Kievuz

Юриспруденция и налоговое право

Содержание

Налоговое право РФ

Юриспруденция и налоговое право

УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Факультет: БМК

Дисциплина: Правовое регулирование финансовой деятельности

Тема контрольной работы: Налоговое право Российской Федерации

Ф.И.О. студента: Спрыжков И.М.

План

Часть i. налоговое право российской федерации

1. Понятие и роль налогов

2. Виды налогов

2.1. Прямые и косвенные налоги

2.2. Раскладочные и количественные налоги

2.3. Закрепленные и регулирующие налоги

2.4. Государственные и местные налоги

2.5. Общие и целевые налоги

3. Элементы закона о налоге

3.1. Субъект налогообложения

3.2. Объект, предмет и масштаб налога. Налоговая база. Единица налогообложения. Источники налога.

3.3. Пределы налоговой юрисдикции государства

3.4. Налоговый период

3.5. Методы учета базы налогообложения

3.6. Ставка налога

3.7. Метод налогообложения

3.8. Налоговые льготы

3.9. Порядок исчисления налога

4. Система налогов в Российской Федерации

5. Характеристика налоговых прав и обязанностей субъектов налоговых правоотношений

5.1. Обязанности и права налогоплательщиков

5.2. Права и обязанности налоговых органов

6. Ответственность за налоговые правонарушения

ЧАСТЬ II. Практическое задание

Часть i. налоговое право российской федерации

Существование любого современного государства неразрывно связано с налогами. Каждый человек в какой-то мере ощущает это на себе. Бенджамин Франклин писал, что «платить налоги и умереть должен каждый».

Данный принцип заложен и в российском законодательстве: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.» [3, ст. 57]. Налоговая система РФ представляет собой совокупность налогов, взимаемых в установленном порядке.

Под налогом понимают обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. [2, ст.. 2].

В силу традиций платеж, являющийся налогом, может быть назван пошлиной, сбором, и наоборот, хотя и существуют определенные различия. Так, при уплате пошлины или сбора плательщик в той или иной мере непосредственно ощущает возмезность платежа, налоги никогда не бывают индивидуально возмездными.

Налоги играют важнейшую роль среди государственных доходов. Так, налоги составляют 86% доходной части федерального бюджета на1997год [1, ст. 1, ст.. 16].

Помимо финансовой роли, налоги имеют большое социальное значение. Посредством налогов государство воздействует на определенные общественные процессы, выполняет контрольные функции, выступает гарантом конституционного права.

С юридической точки зрения, налог – установленная законом форма отчуждения собственности физических и юридических лиц в пользу субъектов публичной власти.

При этом налог является индивидуально безвозмездным, взыскивается на условиях безвозвратности методами государственного принуждения и не носит характер наказания или контрибуции.

Налоги устанавливаются законодательной властью в одностороннем порядке.

2. Виды налогов

Прямые (подоходно-имущественные) налоги взимаются в процессе приобретения и расходования материальных благ, косвенные (налоги на потребление) – в процессе их расходования. Примерами прямых налогов могут служить подоходный налог и налог на имущество, косвенных – НДС, акцизы и таможенные пошлины.

Прямые налоги в свою очередь делятся на личные (налог на прибыль)и реальные (налог на имущество). Различие состоит в том, что личные налоги уплачиваются с действительно полученного налогоплательщиком дохода (прибыли), а реальные – с предполагаемый.

2.2. Раскладочные и количественные налоги

Раскладочные (репартиционные) налоги исходят из потребности покрыть конкретный расход (например, целевой сбор на содержание милиции, благоустройство территории и другие цели), количественные (долевые, квотативные) налоги устанавливаются из возможности налогоплательщика заплатить налог.

2.3. Закрепленные и регулирующие налоги

В зависимости от того закреплен ли налог на длительный период за каким-то конкретным бюджетом (бюджетами) или ежегодно перераспределяется между бюджетами с целью покрыть дефицит, налоги делятся на закрепленные и регулирующие соответственно.

2.4. Государственные и местные налоги

В зависимости от объема компетенции органов власти различных уровней правоотношения в отношении установления, ââåäåíèÿ â äåéñòâèå, îòìåíû íàëîãîâ âûäåëÿþò ãîñóäàðñòâåííûå è ìåñòíûå íàëîãè.

