Kievuz

Формы организации процесса обучения

Формы организации обучения

Формы организации процесса обучения

В мире, окружающем нас, в единстве и неразрывном взаимопроникновении сосуществуют друг с другом содержание и форма. Вместе они составляют единое целое мира материальных сущностей, действий и итогов этих действий. Форма — это внутренняя организация содержания, которая обнимает систему стабильных взаимосвязей предметов.

С.И. Ожегов описывает «форму» как внешний вид, наружное очертание, устройство, систему чего-либо, которая обусловлена конкретным содержанием.

В педагогике проблема формы существует уже очень давно. Впервые серьезным научным обсуждением этой проблемы занимался известный педагог Я. А. Коменский в своей «Великой дидактике». В наше время исследованием форм организации обучения занимались такие учёные, как И.Я. Лернер, Н.М. Шахмаев, М.Н.

Скаткин, Г. Куписевич и другие. Отдельные формы организации обучения и аспекты нашли свое отображение в работах М.И. Махмутова, В.П. Стрезикозина, Г.Д. Кирилловой, И.М. Чередова, польского педагога В. Оконя и других. Имеется интересный опыт становления новых форм обучения и у педагогов-новаторов.

Но в педагогической науке до сих пор не разработаны на понятийном уровне такие понятия, как «форма», «форма организации обучения», «организационные формы обучения», т.е. понятия о формах обучения и основания их классификации. Изучив и проанализировав концептуальные подходы ряда названных авторов, П.И. Пидкасистый выдвигает свою собственную позицию.

Форма, представляя собой наружное очертание, внешний вид отрезков, циклов обучения, отображает систему их стабильных взаимосвязей и взаимосвязей компонентов внутри всякого цикла обучения и как дидактическая группа означает наружную сторону организации учебного процесса, связанную с численностью обучаемых детей, временем и местом обучения, а также порядком его воплощения.

И.И. Прокопьев в дидактическом плане дает форме следующее определение: форма обучения есть наружная сторона структуры учебного процесса, которая отображает внутреннее содержание и взаимодействие всех его компонентов».

Таким образом, в педагогических формах представлена не только предметная, но и функциональная части учебного процесса. Отмечая данную связь, надлежит профессионально относиться к их прогнозированию, применению и совершенствованию. Не считая обучения имеется еще организация обучения.

В Толковом словаре В. Даля термин «организация» означает «организовать либо организировать», т.е. уладить, определить, привести в порядок, собрать, сформировать, создать стройно.

Организация обучения подразумевает организацию деятельности учеников и учителя, сведение в порядок учебного процесса, привнесение ему стройности, т.е. соответствующей формы.

Форма организации обучения представляет собой целостную системную характеристику процесса обучения с точки зрения особенностей взаимодействия учителя и обучащихся, пропорции управления и самоуправления, особенностей места и времени обучения, численности детей, целей, средств, содержания, способов и итогов обучения. В зависимости от метода организации занятий различают последующие разновидности форм обучения:

  1. индивидуальное обучение;
  2. классно-урочная система;
  3. лекционно-семинарская система. Не считая всех обычных форм обучения, можно обучаться и на чужом материале, в данном случае, познания сами собой откладываются в голове.

Функции форм организации обучения

Данные формы в совокупности исполняют следующие функции:

  1. обучающе-образовательную, которая дозволяет проектировать и применять эти формы для создания более действенных условий передачи детям познаний, умений и навыков, формирования их мировоззрения и становления способностей;
  2. воспитательную, которая гарантирует методичное вступление воспитанников в различные виды деятельности и формирование интеллектуальных, высоконравственно-психологических и физических свойств личности;
  3. организационную, требующей точной методической проработки и инструментовки образовательного процесса;
  4. психологическую, которая подразумевает наилучшее формирование у учащихся всех психических процессов, способствующих обучению;
  5. развивающую, которая связана с созданием разнообразия условий для настоящей интеллектуальной деятельности;
  6. систематизирующую и структурирующую, гарантирующие научную очередность и последовательность передачи информационного учебного материала;
  7. комплексирующую и координирующую, которые предполагают собой взаимозависимость самих форм обучения с целью увеличения эффективности образовательного процесса;
  8. стимулирующую, которая проявляется в учете возрастных особенностей учеников.

