень интересной статье.
Фундаментальная теория должна ответить на вопрос «что есть любой мозг?»
Кое-что об активности мозга.
МиР (мозг и разум) в ожидании гения
Мы рассмотрели пять логически несовместимых подходов к тому, как можно представить и изучать соотношение мозга и разума. Каждый из них на определённом этапе был большим достижением. Исследование нервных коррелятов сознания по-прежнему ежегодно порождает тысячи научных работ. Но нам требуются решения иного качества, которые ещё ждут своих открывателей.
По мысли Канта, с нами природа поступила как мачеха, потому что, дав нам моральное сознание, она одновременно лишила нас возможности иметь его познанным и доказанным.
— Мераб Мамардашвили
Мы сможем усилить свои интеллектуальные способности, лучше обучать своих детей и понять природу творчества. Исследования мозга и разума — дорога с множеством опасностей. Но мы уже слишком долго разглядываем этот ящик Пандоры, чтобы просто отложить его в сторону.
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: https://newtonew.com/science/brain-and-consciousness
Человек и его разум
Дата создания: 2015/04/30
Итак, каков он человек с разумом? Понятие это ограничено столетием. Может проживет меньше 100 лет (меньше века) или больше 100 лет.
«Разумный лоб» – человек, обладающий нестандартным умом. Человечество рождается, живет и умирает на протяжении 40000 лет, а человек разумный с уникальным разумным мозгом около 30000лет(300 веков).
До сих пор, ученые всего мира изучают феномен мозга, его деятельность, как он связан с нашими чувствами, мыслями и поведением. Человек стал разумным, когда стал накапливать нужные знания и опыт. Мудрость веков – это переданное нам знание наших предков, необходимое для продления человеческого рода.
Предел человеческого разума
Предел человеческого разума – знание необходимой информации, т.е знание нужного. Когда мы думаем о пределах возможностей разума, темой рассмотрения становится верхняя граница способности человека изменять события в свою пользу. Выяснение пределов возможностей разумных существ – задача исключительно трудная.
Но опыт развития науки твёрдо говорит, что пределов познанию нет, познание принципиально безгранично. В результате, сегодня не только нельзя назвать крайние границы возможностей разума или определяющие их критерии, но неясно даже, существуют ли подобные границы.
Возможности разума безграничны, однако, всегда в реальной ситуации ограничивается уровнем достигнутых знаний.
Мозг и его значение
Мозг представляет собой самый загадочный и сложный объект познания, насчитывает более 100 миллиардов нервных клеток «серого вещества» с извилинами.
Мозг играет роль посредника между разумным «я» и физическим телом, организуя и упорядочивая деятельность человека. Например, когда мы дотрагиваемся до горячего предмета, мозг принимает сигнал и посылает импульс на мышцы, и мы отдергиваем руку от боли; накопленный опыт позволяет не трогать горячий предмет.
Другой пример, когда йоги демонстрируют танцы на горячих углях – ученые разводят руками и признают противоречащий сам себе факт: это невозможно, но это действительно происходит. Предел человеческих возможностей лежит далеко за границами наших привычных представлений. Разум независим от мозга: «Разум всегда стоит выше содержания нашего сознания.
Ученые утверждают, что извилины в лобной части отвечают за будущее, мечту и фантазию; височно-теменные отделы отвечают за настоящее, а затылочные отделы за прошедшее (память, опыт).
Изучение разгадки разумности, гениальности
В начале 20 века был создан в Москве институт мозга РАМН где проводились эксперименты по изучению разгадки секрета разума и сравнения извилин умерших гениев, выдающихся личностей.
Появилась новая наука – эврология, изучающая одаренность.
Ученые хотели обнаружить законы наследования таланта пытаясь изучить мозг Ленина, но изучать – то к сожалению было нечего: мозг с изъеденными болезнью извилинами вследствие длительного смертельного заболевания, наличие пустот и полостей наполненных жидкостью, образовавшейся в результате рассасывания омертвевшего мозгового вещества.
