В наши дни в христианстве существуют следующие основные направления:
- Католицизм
- Православие
- Протестантизм
- Псевдохристианство
1. Направления в раннем христианстве
- Арианство
- Савеллианство
- Монофелитство
- Монофизитство
- Иудеохристианство
2. Католицизм
- Римско-католическая церковь
- Восточнокатолические церкви
- Грекокатолические церкви (византийский обряд)
- Армянская католическая церковь (армянский обряд)
- Западно-сирийские католические церкви (западно-сирийский обряд)
- Коптская католическая церковь (коптский обряд)
- Эритрейская католическая церковь (эфиопский обряд)
- Эфиопская католическая церковь (эфиопский обряд)
- Восточно-сирийские католические церкви (восточно-сирийский обряд)
- Старокатолики
- Гуситы
3. Православие
3.1 Автокефальные церкви
- Константинопольская православная церковь
- Александрийская православная церковь
- Антиохийская православная церковь
- Иерусалимская православная церковь
- Русская православная церковь
- Грузинская православная церковь
- Сербская православная церковь
- Румынская православная церковь
- Болгарская православная церковь
- Кипрская православная церковь
- Церковь Эллады
- Албанская православная церковь
- Польская православная церковь
- Православная церковь Чешских земель и Словакии
- Православная Церковь в Америке
3.2 Альтернативное православие
3.2.1 Старообрядчество
3.2.2 Непризнанные национальные автокефалии
- Могленская православная болгарская архиепископия
- Альтернативный синод
- Белорусская автокефальная православная церковь
- Кафолическая православная церковь Португалии
- Македонская православная церковь
- Анакопийская епархия
- Турецкая православная церковь
- Украинская автокефальная православная церковь
- Украинская автокефальная православная церковь (обновлённая)
- Украинская православная церковь Киевского патриархата
- Черногорская православная церковь
3.2.3 Старостильные и традиционалистские церкви
- Болгарская старостильная церковь
- Миланский синод
- Истинно-Православная церковь
- Православная старостильная церковь Румынии
- Российская православная автономная церковь
- Российская православная церковь
- РПЦЗ (Агафангела)
- РПЦЗ(В)
- Святая православная церковь Северной Америки
- Церковь истинно-православных христиан Греции (Синод Авксентия)
- Церковь истинно-православных христиан Греции (Синод Хризостома)
3.2.4 Реформистские группы
- Апостольская православная церковь
- Кафолическая православная церковь Франции
- Обновленчество
- Патриархия Российской истинно-православной катакомбной церкви
- Русская катакомбная церковь истинно православных христиан
- Украинская автокефальная православная церковь каноническая
- Украинская реформаторская православная церковь
- Церковь Иоанна Богослова (Торонто)
3.2.5 Околоправославные
- Духоборцы
- Малеванцы
- Молокане
- Скопцы
- Хлысты
- Богородичный центр
- Иеговисты-ильинцы
- Имяславцы
- Иннокентьевцы
- Иоанниты
- Субботники
- Толстовство
- Федоровцы
- Чуриковцы
4. Древние восточные церкви
- Дохалкидонские церкви
- Ассирийская Церковь Востока
5. Протестантизм
5.1 Англиканство
5.2 Кальвинизм
- Пресвитерианство
- Реформатство
- Конгрегационализм
5.3 Лютеранство
- Всемирная лютеранская федерация
- Международный лютеранский совет
- Конфессиональная евангелическая лютеранская конференция
5.4 Анабаптизм
- Меннонизм
- Амиши
- Гуттериты
5.5 Методизм
5.6 Баптизм
- Баптисты седьмого дня
- Всеукраинский союз церквей евангельских христиан-баптистов
- Международный союз церквей евангельских христиан-баптистов
- Национальная баптистская конвенция
- Российский союз евангельских христиан-баптистов
- Союз евангельских христиан-баптистов Азербайджана
- Союз церквей евангельских христиан-баптистов Армении
- Южная баптистская конвенция
5.7 Пятидесятничество
- Апостольская церковь, международная
- Апостольская церковь Нигерии
- Апостольская церковь Христа
- Ассамблеи Бога
- Ассоциация пятидесятнических церквей Руанды
- Евангелическая пятидесятническая миссия Анголы
- Евангелическая пятидесятническая церковь «Бразилия за Христа»
- Евангелическая пятидесятническая церковь Чили
- Зимбабвийские Ассамблеи Бога в Африке
- Индийская пятидесятническая церковь Бога
- Искупленная христианская церковь Божья
- Китайское евангельское братство
- Международная евангельская церковь «Воины креста Христова»
- Международная пятидесятническая церковь святости
- Международная церковь четырёхстороннего Евангелия
- Миссия апостольской веры в Южной Африке
- Назаретская баптистская церковь
- Объединённая пятидесятническая церковь, международная
- Объединённая церковь христиан веры евангельской
- Пятидесятническая церковь «Бог есть Любовь»
- Пятидесятническая церковь Бога
- Пятидесятническая церковь «Елим»
- Пятидесятнические ассамблеи мира
- Российский объединённый союз христиан веры евангельской
- Сообщество пятидесятнических церквей Бурунди
- Союз свободных церквей христиан евангельской веры Украины
- Христианская церковь «Маранафа»
- Христианские конгрегации Бразилии
- Церкви «Открытой Библии»
- Церковь Бога (Кливленд, Теннесси)
- Церковь Бога во Христе
- Церковь Бога пророчеств
- Церковь «Китай за Христа»
- Церковь Пятидесятницы (Гана)
5.7.1 Харизматическое движение
- Все народы
- Вселенская церковь «Царство Божие»
- Посольство Божье
- Слово жизни
- Церковь веры
- Церковь возрождения во Христе
- Церковь «Иисус — Господь»
- Часовня на Голгофе
5.8 Адвентизм
- Адвентисты-реформисты
- Адвентисты седьмого дня
5.9 Реставрационизм
5.10 Объединённые протестантские церкви
- Евангелическая церковь Германии
- Корейская христианская федерация
- Объединённая церковь Канады
- Объединённая церковь Христа
- Протестантская церковь Нидерландов
- Церковь Бангладеш
- Церковь Пакистана
- Церковь Северной Индии
- Церковь Южной Индии
5.11 Прочие
- Армия Спасения
- Вальденсы
- Движение святости
- Евангельские христиане
- Квакеры
- Новоапостольская церковь
- Плимутские братья
- Моравские братья
6. Псевдохристианские религиозные организации
- Виссариониты
- Свидетели Иеговы
- Свободные Исследователи Библии
- Мормонизм
- Унитарианская церковь
- Христадельфиане
- Церковь Объединения
Источник: http://veda.co.ua/statii/953-konfessii-hristianstva
Разница религии христианства и вероисповедания православия
Христианство относится к одной из мировых религий наравне с буддизмом и иудаизмом. За тысячелетнюю историю оно претерпевало изменения, которые привели к ответвлениям от единого вероисповедания.
