Kievuz

Религия Месопотамии

Религия Древней Месопотамии

Религия Месопотамии

Во многих чертах религиозных верований жителей Древней Месопотамии (шумеров и аккадцев) видны остатки архаических представлений. В них, например, заметны пережитки тотемизма. Некоторые боги почитались в образе животных (собаки, быка), птиц, рыб.

Однако в большинстве случаев боги Древней Месопотамии имеют человекообразный облик, лишь иногда с некоторыми атрибутами животного (например, рога на голове). Следует отметить также, что древние цари носят такие имена, как Ягненок, Скорпион и т. д.

, которые отражают воспоминания о тотемных предках.

В религии Месопотамии нашла свое отражение и смена матриархата патриархатом. В древнейшие времена женские божества играли, по-видимому, преобладающую роль.

Не случайно первобытная водная стихия мыслилась в виде богини Тиамат (у шумеров – Намму).

Позднее, когда религиозные представления приводятся жрецами в систему и создается пантеон, большинство богов оказываются в нем мужскими, а богини хотя и участвуют в небесном совете, но играют в нем второстепенную роль.

Язычники по нашему понимая

В Месопотамии почиталось огромное количество божеств. Каждый город, каждый городской квартал, каждый более или менее крупный поселок имел своего божественного покровителя или покровительницу.

Одни боги почитались по всей стране, другие были местными. Закономерности в природе (смена дня и ночи, времен года и т. д.

), так же как основные перемены в хозяйственной жизни (появление земледелия и скотоводства, технические изобретения), объяснялись событиями из жизни богов.

Уже древние шумеры выработали сложную систему религиозной космогонии. Первичной стихией, по этой мифологической концепции, был водный хаос, первичный океан, имевший образ гигантской женщины.

В недрах ее зародилась твердь в виде огромной горы, вершиной которой был бог неба Ан (у аккадцев – Ану), а плоское дискообразное основание мыслилось как богиня земли Ки. Оба божества были неразрывно связаны друг с другом. От этой божественной пары родился бог воздуха Энлиль.

Когда он подрос, то ему стало тесно и он разрезал ножом первичную гору и навеки отделил небесного отца от матери – земли. С тех пор он стал править на земле и породил поколение богов.

Старшим сыном Энлиля был лунный бог: у шумеров – Наннар, а аккадцы называли его Суэн или Син. Детьми лунного бога являлись – Солнце (у шумеров – Уту, у аккадцев – Шамаш.) и богиня планеты Венеры Инанна (аккадцы сопоставили ее со своей богиней Иштар). Она считалась также богиней земного плодородия и любви.

Луна была главнее Солнца

Таким образом, в шумерской религии Луна считалась старше Солнца (и других планет), поэтому шумеры объявили ночь первой половиной суток, которые у них начинались с наступлением темноты.

Когда главным центром Древней Месопотамии стал Вавилон, религиозный миф о мироздании был переработан. В центре его оказался бог – покровитель новой столицы – Мардук. Правда, вавилонские жрецы не могли отрицать, что он был гораздо моложе Ану, Энлиля и других богов, так как Вавилон появился позже других городов.

Однако они нашли хитроумный выход и решили обосновать право своего бога на верховенство особыми заслугами его перед другими месопотамскими богами. Богиня первобытного океана Тиамат изображена в вавилонской религии свирепым и хищным чудовищем.

Она пытается уничтожить всех богов и богинь, возникших в ее недрах. Тогда те собираются на совет, чтобы изыскать пути спасения. Мардук оказался наиболее смелым и решительным.

Он предложил вступить в единоборство с Тиамат, но за это потребовал, чтобы боги признали его верховным владыкой.

Боги устроили пир, а напившись вина, развеселились и безоговорочно приняли условия своего младшего собрата. Мардук вооружился и вступил в бой со страшным врагом.

Тиамат, увидев противника, раскрыла свою огромную пасть, но Мардук вогнал в нее семь ветров, которые стали раздирать внутренности богини. После этого юный бог без труда поразил обессилевшее чудовище и разрубил ее тело, подобно двум створкам раковины. Из верхней части он создал небо, а из нижней – землю. Затем сотворил все существующее.

Бой Мардука с Тиамат. Ассирийский барельеф

Все достижения людей в борьбе с природой, величайшие хозяйственные перевороты, такие, как выращивание растений, приручение животных, появление ремесел и т. д., жители Древней Месопотамии приписывали небесной воле.

От сотворения мира

По шумерской религии, после сотворения мира образ жизни богов был скуден и непригляден. Они жевали траву, пили воду из канав, обходились без одежды. Наконец, по велению Энлиля и Энки бог Лахар создал овец и коз, а его сестра Ашнан опустила в землю первые зерна. Затем стали ткаться одежды.

Однако обеспечить многочисленное семейство богов молоком, хлебом и одеждой было нелегко. У небесных тружеников и тружениц не хватало сил и времени. Понадобились рядовые работники, и только тогда бог мудрости Энки вылепил из глины первых людей, чтобы они обрабатывали землю, следили за овчарнями и снабжали своих небесных покровителей всем необходимым.

