Kievuz

Темперамент и восприятие музыки

Курсовая работа: Восприятие музыки и её воздействие на человека

Темперамент и восприятие музыки
sh: 1: per-page=30: not found

2)восприятие музыки идет через эмоции, но эмоциями не кончается: через них мы познаем мир [18].

Распространяя эти вопросы на все искусства, Б.М.Теплов высказывал мысль о том, что мы имеем здесь дело не только с разным (имел в виду конкретно – чувствительное отражение фактов, явлений, событий жизни), но также эмоциональным познанием действительности.

Он писал: «Понять художественное произведение – значит, прежде всего, прочувствовать, эмоционально пережить его и уже на этом основании поразмыслить над ним. С чувства должно начинаться восприятие искусства; через него оно должно идти; без него оно невозможно. Но чувством художественное восприятие, конечно, не ограничивается».[19, с.55].

Учёный имел в виду, что конечным результатом восприятия художественного произведения должно быть осознание его идей.

Музыкальное переживание трактуется Б.М.Тепловым как осмысленное, содержательное переживание, предполагающее понимание языка искусства и содержание самого произведения. В связи с этим ученый детально останавливается на эстетической проблематике в музыке.

В своих трудах Б.М. Теплов приводит многочисленные высказывания композиторов и писателей (П.Чайковского, Ф.Шопена, П.Тургенева, Л.Толстого, М.Горького), аргументируя исключительно важную роль эмоций и чувств в качестве предметного содержания музыки, доказывая возможность отражения качественного многообразия эмоций в музыке [18].

Однако спецификой переживания, по Б.М.Теплову, является не постижение «значения» путем интеллектуального обобщения, а эмоциональное познание, в котором чувственный компонент играет ведущую роль.

Возможно вы искали – Курсовая работа: Восприятие музыки человеком

В фундаментальной монографии по проблемам психологии музыкальных способностей Б.М.

Тепловым на экспериментальном материале подтверждены высказанные идеи о музыкальном переживании, подчеркивается, что языком музыки является переживание музыки как выражение некоторого содержания.

Способность эмоционально отзываться на музыку, согласно его теории, является центром музыкальности, в структуре которой синтетически слиты эмоциональные и слуховые моменты.

Используя категории «переживание» и «чувство» по отношению ко всем структурным сопоставляющим музыки (ладовое чувство, музыкально-ритмическая способность, музыкально-слуховые представления), а также к элементарным проявлениям слуха (чувство высоты, чувство интервалов), Б.М. Теплов подчеркивает эмоциональную природу всех музыкальных способностей, связывая, например, ладовое чувство непосредственно с эмоциональным переживанием [19].

2.2 Положительные и отрицательные эмоции в музыки

Жизненные эмоции бывают как положительные, так и отрицательные. Во всех классификациях жизненных эмоций отмечена одна особенность — значительное преобладание отрицательных над положительными. Например, десять врожденных, фундаментальных человеческих эмоций, по К.Изарду, таковы: 1. Интерес — возбуждение, 2.

Удовольствие — радость, 3. Удаление, 4. Горе — отчаянье, 5. Гнев — ярость, 6. Отвращение — омерзение, 7. Презрение — пренебрежение, 8. Страх – ужас, 9. Стыд — застенчивость, 10. Вина — раскаянье.

Из них семь отрицательных (горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина) и три положительных (интерес, удовольствие, удивление) [9].

Но такое преобладание не означает действительно существующего в жизни человека перевеса отрицательных эмоций. Их большое количество вызвано необходимостью их наибольшей дифференциации ради биологического выживания человека: чтобы на небольшую угрозу человек не отвечал смертельным испугом и наоборот — на смертельную опасность не реагировал легким беспокойством.

Различные отрицательные и положительные эмоции имеют неодинаковое акустическое выражение, когда они имитируются человеческим голосом или воспринимаются на слух. В.Морозов сравнил друг с другом выраженные в пении пять базовых эмоций: радость, горе, гнев, страх и безразличие.

Техническими показателями выступали расположение высокой певческой форманты (ВПФ), сила голоса и паузы. При «радости» ВПФ сдвигается в высокую частотную область (2300—3000 Гц), достигая светлого звучания. При «горе» и «гневе» ВПФ понижается, звук темнеет. При «гневе» одновременно повышается сила и интенсивность звука.

При «страхе» ВПФ может не быть вообще, сила голоса становится минимальной. Наибольшая величина пауз выявлялась при «страхе» (голос прерывался в 12,6% случаев), наименьшая — при «безразличии» (звучал почти непрерывно — 2,1%). Изучая выявленность этих эмоций в пении, (пелась фраза «Спи, дитя мое» из «Колыбельной» П.