Основные из них — православие, протестантизм и католицизм. Также христианство имеет и другие течения, но обычно они относятся к сектантским и осуждаются представителями общепризнанных направлений.
- Отличия православия и христианства
- Истоки религий
- Основы православия
- Отличия от других христианских направлений
- Отношение к другим религиям
- Современное положение православной церкви
Отличия православия и христианства
В чём разница между этими двумя понятиями? Всё очень просто. Все православные — христиане, но не все христиане — православные.
Последователи, объединённые исповеданием этой мировой религии, разделяются принадлежностью к отдельному её направлению, одним из которых является православие.
Чтобы понять, чем отличается православие от христианства, нужно обратиться к истории возникновения мировой религии.
Истоки религий
Считается, что христианство возникло в I в. от рождества Христова в Палестине, хотя некоторые источники утверждают, что оно стало известно за два века до этого. Люди, проповедовавшие верование, находились в ожидании прихода Бога на землю. Учение впитало в себя основы иудаизма и философские направления того времени, на него сильно повлияла политическая обстановка.
Распространению этой религии очень способствовали проповеди апостолов, особенно Павла. Множество язычников было обращено в новую веру, и этот процесс продолжался долгое время. В настоящий момент христианство насчитывает самое большое количество последователей по сравнению с другими мировыми религиями.
Православное христианство стало выделяться только в Риме X в. нашей эры, а официально было утверждено в 1054 г. Хотя его зарождение можно отнести уже к I в. от рождества Христова. Православные считают, что история их религии началась сразу после распятия и воскресения Иисуса, когда апостолы проповедовали новое вероучение и привлекали к религии всё большее количество людей.
Ко II—III вв. православие противостояло гностицизму, отвергавшему подлинность истории Ветхого Завета и трактующему Новый Завет на другой лад, не отвечающий общепринятому.
Также противостояние наблюдалось в отношениях с последователями пресвитера Ария, образовавшими новое течение — арианство.
На вероучение зарождающегося православия большое влияние оказали Вселенские соборы, поддерживаемые рядом византийских императоров.
Семь Соборов, созванные в течение пяти веков, установили основные аксиомы, принятые впоследствии в современном православии, в частности, подтвердили божественное происхождение Иисуса, оспариваемое в ряде учений.
Это укрепило православное вероисповедание и позволило присоединять к нему всё большее количество людей.
Помимо православия и небольших еретических учений, быстро затухающих в процессе развития более сильных направлений, из христианства выделился католицизм. Этому способствовал раскол Римской Империи на Западную и Восточную.
Огромные различия в социальных, политических и религиозных взглядах привели к распаду единой религии на Римско-католическую и православную, которая первое время носила название Восточно-католической. Главой первой церкви являлся Папа Римский, второй — патриарх.
Их взаимное отлучение друг друга от единой веры привело к расколу христианства. Процесс начался в 1054 году и завершился в 1204 при падении Константинополя.
Хотя христианство на Руси было принято ещё в 988 году, его не коснулся процесс раскола. Официальное разделение церкви произошло только спустя несколько десятков лет, но при крещении Руси сразу вводились православные обычаи, сформированные в Византии и заимствованные оттуда.
Строго говоря, в древних источниках практически не встречался термин православие, вместо него употреблялось слово правоверие.
Впоследствии им стали придавать аналогичное значение, сделали синонимами и заменили одно другим.
Основы православия
Вера в православии является сутью всего божественного учения. Никео-цареградский Символ Веры, составленный во время созыва Второго Вселенского собора, является основой вероучения. Запрет на изменение каких-либо положений в этой системе догматов действует со времён четвёртого Собора.
Исходя из Символа Веры, православие основывается на следующих догмах:
- Спасение ожидает всех искренне верующих в единого Бога.
- Бог тройственен в лицах Отца, Сына и Святого Духа, и одинаковое поклонение подобает каждому из Них.
- Иисус всегда был единороден Богу и существовал до времени, хотя на землю пришёл через рождение от Девы Марии.
- Бог принимает образ и подобие человека.
- История воскресения истинна, теперь следует быть благодарными за принятие мук Сыном Божьим и ожидать второго пришествия Христа, которое должно закончиться вечной жизнью для всех.
