Kievuz

КУЛЬТУРА ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВ КИТАЯ И ЯПОНИИ

Содержание

Культура Японии: культура и особенности

КУЛЬТУРА ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВ КИТАЯ И ЯПОНИИ

Культура Японии – это яркий образец самобытности нации, которая сохраняется веками и передается от поколения поколению. Японцы очень трепетно относятся к своей истории, культуре, традициям, и туристам, пожелавшим посетить эту страну, следует знать их основы.

Своеобразие японской культуры, свой стиль во всем по душе многим людям, которые переносят отдельные черты в свою повседневную жизнь.

Сведения общего характера

Как оценивает википедия, Япония (в транскрипции с японского языка Нихон коку) – полностью располагается на островах Тихого океана и относится к Восточной Азии. Её ближайшие соседи – Россия, Китай, Южная Корея и КНДР.

Население Японии на 2015 год составляет 126, 91 миллионов человек, причем среднегодовое снижение численности составляет более 200 тысяч человек в год. Карту Японии можно представить в виде государства, расположенного на 4 крупных островах: Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо, а также множестве мелких островов.

Столица Японии – Токио с численностью более 18 млн. человек (с Иокогамой). Наиболее крупные города Японии: Осака, Киото, Кобе, Кавасаки, Тиба, Нагоя. Денежная единица – йена.

Государство можно смело отнести к мононациональному образования, так как почти 99% населения Японии составляют японцы. Это условие во многом определяет бережное сохранение традиций и культуры. Так внешний облик крупных городов приобрел ультрасовременный вид, но на окраинах, практически везде, бросается в глаза национальный стиль. Соответственно и государственный язык – один, японский.

Официально Япония считается монархией с конституционным ограничением, даже империей. Все вопросы внешней и внутренней политики решает премьер-министр. Высшая законодательная власть сосредоточена в двухпалатном парламенте.

Флаг Японии представляет собой белое полотнище, в центре которого находится красный круг. Этот символ солнца как бы подчеркивает укоренившееся название – Страна Восходящего солнца.

Время в Японии на всех островах единое и опережает московское на 5 часов.

Традиционные японские ценности – это дань историческому развитию страны. Основы культурного наследия следует искать в том периоде, когда предки-переселенцы с материка начали обживать острова – этап Дзёмон.

На развитие культуры и рождение особой японской самобытности сказалась длительная самоизоляция от другого мира – так называемая, политика сакоку. Только с середины XIX века начались реальные контакты японцев с другими нациями, когда зародился этап Мэйдзи.

Несмотря на длительное поддержание собственной идентичности, начиная с 60-х годов прошлого столетия, явственно стало просматриваться влияние Китая, Европы и США.

На особый японский менталитет, несомненно, сказалась длительная изоляция, географическое положение и особенности климата. Такие мощные факторы, как частые землетрясения, тайфуны, ураганы, цунами не могли не повлиять на формирование своеобразных традиций и культуры.

Японцы почувствовали необходимость оживлять неживую природу, придавая различным явлениям живые образы. Отличительной чертой японцев стало умение искренне восхищаться мгновениями натуральной природной красоты.

Традиционное японское искусство выросло именно из этих ценностей.

К традиционным японским ценностям, накладываемым отпечаток на все стороны жизни, следует отнести аскетизм, семейная обрядность, порядочность, нормы приличия, чувство достоинство, что в той или иной степени связывалось с религией, а потому давали глубокие корни.

Эти нормы, порой доведенные до абсурда, до настоящего времени в целом поддерживаются. Для японца вполне норма жесткая субординация, напоминающее в определенной мере преклонение. В обществе характерно объединение людей по социальным принципам, с созданием особых отношений внутри группы, и слабыми контактами между группами.

Особо отношение у японцев к пониманию долга и обязательств (особая категория – гири).

Катастрофическое цунами в Японии 2011 года особо ярко проявили черты общества. Японские традиции во многом определяются влиянием таких разрушительных факторов. И новое испытание доказало, что люди сохранили тот багаж, который порождает патриотизм, трудолюбие, высокую самоотдачу.

Японский язык уже много веков является важным составным элементом культуры. Сама концепция иероглифов очень сложна в написании. В их основе лежат 3 вида иероглифов: китайское кандзи, а также слоговая азбука катакана (угловатый вариант) и хирагана (округлый тип).

Древнекитайские символы стали корневой основой, но путем добавления японских слогов, появилось особое чтение иероглифов, что дало возможность формированию особого классического японского языка, давшего толчок к активному развитию специфической японской литературы.

Выписывание иероглифов с давних времен считается настоящим искусством. Для упрощения перевода для иностранцев разработана специальная транскрипция в латинской графике – ромадзи.

Для русскоговорящих людей создана система Поливанова для подачи иероглифов в виде кириллицы.

С учетом национальности первых переселенцев, в период зарождения японской литературы явно просматривалось влияние китайской культуры. Первые истинно национальные, своеобразные литературные творения относятся к VII — VIII векам, когда появляются сказания «Кодзики» и исторические летописи «Нихонги». В этот же период создаются стихотворные творения.

