Kievuz

ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ

Цели воспитания – это что такое? Методы воспитания

ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ

Цели воспитания – это главный вопрос педагогики, который определяет содержание, методы и результат воздействия на ребенка. Именно от их правильного выбора зависит, каким вырастет человек, какие у него будут личностные качества и характер.

Что такое цель и задачи воспитания

Для начала необходимо разобраться, что же означают эти понятия. Принято считать, что целью является тот результат, к которому стремишься. Задачи же, в свою очередь, отвечают на вопрос, с помощью каких действий этого можно добиться.

Любое воспитание всегда на что-то направлено, независимо от того, выражается оно в мельчайших актах или широкомасштабных государственных программах. Воздействие на ребенка непрерывно, постоянно устремлено в будущее и предполагает определенный итог.

Цель воспитания – это заранее прогнозируемый результат в подготовке подрастающего поколения к жизни в обществе, в его формировании и личностном развитии. Его может достичь педагог в процессе своей работы только через выполнение более конкретных задач.

Например, учитель хочет повысить уровень информированности учащихся о ВИЧ-инфекции. То есть в результате ребята должны иметь представление о данном заболевании.

Для этого педагогу нужно будет решить несколько задач: рассказать, что такое ВИЧ-инфекция, какими способами передается, как можно предотвратить заражение, познакомить с вариантами обследования, а также проверить уровень усвоения материала.

Как видно, если правильно определить цели и задачи воспитания, то можно грамотно выстроить свою работу. Это даст возможность понять, развитию каких качеств, умений и навыков способствовать, а также какие знания формировать.

Общие и индивидуальные цели воспитания

Если говорить о целях воспитания, то в первую очередь выделяют индивидуальные и общие. Гуманистическое направление в педагогике выступает за их совмещение и единство, что, конечно, правильно и нужно в процессе обучения.

Цель воспитания является общей, если она направлена на формирование качеств у всех людей.

Можно сказать, что это некий социальный заказ на подготовку подрастающего поколения к исполнению определенных функций, в которых большего всего нуждается общество на данном этапе развития.

Ее также называют целью-идеалом, которая сочетает в себе политические, экономические, правовые, биологические, нравственные и эстетические представления о гармонично развитом, совершенном человеке и его значении в социальной жизни.

Индивидуальная цель воспитания – это развитие определенного, отдельно взятого индивидуума. На этом акцентируется внимание по той причине, что каждый человек неповторим и уникален, со своим особенным набором возможностей и устремлений. Именно поэтому важно подбирать линию развития в индивидуальном порядке.

Человек как член общества зависит от него, подчиняется его законам, нормам и требованиям. Потому обязательным условием в определении результата воспитания является совмещение индивидуальной и общей целей.

Факторы, определяющие выбор цели воспитания

Прежде всего, выбор цели воспитания определяет потребность общества в людях определенного типа. С другой стороны, результат воздействия на ребенка будет отражать достигнутый уровень развитости социума.

Доказательством является тот факт, что в различных общественно-экономических формациях были свои цели воспитания.

Это проиллюстрируем на примере изменения приоритетов в такие эпохи, как первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная и капиталистическая.

Так, в доисторическом обществе всех детей учили готовить пищу, мастерить одежду и охотиться на животных. То есть цель воспитания сводилась к вооружению знаниями и навыками, которые просто необходимы для выживания.

При рабовладельческом строе в приоритет ставилась роль обладателя, знатных детей учили завоевывать чужие земли и защищать свои. Простой же люд воспитывал свое поколение, исходя из ценности покорности и физического труда. В эпоху феодализма прививали качества джентльмена и рыцаря-добродетеля.

Период капитализма развивал активных и деятельных людей-предпринимателей. Вместе с тем во все времена высоко ставили такие вечные ценности, как добро, истина и красота.

Также в большинстве своем цель воспитания определяет политика и идеология государства. В любой стране развитие ребенка всегда направлено на укрепление сложившихся общественных отношений.

Кроме того, на выбор целей воспитания оказывает влияние социальное развитие, научно-технический прогресс, возможности образовательных учреждений и становление педагогической науки.

Помимо перечисленных факторов немалое значение имеет психическое созревание и физиологические особенности человека.