- Святой Дух равен Богу, исходит от Него и связывает Отца с Сыном.
- Главой единственно верной православной Церкви принимается Иисус Христос.
- Крещение необходимо для прощения грехов.
Стремление заслужить вечную жизнь в раю после смерти является основной целью исповедующих рассматриваемую религию.
Истинный православный христианин должен всю жизнь следовать заповедям, переданным Моисею и подтверждённым Христом. Согласно им нужно быть добрым и милосердным, любить Бога и ближних.
В заповедях указано, что все тяготы и лишения должны переноситься безропотно и даже радостно, уныние — один из смертных грехов.
Отличия от других христианских направлений
Сравнить православие с христианством можно путём сопоставления его главных направлений. Они тесно связаны между собой, поскольку объединены в одной мировой религии. Тем не менее между ними существуют огромные различия по ряду вопросов:
- Взаимодействие с властью. Отношения православного учения со светской властью претерпевали множество изменений. Периоды подчинения или даже изгнания сменялись плодотворным сотрудничеством. Глава католической церкви, в свою очередь, в полной мере обладает как религиозной властью, так и государственной. Протестанты стремятся к сотрудничеству с властями.
- Отношение к Богородице. В православии Дева Мария — женщина, обладающая полностью человеческой природой и не лишённая первородного греха, в то время как католики превозносят её непорочность. Протестантству вообще не свойственен культ поклонения святым. К ним относятся, как к обычным людям.
- Происхождение Святого Духа. В православии Дух исходит от Бога Отца и передаётся Сыну, в то время как в католицизме и протестантстве Он исходит от обеих божественных сущностей в одинаковой мере.
- Судьба души после смерти. Православные христиане верят, что судьба души в загробном мире полностью зависит от дел, совершённых на земле, пребывание на которой является испытанием перед вечной жизнью. В католическом учении душа очищается прохождением через чистилище. Протестантство вообще не придаёт большого значения прижизненным нравственным подвигам человека, поскольку считается, что их в полной мере совершил Господь во время событий на Голгофе, чем уже обеспечил всеобщее спасение.
- Положение Священного Писания и Священного Предания. Священное Предание в православии — основной источник веры, а Писание — это его часть. У католиков они обладают равным значением, а протестанты отвергают авторитет этих источников.
- Обряд крещения. Православные крестятся тройным погружением в купель со святой водой. После этого следуют причащение и миропомазание. Обряд можно проводить как над младенцами, так и над взрослыми людьми. Католики не крестят детей младше 7 лет. Обряд ограничивается обливанием или даже окроплением водой. В протестантстве крещение принимают только взрослые люди по примеру библейской истории, в которой Иисус крестился во взрослом возрасте. Шаг должен быть осознанным.
- Крест. Православный крест имеет 8 концов. К четырёхконечному основанию добавлены горизонтальная верхняя и нижняя перекладина под углом. Ноги изображённого Бога прибиты двумя гвоздями. Католический крест имеет 4 конца, а ноги, расположенные одна над другой, прибиты одним гвоздём. Положение тела при этом мученическое, посмертное, в то время как на православном кресте Иисус будто Сам расправляет руки, чтобы обнять мир. Протестанты вообще не признают такой символ и не поклоняются никаким рукотворным изображениям или иконам.
- Отношение к ближним. У православных все люди — братья и сёстры. Католики подчёркивают индивидуальность человека. Протестанты не вмешиваются в дела ближних, не отпевают мертвецов и не пропагандируют помощь друг другу.
- Проведение служб. Православные не наделяют священников божественной природой, считается, что в храме присутствует Господь. Католики же видят божественную силу, переданную священнослужителям от Бога. Протестанты не нуждаются в особом месте для службы, она может проводиться в любом месте, пастор не имеет существенных отличий от мирян и живёт обычной жизнью.
- Хлеб для таинств. Совсем небольшим различием между течениями считается вид хлеба, используемого при Причастии. Православный хлеб изготавливается с дрожжами, а католический — без. Протестанты не придают этому значения и используют любые виды теста.
Таким образом, различия между направлениями не всегда носят противоречивый характер. Сходств между католичеством и протестантством больше, поскольку последнее появилось в результате раскола Римско-католической церкви в XVI веке. При желании течения могли бы примириться. Но этого не происходит уже в течение множества лет и не предвидится в будущем.
Отношение к другим религиям
Православие терпимо относится к исповедникам иных религий. Однако, не осуждая и мирно сосуществуя с ними, это течение признаёт их еретическими. Считается, что из всех религий только одна верная, её исповедование ведёт к унаследованию Царствия Божьего.
Эта догма заключена в самом названии направления, указывающем, что это вероисповедание правильное, противоположное другим течениям.
Тем не менее православие признаёт, что католики и протестанты тоже не лишены благодати Бога, поскольку, хоть и славят Его иначе, суть веры у них едина.
Для сравнения католики считают единственной возможностью спасения исповедание их религии, в то время как другие, в том числе православие, являются ложными. Задача этой церкви — переубедить всех инакомыслящих. Папа Римский является главой христианской церкви, хотя в православии этот тезис опровергается.
Современное положение православной церкви
Поддержка православной церкви светской властью и их тесное сотрудничество привели к росту числа последователей религии и её развитию. В ряде стран православие исповедует большая часть населения. К ним относятся:
- Россия;
- Беларусь;
- Болгария;
- Греция;
- Грузия;
- Кипр;
- Македония;
- Молдавия;
- Румыния;
- Сербия;
- Украина;
- Черногория.