Урок – как главная форма организации обучения

Урок считается главной структурной единицей учебного процесса в школе и характеризуется неизменным составом обучаемых групп, условно устойчивым составом преподавателей, предметной системой обучения и условной структурной законченностью конкретного цикла обучения: проверка пройденного, изучение нового материала, упражнения, контроль усвоения.

Уроку, несмотря на однозначные преимущества коллективного обучения, присущи также и серьезные внутренние противоречия. Необходимо особенно выделить, что речь идет не о нерациональных и непродуманных вариантах урока, а об уроке как таковом, о самой форме классно-урочного обучения.

Первое противоречие между коллективным методом организации обучения и индивидуальным характером восприятия, психологического реагирования, интеллектуальной деятельности, становления всякого ребёнка.

Оно чаще всего вытекает в поиск усредненных вариантов обучения и внедрение конкретных компенсирующих методик работы, таких как консультации и дифференцированные задания для наиболее сильных и наиболее слабых учеников.

Второе противоречие между регулярностью прямой (от учителя к воспитаннику) и нерегулярностью, эпизодичностью обратной (от воспитанника к преподавателю) взаимосвязи. От учителя воспитанники все время получают информацию, указания, задания, инструкции. Преподаватель воздействует на их самим стилем своего поведения, подходом, авторитетом.

Сам преподаватель лишь во время беседы, выслушивания ответов, надзора, проведения самостоятельной работы, экзамена, зачета, приобретает информацию о труде, затруднениях и удачах своих воспитанников.

В силу этого снижается способность управлять учебным действием, растёт количество педагогических просчетов и погрешностей, и прежде всего непопаданий в зону ближайшего развития воспитанника.

Третье противоречие между задачами становления многоплановой активности, в том числе фактически преобразующей, задачами включения подростков в настоящую жизнь и подготовки их к дальнейшей жизни, творческому труду и в большей степени вербальным характером обучения.

Ученики читают, слушают, смотрят, выполняют задания, в лучшем случае думают и ощущают, сидя за партой, улавливая и проявляя все через слово. Формированию практической преобразующей деятельности коллективное обучение на уроке способствует не достаточно.

Четвертое противоречие между настоящим размером определенного учебного материала, времени, нужным для его исследования, и временными рамками урока. Отсюда и так называемые сдвоенные уроки, и разносторонне расцениваемые «погружения» в учебный объект, когда в какой-то период учебного года конкретному предмету отдается наибольшее количество времени.

Для того чтоб урок был более действенным, преподаватель обязан находить методы неизменного разрешения его ведущих противоречий. От степени полноты, исчерпанности разрешения противоречий зависят гармоничность урока, всей системы уроков, в конечном счете, эффективность обучения.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/teoriya_obucheniya/formy_organizacii_obucheniya/

Современные виды и формы процесса обучения

Формы организации процесса обучения

СОВРЕМЕННЫЕ ВИДЫ И ФОРМЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы видов и форм процесса обучения 5

1.1 Виды обучения

1.2 Понятие о формах организации педагогического процесса

1.3 Классификация форм обучения

1.4 Функции форм обучения

1.5 Урок — основная форма организации педагогического процесса

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа

Заключение

Литература

Приложение 1 План – конспект традиционного построения занятия для среднего профессионального учебного заведения

Приложение 2 План – конспект зачетного занятия

Приложение 3 План-конспект занятия факультатива

Приложение 4 План-конспект занятия по технологии

Введение

Истории мировой педагогической мысли и практике обучения известны самые разнообразные формы организации обучения.

Их возникновение, развитие, совершенствование и постепенное отмирание отдельных из них связано с требованиями, потребностями развивающегося общества.

Каждый новый исторический этап в развитии общества накладывает свой отпечаток и на организацию обучения. В результате педагогическая наука накопила значительный эмпирический материал в этой области.

Вся отечественная и общеобразовательная, и профессиональная школа длительное время, особенно в застойный период, была ориентирована на обучение молодежи, которая в массе своей учиться не хотела – образование в обществе того времени было фактически не востребованным, мотивация к учению у школьников и студентов была низкой.

Отсюда сложилась та ориентация учебно-воспитательного процесса, что педагог «тянет» учащегося, студента к знаниям. И вот из стремления заставить обучаемых осваивать учебный материал их аудиторная учебная нагрузка доводилась и в общеобразовательной школе, и в профессиональных учебных заведениях всех уровней до 40-50 часов в неделю.

