Kievuz

Биогеография практика №3

Биогеография для студентов 1 курса дневной 3 курса заочной форм обучения направления подготовки 6

Биогеография практика №3
Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-13

Биогеография

Географы    вопросы к зачету   

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

Факультет  географический

ВОПРОСЫ  К ЗАЧЕТУ

по дисциплине  «Биогеография»

для студентов 1 курса  дневной, 3 курса заочной форм обучения

направления подготовки 6.040104 – «география»

образовательно-квалификационного уровня «бакалавр»

отрасль знаний

0705 – география

Симферополь, 2010 г.

  1.  Предмет биогеографии.
  2.  Биогеография как наука, пограничная между биологией и географией.
  3.  Связь биогеографии с другими науками.
  4.  Основные этапы исторического развития биогеографии.
  5.  Роль биогеографии в рациональном использовании природных ресурсов, охране природы, охране здоровья человека.
  6.  Разделы биогеографии.
  7.  Основные понятия биогеографии (флора, фауна, биота, растительность, животное население, биом).
  8.  Понятие об ареале как географической характеристике вида и других систематических категорий.
  9.  Типы ареалов. Величина ареалов и причины ее определяющие. Космополиты, эндемики, реликты.
  10.  Соотношение понятий «реликт» и «эндемик». Условия сохранения реликтов и возникновения неоэндемиков.
  11.  Центр обилия и центр происхождения форм.
  12.  Учение Н.И. Вавилова о гомологических рядах признаков и о центрах происхождения культурных растений и животных.
  13.  Охрана видов. Красная книга. Охрана генетических ресурсов мира.
  14.  Основные факторы эволюции жизни на Земле.
  15.  Гипотеза А.И. Опарина о происхождении жизни на Земле.
  16.  Основные положения теории происхождения видов Ч. Дарвина.
  17.  Принципы выделения флористических, фаунистических и биотических регионов и их систем.
  18.  Элементы флоры, фауны, биоты. Автохтоны и мигранты. Флористический и биотический анализ.
  19.  Характеристика биотических царств и областей суши: 1. Голантарктическое;

20. Капское; 3. Австралийское; 4. Неотропическое; 5. Эфиопское (Афро-Переднеазиатское);     6. Ориентальное; 8. Голарктическое.

  1.  Закономерности размещения биоценозов на земном шаре.
  2.  Сообщества зональные, интразональные и экстразональные. Проявление региональных особенностей в структуре зон.
  3.  Антропогенные изменения сообществ. Задачи охраны сообществ с учетом зональных и региональных различий.
  4.  Растительность и животное население биомов: 1. Тундры; 2. Игольчато-хвойных лесов; 3. Широколиственных лесов; 4. Степей; 5. Пустынь умеренного, субтропического и тропического поясов; 6. Вечнозеленых жестколистных лесов и кустарников; 7. Лавролистных субтропических лесов; 8. Саванн; 9. Тропических листопадных сезонно-влажных (муссоновых) лесов; 10. Влажно-тропических (экваториальных) лесов; 11. Мангровых зарослей. Хозяйственное использование сообществ различных зон.
  5.  Закономерности размещения биомов на идеальном континенте.
  6.  Основные закономерности распределения растительности внетропической Евразии.
  7.  Высотная поясность сообществ и ее соотношение с широтной зональностью.
  8.  Структура высотной поясности в горных странах различных широтных зон и регионов. Представление о типах высотной поясности сообществ.
  9.  Факторы, обусловливающие верхние пределы жизни в горных системах.
  10.  Специфические особенности растительности и животного населения высокогорных поясов.
  11.  Особенности островных биот. Развитие эндемизма на островах.
  12.  Формирование островных биот.
  13.  Видообразование на островах и его влияние на особенности биоты.
  14.  Особенности островных биомов.
  15.  Сообщества внутренних водоемов.
  16.  Основные экологические факторы водной среды.
  17.  Подразделение органического мира водной среды на экологические группы
  18.  Сообщества организмов океана.
  19.  Экологические области Мирового океана.
  20.  Биогеографическое районирование Мирового океана. Причины, обусловившие различия в распределении живых организмов океанов.
  21.  Биогеографические области и подобласти Мирового океана: 1. Арктическая область;    2.Бореопацефическая и Бореоатлантическая области; 3. Тропические области Мирового океана; 4. Антарктическая область.
  22.  Биполярное и амфибореальное распределение организмов.
  23.  Биогеографическое картографирование как метод анализа географических и экологических связей сообщества.
  24.  Роль биогеографических исследований в программе экологического мониторинга и прогноза состояния окружающей среды.
  25.  Биогеографические подходы к охране природы и рациональному природопользованию.