Пришлось всем институтам по эврологии свернуть работы, поскольку поиск «вещества гениальности» не увенчались успехом. Ученым так и не удалось выяснить, отчего все-таки зависит интеллект человека, но … вдруг случайно нашелся образец мозга Эйнштейна, который в 1955 году похитил патологоанатом Томас Харвей, хранивший его 40 лет в колбе.
При изучении полученных образцов мозга профессор Сандра Вительсон призналась: непомерно большой оказалась борозда, разделяющая височную и теменную доли. Она разрослась так, что изменила размеры и местоположение других участков мозга. Огромным выглядел участок мозга, отвечающий за восприятие, интуицию и запоминание.
В 1920-30 гг. при институте мозга появился «Пантеон мозга выдающихся людей» где хранятся в специальных колбах несколько десятков мозгов выдающихся гениев. Среди них мозг: писателя и общественного деятеля М.
Горького, артиста Дурова, политического деятеля академика Луначарского А.В., поэта Маяковского В.В., основоположника селекции академика Мичурина И.В., физиолога академика Павлова И.П., режиссера актера Станиславского К.С.
, ученого изобретателя основоположника космонавтики Циолковского К.Э.
Гены наследственности
Прорыв в изучении феномена гениальности произойдет, скорее всего, в области генетики, – считала академик Наталья Бехтерева, внучка Бехтерева В.М. (1857-1927 гг.) ученого, организатора и основателя института по изучению мозга и психической деятельности.
Передаются ли наследственные свойства от родителей к детям? Может быть наследуются только основные черты характера родителей, их нравственные направления к добру или злу, или высшие способности ума, чувств и воля? Родственники, посмотрев на ребенка, скажут, на кого больше похож: «лоб такой, а умный какой», какая внешность и поведение и прочие ценности его, которые могут передаваться по наследству. В семье великого композитора, органиста Иоганна Себастьяна Баха, все его братья и дети были талантливыми музыкантами. А в семье флорентийского живописца Альбрехта Дюрера, также все потомки по мужской линии были известными художниками.
Ученые пишут, что генетическое наследие играет определенную роль в том, какие мы есть. Известно, наследуется способность или склонность, возможность проявить себя в разумных пределах.
Источник: http://www.medroad.ru/raznoe/chelovek-i-ego-razym.html
Как же относятся друг к другу мозг и разум?
Нас интересует доклад нейрофизиолога Константина Владимировича Анохина, который рассуждал на тему создания фундаментальной теории мозга и разума. Задача этой теории — выяснить, как же относятся друг к другу мозг и разум.
Их соотношение — это целый набор «одновременностей». Одновременно происходят психологические, физиологические, биохимические, молекулярно-биологические, информационные, энергетические, биофизические процессы.
В новой теории все эти свойства должны согласовываться.
Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!
Однако для того, чтобы понять значимость разработки фундаментального междисциплинарного подхода, нужно сперва составить общую картину того, как поэтапно эволюционировали взгляды на проблему отношения психического и физического.
Сперва люди умудрялись видеть душу в самых разных вещах.
Например, в древней Месопотамии органом мудрости считалось ухо. А сердце и по сей день метафорически воспринимают как вместилище чувственных переживаний.
Один из великих философов полагал, что в мозгу существуют «животные духи», которые бегают от одной мышцы к другой, составляя телесный принцип движения.
Этим человеком был Рене Декарт. А позже нейронаука откроет процесс, в некотором смысле эквивалентный «бегающим духам» — синаптическую передачу.
Трудно представить время, когда люди имели бы столько социальных функций, как сегодня. Но вместе с ними появлялись и новые психологические явления, которые нужно было классифицировать.
Позже нашлись те, кто вообще свел все многообразие чувств к желанию, удовольствию и неудовольствию.
Попытки собрать в одном месте все психологические явления привели к созданию интроспективной психологии.
Изображение нейронов, которое испанский нейробиолог Сантьяго Рамон-и-Кахаль сделал в 1899 году.
2. УМОЗРИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Таким образом, проблема соотношения мозга и разума обзавелась психологическими решениями: учёные проводили исследования при помощи внутреннего наблюдения психологических процессов.
Мы тоже можем наблюдать за тем, как в нас зарождается поведение, как принимаются решения в нестандартных ситуациях: например, когда мы решаем объехать «пробку».
Позже это поведение анализируется и оценивается.
Очевидно, что самонаблюдение доступно каждому.
Например, Герберт Спенсер имел всего лишь общие представления о физическом функционировании нервной системы, но был мастером интроспекции и ставил мысленные эксперименты.
Подобная работа все-таки не увела исследователя от понимания одной очень важной вещи: существует только одна реальность, которая проявляется как с субъективной, так и с объективной стороны.
На этом этапе учёные выделяли разум, эмоции, память, волю, восприятие, ощущение.
Одним из самых больших достижений стало осознание эволюционного характера развития психики.
Кстати, Спенсер, внесший значительный вклад в науку, предпочел обучению в Кембридже самообразование — и есть основания полагать, что это не просто любопытное совпадение.
С точки зрения псевдонауки френологии, популярной в XIX веке, психика человека была напрямую связана со строением его черепа.
3. КЛИНИЧЕСКИЙ ЭТАП
Во второй половине XIX века нашей проблемой занимались преимущественно физиологи и клиницисты.
Дело в том, что интроспективная психология часто не видела большого смысла в том, чтобы изучать взаимосвязь души и мозга.
Считалось, что разум можно изучать отдельно от физиологии.
Иногда случалось так, что человек получал травму мозга, которая меняла его поведение.
Ученые-физиологи смогли открыть и назвать различные структуры головного мозга — например, центры речи, слуха, зрения, движений и многие другие.
Вы наверняка слышали о случаях, когда люди с повреждённым мозгом живут полноценной жизнью.
Но всё-таки гораздо чаще нарушения в тех или иных областях приводят к потере какой-либо психической функции.
Психическое явление никогда не существует само по себе, оно всегда является только внутренне необходимым моментом более сложного психофизиологического процесса.
— Л.С. Выготский
В это же время Иван Павлов первым начал экспериментировать на здоровых животных. Основной процесс, который регистрировался в его лаборатории — это слюнотечение, а участниками этих известных экспериментов были собаки. Этот процесс есть реакция на условный и безусловный стимул, или рефлекс.
Если я пролью на вас горячий кофе, то вы почувствуете боль и сделаете резкое движение назад — это безусловный рефлекс.
Но если я каждый день буду лить на вас горячий кофе, то вы научитесь новому поведению — это условный рефлекс.
То есть, теперь вы не только реагируете на раздражитель, но и умеете его предотвратить. Например, избегать встречи со мной в то время суток, когда я проливал на вас кофе.
Рефлекс пришел из философии все того же Декарта и был признан основой нервной деятельности.
Благодаря труду физиологов и неврологов было описано много клинически важных рефлексов.
Они использовались для диагностики поражений отделов нервной системы и помощи больным.
Сегодня не только стимул, а даже понятие «инстинкт» используют в научном сообществе с осторожностью.
4. СОПОСТАВЛЯЮЩИЙ ПОДХОД И СМЕЛАЯ АЛЬТЕРНАТИВА
Вскоре учёные поставили перед собой новую задачу: исследовать механизм психических процессов, обнаруживая связь между регистрируемой активностью мозга и поведением.
Активность мозга изучается при помощи специального устройства — ЭЭГ. Исследователи наблюдали за тем, какие участки мозга активируются, к примеру, при речевой деятельности.
Сопоставляли данные и делали определенные выводы. Технологии совершили прорыв в XXI веке, но принцип сопоставления не изменился.
Некоторые исследователи сделали вывод, что рефлексы не подходят для изучения сложного поведения.
Представьте, как собака чешет ухо. Как описать такое поведение внешним наблюдением?
В терминах учения о рефлексах можно было бы назвать такое поведение «чесательным рефлексом». Раздражение в области уха устраняется «чесательным» движением.