Они стали основой постепенного развитие таких стилей, как вака, танка и хайку, которые и в наши дни имеют почитателей по всему миру. Произведения великого Басё в стиле хайку переведены, практически, на все основные языки мира.

В мировую литературную сокровищницу вошли творение таких мастеров, как Абэ, Кобо, Акутагава, Кэндзабуро, Харуки, Рю, Кобаяси Исса.

Особенности религиозного влияния

Религия сыграла ключевую роль в развитие всех сторон островного общества, в т.ч. формировании традиционных и культурных ценностей. Религия в Японии имеет две ветви: буддизм и синтоизм.

Основу синтоизма составляет обожествление природных явлений, что и породило отношение японцев к неодушевленной природе, как к живым существам. Она же учит людей жить в гармонии с природой.

Именно синтоизм в достаточной степени олицетворяет нацию и её культуру.

Буддизм появился в Японии значительно позже, чем синтоизм, а потому в меньшей мере повлиял на формирование культуры. Пожалуй, наибольший след он оставляет в традиционной архитектуре. В целом, обе названные религии в достаточно степени переплелись, и теперь трудно их выделить в чистом виде.

Особенности развития изобразительного искусства

Как и вся культура целиком, изобразительное творчество Японии развивалось своим путем, приобретая утонченность и своеобразие. Японская живопись – это древний и ни с чем несравнимый способ самовыражения нации. Её невозможно спутать ни с одним художественным направлением, существующим в мире.

В живописных полотнах на первый план выдвигается природа, как божественная основа существования всего. Одним из первых направлений в истории живописи стало иллюстрирование литературы – горизонтального вида свитки в стиле ямато-э.

Немного позже появляется стиль суми-э в форме одноцветной акварели. Начиная с XVII века, популярность приобрели деревянные гравюры (укие-э) с показом гейш, сцен театра кабуки, природы.

Эти своеобразные японские стили оказали заметное влияние на развитие мировой живописи.

Особым шармом обладает японское декоративно-прикладное творчество. Особое мировое признание получили традиционные куклы. Далеко за пределами Японии разнеслась слава таких направлений прикладного искусства, как нэцкэ, оригами, икебана, бонсай, тэмари, тканная роспись, чайная керамика.

Японская скульптура развивалась в виде доведения до совершенства фигур из обожженной глины. Керамические фигурки-идолы (догу) считаются одним из древнейших направлений национального искусства. Значительное место занимают скульптурные фигуры животных, птиц и людей из керамики.

С приходом буддизма на острова в скульптурном творчестве появились изваяния Будды. В качестве материала стала активно использоваться древесина, с последующим покрытием лаком, позолотой. Значительно реже использовалась бронза.

Особенности театрального творчества

Японский традиционный театр – это визитная карточка страны. Одним из первых направлений театрального искусства считается театр «но», где артисты выходили играть в масках и шикарных костюмах.

В XVII веке появился наиболее известный вариант сценического творчества – театр кабуки. Играли в таком театре только мужчины, а на их лица накладывался внушительный слой грима. Мужчины играли и женские роли (оннагата).

Параллельно развивался еще одно знаменитое театральное направление – театр банраку (с марионетками).

Нельзя оставить без внимания особое своеобразие – японская анимация «аниме», которая изначально нацеливалась на взрослых людей. В таких лентах, чаще всего, перерабатывались национальные комиксы – манги.

Достопримечательности государства

Туристам, отправляющимся в Японию, есть на что посмотреть. Здесь имеются шедевры национальной архитектуры (причем, как исторической, так и современной), природные памятники, искусственные комплексы с каменными садами и все многообразие многовековой культуры. На официальных сайтах туристических операторов можно найти массу фото Японии, наглядно показывающие многочисленные прелести.

Можно выделить несколько достопримечательностей Японии:

1.Мемориал Хиросимы: мемориальный комплекс, посвященный жертвам ядерной бомбардировки. В мемориал входит единственное уцелевшее здание.

2.Парк Джигокудани: парк, в котором обитает значительное количество обезьян (макак). Популярность парку обеспечивает и природная красота: многочисленные гейзеры, окруженные скалистыми выходами, и холодный лесной массив.

3.Киемидзу-дера: буддийский храм, построенный в VIII веке. Находится в Восточном Киото. особенность архитектурного шедевра – он построен без гвоздей.

4.Замок Химэдзи: построен в эпоху феодализма. Пережил многочисленные изменения в разные века и бомбардировку во время войны.

  1. Памятник Великому Будде Камакуре: выполнен из бронзы и имеет высоту 13 м. Возведена в XIII веке.
  2. Храм Тодайдзи: считается самым крупным деревянным строение в мире. В нем расположена самая большая бронзовая статуя Будды.

7.Императорский дворец: находится в столице страны. Во дворце расположен музей искусств.