Источник: http://samzan.ru/36076

Учебная практика в Сатино – Кафедра биогеографии

Биогеография практика №3

Цель учебной практики по ботанической географии – дать представление о составе и закономерностях распространения растительных сообществ широколиственно-хвойных лесов, а также трансформации сообществ в результате антропогенного воздействия.

Задачи практики – ознакомить студентов с флорой и растительностью территории, закономерностями распространения растительных сообществ и их связями с экологическими условиями; дать навыки флористических и геоботанических исследований, включая геоботаническое профилирование и картографирование. 

Тематическое содержание практики по ботанической географии согласовано с целями и задачами других учебных практик, в первую очередь с геоморфологической и почвенной, так как рельеф и почвенный покров определяют особенности местообитаний, распространение фитоценозов и их ценотическое разнообразие. Значительное внимание уделяется антропогенному воздействию на растительность, которое проявляется в замене условно-коренных сообществ производными и приводит к еще большей мозаичности растительного покрова и изменению его биоразнообразия. 

Программа учебной практики. 

Продолжительность практики 6 дней. В методическом отношении она складывается из трех взаимосвязанных частей: обзорных маршрутов с преподавателем (около половины времени отведенного на практику), самостоятельной работы на выделенном для этого участке (полтора дня), обработки полевых материалов и написания отчета (полтора дня).

1. Во время маршрутов с преподавателем студенты овладевают основными приемами флористических исследований путем гербаризации – сбора растений, типичных для наиболее распространенных растительных сообществ. Особое внимание обращается на связь растений с условиями местообитания, показываются индикаторные виды и растения, подлежащие охране.

Значительное внимание отводится знакомству студентов с разнообразием растительных сообществ: лесных, луговых, болотных, водных, агроценозов.

Уделяется внимание их связи с рельефом, почвами, условиями увлажнения, характеру границ, нарушенности ценозов антропогенным воздействием. Студентов знакомят с методами закладки и описания пробных площадей в лесных, луговых и болотных сообществах.

При проведении ознакомительных маршрутов обращается внимание студентов на проявления жизнедеятельности животных, их роли и значению в функционировании биогеоценоза.

2. Самостоятельная работа проводится под контролем преподавателя на комплексных экологических профилях или отдельных их участках.

3. Написание отчета.

Во время камеральной обработки полевых материалов по данным, полученным на профиле, оценивается роль видов в сообществах, степень флористического сходства сообществ, их связь с рельефом, почвенными условиями, увлажнением; нарушенность сообществ антропогенным воздействием.

Результаты обработки оформляются в виде таблиц, графиков и рисунков. Создается классификация растительности изученного участка и на ее основе – легенда к геоботаническому профилю или фрагменту карты растительности.

При обработке материалов используется база данных по флоре территории учебного полигона и учебные пособия.

Введение (этапы полевых и камеральных работ; число составленных описаний, число видов растений, собранных в гербарий, местонахождение профиля, пространственное положение и размер участка). Составляется карта фактического материала.

Глава I. Основные закономерности распределения растительности по профилю. (Показывается связь растительных ассоциаций с рельефом и почвами).

Глава II. Разнообразие растительных ассоциаций и закономерности построения легенды к геоботаническому профилю.

Глава III. Характеристика широколиственно-хвойных лесов и их производных.

Глава IV. Характеристика хвойных лесов и их производных.

Глава V. Характеристика широколиственных лесов и их производных.