В этих странах строится большое количество храмов, воскресных школ, в светских общеобразовательных учреждениях вводятся предметы, посвящённые изучению православия. Популяризация имеет и обратную сторону: зачастую люди, считающие себя православными, поверхностно относятся к совершению обрядов и не соблюдают предписанные нравственные устои.
Можно по-разному совершать обряды и относиться к святыням, иметь различные взгляды на цель собственного пребывания на земле, но в конечном счёте все, кто исповедует христианство, объединены верой в одного Бога. Понятие христианство не тождественно православию, но включает его. Хранить нравственные устои и быть искренним в своих отношениях с Высшими Силами — основа любой религии.
Источник: https://molitva.guru/interesno-znat/raznitsa-religii-hristianstva-i-veroispovedaniya-pravoslaviya.html
Православие – это направление в христианстве. Религия
Для соблюдения этических и моральных норм в обществе, а также для урегулирования отношений между отдельным человеком и государством или высшей формой духовности (Космический разум, Бог) были созданы мировые религии. С течением времени внутри каждой большой религии происходили расколы. В результате такого раскола образовалось православие.
Православие и христианство
Многие совершают ошибку, считая всех христиан православными. Христианство и православие – это не одно и то же. Как различать эти два понятия? В чем их суть? Сейчас попробуем разобраться.
Христианство – это мировая религия, которая зародилась в I в. до н. э. в ожидании прихода Спасителя.
На ее становление повлияли философские учения того времени, иудаизм (на смену многобожию пришел один Бог) и бесконечные военно-политические стычки.
Православие – это лишь одна из ветвей христианства, зародившаяся в 1-ом тыс.
н.э. в восточной Римской империи и получившая свой официальный статус после раскола общехристианской церкви в 1054 году.
История христианства и православия
История православия (ортодоксии) началась уже в I веке н.э. Это было так называемое апостольское вероучение. После распятия Иисуса Христа верные ему апостолы стали проповедовать учения в массы, привлекая в свои ряды новых верующих. Во II-III веках ортодоксия занималась активным противоборством гностицизму и арианству.
Первые отвергали писания Ветхого завета и по-своему интерпретировали Новый завет. Вторые, под предводительством пресвитера Ария, не признавали единосущность Сына Божьего (Иисуса), считая его посредником между Богом и людьми.
Снять противоречия между быстро развивающимися еретическими учениями и христианством помогли семь Вселенских Соборов, созванных при поддержке византийских императоров с 325 по 879 год. Установленные Соборами аксиомы относительно природы Христа и Богородицы, а также утверждение Символа Веры помогли оформиться новому течению в мощнейшую христианскую религию.
Не только еретические концепции способствовали развитию православия. Раскол Римской империи на Западную и Восточную оказал влияние на формирование новых направлений в христианстве. Разные политические и социальные взгляды двух империй дали трещину в единой общехристианской церкви. Постепенно она стала распадаться на Римско-католическую и Восточно-католическую (позже православную).Окончательный раскол между православием и католицизмом произошел в 1054 году, когда Константинопольский Патриарх и Папа Римский произвели взаимное отлучение друг друга от церкви (анафему). Завершилось разделение общехристианской церкви в 1204, вместе с падением Константинополя.
https://www.youtube.com/watch?v=vAsR44MRBYk
Русская земля приняла христианство в 988 году. Официально еще не было разделения на Римскую и Греко-православную церковь, но в силу политических и экономических интересов князя Владимира на территории Руси было распространено византийское направление – православие.
Суть и основы православия
Основа любой религии – вера. Без нее существование и развитие божественных учений невозможно.
Суть православия заключена в Символе Веры, принятом на втором Вселенском Соборе. На четвертом Вселенском Соборе Никейский Символ Веры (12 догматов) был утвержден как аксиома, не подлежащая никакому изменению.
Православные верят в Бога Отца, Сына и Святого Духа (Святую Троицу). Бог Отец является создателем всего земного и небесного. Божий Сын, воплотившийся от Девы Марии, единосущ и единороден по отношению к Отцу. Святой Дух исходит от Бога Отца через Сына и почитается не менее, чем Отец и Сын. Символ Веры рассказывает о распятии и воскрешении Христа, указывая на вечную жизнь после смерти.
Все православные относятся к единой церкви. Крещение – обязательный ритуал. При его совершении происходит освобождение от первородного греха.
Обязательным является соблюдение нравственных норм (заповедей), которые переданы Богом через Моисея и озвучены Иисусом Христом. Все «правила поведения» основаны на помощи, сострадании, любви и терпении.Православие учит переносить любые тяготы жизни безропотно, принимать их как любовь Бога и испытания за грехи, чтобы затем попасть в рай.
Православие и католицизм (основные различия)
Католицизм и православие имеют ряд отличий. Католицизм – ветвь христианского учения, возникшая, как и православие, в 1 в. н.э. в западной Римской империи. А православие – это направление в христианстве, которое зародилось в восточной Римской империи. Вашему вниманию представлена сравнительная таблица:
Православие | Католицизм | |
Отношения с властью | Православная церковь, на протяжении двух тысячелетий, то находилась в сотрудничестве со светской властью, то в ее подчинении, то в изгнании. | Наделение Папы Римского властью как светской, так и религиозной. |
Дева Мария | Богородица считается носителем первородного греха, потому что ее природа человеческая. | Догмат о непорочности Девы Марии (нет первородного греха). |
Святой Дух | Дух Святой идет от Отца через Сына | Дух Святой исходит и от Сына, и от Отца |
Отношение к греховной душе после смерти | Душа совершает «мытарства». Земная жизнь определяет вечную. | Существование Страшного Суда и чистилища, где происходит очищение души. |
Священное Писание и Священное Предание | Священное Писание – часть Священного Предания | Равноценны. |
Крещение | Тройное погружение (или обливание) в воду с причащением и миропомазанием. | Окропление и обливание. Все таинства после 7 лет. |
Крест | 6-8-ми конечный крест с изображением Бога-победителя, ноги прибиты двумя гвоздями. | 4-х конечный крест с Богом-мучеником, ноги прибиты одним гвоздем. |
Единоверцы | Все братья. | Каждый человек – уникален. |
Отношение к обрядам и таинствам | Совершает Господь через священнослужителей. | Совершает священнослужитель, наделенный божественной силой. |
В наши дни очень часто встает вопрос о примирении между церквями. Но в силу существенных и мелких различий (например, католики и православные не могут договориться о применении дрожжевого или бездрожжевого хлеба в таинствах) примирение постоянно откладывается. О воссоединении в ближайшее время вообще не может быть и речи.