  1. Гора Фудзи: визитная карточка Японии. Очень впечатляющий вулкан высотой 3776 м.
  2. Кинкаку-дзи: имеет и другое название – храм Золотого павильона. Находится в г. Киото. Сооружен в XIV веке и восстановлен в XX веке после пожара, устроенного маньяком.
  3. Аокигахара или Лес призраков в Японии – легендарное место, расположенное у подножья вулкана Фудзи. Исторически это место привлекало самоубийц, и количество совершенных самоубийств огромно на протяжении нескольких веков. Само по себе это место является национальным парком и славится первозданной красотой, но туристов привлекает не только красота, но и трагическая часть истории.

Культура Японии самобытна и многообразна. Люди, пожелавшие посетить страну, увозят массу впечатлений от увиденной красоты. А посмотреть в Японии есть на что.

Источник: https://landmarks.ru/travel/asia/kultura-yaponii-kultura-osobennosti/

Культура Японии (кратко)

КУЛЬТУРА ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВ КИТАЯ И ЯПОНИИ

Несмотря на наличие в Интернете огромного количества информации о Японии, эта страна по-прежнему остается загадкой за семью замками. Не помогают ее разгадать и поездки в Страну Восходящего Солнца, ни книги, ни научные публикации, ни художественная литература.

Распространение в странах мира анимэ и манги усиливают интерес к Японии, особенно со стороны молодых людей. Они не только смотрят подобные мультипликационные фильмы, но и слушают японскую музыку, изучают традиции, язык, читают культовых японских авторов. Некоторые даже поступают на востоковедческие факультеты, чтобы изучать страну более подробно.

И при этом узнать Японию до конца удается не каждому. Особенно это касается японской культуры, которая формировалась под влиянием разных факторов в течение столетий. Отличительной чертой древней культуры Японии является утонченность и наличие собственной эстетики.

Подобное наблюдается и сегодня, но японской культуре все же не удалось полностью избежать влияния Китая и Кореи, что отражается на кино, музыке, литературных произведениях, повседневной жизни.

Характерные черты японской культуры

Много веков подряд Страна Восходящего Солнца развивалась изолировано от других стран мира, что особо проявилось во времена сегуната Эдо (17-19 вв.).

За это время культура, сформировавшаяся тысячи лет назад стала более традиционной и консервативной. После «открытия» страны миру во второй половине 19 в. в культуре появились новые черты, которые ярко проявились в 20-21 вв.

К основным тенденциям развития, как древней, так и современной японской культуры можно отнести:

  • Литературные жанры хокку, хайку, танка возникли в глубокой древности и продолжают оставаться популярными и сегодня. Используются поэтами в разных странах мира.
  • Гравюры поражают глубиной, духовной выразительностью, законченностью.
  • Младшие члены семьи уважают старших. Подобная черта в семейных отношениях и культуре быта присутствует в обществе многие века.
  • Довольно специфическое отношение к женщинам и их положению в обществу.
  • Постоянный поиск красоты и гармонии, что проявляется в каждом виде искусства и культуры, в повседневной жизни.
  • В художественной культуре преобладает много веков жанр карикатуры. Ее создают разными способами, что позволяет получить довольно схематические рисунки и комиксы.
  • Гротеск, страсть и необузданность присутствуют в литературе, живописи, архитектуре, гравюрах.
  • Грациозность и искусность в архитектуре, что делает разные произведения шедеврами. При возведении сооружений обязательно учитывается не только красота, но и особенности географического расположения Японии.
  • Точность в физических композициях. Если посмотреть на них, то можно увидеть спланированность, четкость, продуманность в размещении каждого предмета.
  • Япония подарила миру два уникальных и неповторимых театральных жанра – театр Кабуки и Но. Для первого характерно использование эмоциональности и мелодраматичности, а для второго – использование масок.
  • Использование в музыке древних традиционных и современных инструментов, которые используются в поп и панк-культуре.
  • Древние литературные произведения создавались женщинами, которые знали только японский шрифт. Им не положено было учить китайский, такое право предоставлялось только мужчинам.

Эстетика, которой пронизаны все сферы и направления культуры и культурной жизни, отличается самобытностью и оригинальность.

Например, для того, чтобы сделать то или иное произведение, применяются эфемерные материалы, которые отличаются непрочностью и нестойкостью. Также используют материалы, которые не проходили специальной обработки.

Благодаря этому японцам удается подчеркнуть форму изделия, придать ему природный, естественный характер.

Язык и культура

Выучить за год-два в совершенстве японский язык не получиться. Это не английский и не немецкий языки. Язык жителей японских островов формировался под влиянием философии, религиозных течений, политической системы.

В современной письменности присутствуют три разных шрифта, хотя некоторые лингвисты говорят, что их четыре, если брать во внимание использование римского шрифта. Из-за такой неоднородности в использовании шрифтов японский язык считается одним из самых сложных в мире.

При этом уловить отдельные звуки и выучить слова на слух это совсем не мешает. Язык не тоновый, произносятся слова понятно. Туристам из европейских стран выучить несколько слов, чтобы ориентироваться в том или ином городе, не составляет труда.