Чайковского) и их распознавание слушателями, исследователь сделал наблюдение о неодинаковой выраженности признаков той или иной эмоции: наиболее выразительно были спеты эмоции горя, гнева, страха и безразличия, радость же была выявлена хуже всего, причем всеми певцами во всех программах. Тот же результат был получен и при изучении реакции слушателей.

[/stextbox]

Точнее всего оценивался страх (86%), далее гнев (79%), горе (68%), безразличие (64%) — эмоции, у которых обнаружились закрепленные информативные признаки [14].

Похожий материал – Реферат: Гуманитарная реконструкция становления классической музыки

Вместе с тем, сказанное вовсе не означает, что человек по природе своей есть существо, непрерывно погруженное в мрачный мир отрицательных переживаний и рожденный для этого. У биологов имеется достаточно научных доказательств противоположного характера. У отрицательных эмоций велика видовая дифференциация, но они занимают гораздо меньше зон в мозгу, чем положительные эмоции.

Очень интересен так же подход, заключающийся в изучении взаимодействия и сравнении жизненных эмоций (эмоций, вызванных реальными жизненными событиями) и так называемых художественных (эстетических) эмоций (вызванных в процессе восприятия произведений искусства, в частности музыкального). Существуют разносторонние взгляды на данный вопрос.

Так, Б.Теплов полагал, что жизненные эмоции многосторонне влияют на художественные. Прежде всего, они естественно имитируются самим музыкально-биологическим материалом — человеческим голосом, моторными реакциями.

При изучении семантики голоса в акте речи отмечается огромное число эмоциональных состояний, которые могут воспроизводиться таким путем, — и положительных, и отрицательных: причитание, нытье, уверение, поучение, вопрошание, подбадривание, утешение, извинение, упрек, оскорбление, нежность, ласка, сострадание, покорность, презрение, ненависть, ирония, насмешка, радость, жалость, восторг, злорадство, восхищение, боль. Эмоции возбуждения/торможения музыкального темпоритма непосредственно соотносятся с моторной сферой человека. «Чувство ритма в основе своей имеет моторную природу», —сформулировал Б.Теплов [18, с.56].

Между жизненными и художественными эмоциями можно указать два полярных вида взаимодействия: согласование и противоречие. При согласовании жизненных и художественных (музыкальных) эмоций оба компонента имеют один, только положительный, психологический знак.

При противоречии жизненных и художественных эмоций жизненный компонент наделен отрицательным знаком, а художественный (музыкальный) — положительным.

Благодаря непременному участию художественного компонента, с его позитивной психологической сущностью, музыкальное целое, как правило, не бывает полностью отрицательным по вызываемой эмоции.

[/stextbox]

Эстетические же чувства, возникающие при восприятии музыкального произведения в отличие от базальных эмоций, имеющих место в непосредственной жизни, включают в себя комплекс близких по значению настроений, дающих динамическую картину эстетического переживания, которое может быть выражено при помощи многочисленных вербальных определений [17].

2.3 Темперамент и характер музыкального произведения

Очень интересно – Реферат: Гурт “Браво”

В своей статье «Моделирование эмоций средствами музыки» Петрушин В. И. выделяет общие закономерности музыкального характера, как правило, формируются следующим образом:

1. Медленный темп+минорная окраска звучания в обобщенном виде моделируют эмоцию печали и передают настроения грусти, уныния, скорби, сожаления об ушедшем прекрасном прошлом.

2. Медленный темп+мажорная окраска моделируют эмоциональные состояния покоя, расслабленности, удовлетворенности. Характер музыкального произведения в этом случае будет созерцательным, уравновешенным, умиротворенным.

3. Быстрый темп+минорная окраска в обобщенном виде моделируют эмоцию гнева. Характер музыки в этом случае будет напряженно-драматическим, взволнованным, страстным, героическим.

4. Быстрый темп+мажорная окраска моделируют эмоцию радости. Характер музыки жизнеутверждающий, оптимистический, веселый, радостный, ликующий [13].

Вам будет интересно – Контрольная работа: Детский музыкальный фольклор. Считалки и жеребьёвки. Дразнилки

Представляют особый интерес исследования, посвящённые определению не только характера, но и темперамента произведения. В области психологии большое распространение получила модель определения темперамента человека, предложенная в своё время знаменитым английским психологом Гансом Айзенком.