Все это, конечно, просто необходимо учитывать в работе педагога и при определении результата развития ребенка.

Современные цели воспитания

Исходя из вышесказанного, стало понятно, какого гражданина хотели получить в ту или иную эпоху. Но как же обстоят дела с целью воспитания в современном мире?

В настоящее время упор делается на гуманистическое направление. Согласно ему, нужно создавать условия для формирования всесторонне развитой и гармоничной личности. Именно она сегодня является ориентиром формулировки целей и задач педагогики.

Гуманистическое направление считает, что для всестороннего развития важно акцентировать внимание на умственном, физическом, трудовом, экономическом, нравственном, экологическом и эстетическом воспитании.

Рост ребенка в интеллектуальном плане можно назвать ключевым. Именно ум помог человечеству отделиться от животного мира, создать все блага цивилизации и обеспечить социально-экономический прогресс.

В ходе усвоения знаний дети получают определенные умения и навыки, учатся понимать окружающую действительность, явления природы, пробуют выстраивать свою жизнь, используя на практике полученную теоретическую информацию.

Также важной целью воспитания является физическое развитие. Оно способствует укреплению здоровья и формированию таких качеств, как смелость, дисциплинированность, настойчивость, решительность и ответственность.

Трудовое воспитание прививает любовь к любой работе, будь она бытовой или профессиональной.

Знание основ экологических дисциплин поможет сберечь окружающую среду и понять детям, как можно уменьшить расход природных ресурсов.

Эстетическое воспитание вырабатывает умения создавать прекрасное вокруг себя своими руками. У детей уже в раннем возрасте формируются взгляды, вкусы и идеалы, которые основаны на национальных особенностях и достижениях цивилизации.

Цель нравственного воспитания – это создание высокоморального человека, который понимает убеждения, привычки поведения и нормы, принятые в социуме. Детей важно научить уважительно относиться к обществу, людям, самому себе и труду.

Подрастающее поколение должно ценить честность, ответственность, порядочность, милосердие и другие качества, которыми должен обладать гражданин страны.

Задачи воспитания в образовательном учреждении

Цель достигается путем решения определенных задач. И сфера образования имеет немалое значение в воспитании детей. Перед дошкольными учреждениями стоят следующие задачи:

  • Охрана жизни, укрепление психического и физического здоровья.
  • Проведение коррекционных занятий для устранения недостатков в развитии.
  • Воспитание в детях с учетом возрастных особенностей любви к природе, семье, родине, чувства гражданственности и уважения к другим.
  • Осуществлять гармоничное развитие в разных направлениях: познавательно-речевом, физическом, социально-личностном и художественно-эстетическом.
  • Взаимодействовать с семьями ребят и оказывать им консультативную помощь для полноценного формирования детей.

Цели и задачи воспитания школьного образования сводятся к следующему:

  • Приобщение учащихся к национальной культуре, ценностям народа, языку, обычаям и традициям.
  • Развитие физических данных, привитие любви к здоровому образу жизни.
  • Создание условий для профессионального самоопределения детей.
  • Профилактика преступлений и правонарушений несовершеннолетними.
  • Способствование проявлению потенциала одаренных ребят.
  • Поддержка самостоятельности, инициативности и творчества школьников через создание детских движений и ученического самоуправления.
  • Проведение воспитательной работы посредством взаимодействия педагогов, учеников и родителей.

Стоит отметить, что решение этих задач актуально для любой возрастной группы. Однако содержание и приоритет цели обучения, воспитания отличаются в разные периоды школьной жизни.

Какие задачи решает воспитание в семье?

Наверное, никто не сомневается, что семья оказывает самое сильное влияние на воспитание ребенка. В окружении близких людей, родителей и родственников формируются все личные качества.

Семейное воспитание представляет собой сложную систему, так как большое значение имеет целый ряд факторов. Это биологическое здоровье родителей и ребенка, наследственность, материально-экономическое состояние, социальное положение, образ жизни, место проживания, родственные взаимоотношения.

В каждом отдельном случае все эти факторы проявляются по-разному и переплетаются в уникальную цепочку, создавая конкретные условия для воспитания. Исходя из этого, можно сказать, что семьи по-своему понимают цели воспитания.