Отношение православия к другим религиям
Православие – это направление, которое, выделившись из общего христианства как самостоятельная религия, не признает другие учения, считая их ложными (еретическими). Истинно верным вероисповеданием может быть только одно единственное.
Православие – это направление в религии, которое не теряет популярность, а даже наоборот, приобретает.И тем не менее в современном мире спокойно сосуществует в соседстве с другими религиями: исламом, католицизмом, протестантизмом, буддизмом, синтоизмом и другими.
Православие и современность
Наше время дало церкви свободу и оказывает ей поддержку. За последние 20 лет количество верующих, а также тех, кто относит себя к православному вероисповеданию, возросло. Вместе с тем нравственная духовность, которую подразумевает эта религия, наоборот, упала.
Огромное количество людей выполняет обряды и посещает церковь механически, то есть без веры. Возросло число храмов и церковноприходских школ, которые посещают верующие. Увеличение внешних факторов только частично влияет на внутреннее состояние человека.
Митрополит и другие священнослужители надеются, что все-таки те, кто сознательно принял православное христианство, смогут духовно состояться.Источник: https://FB.ru/article/213037/pravoslavie---eto-napravlenie-v-hristianstve-religiya
Вероисповедание Православие или Христианство
В нашем многонациональном обществе, религия – это один из волнующих вопросов.
Не каждый верующий хорошо осведомлен об истории возникновения православия и его истоках, однако все мы на вопрос о православии однозначно ответим, что православие – это христианская вера.
Возникновение и развитие православия
Многие писания и учения, как древние, так и современные сообщают, что православное вероисповедание – это истинное христианство, приводя свои аргументы и исторические факты. И вопрос – «вероисповедание православие или христианство» – будет волновать верующих всегда. Но будем говорить о принятых понятиях.
Христианство – самая крупная из форм общественного сознания в мире, проповедующая жизненный путь и учения Иисуса Христа. По историческим данным, христианство возникло в Палестине (входившая в состав Римской Империи), в I веке.
Распространено христианство было еврейским населением, и в дальнейшем приобретало все большего признания среди других народов, так называемых на то время – «язычников». Благодаря просветительской и пропагандистской деятельности, христианство вышло за пределы Римской империи и Европы.
Одна из путей развития христианства – является православие, возникшее в результате разделения церквей в XI веке. Тогда, в 1054 году христианство разделилось на католицизм и Восточную церковь, а восточная церковь была также поделена на несколько церквей. Самая крупная из них – православие.
Церковная власть в Византии была разделена в связи с тем, что принадлежала четырем патриархам. Византийская империя со временем распадалась, и патриархи равномерно возглавляли созданные автокефальные православные церкви.
В дальнейшем, автономные и автокефальные церкви распространились и на территориях других государств.
Основополагающим событием, становления православия на землях Киевской Руси, стало крещение княгини Ольги – 954 год. Это в дальнейшем привело к крещению Руси – 988 год. Князь Владимир Святославович позвал всех жителей города, и в реке Днепр был произведен обряд крещения, который проводили византийские священники. Это стало началом истории возникновения и развития православия в Киевской Руси.
Активное развитие православия на русских землях наблюдается с X столетия: возводятся церкви, храмы, создаются монастыри.
Принципы и мораль православия
Дословно, «православие» – правильное славление, или же правильное мнение. Философия вероисповедания заключается в вере в единого Бога Отца, Сына и святого духа (Бог-Троица).
Фундамент в вероучениях православия – Библия или “Священное писание” и “Священное предание”.
Все принципы, история, и законы вряд ли присутствуют в мыслях и знаниях каждого православного человека, но это не мешает вере. Чему же учит православие на обывательском уровне? Господь – носитель высшего ума и мудрости. Учения господни неопровержимо верны:
- Милосердие – старание облегчить печали несчастно своими силами. В милосердии нуждаются обе стороны – подающий и принимающий. Милосердие – помощь нуждающимся, угодное Богу дело. Милосердие держат в тайне и не распространяются. Также, милосердие трактуется как данное взаймы Христу. Наличие у человека милосердия означает что у него доброе сердце и он нравственно богат.
- Стойкость и бодрствование – состоит в духовной и физической силе, постоянном труде и развитии, бодрствовании для добрых дел и служения Богу. Стойкий человек – тот, кто любое дело, доводит до конца, идя рука об руку с верой и надеждой, не падая духом. Исполнение Господних заповедей требует труда и стойкости. Одной человеческой доброты не хватит для распространения добра, тут всегда необходимо бодрствование и стойкость.