Глава VI. Характеристика пойменных лесов.

Глава VII. Характеристика лугов и болот.
Заключение.

Набор глав определяется наличием определенных групп формаций на изученной территории, степенью освоенности территории, иногда числом студентов в группе.

В качестве дополнительных могут быть предложены главы:

– анализ рекреационных нагрузок;- особенности возобновления коренных пород в разных типах леса;- особенности изменения структуры растительных сообществ в зависимости от их нарушенности;- характеристика животного населения;- состояние агроценозов в зависимости от богатства, увлажнения почв и других факторов;

– распределение лекарственных растений в разных растительных сообществах.

Дополнительное внеаудиторное обучение студентов 

Во время практики по ботанической географии, работают кружки-семинары, тематика которых учитывает разнообразие интересов студентов географического факультета к окружающему миру и биоте.

«Фитодизайн» (руководитель Н.Б. Леонова) – искусство составления букетов и композиций из срезанных растений.

«Лекарственные, пищевые растения и грибы полигона» (И.М. Микляева) – свойства (действующие начала) растений и грибов, пригодных для медицинских и кулинарных целей, правила сбора, учитывающие безопасность их использования и необходимость сохранения этих ресурсов.

«Фитоэкологический дизайн» (Т.В. Дикарева) – особенности и правила эстетической реконструкции ландшафта, навыки и опыт дизайна (составление планов) с использованием декоративных растений полигона.

«Животное население полигона» (В.В. Корбут) – характеристика основных животных, их повадок, условий обитания и влияния фактора беспокойства на их жизнедеятельность.

«Орнитофауна и герпетофауна полигона» (О.А. Леонтьева) – распознавание птиц по их внешнему облику и голосам (маршрут проводится в 6 часов утра), знакомство с герпетофауной полигона.

В кабинете кафедры студентам каждой группы демонстрируют фотоальбом цифровых изображений растений и животных, в котором в электронном виде представлены фотографии характерных видов полигона, сгруппированные по их принадлежности к определенным растительным сообществам. Кроме того, показывают коллекцию гнезд птиц, портреты их обитателей и рассказывают о том, какие экологические ниши в биоценозах они занимают.

В один из вечеров кафедра устраивает для студентов всего курса тематический праздник. Организация праздников направлена на знакомство и восстановление древних традиций, связанных с сезонами года, периодичностью развития растений и жизненным укладом людей.

Тематика праздника зависит от сроков проведения практики – в июне-июле, отмечается «День Ивана Купалы», в июле-августе – «День Перуна».

Успех праздника определяется, в частности, активностью студентов, согласно сценарию, организующих и участвующих в многочисленных конкурсах, турнирах и ритуальных действах.

«День Ивана Купалы» отмечается вечером 6 июля на пойме р. Протвы. В игровой форме подается информация о празднике и связанных с ним растениях.

Согласно древним традициям он включает шествие, хороводы и ритуалы: поиска «цветка» папоротника, «очищения» с помощью венка и костра, огненного теста на прочность влюбленных пар, купания с чучелом Аграфены Купальницы, гадания на венках, сожжения чучела Купалы и пр.

«День Перуна» проводится 2 августа также на пойме р. Протвы. В честь верховного бога древних славян проводятся ритуальные турниры, зажигается жертвенный костер с дарами (венки, букеты растений, посвященных Перуну), проводятся игрища с конкурсами, рассказывается о свойствах ритуальных растений и пр.

Источник: https://biogeo.ru/index.php/praktiki-i-ekspeditsii/uchebnaya-praktika-v-satino/24-uchebnaya-praktika-v-satino

Практические (семинарские) занятия по дисциплине «биогеография» План практических (семинарских) занятий

Биогеография практика №3

п/п

Тематика практических занятий

Объем

часов

1

Основные этапы развития биогеографии

2

2

Эволюционные аспекты биогеографии. Биогеография островов

2

3

Биотические царства.

2

4

Экваториальные дождевые и переменновлажные субэкваториальные леса

2

5

Саванны. Пустыни

2

6

Субтропические леса. Степи.