А оптимальной формой организации учебно-воспитательного процесса в такой ситуации как раз и являлась классно-урочная система, которая давно уже во всем мире зовется «обучение в коробке для яиц». Она была чрезвычайно удобна тем, что материал подается малыми дозами.

Учащиеся, студенты все время находятся под контролем преподавателя (а преподаватель, добавим, под контролем руководителя учебного заведения и инспектора).

В современных социально-экономических условиях ситуация принципиально меняется. В рыночной экономике знания, квалификация становятся главным капиталом специалиста. Исчезают проблемы дисциплины и мотивации учащихся и студентов к учению – они сами хотят учиться.

Во главу угла ставится самостоятельная работа обучающегося, самоорганизация его учебной деятельности. Учебно-воспитательный процесс коренным образом преображается: позиция «учитель как бы впереди ученика» должна поменяться на позицию «ученик как бы впереди» (кроме, конечно, начальной школы).

Учитель, преподаватель должен сориентировать, направить учащегося, студента – вводными и обзорными лекциями, а затем «пропустить его вперед» для самостоятельной работы и время от времени консультировать, подправлять в его самостоятельном движении от незнания к знанию – посредством индивидуальных и групповых консультаций, организацией учебной работы в интерактивных формах, в малых группах и командах, игр и т.д.

Исходя из вышесказанного, целью нашей работы является рассмотрение и классификация современных видов и форм процесса обучения.

Задачи:

1. Изучение теоретических источников по проблеме.

2. Рассмотрение различных подходов к классификации форм процесса обучения.

3. Разработка некоторых форм процесса обучения.

4. Анализ выявленных в ходе работы данных, разработка рекомендаций по использованию результатов данной работы.

Объектом исследования являются виды и формы процесса обучения.

Предметом исследования являются конкретные виды форм процесса обучения.

Гипотеза исследования следующая: при применении многообразия современных видов и форм процесса обучения, произойдет смещение акцентов в сторону самоучения и самостоятельной работы обучающихся, развития дистантного обучения и нетрадиционных форм учебных занятий, что приведет к мотивации обучающихся на самооценивание.

Глава 1. Теоретические основы видов и форм процесса обучения

Следует отметить, что проблема видов обучения не нашла еще достаточного отражения в современной педагогической литературе.

В то же время целый ряд авторов разделяют подход, согласно которому под ними понимается специфическая организация учебного процесса, раскрывающая подход к передаче обучаемым системы знаний, навыков и умений.

В этом случае в педагогической литературе они объединены в две относительно самостоятельные группы – объяснительно-иллюстративного и проблемного обучения [8].

Объяснительно-иллюстративный вид обучения является основным видом обучения в отечественной школе различных образовательных уровней. Он предполагает доведение учебной информации с последующим ее объяснением в сочетании с наглядным представлением изучаемого материала.

Главными инструментами такого обучения выступают слушание, понимание (восприятие) и запоминание. К тому же оно опирается на имеющийся у учащихся опыт (чувственный и логический, опыт рассуждений), а также включает в себя создание нового опыта.

Такой подход к организации учебного процесса иногда также называют традиционным [8;9].

Понять учебный материал, предъявляемый таким способом — значит воспроизвести в сознании (в речи, на практике) излагаемую ситуацию, проделать те познавательные операции (сравнение, анализ, моделирование и т. п.), без которых объяснение не существует.

При этом важно, чтобы учащийся сознавал, почему производятся именно эти операции в данной последовательности, а также, чтобы воспроизведение (словесное или практическое) не было шаблонным, связанным лишь с одинаковой языковой или практической формой.

Разные уровни понимания отличаются широтой переноса получаемых знаний в новые (для учащихся) учебные ситуации.

Объяснение, например, может исходить из фактов и приводить к обобщениям (законам, принципам) на основе индуктивного подхода к изложению учебного материала.

А может, напротив, на основе обобщения выявлять сущность фактов, чувственных данных, представляя собой дедуктивное объяснение. Однако в чистом виде индуктивное или дедуктивное объяснение встречаются редко — обычно они сочетаются.

