Kievuz

Специфика культурологического изучения техники

Тема 11. Техника как социокультурное явление

Специфика культурологического изучения техники

Пожалуй,ничто из явлений, окружающих человекана рубеже ХХ века, не вызывает такогопротиворечивого к себе отношения, кактехника. Эту противоречивость людизаметили сравнительно недавно. До второймировой войны судьбы техники волновалибольше художников и поэтов, чем философови социологов.

Непрерывный техническийпрогресс со времен промышленнойреволюции, как казалось всем, подтверждалидею рационалистов о господстве человеканад природой и оптимизм века Просвещения.Укреплялись надежды на культурный,экономический, моральный прогресс спомощью науки и техники. Сегодня этойубежденности брошен вызов. Растутбеспокойство и нападки на технику.

Изспасительницы она для многих сталавиновницей всех бед нашего времени.

Счем же связано осознание этой опасности?Во-первых, возросла непредсказуемостьпоследствий для природы и человека,которые несет с собой все усложняющаясятехника.

Необходимость “предвидетьнепредвиденное” требует надежноститехники, особенно тогда, когда еесложность превосходит контролирующиевозможности человека. И, наконец, масштабыразвития техники привели к возникновениюособого технического мира.

Законы этоготехномира могут как бы “мстить” людямза их незнание и пренебрежение к ним.

Сегоднясуществует огромное количествоопределений техники: “прикладноеестествознание”, “способ (средство)подчинения природы”, “способупорядоченности природы и ее открытия,освоения, самосохранения человека”.“сред­ство производства излишков”,“средство освобождения ограниченийприроды”, “создание искусственнойсреды”, “опредмечивание человеческойдеятельности” и др.

Вдумавшисьв эти определения, нетрудно обнаружить,что некоторые из них выходят за пределысугубо технико-технологическиххарактеристик, на основе которых можноутверждать, что термин “техника”употребляется в узком и широком смыслеслова.

Вузком смыслеслово “техника”— это инструментальные средства,используемые человеком в своейдеятельности по преобразованию природы,это некоторые “объекты” (артефакты),созданные человеком, имеющие своювнутреннюю природу и логику действия(работы), которая изучается техническиминауками, а их создание и использованиесвязано со специфическим видомчеловеческой деятельности — инженерией.

Вшироком смыслетермин “техника”имеет как бы и внетехнологический смысл— социальный, ценностный,историко-цивилизационный, ее понимаюткак продукт человеческой цивилизации.

В широком смысле она есть инструментальноесредство, техническое знание, частьобщественного прогресса, социальнойдинамики.

При этом нередко “внетехнический”,точнее “внетехнологический”, смыслтех­ники рассматривают как дополнениек инструментальности, как смысл,находящийся за пределами самой техники.Мы полагаем, однако, что он составляетсодержательное, внутренне присущеесамой технике проблемное поле.

2. В чем специфика культурологического изучения техники?

Измногочисленных определений видно, чтотехника предстает как многогранное,многоаспектное явление. Можно выделитьпять важнейших аспектов техники,изучаемых различными науками.

1.Инструментально-технологическоеизмерение, составляющее предметизучения технических наук, когда вовнимание берется онтологическая природатехнического объекта, его внутренняятехнологическая “логика”.

2.Естественное (природно) измерение,которое акцентирует внимание навзаимоотношении “Техника — Природа”,которое является прежде всего предметомизучения естествознания и инженернойэкологии.

3.Индивидуальное человеческоеизмерение, которое сосредотачиваетсяна предметной области “Техника —Человек” (индивид, личность) и изучаетсятакими науками, как антропология,психология, физиология, эстетика,эргономика и др.

4.Социальное измерениев рамкахотношения “Техника — Бытие”,предметная область которого естьвзаимоотношение Техники и Общества,Техники и Мирового цивилизационногопроецсса. Этот аспект изучаетсясоциологией, экономическими науками,политологической наукой и, конечно,культурологией.

5.Наконец,культурное измерениев рамках отношения “Техника Социокультурный мир”, изучаемоекультурологией.

Еслив первом аспекте техника изучена довольноосновательно, второй аспект вызываетозабоченность в связи с экологическимкризисом, переживаемым человечеством,и поэтому интенсивно разрабатываетсяв настоящее время; в исследованиитретьего аспекта сделаны первые шаги,особенно в связи с актуализацией проблемычеловеко-машин­ных систем, искусственногоинтеллекта, роботизации и других.Последняя проблема — социокультурноеизмерение техники — только начинаетразрабатываться и далеко не всеми ещеосознается как проблема.