2.5. Общие и целевые налоги

Целевые налоги могут вводиться по ряду причин.

Во-первых, c психологической точки зрения налогоплательщик с большей готовностью уплачивает налог, в чьей пользе он непосредственно уверен. Однако, такие налоги побуждают каждого контролировать государственные органы, расходующие уплаченные налогоплательщиками суммы.

Во-вторых, целевые налоги придают большую независимость конкретному государственному органу.

В-третьих, целевой характер налога может оправдываться тем, что необходимость определенных затрат вызвана получением определенных доходов.

3. Элементы закона о налоге

Обязанности налогоплательщика устанавливаются только совокупностью элементов закона о налоге. Можно выделить существенные и факультативные элементы закона о налоге.

Существенными элементами закона о налоге являются те элементы, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определенными.

К ним относятся: налогоплательщик (субъект налога), объект налога, предмет налога, масштаб налога, метод учета налоговой базы, налоговый период, единица налогообложения, налоговая ставка и метод налогообложения, порядок исчисления налога, отчетный период, сроки уплаты налога, способы и порядок уплаты налога.

Факультативными элементами закона о налоге могут считаться те, отсутствие которых не влияет на степень определенности налогового обязательства, однако существенно снижает гарантии надлежащего исполнения этого обязательства. К ним относятся: порядок удержания и возврата неправильно удержанных сумм налога, ответственность за налоговые правоотношения, налоговые льготы.

В соответствии с законом «Об основах налоговой системы в РФ» перечисленные элементы должны быть установлены в каждом конкретном законе о налоге.

Установить элемент закона о налоге — значит принять (утвердить, узаконить) что-либо в качестве одного из оснований возникновения налогового обязательства или способа его исполнения.

Определить элемент закона о налоге — значит описать фактическую сторону элемента, выделить его из прочих сходных явлений (предметов, обстоятельств) на основе каких-либо признаков, данных.

3.1. Субъект налогообложения

Субъект налогообложения — это лицо, на котором лежит юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств.

С понятием «субъект налогообложения» тесно связано понятие «носитель налога» — лицо, которое несет тяжесть налогообложения в итоге.

Налог уплачивается за счет собственных средств субъекта налогообложения. Однако, от имени налогоплательщика налог может быть уплачен и иным лицом (представителем).

Важную роль в налоговом праве играют экономические связи налогоплательщика с государством, строящиеся на основе принципа постоянного местопребывания (резидентства).

Налогоплательщиков подразделяют на резидентов (имеющих постоянное местопребывание в определенном государстве) и нерезидентов (не имеющих в нем постоянного местопребывания).

У резидентов налогообложению подлежат доходы, полученные как на территории данного государства, так и вне его (полная налоговая обязанность), у нерезидентов — только доходы, полученные из источников в данном государстве (ограниченная налоговая обязанность).

Для юридических лиц существенное влияние на порядок и размеры налогообложения имеют организационно-правововая форма предприятия, форма собственности, численность работающих на предприятии, а также вид хозяйственной деятельности.

3.2. Объект, предмет и масштаб налога. Налоговая база. Единица налогообложения. Источники налога

Объект налогообложения — это те юридические факты (действия, события, состояния), которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог.

Понятию «объект налогообложения» близок по значению термин «предмет налогообложения», который означает признаки физического характера (а не юридического), которые обосновывают взимание соответствующего налога.

Масштаб налога представляет какую-либо физическую характеристику предмета налогообложения, какой-либо параметр измерения, выбранный из множества возможных для исчисления налога.

Под единицей налогообложения понимают единицу масштаба налогообложения, которая используется для количественного выражения налоговой базы.

Налоговая база в свою очередь служит для того, чтобы количественно выразить предмет налогообложения.

Источник налога — это средства, за счет которых может быть уплачен налог.

Выделяют всего два источника налога — доход (основной источник) и капитал налогоплательщика (резервный источник).

3.3. Пределы налоговой юрисдикции государства

На формирование налоговой базы особое влияние оказывают территориальный фактор (пределы налоговой юрисдикции государства) и временной фактор (распределение налоговой базы между различными налоговыми периодами).