Наряду с космогонией и повествованиями о происхождении людей шумеры и аккадцы разработали другой цикл мифов, который Должен был объяснить изменения в природе. Центральным моментом этого древнего месопотамского цикла оказывается чудесная история смерти и воскресения богини плодородия Инанны-Иштар.

Богиня Иштар. Древнее месопотамское изображение XIX-XVIII вв. до Р. Х.

Иштар спускается в мрачный подземный мир, чтобы спасти своего супруга Таммуза. Пока она находится там, подвергаясь страшным испытаниям, на земле прекращается размножение людей и животных. Напуганные боги добиваются освобождения доброй богини, и обычная жизнь на земле возобновляется.

Возвращением божества плодородия в религии Древней Месопотамии объяснялась смена зимы весной и прорастание погруженных в землю зерен из срезанного серпом (т. е. «убитого») колоса, что знаменовало торжество жизни над смертью.

Некоторые учёные считают, что этот древней месопотамский миф (наряду с подобными мифами других народов) послужил прообразом христианского учения о погибающем и затем воскресающем Иисусе Христе.

И ветхозаветный миф о потопе, по всей видимости, заимствован из шумерской религии. В Древней Месопотамии нередки были наводнения в результате разливов рек. Они охватывали значительные пространства и казались тогдашним людям всемирными.

В мифе потоп объясняется гневом богов. Недовольные непокорностью людей, они по предложению Энлиля насылают на землю ужасный ливень, и все человечество гибнет, кроме благочестивого Утнапиштима, который по совету бога Энки (у аккадцев – Эа) сооружает ковчег и спасается со своей семьей и слугами.

Энки (Эа). В религии Древней Месопотамии — бог мудрости

Жители Древней Месопотамии совершали в честь богов своей религии жертвоприношения (особенно грандиозные в праздничные дни).

Приношения верующих возлагались на жертвенник, стоявший внутри храмового двора, и затем значительная часть жертвенного мяса, хлебов и других продуктов поедалась жрецами и прихожанами. Во время религиозных праздников идолы выносились из храмов.

Их несли в торжественной процессии или везли в роскошно украшенных ладьях по каналам. Молитвы сопровождались игрой на флейтах, арфах и других инструментах.

Зиккурат — храм древней месопотамской религии

Если богов-покровителей старались умилостивить обильными жертвами и смиренными мольбами, то на злых демонов, не знающих жалости, в Древней Месопотамии пытались воздействовать насильственно, с помощью религиозной магии. Изготовляли фигурку злого божества и затем ее сжигали или разбивали и закапывали в землю. Эти магические действия восходят к первобытным представлениям. В них считалось несомненным, что, повредив изображение живого существа, можно было добиться его гибели.

источник

Источник: https://xn--e1adcaacuhnujm.xn--p1ai/religiya-drevnej-mesopotamii.html

Религия Месопотамии

Религия Месопотамии

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Религия Месопотамии

доклад по культурологии

Санкт- Петербург, IMISP, 1 курс

Copyright © Медведев Данила, 1997 19 марта 1997

Культура Ассирии.

Специфика месопотамской религии

В месопотамской религии не было изображений, повествующих о деяниях богов. В течении всей истории Месопотамии мифы относились лишь к области литературы.

1) Тексты молитв. Молитвы людей богам – это регламентированный процесс, преобладают две темы: рассказы о божествах и изложение в квазимифологическом стиле опыта верующего.

Метафизически божество воспринимается как ужасное, повергающее в трепет явление.

2) Мифы. Мифы – не религия. Их писали придворные поэты, писцы и цари (напр. Хаммурапи). Все эти произведения относятся скорее к литературе, чем к религии.

3) Описания ритуалов. Они в какой-то мере описывают деятельность храма, но лишь косвенно характеризуют религиозную жизнь.

Религию Месопотамии можно разделить на три: религия народа, царя и жрецов. Жреческая религия сводилась, главным образом к обслуживанию идола и его храма.

Большая часть религии обретает смысл лишь постольку, поскольку она связана с личностью царя. Многие обычаи, распространенные на всех людей первоначально имели отношение лишь к царю.

Царь мог иметь видения, частное лицо не могло. Ежегодные сезонные праздники и погребальные церемонии представляли единтсвенную признанную линию связи человека с божеством. Проявление религиозных чувств простого человека сводилось к формальным церимониям, не было интенсивным и не носило личного характера.

Религия

Религия в Междуречье играла очень важную роль. Ею была пронизана вся жизнь древнего общества.

Шумеры: Ан (небо), Ки (земля (богиня)), Энлиль (позднее Бел), Энки (Эа).

Боги Ану (бог неба), Энлиль (грозный бог земли), Эа (кроткий бог воды) (бог Эреду) возглавляют пантеон богов. Адад (бог грома), Ашшур (племенной бог ассирийцев), Мардук (бог вавилонян). Сын Мардука – Набу (бог Борсиппы). Небесные тела – тоже боги.