Какособая область философского знанияисследование техники оформляется вГермании в последней терти XIX столетияв работе немецкого исследователя Э.Каппа “Осно­вы философии техники”(1877). Приблизительно через 20 лет формируетсяобщая теория техники, начало которойбыло положено в исследованиях Эспинаса.

Каппсосредоточил свое внимание на поискеантропологических оснований возникновенияи существования техники. Затем Ф. Дессауэрпоставил проблему возникновения,существования, особенностей техническойнауки как специфической области знанияв системе наук. М. Хайдеггер, К. Ясперс,Х.

Ортега-и-Гассет развили экзистенциалистскуюинтерпретацию техники о ее роли вдинамике культурного пространства. А.Гелен, Г. Плесснер осуществили анализтехники с позиций философско-социальнойантропологии. С социологической точкизрения рассматривает технику Ж.

Эллюль,видя в ней историческую судьбу современнойцивилизации. Отметим вклад в социологическоеосмыслением техники К. Маркса, показавшегоразрушительоне воздействие машинногопроизводства на рабочего.

В 70 — 80-х годахХХ столетия особое внимание было уделеноэтическим проблемам техники (например,американским философом Л. Мэмфордом).

ВРоссии в начале ХХ века одним из первыхпоставили вопрос о теоретическомосмыслении техники инженер-меха­никП.К. Энгельмейер и философ Н.А. Бердяев.Но после 1917 года философия техники былаобъявлена идеалистической областьюисследования, изучение возобновилосьлишь в начале 60-х годов (работы В.Г.Горохова, В.И. Белозерцева, В. Чешева, Г.Шеменева и др.).

В80 — 90-х годах ХХ века акцентировалосьвнимание на экологических последствияхнаучно-технического прогресса. Сегодняприоритетным становится культурологическийанализ техники как сложного, многомерногоявления культуры.

Традициякультурологического подходактехнике была заложена в США и Германии,во-первых, в связи с проблемой управленияв индустриальном, постиндустриальном,информационном обществе, так как островстал вопрос о технике и существующихценностях.

Другаякультурологическая проблема — оценкатехники, ее критерии, идеалы, еечеловеческое измерение. И, наконец,огромное значение имеет вопрос о ролитехники в бытии человека и человечества,ее воздействия на социокультурнуюдинамику. Социокультурный анализ техникисопряжен еще и с выяснением того типаотношения человека к миру (Природе),которое формируется под воздействиеми на сонове техники.

Источник: https://StudFiles.net/preview/5369837/page:34/

Тема 6 ТЕХНИКА В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ

Специфика культурологического изучения техники

. темы

61. Техника как феномен культуры

62 человека и. ТехноМир

61 Техника как феномен культуры

Пожалуй, ни одно из явлений, окружающих человека на рубеже XX века, не вызывает такого противоречивого к себе отношения, как техника. Проблема развития техники лежит в русле взаимоотношений между культурой и цивилизаций ациею. Техника – материальное тело культуры, наиболее характерный атрибут современной цивилизации, которую называють техногенной

Непрерывный технический прогресс со времен промышленной революции, казалось бы, подтверждал идею рационалистов о господстве человека над природой. Укреплялись надежды на культурный, экономический, моральный о огрес с помощью науки и техники. Сегодня этой убежденности брошен вызов. Растет беспокойство и нападки на технику, которая стала рассматриваться как источник всех бед наше времяасу.

Осознание этой опасности связано с тем, что возросло непредсказуемость тех последствий для природы и человека, которые несет с собой техника, все более усложняется. Масштабы ее развития привели к вин возникновение особого технического мира, сложность которого превосходит контролирующие возможности человека.

Глубинное и поразительное по своим последствиям развертывания потенциала техники влияет на все стороны социальной жизни, существенные преобразования наблюдаются во всем строе современной культуры.