Это, к сожалению, не всегда верное представление, и оно зачастую вредит детям.

Семья как ячейка общества должна выполнять несколько функций, чтобы ребенок вырос здоровой и полноценной личностью:

  • Создание максимальных условий для развития детей.
  • Социально-экономическая и психологическая защита ребенка.
  • Обучение полезным навыкам, которые направлены на помощь близким и самообслуживание.
  • Передача успешного опыта создания семьи и воспитания детей.
  • Формирование чувства собственного достоинства и ценности своего «Я».

При реализации этих задач в семье родителям важно помнить, что наиболее полно раскрыть детский потенциал можно через использование привлекательных для ребенка видов деятельности.

Принципы воспитания

Что такое принцип? Это исходное или основополагающее положение, которым руководствуется педагог, когда организует процесс воспитания. Цель при этом определена заранее, и она не может быть достигнута, если не соблюдать определенные принципы.

Итак, чем же должен руководствоваться педагог в своей деятельности?

  • Целенаправленность воздействия на ребенка.
  • Личностный подход к каждому.
  • Осуществлять воспитание в процессе обучения.
  • Учитывать возрастные и индивидуальные особенности.
  • Предъявлять требования, но уважать личность ребенка.
  • Связывать воспитание с жизнью.

Педагоги и родители при осуществлении принципов, целей и задач могут использовать разные методы воспитания.

Что такое методы воспитания

Начнем с определения этого понятия. Методами являются конкретные способы и пути воздействия на поведение, сознание, волю и чувства.

По-другому можно сказать, что это приемы управления деятельностью, в процессе которой осуществляется развитие и самореализация личности. Это некие ходы, которые помогают осуществить достижение заданной цели.

Методы воспитания нужно использовать с умом. Правильный выбор гарантирует успех, удачный результат.

Факторы выбора методов воспитания

  • Цели и задачи развития ребенка.
  • воспитательного процесса.
  • Учет возрастных и личностных особенностей. Одна и та же цель может быть достигнута разными методами в зависимости от зрелости воспитанника.
  • Отведенные сроки. В условиях ограниченного времени используются жесткие методы, которые быстро подействуют.
  • Педагогическая грамотность. Учитель или родители должны опираться на свои знания и выбирать только те методы, с которыми знакомы, в которых полностью уверены.
  • Ожидаемые последствия. При выборе метода нужно уметь предвидеть результат, к которому он может привести. При неблагоприятном исходе необходимо отказаться от способа воздействия на ребенка и найти другой путь, который бы помог осуществить цель воспитания человека.
  • Условия воспитания. К ним относится стиль воздействия, климат в коллективе и другие факторы.

Методы воспитания

Традиционно выделяют четыре группы методов: убеждения, приучение (упражнения), стимулирование деятельности и самовоспитание. Рассмотрим каждый вид более подробно.

Методы убеждения предполагают сознательное восприятие некоторых ценностей, что формирует личные убеждения, взгляды, идеалы и влияет на развитие отношений. При таком способе воздействия используются следующие приемы: увещевание, рассказ, разъяснение, беседа, наставление, совет, внушение и требование.

Приучение представляет собой многократное повторение каких-либо действий с осознанием результатов и цели воспитания. Это, как писал великий педагог А. С. Макаренко, упражнение в верном поступке.

Для этого необходимо регулярно выполнять одно и то же, чтобы действие стало привычной формой поведения. В процессе своей жизни у ребенка появляется множество привычек. И хорошие из них нужно поощрять и превращать в качества личности.

Для развития маленьких детей важно использовать игровые ситуации, в которых участники смогут понять суть происходящего и попробовать себя в разных ролях.

При стимулировании деятельности важно показать перспективы, создать настроение радости и ожидания награды в результате деятельности. При таком методе воспитания можно использовать несколько приемов. Это поощрение (похвала, вручение чего-то материального), наказание (неодобрение, порицание, замечание, осуждение, выговор) и соревнование.

Самовоспитание – главный способ развития

Этот метод связан с ситуациями, когда ребенок сам учится понимать, какая основная цель воспитания, ставить ее перед собой, предвидеть результаты и двигаться к ним. Детей просто необходимо подталкивать к такому способу развития. Человек изначально активен с рождения и способен к самовоспитанию. Осуществляя его, ребенок может самообучаться, самообразовываться и самосовершенствоваться.