Сын Энлиля – Нинурта (Син) (город Ур), бог луны. Его сын, Шамаш(шумерский Уту) (города Ларс, Сиппар) – бог солнца, правды и справедливости. Дочь Наннара – Инанна, богиня плодородия. У аккадцев своя – Иштар.

Позднее они объединились. Иштар – вооруженная до зубов богиня, дарующая победу царю, которого любила. В то же время – олицетворение и покровительница плотской любви.

(город Урук) Она была сначала дочерью, а потом женой Ану.

Нергал и его супруга Эрешкигаль – “повелители подземного мира”. Нергал – властитель царства мертвых и бог чумы.

Таммуз – каждый год умирает, его смерть принято было оплакивать.

Богиня Гула – богиня врачевания, первоначально – смерти (атрибут – собака). Богини-матери: Баба, Мама.

В течении долгого времени сохранялись пережитки фетишизма, тотемизма, анимизма. Мотыга, секира, копье считались сверхъестественными предметами. Ашшур был покрыт птичьими перьями.

Символы богов:

Шамаш – солнечный диск.

Син – полумесяц.

Иштар – восьмиконечная звезда.

Мардук – копье, мушхушшу (лев+змея+орел).

Набу – стилос.

Гула – собака.

Эа – кусарикку (коза+рыба).

Адад – бык.

В первобытные времена вождя убивали, позже этот обряд стал чисто символическим. На пятый день нового года царь отправлялся в храм Мардука, но верховный жрец отнимал у него корону и скипетр и стегал плетью. Если при этом царь плакал, то считалось, что год будет удачным. В конце концов атрибуты власти царю отдавали.

Загробная жизнь

Вера в загробную жизнь не получила в Междуречье такого распространения, как в Египте, хотя культ умирающего и воскресающего бога растительности Таммуза был весьма популярен и там, а день его возвращения из царства мертвых считался большим праздником. Но в Вавилонии это божество не связывали с воззрениями о загробной жизни, как это было в Египте.

В вавилонской литературе мы неоднократно встречаемся с мифами, легендами и даже эпосом, в которых основной идеей является идея поисков бессмертия, вечной жизни. Наоборот, в египетской литературе нет ни одного поизведения, посвященного этой теме. Египтянам не нужно было искать вечной жизни, они ее “имели”.

Похороны

Подобно другим древним народам, ассирийцы шумно выражали свою скорбь. Как только человек умирал, члены его семьи начинали

  • раздирать на себе одежду
  • царапать лицо и грудь
  • посыпать голову пеплом
  • покрывать голову прахомПокойников не мумифицировали, их обмывали, обливали пахучими маслами, попроще одевали и хоронили. Умершего снабжали всем: пищей, одеждой, украшениями, утварью. Могилы строились из кирпича. Это были обширные подземные камеры.

Мифы о мироздании

  1. Ану создал ануннаков (подземных духов), злаки, скот. Боги ели, пили, но не могли насытиться и наесться. Тогда Эа посоветовал Энлилю создать людей, которые приносили бы богам жертвы. Но сначала люди были дикими. Поэтому богам пришлось повелеть, чтобы люди стали настоящими людьми.

  2. (очень широкое распространение) Ану, Энлиль и Эа создали людей и животных, затем Энлиль основал пять городов, поселив в одном из них царя, которому следовали остальные девять царей. При последнем из них Энлиль разгневался на людей, устроил потоп. Эа посоветовал Зиусудре построить корабль. Энлиль потом даровал Зиусудре вечную жизнь.

  3. (by Хаммурапи) “Энума Элиш” (“Когда вверху”)

    “Когда высь еще не была названа небом, а внизу твердь еще не звалась землей, когда воды Океана и Бездны были смешаны между собой, когда ни одно поле еще не было сотворено и ни одного болота не было видно, когда никто еще не был наделен именем и ничья судьба еще не была определена, – тогда были сотворены первые боги…

    Первобытные силы (Апсу, Мумму, Тиамат) природы решили погубить богов, Апсу и Мумму одолели, Тиамат не смогли. Мардук решил ее победить, его сделали царем, он ее победил, рассек ее пополам, из одной половинки сделал небо, из другой землю. Убил предателя Кингу, на его крови замесил глину(!!!), создал человека.

Культ бога Таммуза

Таммуз умирает, его возлюбленноя Иштар спускается туда, “откуда входящий никогда не выходит”. Грозит разбить двери и выпустить мертвецов. Ее пускают и заточают в темницу. Эа создает Асушунамира, посылает его, посоветовав обратить внимание на бурдюк с живой водой. Таммуза и Иштар выпускают.

Эпос о Гильгамеше

“Ша нагба имуру” (“Тот, кто все видел”)… змея подползла к траве и сожрала ее.

Мифы о Этане и Адапе

В мифах об Этане и Адапе также отразилась идея поисков бессмертия.