В зависимости от характера связи «субъект налогообложения» — «объект налогообложения» налоги делятся на две группы: резидентские налоги (построенные по принципу резидентства) и территориальные налоги (построенные по принципу территориальности). Различие состоит в том, что в резидентских налогах субъект определяет объект налога, а в территориальных — наоборот. На практике при налогообложении применяется сочетание обоих принципов.

Источник: https://mirznanii.com/a/186924/nalogovoe-pravo-rf

Налоговое право. |

Юриспруденция и налоговое право

Налоговое право— отрасль права, которая регулирует общественные отношения в сфере налогообложения, возникающие между государством, налогоплательщиками и иными обязанными лицами.

Налоговое право — совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению, введению и взиманию налога путем императивного метода воздействия на соответствующих субъектов.

Источники налогового права в РФ.

 Конституция РФ. Статья 57.

  • Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
  • Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Налоговый кодекс РФ принят в 1998 году, вступил в силу с 1 января 1999г.
Федеральные законы:

  • «Об основах налоговой системы в РФ», 1991 г.
  • «О подоходном налоге с физических лиц», 1991 г.
  • «О налоге на прибыль предприятий и организаций», 1991 г.
  • «О налоге на добавленную стоимость», 1991 г. и др.

(по Налоговому кодексу РФ).

  1.  Принцип всеобщности налогообложения — каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
  2. Принцип равенства налогообложения — предполагается равенство всех налогоплательщиков перед налоговым законом.

  3. Принцип справедливости — учитывается фактическая способность налогоплательщика уплачивать налог при обязательности каждого участвовать в финансировании расходов государства.
  4. Принцип соразмерности, или экономической сбалансированности, — учитывается сбалансированность интересов налогоплательщика и казны государства.

  5. Принцип отрицания обратной силы закона — законы, изменяющие размеры налоговых платежей, не распространяются на отношения, возникшие до их принятия.
  6. Принцип однократности налогообложения — один и тот же объект может облагаться налогом одного вида и только один раз за определенный законом период налогообложения.

  7. Принцип льготности налогообложения — налоговые законы должны иметь правовые нормы, устанавливающие для отдельных и (или) определенных групп налогоплательщиков как юридических, так и физических лиц льготы по налогам, облегчающие налоговое бремя.

  8. Принцип равенства защиты прав и интересов налогоплательщиков и государства — каждый из участников налоговых правоотношений имеет право на защиту своих законных прав и интересов в установленном законом порядке.

  9. Принцип недискриминационности — налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применяться по-разному исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных и иных различий между налогоплательщиками.
  10. Принцип единства экономического пространства Российской Федерации и единства налоговой политики.

    Не допускается установление налогов и сборов, нарушающих единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или денежных средств.

  11. Принцип единства системы налогов и сборов.

Субъекты налоговых правоотношений (их участники)

  • налогоплательщики (юридические и физические лица).
  • налоговые агенты (организации — государственные налоговые инспекции и физические лица — налоговые представители).
  • Министерство РФ по налогам и сборам и его территориальные подразделения.
  • Государственный таможенный комитет РФ и его территориальные подразделения.
  • Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления администраций краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районов и городов, иные уполномоченные органы.

Объекты налоговых правоотношений:

  • недвижимое имущество;
  • движимое имущество (материальные и нематериальные объекты).

(по Налоговому кодексу.)

  • Получать в налоговых органах по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах (сборах), законодательных и иных нормативных актах, регулирующих порядок и условия их уплаты;
  • получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;
  • использовать налоговые льготы в установленном порядке при наличии оснований;
  • получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом;
  • на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
  • представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;
  • присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
  • не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие Налоговому кодексу или иным федеральным законам;
  • обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
  • требовать соблюдения налоговой тайны.

Обязанности налогоплательщиков (по Налоговому кодексу.)

  • Уплачивать законно установленные налоги;
  • встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Налоговым кодексом;
  • вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
  • представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые он обязан уплачивать, а также бухгалтерскую отчетность;
  • представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
  • в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций — также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги.