Чтобы помочь детям в этом непростом деле, педагогам и родителям нужно только наметить общий план и отдельные действия в работе. При этом важно делать упор на самооценку, самоанализ, самоконтроль, самоотчет и личные обязательства. При таком методе воспитания у ребенка формируются нравственные и волевые качества личности, которые в будущем очень помогут в жизни.

Подводя итог, можно сказать, что ведущее место в развитии детей занимают задачи, цели, принципы и методы. Их правильный выбор поможет сформировать гармоничную и всестороннюю личность.

Источник: https://FB.ru/article/289696/tseli-vospitaniya---eto-chto-takoe-metodyi-vospitaniya

Цели и задачи воспитания

ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ

Определение 1

Воспитание – это целенаправленный процесс, организованный и реализуемый педагогом, сущность которого состоит в формировании и развитии личности ребенка, для его последующей социализации в обществе.

Процесс воспитания известен со времен Античности, именно в это время философы впервые задались мыслью, что подрастающее поколение необходимо целенаправленно воспитывать, то есть передавать им накопленный опыт и знания, прививать необходимые умения и навыки жизни в обществе.

Сущность процесса воспитания состоит в его двусторонности. Двусторонность подразумевает наличие минимум двух участников воспитательного процесса и их взаимодействие друг с другом. Сторонами воспитательного процесса выступают педагог (воспитатель) и воспитанники.

Объектом и одновременно субъектом воспитания выступает воспитанник. Это объясняется тем, что он сам совершает определенные действия, в результате которых происходит усвоение им норм поведения и постепенное формирование собственной линии поведения с окружающими.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Замечание 1

Таким образом, воспитание – это целенаправленный процесс взаимодействия воспитателя (руководящей стороны) и воспитанников (воспринимающей стороны). Сущность процесса воспитания заключается в формировании у воспитанников устойчивых норм и правил поведения, принятых обществом.

Цели воспитания

Основной целью воспитания является формирование личности ребенка, обладающей необходимыми нормами и правилами поведения в обществе.

На сегодняшний день выделяют различные виды воспитания (трудовое, нравственное, эстетическое и т.д.), каждое из которых всегда целенаправленно.

Исходя из цели воспитания, педагогом при организации воспитательного процесса, подбираются соответствующие методы, средства и формы. Именно поэтому проблема целей воспитания является одной из наиболее актуальных в педагогике.

Выделяют следующие цели воспитания:

  1. Общие цели воспитания – заключается в формировании у детей тех качеств, которые присущи конкретному обществу, то есть, сформированы у всех его членов.
  2. Индивидуальная цель воспитания – предполагает индивидуальное воспитание отдельного ребенка, с учетом его особенностей.
  3. Перспективные цели воспитания – составляются на несколько лет. Направлены на воспитание у ребенка устойчивых качеств личности, необходимых для жизнедеятельности ребенка в рамках определенного коллектива.
  4. Среднесрочные цели воспитания – устанавливаются чаще всего на год. Связаны с решением задач, являющихся актуальными для определенного возраста. Формулируются согласно особенностям, потребностям и возможностям возраста детей.
  5. Текущие цели воспитания – установлены на короткий промежуток времени, от недели до месяца. Направлены воспитание детей, исходя из их уровня воспитанности, то есть корректируют и направляют среднесрочные и перспективные цели воспитания, путем подбора эффективных средств.

Современная прогрессивная педагогика выступает за комплексное единство применения данных целей воспитания.

Замечание 2

Таким образом, цели воспитания выражают общую направленность воспитательного процесса, путем практического осуществления конкретных задач. Цели и задачи воспитания являются единым целым и находятся во взаимосвязи друг с другом. Исходя из этого цель воспитания – это система решаемых воспитанием задач.

Задачи воспитания

Задачи воспитания направлены на достижение целей. Выделяют общие и конкретные задачи воспитания, определяемые поставленной целью.

Общие задачи воспитания:

  • усвоение ребенком необходимого количества знаний, умений и навыков;
  • формирование у каждого ребенка научного мировоззрения и общей картины мира;
  • развитие способностей каждого ребенка, имеющихся у него от рождения и заложенных самой природой;
  • развитие познавательного интереса;
  • развитие потребности к постоянному самообразованию.