Так можно и узнать, где поменять деньги, где находится остановка общественного транспорта или как добраться до аэропорта/вокзала.

На развитие и формирование культуры японцев огромное значение оказала религия. С древних времен население страны исповедовало синтоизм, который стал вытесняться буддизмом и конфуцианством. Буддизм пришел из Индии, сумевший быстро проникнуть даже в очень замкнутое японское общество.

После него пришло конфуцианство, который стал понятным и доступным для жителей островов, благодаря наличию особой системы этических правил и философских норм. Они настолько соответствовали мировоззрению японцев, что синтоизм стал быстро отступать под натиском конфуцианских идей, которые в этой части Азии не стали религией.

Это был способ жизни и сборник правил, которых нужно придерживаться в повседневной жизни.

Источник: https://MirJapan.ru/kultura-yaponii/

Т. А. Бычкова культура традиционных обществ китая и японии учебное пособие

КУЛЬТУРА ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВ КИТАЯ И ЯПОНИИ

Вид материала Учебное пособие

Подобный материал:

  • В. В. Петрик культура китая гф учебники, 2273.27kb.
  • Учебное пособие 2002, 2794.97kb.
  • В. М. Шаталова Культура русского речевого общения Учебное пособие, 1496.68kb.
  • Л. Н. Меняйло Эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел Учебное пособие, 1426.65kb.
  • Учебное пособие к практическим занятиям по дисциплине «Физическая культура» Новочеркасск, 1055.75kb.
  • Этнология Восточной Азии; История стран Азии и Африки кореквизиты: История стран Восточной, 410.35kb.
  • Учебное пособие Житомир 2001 удк 33: 007. Основы экономической кибернетики. Учебное, 3745.06kb.
  • Проблемы формирования и становления восточноазиатских и западноевропейских садов, 793.69kb.
  • В. Г. Белинский Разделение поэзии на роды и виды, 1201.35kb.
  • Учебное пособие, 2003 г. Учебное пособие разработано ведущим специалистом учебно-методического, 783.58kb.

Т.А. БЫЧКОВА

Культура традиционных обществ китая и японии

Учебное пособие к специальному курсу лекцийТомск, 2003ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Кафедра новой и новейшей истории и международных отношений, Кафедра мировой политикиТ.А. БЫЧКОВА

Учебное пособие подготовлено и опубликовано

при поддержке Института “Открытое общество”

(Фонд Сороса). Россия

©- Бычкова Т.А.СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 4

Введение 4

Личность в китайской традиции 7

Личность правителя в китайской традиции 7

Цзюньцзы , сяожень, жень 9

Цзюньцзы – человек знающий 10

Цзюньцзы – человек морали 11

Цзюньцзы – человек Долга 12

Отношение цзюньцзы к богатству 12

Цзюньцзы – человек культуры 13

Даосская личность 14

Чань-буддизм и культура Китая 14

Традиционное мышление китайцев 17

Эмоциональный мир китайца 19

Судьба в традиционной интерпретации 20

Добро и зло в китайской традиции 21

Традиционные ценности китайского общества 21

Социальная справедливость 24

Национальный характер китайца 25

Китайская проза и поэзия 26

II . ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЯПОНИИ 31

Традиция заимствования 31

Мировоззрение японцев 32

Роль буддизма в духовной жизни и творчестве японцев 33

Соотношение материальных и духовных ценностей 37

Художественное мышление японцев 38

Японская проза и поэзия 39

Заключение 46

Темы предлагаемых рефератов 46

Рекомендуемый список литературы 47

Предисловие

В современных международных отношениях все большее значение приобретают социокультурные факторы. По этой причине в подготовке специалистов-международников большее место, чем ранее должен занимать страноведческий аспект, включающий изучение культуры, менталитета народов крупнейших стран мира. К числу таковых, безусловно, относятся Китай и Япония, являющиеся частью Азиатско-Тихоокеанского региона, куда, по мнению многих аналитиков, постепенно перемещаются центры политической и экономической активности современного мира. Древним обществам этой части Земли удалось избежать трагического конфликта между традицией и модернизацией, характерного для исламского мира. Особая от европейцев ментальность китайцев и японцев наложила свой отпечаток и на характер их дипломатии, поэтому целесообразно давать будущим специалистам в области международных отношений систематизированные знания о культурном своеобразии этих народов. Настоящее учебное пособие является кратким изложением специального курса лекций, читаемого студентам отделения «Международные отношения» исторического факультета. Курс лекций, рассчитанный на 20 часов, предназначен для студентов 3 – 4 курса по специализации Дипломатия, Мировая политика. В расширенном варианте (до 32 часов) может читаться как курс специализации «Китай» для студентов, обучающихся по специальности «Регионоведение».

Введение

Некоторые исследователи полагают, что в XXI веке произойдет смена парадигм: вместо техноцентризма придет культуроцентризм, то есть новая система ценностей, другой акцент жизненных ориентаций человека.

Место культа безмерного потребительства займет культ разумного самоограничения, скромность потребностей. Потребности души возобладают над потребностями тела. Таким образом, речь идет об альтернативном образе жизни.