«О бухгалтерском учёте», 1996 г.:

представлять в налоговые органы по месту учета в строго установленные сроки дополнительные сведения, связанные с их деятельностью:

  • об открытии или закрытии счетов (в десятидневный срок);
  • обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях (не позднее месяца со дня начала такого участия);
  • обо всех обособленных подразделениях (филиалах и представительствах), созданных на территории Российской Федерации (не позднее месяца);
  • об объявлении несостоятельности (банкротства), о ликвидации или реорганизации (не позднее трех дней со дня принятия такого решения);
  • об изменении своего места нахождения или места жительства (не позднее десяти дней).

Обеспечение и защита прав налогоплательщиков.

В соответствии со статьей 137 Налогового кодекса РоссийскойФедерации каждый налогоплательщик или налоговый агент имеет право на обжалование:

  • ненормативных актов налоговых органов;
  • действий должностных лиц налоговых органов;
  • бездействия должностных лиц налоговых органов. Например, могут быть обжалованы следующие ненормативные
  • акты налоговых органов:
  • решения о доначислении налога и пени;
  • решения налогового органа об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога;
  • решения о приостановлении операций по банковским счетам налогоплательщика;
  • решения об аресте имущества налогоплательщика;
  • акт о совершении лицом, не являющимся налогоплательщиком или налоговым агентом, нарушений законодательства о налогах и сборах; решения, принятые вышестоящими налоговыми органами по итогам рассмотрения жалоб.

Способы защиты прав налогоплательщиков.

  • Обращение к Президенту— могут быть обжалованы любые действия (бездействия) контролирующих органов в финансовой сфере. В частности, решения Федеральной службы по экономическим и налоговым поступлениям, Федеральной службы по финансовым рынкам, функционирующей под руководством Правительства.
  • Административный — обращение за защитой и восстановлением нарушенного права к вышестоящему органу власти по отношению к органу, принявшему решение или выполнившему действие.
  • Судебный— право на обжалование имеет каждый гражданин, считающий, что нарушены его права и свободы, на него возложена какая-либо обязанность, или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности, или созданы препятствия для осуществления его прав и свобод (Конституционный Суд, прокуратура).
  • Самозащита — налогоплательщик имеет право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц.

Из Уголовного кодекса РФ.

Предусмотрена ответственность гражданина за уклонение от уплаты налога (ст. 198) и организации за уклонение от уплаты налогов с организаций (ст. 199).

  • Из стати 198. Уклонение гражданина от уплаты налога путем непредставления декларации о доходах, если подача декларации является обязательной, либо путем включения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо лишением свободы на срок до одного года. При этом уклонение гражданина от уплаты налога признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченного налога превышает 200 минимальных размеров оплаты труда, а в особо крупном размере — 500 минимальных размеров оплаты труда.
  • Из статьи 199.Уклонение от уплаты налогов с организаций путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо путем сокрытия других объектов налогообложения, совершенное в крупном размере, наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
  • При этом уклонение от уплаты налогов с организаций признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченного налога превышает 1000 минимальных размеров оплаты труда.

Источник: http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0-%D0%B8-%D0%BE%D0%B1%D1%8F%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-%D0%BD%D0%B0/

Налоговое право в системе финансового права или заплати налоги и спи спокойно

Юриспруденция и налоговое право

Впрочем, даже если вы их заплатите или уже заплатили, — «покой нам только снится»… Но — не будем о грустном. А будем по существу.  Итак:

В юриспруденции налоговое право составляет отрасль  нашего законодательства:

Заплати налоги…

то есть налоговое право, находясь в системе финансового права, является, по сути, комплексом финансово-правовых норм, которые в своей совокупности регулируют наши общественные взаимоотношения. Таким образом, можно рассматривать налоговое право как отрасль, а точнее — подотрасль финансового права.

А если совсем уж по-простому — можно сказать, что право это регулирует процесс, скажем так, — «финансового общения» между гражданами (физическими лицами), коммерческими организациями и государством, что помогает правильно взимать налоги в виде денежных средств с первых и вторых и передавать эти средства государственной бюджетной системе, а также внебюджетным государственным муниципальным и целевым фондам.

Надо сказать, что относительно недавно в России была осуществлена так называемая кодификация (дата принятия — 16 июля 1998 года). В результате этого мероприятия появилась Первая часть НК РФ. И с этих пор рассматривается налоговое право в системе финансового права.