Конкретные задачи зависят от вида воспитания.

Физическое воспитание – целенаправленно организованный процесс по воспитанию физически развитой личности.

Задачи физического воспитания:

  • укрепление и сохранение физического здоровья;
  • правильное физическое развитие;
  • формирование привычки и стремлению к ежедневным занятиям физической культурой;
  • развитие основных двигательных качеств и их совершенствование (сила, ловкость, выносливость и т.д.);
  • формирование и развитие навыков гигиены;развитие стремления быть здоровым, соблюдать ЗОЖ и т.п.

Трудовое воспитание – процесс формирования трудовых знаний и умений, а также навыков по их применению в повседневной жизни.

Задачи трудового воспитания:

  • формирование трудовых навыков, умений и действий;
  • формирование уважительного отношения к собственному труду и труду других людей;
  • развитие технических способностей, экономического мышления, изобретательности и т.д.

Нравственное воспитание – целенаправленный и систематический процесс по формированию всесторонне развитой и нравственной личности.

Задачи нравственного воспитания:

  • формирование нравственных понятий, чувств, суждений, навыков и привычек;
  • формирование и развитие нравственных компетенций.

Эстетическое воспитание – это целенаправленное систематическое воздействие на личность не только с целью выработки у нее понимания прекрасного в искусстве, природе и межличностных отношениях, но и с целью ее развития, т.е. формирования эстетического восприятия, суждений,

Задачи эстетического (эмоционального) воспитания:

  • формирование эстетических знаний;
  • воспитание эстетической культуры;
  • овладение эстетическим и культурным наследием прошлого;
  • развитие эстетических чувств;
  • приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;
  • формирование эстетического идеала;
  • формирование стремления быть прекрасным во всем: мыслях, делах, поступках, внешнем виде.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/celi_i_zadachi_vospitaniya/

Воспитание в педагогическом смысле

ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ

Целивоспитания

Понятияи типы воспитания.

Воспитаниев социальном смысле

Вшироком социальном смысле воспитание —это передача накопленного опыта (знания,умения, способы мышления, нравственные,этические и правовые нормы) от старшихпоколений к младшим.

Вузком социальном смыслепод воспитанием понимаетсянаправленное воздействие на человекасо стороны общественных институтов сцелью формирования у него определенныхзнаний, взглядов и убеждений, нравственныхценностей, политической ориентации,подготовки к жизни.

Всовременном обществе воспитаниевыполняет три основных функции:   1) культурно-созидательную функцию(сохранение, передача новому поколениюи воспроизведение культурного наследиячеловечества);   2)  гуманистическуюили человекообразующую функцию (развитиепотенциала личности ребёнка);   3) функцию социализации и социальнойадаптации (подготовка воспитанника квхождению в систему общественныхотношений). Культурно-созидательнаяфункция воспитания является звеном,связывающим две другие функции на основеусвоения воспитанниками норм индивидуальной(гуманистическая функция) и социальной(функция социализации) культурной жизни.  Тесная связь воспитания с общественнойжизнью предполагает обусловленностьвоспитания особенностями культуры иисторической памяти каждого народа,сложившимися в обществе национальнымиобычаями и традициями, национальнымменталитетом. 

Вшироком педагогическом смысле воспитание —это специально организованное,целенаправленное и управляемоевоздействие коллектива, воспитателейна воспитуемого с целью формированияу него заданных качеств, осуществляемоев учебно-воспитательных учреждениях иохватывающее весь учебно-воспитательныйпроцесс.

Вузком педагогическом смысле воспитание —это процесс и результат воспитательнойработы, направленной на решение конкретныхвоспитательных задач.

Рольвоспитания оцениваетсяпо-разному — от утверждения его полнойбессмысленности (при неблагоприятнойнаследственности и плохом влияниисреды) до признания его единственнымсредством изменения человеческойприроды. Воспитанием можно добитьсямногого, но полностью изменить человеканельзя.

Важнейшаязадача воспитания —выявление склонностей и дарований,развитие в соответствии с индивидуальнымиособенностями человека, его способностямии возможностями.