Такая альтернатива возникнет на путях корреляции «западной» (техногенной) и «восточной» (традиционной) мировоззренческих ориентаций. Человек поймет, что законы и логику Природы как «живого целого» нельзя далее агрессивно и безнаказанно нарушать.

Идеи коэволюции человека и природы, неразрывной связи науки с нравственностью, самоограничения и самосовершенствования – это идеи восточных культур. Этим объясняется неуклонно возрастающий интерес к ним.

Автор данной разработки не ставила своей задачей показать всесторонне развитие культурной традиции в Китае и Японии – это невозможно и не нужно, поскольку существует огромная литература, исследующая разные ее аспекты. Цель автора – снабдить читателя ключевыми терминами, понятиями, вооружить пониманием основ, фундамента, на котором держится культурная традиция Китая и Японии, т.е. дать первоначальное представление о многообразном феномене под названием «конфуцианская цивилизация»

Существуют сотни определений, что такое «культура», «цивилизация», «традиция». Важно иметь в виду, что изначальное значение термина «культура» – «возделывание». Человек окультуривает среду вокруг себя, одновременно создавая и совершенствуя свой ментальный мир. В центре нашего внимания будет духовная культура китайцев и японцев.

Традиция, по исходному смыслу этого слова, есть то, что передается от человека к человеку, из поколения в поколение. Это отнюдь не застывшие нормы и идеи, это величина незаконченная, открытая будущему. Все миропонимание китайцев является, по сути, традиционным.

Впечатляющее воздействие китайской культуры на желающего к ней прикоснуться и познать хотя бы ее основы заключается, по мнению глубокого ее знатока В.В. Малявина, в том, что корень этой культуры – «в безупречном доверии к силе самой жизни, одновременно по детски наивном и бесконечно мудром.

Инстинкт, просветленный сознанием, и сознание, примиренное с инстинктом, – вот альфа и омега китайской мудрости, секрет необычайной жизненности наследия Китая еще и в наши дни». Китайская цивилизация, называемая часто конфуцианской, является автохтонной, т.е. возникла автономно и независимо от внешних заимствований, в пятом – втором тысячелетии до н.

э. Сложившаяся традиция никогда не прерывалась, несмотря на многие столетия чужеземных владычеств, когда на троне сидели завоеватели. Китай как страна-доминант создал целый очаг культуры в регионе Дальнего Востока: в Японии, Корее, странах Южных морей (ЮВА). Здесь распространилась иероглифическая письменность, конфуцианство, даосизм.

Из Китая вышел специфический буддизм чань. Имперский режим – как составляющая политической культуры Китая – был воспринят здесь и просуществовал в течение многих столетий. Китайская этика, эстетика, многие виды искусства стали предметом подражания и заимствования.

Японская культура развивалась в течение полутора тысячелетий под сильнейшим влиянием китайской культуры, но в процессе заимствования чужих учений и традиций японцы постепенно создавали свою, неповторимую и своеобразную культурную традицию, что дало основание некоторым исследователям говорить об отдельной «японской цивилизации».

Своеобразие японской культуры и начало отчуждения от всего китайского стало заметно проявляться в период новой истории, к середине XVIII века. Под термином «традиционное общество», «традиционный Китай» имеется в виду Китай с третьего века по 1912 г.

(разгар Синьхайской революции, конец монархической системы правления и учреждение республики) когда все традиции в социально-экономической, политической, культурной областях четко обозначились и их преемственность приняла устойчивый характер. В Японии традиционное общество существовало до середины Х1Х века, до «открытия» Японии для западного мира американцами. I. ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КИТАЯ

Источник: http://geum.ru/next/art-285395.php

Искусство Японии и Китая: традиции, наследие, стилизация

КУЛЬТУРА ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВ КИТАЯ И ЯПОНИИ

«Если ты хочешь нарисовать птицу, ты должен стать птицей.»
Кацусика Хокусай

На протяжении столетий богатейшая культура Японии и Китая развивалась почти в полной изоляции от Европы и России. Более или менее активное взаимодействие с Китаем началось только в XVIII веке, с Японией — и того позднее, во второй половине XIX века. Однако это не помешало самобытному искусству Восточной Азии занять достойное место в мировой истории.

Китай. Особенности

Китайское искусство формировалось совершенно иначе, чем европейское. В нем не было последовательной смены разных стилей, да и сами стили отличались не столько творческим методом, сколько применением тех или иных материалов и технических приемов.

Китайские мастера много внимания уделяли теоретическим вопросам: в трактатах об искусстве, например, описаны восемнадцать видов контурных линий и шестнадцать видов мазков, подходящих для изображения гор.

Китайская художественная традиция основана на созерцании природы. Личность художника в ней имеет второстепенное значение, а искусство не так подвержено внешним влияниям, как европейское.

Живописец в Китае не столько выражал себя, сколько запечатлевал окружающий мир, стараясь передать всю его сложность и красоту.