История возникновения налогового права как такового тесно связана с историей самого государства. Но мы не будем сейчас подробно в эту историческую тему углубляться — отметим лишь то, что в России в начале XX века были взяты за основу научные принципы налогообложения. То есть появились схемы и конструкции, ведущее место в которых было отдано виду так называемого прямого налогообложения.

Впрочем, до сих пор налоговые реформы, как мы знаем, у нас не прекращаются и нельзя сказать, что оптимальная налоговая система найдена окончательно…  Правоотношения в этом вопросе регулирует налоговое законодательство.

Лицо предпринимателя в отчетный период

Наверное, нет в России ни одного предпринимателя-налогоплательщика, который не сталкивался бы, скажем так, — вплотную — с этой темой. И речь вовсе не идет о том, что абсолютно все наши предприниматели — люди нечестные и сознательно ищут пути уклонения от налогов. Вовсе нет.

Речь идет, скорее, о том, что постоянно меняющаяся система отчетности, а зачастую не вполне объективные требования со стороны работников налоговых служб,  равно как и не вполне профессиональное отношение некоторых из них к своему делу и, как следствие, к предпринимателям, — приводят к постоянной лихорадке и напряженке в отношениях первых и вторых.

Не случайно, наверное, в кабинетах  наших налоговых инспекций сотрудники меняются со скоростью мысли — ну, или чуть реже: практически ежегодно; а количество предпринимательских исков по налоговым делам в судах с годами не уменьшается, а только растет.

Но — давайте все же продолжим о теории. А она гласит, что

Финансовое и налоговое право соотносятся между собою как:

— совокупность  юридических норм, которые устанавливаются и охраняются нашей государственной властью: они, напомним, регулируют возникающие  в связи с этой темой  наши общественно-финансовые отношения;

— и отрасль законодательства Российской Федерации. Отрасль эта регулирует отношения сторон в сфере налогов и налогообложения.

Правовой статус налоговых органов сегодня таков, что они являются единой централизованной системой, контролирующей соблюдение всех положений и норм налогового законодательства.

Каждый, кто решил заняться предпринимательством, должен изучить налоговый кодекс РФ. Ибо, как известно, — предупрежден — значит, — вооружен.

Состоит налоговый кодекс из двух частей и является своего рода библией для любого предпринимателя, а точнее, — для его бухгалтера. Если же говорить кратко — то часть Первая налогового кодекса определяет общие принципы налогообложения и уплаты сборов в РФ и начала действовать с 1 января 1999 года.

В частности, в ней определяются:

  • виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;
  • основания возникновения, изменения и прекращения, а также порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
  • права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и налоговых агентов;
  • формы и методы налогового контроля;
  • и, наконец, — ответственность за совершение налоговых правонарушений.

Часть Вторая этого документа, действующая с 1 января 2000 года, устанавливает сами принципы, по которым налоги и сборы исчисляются и уплачиваются. При этом информации по каждому налогу в отдельности посвящена отдельная глава.

И, в заключение этой небольшой информации, перечислим здесь без подробного пока пояснения существующие на сегодняшний день в России

Виды налогов:

Заплати налоги — и спи спокойно

  1.  Налог на добавленную стоимость (НДС);
  2.  Акцизы;
  3.  Налог на прибыль организаций;
  4.  Налог на имущество организаций;
  5.  Налог на доходы физических лиц;
  6.  Налог на имущество физических лиц;
  7.  Земельный налог;
  8.  Налог на добычу полезных ископаемых;
  9.  Водный налог;
  10.  Транспортный налог;
  11.  Налог на игорный бизнес;
  12.  Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
  13.  Государственная пошлина.

На воздух налог пока еще не ввели!

Источник: https://pravdaisud.ru/pravovaya-zhizn/nalogovoe-pravo-v-sisteme-finansovogo-prava

Учебно-методический комплекс Дисциплины Налоговое право

Юриспруденция и налоговое право

ФЕДЕРАЛЬНОЕГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедраэкологического, трудового и финансовогоправа

Согласовано:Председатель УМК Института праваГимадрисламова О.Р.____________________________________ Утверждено:на заседании кафедры(протокол № 1 от 29.08.2013г.)зав. кафедрой Саттарова Н.А.__________________________

Б.3.Профессиональный цикл. Базовая часть

Направлениеподготовки

030900.62 – Юриспруденция

Профильподготовки

государственно-правовой,уголовно-правовой, гражданско-правовой

Квалификация(степень) выпускника

Бакалавр

Формаобучения

Очная,заочная, заочная (на базе высшегообразования)

РазработчикУМК

Ассистентыкафедры Мухамадеева Г.А.,

МаксимоваМ.А., Нуриахметов Н.М. ________________ «_____»________________ 2013 г.