В своей статье «Психологические модели отражения действительности в искусстве» В.И.Петрушин, продолжая исследование феноменов музыкального характера и темперамента предлагает провести следующий эксперимент:

Придав тем же двум векторам значения интроверсии-экстраверсии и стабильности-нейротизма, получаем следующую модель четырех классических типов темперамента.

Таблица 1. Модель темперамента по Айзенку

Нейротизм

МеланхоликВедущая эмоция — печаль Интроверсия ХолерикВедущая эмоции — гнев Экстраверсия
ФлегматикВедущая эмоция — спокойствие СангвиникВедущая эмоция — радость

Стабильность

«Произведем моделирование эмоций в музыке. Поскольку темперамент человека отражает наиболее существенные признаки эмоциональной жизни, а музыка нацелена на то же самое, то в этой модели мы можем заменить психологический параметр «нейротизм-спокойствие» на музыкальный параметр «мажор-минор», а «интроверсию-экстраверсию» — на параметр «медленно- быстро».

Мы имеем право это сделать, так как нейротизм характеризуется беспокойством и тревожной минорной окраской, а спокойствие – мажором. Темп психической активности у интровертов, как правило, более медленный и они довольно ригидны, то есть, мало подвижны в психическом отношении, а экстраверты отличаются более быстрым темпом психической жизни.

Похожий материал – Дипломная работа: Диригування та читання хорових партитур

Таким образом мы получаем модель отражения в музыке основных базовых эмоций человека:

Таблица 2. Моделирование темпераментов по Айзенку и характера музыки

Минор

МеланхоликМузыка медленная, грустная Чайковский,Осенняя песняМедленно

Источник: https://shpora.org/referats/92480-kursovaia-rabota-vospriiatie-muzyki-i-ee-vozdeistvie-na-cheloveka.html?page=3&per-page=30

Восприятие музыки и её воздействие на человека (стр. 3 из 6)

Темперамент и восприятие музыки

Используя категории «переживание» и «чувство» по отношению ко всем структурным сопоставляющим музыки (ладовое чувство, музыкально-ритмическая способность, музыкально-слуховые представления), а также к элементарным проявлениям слуха (чувство высоты, чувство интервалов), Б.М. Теплов подчеркивает эмоциональную природу всех музыкальных способностей, связывая, например, ладовое чувство непосредственно с эмоциональным переживанием [19].

2.2 Положительные и отрицательные эмоции в музыки

Жизненные эмоции бывают как положительные, так и отрицательные. Во всех классификациях жизненных эмоций отмечена одна особенность — значительное преобладание отрицательных над положительными. Например, десять врожденных, фундаментальных человеческих эмоций, по К.Изарду, таковы: 1. Интерес — возбуждение, 2.

Удовольствие — радость, 3. Удаление, 4. Горе — отчаянье, 5. Гнев — ярость, 6. Отвращение — омерзение, 7. Презрение — пренебрежение, 8. Страх – ужас, 9. Стыд — застенчивость, 10. Вина — раскаянье.

Из них семь отрицательных (горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина) и три положительных (интерес, удовольствие, удивление) [9].

Но такое преобладание не означает действительно существующего в жизни человека перевеса отрицательных эмоций. Их большое количество вызвано необходимостью их наибольшей дифференциации ради биологического выживания человека: чтобы на небольшую угрозу человек не отвечал смертельным испугом и наоборот — на смертельную опасность не реагировал легким беспокойством.

Различные отрицательные и положительные эмоции имеют неодинаковое акустическое выражение, когда они имитируются человеческим голосом или воспринимаются на слух. В.Морозов сравнил друг с другом выраженные в пении пять базовых эмоций: радость, горе, гнев, страх и безразличие.

Техническими показателями выступали расположение высокой певческой форманты (ВПФ), сила голоса и паузы. При «радости» ВПФ сдвигается в высокую частотную область (2300—3000 Гц), достигая светлого звучания. При «горе» и «гневе» ВПФ понижается, звук темнеет. При «гневе» одновременно повышается сила и интенсивность звука.

При «страхе» ВПФ может не быть вообще, сила голоса становится минимальной. Наибольшая величина пауз выявлялась при «страхе» (голос прерывался в 12,6% случаев), наименьшая — при «безразличии» (звучал почти непрерывно — 2,1%). Изучая выявленность этих эмоций в пении, (пелась фраза «Спи, дитя мое» из «Колыбельной» П.

Чайковского) и их распознавание слушателями, исследователь сделал наблюдение о неодинаковой выраженности признаков той или иной эмоции: наиболее выразительно были спеты эмоции горя, гнева, страха и безразличия, радость же была выявлена хуже всего, причем всеми певцами во всех программах. Тот же результат был получен и при изучении реакции слушателей.