В действительности же собака задействует в этом движении весь организм, чтобы достичь полезного результата.
На основании этого Пётр Кузьмич Анохин разработал теорию функциональных систем (ТФС).
Её суть в том, что в основе поведения лежат качественно-специфические системные процессы, которые могут рассматриваться одновременно и как психические, и как физиологические.
Развитие отношений между учением о рефлексах и системным подходом — это захватывающая история.
В ТФС поведение рассматривается через поведенческий акт, который определяется как отношение целостного организма и окружающей среды.
Когда вы ведёте машину, ваше поведение — это не набор простых рефлексов. Это процесс, который затрагивает элементы всего организма, образуя целостную функциональную систему.
Поведение — это континуум актов, в которых активируется функциональная система.
В итоге вы доезжаете до ближайшего парка отдыха, тем самым реализуя функцию этой психической системы и достигая полезного результата.
В неокортекс всё происходит одновременно, так что в этих процессах нет ни начала, ни конца.
— Рэй Курцвейл, «Эволюция разума»
В то время, как и сейчас, не было возможности изучать активность мозга животного в естественной среде, но с этой проблемой великолепно справлялся Конрад Лоренц в своих экспериментах с гусями.
Коррелятивный (сопоставляющий) подход остается самым популярным и в сегодняшней нейронауке.
Недавно была опубликована работа ведущих исследователей нервных коррелятов сознания во главе с Кристофом Кохом, в котором учёные делают вывод о том, что, изучая отдельные структуры мозга, решить «трудную проблему сознания» невозможно.
Просто потому, что сознания нет ни в одной структуре мозга.
Мир (мозг и разум) в ожидании гения
Мы рассмотрели пять логически несовместимых подходов к тому, как можно представить и изучать соотношение мозга и разума. Каждый из них на определённом этапе был большим достижением.
Исследование нервных коррелятов сознания по-прежнему ежегодно порождает тысячи научных работ. Но нам требуются решения иного качества, которые ещё ждут своих открывателей.
По мысли Канта, с нами природа поступила как мачеха, потому что, дав нам моральное сознание, она одновременно лишила нас возможности иметь его познанным и доказанным.
— Мераб Мамардашвили
Мы сможем усилить свои интеллектуальные способности, лучше обучать своих детей и понять природу творчества.
Исследования мозга и разума — дорога с множеством опасностей. Но мы уже слишком долго разглядываем этот ящик Пандоры, чтобы просто отложить его в сторону.опубликовано econet.ru.
Никита Брозан
Если у вас возникли вопросы, задайте их здесь
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.ru/articles/183661-kak-sootnosyatsya-mozg-i-razum
Один человек – три мозга: простая реальность
Да, у человека три мозга.
Это доказанный факт, о котором стоит знать.
Почему? Во-первых, это интересно. Во-вторых, это важно.
Три мозга – подарок длительной эволюции, позволивший выжить и стать теми, кто мы есть. Но также три блока мозга – это и сложная система взаимодействий, без понимания логики которой практически невозможно что-либо планировать, достигать и добиваться. Разве что только на интуитивном уровне.
Теория Пола Маклина: три мозга человека
Сначала общая информация.
В голове каждого человека есть трехслойный триединый мозг. Каждый новый уровень появлялся как следствие эволюции и привносил в поведение что-то новое и абсолютно уникальное. Все системы расположены одна над другой, то есть это не отделы и не полушария.
Скорее, оболочки.
Самая глубинная – маленькая по объему и старая по возрасту – оболочка рептильного мозга. Отвечает на выживание в глобальном смысле этого слова.
Второй слой – лимбическая система. Ей лет уже меньше, а зона воздействия на организм человека сильнее. В нее попадает весь эмоциональный спектр чувств – от любви до ненависти.
Заканчивает структуру триединого мозга человека неокортекс. Этот уровень делает нас мыслящими, разумными существами. Главными на этой планете.
Интересная выявлена закономерность: чем старше уровень мозга, тем сильнее его влияние на поведение и привычки, тем сложнее с ним бороться.