Различают также аналитические и синтезационные пути объяснения и иллюстрации. При первом педагоги исходят из того, к чему требуется прийти на учебном занятии, а при втором — из описания ситуации.

Чаще всего встречается сочетание этих путей. В то же время в современной дидактике все чаще подчеркиваются преимущества так называемого анализа через синтез, т.е.

анализа учебного материала с точки зрения того, к чему необходимо прийти.

Объяснительно-иллюстративный вид обучения имеет ряд важных преимуществ. Считается, что он экономит время, сберегает силы педагогов и учащихся, облегчает понимание сложных знаний, обеспечивает достаточно эффективное управление учебным процессом.

В то же время отмечается, что в этом случае учащимся преподносятся как бы «готовые знания», что освобождает их от необходимости самостоятельно и продуктивно мыслить.

Этот недостаток устраняется в результате опоры на положения проблемного вида обучения.

В основу проблемного обучения [5;7;8;9] положена идея самостоятельного формирования необходимых знаний, навыков и умений в процессе решения учебно-познавательных задач (проблем), что формирует и развивает творческое мышление и познавательную активность обучаемых. В этом и заключается его главное отличие от традиционного объяснительно-иллюстративного.

В основе организации проблемного обучения лежит личностно-деятельностный подход к организации процесса обучения, приоритет поисковой учебно-познавательной деятельности учащихся, т.е. открытия ими под руководством обучающего выводов науки, способов действия, изобретения новых предметов или способов приложения знаний к практике.

Однако в этом случае важно учитывать, что и при объяснительно-иллюстративном обучении также не исключаются элементы поисковой деятельности учащихся, особенно при изучении предметов естественно-математического цикла, само содержание которых предполагает решение задач, наблюдение и обобщение.

В то же время фронтальное изложение и передача педагогом готовых выводов науки доминирует, особенно в предметах гуманитарного цикла.

Следует учитывать, что проблемное обучение предполагает отличную от традиционного структуру учебного занятия, состоящую из трех компонентов:

актуализации опорных знаний и способов действия;

выявления и усвоения новых понятий;

применения открытых знаний с целью формирования умений и навыков в конкретной сфере учебной или профессиональной деятельности.

Считается, что именно такая структура учебного занятия обеспечивает реализацию образовательной (познавательной), развивающей и воспитывающей функций обучения.

Вместе с тем важно учитывать, что проблемное обучение не поглощает всего учебного процесса — не всякий учебный материал содержит проблемное знание и не всякое проблемное знание можно представить в форме познавательной задачи или противоречивого суждения.

Вот почему при постановке новых познавательных (учебных) проблем обязательно необходимо руководствоваться принципом целесообразности.

Важнейшим условием реализации возможностей рассматриваемого вида обучения стала дифференциация его содержания путем варьирования структуры знаний, появления вариативных и альтернативных программ и учебников для учащихся разного уровня развития.

В результате в последние годы педагогами используется моделирование содержания, внедрение имитационной игры, применение гибких технологий обучения, переход от массово-репродуктивного к индивидуально-творческому подходу в организации процесса обучения и другие отечественные и зарубежные дидактические разработки [5].

Источник: https://mirznanii.com/a/175878/sovremennye-vidy-i-formy-protsessa-obucheniya

Современные организационные формы обучения

Формы организации процесса обучения

Теория и практика педагогического обучения включает множество разнообразных форм. Возникновение, развитие и вымирание отдельных форм связано с новыми требованиями, возникающими в обществе.

Каждый из этапов оставляет свой отпечаток, благодаря чему влияет на развитие последующего. В связи с этим наука содержит множество знаний относительно видов и форм обучения.

Современная дидактика включает в себя обязательные, факультативные, домашние, классные формы обучения, подразделяющиеся на фронтальные, групповые и индивидуальные занятия.

Терминология

М. А. Молчанова характеризует организационные формы обучения как диалектическую базу, состоящую из содержания и форм. И. М. Чередов отмечает, что основным направлением организационных форм является выполнение интеграционной функции.

Данное определение основывается на том, что в формы входят практически все главные элементы образовательного процесса. И. Ф.

Харламов утверждает, что не только он не может точно определить, что такое организационные формы обучение, но и в принципе в дидактике четкую характеристику термина найти невозможно.