[/stextbox]

Точнее всего оценивался страх (86%), далее гнев (79%), горе (68%), безразличие (64%) — эмоции, у которых обнаружились закрепленные информативные признаки [14].

Вместе с тем, сказанное вовсе не означает, что человек по природе своей есть существо, непрерывно погруженное в мрачный мир отрицательных переживаний и рожденный для этого. У биологов имеется достаточно научных доказательств противоположного характера. У отрицательных эмоций велика видовая дифференциация, но они занимают гораздо меньше зон в мозгу, чем положительные эмоции.

Очень интересен так же подход, заключающийся в изучении взаимодействия и сравнении жизненных эмоций (эмоций, вызванных реальными жизненными событиями) и так называемых художественных (эстетических) эмоций (вызванных в процессе восприятия произведений искусства, в частности музыкального). Существуют разносторонние взгляды на данный вопрос.

Так, Б.Теплов полагал, что жизненные эмоции многосторонне влияют на художественные. Прежде всего, они естественно имитируются самим музыкально-биологическим материалом — человеческим голосом, моторными реакциями.

При изучении семантики голоса в акте речи отмечается огромное число эмоциональных состояний, которые могут воспроизводиться таким путем, — и положительных, и отрицательных: причитание, нытье, уверение, поучение, вопрошание, подбадривание, утешение, извинение, упрек, оскорбление, нежность, ласка, сострадание, покорность, презрение, ненависть, ирония, насмешка, радость, жалость, восторг, злорадство, восхищение, боль. Эмоции возбуждения/торможения музыкального темпоритма непосредственно соотносятся с моторной сферой человека. «Чувство ритма в основе своей имеет моторную природу», —сформулировал Б.Теплов [18, с.56].

Между жизненными и художественными эмоциями можно указать два полярных вида взаимодействия: согласование и противоречие. При согласовании жизненных и художественных (музыкальных) эмоций оба компонента имеют один, только положительный, психологический знак.

При противоречии жизненных и художественных эмоций жизненный компонент наделен отрицательным знаком, а художественный (музыкальный) — положительным.

Благодаря непременному участию художественного компонента, с его позитивной психологической сущностью, музыкальное целое, как правило, не бывает полностью отрицательным по вызываемой эмоции.

[/stextbox]

Эстетические же чувства, возникающие при восприятии музыкального произведения в отличие от базальных эмоций, имеющих место в непосредственной жизни, включают в себя комплекс близких по значению настроений, дающих динамическую картину эстетического переживания, которое может быть выражено при помощи многочисленных вербальных определений [17].

Взаимосвязь между музыкой и психотипом личности – Виртуозы

Темперамент и восприятие музыки

г. Санкт-Петербург

07.07.2017 г. 

Настоящая Политика конфиденциальности персональных данных (далее – Политика конфиденциальности) действует в отношении всей информации, которую Сайт «Виртуозы», расположенный на доменном имени www.muz-school.ru, может получить от Пользователя во время использования сайта Виртуозы, программ и продуктов сайта Виртуозы.

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНОВ

1.1 В настоящей Политике конфиденциальности используются следующие термины:

1.1.1.

«Администрация сайта Виртуозы (далее – Администрация сайта)» – уполномоченные сотрудники на управление сайтом, действующие от имени ИП Толстяков Дмитрий Павлович (ОГРНИП 310784733300113, ИНН 784100319408), которые организуют и (или) осуществляет обработку персональных данных, а также определяет цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

1.1.2. «Персональные данные» – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

1.1.3.

«Обработка персональных данных» – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

1.1.4. «Конфиденциальность персональных данных» – обязательное для соблюдения Оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания.

1.1.5. «Пользователь сайта Виртуозы (далее Пользователь)» – лицо, имеющее доступ к Сайту Виртуозы, посредством сети Интернет и использующее Сайт Виртуозы.

1.1.6. «Cookies» — небольшой фрагмент данных, отправленный веб-сервером и хранимый на компьютере пользователя, который веб-клиент или веб-браузер каждый раз пересылает веб-серверу в HTTP-запросе при попытке открыть страницу соответствующего сайта.

1.1.7. «IP-адрес» — уникальный сетевой адрес узла в компьютерной сети, построенной по протоколу IP.

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Использование Пользователем сайта Виртуозы означает согласие с настоящей Политикой конфиденциальности и условиями обработки персональных данных Пользователя.