Такое стремительное возвышение техники как фактора социокультурных преобразований актуализирует целый спектртр мировоззренческих проблем

Еще в конце XIX века философия техники поставила ряд вопросов, и сегодня является объектом острой философской рефлексии: какие есть формы влияния техники на человеческое бытие и существуют пределы этого влияния? в чем выражается ее общественная обусловленность и как преодолеть те непредсказуемые последствия, несущей человечеству научно-технический прогресс

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо проанализировать сущность техники, выяснить ее онтологический статус, исследовать ее генезис, этапы и тенденции развития

Что же представляет собой техника? определений техники. Техника рассматривается:

– как совокупность созданных человеком устройств, машин, механизмов, приспособлений и т. п., а также различных видов деятельности по созданию этих устройств: от научно-технического исследования и проектирования до их изготовления и эксплуатации;

– как совокупность технических знаний – от специализированных рецептурно-технических до теоретических, научно-технических и системотехнических;

– в более широком смысле говорят о технике как определенное умение – например, технику мышления,”психотехнику”, технику руководства людьми и государством, технику живописи, рисунка, игры на фортепиано и т.п.. В этом смысле техника охватывает весь человеческий универсум, начиная с неорганического, через органическое и к психически духовных сфер бытия и отношений между людьми між людьми.

Техника – это феномен, который обеспечивает взаимодействие между обществом и природой, она является результатом встречи человеческого духа с природой.

Техника представляет собой часть природы, преобразованной человеком, и в этом смысле она искусственная и принадлежит не природе, а человеку.

Однако использование техники предполагает воздействие на природу и ее активное преобразование: человек формирует и изменяет неорганическую и органическую природу, в том числе и собственную психическую и духовную природу согласно познанных законов и согласно своим целям

Для того чтобы понять сущность феномена техники в культурологическом аспекте, целесообразно сделать исторический экскурс, посмотреть, как развивалась техника, как менялись ее смысловые характеристики. Техника а возникла вместе с появлением Homo sapiens и в своем развитии прошла следующие этапа:

инструментальный который характеризовался прежде использованием ручных орудий, которые служили продолжением и усилением руки человека, при этом технологический процесс полностью зависел от человека, от его творчества и новаторств ва

– этап появления машинного труда когда продуцирующая человек дополняет технологический процесс, становится, рядом с машиной, одним из ее элементов, при этом важно, что центр тяжести технологического процесса постепенно смещается в сторону машины;

– этап автоматизации труда когда труд не ограничивается физическими или физиологическими возможностями человека;

– появление нового типа информационных систем, роботизации производства, комплексной автоматизации целых технологических процессов, в результате чего происходит уже и замена некоторых функций человеческого интеллекта

В ходе развития техники менялось и соотношение ее с научно-техническим знаниям. Так, на самых ранних этапах развития общества техническое были тесно связаны с магическим действием и мифологическим миропониманием.

В античности понятие”техне”охватывает и технику, и техническое знание, и искусство, но еще не содержит в себе теорию. В эпоху средневековья архитекторы и ремесленники полагались в основном на традиционное знание, что держалось в тайне и менялось очень медленно. Но уже в эпоху.

Возрождения формируется практически ориент тована теория, при этом формируется идеал универсально развитой личности ученого и инженера, который одновременно и много знает, и многое умеет. В культуре. Нового времени наблюдается другая тенденция: пра.

Гненный к специализации и выделения отдельных аспектов и сторон предмета исследования, изучается экспериментальными и математическими средствами. Формируютсяся идеалы новой науки способной решать теоретическими средствами инженерные задачи, и новой техники, основанной на науке.

Состоит дисциплинарная организация науки и техники, в социальном плане было связано с становл лением профессий ученого и инженера, повышением их статуса в обществі.

Одной из фундаментальных социокультурных черт техники является то, что она выступает как средство преобразования среды. Эта черта нашла отражение еще в мифотворчества. Вспомним миф о.

Прометее, который вооружил людей техническими навыками; миф о. Дедала и его сына. Икара стремились решить задачу полета с работодателем й крыльев; миф о строительстве. Вавилонской башни и его неудачу т.д..

Именно как средство преобразования среды техника была осмыслена и положена в основу инженерной практикки.

Другой фундаментальной характеристикой техники является то, что она выступает посредником между человеком и природой, задает тип отношений между ними. Так, в период. Нового времени в европейском сознании начинает перева ажаты агрессивное стремление человека господствовать над природой, покорять ее себе, что в конечном итоге и породило глобальную экологическую проблему

Третья важнейшая социокультурная характеристика техники заключается в том, что она средством преобразования самого человека она расширяет человеческие возможности создает условия для развития его способностей и реализации природных задатков

62 человека и ТехноМир

Техника, несомненно, обогащает человеческое существование, она является средством, с помощью которого человек приспосабливает среду к себе, экономит усилия, меняет обстоятельства, облегчает жизнь. Одно из назначений т техники – освобождение человека от”объятий”природы, достижения определенной независимости от нее в своей работе. М.