Этана пытается взлететь на крыльях орла на небеса, чтобы там раздобыть “траву рождения” (аналогично “траве жизни”) Орел обращает ее внимание на то, что все предметы на земле кажутся все меньше и меньше.

Этана поднялась на небо Ану, но травы там не оказалось. Пришлось лететь выше, на небо Иштар. Земля стала не видна. На этом миф обрывается, так как конец таблички был отбит, но повидимому он упал и разбился насмерть.

Таким образом, вечной жизни он не добился.

Адапа, сын бога Эа и смертной женщины ловил рыбу в персидском заливе, налетел Южный ветер и перевернул его лодку. Адапа, рассердившись обломал ветру крылья. Семь дней Ветер не вылетал, бог Ану забеспокоился. Он вызвал Адапу к себе на суд.

Эа предупредил сына, чтобы тот не ел и не пил со стола Ану: “Когда ты предстанешь перед Ану, тебе предложат еду смерти – не ешь ее, тебе предложат воду смерти – не пей ее.

” Кроме того он предложил одеть траурную одежду, чтобы заручиться сочувствием небесных привратников, Таммуза и Гишзиды.

Ану встретил Адапу словами: “Нет пощады!”, но по настоянию Таммуза и Гишзиды сменил гнев на милость и решил подарить Адапе бессмертие. Он предложил ему “воду жизни” и “еду жизни”, но тот отказался. 🙂

Жречество

Участвуют в строительстве плотин, каналов. Жрец должен был обладать высоким ростом, представительной внешностью6 здоровыми зубами (чтобы не шепелявил и четко произносил священные формулы). Позднее появились разные категории жрецов.

Божества женского рода обслуживались жрицами. “Святые девы” – затворницы, посвятившие себя богу и “священные блудницы” – отдававшие доход от проституции храму.

Богам приносились жертвы, жрецы учили, что для этого человек и создан.

Почитание богов и жертвоприношения

Изображения богов были подлинной и адекватной реализацией божественного присутствия, являемого в традиционном человеческом облике. Изображения божества играли в культе и в частном богослужении центральную роль, что подтверждается широким распространением дешевых копий изображений.

Если изображение выносили из святилища, с ним удалялся и бог, выражая свой гнев против города или страны.Только в мифологическом плане считалось, что боги обитают в космологических пространствах.

Со II тысячелетия в некоторых районах Месопотамии объектом поклонения стали чудовищные комбинации из человеческих и животных форм. Их признавали адекватными воспроизведениями божественных страстей и подвигов.

Для “установления личности” бога – единственной гарантии функционирования статуи как адекватного воплощения божества – важны были на столько детали лица, сколько одежда и прочие атрибуты.

Изображения богов создавались в специальных мастерских, после этого они освящались. Безжизненная материя превращалась в “сосуд божественного присутствия”. Ритуал “омовения рта”.

Храм играл определенную роль в принесении клятв и в процедуре “божьего суда”. Он контролировал меры веса и ставку процента. В храм посылались лучшие с/х продукты.

Богов в храме Урука кормили два раза в день (утром и вечером). Два блюда, “основное” и “второе”. Церемониал, характер и число блюд приближаются к человеческим меркам. Он отражает обычаи вавилонского двора.

Блюда, побывавшие у божества, отсылались царю (возможно, что и жрецам). Еда для жрецов шла отдельно.

В трапезе своих почитателей божество Месопотамии участия не принимало. Прислуживающие богу питались с его стола6 но за одним с ним столом не сидели.

В существовании идола критическим моментом было его изготовление, в жертвенной трапезе критическим моментом был акт поглощения пищи! Идол поглощал ее, глядя на нее. Бога, поглощающего пищу, скрывали занавесями от людей (и жрецов тоже). Изображения жили реальной жизнью (еда, общение, секс, охота).

Колдовство и гадание

Из библиотеки Ашшурбанапала до нас дошли целые сборники заклинаний маклу и шаклу (“сожжения”) Ведьмы изготовляли фигурки своих врагов из глины, смолы, меда, теста, дерева и т.д. и прокалывали их, ломали или жгли.

Наряду с добрыми богами, которых можно разжалобить мольбами и умилостивить жертвами, существовали злые духи, которых не задобрить никакими средствами. “Не мужчины они и не женщины, они не имеют жен и не производят детей”. Они не внемлют молитвам и поражают всех, кто им встретится. Единственный способ защиты – колдовство.

Злые богини: Лилит (“Ночная”) и Лабарту.

Если человек оскорбил богов своим поведением, то они могли наказать его, отдав на растерзание беспощадным демонам.

По различным предметам предсказывали будущее. Например, по полету птиц, по колебанию пламени свечи, по печени овцы, по различным отклонениям у новорожденных животных (например две головы). Перебегающая дорогу гиена приносит несчастье, рыжие тараканы – счастье, черные – неудачу. И т.д.
и т.п.