Выполняемые функции

В общем, мнение всех исследователей сводится к тому, что функции, которые выполняют организационные формы процесса обучения, содействуют профессиональному развитию педагога и личностному совершенствованию ученика.

В список основных функций входят:

  1. Обучение – конструирование и использование данной формы для получения максимально эффективных условий подачи знаний детям, а также формирования мировоззрения и совершенствования способностей.
  2. Воспитание – обеспечение поэтапного введения учеников во всяческие виды деятельности. Результат – интеллектуальное развитие, выявление нравственных и эмоциональных личностных качеств.
  3. Организация – методическая проработка и формирование инструментов для оптимизации образовательного процесса.
  4. Психология – развитие психологических процессов, которые помогают процессу обучения.
  5. Развитие – создание условий, способствующих полноценному осуществлению интеллектуальной деятельности.
  6. Систематизация и структурирование – формирование последовательности и логичности доносимого до учеников материала.
  7. Комплексирование и координация – взаимосвязывание всех форм обучения для увеличения эффективности процесса обучения.
  8. Стимулирование – порождение желания познавать новое у разных возрастных групп.

Фронтальное обучение

Ситуация, когда учитель осуществляет учебно-познавательную деятельность относительно класса, который работает над единой задачей, является примером фронтальной формы организации.

Организационные формы обучения данного вида возлагают на учителя ответственность за организацию совместной работы учащихся, а также за формирование единого темпа работы. Насколько педагогически эффективно фронтальное обучение, напрямую зависит от учителя.

Если он опытен и с легкостью удерживает в поле своего зрения класс в общей массе и каждого ученика в частности, то эффективность находится на высоком уровне. Но и это не является пределом.

Развитие организационных форм обучения привело к тому, что для повышения результативности фронтального обучения учитель должен создавать творческую атмосферу, объединяющую коллектив, а также подкреплять внимание и активное желание учеников.

Важно понимать, что фронтальное обучение не предполагает различие учащихся по индивидуальным параметрам. То есть все обучение происходит по базовым нормам, рассчитанным на среднестатистического ученика.

Это приводит к появлению отстающих и скучающих.

Групповое обучение

Виды организационных форм обучения также включают в себя групповую форму. В рамках группового обучения предполагает учебно-познавательные занятия, направленные на группу учеников. Данная форма имеет разделение на четыре типа:

  • звеньевой (формирование постоянной группы для организации процесса обучения);
  • бригадный (направлен на создание временной группы, которая будет выполнять задания определенной тематики);
  • кооперативно-групповой (дробление всего класса на группы, каждая из которых отвечает за выполнение одной из частей одного объемного задания);
  • дифференцированно-групповой (объединение учащихся как в постоянные, так и во временные группы, по их общему характерному для каждого признаку; это может быть уровень имеющихся знаний, одинаковый потенциал возможностей, равнозначно развитые навыки).

Работа в паре также относится к групповому обучению. Руководить деятельностью каждой группы может как сам учитель, так и непосредственные помощники: бригадиры и звеньевые, назначение которых основывается на мнении учащихся.

Индивидуальное обучение

Организационные формы обучения отличаются друг от друга степенью контакта с учениками. Так, при индивидуальном обучении непосредственный контакт не предполагается.

Другими словами, эту форму можно назвать самостоятельной работой над выполнением заданий с одинаковой для всего класса сложностью.

Важно понимать, что если учитель дает ученику задание согласно его учебным возможностям и тот его выполняет, то индивидуальная форма обучение перерастает в индивидуальную.

Для достижения данной цели характерно применение специальных карточек. Случаи, когда основная масса занимается самостоятельным выполнением задания, а учитель работает с определенным количеством учеников, носит название индивидуально-групповой формы обучения.

Организационные формы обучения (таблица особенностей)

Отличительной особенностью каждой из форм обучения является разная степень участия в процессе учебно-познавательной деятельности учителя и класса. Для того чтобы понять эти отличия на практике, следует ознакомиться с присущими для конкретной формы примерами обучения.

Признак Характеристики
Форма обучения Массовая Групповая Индивидуальная
Участники учитель и весь класс учитель и ряд учеников класса учитель и ученик
Пример

олимпиады по предметам, научные конференции, практика на производстве

урок, экскурсия, лабораторные, факультативные и практические занятия

домашняя работа, дополнительное занятие, консультация, зачет, собеседование, экзамен

Признаки коллективной работы

Чаще всего на практике используются две современные организационные формы обучения: индивидуальная и фронтальная. Групповая и парная применяются реже. Важно отметить, что как фронтальная, так и групповая формы зачастую не являются коллективными, несмотря на то что пытаются на них походить.