Важно. Все три структуру «живут» недружно. Они очень редко взаимодействуют между собой, чаще каждая «отстаивает» свои интересы.
Вот об этом и поговорим.
Рептильный мозг, р-комплекс, инстинкты
Рептильный мозг получил свое название, потому что в целостном сформированном виде существует сегодня у рептилий. Они не пошли дальше по цепочке эволюции, подарив ученым возможность для глобального анализа.
Рептилии обладают полным р-комплексом, деятельность которого направлена на выживания. Для этого нужно:
- питаться;
- размножаться;
- защищаться – убегать или нападать.
Собственно, и все. Если извне никаких воздействий нет, а базовые инстинкты удовлетворены, рептилия будет находится в спячке или неподвижности.
Это огромный плюс для человека, у которого р-комплекс входит в три блока мозга. Почему? Потому что при нормальной жизнедеятельности этот слой мозг практически всегда находится в состоянии стазиса и не мешает.
В случае опасности, голода или появлении иных базовых потребностей просыпается и «митингует». После снова «спит».
Лимбическая система, л-комплекс, эмоции
Второй виток эволюции легко проследить у млекопитающих и птиц.
Теперь к потребности выживания добавился весь эмоциональный спектр. Любовь, радость, сочувствие, грусть, тоска… Список огромен.
Вслед за эмоциями быстренько подтянулась потребность в социуме. Появились понятия «иерархия», «статус», «доминирование».
Желания лимбической системы оказывают влияние на все три отдела мозга.
Что хочет лимбика?
- Бесконечного комфорта!
- Хорошо и вкусно кушать.
- Интересно отдыхать.
- Постоянно радоваться.
- Наслаждаться жизнью.
- Любить.
Чем больше позитива, тем полноценнее реализуется л-комплекс. Тем счастливее человек. И это уже создает проблемы.
В общем поведенческом рисунке лимбика напоминает очень капризного ребенка. Она хочет только радоваться и развлекаться. Все, что ей не нравится и не приносит удовольствия, отторгается на сознательно-подсознательном уровне.
Слово «надо» лимбической системе не знакомо. Только слово «хочу»!
Неокортекс, новый мозг, разум
Мысли, суждения, способность к аналитике и прочие «плюшки» сознательного бытия есть у человека, дельфинов и некоторых приматов. За что отвечает новый, созданный эволюцией, уровень.
Если сравнивать все три системы мозга, то новой структуре отведено 85%. По объему много, но влияния это не добавляет.
Неокортекс с одной стороны возглавляет все три вида мозга и делает нас «человеками разумными», но при этом он находится в постоянной борьбе с эмоциями и р-комплексом.
Новый мозг хочет:
- развиваться;
- думать;
- анализировать;
- планировать;
- оценивать;
- сравнивать…
Но остальным системам – лимбике и рептилоидной части – этого не надо. Им нужно выжить и получить максимум наслаждений. Всё!
Три оболочки мозга: сложности
Три части мозга постоянно противостоят друг другу. Но больше всего с неокортексом борется лимбическая система.
Лимбика не хочет учиться, развиваться, планировать. Она хочет лежать на диване, кушать вкусную еду и наслаждаться легкими книгами.
А рептилоидный при таком раскладе просто спит. Опасности нет, еда есть – а больше ничего и не надо.
Именно с капризным ребенком – л-комплексом – приходится бороться, когда хочется:
В этом и кроется весь секрет. Единый мозг – концепция три в одном – может взаимодействовать качественно, если позаботиться о комфорте каждой структуры.
Синхронизировать блоки и дать каждому уровню важные для него ощущения.
Если получается это сделать, то три блока головного мозга работаю как один. А человек попадает в «поток» и может достичь любых высот.
И еще очень важный момент: теория трех мозгов дает понимание, как контролировать эмоции и не впадать самопроизвольно в крайние состояния. То есть держать в узде гнев, ярость, стресс и даже избыточную радость. Об этом в следующих статьях.
Источник: https://mn-zd.ru/motivaciya/odin-chelovek-tri-mozga/
Add comment