Уфа2013

С о д е р ж а н и е

Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы 3
Цели освоения учебной дисциплины 3
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины 3
Рабочая программа для очной формы обучения 6
Рабочая программа для заочной формы обучения 12
Рабочая программа для заочной формы обучения (на базе высшего образования) 19
Образовательные технологии 24
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 24
Материально-техническое обеспечение дисциплины 33
Методические рекомендации для преподавателя 34
Методические указания для обучающихся 35
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов 37
Контрольно-оценочные материалы 43
-план дисциплины 45

Учебнаядисциплина «Налоговое право» входит враздел «Б.3. Профессиональный цикл.Базовая (обязательная) часть» ФГОС понаправлению подготовки 030900 –«Юриспруденция» (квалификация (степень)«Бакалавр»), утвержденного ПриказомМинистерства образования и наукиРоссийской Федерацииот 04 мая 2010 № 464, и является обязательнойдисциплиной.

Дляизучения дисциплины «Налоговоеправо» необходимыкомпетенции, сформированные у обучающихсяв результате обучения в среднейобщеобразовательной школе и в результатеосвоения дисциплин ООП подготовкибакалавра юриспруденции «Экономика»,«Теория государства и права»,«Конституционное право», «Административноеправо», «Финансовое право».

Учебнаядисциплина «Налоговоеправо» входит внабор дисциплин профессиональногоцикла, ориентированных на изучениеосновных положений отраслевых юридическихи специальных наук, сущность и содержаниеосновных понятий, категорий, институтов,правовых статусов субъектов, правоотношенийв различных отраслях материального иправа. Данная дисциплина предваряетциклы дисциплин профилизации, учебнуюпрактику и производственную практику.

Курсналогового права ставит цельопределить место и роль налоговогоправа в системе российского права, датьтеоретическую оценку и раскрытьхарактеристики основных правовыхинститутов налогового права, провестиоценку действующего законодательногорегулирования построения налоговойсистемы РФ, порядка исполненияорганизациями и физическими лицамиобязанностей, установленных налоговымзаконодательством, порядка осуществленияналогового контроля и привлечения лицк ответственности за нарушения налоговогозаконодательства, а также отразитьосновные проблемы судебной практикиприменения налоговых норм.

Цельюнастоящего курса является получениестудентами знаний и навыков в областиналогового права РФ, а также уменияприменять полученные знания на практике.

Входе достижения цели решаются следующиезадачи:

–    изучениепредмета, метода, системы, источникови принципов налогового права России,порядка установления, введения и взиманияналогов и сборов в России, правовогостатуса лиц, участвующих в налоговыхотношениях (налогоплательщиков, налоговыхорганов и др.), порядка исполненияобязанности по уплате налога или сбора,порядка осуществления налоговогоконтроля и привлечения к ответственности;

–    осмыслениетаких важнейших проблем, как разграничениеполномочий по установлению налогов исборов между Российской Федераций,субъектами РФ и муниципальнымиобразованиями; отграничение налоговыхплатежей от обязательных платежейненалогового характера; определениеналоговой правосубъектности физическихлиц и организаций; определение моментауплаты налога или сбора во взаимосвязис определением добросовестностиналогоплательщиков; проблемы определенияответственности за совершение налоговыхправонарушений как самостоятельноговида юридической ответственности и др.

Источник: https://StudFiles.net/preview/3914351/

Налоговое право Российской Федерации

Юриспруденция и налоговое право

Каждое современное прогрессивное государство в своем функционировании так или иначе связано с налоговой системой. Кроме того, каждый человек в своей повседневной жизни сталкивается с налогами и знает, что это такое.

Замечание 1

Известный американский политический деятель отмечал, что «платить налоги и скончаться обязан каждый». Сущностная основа этого высказывания заложена и в отечественном законодательстве, которое подчеркивает, что каждый гражданин должен платить предусмотренные налоги и сборы.