- Исповедь – одно из Господних таинств. Исповедь помогает получить поддержку и благодать святого Духа, укрепляет веру, В исповеди важно вспомнить о каждом своем грехе, рассказать и покаяться. Выслушивающий исповедь принимает на себя обязанности прощения грехов. Без исповеди и прощения человек не спасется. Исповедь можно считать вторым крещением. При совершении грехов теряется связь с Господом, данная при крещении, при исповеди эта невидимая связь восстанавливается.
- Церковь – учением, проповедью преподносит в мир благодать Христа. В причастии его крови и плоти соединяет человека с создателем. Церковь не оставит в горе и беде, не отвергнет никого, раскаявшегося простит, провинившегося примет и научит. Когда верующий уходит из жизни, церковь также не оставит его, а будет молиться о спасении его души. С рождения и до самой смерти, на протяжении всей жизни, в любой ситуации, церковь рядом, раскрывает свои объятия. В храме, душа человека находит успокоение и умиротворение.
- Воскресенье – день служения Богу. День воскресенья нужно свято чтить и исполнять дела Божии. Воскресенье – день, когда стоит оставить житейские проблемы и бытовую суету и провести его с молитвой и почтением к Господу. Молитва и посещение храма – основные занятия в этот день. Нужно остерегаться общения с людьми, которые любят сплетничать, сквернословить, ябедничать. Согрешивший в воскресенье отягощает свой грех в 10 раз.
В чем различие между православием и католицизмом?
Близкими между собой, однако в то же время, принципиально отличающимися всегда были православие и католицизм. Первоначально, католицизм – направление христианства.
Среди отличий православия и католицизма, можно выделить следующие:
- Католицизм исповедует, что Святой Дух исходит от Отца и Сына. Православие исповедует, что Святой Дух исходит только от отца.
- Католическая церковь принимает основное положение в религиозном просвещении ведущем к тому что, матери Иисуса – Марии, не коснулся первородный грех. Православная церковь считает, что Дева Мария, как и все, была рождена с первородным грехом.
- Во всех вопросах веры и морали католики признают главенство Папы, чего не принимают православные верующие.
- Приверженцы католической религии делают жесты описывающие крест слева направо, приверженцы православной религии – наоборот.
- В католицизме усопших принято поминать на 3-й, 7-й и 30-й день со дня кончины, в православии – на 3-й, 9-й, 40-й.
- Католики являются ярыми противниками контрацепции, православные принимают некоторые из видов контрацепции, использованные в браке.
- Католические священники придерживаются безбрачия, православным священникам разрешено жениться.
- Таинство брака. Католицизм отвергает разводы, православие же допускает их в некоторых отдельных случаях.
Сосуществование православия к других религий
Говоря об отношении православия к другим религиям, стоит сделать акцент на таких традиционных религиях как иудаизм, ислам и буддизм.
- Иудаизм. Религия исключительно еврейского народа. Невозможно иметь принадлежность к иудаизму без еврейского происхождения. На протяжении длительного времени, отношение христиан к иудеям имеет достаточно враждебный характер. Различие в понимании личности Христа и его истории сильно разделяет эти религии. Неоднократно, такая враждебность приводила к жестокости (холокост, еврейские погромы и прочее). На этой почве, началась новая страница в отношениях религий. Трагическая судьба еврейского народа заставила пересмотреть взаимоотношения с иудаизмом, как на религиозном так и на политическом уровне. Однако общая основа, в том, что Бог един, Бог Творец, участник жизни каждого человека, помогает на сегодняшний день таким религиям как иудаизм и православие жить в согласии.
- Ислам. Православие и ислам также имеет непростую историю взаимоотношений. Пророк Мухаммед был основоположником государства, военачальником, политическим лидером. Поэтому религия очень тесно переплетена с политикой и властью. Православие же – свободный выбор религии, не зависимо от национальности, территориальности и языка на котором говорит человек. Нужно заметить, что в Коране встречаются упоминания о христианах, Иисусе Христе, Деве Марии, эти упоминания уважительны и почтительны. Отсутствуют призывы к негативному отношению или порицанию. На политическом уровне, конфликты религий отсутствуют, но это не исключает противостояний и вражды в мелких социальных группах.
- Буддизм. Многие духовенства отрицают буддизм как религию, поскольку в ней нет понимания Бога. Буддизм и православие имеют схожие черты: наличие храмов, монастырей, молитвы. Стоит заметить, что молитва православного человека – это некий диалог с Богом, который представляется нам живым Существом, от которого мы ждем помощи. Молитва буддиста – это скорее медитация, размышление, погружение в собственные мысли. Это достаточно добрая религия, воспитывающая в людях доброту, спокойствие, волю. За всю историю сосуществования буддизма и православия не наблюдалось конфликтов, и говорить о том, что для этого есть потенциал – нельзя.
Православие сегодня
Сегодня, православие по численности среди христианских направлений занимает 3 место. Православие имеет богатую историю. Нелегким был путь, многое пришлось преодолевать и переживать, однако именно благодаря всему произошедшему православие находится на своем месте в этом мире.
Современная религия православие является не просто религией, которая объединяет миллионы людей по всему миру. Это религия, которая всегда поддерживала просвещение, образование, науку и продвижение.
Источник: https://mystroimmir.ru/religiya/pravoslavie-v-hristianstve.html
Русское православие, как разновидность христианской религии
МИНИСТЕРСТВОВЫСШЕГО И СРЕДНЕСПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙКУЛЬТУРЫ
Тема: «РУССКОЕ ПРАВОСЛАВИЕ,КАК РАЗНОВИДНОСТЬ
ХРИСТИАНСКОЙ РЕЛИГИИ»
Выполнил:студент Гуманитарного факультета 881группы Бурмасов И.А.