  1. Документ

    чл.-кор. АН СССР Г. М. БонгарПЛввин (председатель Р. В. Вяткин, Э. А, Грантовскии, И. М. Дьяконов, С. С. Целъникер, И. С. Клочков (ответственный секретарь)

  2. Лекция

    Две цивилизации Египет и Месопотамии совершенно особым образом связаны и друг с другом, контакты были издревле, и непосредственно связаны с Израилем. Дело в том, что Египет постоянно спускается Израиль, от Авраама до Христа, и обучается

  3. Курс лекций

    Сегодня, начиная курс лекций по “науке о религии”, — или, точнее, рассмотрение тех предпосылок, которые делают возмож­ным действительно научное исследование религий, существующих в мире, — я испытываю те же чувства, какие испытал здесь же (в Оксфорде.

  4. Документ

    Индуизм – древнейшая национальная религия Индии. Его истоки, обычно, возводят ко времени существования Протоиндийской (хараппской) цивилизации, т.е. ко II-III тыс.

  5. Учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс к курсу «История мировых религий» составлен в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста (бакалавра) по циклу «профессиональных дисциплин»

Источник: https://refdb.ru/look/1353945.html

Page 3

Персидское завоевание и утрата Вавилонией независимости не означали ещё конца месопотамской культуры и цивилизации. Для самих вавилонян приход персов, возможно, казался вначале просто очередной сменой правящей династии.

Прежнего величия и славы Вавилона хватало местным жителям для того, чтобы не испытывать перед завоевателями чувства ущербности и неполноценности.

Персы со своей стороны также относились к святыням и культуре народов Месопотамии с должным уважением.

Вавилон сохранял положение одного из величайших городов мира. Александр Македонский, разбив персов при Гавгамелах, вступил в октябре 331 г. до н. э. в Вавилон, где он “короновался”, принёс жертвы Мардуку и отдал распоряжение восстановить древние храмы.

По замыслу Александра Вавилон в Месопотамии и Александрия в Египте должны были стать столицами его империи. Изрядно пострадавшая в ходе сорокалетней войны диадохов Вавилония осталась за Селевком, преемники которого владели ею до 126 г. до н. э., когда страну захватили парфяне.

От разгрома, учинённого парфянами Вавилону за эллинистические симпатии его жителей, город так и не оправился.

Таким образом, древнемесопотамская культура просуществовала ещё полтысячелетия после краха собственно месопотамской государственности. Приход эллинов в Междуречье явился поворотным моментом в истории месопотамской цивилизации.

Обитатели Месопотамии, пережившие не один разгром и ассимилировавшие не одну волну пришельцев, на этот раз столкнулись с культурой, явно превосходившей их собственную. Если с персами вавилоняне могли чувствовать себя на равных, то эллинам они уступали практически во всём, что сознавали сами, и что роковым образом сказалось на судьбе вавилонской культуры.

Упадок и конечную гибель месопотамской цивилизации, следует объяснять не столько причинами экономическими и экологическими (засоление почв, изменение русел рек и т. п.), в полную меру сказавшимся, очевидно, лишь в Сасанидскую эпоху (227-636 гг. н. э.

), сколько социально-политическими: отсутствием “национальной” центральной власти, заинтересованной в поддержании старых традиций. Влиянием и соперничеством со стороны новых городов, основанных Александром Македонским и его наследниками, а главное – глубокими и необратимыми переменами в этнолингвистической и общекультурной ситуации.

К моменту прихода эллинов арамеи, персы и арабы составляли большой процент населения Месопотамии; в живом общении арамейский язык начал вытеснять вавилонский и ассирийский диалекты аккадского ещё в первой половине I тыс. до н. э.

При Селевкидах старая месопотамская культура сохранялась в державшихся старины общинах, объединявшихся вокруг наиболее крупных и почитаемых храмов (в Вавилоне, Уруке и других древних городах). Подлинными её носителями были учёные писцы и жрецы.

Именно они на протяжении трёх столетий сберегали древнее наследие в новом по духу, куда более быстро меняющемся и “открытом” мире. Однако все усилия вавилонских учёных спасти прошлое были тщетны: месопотамская культура отжила своё и была обречена.

И в самом деле, что могла значить вавилонская “учёность” для людей, уже знакомыми с творениями Платона и Аристотеля. Традиционные месопотамские представления и ценности оказались устаревшими и не могли удовлетворить запросов критического и динамического сознания эллинов и эллинизированных жителей месопотамских городов.

Сложная клинопись не могла конкурировать ни с арамейским, ни с греческим письмом; средством “межнационального” общения, как и повсеместно, на Ближнем Востоке, служили греческий и арамейский.

Даже апологеты древних традиций из числа эллинизированных вавилонян вынуждены были писать по-гречески, если желали быть услышанными, как это сделал вавилонский учёный Берос, посвятивший свою “Бабилониаку” Антиоху I. Греки проявили поразительное равнодушие к культурному наследию завоёванной страны. Месопотамская литература, доступная только знатокам клинописи, оставалась незамеченной; искусство, следовавшее образцам тысячелетней давности, не импонировало греческому вкусу; местные культы и религиозные идеи были чужды эллинам. Даже прошлое Двуречья, судя по всему, не вызывало у греков особого интереса. Не известно случая, чтобы какой-нибудь греческий философ или историк изучил клинопись. Пожалуй, только вавилонская математика, астрология и астрономия привлекли внимание эллинов и получили широкое распространение.