Бердяев рассматривал характерен парадокс: без техники невозможна культура, с ней связана самая поя а культуры, но окончательная победа техники в культуре, вступление человечества в техническую эру ведет культуру к уничтожению. Ученый выделил в культуре два этапа: технический и природно-органический.

Окончательная победа п ершого над вторым означает перерождение культуры во что-то другое, отличное от культурне від культури.

По мнению испанского философа. Ортеги-и-Гассета, техника дает человеку возможность утвердить свое господства над обстоятельствами. Создавая огромное богатство, мощь экономики, она формирует в человеке уверенность и обеспеченность, власть над низшими уровнями существования, дает возможность в высшей степени реализовать свою индивидуальность

Но, освободившись от жесткой природной необходимости, человек оказалась, незаметно для себя, в тисках необходимости технической непредвиденных побочных последствий технического прогресса, таких, как ухудшение состояния окружающей среды, нехватка ресурсов и т.д..

Теперь человек вынужден приспосабливаться к неумолимых законов функционирования технических систем.

Достижения техники, особенно современной, требуют неизбежной расплаты за них: за резкое повышение производительности труда – безработицей, за жилищный комфорт – разобщенностью людей, за достигнутую мобильность – шумовым нагрузкам, неуютность городов и потерянной природой

В современную эпоху во взаимоотношениях”человек-техника”появились новые проблемы. Это, в частности, проблема соотношения искусственного и естественного интеллекта, границы между человеком и машиной.

Она анализируется с протиле ежних точек зрения: согласно одной позицией, между компьютером и мышлением человека существует полная аналогия и в будущем возможно создание искусственного интеллекта, который не будет уступать человеческом, а может и п еревершить его; согласно другой позицией, между разумными способностями человека и”машинным интеллектом”существуют принципиальные различия. При этом проблема соотношения искусственного и естественного интеллекта пост ае как проблема сохранения человеком личностной идентичности, свободы, индивидуальности и уникальности. Поэтому оценки компьютера как возможной абсолютной модели человеческого сознания, их отождествление раз рассматривается какжнення розглядається як угроза человеческому существованию

С социокультурной точки зрения важным также является вопрос об образе жизни человека в созданном им самим. ТехноМир.

Так, например, компьютерная техника играет существенную роль в профессиональном развитии человек ни, влияет на общекультурное развитие личности: способствует росту творческого компонента в труде и познании, развивает инициативность, умножает интеллектуальное богатство личности.

Но, в то же время, современная компьютеризация несет угрозу превращения человеческого разума в кибернетический, прагматически ориентированный, который теряет образную, эмоциональную зафарбленисть мышления и общения, следствием чего является сп отворення духовной коммуникации, потеря диалогичности в общении с другими людьми,”дефицит человечности”Возникает угроза духовной односторонности, что выражается в формированииу формуванні технократического типа личности

Источник: http://uchebnikirus.com/kulturologia/osnovi_kulturologiyi_-_sandyuk_lo/tehnika_sistemi_kulturi.htm

Предмет и методы культурологии

Специфика культурологического изучения техники

Оглавление

1….. Предмет и методы культурологии. 2

2….. Особенности первобытной духовной культуры: анимизм, фетишизм, магия. 4

Список литературы.. 10

1. Предмет и методы культурологии.

Термин “Культурология” утвердился к середине XX века (Лесли Уайт “Что такое культурология”).

Его употребление стало необходимым в связи с возникновением новой науки, изучающей такие закономерности – стороны культуры, которые не могут быть предметом исследования других социально-гуманитарных дисциплин (политология, социология, психология, демография, история.

) Предмет Культурологии – культура, как целое, не сводимая к какому-то отдельному культурному явлению и даже к сумме всех культурных явлений. Культур всегда много и каждая из них, как нечто единственное и неповторимое, как целое изучается культурологией. Культурология – наука о множестве культур.

Культурология – дисциплина, объединяющая различные знания и подходы к культуре, выработанные другими общественно-гуманитарными дисциплинами (философия, история, антропология, семиотика – наука о знаках и символах, лингвистика…

) Культуролога интересует, как данная культура возникла, какую культуру и как она сменила, какие периоды в своём развитии проходила, как взаимодействовала с другими культурами… Культурология интересуется искусством и философией, религией и нравственностью, наукой, но главное для неё – какие структуры и явления в этой культуре больше всего определяли её строй и облик, её устойчивость и жизнеспособность.