2.2. В случае несогласия с условиями Политики конфиденциальности Пользователь должен прекратить использование сайта Виртуозы.

2.3.Настоящая Политика конфиденциальности применяется только к сайту Виртуозы. Администрация сайта не контролирует и не несет ответственность за сайты третьих лиц, на которые Пользователь может перейти по ссылкам, доступным на сайте Виртуозы.

2.4. Администрация сайта не проверяет достоверность персональных данных, предоставляемых Пользователем сайта Виртуозы.

3. ПРЕДМЕТ ПОЛИТИКИ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

3.1. Настоящая Политика конфиденциальности устанавливает обязательства Администрации сайта Виртуозы по неразглашению и обеспечению режима защиты конфиденциальности персональных данных, которые Пользователь предоставляет по запросу Администрации сайта при регистрации на сайте Виртуозы или при оформлении заявки.

3.2. Персональные данные, разрешённые к обработке в рамках настоящей Политики конфиденциальности, предоставляются Пользователем путём заполнения формы на Сайте Виртуозы и включают в себя следующую информацию:

3.2.1. имя Пользователя;

3.2.2. контактный телефон Пользователя;

3.2.3. адрес электронной почты (e-mail);

3.2.4. музыкальное направление по заявке Пользователя.

3.3. Сайт Виртуозы защищает Данные, которые автоматически передаются в процессе просмотра рекламных блоков и при посещении страниц:

•IP адрес;

•информация из cookies;

•информация о браузере (или иной программе, которая осуществляет доступ к показу рекламы);

•время доступа;

•адрес страницы, на которой расположен рекламный блок.

3.3.1. Отключение cookies может повлечь невозможность доступа к частям сайта Виртуозы, требующим авторизации.

3.3.2. Сайт Виртуозы осуществляет сбор статистики об IP-адресах своих посетителей. Данная информация используется с целью выявления и решения технических проблем, для контроля законности проводимых финансовых платежей.

3.4. Любая иная персональная информация неоговоренная выше (история посещений, используемые браузеры и операционные системы и т.д.) подлежит надежному хранению и нераспространению, за исключением случаев, предусмотренных в п.п. 5.2. и 5.3. настоящей Политики конфиденциальности.

4. ЦЕЛИ СБОРА ПЕРСОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

4.1. Персональные данные Пользователя Администрация сайта Виртуозы может использовать в целях:

4.1.1. Идентификации Пользователя, зарегистрированного на сайте Виртуозы, для оформления запроса и (или) заключения Договора купли-продажи товара дистанционным способом или оказания услуг.

4.1.2. Предоставления Пользователю доступа к персонализированным ресурсам Сайта Виртуозы.

4.1.3. Установления с Пользователем обратной связи, включая направление уведомлений, запросов, касающихся использования Сайта Виртуозы, оказания услуг, обработка запросов и заявок от Пользователя.

4.1.4. Определения места нахождения Пользователя для обеспечения безопасности, предотвращения мошенничества.

4.1.5. Подтверждения достоверности и полноты персональных данных, предоставленных Пользователем.

4.1.6. Создания учетной записи для совершения покупок, если Пользователь дал согласие на создание учетной записи.

4.1.7. Уведомления Пользователя Сайта Виртуозы о состоянии Заказа и (или) Заявки.

4.1.8. Обработки и получения платежей, подтверждения налога или налоговых льгот, оспаривания платежа, определения права на получение кредитной линии Пользователем.

4.1.9. Предоставления Пользователю эффективной клиентской и технической поддержки при возникновении проблем связанных с использованием Сайта Виртуозы.

4.1.10. Предоставления Пользователю с его согласия, обновлений продукции, специальных предложений, информации о ценах, новостной рассылки и иных сведений от имени сайта Виртуозы или от имени партнеров сайта Виртуозы.

Источник: http://muz-school.ru/services/kak-muzykalnye-pristrastiya-cheloveka-otrajayut-ego-temperament.html

Темперамент исполнителя

Темперамент и восприятие музыки

Для удачного выступления необходима серьезная подготовка, сценический опыт, профессиональные навыки и постоянная работа.

Когда у Антона Рубинштейна спросили, должен ли музыкант ежедневно упражняться, он ответил:
— Если я не упражняюсь один день, я сейчас же это чувствую, если два дня – это чувствуют мои пальцы, а если три дня не упражняюсь – это чувствует публика.

Требуются также психологические предпосылки — внутренняя собранность, концентрация внимания. Зная особенности темперамента, можно помочь ребенку-исполнителю хорошо выступить на эстраде.