Page 4

Древнейшими обитателями Двуречья была создана высокая культура, которая оказала исключительно сильное влияние на дальнейшее развитие всего человечества, став достоянием многих стран и народов.

На территории Месопотамии возникли и получили оформление многие черты материальной и духовной культуры, надолго определившей весь последующий ход всемирной истории. Здесь появились первые города – государства, возникли письменность и литература, зародилась наука.

Цивилизация Древнего Двуречья оказала огромное влияние на античную, а через нее – и на средневековую культуру Европы, на Средний Восток, в конечном итоге – на мировую культуру Нового и Новейшего времени.

Величайшим достижением культуры Древней Месопотамии было изобретение письменности (именно шумерская письменность была самой ранней в истории человечества – она относится к 4 тыс. до н.э.).

Здесь же возникли сложные системы счета, положено начало развитию научной мысли – астрономии и математики.

Древнейшие мифы Двуречья оказали сильнейшее влияние на последующее развитие мировых религий: это мифы о сотворении мира, о всемирном потопе.

Велики и бесспорны культурные достижения древних народов Двуречья: ими созданы первые в истории поэмы, элегии; составлен первый в мире библиотечный каталог, собрана Ашшурбанипалом (царь Ассирии) знаменитая библиотека клинописных текстов. Архитектурные формы, воплощенные в храмах, зиккуратах, башнях вавилонскими зодчими, впоследствии стали основой строительного искусства Древнего Рима, а затем Средневековой истории.

Page 5

Перейти к загрузке файла
  • 1. Самуэль Хук. Мифология ближнего востока. – М.: ЗАО Центр полиграф, 2005.
  • 2. Культурология. Учебное пособие. – М.: Юнити, 2005.
  • 3. Кордон М.В. Українська та зарубіжна культура: Підручник. Видання 2-ге, стереотипне – Київ: Центр учбової літератури, 2007. – 576 с.
  • 4. Історія української та зарубіжної культури / За загал. ред. І. Крип'якевича. – К.: Либідь, 1994. – 656 с.: іл.
  • 5. Украинская и зарубежная культура: Навч.-метод. посіб. для самост. вивч. дисциплины. – К.: КНЕУ, 2003. – 367 с. ІSBN 966-574-439-9
  • 6. www.alexhistory.narod.ru
  • 7. Онлайн Библиотека http://www.koob.ru
  • 8. а также материалы с сайта http://www.popal.ru

  Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Источник: https://vuzlit.ru/547195/religiya_mesopotamii

1.1.1 Специфика месопотамскойрелигии

В месопотамской религии не было изображений,повествующих о деяниях богов. В течении всей истории Месопотамии мифыотносились лишь к области литературы.

1) Тексты молитв.Молитвы людей богам – это регламентированный процесс, преобладают две темы:рассказы о божествах и изложение в квазимифологическом стиле опыта верующего.

Метафизически божество воспринимается как ужасное,повергающее в трепет явление.

2) Мифы.Мифы – не религия. Их писали придворные поэты, писцы и цари (напр. Хаммурапи).Все эти произведения относятся скорее к литературе, чем к религии.

3) Описанияритуалов. Они в какой-то мере описывают деятельность храма, но лишькосвенно характеризуют религиозную жизнь.

Религию Месопотамии можно разделить на три: религиянарода, царя и жрецов. Жреческая религия сводилась, главным образом кобслуживанию идола и его храма.

Большая часть религии обретает смысл лишь постольку,поскольку она связана с личностью царя. Многие обычаи, распространенные на всехлюдей первоначально имели отношение лишь к царю.

Царь мог иметь видения, частное лицо не могло.Ежегодные сезонные праздники и погребальные церемонии представляли единтсвеннуюпризнанную линию связи человека с божеством. Проявление религиозных чувствпростого человека сводилось к формальным церимониям, не было интенсивным и неносило личного характера.

1.1.2 Религия

Религия в Междуречье играла очень важную роль. Ею былапронизана вся жизнь древнего общества.

Шумеры: Ан (небо), Ки (земля (богиня)), Энлиль(позднее Бел), Энки (Эа).

Боги Ану (бог неба), Энлиль (грозный бог земли), Эа(кроткий бог воды) (бог Эреду) возглавляют пантеон богов. Адад (бог грома),Ашшур (племенной бог ассирийцев), Мардук (бог вавилонян). Сын Мардука – Набу(бог Борсиппы). Небесные тела – тоже боги.

Сын Энлиля – Нинурта (Син) (город Ур), бог луны. Егосын, Шамаш(шумерский Уту) (города Ларс, Сиппар) – бог солнца, правды исправедливости. Дочь Наннара – Инанна, богиня плодородия. У аккадцев своя –Иштар.