Для того чтобы понять, на самом ли деле это коллективная работа, X. Й. Лийметса выделил ряд присущих ей признаков:

  • класс понимает, что несет коллективную ответственность за выполнение задания и по итогу получает соответствующую уровню выполнения социальную оценку;
  • класс и отдельные группы под чутким руководством учителя организуют выполнение задания;
  • в процессе работы проявляется разделение труда, учитывающее интересы и возможности каждого из членов класса, что дает возможность каждому ученику проявить себя максимально эффективно;
  • присутствует взаимоконтроль и ответственность каждого ученика перед своим классом и рабочей группой.

Дополнительные организационные формы обучения

Проведение дополнительных занятий с отдельным учеником или группой обусловлено допущенными ими пробелами в знаниях.

В случае если ученик отстает в учебе, появляется необходимость в выявлении причин, которые помогут определить приемы, методы и организационные формы обучения, подходящие для конкретной ситуации.

Чаще всего причиной является неумение систематизировать учебный процесс, потеря интереса или же замедленные темпы развития ученика. Опытный учитель использует дополнительные занятия как возможность помочь ребенку, для чего применяет следующие виды приемов:

  • разъяснение определенных вопросов, которые ранее вызывали непонимание;
  • прикрепление к сильному ученику слабого, позволяющее второму подтянуть свои знания;
  • повторение уже ранее пройденной темы, позволяющее закрепить полученные знания.

Понятие «метод обучения», классификация

В своем большинстве авторы приходят к тому, что метод обучения – это не что иное, как способ, позволяющий организовать учебно-познавательную деятельность учеников.

В зависимости от характера учебно-познавательного процесса, методы обучения делятся на:

  • объяснительно-иллюстративный (рассказ, объяснение, лекция, демонстрация кино и др.);
  • репродуктивный (практическое применение накопленных знаний, выполнение задачи согласно алгоритму);
  • проблемно-развивающий;
  • частично-поисковый;
  • исследовательский (самостоятельное решение задачи, с использованием изученных методов);

В зависимости от способа организации деятельности, методы подразделяют на:

  • способствующие приобретению новых знаний;
  • формирующие умения и навыки;
  • проверяющие и оценивающие знания.

Данная классификация прекрасно согласована с главными задачами процесса обучения и способствует лучшему пониманию их назначения.

Как лучше всего закрепить изученный материал

Организационные формы обучения педагогика использует постоянно. Благодаря изучению форм наука пришла к тому, что особой важностью обладает не только процесс получения знаний, но и их закрепление. Для достижения данного эффекта в педагогике было принято решение использовать два метода:

  1. Метод беседы. Актуален в ситуации, когда предоставленная учителем информация несложна для восприятия и понимания, и приема повторения достаточно для закрепления. В основе метода лежит картина, когда учитель, грамотно выстраивая вопросы, пробуждает в учениках желание воспроизводить ранее изложенный материал, что способствует его скорейшему усвоению.
  2. Работа с учебником. Каждый учебник включает в себя как простые для восприятия темы, так и сложные. В связи с эти учителю необходимо, изложив материал, незамедлительно его повторить. Для этого учащиеся самостоятельно изучают данный им параграф, а потом воспроизводят его учителю.

Тренинг по применению знаний

Для того чтобы проверить свои знания на практике, рекомендуется пройти тренинг, состоящий из нескольких этапов:

  • объяснение со стороны учителя целей и задач предстоящего тренировочного процесса, основанного на ранее полученных знаниях;
  • демонстрация учителем правильной модели выполнения предстоящего задания;
  • тестовое повторение со стороны учеников примера применения знаний и умений;
  • дальнейшие повторения процесса выполнения задачи до ее полного автоматизма.

Данная ступенчатость является базовой, но бывают случаи, когда тот или иной этап исключается из тренировочной цепи.

Источник: https://FB.ru/article/280586/sovremennyie-organizatsionnyie-formyi-obucheniya

ovdmitjb

Add comment