В культурологии выделяются две ориентации:

  • одна направлена на целостное, всестороннее, эмпирическое объяснение культуры;
  • другая направлена на теоретическое объяснение культуры, на формирование теоретических знаний, понятий, раскрытие закономерностей данной культуры.

В основе культурологических исследований лежит принцип единства логического и исторического подхода к изучаемым культурам.

  • Логический метод: предшествует историческому. Исследователь создаёт общий взгляд на данную культуру, сравнивает с другими;
  • Исторический метод: направлен на изучение того, как данная культура возникла, какие этапы в развитии проходила и чем она стала в своём зрелом виде. Для изучения истории культуры, применяют различные варианты исторического метода: – Генетический: направлен на обнаружение генезиса. – Сравнительно-исторический: сопоставление периодов развития данной культуры или следующих друг за другом культур (диахронический метод), а так же сопоставление сосуществующих культур или культурных явлений (синхронический подход). Сравнительный подход является основой современной компаративистики (методология сравнительно-исторических исследований. Арнольд Тойнби “Постижение Истины”).

2. Особенности первобытной духовной культуры: анимизм, фетишизм, магия.

Анимизм – это вера в существование духов, одухотворение сил природы, животных, растений и неодушевленных предметов, приписывание им разума, дееспособности и сверхъестественного могущества.

Зачатки анимистических представлений возникли в глубокой древности, возможно, еще до появления тотемистических воззрений, до формирования родовых коллективов, т. е. в эпоху первобытных орд.

Однако как система достаточно осознанных и устойчивых взглядов религиозного характера анимизм формировался позже,

практически параллельно с тотемизмом.

В отличие от тотемизма, ориентированного на внутренние потребности данной родовой группы, на отличия ее от других, анимистические представления имели более широкий и всеобщий характер, были понятны и доступны всем и каждому, причем воспринимались, вполне однозначно.

Это и естественно: первобытные люди обожествляли и одухотворяли не только грозные силы природы (небо и землю, солнце и луну, дождь и ветер, гром и молнию), от которых зависело их существование, но и отдельные заметные детали рельефа (горы и реки, холмы и леса), где, как они считали, тоже водились духи, которых следовало задобрить, привлечь на свою сторону и т. п. Даже отдельное заметное дерево, крупный камень-валун, небольшой пруд – все это в представлении первобытного дикаря имело душу, разум, могло чувствовать и действовать, приносить пользу или вред. А раз так, то ко всем этим явлениям природы, горам и рекам, камням и деревьям следовало относиться со вниманием, т. е. приносить определенные жертвы,

совершать в их честь молитвенные обряды, культовые церемонии.

Восходящая к анимизму вера в то, что души людей, прежде всего покойников, продолжают свое существование главным образом именно в

бестелесной форме, служила как бы соединяющим звеном между групповыми тотемистическими и всеобщими анимистическими верованиями и обрядами.

Воздавая должное душам покойных предков, первобытные люди тем самым надеялись на защиту и покровительство покойников в гигантском мире потусторонних сил.

Таким образом, анимистические и тотемистические верования и обряды сливались в практике первобытного коллектива в единый нерасчленяемый комплекс, в рамках которого суровые реалии повседневного быта и нелегкой борьбы коллектива за существование находили свое отражение. Это

отражение было иллюзорно-фантастическим, причем функция приведения его в соответствие с реальной жизнью выпадала на долю магии.

Магия – это комплекс ритуальных обрядов, имеющих целью воздействовать на сверхъестественные силы для получения материальных результатов. Магия возникла параллельно с тотемизмом и анимизмом для того, чтобы с ее помощью можно было реализовать воображаемые связи с миром духов, предков,тотемов.

Теория Л. Леви-Брюля с ее логическим и пралогическим мышлением. Опираясь на нее, можно заключить, что мышление человека (особенно первобытного) состоит из двух секторов.

Один из них следует строгим законам логического мышления и каузальных связей. По мере накопления знаний о мире его значение возрастает.

Второй сектор имеет иной характер: он связан с проблемами, имеющими случайный и вероятностный характер, решение которых зависит от игры случая или непознаваемых привходящих обстоятельств (будет ли дождь; удачна ли будет охота или война).

Этот-то сектор и диктовал первобытному человеку положиться на помощь сверхъестественных сил, он и породил пралогическое магическое мышление, игравшее столь заметную роль в процессе развития религиозного осмысления мира.