Позднее они объединились. Иштар – вооруженная до зубов богиня, дарующаяпобеду царю, которого любила. В то же время – олицетворение и покровительницаплотской любви.

(город Урук) Она была сначала дочерью, а потом женой Ану.

Нергал и его супруга Эрешкигаль – “повелителиподземного мира”. Нергал – властитель царства мертвых и бог чумы.

Таммуз – каждый год умирает, его смерть принято былооплакивать.

Богиня Гула – богиня врачевания, первоначально –смерти (атрибут – собака). Богини-матери: Баба, Мама.

В течении долгого времени сохранялись пережитки фетишизма, тотемизма, анимизма.Мотыга, секира, копье считались сверхъестественными предметами. Ашшур былпокрыт птичьими перьями.

Символы богов:

Шамаш – солнечный диск.

Син – полумесяц.

Иштар – восьмиконечная звезда.

Мардук – копье, мушхушшу(лев+змея+орел).

Набу – стилос.

Гула – собака.

Эа – кусарикку (коза+рыба).

Адад – бык.

В первобытные времена вождя убивали, позже этот обрядстал чисто символическим. На пятый день нового года царь отправлялся в храмМардука, но верховный жрец отнимал у него корону и скипетр и стегал плетью.Если при этом царь плакал, то считалось, что год будет удачным. В конце концоватрибуты власти царю отдавали.

1.2 Загробная жизнь

Вера в загробную жизнь не получила в Междуречье такогораспространения, как в Египте, хотя культ умирающего и воскресающего богарастительности Таммуза был весьма популярен и там, а день его возвращения изцарства мертвых считался большим праздником. Но в Вавилонии это божество несвязывали с воззрениями о загробной жизни, как это было в Египте.

В вавилонской литературе мы неоднократно встречаемся смифами, легендами и даже эпосом, в которых основной идеей является идея поисковбессмертия, вечной жизни. Наоборот, в египетской литературе нет ни одногопоизведения, посвященного этой теме. Египтянам не нужно было искать вечнойжизни, они ее “имели”.

1.2.1 Похороны

Подобно другим древним народам, ассирийцы шумновыражали свою скорбь. Как только человек умирал, члены его семьи начинали

· раздирать на себе одежду

· царапать лицо и грудь

· посыпать голову пеплом

· покрывать голову прахом

Покойников не мумифицировали, их обмывали, обливалипахучими маслами, попроще одевали и хоронили. Умершего снабжали всем: пищей,одеждой, украшениями, утварью. Могилы строились из кирпича. Это были обширныеподземные камеры.

1.3 Мифы о мироздании

1.Анусоздал ануннаков (подземных духов), злаки, скот. Боги ели, пили, но не моглинасытиться и наесться. Тогда Эа посоветовал Энлилю создать людей, которыеприносили бы богам жертвы. Но сначала люди были дикими. Поэтому богам пришлосьповелеть, чтобы люди стали настоящими людьми.

2.(очень широкое распространение) Ану, Энлиль и Эа создали людей и животных, затемЭнлиль основал пять городов, поселив в одном из них царя, которому следовалиостальные девять царей. При последнем из них Энлиль разгневался на людей,устроил потоп. Эа посоветовал Зиусудре построить корабль. Энлиль потом даровалЗиусудре вечную жизнь.

3.(by Хаммурапи) “ЭнумаЭлиш” (“Когда вверху”)

“Когда высьеще не была названа небом, а внизу твердь еще не звалась землей, когда водыОкеана и Бездны были смешаны между собой, когда ни одно поле еще не былосотворено и ни одного болота не было видно, когда никто еще не был наделенименем и ничья судьба еще не была определена, – тогда были сотворены первыебоги…

Первобытные силы (Апсу, Мумму, Тиамат) природы решили погубить богов, Апсу иМумму одолели, Тиамат не смогли. Мардук решил ее победить, его сделали царем,он ее победил, рассек ее пополам, из одной половинки сделал небо, из другойземлю. Убил предателя Кингу, на его крови замесил глину(!!!), создал человека.

1.3.1 Культ бога Таммуза

Таммуз умирает, его возлюбленнояИштар спускается туда, “откуда входящий никогда не выходит”. Грозитразбить двери и выпустить мертвецов. Ее пускают и заточают в темницу. Эасоздает Асушунамира, посылает его, посоветовав обратить внимание на бурдюк сживой водой. Таммуза и Иштар выпускают.

1.3.2 Эпос о Гильгамеше

“Ша нагба имуру” (“Тот, кто всевидел”)… змея подползла к траве и сожрала ее.

1.3.3 Мифы о Этане и Адапе

В мифах об Этане и Адапе также отразилась идея поисковбессмертия.

Этана пытается взлететь на крыльяхорла на небеса, чтобы там раздобыть “траву рождения” (аналогично “траве жизни”)Орел обращает ее внимание на то, что все предметы на земле кажутся все меньше именьше.