Темперамент исполнителя и концертное выступление

.

Рассмотрим влияние темперамента музыканта на качество выступления

.

Музыканты флегматического склада, в основном, не испытывают дискомфорта на сцене. Им не нужно преодолевать стресс выступления.

Флегматичные меланхолики – во время выступления не обращают внимания на отвлекающие факторы, они все в музыке и не замечают, что происходит вокруг. Перед выступлением они мысленно проигрывают произведение и настраиваются на характер произведения.  

«Чистые» сангвиники и флегматики спокойно реагируют на внешние раздражители и условия, связанные с выступлением.

Трудности возникают у сангвинических холериков во время выступления на академических концертах.

Сангвинические меланхолики испытывают сценический стресс, для преодоления которого не смотрят в зал, представляют, что зал пустой, и что они находятся в привычной, уютной обстановке. Этот тип испытывает радостные чувства, если комиссия оказывает внимание и поощрение. В ответ у них появляется чувство удовлетворения и комфорта.

Сангвинические холерики на открытом концерте полностью открываются, испытывают подъем, радость от выступления. А выступление на экзаменах, академических концертах для них — стресс.

Иногда они впадают в уныние, если в зале мало слушателей.

В данном случае музыкантам нужно культивировать в себе ощущения воодушевления и радости от возможности выступить и поделиться своим мастерством со слушателями.

«Чистые» сангвиники встречаются редко. Они испытывают сценический стресс, для преодоления которого необходимо сосредоточиться только на выступлении и выполнении исполнительских задач.

Сангвинические флегматики чувствуют себя довольно уверенно на сцене. Им перед выступлением полезно представить себя в другой, спокойной обстановке.

.

Итак, подведем итоги

.

Исполнители с признаками сангвинического и флегматического типов справляются со сценическим волнением. Исключение – сангвинические меланхолики и некоторая часть флегматических меланхоликов, для которых выступление – стресс.

Больше всего сценические трудности и волнение испытывают холерический тип, холерические меланхолики, «чистые» холерики, а на экзаменах – холерические сангвиники.

Воодушевление испытывают на открытых концертах холерические сангвиники. А холерические флегматики уютно себя чувствуют как на открытых, так и на экзаменационных выступлениях.

«Чистые» холерики и холерические меланхолики, испытывая стресс, становятся очень возбужденными и не могут совладать с волнением. Этим типам следует заняться самовнушением: «Я спокоен, потому что готов к выступлению», глубоко подышать и не обращать внимания на внешние раздражители.

Холерические сангвиники неплохо чувствуют себя и на экзаменах, и на открытых выступлениях. Для них очень важен эмоциональный контакт со слушателями. И если такой контакт налажен, испытывают приятные ощущения от выступления.

Уверенны на сцене и холерические флегматики, особенно, если комиссия и зал внимательны и благосклонны к исполнителю.

Чаще испытывают стресс меланхолические холерики, меланхолики, часть меланхолических сангвиников, реже – меланхолические флегматики. В классе они – отличные исполнители, а на сцене – непредсказуемы.

У них срыв может вызвать любая помеха – шум в зале, невнимание со стороны слушателей. И от этого часты сценические срывы, боязнь комиссии, неумение совладать с собой.

Музыкант отлично готов, но что будет на концерте – никто предсказать не может.

Этим музыкантам следует внушать уверенность в своих силах и мастерстве и внутренне хвалить себя, а не заниматься самобичеванием.

Итак. Непредсказуемы на сцене, постоянно сбиваются, допускают промахи холерические меланхолики, холерики, меланхолические холерики. У холерических сангвиников открытый концерт вызывает воодушевление, а академический – напряжение.

Холерические флегматики и часть меланхолических флегматиков уравновешены на сцены.

Уютно, комфортно чувствуют на сцене сангвинические флегматики, флегматические сангвиники, сангвиники. А сангвинические холерики себя лучше чувствуют на сцене, чем в классе.

.

Для успешного выступления перед концертом следует выполнять упражнения:

.

— проиграть программу в медленном темпе, анализируя произведение

— проработать сложные места, пропеть и представить мысленно эти эпизоды, проработать переходы между частями и разделами произведения

— осознать форму произведения, иметь теоретические знания о тональности, гармониях, представлять аккорды пьесы

— перед началом исполнения обязательна пауза – собраться с мыслями,
представить начало произведения, мысленно проиграть начало и определиться с темпом

— досконально знать произведение, уметь представить звучание произведения, уметь начать играть с любого места, анализировать наперед – что предстоит играть

— перед началом игры – обязательна психологическая настройка

Желаю удачного выступления!