Типывоспитания.

Умственноевоспитание.

Цельвоспитания —это то, к чему стремится воспитание,будущее, на достижение которогонаправляются его усилия.

Сегодня главнаяцель средней школы — способствоватьумственному, нравственному, эмоциональномуи физическому развитию личности,всемерно раскрывать ее творческиевозможности.

Физическое воспитание

Физическоевоспитание — неотъемлемаясоставляющая часть почти всехвоспитательных систем. Физическоевоспитание способствует выработкеу молодежи качеств,необходимых для успешной умственной итрудовой деятельности.

Трудовое воспитание

Трудовоевоспитание охватывает те аспектывоспитательного процесса, где формируютсятрудовые действия, складываютсяпроизводственные отношения, изучаютсяорудия труда и способы их использования. Труд впроцессе воспитания выступает икак ведущий факторразвитияличности.

Политехническое воспитание

Политехническоеобразование направлено наознакомление с основными принципамивсех производств, усвоение знаний осовременных производственных процессахи отношениях.

Главные задачиполитехнического воспитания —формирование интереса к производственнойдеятельности, развитие техническихспособностей, нового экономическогомышления, изобретательности, началпредпринимательства.

Правильнопоставленное политехническое образованиеразвивает трудолюбие,дисциплинированность, ответственность,готовит к осознанному выбору профессии.

Нравственное воспитание

Нравственноевоспитание— формируетнравственные понятия, суждения, чувстваи убеждения, навыки и привычки поведения,соответствующие нормам общества.

В основе нравственного воспитанияподрастающего поколения лежат какобщечеловеческие ценности, непреходящиеморальные нормы, выработанные людьмив процессе исторического развитияобщества, так и новые принципы и нормы,возникшие на современном этапе развитияобщества.

Эстетическое воспитание

Эстетическое(эмоциональное) восстание —базовый компонент цели воспитания ивоспитательной системы, обобщающийразвитие эстетических идеалов,потребностей и вкусов у воспитанников.Задачиэстетического воспитания условноможно разделить на две группы —приобретение теоретических знаний иформирование практических умений.

Целивоспитания.

Цельвоспитания -это то, к чему стремится воспитания.Целью воспитания в педагогике принятосчитать конечный результат формированияличности. Вместе с тем, такое определениедостаточно условно, ибо конечногорезультата формирования личности несуществует. Человек формируется втечение жизни. 

Целивоспитания, как и цели любой человеческойдеятельности, являются исходным моментомв построении всей системы воспитания,ее содержания, методов, принципов.

Цель— идеальная модель результатадеятельности. Цель воспитания сетьзаранее определяемое представление орезультате воспитательного процесса,о качествах, состоянии личности, которыепредполагается сформировать. Выборцелей воспитания не может быть случайным.

Какпоказывает исторический опыт, целивоспитания формируются под влияниемизменяющихся потребностей общества ипод воздействием философских ипсихолого-педагогических концепций.Динамизм, вариативность целей воспитанияподтверждаются и современным состояниемэтой проблемы.

Современнаяпедагогическая практика руководствуетсядвумя основными концепциями целейвоспитания:

  • прагматической;

  • гуманистической.

Прагматическаяконцепция, утвердившаясяс начала XX в. в США и сохраняющаяся здесьдо настоящего времени под наименованием«воспитание ради выживания». Согласноэтой концепции, школа должна воспитыватьпрежде всего эффективного работника,ответственного гражданина и разумногопотребителя.

Гуманистическаяконцепция,имеющая много сторонников в России ина Западе, исходит из того, что цельювоспитания должно быть оказание помощиличности в реализации всех заложенныхв ней способностей и талантов, восуществлении ею собственного «Я».

Крайнимвыражением этой концепции являетсяоснованная на философии экзистенциализмапозиция, предлагающая вообще не определятьцелей воспитания, предоставляя человекуправо свободного выбора направлениясаморазвития и ограничивая роль школылишь представлением информации онаправлении этого выбора.

Традиционнойдля России, как это показано в гл. 2,является воспитательная цель,соответствующая гуманистическойконцепции, ориентирующейся на формированиевсесторонне и гармонически развитойличности.

Формально она сохранялась ив период советской власти.