Стили при этом различались не манерой письма, а тем, какое именно состояние пейзажа требовалось изобразить: «бегущий поток», «бамбуковый лист на ветру», «небеса, прояснившиеся после снегопада»…

Принадлежности для рисования и письма — кисть, тушь, бумагу и тушницу — в Китае называли «четырьмя драгоценностями»

Традиции Китая и природа Японии

Китайская национальная живопись получила название гохуа, что в переводе означает «живопись нашей страны». Это очень древнее искусство, неразрывно связанное с развитием каллиграфии. У них можно обнаружить много общего: материалы, инструменты и техника письма — не объемная, а линейная, без использования цветов и светотени.

Традиционная китайская картина написана тушью или акварелью на шелке, хлопке, пеньковой ткани или на специальной бумаге и выполнена в форме свитка, вертикального или горизонтального. Изображение создается с помощью кистей разной толщины, от пяти миллиметров до пяти сантиметров.

Судзуки Харунобу «Две женщины на веранде» (ок. 1750) Пример гравюры укиё-э

Японцы издревле обожествляли природу и воспевали ее как в литературных памятниках, так и в произведениях скульптуры и живописи. Скульптура — самый древний жанр японского искусства: первые идолы«дог у » появились здесь еще за несколько тысяч лет до начала нашей эры. Дальнейшее развитие скульптуры было тесно связано с распространением в Японии буддизма.

Самые древние японские картины представляли собой яркие горизонтальные свитки, на которых изображались в основном пейзажи или сюжеты литературных произведений. Самые ранние из них датированы X веком.

Позже в Стране восходящего солнца приобрела популярность монохромная акварель, а в первой половине XVII века появился жанр цветной ксилографии (гравюры на дереве) — укиё-э (буквально: плывущий мир). На таких гравюрах обычно изображались сцены из повседневной жизни японских горожан.

Технологию изготовления фарфора в Китае держали в секрете, мастерам Европы и России пришлось изобретать его самостоятельно

Изящная «китайщина» и «японизм»

После того как европейцы установили постоянные контакты с Ост-Индией и познакомились с китайским изобразительным искусством, в западных странах родилось особое направление — шинуазри (от фр. chinoiserie), или «китайщина».

Оно распространилось на живопись, декоративно-прикладное искусство, костюм, ландшафтный дизайн.

В оформлении интерьеров вошли в моду ширмы и фарфоровая посуда, в архитектуре — очертания пагод, в костюме — цвета и линии, характерные для китайской живописи на шелке.

Шинуазри считается ветвью европейского рококо.

Японское искусство стало источником вдохновения для многих европейских художников. В частности, Сезанн и Моне создали целые серии работ на основе традиционной японской цветной гравюры.

Повлияла она и на творчество Винсента Ван Гога: он с увлечением изучал произведения мастера укиё-э Хокусая.

К «японизму» относят некоторые работы американского художника Уистлера, который жил и творил в Великобритании.

Винсент Ван Гог «Куртизанка» (1887) Художник использовал приемы и стилистику японской живописи

Кацусика Хокусай «Большая волна в Канагаве» (ок. 1820-х) Стиль Хокусая оказал влияние в том числе и на искусство модерна

Джеймс Уистлер «Принцесса фарфора» (1864) Еще один пример «японизма»

Влияние японской культуры чувствуется также во многих произведениях стиля модерн: оно отразилось в узорах, орнаментах, форме ваз, посуды.

Что касается России, к нам мода на японские мотивы пришла из Европы в конце XIX — начале XX века и ярче всего проявилась в творчестве Александра Бенуа (1870–1960), Льва (Леона) Бакста (1866–1924), Евгения Лансере (1875–1946) и других живописцев — членов российского художественного объединения «Мир искусства».

В Японии, как и в Китае, каллиграфия считается одним из искусств и носит название сёдо («путь письма»)

ссылкой

Источник: https://SiteKid.ru/kultura_i_iskusstvo/iskusstvo_yaponii_i_kitaya_tradicii_nasledie_stilizaciya.html

Культура Японии

КУЛЬТУРА ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВ КИТАЯ И ЯПОНИИ

Япония представляет собой очень интересное государство, известное массой разнообразных традиций и обычаев.

Географическое положение страны Восходящего солнца сделало её несколько изолированной от других государств, благодаря чему она развивалась без оглядки на европейские страны. Культура Японии чрезвычайно богата и многообразна.

Своеобразные японские традиции формировались под влиянием исторически важных событий. Постепенно Япония превращалась в могучее сплоченное государство, имеющее характерные черты и определенный менталитет населения.

Основные аспекты японской культуры

Культура страны проявляется во многих сферах жизни общества. В Японии её аспектами являются;

Процесс чаепития для японцев не простое удовлетворение физиологических потребностей организма, а настоящий культ. Чайная церемония в Японии сопровождается специальными атрибутами и содержит в себе массу традиций. Такое трепетное отношение, казалось бы, к бытовому процессу взяло свое развитие с медитации монахов — буддистов. Именно они привнесли в процесс чаепития столько значимости.