Возникнув в глубокой древности, магия сохранялась и продолжала развиваться на протяжении тысячелетий. Обычно магическими обрядами

занимались специальные люди – колдуны и шаманы, среди которых, особенно в глубокой древности, видимо, преобладали женщины.

Эти колдуны и шаманы, люди обычно нервного, а то и истеричного склада, искренне верили в свою способность общаться с духами, передавать им просьбы и надежды коллектива, интерпретировать их волю.

Сам магический обряд приобщения к духам (шаманское камлание) состоял в том, что посредством определенных ритуальных действий, в каждом случае особых, шаман с бормотанием, пением, плясками, прыжками, со звуками бубна, барабана или колокольчика доводил себя до состояния экстаза (если обряд совершался публично, до состояния экстаза вместе с ним обычно доходили и следившие за его действиями зрители, становившиеся как бы соучастниками ритуала). После этого шаман нередко впадал в транс, ничего не видел, не слышал – считалось, что именно в этот момент и происходит его контакт с миром духов.

В глубокой древности магические обряды носили, возможно, более общий
характер и были менее дифференцированы. Позже дифференциация их достигла значительных размеров. Современные этнографы, в частности С. А.

Токарев, разделяют магию по методам воздействия на контактную (соприкосновение носителя магической силы – колдуна-шамана или волшебного амулета – с объектом), инициальную (магический акт направлен на объект недосягаемый, в силу чего осуществляется лишь начало желаемого действия, конец которого предоставляется сверхъестественным силам), парциальную (опосредствованное воздействие на волосы, пищу и т. п.), имитативную (воздействие на подобие объекта). По целям воздействия магия делится навредоносную, военную, промысловую, лечебную и др.

К предметам, не предназначенным быть орудиями труда, но играющим важную роль в магическом покорении природы, у аборигенов Австралии относятся магические камни, обработанные или необработанные.

К первым принадлежат каменные чуринги, загадочные цилиндроконические камни, условные каменные изображения тотемов и культурных героев, применяемые в охотничьей магии или в бою, где сообщают силу и храбрость своим, обладателям. В качестве талисмана либо магического оружия применяются и чуринги.

Священные или магические камни, в том числе чуринги, употребляются в обрядовом межгрупповом обмене. Наконец, чуринги использовались и в обрядах интичиумы — в торжественном ритуале уднирингита, цель которого состоит в том, чтобы способствовать размножению больших древесных личинок.

Глава тотемической группы — алатунья, ударяя камнем по животу каждого участника обряда, произносил слова заклинания: «Ты ел много пищи».

У некоторых центрально-австралийских племен имелись плоские овальные камни, раскрашенные красной и черной красками и напоминающие известные азильские гальки, эти камни применялись во вредоносной магии: австралийцы верили, что с их помощью можно магически умертвить человека. Существовали у аборигенов Австралии и каменные фаллические изображения, призванные содействовать воспроизводству человеческого рода. Они очень немногочисленны, и в музеях мира их насчитываются единицы.

Необработанные камни, с которыми ассоциировались всевозможные тотемические и магические представления, широко использовались в самых разнообразных видах магии.

Таковы нагромождения тысяч камней, которые образовались вследствие того, что каждый абориген, покидая чужую, незнакомую местность, бросал в кучу камень, дабы злые духи не преследовали его.

Особенно часто магические представления ассоциировались с кристаллами кварца и других минералов; их применяли

австралийские знахари. Камни употреблялись в наиболее важных видах магии — продуцирующей, охотничьей, в магии дождя. Аборигены разбрасывали магические камни, чтобы способствовать росту ямса. Камни использовались для того, чтобы юноша сделался хорошим охотником, а кенгуру — жирными.

К востоку от оз. Эйр в обрядах вызывания дождя камни клали сначала в яму или под навес, орошали их кровью и осыпали пухом, а затем помещали на ветвях и сучьях высоких деревьев.

Здесь все имело символический смысл: текущая кровь означала потоки дождя, пух — легкие облака, а камни — тяжелые грозовые тучи.

скачать за 50 руб

после оплаты нажмите на кнопку “Вернуться на сайт” – документ будет скачан автоматически
Скачанный документ будет содержать только материал уже воспроизведенный на сайте.

Источник: https://mirznanii.com/a/132456/predmet-i-metody-kulturologii

ovdmitjb

Add comment