Проверила:Агаркова А.Б.
Дата
Оценка
Подпись
Сургут2000 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯВЕРОУЧЕНИЯ………………………………………9
КУЛЬТОВЫЕОСНОВЫ РУССКОГО ПРАВОСЛАВИЯ…………………11
РАСКОЛИ РАСКОЛЬНИКИ………………………………………………………………17
ЛИТЕРАТУРА
Пролог
Хотел бызаметить, что изучением основ православиязанимались крупнейшие историки итеологи, философы России всех времен.Но никто из них так и не удосужилсясистематизировать процесс изученияданной теологической системы.
А разделениеизучения образа жизни русского человека,его бытовой культуры и с другой стороныправославного христианства оченьпоспособствовало бы принципу объективностимнения о данной теологической системе.Я говорю о том, что не правильно считатьПравославие христианством.
Вкультурологическом аспекте я разделяюПравославие и Православное Христианстволишь потому, что русская культура такжеделится на две стороны: религиозная ибытовая.
Вот как раз бытовая сторона,впитав языческие предрассудки и культына основе церковного календаря и сталаПравославием, а то, что называютПравославным Христианством являетсясложной теологической системой и еемогли исповедовать только те, кто имелик богослужению непосредственноеотношение, да и то не все из них.
И говоритьсегодня о возрождении той духовности,что будто была на Руси и в России ранее,нельзя, так как духовность в пониманиисвятости не существовала, и в пониманиигуманности также отсутствовала. Обольшей гуманизации в общем пониманиимы можем говорить только как о временизрелости Советского государства.
Да,не смотря на репрессии, диктатуру,развитие гуманистического начала вчеловеке в 50-60х годах 20 века было навысоком уровне по сравнению с уровнем19 века, когда, как полагают современныеисследователи русской культуры и былата самая духовность русского человека.И то, что представляет Православиесейчас является скорее истинно народнойкультурой, а не религией.
Народнойкультурой, которая впитала все достиженияславян за 12 веков.
Вообще, происхождение данного термина«православие» обычно связывается спонятием ортодоксия (ortodox),в этимологии которого содержатсягреческие слова, переводимые как«правильное мнение»1. К определениюя добавлю, что понимать православиенадо не как религию, а как теологическуюсистему, включающую ядро и множествотолкований основ его. Именно так надопонимать православие с точки зрениякраеугольного камня сей теологическойсистемы – принципа соборности, которыйотсутствует в католицизме и его толках.С другой стороны, это понятие означаетнеуклонное следование основам и традициямкакого-либо учения, избегающее дажемалейших различий с исходными установками.Чаще всего оно употребляется в отношенииряда религиозных доктрин, а именно,таких, которые в качестве особого долгаверующих предписывают соблюдениечистоты и неизменности вероучения.Можно говорить, например, об ортодоксальномиудаизме, исламской ортодоксии и т.п. Вистории христианства ортодоксия всегдазанимала заметное положение, вплоть досамоназвания через этот термин однойиз конфессий. Вошедшее в обиход славянскогомира слово «православие» — калькагреческого понятия
Сакральностьи неповрежденность основоположенийновой веры выступали свидетельствамиее непогрешимости, из чего выводилсяприоритет христианства для общественныхпорядков и нравственности, по сравнениюс гетеродоксией (разномыслием) иполитеизмом.
Свое пониманиеортодоксии греко-кафолическая церковьраспространяла и на смежные с Византиейобласти славянства. Наибольший масштабее влияние получило в Киевской Руси,где «греческое» христианство оказалосьлучше всего совместимо с процессами,происходившими в общественном устройствеи государственной идеологии.
1Христианство: Словарь / Под общ. Ред.Митрохина Л.Н. и др. – М.: Республика.1994. Стр.235.
ХРИСТИАНСКАЯ ЖИЛА РУССКОГОПРАВОСЛАВИЯ
Было бы,однако, упрощением рассматриватьпринятие христианства на Руси какпростое копирование византийскогообразца.
На ранней стадии христианизации(конец Х – середина XI веков) одним изведущих мотивов новой веры стала, повсей вероятности, очевидная инициаторам«крещения Руси» (988 г.) ограниченностьпрежних культов для складывавшегосягосударственного порядка.
Поэтому самфакт вхождения в общехристианскоепространство уже имел чрезвычайноезначение, открывая многообещающиеперспективы во всех областях.
По этойпричине подробности расхождений,обострившихся внутри христианства ксередине XI века, воспринимались в русскихземлях еще довольно отвлеченно.
Визвестной степени, подтверждениемсвободного отношения к никейскойортодоксии служит “полуарианская”закваска в тексте Символа Веры, которыйприводится летописным сводом началаXII века “Повесть временных лет” какобразец избранного Русью вероисповедания(имеется в виду указание на “подобосущность”Бога Сына Богу Отцу)1.
Вдобавок,отношения с Византией, откуда перенималиськульт и церковное устройство, в силувзаимных политических претензий былине всегда безупречны. Это определенносказывалось на интерпретации укоренявшейсярелигии. Нередкими даже были демонстративныеконтакты русских правителей с посланцамиримско-католической церкви.
1Экономцев И.А. Православие. Византия.Россия. Сб. статей. – М.: Христианскаялитература. 1992. – Стр. 132
Но все-такистрой древнерусской государственностиоказался более близок именно византийскомуварианту взаимоотношений власти сцерковью. Это стало решающим для судьбыгреческой ортодоксии, которая укрепляетсяна Руси как непременный компонентхристианского исповедания. Однако здесьу нее появилось новое измерение.