  • Национальная одежда страны;

Для европейцев понятие «кимоно» характеризует национальную одежду Японии. Однако в самой стране восходящего солнца есть два значения этого слова – в узком и широком смыслах.

Словом «кимоно» в Японии обозначают не только национальный костюм, но и всю одежду в целом. Под кимоно, как правило, одевается специальный халат и семь поясов. Кимоно, которое носится летом, носит название юката.

В зависимости от возраста женщины может различаться и модель одеяния.

В Японии удачно проповедуются сразу два религиозных течения – синтоизм и буддизм. Синтоизм появился еще в древнейшей Японии, в его основе лежит поклонение различным существам. Буддизм же, в свою очередь, делится на несколько разновидностей. В Японии имеется множество школ пропагандирующих то или иное течение буддизма.

Особое значение культуры Японии несут в себе сады камней. Они являются не только архитектурным творением, привлекающим внимание туристов, но и местом духовного роста. Здесь японцы находят просветление от созерцания расположенных в специальном порядке каменных сооружений. Сады камней включают в себя конкретный замысел, разгадать который может лишь просветленный человек.

  • Японский праздник мальчиков;

Танго-но сэкку представляет собой праздник в честь мальчиков. Он посвящен не просто всем маленьким представителям мужского пола, но и мужественности и силе всего японского народа.

Отмечать праздник принято весной, когда природа просыпается и радует своей красотой. В день танго-но сэкку мальчиков окружают заботой их родители. Отец должен рассказать своему сыну обо всех японских воинах и их подвигах.

А мама накрывает для него стол с вкусной едой.

Цветение сакуры считается самым красивейшим явлением природы. Множество туристов приезжают сюда именно с целью насладиться созерцанием цветущего растения. Весной в парках Японии можно наблюдать большое скопление людей. Многие семьи выбираются на пикники и наблюдают за красотой японской вишни.

К своеобразным традициям страны можно отнести поклоны. Они олицетворяют собой правила хорошего тона. У японцев не принято прощаться, вместо этого они кланяются столько раз, сколько это сделал собеседник.

Самураи представляют собой определенный класс общества, который сложился под влиянием традиций и обычаев. Он имеет непосредственную связь с культурой страны. Самураи – это воины, несущие определенную службу, которая может быть как военной, так охранной или бытовой. В любом из этих случаев, самураи олицетворяют храбрость, мужественность и благородство японского народа.

Процесс становления культуры древней Японии

Культура древней Японии начала развиваться с зарождения японского языка и письменности. Основу для этого страна восходящего солнца позаимствовала у Китая.

Японская письменность также содержит в себе иероглифы, разобраться в которых иностранному гражданину будет не под силу. Спустя время в японский язык стали добавляться новые слова, звуки и фразы.

Так он полностью трансформировался, однако общие черты с Китаем все же прослеживаются.

Религиозность страны также берет свое начало из древнейших веков. Синтоизм стал последствием развития различных мифологий. На данный момент это учение пропагандирует культ вождей и умерших людей. Буддизм же имеет настолько глубокие корни, что мнения ученых и историков насчет появления этого вида религии, сильно разнятся.

Японское искусство

Практически все виды искусства, практикующиеся в Японии, несут в себе одну главную идею – спокойствие и расслабление.

Это именно гармония человека самим с собой и содержит в себе искусство, вне зависимости от способа подачи информации. Многие виды искусства, известные по всему миру, начали своей развитие именно в Японии.

Среди них можно выделить оригами – умение складывать разнообразные фигуры из бумаги.

Другой популярной частью японского искусства стала икебана. Это навык формировать букеты цветов по специальной технологии. Отсюда вышло не менее популярное занятие, которое носит название бонсай. Это создание разнообразных композиций из карликовых деревьев. В Омии, недалеко от Токио расположился целый парк Бонсай. Каждое карликовое дерево, представленное здесь по-своему уникально и красиво.

Живопись Японии заслужит особое значение, поскольку каждая картина несет в себе скрытый смысл. В качестве оформления, как правило, используются яркие цвета, контрастные переходы и четкость линий. В Японии также существует искусство каллиграфии.

Это умение эстетически красивого письма иероглифов. Широко распространено в Японии и прикладное искусство. В Токио существует целый музей, посвященный этому ремеслу. Здесь можно увидеть изделия из бумаги, стекла или металла.

И это далеко не полный перечень материалов, используемых для этой цели.

Японский стиль оформления интерьера также заслуживает отдельного внимания. Он включает в себя функциональность и простоту, наравне с оригинальностью исполнения. Кроме того, дизайн интерьера несет в себе религиозную философию, как и любой другой вид японского искусства.

Архитектура Японии

Архитектурные сооружения в Японии, тем или иным образом, связаны с религией. Храмовые постройки сначала, чаще всего, были лишены каких – либо цветов. Это было обусловлено использованием в строительстве неокрашенного дерева. Позже стали использовать красные и синие оттенки.