Однакогосподствовавшая в этот периодмарксистская идеология жестко связывалавозможность достижения этой цели скоммунистическим преобразованиемобщества.

Гуманистическийидеал обнаружил свою устойчивость,сохранившись и в постсоветской Россиив условиях коренного изменения социальныхцелей, когда коммунистические установкисменились демократическими.

Вэтой обстановке в современной Россиипроизошло возрождение гуманистическихцелей воспитания, сформулированных внаиболее полном виде еще К.Д. Ушинскими развитых в творчестве лучших советскихпедагогов, таких, как А.С.Макаренко, В.Л. Сухомлинский, В.Ф. Шаталов.

Сегодняцель воспитания формулируется какоказание помощи личности в разностороннемразвитии.

В Законе РФ «Об образовании»сказано, что образование служитосуществлению «задач формированияобщей культуры личности, ее адаптациик жизни в обществе, помощи в осознанномвыборе профессии» (ст. 9, п. 2.).

Образование,согласно Закону, должно обеспечитьсамоопределение личности, созданиеусловий для ее самореализации (ст. 14, п.1).

Такимобразом, вечную педагогическую проблемуо приоритете в воспитании интересовличности или интересов общества, Законрешает в пользу личности, заявляя оприверженности отечественной системыобразования гуманистической концепциивоспитания.

Посколькуцель воспитания отличается некоторойабстрактностью, чрезмерной общностью,она конкретизируется, уточняется спомошыо формулировки комплексазадач воспитания.

Средизадач воспитания в современной системероссийского образования выделяютсяследующие:

  • формирование у каждого воспитанника ясной смысложизненной установки, соответствующей природным задаткам и конкретному индивидуальному социальному положению;

  • гармоническое развитие личности, ее нравственных, интеллектуальных и волевых сфер на основе ее природных и социальных возможностей и с учетом требований общества;

  • овладение общечеловеческими нравственными ценностями, гуманистическим опытом Отечества, призванными служить прочным фундаментом всего духовного мира личности;

  • формирование активной гражданской позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам, свободам и обязанностям личности;

  • развитие активности в решении трудовых, практических задач, творческого отношения к выполнению своих производственных обязанностей;

  • обеспечение высокого уровня общения, взаимоотношений в учебном и трудовом коллективе на основе сложившихся социально значимых коллективных норм.

Реализацияцелей и задач воспитания обеспечиваетсясовместными усилиями всех его участников:

1.Преподавателей, консультантов, тренеров,руководителей всех уровней. Именно ониявляются субъектами воспитательногопроцесса, несут ответственность за егоорганизацию и эффективность.

«Воспитатель,поставленный лицом к лицу с воспитанником,— говорил Ушинский, — в себе заключаетвсю возможность успехов воспитания».

2.Но это не означает, что процесс воспитанияможет реализоваться без всякого участияего объекта, т.е. самого воспитанника.Сам воспитанник может или восприниматьвоспитательные воздействия, илисопротивляться им — от этого в огромнойстепени также зависит эффективностьвоспитательной деятельности.

3.Третьим участником воспитательногопроцесса является тот коллектив, вкотором, как правило, он осуществляется.Коллектив оказывает огромное влияниена каждого своего члена, причем этовлияние может быть как позитивным, таки негативным. Конечно, коллектив, учебнаяили рабочая группа сами могут бытьобъектом воспитания со стороныпреподавателя, руководителя.

4.И наконец, еще одним активным участникомвоспитательного процесса является табольшая социальная макросреда, в которойсуществуют учебные и трудовые коллективы.Социальная среда, окружающаядействительность, всегда выступает вкачестве мощного фактора, оказывающегоогромное влияние на результаты воспитания.

Итак,воспитание — это сложный, многофакторныйпроцесс. Характеризуя его, А.С Макаренкописал: «Воспитание есть процесс социальныйв самом широком смысле. Воспитываетвсе: люди, веши, явления, но прежде всегои больше всего — люди. Из них на первомместе — педагоги».

http://uchebnikionline.ru/pedagogika/pedagogika_-_zaychenko_ib/teoriya_vihovannya.htm

Источник: https://StudFiles.net/preview/4283218/

ovdmitjb

Add comment