2

7

Лиственные и хвойные леса умеренного и субполярного поясов, тундры

2

8

Биогеография Мирового океана.

2

9

Биогеографические аспекты охраны природы

2

Всего:

18

Тематика практических (семинарских) занятий по дисциплине «Биогеография»

Занятие1. Основные этапы развития биогеографии.(2 ч.)

1. Основные понятиябиогеографии

Задание1.Дать определение следующим основнымпонятим биогеографии (конспектв тетради).

1.Ареал,типы ареалов. Явление эндемизма,космополитизма.

2Флора, фауна, биота. Типы флор и фаун:реликтовые и ортоселекционные, материковыеи островные. Центры видообразования ирасселения.

3.Экологическиефакторы среды, жизненные формы растенийи экологические группы.

4.Понятие растительности, животногонаселения, биома. Фитоценоз. Доминантыи эдификаторы растительных сообществ.Растительная ассоциация; группаассоциаций; растительная формация;группа формаций; тип растительности.Понятие сукцессии, его значение.

5.Понятие животного населения. Зооценоз.Биоценоз и биогеоценоз.

6.Соотношение понятий биосфера игеографическая оболочка, биом и природнаязона, биогеоценоз и геосистема ландшафт.Зональность, экстразональность иинтразональность биогеоценозов.

2.Основные этапы развития биогеографии.

Задание2.Подготовить доклады по следующей темам:

1.Великие географические открытия ирасширение представлений о разнообразиирастений и животных.

2.А. Гумбольдт – основоположник современнойбиогеографии. Основные работы А.Гумбольдта.

3.Развитие биогеграфии в XIXв. в работах А. Гумбольдта и егопоследователей (А. Вагнер, А. Уоллис, Е.Циммерман, А. Гризебах, П. Склэтер и др.).

4.Вклад русских ученых и исследователейв развитие биогеографии (работы А.М.Мензбира, Н.А. Северцева, А.Н. Красноваи др.).

5.Вклад русских и советских морскихэкспедиций в развитие биогеографииморей.

6.Вклад советских ученых и исследователейв развитие биогеографии.

3.Вопросы для самоконтроля (конспект втетради):

1.Экологические факторы среды, их значениев жизни растений и животных, приспособленностьорганизмов.

2.Классификациярастительных сообществ. Доминанты иэдификаторы растительных сообществ.

3.Строение фитоценоза, ярусность, динамизм.

4.Структура зооценоза. Трофические связиживотного населения.

Литература

1.Второв П.П., Дроздов Н.Н. Биогеография.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.

2.Воронов А. Г., Дроздов Н.Н., Е.Г. Мяло.Биогеография мира. – М.: Высш. шк., 1985.

Занятие2. Эволюционные аспекты биогеографии.(2 ч.)

1.Космическая роль биосферы в эволюцииземной коры, атмосферы и гидросферы.Развитие биосферы в докембрии (криптозое)и появление первых почв.Эволюция растительного и животногомира в палеозое и мезозое. Основные ароморфозы.

2.Развитие растительного и животногомира в кайнозое (палеоген-неогене).Природная зональность, основныереликтовые флоры и фауны. Центрывидообразования и расселения растенийи животных.

3.Развитие растительного и животногомира в кайнозое (в плейстоцене и голоцене).Природная зональность, основныереликтовые флоры и фауны, «убежищажизни» Центры видообразования и раселения растений и животных.

4.Развитие растительного и животногомира в кайнозое (голоцене). Эволюцияостровных биот (Галапагосские, Гавайскиео-ва, Новая Зеландия и др.).

Задание1.В рабочей тетради заполнить таблицу«Эволюция биосферы»

Эра

Период

События на материках (дрейф материков, горообразования, трансгессии и регрессии шельфовых морей, оледенения и др.)

Климат

Эволюция

растительного мира

Эволюция

животного мира

2.Подготовить доклады по следующей темам:

3.Вопросы для самоконтроля (конспект втетради):

Источник: https://StudFiles.net/preview/6212332/

ovdmitjb

Add comment