Налоговая система Российской Федерации – это целостная совокупность налогов, взимаемых в установленном порядке.

Вообще под понятием налога имеется ввиду неотъемлемый взнос в бюджет конкретного уровня или же во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в особом порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.

В своем историческом развитии налоги прошли долгий и сложной путь, на протяжении которых менялось их название (дань, пошлина, платеж, сбор и т.д.), но суть в основе оставалась неизменной.

Сегодня же, например, между налогом и сбором существует некоторая разница.

Она заключается в том, что при уплате сбора или пошлины плательщик в какой-либо степени конкретно чувствует возмездность платежа, а налоги же в отличие от них никогда не бывают лично возмездными.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Рисунок 1. Налоговое право Российской Федерации

Налоги и вся налоговая система РФ играют огромную роль в жизни страны и, в частности, в качестве основного источника пополнения государственного бюджета.

Кроме денежной роли, налоги имеют и большое общественное значение. Именно посредством налогов правительство влияет на конкретные процессы в обществе, исполняет контрольные функции, выступает гарантом конституционного права.

С юридической точки зрения, налог представляет собой установленную законом форму отчуждения принадлежности физических и юридических лиц в пользу субъектов государственной власти.

При этом, как уже отмечалось, особенностью налога является его безвозмездность, так как он взыскивается на условиях безвозвратности способами государственного принуждения и вовсе не носит характер наказания.

Все налоги инсталлируются законодательной властью в одностороннем порядке.

Основы налогового права

В связи с установлением и взиманием налогов, возникают общественные правоотношения, которые регулируются нормами экономического права, а точнее, одной из его подотрасли — налоговым правом. Эти правоотношения являются также предметом налогового права.

Таким образом, налоговое право представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению и взиманию налогов в бюджетную систему (или в предусмотренных случаях во внебюджетные муниципальные и городские целевые фонды) с организаций и физических лиц.

Однако, помимо этого, понятие налогового право рассматривается в следующих аспектах:

  • как сектор экономики законодательства, включающий в себя не только упомянутые нормы права, но и также нормы других отраслей права (административного, гражданского, уголовного и т. д.), касающиеся системы налогообложения, контроля и ответственности в данной сфере;
  • как учебной дисциплины, изучаемой обособленно от экономического права, к примеру, в масштабах спецкурса.

Данный подход в условиях возросшей роли налогов и налоговой работы особо актуален, потому что содействует углубленному комплексному исследованию этих вопросов.

Понятие и содержание налогового правоотношения

Целью налогово-правового регулировки считается составление централизованных валютных фондов страны и местного самоуправления методом отчуждения принадлежащих частным лицам денежных средств для реализации государственных задач и функций.

При этом часть данных средств налогоплательщиков в валютной форме переходит в собственность страны. С этими процессами и связаны налоговые правоотношения.

Они представляют собой отдельный вид экономического правоотношения, урегулированное нормами подотрасли экономического права — налоговым правом, субъекты которого наделяются определенными правами и обязанности, связанные с взиманием налогов.

Налоговые правоотношения, как и любые другие правоотношения, состоят из некоторых элементов:

  • субъектов,
  • объекта,
  • содержания.

Что касается, субъективного состава налоговых правоотношений, то надо признать, что он весьма разнообразен:

  • налогоплательщики (юридические и физические лица),
  • органы Министерства по налогам и сборам,
  • федеральные органы налоговой полиции,
  • кредитные организации.

Рисунок 2. Налоговое право Российской Федерации

Замечание 2

В налоговых отношениях в конкретных случаях принимают участие и прочие субъекты, к примеру, работодатели при перечислении налогов, взимаемых с заработной платы собственных сотрудников.

Объектом налогового правоотношения считает то, насчет чего оно собственно возникает, — это неотъемлемый безвозмездный платеж, объем которого ориентируется согласно с установленными налоговым законодательством правилами.

налоговых правоотношений, как и любых других, раскрывается через конкретные права и обязанности субъектов, предусмотренные налоговым законодательством РФ.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/nalogovoe_pravo_rossiyskoy_federacii/

ovdmitjb

Add comment