С уважением,  Ирина  Анищенко

Предлагаю прочесть статью “Темперамент учащихся» 

Источник: http://vocalmuzshcola.ru/muzykalnaya-shkola/stranica-prepodavatelya/temperament-ispolnitelya

Восприятие музыки и её воздействие на человека (1)

Темперамент и восприятие музыки

Очень интересен так же подход,заключающийся в изучении взаимодействияи сравнении жизненных эмоций (эмоций,вызванных реальными жизненными событиями)и так называемых художественных(эстетических) эмоций (вызванных впроцессе восприятия произведенийискусства, в частности музыкального).Существуют разносторонние взгляды наданный вопрос.

Так, Б.Теплов полагал, что жизненныеэмоции многосторонне влияют нахудожественные. Прежде всего, ониестественно имитируются самиммузыкально-биологическим материалом— человеческим голосом, моторнымиреакциями.

При изучении семантики голосав акте речи отмечается огромное числоэмоциональных состояний, которые могутвоспроизводиться таким путем, — иположительных, и отрицательных:причитание, нытье, уверение, поучение,вопрошание, подбадривание, утешение,извинение, упрек, оскорбление, нежность,ласка, сострадание, покорность, презрение,ненависть, ирония, насмешка, радость,жалость, восторг, злорадство, восхищение,боль. Эмоции возбуждения/торможениямузыкального темпоритма непосредственносоотносятся с моторной сферой человека.«Чувство ритма в основе своей имеетмоторную природу», —сформулировалБ.Теплов [18, с.56].

Между жизненными и художественнымиэмоциями можно указать два полярныхвида взаимодействия: согласование ипротиворечие. При согласовании жизненныхи художественных (музыкальных) эмоцийоба компонента имеют один, толькоположительный, психологический знак.

При противоречии жизненных и художественныхэмоций жизненный компонент наделенотрицательным знаком, а художественный(музыкальный) — положительным.

Благодарянепременному участию художественногокомпонента, с его позитивной психологическойсущностью, музыкальное целое, какправило, не бывает полностью отрицательнымпо вызываемой эмоции.

Эстетические же чувства,возникающие при восприятии музыкальногопроизведения в отличие от базальныхэмоций, имеющих место в непосредственнойжизни, включают в себя комплекс близкихпо значению настроений, дающих динамическуюкартину эстетического переживания,которое может быть выражено при помощимногочисленных вербальных определений[17].

2.3Темперамент и характер музыкальногопроизведения

В своей статье «Моделированиеэмоций средствами музыки» Петрушин В.И. выделяет общие закономерностимузыкального характера, как правило,формируются следующим образом:

1. Медленный темп+минорная окрасказвучания в обобщенном виде моделируютэмоцию печали и передают настроениягрусти, уныния, скорби, сожаления обушедшем прекрасном прошлом.

2. Медленный темп+мажорная окраскамоделируют эмоциональные состоянияпокоя, расслабленности, удовлетворенности.Характер музыкального произведения вэтом случае будет созерцательным,уравновешенным, умиротворенным.

3. Быстрый темп+минорная окраскав обобщенном виде моделируют эмоциюгнева. Характер музыки в этом случаебудет напряженно-драматическим, взволнованным, страстным, героическим.

4. Быстрый темп+мажорная окраскамоделируют эмоцию радости. Характермузыки жизнеутверждающий, оптимистический,веселый, радостный, ликующий [13].

Представляют особый интересисследования, посвящённые определениюне только характера, но и темпераментапроизведения. В области психологиибольшое распространение получила модельопределения темперамента человека,предложенная в своё время знаменитыманглийским психологом Гансом Айзенком.

В своей статье «Психологическиемодели отражения действительности вискусстве» В.И.Петрушин, продолжаяисследование феноменов музыкальногохарактера и темперамента предлагаетпровести следующий эксперимент:

Придав тем же двум векторамзначения интроверсии-экстраверсиии стабильности-нейротизма,получаем  следующуюмодель четырех классических типовтемперамента.

Таблица 1. Модель темпераментапо Айзенку

Нейротизм

Меланхолик

Ведущая эмоция — печаль
Интроверсия

Холерик

Ведущая эмоции — гнев
Экстраверсия

Флегматик

Ведущая эмоция — спокойствие

Сангвиник

Ведущая эмоция — радость

Стабильность

«Произведем моделированиеэмоций в музыке. Поскольку темпераментчеловека отражает наиболее существенныепризнаки эмоциональной жизни, а музыканацелена на то же самое, то в этой моделимы можем заменить психологическийпараметр «нейротизм-спокойствие» намузыкальный параметр «мажор-минор», а«интроверсию-экстраверсию» — на параметр«медленно- быстро».