Этана поднялась на небо Ану, но травы там не оказалось. Пришлось лететьвыше, на небо Иштар. Земля стала не видна. На этом миф обрывается,так как конец таблички был отбит, но повидимому он упал и разбился насмерть.

Таким образом, вечной жизни он не добился.

Адапа, сын бога Эа и смертнойженщины ловил рыбу в персидском заливе, налетел Южный ветер и перевернул еголодку. Адапа, рассердившись обломал ветру крылья. Семь дней Ветер не вылетал,бог Ану забеспокоился. Он вызвал Адапу к себе на суд.

Эа предупредил сына,чтобы тот не ел и не пил со стола Ану: “Когда ты предстанешь перед Ану,тебе предложат еду смерти – не ешь ее, тебе предложат воду смерти – не пейее.

” Кроме того он предложил одеть траурную одежду, чтобы заручитьсясочувствием небесных привратников, Таммуза и Гишзиды.

Ану встретил Адапу словами:”Нет пощады!”, но по настоянию Таммуза и Гишзиды сменил гнев намилость и решил подарить Адапе бессмертие. Он предложил ему “водужизни” и “еду жизни”, но тот отказался. 🙂

1.4 Жречество

Участвуют в строительстве плотин, каналов. Жрец долженбыл обладать высоким ростом, представительной внешностью6 здоровыми зубами(чтобы не шепелявил и четко произносил священные формулы). Позднее появилисьразные категории жрецов.

Божества женского рода обслуживались жрицами.”Святые девы” – затворницы, посвятившие себя богу и “священныеблудницы” – отдававшие доход от проституции храму.

Богам приносились жертвы, жрецы учили, что для этогочеловек и создан.

1.4.1 Почитание богов и жертвоприношения

Изображения богов  были подлинной и адекватнойреализацией божественного присутствия, являемого в традиционном человеческомоблике. Изображения божества играли в культе и в частном богослужениицентральную роль, что подтверждается широким распространением дешевых копийизображений.

Если изображение выносили из святилища, с ним удалялся и бог,выражая свой гнев против города или страны.Только в мифологическом планесчиталось, что боги обитают в космологических пространствах.

Со II тысячелетияв некоторых районах Месопотамии объектом поклонения стали чудовищные комбинациииз человеческих и животных форм. Их признавали адекватными воспроизведениямибожественных страстей и подвигов.

Для “установления личности” бога –единственной гарантии функционирования статуи как адекватного воплощениябожества – важны были на столько детали лица, сколько одежда и прочие атрибуты.

Изображения богов создавались в специальныхмастерских, после этого они освящались. Безжизненная материя превращалась в”сосуд божественного присутствия”. Ритуал “омовения рта”.

Храм играл определенную роль в принесении клятв и впроцедуре “божьего суда”. Он контролировал меры веса и ставкупроцента. В храм посылались лучшие с/х продукты.

Богов в храме Урука кормили два раза в день (утром ивечером). Два блюда, “основное” и “второе”. Церемониал,характер и число блюд приближаются к человеческим меркам. Он отражает обычаивавилонского двора.

Блюда, побывавшие у божества, отсылались царю(возможно, что и жрецам). Еда для жрецов шла отдельно.

В трапезе своих почитателей божество Месопотамииучастия не принимало. Прислуживающие богу питались с его стола6 но за одним сним столом не сидели.

В существовании идола критическим моментом было егоизготовление, в жертвенной трапезе критическим моментом был акт поглощенияпищи! Идол поглощал ее, глядя на нее. Бога, поглощающего пищу, скрывализанавесями от людей (и жрецов тоже). Изображения жили реальной жизнью (еда,общение, секс, охота).

1.5 Колдовство и гадание

Из библиотеки Ашшурбанапала до нас дошли целыесборники заклинаний маклу и шаклу (“сожжения”) Ведьмы изготовлялифигурки своих врагов из глины, смолы, меда, теста, дерева и т.д. и прокалывалиих, ломали или жгли.

Наряду с добрыми богами, которых можно разжалобитьмольбами и умилостивить жертвами, существовали злые духи, которых не задобритьникакими средствами. “Не мужчины они и не женщины, они не имеют жен и непроизводят детей”. Они не внемлют молитвам и поражают всех, кто имвстретится. Единственный способ защиты – колдовство.

Злые богини: Лилит (“Ночная”) и Лабарту.

Если человек оскорбил богов своим поведением, то онимогли наказать его, отдав на растерзание беспощадным демонам.

По различным предметам предсказывали будущее.Например, по полету птиц, по колебанию пламени свечи, по печени овцы, поразличным отклонениям у новорожденных животных (например две головы).Перебегающая дорогу гиена приносит несчастье, рыжие тараканы – счастье, черные- неудачу. И т.д.
и т.п.

© Реферат плюс

Источник: https://referatplus.ru/religiya/1_relig_0108.php

ovdmitjb

Add comment