Изначальнопроизошедшее сочетание восточно-христианскойцерковности с традиционным укладомдревнерусской культуры привело квозникновению такого типа религиознойжизни, который воплотил в себе весьмаспецифическое понимание правоверия(или православия, как стали называтьприверженность к ортодоксии).
Преждевсего обнаруживается, что охранениеначал православия выходит зацерковно-богословскую сферу и превращаетсяв важнейшую функцию государства.Неуклонность следования вероучительнойпарадигме выступает уже не толькокритерием «православности», но исвидетельством лояльности мирскимвластям1.Те, в свою очередь, обеспечивают духовнуюмонополию принятой версии христианства.
В отечественнойистории периода XIV – XVII веков этиобстоятельства способствовали, вконечном итоге, бесповоротномувозобладанию «царства» (в образестановящегося самодержавия) над«священством».
В этом качестве оно входит вовсе структуры государства и общества,становясь универсальной санкцией иоправданием действовавших порядковроссийской жизни.
Совершавшаясяна протяжении тысячелетия ассимиляцияправославной церкви авторитарным, помногим своим чертам, российскимгосударством привела к воспроизводствуособого типа религиозной организации,способной адаптироваться к любымразновидностям отечественной политическойсистемы.
1История Русской Церкви. В 2-х т. – М.:Спасо-Преображенский Валаамскиймонастырь: Российский фонд мира. 1997.Стр. 96
Вряд ли этосвойство объяснимо только естественнойпотребностью в самосохранении. С моментавозникновения на долю русской церквивыпало утверждать себя в среде, сохранявшейвполне развитые дохристианские —языческие — традиции.
Существованиеэтой, исполненной мифологизма, культурыпродолжалось и в последующем, чемуспособствовали относительная стабильностьобщинно-патриархальных отношений исвязанные с ними бытовые особенности,нравы, социально-психологические чертырусского народа.
Скорее всего,испытывая воздействие неискоренимых«традиционных факторов», русская церковьоказалась подвержена закономернойэволюции в этноконфессиональномнаправлении. В результате, она неизбежностала дистанцироваться от фундаментальнойкосмополитической установки христианства,превращаясь в сугубо национально-государственныйинститут.
Притаком положении церкви, греко-византийскаяортодоксия образовала лишь как быверхний, концептуальный уровеньвероисповедания, получившего названиерусского православия. В глубине жемассового религиозного сознания сложилсяэтнически окрашенный православно-языческиесинкретизм1.
Институт церквиоценивается по его позиции в светскихделах и по характеру социальнойвовлеченности.
Однако,следует подчеркнуть: речь идет именноо религиозном течении и потому корректныйподход к любым проявлениям православияневозможен без знакомства с его основными,культовыми и организационными параметрами.
1Власова М.Н. Русские суеверия. – М.:Азбука. 1998. Стр. 25
- Дипломная работа >>Литература и русский язык … РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ВЫРАЖЕНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ПРЕДИСЛОВИЕ Религиозную лексику русского … в нем чередовались о/e, вторая корня *kes; мы находим … религией, вероисповеданием) слово конфессия.
Этим термином можно назвать православие, …
- Реферат >>Философия … . Коллективистский национализм имеет две этническую и гражданскую – … России и русского народа» [8]. Члены союза возрождение» призывают …
характерна трактовка православия в первую очередь как этнической религиирусских. Некоторые …
- Учебное пособие >>Религия и мифология … как лотосовый аромат, как достигнутый берег страны упоений…». Религия египтян ушла в прошлое.
Но в христианскойрелигии … Американский континент православие принесли русские миссионеры. Первоначально … религиям, является то, что они формируются как …
- Реферат >>Религия и мифология … Православиекак христианства. 1.
Вероучение. 2.Таинства и культы. 3.Праздники и посты. Организация и управление Русской православной церкви. Русская … . В православии, как и всякой другой религии, с … получает христианское воспитание и умирает как …
- Реферат >>Культура и искусство … результате которых явились соперничающие христианства (вероисповедания). Разногласия … православие стремится сохранить дух христианской веры таким каким принес … Русская живопись XVII в. развивалась более сложным путем.
Тесно связанная с религией …
- Реферат >>Религия и мифология … как богочеловек, а как простой еврейский проповедник. Христианскаярелигия … первым. Рассмотрим православие, и какие у него имеются …
связано с расколом в Русской церкви, который произошел в … писание». Имеются три ортодоксальных кальвинистов – …
- Статья >>Религия и мифология … возрождение Бердяев связывает с «вечной» религией Св. Троицы, торжество которой …
, кажется, хотелось видеть в русскомправославиихристианский аналог языческих мистерий,— и его … и к особой софиологии,— равно какрусская софиология имеет другие …
- Реферат >>Философия … варианте, в форме православия. В этом акте …
как следствие непреодоленного до конца противостояния языческих и христианских истоков русской … она отделилась от религии. 3. фундаментальная … Организм он рассматривал как машину, а мысль как вещества. « …
- Курсовая работа >>Культура и искусство …
, в котором религия традиционно играла основополагающую … на основе православиякак духовной идеи русского народа. Понятия … что иное как того же неорусского …
русским стилем, указывая на истоки русской культуры, ее христианских основ, ее православия …
- Курсовая работа >>Философия … философско-исторической колумбианы. Они не сделали ничего иного, как … русской общинности как присущей внутренне христианской добродетели русского … Иерусалим с Афинами, религия с разумной философией мирно … рабовладения, а православие, которое …
Источник: https://topref.ru/referat/158362.html
Add comment