Мы имеем право это сделать, таккак нейротизм характеризуетсябеспокойством и тревожной минорнойокраской, а спокойствие – мажором. Темппсихической активности у интровертов,как правило, более медленный и онидовольно ригидны, то есть, мало подвижныв психическом отношении, а экстравертыотличаются более быстрым темпомпсихической жизни.

Таким образом мы получаем модельотражения в музыке основных базовыхэмоций человека:

Таблица 2. Моделированиетемпераментов по Айзенку и характерамузыки

Минор

Меланхолик

Музыка медленная, грустнаяЧайковский,

Осенняя песня

Медленно

Холерик

Музыка минорная, быстрая Шопен,

Этюд №12

Быстро

Флегматик

Музыка медленная, мажорная Бородин,

Ноктюрн

Сангвиник

Музыка быстрая, мажорнаяБетховен, Рондо

«Ярость по поводу утерянного гроша»

Мажор

Каждая из приведенных базовыхэмоций, находящая своё отражение вразличных произведениях искусства,выражает особое отношение человека кценностям, которыми пронизана его жизньв обществе.

Трагедия и комедия, былинаи эпос – отражение тех чувств и состояний,которые пронизывают жизненный путьчеловека от рождения до могилы.

И вездемы можем прочувствовать то характерноеощущение движения, которое внутреннеприсуще тому или иному человеческомупереживанию» [19, с.28].

  • Реферат >>Музыка … который отражает действительность и воздействуетначеловека посредством осмысленных и особым … период своей истории. Наеё развитие сильнейшим образом … В., В мире музыки, 2 изд., М., 1972; Назайкинский Е.

    , О психологии музыкального восприятия, М., 1972; Meyer …

  • Реферат >>психология, педагогика … служит искусство? Каково его воздействиеначеловека? Почему наслаждение вызывает слёзы, … форме с её главной, побочной, связующей партиями. …

    под музыку Бетховена, ранее прослушанную. Теперь, объединённые в восприятии, музыка и …

  • Дипломная работа >>Музыка … песни, называя её “ярким … музыка плохо начеловека? Чем отличается «классическая» музыка

    музыки. М.: Музыка, 1988. – 254 с. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. – 383 с. Остроменский В.Д. Восприятиемузыки

  • Реферат >>Психология

    воздействия и восприятия рекламы; разработать методику, для определения воздействияна поведение, отношение и принятие телевизионной рекламы начеловека … , бравурная музыка, звучащая …

    воздействииначеловека соотношений цветовых оттенков в рекламе, её

  • Дипломная работа >>Педагогика … ПОСРЕДСТВОМ ВОСПРИЯТИЯМУЗЫКИ 1.

    1 Сущность и особенности восприятиямузыкиМузыка глубоко и многообразно воздействуетна чувства, … воздействиямузыки зависит от личности человека, от подготовленности его к восприятию.

    Надо развивать восприятиемузыки

  • Реферат >>Музыка … принципы воздействиямузыкиначеловекаМузыка способна порождать в нас эмоции и чувства. Это её свойство …

    восприятиемузыки людьми имеет, так называемую, зонность, то есть человек … точки зрения физиологии музыкального восприятия такая музыка должна быть не …

  • Дипломная работа >>Педагогика

    воздействия таится в самой специфике постижения музыкина уровне музыкального восприятия … что учительница болеет. Жаль её, а на замену дадут чужую. В) …

    лишь музыка низкопробная, рассчитанная начеловека с низкой культурой. И такая музыка звучит …

  • Курсовая работа >>Музыкана отдыхе – музыка всегда с человеком. Она так полно и огромна вошла в жизнь, что её

    музыкина нравственный облик ребенка и его интеллектуальное развитие Влияние музыки, непосредственно воздействуетна … будущего человека. Восприятиемузыки тесно связано …

  • Дипломная работа >>Музыка

    ее воздействияначеловека.10 Искусство называют «школой чувств». Научить любить и понимать музыку можно … отзывчивости намузыку».13 Музыкальное искусство множеством нитей связано с жизнью. Восприятиемузыки, понимание её языка …

  • Дипломная работа >>Педагогика … языка музыкавоздействуетна чувства, влияет на мировоззрение человека, направляет и изменяет его. Музыкальная деятельность, в силу её

Источник: https://topref.ru/referat/117175/4.html

ovdmitjb

Add comment