Основным материал для архитектурных построек в Японии считается дерево. Это обусловлено тем, что запас данного ресурса в стране достаточно велик. Помимо того, что дерево хорошо проводит тепло и поглощает влагу, оно еще и практично при землетрясениях, которые в Японии происходят достаточно часто. Если каменный дом очень трудно воссоздать после разрушения, то деревянный намного легче.

черта в архитектуры Японии – это наличие ровных геометрических фигур. Чаще всего, это треугольники и прямоугольники. Плавность и округлость линий встретить в каком – либо сооружении практически невозможно.

Главный принцип, основываясь на котором японцы обустраивают свои дома – нераздельное существование внутренней части дома и внешней. Это касается японских садов. Они должны быть оформлены точно в таком же стиле, как и сам дом.

В противном случае, это считается дурным тоном и полной безвкусицей. Своим садам японцы отводят особое внимание.

Японская музыка

В плане музыкального развития Япония оглядывалась на другие страны, используя какие – либо музыкальные инструменты. Но позднее она модернизировала их под влиянием местных вкусов и традиций. Первым повлиял на формирование классической музыки Японии местный фольклор Дэнгаку, смешанный с иностранными веяниями и зарождавший ту музыку, которая на данный момент является привычной для Японии.

Свою лепту в музыкальное зарождение внесла и религиозная сторона вопроса. Благодаря христианству, стала распространяться игра на органе. А буддизм пропагандировал игру на флейте.

На настоящий момент в Японии получила популярность классическая музыка. Многие представители этой ячейки творчества путешествуют за границей Японии.

К ним можно отнести Гото Мидори, Одзава Сэйдзи и Утида Мицуко. Относительно недавно в Японии были открыты залы, предназначенные для комфортного прослушивания классической музыки.

К ним относятся Киё-холл, Осакский симфонический зал, Орчард и т.д.

Бытовые традиции Японии

Японцы представляют собой воспитанный народ, соблюдающий свои традиции и обычаи. Уважительно относится к себе и окружающим в Японии считается нормой.

С самого детства детей обучают нормам хорошего тона, объясняют им основы ценностей японского народа и всячески просвещают. И это все идет на пользу общества.

Любой турист, приехавший в страну восходящего солнца из другой страны, удивляется, насколько доброжелательны, дружны и воспитанные японцы.

В отличие от европейских стран, в Японии давно существует запрет на курение в общественных местах. Это распространяется и на частную территорию. Курить рядом с другими людьми разрешается лишь в том случае, если они дали на это согласие.

Помимо прочего, японцы неукоснительно соблюдают всяческие правила гигиены, которые диктует им общество. Например, в любом помещении, включая религиозные сооружения, имеются специальные соломенные коврики.

По ним нельзя ходить в обуви, они считаются не только украшением интерьера, но и настоящим святотатством. Также, японцы решили обезопасить себя от возможных бактерий, которые приносят из туалета на ногах.

В любом общественном месте и в квартирах имеются специальные тапочки для туалета, которые не позволяют переносить вредные микробы в другие комнаты.

Прием пищи для японцев считается не процессом жизнедеятельности, а настоящим культом. Перед тем, как принимать пищу, японцы обязательно обтирают руки специальным полотенцем, смоченным водой, которое носит название осибори. Сервировка стола происходит не в произвольном порядке, а по специальной схеме. Даже каждый прибор имеет свое место.

Японцы разделяют их на мужские и женские, и для них это очень важно. Ложки в Японии используют только для поедания супа о-зони, который готовят на Новый Год, остальные первые блюда японцы предпочитают исключительно пить из специальных пиалок. Причем, причмокивать во время трапезы не считается дурным тоном.

Считается, что таким образом вкус блюда лучше раскрывается.

Актуальность хорошего тона в Японии доказывает наличие следующих правил:

  • Обговаривать место и время встречи необходимо заранее. Опоздания в Японии считаются наглостью, выходящей за рамки приличия.
  • Нельзя перебивать собеседника, нужно терпеливо ждать, когда человек выговорится, затем начинать излагать свое мнение.

  • Позвонив по неправильному номеру, необходимо извиниться.
  • Если кто – то пришел к вам на помощь, то его обязательно нужно отблагодарить.
  • Некоторые гости у японцев могут считаться почетными.

    Для них даже выделяют специальное место за столом, которое, как правило, находится самым крайним от входа в помещение.

  • Даря подарок японцам, следует извиниться за то, что он скромен, несмотря на то, что он собой представляет. Таковы правила, их не стоит нарушать.

  • Сидя за обеденным столом, мужчины могут скрещивать ноги, женщинам же это делать категорически запрещено. Ноги должны быть поджаты и направлены в одну сторону.

Также к традициям в быту Японии можно отнести почитание людей, старших по возрасту.

Неважно, какая у человека профессия, заработок, внешность или черты характера, если он старше, то к нему нужно относиться с уважением. Преклонный возраст в Японии вызывает уважение и гордость. Это означает, что человек прошел долгий путь и теперь он заслуживает почестей.

Источник: http://amazingjapan.info/kultura-yaponii/

ovdmitjb

Add comment